Научная статья на тему 'Инструменты противодействия криминализации общества в системе обеспечения экономической безопасности'

Инструменты противодействия криминализации общества в системе обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3418
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / CRIMINALIZATION / ECONOMIC SAFETY / COUNTERACTION TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев Александр Владимирович

Статья посвящена анализу инструментов противодействия криминализации общества. Автор отражает принципы организации процесса декриминализации, как наиболее важного фактора обеспечения экономической безопасности страны. В статье определены общие и специальные инструменты противодействия криминализации в системе обеспечения экономической безопасности. Отдельное внимание уделяется экономическим инструментам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грачев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools of counteraction of criminalization of a society in system of maintenance of economic safety

Article is devoted the analysis of tools of counteraction of criminalization of a society. The author reflects principles of the organization of decriminalization, as most important factor of maintenance of economic safety of the country. In article the general and special tools of counteraction of criminalization in system of maintenance of economic safety are defined. The separate attention is given to economic tools.

Текст научной работы на тему «Инструменты противодействия криминализации общества в системе обеспечения экономической безопасности»

Грачев А.В. Инструменты противодействия криминализации общества в системе обеспечения...

УДК 338.242

А.В. Грачев*

Инструменты противодействия криминализации общества в системе обеспечения экономической безопасности

Статья посвящена анализу инструментов противодействия криминализации общества. Автор отражает принципы организации процесса декриминализации, как наиболее важного фактора обеспечения экономической безопасности страны. В статье определены общие и специальные инструменты противодействия криминализации в системе обеспечения экономической безопасности. Отдельное внимание уделяется экономическим инструментам.

Ключевые слова: криминализация, экономическая безопасность, инструменты противодействия.

A.V. Grachev*. Tools of counteraction of criminalization of a society in system of maintenance of economic safety

Article is devoted the analysis of tools of counteraction of criminalization of a society. The author reflects principles of the organization of decriminalization, as most important factor of maintenance of economic safety of the country. In article the general and special tools of counteraction of criminalization in system of maintenance of economic safety are defined. The separate attention is given to economic tools.

Keywords: criminalization, economic safety, counteraction tools

Криминализация общества - серьезная угроза для всей системы национальной безопасности Российской Федерации. Масштабная криминализация общественной жизни способствует сращиванию криминальных структур с исполнительной и законодательной властью. Осуществляются попытки поставить под контроль криминальных экономических субъектов отдельные государственные структуры и средства массовой информации. В современных условиях тревогу вызывает не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а переход теневой экономики в новое качество, выражающееся в криминализации системы государственного управления.

Для противодействия криминализации общества необходим широкий спектр мер воздействия на причины, ее порождающие, с целью устранения или нейтрализации ее последствий. Если принять во внимание тот факт, что криминализация - это не только рост преступности, то и защита от ее эффектов не должна сводиться только к воздействию на преступность и преступников. Переловив всех бандитов и коррупционеров, исправить ситуацию невозможно [1].

Противодействие криминализации общества, основной угрозы экономической безопасности, мы рассматриваем как управленческий процесс. Управление имеет несколько определений, однако все они подразумевают наличие цели. В управлении цель является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Среди целей разного уровня выделяют стратегические, тактические и оперативные [2]. Стратегической целью противодействия криминализации как угрозы экономической безопасности является достижение такого динамического состояния системы обеспечения экономической безопасности, которое обеспечивало бы соответствие деятельности всех ее подсистем и элементов реалиям дня, интересам личности, общества и государства, а также адекватное реагирование на новые экономические угрозы, связанные с обострением криминальной ситуации в экономической сфере [3].

Понимание управления как функции организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ, вызывает необходимость не простого представления перечня конкретных функций и инструментов органов, специализирующихся в противодействии преступлениям в сфере экономики, а разработки комплекса взаимосвязанных действий органов противодействия криминализации социально-экономической сферы общества в стратегическом и тактическом плане, которые должны обеспечивать достижение указанной выше цели.

Поэтому реализация цели обеспечения экономической безопасности, закрепляющей приоритеты государства в указанной области, должна осуществляться: в контексте общегосударственной политики реформирования российского общества; посредством государственной координации деятельности различных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих экономическую безопасность; с

* Грачев, Александр Владимирович. Преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, пр. Королева, д. 46, корп. 3., кв. 230. Телефон: 306-77-12; 8-905-205-13-87. Email: grachevalexunder@rambler.ru

* Grachev, Alexander Vladimirovich. The teacher St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The address: Russia, SPb, Koroleva str., 46-3-230

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

использованием внутренних и внешних федеральных, региональных и местных ресурсов -организационных, интеллектуальных, информационных, материальных, финансовых и др. [4].

Процесс противодействия криминализации - это социальный управленческий процесс, т.е. воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития [5]. Суть комплексной защиты от криминальных факторов выражает понятие «декриминализация». Отступая от юридического определения этого термина, согласимся, что декриминализация - это основанная на принципах комплексного программирования и планирования деятельность государства, направленная на устранение причин и социально-экономических последствий криминализации, обеспечение такого уровня общественной защищенности от процесса криминализации, его реальных и потенциальных угроз, который не препятствует развитию государства, общества и личности [6].

В сферу деятельности по обеспечению безопасности попадают: предотвращение и устранение прямых и косвенных, объективных и субъективных предпосылок криминализации; минимизация социальных последствий криминализации. Иными словами, обеспечение безопасности от преступных посягательств предполагает целый комплекс мер, который лежит за пределами сферы уголовного права. Правовые, социальные, экономические, политические, культурные ресурсы должны быть задействованы для решения единой цели - обеспечения индивидуальной, общественной и национальной безопасности от воздействия криминализации.

С позиций обеспечения безопасности комплекс превентивных мер должен состоять из собственно доктрины национальной безопасности, включающей определенную идеологию и программу действий; правовой основы - системы законов, позволяющих защитить интересы общества и его институтов; системы государственных сил и органов, функциональная задача которых - обеспечить безопасность общества; общественной системы безопасности. Обязательным условием эффективного функционирования данной системы является ответственность власти перед обществом, строгое выполнение управленцами своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества.

С точки зрения Ю.М. Антоняна, противодействие криминализации должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях: воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие криминогенным эффектом, - стратегическое направление; выявление и предотвращение преступлений, которые могут быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время; пресечение совершающихся преступлений, задержание виновных и предание их суду [7]. Это также подчеркивает необходимость осуществления противодействия криминализации социальноэкономической сферы общества на разных уровнях, а не только на уровне борьбы с преступностью.

На стратегическом уровне формирование механизма противодействия криминализации охватывает определение целей, принципов, задач, функций данной системы, ее ресурсного обеспечения, механизма взаимосвязи и разрешения внутренних конфликтов между элементами, форм, средств и методов воздействия системы на теневые экономические процессы - т.е. прежде всего это организационное воздействие.

Выделяют две группы инструментов декриминализации. Первая группа инструментов - общие инструменты, направлена на уменьшение криминогенного потенциала общества путем долгосрочного изменения его фундаментальных основ. Применительно к экономической сфере, данные инструменты призваны воздействовать на экономику в целом. По своей сути, характеру и целевому назначению общие инструменты призваны решать проблемы гораздо более масштабные, чем те, о которых идет речь в настоящей работе. Вместе с тем часть инструментов направлена непосредственно на обеспечение декриминализации. Это специальные инструменты, которые воздействуют на непосредственно криминальную экономику через систему специально уполномоченных на то органов. Специальные меры, в отличие от общих, предметно ориентированы и направлены на борьбу с отдельными проявлениями криминализации и используются на оперативно-тактическом уровне. К этой группе отнесем меры, связанные с работой правоохранительных органов, карательной практикой. Оптимизация деятельности в этих сферах в конечном итоге предполагает повышение эффективности борьбы с конкретными видами преступности, своевременное реагирование на единичные преступления, обеспечение неотвратимости ответственности лиц, совершивших преступное злодеяние, возмещение вреда потерпевшим. Поэтому можно сказать, что специальные меры обладают «точечным» воздействием на процесс криминализации. К специальным инструментам относят уголовно-процессуальные, административно-правовые, технические, силовые и др.

Сочетание различных мер, методов и уровней воздействия на криминализацию возможно лишь при комплексном, программном подходе, опирающемся на принципы управления, с учетом особенностей цели и условий их применения. Принципы управления системой противодействия криминализации социально-экономической сферы общества должны определять не очевидные, а более глубокие, именно принципиальные закономерности и одновременно служить руководством к практическим действиям.

Несомненно, разрабатывая меры декриминализации, необходимо учитывать условия места и времени, конкретные обстоятельства, в которых проходит криминализация. Тем не менее, существуют общие принципы, на которых должна базироваться деятельность по обеспечению декриминализации. Это комплексное программирование и планирование деятельности; иерархическое деление субъектов обеспечения безопасности; четкое закрепление за субъектами разного уровня круга задач в соответствии с их компетенцией [8].

Взяв за основу общие принципы управления любой системы, выделим принципы обеспечения экономической безопасности, в т.ч. и в сфере противодействия криминализации.

Принцип системности, который предполагает: во-первых, учет зависимости между всеми элементами программного комплекса (объектно-субъектные отношения, взаимосвязь целей, задач

и средств, методов их достижения и др.); во-вторых, иерархию субъектов декриминализации, четкое разграничение областей компетенции, функций, ответственности; в-третьих, временное структурирование, т.е. выделение этапов декриминализации; в-четвертых, комплексность по отношению к мерам, производимым внутри отдельных элементов программы [4].

Управленческие элементы государственных органов, напротив, работают как жесткие, иерархические структуры, в которых субъекты, находящиеся в одном уровне, практически не взаимодействуют или взаимодействуют в основном через центральные звенья управления. В то же время теневая экономика и преступность с точки зрения теории управления работают как современные сетевые структуры. Каждый элемент теневой экономики может в свою очередь рассматриваться как система, а сама теневая экономика представляет собой один из компонентов более широкой системы - национального хозяйства. Иерархическая структура теневой экономики характеризуется множеством связей между компонентами, наиболее значимыми из которых являются связи координации и субординации [9].

Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип системности применительно к процессу обеспечения экономической безопасности:

- аддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов от деятельности органов обеспечения экономической безопасности в нее входящих;

- эмерджентность системы обеспечения экономической безопасности - означает несовпадение стратегической цели системы обеспечения экономической безопасности с целями входящих в нее частей. В действительности, если анализировать цели функционирования каждого в отдельности органа обеспечения экономической безопасности или же отдельного инструмента, то ничего общего с определенной нами стратегической целью управления экономической безопасностью нет. Вместе с тем достижение каждым из субъектов экономической безопасности поставленной законодательством цели обеспечивает достижение общей цели системы;

- синергичность системы обеспечения экономической безопасности - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата. В управлении экономической безопасностью синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех субъектов и инструментов в стремлении к общей цели, что приводит к мультипликативности - умножению эффективности системы;

- адаптивность системы обеспечения экономической безопасности - способность системы противодействия криминализации приспосабливаться к новым внешним условиям (изменениям внешней политики, появлением новых видов преступлений, научно-техническим достижениям и т.д.), возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности.

Итак, основные цели и задачи системного подхода к обеспечению экономической безопасности заключаются в следующем: снижение эмерджентности; повышение синергичности; обеспечение положительной мультипликативности в организации; обеспечение устойчивости функционирования организации; обеспечение адаптивности работы организации; обеспечение совместимости работы подсистем организации; обеспечение эффективной работы обратных связей в организации, как внутри подсистем, так и между подсистемами.

Принцип адекватности означает, что программа должна соответствовать условиям времени и места реализации (конкретным историческим условиям, внутреннему и международному положению страны, уровню экономического развития и др.), учитывать их специфику. Если говорить о применении этого принципа непосредственно к объекту программы, то его суть сводится к тому, что инструменты декриминализации должны отвечать современным тенденциям развития криминальных процессов.

Принцип вариативности предполагает, что система мер декриминализации должна учитывать все возможные векторы криминализации, быть гибкой в соответствии с изменениями криминальной и социальной реальности.

Принцип открытости. Важно, чтобы программа строилась с учетом общественных интересов, обеспечивала четкое усвоение декларируемых целей, задач и их одобрение, поддержку населением Российской Федерации. Принцип открытости также предполагает двустороннее взаимодействие между основными субъектами, осуществляющими декриминализацию общества, и гражданами в вопросах разработки и реализации программы.

Что касается обеспечения экономической безопасности, в т.ч. и в сфере противодействия криминализации, то здесь обязательно должен присутствовать принцип «обратной связи» на всех уровнях управления, начиная с общегосударственного и заканчивая конкретными управленческими действиями должностных лиц. Этот принцип напрямую связан с принципом цели. В кибернетике под целью понимается действие обратных связей, при которых информация о разнице между требуемым и фактическим стимулирует приближение системы к оптимальному состоянию [10]. Сущность «обратной связи» заключается в том, что информация (ресурсы) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для системы обеспечения экономической безопасности принцип обратных связей должен работать следующим образом. Выходящая информация, например критерии обеспечения экономической безопасности, риски или же показатели, характеризующие раскрываемость преступлений в сфере экономики, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени. Управленческие структуры органов обеспечения экономической безопасности постоянно проводят их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления.

Проанализируем основные общие инструменты, сгруппировав их по блокам в соответствии с общепринятыми видами управленческих воздействий: административные (политические), экономические или юридические (правовые)).

Экономические инструменты. Экономический инструмент - это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономические инструменты несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства). К экономическим инструментам относят способы и средства управления экономикой, регулирования экономических процессов и отношений, а именно: объемы и структуру производства; инвестиции; структуру и формы собственности; денежную массу и параметры денежного обращения; доходы и расходы бюджета; трансферты; налоги и налоговые ставки, налоговые льготы; тарифы оплаты труда; цены; кредиты; банковские ставки кредитного и депозитного процента; ставку рефинансирования центрального банка; внутренние и внешние займы; государственные закупки; конкурсы, аукционы; санкции, штрафы; экономические стимулы, льготы, преференции [11]. Правильное использование каждого из указанных инструментов способно оказать существенное влияние на соотношение теневой и официальной экономики, на степень распространения криминализации. Их применение может быть более эффективным, чем регулирование, основанное на предписаниях, потому что стимулируют хозяйствующие субъекты корректировать свое поведение через обмены, основанные на схеме «затраты-результаты».

Несовершенные или устаревшие инструменты часто способствуют снижению экономической эффективности. Неадекватное применение экономических рычагов регулирования экономики может привести к возникновению существенных издержек или неэффективностей, как в отдельных экономических секторах, так и во всей экономике в целом. Наиболее вероятными непосредственными результатами неадекватного регулирования в конкретном секторе экономики могут стать более высокие цены, низкое качество услуг и дестимулирование инновационных процессов, т.е. факторы, прямо и косвенно снижающие уровень экономической безопасности государства [12]. Таким образом, для обеспечения максимизации общественного благосостояния как социально-экономического фактора снижения уровня криминализации, государство при достижении поставленных целей должно использовать наименее ограничительные способы регулирования [13].

Использование такого инструмента как система сбалансированных экономических показателей для целей эффективного управления и контроля за состоянием экономики выглядит следующим образом:

Контролирующие органы Минфина РФ с некоторой периодичностью собирают (требуют) информацию об анализе использования финансирования. Занесенные в «матрицу» показатели из отчетов обрабатываются по заданным алгоритмам и проверяются на взаимоувязку. В результате чего органы управления экономикой должны получить: отчет об эффективности деятельности проверяемого субъекта и отдаче своих инвестиций и финансирования в эту сферу; на основе взаимоувязки показателей и анализа получает информацию о возможных хищениях, злоупотреблениях, неэффективном расходовании средств (камеральная ревизия); возможность планировать доходы и осуществлять эффективное управление, в т.ч. иметь возможность оперативного своевременного вмешательства и быстрого реагирования; возможность эффективного (правильного, разумного, соответствующего достигнутым результатам) стимулирования управленцев проверяемого хозяйствующего субъекта.

Для получения данных, необходимых для проведения подобного анализа в условиях неполноты информации, должны быть созданы механизмы, стимулирующие экономических субъектов раскрывать и передавать требуемую информацию. Кроме того, в рамках анализа затрат и результатов значительное внимание должно быть уделено оценке риска. Следует помнить, что рынок является динамичной системой, и проблемы редко удается полностью решить в самом начале. Поэтому государство должно создавать и активно использовать механизмы мониторинга, позволяющие постоянно оценивать эффективность выбранной формы регулирования.

На основе экономических показателей осуществляется экономическое моделирование деятельности - другой инструмент экономического характера.

Модель призвана облегчить работу аналитиков, результат деятельности которых - информация для принятия решения руководством. Такие задачи возникают на проектах, как связанных с разработкой стратегии системы обеспечения экономической безопасности, так и на тех, что имеют более узкую направленность, например, по постановке системы планирования, оптимизации конкретных действий органов обеспечения экономической безопасности. В модели должны быть предусмотрены аналитический блок, на основании которого можно проводить оптимизацию оперативных действий (маржинальный анализ); финансовый блок, на основании которого можно оптимизировать финансовую политику. С учетом четкого разграничения полномочий и уровней ответственности (регламенты, система документооборота) становится возможным более эффективное управление, как самими органами обеспечения экономической безопасности, так и экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Таким образом, появляется реальный инструмент управления. Экономические инструменты должны содержать средства, направленные на обеспечение законной деятельности хозяйствующих субъектов, а также санкции за нарушения.

В совокупности санкции как экономический инструмент могут заставить хозяйствующих субъектов, нарушающих установленные законодательством требования, понести существенные

издержки, которые могут превышать размер любых штрафов, взимаемых с них. Например, отзыв лицензии на право осуществления той или иной деятельности влечет потерю прибыли, величина которой определяется объемами отзываемой продукции, издержками вынужденного простоя, сопровождающего снижение объемов продаж из-за потери репутации фирмы.

Установление штрафных санкций за нарушения в области экономики - один из экономических инструментов противодействия криминализации социально-экономической сферы общества. Размеры этих санкций, по нашему мнению, должны определяться исходя из того, что сокращение нарушений в области экономики возможно при наличии двух факторов: значительные штрафные санкции за нарушение; ожидания хозяйствующих субъектов того, что нарушения рано или поздно будут обнаружены.

Без этих двух существенных элементов хозяйствующие субъекты будут брать на себя риск, связанный с применением незаконных способов хозяйствования. С одной стороны, если текущая приведенная стоимость штрафов за нарушение мала, то хозяйствующие субъекты могут предпочесть взять на себя риск, несмотря на то, что вероятность обнаружения правонарушения велика. Применение санкции или уплата штрафа в этом случае может рассматриваться как неприятный факт, но не как стимул для обеспечения законных способов хозяйствования. Поэтому необходимо увеличение имущественных санкций, которые бы выполняли две важных задачи: уменьшали выгодность теневой экономики и восстанавливали причиненный вред. Кроме того, необходимо включить экономическое воздействие через взыскание судебно-следственных расходы с осужденного по утвержденным Минюстом и МВД тарифам. Этот экономический стимул будет иметь и другое совершенно конкретное направление

- улучшение работы суда, следствия. Нельзя будет до бесконечности растягивать сроки предварительного расследования. Расследования сверх установленного срока - для преступника бесплатно, за счет ОВД. Это реальный экономический рычаг повышения ответственности в работе следствия, в удешевлении аппарата правоохранительных органов. Этот шаг, предпринятый в масштабах страны, увеличит доходы, совершенно не ущемляя пенсионеров, работников бюджетной сферы и другие, не причастные к совершению преступлений и незащищенные слои населения. Получаемые таким образом платежи очень реальны, поскольку две трети осужденных приговариваются к наказаниям без лишения свободы, т.е. это граждане, работающие и получающие зарплату, на которую может быть обращено взыскание.

С другой стороны, если вероятность обнаружения нарушения является низкой, производители также могут предпочесть взять на себя риск, несмотря на то, что размер потенциальных штрафов в случае обнаружения несоответствия может быть велик. В итоге вероятность обнаружения правонарушений экономической деятельности помноженная на текущую стоимость потенциальных штрафов, будет сопоставляться с издержками, связанными с обеспечением законных способов хозяйствования.

Средства обеспечения выполнения установленных требований должны соблюдать демаркацию между добросовестными и недобросовестными хозяйствующими субъектами. Механизмы обеспечения соответствия не должны побуждать добросовестных субъектов к разрушению этих механизмов. Для того, чтобы обеспечить максимальную гибкость системы санкций, необходимо изучить весь широкий спектр возможных альтернатив. Тогда он сможет применять различные санкции в зависимости от серьезности ущерба безопасности; размеров ущерба для экономики и общества; того, являются ли нарушения хозяйствующего субъекта систематическими.

Гибкость системы санкций имеет преимущества для управляющего звена, хозяйствующих субъектов и потребителей, поскольку она позволяет реализовать такую схему санкционирования, в рамках которой будет не только учтено различие между изменяющимися уровнями риска, но и поведение производителей. Например, в случае незначительного отклонения от стандарта, допущенного хозяйствующим субъектом с хорошей «историей соответствия», регулятором может применяться административное наказание низкого уровня. С другой стороны, хозяйствующие субъекты, которые ведут себя чрезмерно оппортунистически и предлагают продукцию с серьезными нарушениями, должны преследоваться и штрафоваться. Используя такую гибкую систему санкционирования, регулятор может стимулировать надлежащее корпоративное поведение производителей и способствовать недопущению ведению хозяйствующими субъектами противоправной деятельности. Гибкость системы санкционирования важна и потому, что позволяет сравнить эффекты от криминальной экономической деятельности, с эффектами влияния применяемых санкций на все вовлеченные в процесс стороны и на экономику в целом. Например, использование некоторых средств санкционирования может быть нежелательным, если повлечет уменьшение доступа потребителей к определенным видам товаров или услуг. Еще одно преимущество создания гибкой системы санкций состоит в том в ее рамках может быть выбран такой механизм, как корректирующее оповещение, который позволит эффективнее информировать общественность о тех хозяйствующих субъектах, которые ведут свою деятельность в рамках закона или с его нарушениями. Задачей экономических инструментов является также оценка эффективности действующих экономических показателей (ставки налогов, размер сумм, которые можно вывозить из страны, различные лимиты, квоты и т.д.) и регулирование экономики с целью минимизации теневых деструктивных явлений.

В стратегическом плане экономические инструменты государства направлены не только на минимизацию теневой экономики, но и на увеличение сферы нормальной экономики, увеличение темпов экономического роста [14]. В связи с этим должна произойти смена стратегии экономического развития. Важно выйти из гонки по экспорту энергоносителей и перевести экономику России с сырьевой направленности на опережающее развитие высокотехнологичных, наукоемких производств. Также необходимо переориентироваться с решения проблем внешнеэкономического характера (вступление в ВТО, выплата внешнего долга) на решение социально-экономических проблем, на

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

нужды и интересы российских граждан. В.А. Ядов справедливо отмечает, что «стратегия "догоняющей модернизации” не может привести к успеху уже потому, что "догоняемый” наращивает свой потенциал, не имея для этого достаточно экономических и социокультурных ресурсов» [15]. Долгосрочная стратегия предъявляет новые требования к методам и механизмам реформирования в области финансово-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, инвестиционной политики.

Для активизации противодействия теневой экономике возможны следующие экономические меры стратегического воздействия: предполагается оперативно оптимизировать систему доходов населения (по отраслям и сферам деятельности, месту работу и др.); упростить процесс регистрации субъектов хозяйственной деятельности и легализовать объекты собственности; осуществлять мероприятия по расширению доступа предпринимателей к нормативной документации, включая создание сайта с бесплатным доступом и максимально наглядным представлением информации по вопросам налогообложения и регулирования хозяйственной деятельности [16].

В социальной сфере экономические инструменты призваны обеспечить скорейшее решение всех социальных проблем жизни граждан России, защиту населения от неблагоприятных последствий рыночных преобразований, сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения, максимальное приближение возможностей людей к законному удовлетворению их потребностей и оказание содействия правомерной реализации жизненных установок. Особого внимания требуют социальные проблемы, свидетельствующие о глубочайшем неблагополучии общества. Это наркомания, проституция, детская безнадзорность и беспризорность, алкоголизм.

Кроме того, значение экономических инструментов возрастает в условиях глобализации финансовых отношений, когда экономически сильное государство необходимо для поддержания не только «правил игры» на внутреннем рынке, но и экономической безопасности на мировом рынке. Отечественная экономика может сохранить конкурентные позиции, если Россия будет обладать достаточной экономической и политической мощью.

Политические инструменты. В сфере политики важным представляется наведение порядка в структурах власти и управления, отработка системы контроля общества за деятельностью органов исполнительной власти. Для этого необходимо выстраивание системы действенных и инициативных институтов гражданского общества. Определяющим и одновременно исходным фактором декриминализации общества, первым технологическим шагом в ряду других является, по мнению

В.В. Кривошеева (с которым нельзя не согласиться), «появление и проявление соответствующей политической воли у высшей законодательной и исполнительной власти в стране, т.е. у элиты общества» [17]. На протяжении всех 90-х гг. такой воли, нацеленной на декриминализацию общества, всей совокупности социальных отношений было недостаточно.

Учитывая специфику нашего менталитета и реально сложившегося механизма управления и власти, мы считаем необходимым наличие такой воли, прежде всего, у высших руководителей исполнительной власти, президента и председателя правительства. О необходимости проявления политической воли свидетельствует и один из принципов управления - принцип единоначалия или централизованности. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра (Президент РФ, Совет Безопасности РФ), когда все части организации руководствуются едиными командами и пользуются заранее определенными правами.

Для пресечения криминализации необходима твердость политической воли. С хозяйствующими субъектами, совершающими нарушения в экономической сфере, должна вестись самая решительная, жестокая и беспощадная борьба, т.е. необходимо применять адекватные меры, как минимум увеличивая меры ответственности за совершение преступлений экономического характера. До населения нужно широко доводить не промежуточные, как у нас это бывает («задержали», «арестовали», «привлекли»), а конечные результаты, т.е. сообщать о том, какие меры наказания понесли преступники. Но одними карательными мерами, даже самыми жестокими, с преступностью не покончить. Они должны сочетаться с широким комплексом антикриминогенных профилактических усилий государства и всего общества [18].

Во-первых, субъективность самого понятия «политическая воля» в реальности скрывает важнейший компонент любого управленческого процесса, политического действия, решения - их направленности и обоснованности.

Поскольку любое управленческое действие выражается в осознании ценностной характеристики какой-либо цели действия, а по структуре распадается на выработку решения и неукоснительное следование ему, стремление обязательно реализовать намеченное, то политическая воля, базируясь на некой цели, потребности создает предпосылку движения управляющей системы, ее изменения, ориентации в необходимом направлении [19].

Во-вторых, как раз в настоящее время наличие именно такой воли, установки в высших эшелонах власти, по нашему мнению, можно зафиксировать. Главное сейчас заключается в том, чтобы реализовывалась не декларативность, показной характер отдельных акций, а система реальных мер, обеспечивающих продвижение российского общества к правовому состоянию.

В-третьих, в качестве главного политического инструмента мы выделяем политическую волю еще и потому, что в мировой практике имеются примеры, когда ее проявление, т.е., наличие политической воли, останавливало общество у опасной черты криминальной деградации, не позволяло сползти социальным институтам, социуму в целом, в антиправовой и аморальный хаос. В настоящее время определенная воля элиты как будто проявляется. Дело в том, что эта воля постоянно должна

воплощаться в реальные действия, позитивные поведенческие акты и соответствующие решения, т.е. реализовываться через эффективные организационные и экономические инструменты.

Правовые инструменты. Правовая борьба с криминализацией социально-экономической сферы общества предполагает постоянное использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно, осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского, судебного, общественного) за антикриминалистической деятельностью. Последняя, как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы необходимого.

Задача государства в правовом поле, как уже было отмечено раньше, добиться того, чтобы на каждом временном этапе существования общества содержание теневой и криминальной экономик совпадало. Решение этой задачи дает возможность более четко ориентировать органы, противодействующие криминализации, на осуществление борьбы с данным явлением в сфере экономики. В действительности, нормы права должны четко и объективно запрещать тот или иной вид экономической деятельности, который несет вред обществу на данном этапе времени, против которых направляется деятельность правоохранительных органов, через разработку и использование своих специальных инструментов. В управленческом аспекте правовые инструменты, во-первых, определяют правила и границы управления, а во-вторых, объекты декриминализации - через составы экономических преступлений, и субъекты - через нормативные акты, регламентирующие деятельность органов обеспечения экономической безопасности.

В целом предписания, связанные с правовым воздействием на криминализацию (выявление, профилактика, привлечение к уголовной и иной ответственности, регулирование и ограничение правовых возможностей граждан и пр.), должны быть внутренне согласованы и на единой основе проведены через систему уже действующих нормативных актов. Это относится к законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, в особенности, так называемых силовых структур, устанавливающим статусы субъектов права, включая граждан, определяющим их права и обязанности, например, в сфере получения информации, деятельности СМИ, законодательству. Печальная практика указывает на необходимость введения жестких правил принятия решений в сфере борьбы с криминализацией, а также иным противоправным насильственным и в целом антиконституционным поведением.

В целях методологического обеспечения необходимых для этого коррекций законодательства следует ввести полезное во многих отношениях терминологическое уточнение, различая «криминализацию» как специфическое социальное явление, подлежащее всестороннему изучению средствами всего комплекса социально-гуманитарных наук, и собственно «криминальную экономическую деятельность», образующую разнообразные составы преступления и являющуюся непосредственным «объектом» усилий всей системы органов правопорядка: от структурных подразделений ФСБ и МВД до прокуратуры и суда включительно. Но они должны быть легитимны, их работа должна быть уважаема обществом и вестись дозволенными методами. Не следует допускать использования неконституционных структур для борьбы с криминализацией.

Что касается информационного обеспечения противодействия криминализации общества, проработке подлежат проблемы мониторинга криминализации и антикриминалистической деятельности; унификация ведомственных и межгосударственных подходов к статистическим учетам, расширения круга статистических данных о ее размерах, методах и инструментах противодействия и т.д.

Своевременные и адекватные правовые меры по выявлению и пресечению преступлений являются эффективными, но не единственными по борьбе с ними, поскольку это зло порождается многими социальными, политическими, экономическими, историческими и иными причинами.

Духовно-нравственные инструменты позволяют не только изменить характер господствующего в обществе массового сознания, привить здоровое правосознание гражданам, но и изменить социальный порядок в обществе. Как справедливо замечал Н.И. Ильин, «парламентский строй не исключает коррупцию; свободные выборы не исключают классовых программ; дуэль или убийство непредотвратимы внешними мерами; мобилизация армии неосуществима в порядке всеобщего принуждения; и только зрелое правосознание может искоренить в жизни взятку, классовую политику, убийство и дезертирство. Творить внешний порядок жизни право может только через внутреннюю упорядоченность души, т.е. через правосознание» [20]. На этом направлении важна решительная и последовательная работа по оздоровлению нравственно-психологической атмосферы в обществе, пропаганде патриотизма, идей сотрудничества и взаимопомощи, по повышению престижа права. Реализация этих направлений возможна только на основе конструирования «новой идеологии здорового консерватизма», поскольку именно общенациональная идеология обеспечивает обществу солидарность и согласие, придает ему определенную целостность, обеспечивает стабильность и устойчивость [21]. Правильное применение правовых и экономических инструментов обеспечивает реализацию управленческого принципа «монтера Мечникова», который гласит, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально [22]. Иначе говоря, общие инструменты можно назвать организационными, т.к. в них содержаться основные нормы и порядок организации институтов противодействия криминализации.

Организационными они являются еще и потому, что общие и специальные инструменты не существуют отдельно друг от друга - общие инструменты определяют порядок и характер применения специальных инструментов. Ведь эффективность противодействия криминализации особенно в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

профилактике разрастания ее масштабов во многом зависит от конкретных особенностей деятельности правоохранительных органов, т.е. специальных инструментов.

Другую классификацию инструментов противодействия криминализации социальноэкономической сферы общества представляет А.М. Манаенков. Он делит институты обеспечения экономической безопасности на экономические и правоохранительные [23].

Правоохранительные институты как существенная часть политико-правовых, экономических и социальных отношений входят в число необходимых условий жизнеспособности и эффективности государства, экономической безопасности и национального развития. За истекшее десятилетие накоплен огромный, давшийся немалыми потом и кровью, опыт становления правоохранительных структур. Этот опыт отразил все многообразие процессов развития новой российской государственности, гражданского общества, рыночной экономики. Он засвидетельствовал то непреложное обстоятельство, что отсутствие надежных механизмов правоприменительной и правоохранительной деятельности, политическая и организационная нестабильность в правоохранительной системе сводят на нет самые прогрессивные реформистские начинания, попытки преодолеть кризис и обеспечить экономический рост [24].

Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она обеспечивается всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. Таким образом, система органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны, представлена органами законодательной и судебной ветвей власти, органами со специальным статусом и исполнительными органами [25]. В действительности, как показывает практика, часть проблем может быть решена контролирующими органами государства, которые способны удержать часть деятельности хозяйствующих субъектов в правовых рамках, а другая часть - только специализированной системой правоохранительных органов.

Вне последовательной, выверенной правоохранительной стратегии в сфере экономической безопасности социально-экономические реформы не имеют шансов на успех. По мнению Ю.Е. Аврутина, «игнорирование этого обстоятельства приводило и приводит сейчас к тому, что борьба с экономической преступностью напоминает борьбу с ветряными мельницами, ибо ориентирована на последствия неразумно организованной экономики» [26]. Поэтому «ситуация с экономической безопасностью скорее напоминает тонущий корабль с массой пробоин (несовершенное законодательство, экономические механизмы регулирования), а команда в это время вместо заделки пробоин безуспешно пытается вычерпывать воду, борьба с которой бесполезна в силу ее большого воспроизводства (ежедневное воспроизводство экономической преступности)» [23].

В целях создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов экономической безопасности в России, все более актуальной становится задача постоянного совершенствования системы управления в сфере экономической безопасности, определения основных направлений деятельности органов государственной власти в данной области, формирования и преобразования органов обеспечения экономической безопасности, а также механизма контроля и надзора за их деятельностью.

В условиях масштабной криминализации экономики, когда на ее состояние оказывают системное влияние организованная преступность и коррупция, овладевшие разнообразными механизмами воздействия на принятие многих государственных решений, возможности изменения экономической политики и практики, разработки стратегии экономической безопасности в значительной мере зависят от способности государства, его правоохранительной системы коренным образом изменить криминальную обстановку в экономике.

Эффективность правоохранительной деятельности государства в сфере экономической безопасности в решающей мере зависит от продуктивности, целенаправленности действий самого государства в реализации стратегии социально-экономических преобразований, направленных на укрепление национальной экономики, расширение ее социальной базы, минимизацию социальных издержек экономической реформы, обеспечение верховной власти закона и дальнейшее развитие правовой основы рыночной экономики [27].

Рассматривая противодействие криминализации через призму обеспечения экономической безопасности, необходимо разделение угроз экономической безопасности на те, противодействие которым осуществляют инструментами экономической политики и те, препятствовать которым возможно лишь с использованием специальных инструментов правоохранительных институтов.

Из приведенных выше доводов видно, что совокупность экономических и правоохранительных инструментов, обеспеченных правовой поддержкой, образует систему инструментов обеспечения экономической безопасности. Для достижения общей цели каждая из указанных групп инструментов направлена на противодействие различным угрозам экономической безопасности. Данную группировку представим в разрезе национальных интересов России в сфере экономики (табл. 1).

В связи с этим возникает потребность разделения органов обеспечения экономической безопасности на две категории. Первая - органы, использующие для обеспечения экономической безопасности экономические инструменты, и органы правоохранительного обеспечения экономической безопасности. В настоящее время видно существенное возрастание роли и значения правоохранительного обеспечения экономической безопасности наряду с традиционными для него задачами.

Вместе с тем действенность декриминализации зависит от того, будет ли включена в нее вся система мер: экономических, социальных, правовых, нравственно-культурных, пропагандистских, административных, а также мер, связанных с правоохранительными и карательными органами.

Таблица 1

Инструменты противодействия угрозам национальным интересам России

в сфере экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальные интересы в сфере экономики

Основные угрозы экономической безопасности

Инструменты

противодействия

Способность

экономики

функционировать в

режиме

расширенного

воспроизводства,

нез ависимость

России на

стратегически

важных

направлениях

научно-технического

прогресса,

сохранение единого

экономического

пространства_________

Деформация производственной структуры с преимущественным развитием топливно-энергетического и сырьевого сектора_____________________

Снижение технического уровня производственного потенциала, его высокий физический и моральный износ

Низкая конкурентоспособность продукции_____________________

Недостаточная инвестиционная активность

Разрушение научно-технического потенциала

Повышение благосостояния и качества жизни населения

Высокий уровень бедности населения Рост безработицы______________________

Высокая дифференциация доходов

населения

Единство и устойчивость финансовобанковской системы

Слабость финансово-кредитных институтов, неразвитость фондового рынка_____________________________

Низкая монетизация экономики

Увеличение расходов на обслуживание государственного долга________________

Высокая долларизация экономики

Способность институтов власти создавать экономические и правовые условия для развития эффективной, социальнонаправленной экономики и исключения криминализации общества

Несовершенное законодательное и нормативно-правовое обеспечение

Рост инфляции

Криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой

Бегство капитала за границу

Экономические

инструменты

Правоохранительные

инструменты

Массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов

Таким образом, обеспечение экономической безопасности, в сфере противодействия криминализации социально-экономической сферы общества, это не простой набор общих и специальных инструментов, применяемых органами экономического и правоохранительного обеспечения экономической безопасности. Это управленческая деятельность всех институтов власти, основанная на общепринятых принципах управления. Также обязательным условием является использование принципов комплексного программирования и планирования деятельности; иерархического деления субъектов обеспечения безопасности; четкого закрепления за субъектами разного уровня круга задач в соответствии с их компетенцией. Эта деятельность направлена на достижение стратегических и тактических целей путем использования общих и специальных, экономических и правоохранительных инструментов.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Список литературы

1. Аврутин, Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). - СПб., 1988. - С. 93.

2. Антонян, Ю. М. Насилие. Человек. Общество. - М., ВНИИ МВД РФ, 2001.

3. Артамонов, И. И. Некоторые предложения по совершенствованию правовой основы борьбы с терроризмом // Терроризм в России и проблемы системного реагирования ; под ред. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. - С. 114-119.

4. Белов, О. С. Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы (По материалам Приволжского Федерального округа) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. - М., 2004.

5. Гончаренко, Л. П. Управление безопасностью : учебное пособие - М.: Кнорус, 2005. - С. 46.

6. Добренькое, В. И. Российское общество: современная ситуация и перспективы. - В сб.: Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» : в 3 т. - Т. 1. - М., 2003.

7. Дронов, Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. - 2001. - № 2.

8. Зайцев, В. А. Правоохранительные институты обеспечения экономической безопасности.

- Академия налоговой полиции ФСНП России. - 2003.

9. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика : учебное пособие по специальностям «Менеджмент» и «Государственное управление». - Москва: Аспект-пресс, 2002.

10. Ильин, Н. И. Теневая экономика и механизм ее ограничения : дис. ... канд. экон. наук.

- 08.00.01. - Саратов, 2000.

11. Карп, М. В. Налоговый менеджмент : учеб. для студентов вузов - М.: Юнити, 2006.

12. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления : учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - М.: Норма-инфра, 1999.

13. Кондрашова, В. К. Стратегический менеджмент: экономические инструменты : учеб. пособие / под общ. ред. В.К. Кондрашовой ; Моск. гос. ун-т печати. - М., 2003.

14. Кривошеев, В. В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. - 2004. - № 3. - С. 93-97.

15. Кузнецова, Л. Н. Проблемы формирования регионального налогового потенциала в современных условиях // Вестник СГСЭУ - 2007. - № 16 (2).

16. Кунц, Г. О. Управление : системный и ситуационный анализ управленческих функций. -М.: Прогресс, 1991.

17. Кутылкин, В. А. Экономическая безопасность и противодействие теневым процессам в банковской системе России : дис. ... канд. экон. наук. - 08.00.05, 08.00.10. - М., 2006.

18. Лобанова, О. В. Особенности криминализации современного российского общества: социокультурный анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2006.

19. Манаенков, А. М. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике : дис. ... канд. экон. наук. - 08.00.01, 08.00.05. - М., 2004.

20. Опшор, И. И. Экономические инструменты устойчивого развития // Мир науки. - 2005.

- № 1. - С. 9-14.

21. Петренко, И. Экономическая безопасность России: денежный фактор. - М.: Маркет ДС, 2003.

22. Радаев, В. В. Сетевой мир. - Эксперт. - 2000. - № 12 (223).

23. Радаев, Н. Н. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика. Россия и мир / под ред. Т. Шанина. - М., 1999. - С. 38-39.

24. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

25. Сельянов, К. С. Формирование системы мониторинга состояния экономической безопасности Российской Федерации : дис. ... канд. экон. наук. - 08.00.05. - М., 2006. - 153 с.

26. Терминология менеджмента : Слов. / Сост. А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 221 с.

27. Тихомиров, Ю. А. Режимы государственного регулирования экономики // Право и государство. - 2000. - № 5.

28. Чиркин, В. Е. Государственное управление. - М., 2003.

29. Ядов, В. А. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. - 1999. - № 10-11. - С. 65-72.

Literature

1. Antonjan, Y. M. Violence. Person. Society. - Moscow, 2001.

2. Artamonov, 1.1. Some of the offer on perfection of a legal basis of struggle against terrorism / Terrorism to Russia and problems of system reaction. - Moscow, 2004.

3. Avrutin, Y. E. Efficiency of activity of law-enforcement bodies (experience of system research).

- St. Petersburg, 1988.

4. Belov, O. S. Law-enforcement bodies in system of maintenance of economic safety: organizational and legal questions (On materials of Privolzhsky Federal district). Dissertation: 12.00.11. -Moscow, 2004.

5. Chirkin, V. E. The Government. - Moscow, 2003.

6. Dobrenkoe, V. I. The Russian society: a modern situation and prospects. - 2003. - Vol. 1.

7. Dronov, R. Approaches to maintenance of economic safety // The Economist. - 2001. - № 2.

8. Goncharenko, L. P Management safety. - Moscow, 2005

9. Ilyin, N. I. Shadow economic and the mechanism of its restriction: Dissertation. 08.00.01. -

Saratov, 2000.

10. Knorring, V. I. The theory, practice and a management skill. - Moscow, 1999.

11. Kondrashova, V. K. Strategic management: economic tools: Studies. The grant. - Moscow, 2003.

12. Krivosheyev, V. V. The special feature of the Anomia in a modern Russian society // Sociological researches. - 2004. - № 3.

13. Kunts, G. O. Management: system and a situation analysis of administrative functions. -Moscow, 1991.

14. Kutylkin, V. A. Economic safety and counteraction to shadow processes in bank system of Russia: Dissertation. 08.00.05, 08.00.10. - Moscow, 2006.

15. Kuznetsova, L. N. Problem of formation of regional tax potential in modern conditions // Bulletin.

- 2007. - № 16 (2).

16. Lobanova, O. V. The special feature of criminalization of a modern Russian society. - Moscow, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Manaenkov, A. M. Institutionally of a basis of maintenance of economic safety and counteraction to shadow economy: Dissertation : 08.00.01, 08.00.05. - Moscow, 2004.

18. Management terminology. - Moscow, 2002.

19. Nalogovyj’s, M. V. Carp management : Studies. - 2006.

20. Opshor, 1.1. Economic sustainable development tools // The science world. - 2005. - № 1.

21. Petrenko, I. The economic safety of Russia: a monetary factor. - Moscow, 2003.

22. Radaev, N. N. Informal economy and extracontract relations in the Russian business. Approaches to research of informal economy. / Informal economy. Russia and the world / Ed. T. Shanin. -Moscow, 1999.

23. Radaev, V. V. The network world. - 2000. - № 12 (223).

24. Rajzberg, B. A., Lozovskij, L. S., Starodubtsev, E. B. Modern economic dictionary. - Moscow, 2006.

25. Rossija’s, V. A. Poisons as a transformed society (the resume of long-term discussion of sociologists) // The Society and economy. - 1999.

26. Seljanov, K. S. Formation of system of monitoring of a condition of economic safety of the Russian Federation: Dissertation: 08.00.05. - Moscow, 2006.

2 7. Tikhomirov, Y. A. Mode of economy state regulation // The Right and the state. - 2000. - № 5.

2 8. Zaitsev, V. A. Law-enforcement hares institutes of maintenance of economic safety. - Academy

of tax police of Russia, 2003.

29. Zub, A. T. Strategy’s tooth management: theory and practice. - Moscow, 2002.

УДК 336.027.2 И.А. Макеева*

Финансово-правовой статус органов внутренних дел -участников налогового контроля

Статья посвящена рассмотрению финансово-правового статуса органов внутренних дел, участвующих в выездных налоговых проверках совместно с налоговыми органами. Особое внимание уделяется проблемным аспектам в правовом регулировании полномочий органов внутренних дел в налоговой сфере как правопреемника Федеральной службы налоговой полиции, упраздненной в 2003 году.

Ключевые слова: налоговый контроль, субъект налогового контроля, выездная налоговая проверка, участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, подразделения по налоговым преступлениям органов внутренних дел, налоговые органы.

* Макеева, Ирина Aлександровна, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, майор милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 1982G6, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 73G-25-81. E-mail: makeeva-spb@bk.ru.

* Makeeva, Irina Alexandrovna, teacher of the Department of internal affairs bodies’ administrative activities St.-Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, the applicant for the degree of Candidate of Legal Sciences, the major of militia. The St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 1982G6, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: makeeva-spb@bk.ru.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.