Научная статья на тему 'Формирование новой концепции механизма противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид'

Формирование новой концепции механизма противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарева А. М.

В статье произведена качественная и количественная оценка уровня угроз экономической безопасности личности, общества и государства, исходящих от финансовых пирамид. Исследованы проблемы функционирования существующего механизма противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид, предложена новая концепция его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование новой концепции механизма противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид»

Формирование новой концепции механизма противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием

финансовых пирамид Formation of the new concept of the mechanism of counteraction of the shadow economic activity made with use of financial pyramids

Зубарева А.М.

Адъюнкт кафедры экономической безопасности и управления

социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России

E-mail: [email protected]

Zubareva A.M.

Graduated in a military academy of department of economic security and

management of social and economic processes St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье произведена качественная и количественная оценка уровня угроз экономической безопасности личности, общества и государства, исходящих от финансовых пирамид. Исследованы проблемы функционирования существующего механизма противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид, предложена новая концепция его формирования.

Annotation: The quality and quantitative standard of level of threats of economic security of the personality, the society and state proceeding from financial pyramids is made in article. Problems of functioning of the existing mechanism of counteraction of the shadow economic activity made with use of financial pyramids are investigated the new concept of his formation is offered.

Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономическая деятельность, финансовая пирамида, механизм противодействия.

Keywords: economic security, shadow economic activity, financial pyramid, counteraction mechanism.

В соответствии с п. 56 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] одной из главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики провозглашено сохранение значительной доли теневой экономики. В то же время, по мнению известного в мире экономиста Эрнандо де Сото, теневая экономика - результат неэффективности государства [13]. Наглядным частным примером такой неэффективности является отсутствие в России результативного механизма противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид.

На то, что рассматриваемый нами вид теневой деятельности представляет серьезную угрозу экономической безопасности государства, указывают многие авторы [6; 8; 11; 15], но чтобы качественно и количественно оценить степень влияния этой угрозы на экономическую безопасность личности, общества и государства, мы провели собственное исследование, подтверждающее, в свою очередь, необходимость создания новой концепции формирования механизма противодействия деятельности финансовых пирамид.

Уникальность рассматриваемого вида теневой экономической деятельности состоит как в его многообразии и способности маскироваться под различные организации, так и в масштабности ущерба, наносимого экономической безопасности личности, общества и государства.

Многие считают, что от деятельности финансовых пирамид страдают лишь финансово малограмотные граждане, желающие быстро преумножить свои сбережения, не задумываясь о рисках, или люди, осознающие, с какой организацией они имеют дело, но рассчитывающие «вовремя» забрать денежные средства, т.е. нажиться за счет потерь других (последующих) вкладчиков и клиентов.

Если углубиться в суть рассматриваемой проблемы, выясняется, что последствия гораздо масштабнее, так как происходит перераспределение свободных денежных средств (потенциальных инвестиций) из

производственной сферы в сферу личного потребления мошенников; подрывается вера населения и бизнеса в институты государства; сохраняется высокий уровень криминализации экономических отношений; происходит утечка капитала за счет перевода мошенниками огромных сумм на счета в зарубежных банках и другие.

Результатом такой деятельности для государства становится увеличение доли теневого сектора, торможение экономического развития и сокращение ВВП.

Наглядно весь спектр угроз, порождаемых теневой экономической деятельностью, совершаемой с использованием финансовых пирамид, представлен автором статьи на рисунке 1.

А

Теневая эконо исполь мическая деятельность, < .зованием финансовых пи совершаемая с фамид

ПОРОЖДАЕТ

Потеря вложенных денежных средств (имущества) / Снижение благосостояния и качества жизни

/ 1 V

Подрыв ключевого императива рыночной хозяйственной системы -

эквивалентности обмена

Ослабление основ гражданского общества: принципов (относительной) свободы, равенства и справедливости

Угрозы экономической безопасности ОБЩЕСТВА

Снижение уровня жизни населения

Усиление имущественной и

социальной дифференциации

К ч к

X <и ч и о ей X ч к

и И О

ч и

3

4 О

С

ей И

н

о &

ей

Ч >

О

о и

СЙ

н &

н о X

к

Сохранение высокого уровня криминализации общественных

отношений

Сокращение экономически активного населения

3

X X

о к

Я"

5

4 о (и

СП

X

X %

И со К

X

ей

4 ей Н

5 С ей И ей И Ч О

и

<и ю

ч о

о р-

к

и

к

ей О о X

Н о

И и

и т

о «

к о

ч и

о и

ч X

и н

к

X «

<и о

X к

X Л

ч ч

и ей

и К

> о

к

X

ей

X

ей

н о о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

т

т

«

к

X

ей

И \

О

О \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

Рисунок 1. Пирамида угроз экономической безопасности, порождаемых теневой экономической деятельностью, совершаемой с использованием

финансовых пирамид

Для количественной оценки влияния теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид, на экономическую безопасность личности и государства, был выбран метод непосредственной оценки с последующим расчетом относительных весов.

Мы разработали анкету, в которой специалистам, сведущим в вопросах экономической безопасности и противодействия экономическим преступлениям, было предложено каждую из угроз, список которых был составлен нами на основе анализа точек зрения различных ученых [3; 7; 9; 10; 12; 14], оценить баллами от 0 до 10, где 0 - не оказывает влияния на экономическую безопасность; 10 - оказывает максимальное влияние.

Каждому респонденту также предлагалось самостоятельно по шкале Харрингтона оценить свою компетентность в вопросах, связанных с обеспечением национальной экономической безопасности. В целях получения наиболее достоверных результатов для дальнейшей обработки были использованы опросные листы 26 респондентов, оценивших свою компетентность выше среднего.

На основе полученных оценок был рассчитан wiJ■ - вес ¡-ой угрозы, найденный по оценкам ■-го эксперта, затем рассчитан общий удельный вес каждой угрозы.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что теневая экономическая деятельность, совершаемая с использованием финансовых пирамид, оказывает значительное влияние, как на экономическую безопасность личности, так и государства и имеют удельный вес, соответственно, 13,9 % и 8,49 %.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2.

Угрозы экономической безопасности на различных рынках, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности государства

I Угрозы экономической безопасности на различных рынках, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности личности

Монополизация рынков

Неправомерные действия при банкротстве

Уклонение от уплаты налогов Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Незаконная банковская деятельность

Незаконное предпринимательство

Фиктивное и преднамеренное банкротство

Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации

Мошеннические услуги компаний на рынке «Форекс» Теневая экономическая деятельность, совершаемая с использованием финансовых пирамид

шшшш1111[0111101(11тш1т111!1

, 6.86% 7.8

7.43%

Г11|Т,11|Г,|1Г1|Г11Г1Г1|ПГ!И111И11111 10.42%

рШНВг!!®!!556!

7.80%

1

111.111111 III

мни

т

1111»» б 4.24% 1111111111

¡диви

13.90%

9.70%

3.42%

3.42%

0.29%

49%

Рисунок 2. Удельный вес влияния угроз на экономическую безопасность

личности и государства

Достоверность полученных результатов подтверждается достаточной компетентностью экспертов в группе, отбор которых проводился по методу «снежного кома» с учетом самооценки каждого эксперта, а также согласованностью оценок респондентов (коэффициенты конкордации равны, соответственно, 0,57 и 0,55, что больше нормативного значения 0,5).

Таким образом, построенная нами пирамида угроз экономической безопасности, порождаемых теневой экономической деятельностью, совершаемой с использованием финансовых пирамид, и количественная оценка, полученная в результате проведенного экспертного исследования, являются доказательством значительности влияния этого вида теневой экономической деятельности на дестабилизацию национальной экономической безопасности. Это, в свою очередь, указывает на острую необходимость совершенствования существующего механизма противодействия указанной теневой деятельности до уровня, адекватного степени тех угроз, которые исходят от финансовых пирамид.

На сегодняшний день основными субъектами противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых

пирамид, являются подразделения ОВД России: управления и отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК), производящие проверку сообщения о преступлении; следственные и экспертно-криминалистические подразделения МВД России, отдел документальных проверок и ревизий [2].

Наряду с подразделениями органов внутренних дел с марта 2014 года полномочия по выявлению деятельности организаций, имеющих признаки финансовых пирамид, возложены и на Главное управление по противодействию недобросовестным практикам поведения на открытом рынке Центрального Банка Российской Федерации (далее - ГУ ЦБ РФ). В арсенале ГУ ЦБ РФ имеется система выявления теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид, на раннем этапе посредством обнаружения внешних и внутренних признаков финансовой пирамиды у организаций, мониторинга их экономической деятельности [5].

Под внешними признакам представители ГУ ЦБ РФ понимают внешнее проявление действий, осуществляемых организацией, физическим лицом или публичным проектом, и образующих состав преступления, связанный с организацией деятельности финансовой пирамиды (например, массированная реклама в СМИ, Интернет; организация бизнеса на принципах сетевого маркетинга; публичное обещание высокой / гарантированной доходности).

Под признаками содержания финансовой пирамиды (внутренними) понимается соответствующая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации, физического лица или публичного проекта, сформированная на основании фактов, которые установлены в результате анализа информации о финансовых операциях (выписок по банковским и иным счетам), финансовой отчетности, первичных финансово-хозяйственных документов, иных документов [5].

Информация о выявленных Банком России признаках финансовой пирамиды с конкретными расчетами выведенных денежных средств

направляется в правоохранительные органы, но на сегодняшний день такое взаимодействие налажено лишь в некоторых (немногих) регионах Российской Федерации.

В целом же в России наблюдается отсутствие должного взаимодействия по пресечению и расследованию деятельности финансовых пирамид как внутри территориального органа (между оперативными подразделениями, иными службами) ОВД России, между органами внутренних дел различных субъектов; между ведомствами, а также институтами власти и представителями гражданского общества.

Так, экспертами из числа сотрудников подразделений ЭБиПК и следователей по экономическим преступлениям эффективность существующего сегодня механизма противодействия деятельности финансовых пирамид по 10-бальной шкале была оценена в среднем в 3,75 баллов.

В качестве примера несогласованности действий различных структур и их фактической «беззубости» можно привести многочисленные факты беспрепятственного функционирования филиалов той или иной финансовой пирамиды в субъектах Российской Федерации при наличии уже возбужденного уголовного дела по ней в каком-либо городе.

Как один из первых шагов к изменению сложившейся ситуации и координации действий подразделений ОВД РФ и Главного управления ЦБ РФ (имеющих в своем арсенале соответствующие методы) по сокращению времени выявления финансовых пирамид мы предлагаем применять авторскую методику, представленную в таблице (см. табл. 1).

Так, на первой стадии ГУ ЦБ РФ и оперативным службам при поступлении к ним информации об организации, которую можно расценивать как финансовую пирамиду, следует проводить проверку указанной «недобросовестной» компании на наличие в ее деятельности ключевых системообразующих (общих) и специфических признаков финансовой пирамиды, выделенных автором статьи.

Оперативным службам ОВД, службам, оказывающим сопровождение по материалам оперативной проверки (отдел документальных проверок и ревизий), следует осуществлять:

оценку экономической деятельности исследуемых организаций на предмет соответствия определенной стадии жизни финансовых пирамид;

анализ деятельности финансовой пирамиды путем ее характеристики по 14-ти предложенным автором классификационным критериям, а также используя методы фактического контроля.

Экспертным подразделениям ОВД (отделу экономических экспертиз) следует проводить исследования фиктивных фактов экономической деятельности методами документального контроля и путем оценки причиненного ущерба в зависимости от вида предполагаемых выплат.

Таблица 1

Методика анализа деятельности финансовых пирамид

Субъекты га Элемент-методик нл Характер нстнкяп

ГУ=ЦБ-РФ,Т Оперативные-службы ОВД РФ= Опр е дел е ние на личия ■ специфич е ских признаков ■ для -ква лифика ции ■ деятельности организации ■ как-финансовой пир а мидыс • ^Огсу тствне о фис а ,-о фициа льной р егистр ацииялн-ее-регистрация -в-сомнит ельном-месте,-отсутствие у става -и ■ лицензий на -о су ще ствляему ю -деятельность;*" • ^ма скир овка по д ^законно д ейству ющие финансовые- с тру ктуры.-спеку ляция терминами -и -чужим -авторитетом;*" ■Обещание высоких гарантированных -процентных -выплат-и легкого-заработка^ • ^отсутствие-собственных основных-средств, других ■ дорогостоящих активов^ • эотсутствне р е а льного т овар а ,-у с лу ги-или на личие-пс евд опр оду кта ,-кот орым никт о не -пользу ется-(не - во стребован-и служит лишь для ■прикрытия);^ • ^р а спр о стр а не ние-агр е с сиеной р екл амы -в-о сновном -в ■ газетах^ есплатных о бъявл е ний. на Инг ернет-с айтах -нспользова ние -спама для-привлеч е ния -клиент об -и -пр очиен

Опр е дел е ние на личия ■ общих признаков для ■ квалификации-деятельности организации -ка к фина не обой пир амидыс • Дох о д ы инве ст ор ам -выпл ачивают ся -за -сч ет -привл еч е ния ■ средств очередных -вкладчиков^ ■ Отсутствие р е а льных источнико б по лу ч е ния д об авл енной ■ стоимо сти, -в -ко лич е стве достаточном для-ныло л не ния ■ взятых на-себя-обязательстве

Оперативные-службы ОВД-и- службы. ■ оказывающие -сопр овожд е ние-по -матерналам-оперативной-проверки-н Оценка -зкономич е ской ■ деятельно стннсследу емых -организаций; В-соответ ствии со ст а диями жизни финансовых пир амид ■ (см.=табл.-2)Р

Характеристика -выявленных организаций-по-классифика ционным ■ критерию! финансовых ■ пирамиде По организаций нно-правовей форме пр едпринимательской ■ деятельности; ло зр овню открыт о сти; по -спо собу-сокрытия ■ истинных намерений; по-сфере -заявл е иной д еят е льно сти; ■ по-способуфункционир о ва ния; по -спо собу зараб отка (виду ■ предполага емых -выпл ат); -по -виду -привл еч енных ср ед ств; ■ по оформлению-участия-вкла дчиков -и -клиент об; -по ■ наличию -бухгалтер ской отчетности; -пор азветвл е нно сти ■ с ети; -по охвату террит ор ии; -по -ме сту р егистр а ции ■ организации; -по гр ажд анству -организат ор аи

Экспертные-подразделения- овдс Оценка -причиненного ■ у щерб а -отд еят е льно сти ■ финансовых пир амид с В -зависимо сти от-вида-предполагаемых -выплатн

Таблица 2

Условия стадий жизни финансовых пирамид

Стадии жизни финансовых пирамид Характеристика стадий жизни Условия стадии жизни Основное уравнение стадии жизни

1. Стадия зарождения финансовой пирамиды Характеризуется заключением первых договоров с вкладчиками и дальнейшим стремительным увеличением их численности, а также высоким притоком (поступлением) денежных средств или иного имущества, при практически отсутствующем их оттоке (V у Пр/ > о ¿=1 1=1 0 ¡= 1 ^ Р>0 т п 1 ^ Пр1 > ^ 0Д1 + ^ Ы + Р 1=1 1=1 1=1

2. Стадия насыщения Наблюдается как приток, так и отток денежных средств или иного имущества, при этом денег хватает и на выплату процентов по вкладам, бонусов или иных видов вознаграждения, и на выплату основного долга (вкладов) < т ^Пр1 > 0 1=1 п ^ 0Д1 > 0 1=1 1 ^Ы > 0 1=1 Р > 0 т п 1 ^ Пр1 > ^ 0Д1 + ^ Ы + Р 1=1 1=1 1=1

Стадии жизни финансовых пирамид Характеристика стадий жизни Условия стадии жизни Основное уравнение стадии жизни

3. Критическая стадия Наступает, когда отток денег из пирамиды равен притоку или превышает его. При этом возможны ситуации, когда приток денег в пирамиду продолжает увеличиваться, но, тем не менее, отток денег может нарастать еще более быстрыми темпами. В этот момент организаторы пирамиды уже с трудом рассчитываются с вкладчиками, т.е. денежных средств хватает лишь на выплату процентов по вкладам, бонусов или иных видов вознаграждения, а на выплату основного долга (возврат вкладов) средств уже не достаточно. В данном случае еще может сохраняться вероятность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств < * т ^Пр1 > 0 1=1 п ^ 0Д1 > 0 1=1 1 > 0 1=1 < Р > 0 т п 1 ^ Пр1 < ^ 0Д1 + ^ Ы + Р 1=1 1=1 1=1

4. Крах финансовой пирамиды Организация не может вовремя расплатиться со своими клиентами (вкладчиками) и может быть объявлена банкротом. В итоге обманутые клиенты (вкладчики), которым прекратили выплату процентов по вкладам, бонусов или иных видов вознаграждения и (или) не вернули их вклады, обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о фактах мошенничества со стороны компании - финансовой пирамиды < , т ^Пр1 = 0 1=1 п ^ 0Д1 > 0 1=1 1 > 0 1=1 < Р > 0 т п 1 ^ Пр1 < ^ 0Д1 + ^ Ы + Р 1=1 1=1 1=1

Пр - приток (поступление) денежных средств или иного имущества; Отток (выплата) денежных средств включает: Од - основной долг, Б - выплата процентов по вкладам, бонусов или иных видов вознаграждения, Р - прочие расходы, связанные с поддержанием деятельности компании; т - общее число привлеченных клиентов; п - число привлеченных клиентов, которым по условиям заключенных договоров необходимо производить выплаты основного долга (вклада); 1 - число привлеченных клиентов, которым по условиям заключенных договоров необходимо производить выплату процентов по вкладам, бонусов или иных видов вознаграждения.

Предложенный подход к исследованию деятельности организаций на предмет наличия признаков финансовых пирамид позволит качественно изменить сложившуюся практику противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид.

Наряду с вышеизложенным, немаловажным элементом противодействия финансовым пирамидам выступает создание алгоритма взаимодействия соответствующих ведомств с институтами гражданского общества. Ведь, как известно, гражданская активность, проявленная в обращении в Центральный Банк, правоохранительные органы и другие структуры способствует выявлению финансовых пирамид на ранней стадии.

В целях улучшения взаимодействия между субъектами, противодействующими финансовым пирамидам, и гражданами мы предлагаем разработать и ввести в действие информационно-правовую систему «Пирамидам.НЕТ», о которой мы писали ранее [4].

Ключевым процессом предлагаемой системы является предоставление потребителю агрегированной информации о профессиональном участнике рынка финансовых услуг с помощью буквенно-числовой, символьной и цветовой индикации.

В случае отсутствия в информационно-правовой системе информации о той или иной организации пользователю будет предоставлена возможность обратиться за дополнительной информацией к специалисту или самостоятельно оценить организацию на наличие признаков финансовых пирамид. Создание данной системы и мониторинг поступающей в нее информации помогут более оперативно благодаря налаженной обратной связи с потребителями финансовых услуг пресекать деятельность финансовых пирамид.

Кроме того, в качестве одного из действенных методов минимизации деятельности финансовых пирамид мы предлагаем разработать и принять соответствующий федеральный закон, в котором будут конкретно прописаны функции и полномочия ведомств, отвечающих за данное направление деятельности, дано определение финансовых пирамид, признаки, определена ответственность за их функционирование и прописаны другие необходимые положения (например, методика оценки причиненного ущерба).

Исходя из выше изложенного все методы противодействия деятельности финансовых пирамид (существующие и предложенные автором) можно систематизировать (см. табл. 3).

Таблица 3

Методы противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид

Кате гор ии методов противол е йствшкз Методы-противодействиям

Применяемыеп •-» Оперативно-розыскные мероприятия:*" •-»По выше ние -ф инанс о во й -грамотно ста -насел е ния;г • » Метод прямого-законодательного -запрета-деятельности-финансовых-пир амид (ст. -в-УК°РФ: КОАП РФ);;*[ ■-»Мониторинг-организаций, предлагающих получить -гарантированный -доход,- завышенный-процентп

Предлагаемые!:! •-•Активное-привлечение -институтов-гр ажданс кого -общества"*" • » Использование системы -новых -эффективных правовых норм-(засчет-пр инягия: -з акона-о -пр отивол ейс гвии -д еятел ь но сти -ф инанс овых -пир амид) ;*" ■ • Информационно-правовая-систе11а-«ГЬра1щдамД^ЕТ»:г • • Метод -р анне го -р аспоз навания -приз нако в-финале овых -пирамид -в -деялел ь но с ти -ко м паний. пр ивл е каю щих де нежные средства-гр аждан -и - организаций^

Только комплексный подход, включающий все названные направления, поможет сформировать эффективный механизм противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид, свести к минимуму возможность создания и длительного функционирования этих криминальных «новообразований» и защитить экономические интересы личности, общества и государства.

Таким образом, на основе изученной практики рассмотрения дел по финансовым пирамидам, проанализированных подходов к их противодействию, используя представленный нами комплекс мер, предлагаем к применению усовершенствованный механизм противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид, изображенный на рисунке 3.

Рисунок 3. Механизм противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид

В заключение хотелось бы отметить, что совместно с предложенными в статье направлениями активизации противодействия теневой экономической деятельности, совершаемой с использованием финансовых пирамид, новой концепцией механизма противодействия указанным деструктивным явлениям необходимо также уменьшать спрос населения на деятельность финансовых пирамид. То есть повсеместно, наряду с повышением финансовой грамотности, стоит разъяснять гражданам, что участие в пирамидах, в первую очередь, безнравственно и аморально, а уже потом -рискованно, так как если кому-то и посчастливится выиграть, то его заработок будет получен за счет тех, кто вывести денежные средства не успел, тех, кого они привлекли.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015.

2. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 20.01.2016) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»)» [Электронный ресурс] // Нормативно -правовая база «Консультатнт+». - Режим доступа: https://clck.ru/9qmwF.

3. Ананьева, А. В. Государственно-правовое регулирование рынка корпоративных ценных бумаг в целях укрепления экономической безопасности России: дис...к.ю.н. - М.: 2007. - 283 с.

4. Бабкин, А. В., Зубарева, А. М. Анализ направлений противодействия недобросовестным практикам предпринимательства на открытом рынке // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. - № 6 (209). - С. 192-199.

5. Выписка из методики работы Главного управления противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке Банка России по расследованию деятельности организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид».

6. Гаипова, Т. Ф., Долматова, Е. В., Ротанов, Р. А. Правовое регулирование финансовых пирамид [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/pBI4Zo.

7. Коржнев, А. А. Противодействие экономической преступности на потребительском рынке в системе обеспечения экономической безопасности (на примере города Москвы). Дисс...к.э.н. Москва, 2008. - 144 с.

8. Ларьков, А. Н. Экономическая преступность и уголовный закон // Преступность и закон. Тезисы конференции. - М., 1996. - С. 43.

9. Мамедов, Т. Ч. Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. -№ 65.

10. Материалы официального сайта Центрального Банка Российской Федерации:http://www.cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/protection/m_scam. html.

11. Низовцев, А. В. Противодействие финансовым пирамидам // Законность. 2009. - № 6. - С. 18-20.

12. Попов, Н. В. Экономическая безопасность фондового рынка России в условиях его интеграции в мировое хозяйство: дис. ... к.э.н. Ставрополь: 2011. - 227 с.

13. Сото, Э. де. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. М., 1995. - 320 с.

14. Старшинин, С. А. Совершенствование регулирования российского рынка ценных бумаг как фактор обеспечения его экономической безопасности: дис.канд. экон. наук. - М.: 2010. - 160 с.

15. Чернова В. В. Экономическая безопасность российской федерации: противодействие «финансовым пирамидам» // Социально-экономические явления и процессы. - 2009. - № 1. - С. 120-123.

Bibliography:

1. The decree of the Russian President from 12.31.2015 № 683 "About Strategy of national security of the Russian Federation'7/The Official Internet portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru, 12.31.2015.

2. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 01.17.2006 № 19 "About activities of law-enforcement bodies for the prevention of crimes" (together with "The instruction about activities of law-enforcement bodies for the prevention of crimes")" [An electronic resource] // The Standard and legal Konsultatnt + base. - Access mode: https://clck.ru/9qmwF.

3. Ananyeva, A. V. State and legal regulation of the market of corporate securities for strengthening of economic security of Russia: dis. ... cand.jur.sci. -M.: 2007. - 283 pages.

4. Babkin, A. V., Zubareva, A. M. The analysis of the directions of counteraction to unfair practicians of business in the open market // Scientific and technical sheets of the St. Petersburg state polytechnical university. Economic sciences. 2014. - № 6 (209). - Page 192-199.

5. An extract from a technique of work of Head department of counteraction to unfair practicians of behavior in the open market of the Bank of Russia on investigation of activity of the organizations having signs of "financial pyramids".

6. Gaipov, T. F., Dolmatov, E. V., Rotanov, R. A. Legal regulation of financial pyramids [An electronic resource]. - Access mode: http://goo.gl/pBI4Zo.

7. Korzhnev, A. A. Counteraction of economic crime in the consumer market in system of providing economic security (on the example of the city of Moscow). Dis. cand.econ.sci. Moscow, 2008. - 144 pages.

8. Stalls, A. N. Ekonomicheskaya crime and criminal law // Crime and law. Theses of conference. - M, 1996. - Page 43.

9. Mamedov, T. Ch. Monopolization of economy as threat of economic security of Russia // News of the Russian state pedagogical university of A.I. Herzen, 2008. - № 65.

10. Materials of the official site of the Central Bank of the Russian Oедерацнн:http://www.cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/protection/m_scam. html.

11. Nizovtsev, A. V. Counteraction to financial pyramids // Legality. - 2009.

- № 6. - Page 18-20.

12. Popov, N. V. Economic security of stock market of Russia in the conditions of his integration into the world economy: dis.cand.econ.sci. Stavropol: 2011. - 227 pages.

13. Soto, AA. Other way: Invisible revolution in the third world. - M, 1995.

- 320 pages.

14. Starshinin, S. A. Improvement of regulation of the Russian securities market as factor of providing his economic security: dis... cand.econ.sci. - M.: 2010. - 160 pages.

15. Chernova V. V. Economic security of the Russian Federation: counteraction to "financial pyramids" // Social and economic phenomena and processes. - 2009. - № 1. - Page 120-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.