Научная статья на тему 'Экспертная оценка влияния теневых экономических явлений в системе высшего образования на экономическую безопасность государства'

Экспертная оценка влияния теневых экономических явлений в системе высшего образования на экономическую безопасность государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / SHADOW ECONOMIC PHENOMENA / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / STATE ECONOMIC SECURITY / HIGHER EDUCATION / SECURITY RISKS / EXPERT EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злоказова Юлия Валерьевна

В статье теневые экономические явления в высшей школе представлены как угроза экономической безопасности России. С целью оценки влияния теневой экономики вузов на экономическую безопасность использован метод экспертных оценок. Описаны этапы организации и проведения экспертного оценивания. Приводятся критерии и показатели анкеты эксперта, обсуждается степень согласованности экспертных мнений, определенная с помощью коэффициентов вариативности (Vср=0,18) и конкордации (W=0,67). Ранговая оценка влияния теневых экономических явлений согласована, по критерию 2 статистически значима (p<0,05). Максимальная степень согласованности наблюдается во мнениях экспертов о существенном влиянии теневых явлений в системе высшего образования на экономическое и социально-экономическое развитие общества и государства. Меньшая согласованность наблюдается в оценке влияния теневых явлений в высшей школе на риски криминализации и виктимизации населения группами экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT EVALUATION OF THE INFLUENCE OF SHADOW ECONOMIC PHENOMENA IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION ON THE RUSSIAN STATE ECONOMIC SECURITY

The article presents shadow economic phenomena in higher education a threat to the economic security of Russia. The method of expert evaluations is used in the article with the aim of assessing the impact of the shadow economy of universities on economic security. The author describes the stages of organization and conduct of expert assessment and provides the criteria and indeces of the expert questionnaire, discusses the degree of consistency of expert opinions, defined as the coefficient of variation (Vср=0,18) and concordance (W=0,67). The rating estimate of the influence of shadow economic phenomena is coordinated, and by criterion 2 is statistically significant (p<0.05). The maximum degree of coherence is observed in the opinions of experts about the significant influence of the shadow phenomena in the system of higher education on the economic and socio-economic development of society and the state. Less consistency was observed in the evaluation of the impact of shadow phenomena in higher education on the risks of criminalization and victimization of the population.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка влияния теневых экономических явлений в системе высшего образования на экономическую безопасность государства»

УДК 378.11:331.54 ББК Ч448.947.09+У240.53

ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05

Код ВАК 08.00.05

Злоказова Юлия Валерьевна,

адьюнкт, кафедра экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами, Санкт-Петербургский университет МВД России; 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1; e-mail: [email protected]

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теневые экономические явления; система высшего образования; экономическая безопасность государства; высшее образование; угрозы безопасности; экспертная оценка.

АННОТАЦИЯ. В статье теневые экономические явления в высшей школе представлены как угроза экономической безопасности России. С целью оценки влияния теневой экономики вузов на экономическую безопасность использован метод экспертных оценок. Описаны этапы организации и проведения экспертного оценивания. Приводятся критерии и показатели анкеты эксперта, обсуждается степень согласованности экспертных мнений, определенная с помощью коэффициентов вариативности (Уср=0,18) и конкордации (W=0,67) . Ранговая оценка влияния теневых экономических явлений согласована, по критерию 2 статистически значима (p<0,05). Максимальная степень согласованности наблюдается во мнениях экспертов о существенном влиянии теневых явлений в системе высшего образования на экономическое и социально-экономическое развитие общества и государства. Меньшая согласованность наблюдается в оценке влияния теневых явлений в высшей школе на риски криминализации и виктимизации населения группами экспертов.

Zlokazova Yulia Valerievna,

Adjunct of Department of Economic Security and Management of Socio-economic Processes, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg.

EXPERT EVALUATION OF THE INFLUENCE OF SHADOW ECONOMIC PHENOMENA IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION ON THE RUSSIAN STATE ECONOMIC SECURITY

KEY WORDS: shadow economic phenomena; system of higher education; state economic security; higher education; security risks; expert evaluation.

ABSTRACT. The article presents shadow economic phenomena in higher education a threat to the economic security of Russia. The method of expert evaluations is used in the article with the aim of assessing the impact of the shadow economy of universities on economic security. The author describes the stages of organization and conduct of expert assessment and provides the criteria and indeces of the expert questionnaire, discusses the degree of consistency of expert opinions, defined as the coefficient of variation (Уср=0,18) and concordance (W=0,67). The rating estimate of the influence of shadow economic phenomena is coordinated, and by criterion 2 is statistically significant (p<0.05) . The maximum degree of coherence is observed in the opinions of experts about the significant influence of the shadow phenomena in the system of higher education on the economic and socio-economic development of society and the state. Less consistency was observed in the evaluation of the impact of shadow phenomena in higher education on the risks of criminalization and victimization of the population.

»кономическая безопасность Российской Федерации в связи с современной политической и социальной ситуацией становится предметом анализа и оценки. Важной составляющей экономической безопасности государства выступает система высшего образования [3; 16]. Проблема теневых экономических явлений в системе высшего образования в контексте угрозы экономической безопасности государства рассматривается в ряде научных исследований, среди которых выделяются подходы Э. О. Леонтьевой, Э. Клейна, Е. Б. Галицкого, М. И. Левина.

Э. О. Леонтьева, Э. Клейн акцентируют внимание на снижении качества высшего образования по мере распространения теневых явлений и, как следствие, выхода на российский рынок труда неквалифициро-

Э1

с

ванных выпускников, в результате чего конкурентоспособность страны на международной арене снижается [13, с. 61].

Е. Б. Галицкий, М. И. Левин отмечают, что теневые явления в образовании воспроизводят и еще более усиливают социальное расслоение в российском обществе [8,

с. 105-117].

На сегодняшний день в отечественной экономической науке сформировались концептуальные методологические основания оценки эффекта, оказываемого теневыми явлениями в системе высшего образования на экономическое развитие регионов и государства в целом [2; 11; 14]. Теневые явления в системе высшего образования рассматриваются через призму коррупционных [6; 7; 8; 12], неформальных практик [13], связываются с проблемой экономиче-

© Злоказова Ю. В., 2015

ской безопасности [10]. Вместе с тем проведенный нами анализ свидетельствует о неоднозначности представлений о воздействии теневых экономических явлений на социально-экономическое развитие общества и экономическую безопасность государства. Настоящая статья акцентирует внимание на оценке влияния теневых явлений на данные параметры, выполненной путем обобщения мнений специалистов с помощью метода экспертных оценок. Необходимость применения экспертного оценивания обусловлена, с одной стороны, сложностью и междисциплинарностью проблемы, разнообразием и конкуренцией концепций, связанных с сущностью теневых явлений в экономике, многообразным характером эмпирических данных о теневых экономических явлениях в высшей школе; с другой

стороны - потребностью в конкретизации и уточнении имеющихся представлений.

Метод экспертных оценок реализовы-вался в совокупности нескольких этапов: формулировка проблемы и постановки задач, подготовка, организация и проведение экспертного оценивания, математико-ста-тистическая обработка полученных данных, интерпретация результатов, формулирование выводов.

Этап формулировки проблемы и постановки задач. Экспертам были поставлены вопросы макроэкономического характера. Экспертам предлагалось оценить роль высшего образования в обеспечении экономической безопасности государства. Перечень вопросов этой группы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Влияние теневых экономических явлений в системе высшего образования на экономическую безопасность

Критерии Показатели

Влияние теневой экономики высшего образования на экономическое развитие

На развитие инновационной экономики Высокий, средний, низкий

На интеграцию высшего образования и различных отраслей национального производства Высокий, средний, низкий

Влияние теневой экономики высшего образования на социально-экономическое развитие

На политическое сознание и самоопределение граждан Высокое, среднее, низкое

На формирование культурного уровня граждан Высокое, среднее, низкое

На формирование потребностей граждан Высокое, среднее, низкое

Влияние теневой экономики высшего образования на противодействие криминализации

На количество преступлений Высокое, среднее, низкое

На риск виктимности Высокое, среднее, низкое

Эксперты имели возможность оценить:

1) степень влияния теневой экономики высшего образования на показатели экономического, социально-экономического развития государства и общества по трехбалльной шкале - «высокое», «среднее», «низкое»;

2) уровень воздействия - от сильного к слабому в порядке убывания, от высшего к низшему, результаты воздействия теневых экономических явлений в высшем образовании на показатели экономического развития. Использовались те же критерии, что и в предыдущем анализе.

Этап организации и проведения экспертного оценивания. Для проведения экспертного оценивания была собрана группа независимых экспертов (9 сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия коррупции подразделений ГУ МВД России, 7 экспертов Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (ФГБУ «Росаккре-дагентство»), 9 преподавателей экономических дисциплин кафедры экономики Уральского юридического института МВД

России и кафедры экономической безопасности факультета подготовки «Высшей школы экономики и менеджмента» Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Количество экспертов в каждой из подгрупп определялось в соответствии с мнением А. И. Примакина, Л. В. Большаковой [15], где минимальный объем экспертной группы принимался равным количеству оцениваемых факторов, а также работой [5], указывающей на повышение рассогласованности мнения экспертов при увеличении их количества выше 15 человек. Компетентность экспертов измерялась путем оценки экспертами своих познаний, а также познаний лиц, включенных в группу. Форма экспертного оценивания была выбрана в виде одноразовой процедуры раздельного опроса экспертов без обратной связи. Каждому эксперту выдавался индивидуальный бланк анкеты. Анализ качества заполнения бланков проводился непосредственно после завершения работы, анкеты с отсутствующими, неверно заполненными полями возвращались эксперту и уточнялись им. Не-

верных, не полностью заполненных бланков, а также бланков, содержащих нелогичные, в том числе противоречивые ответы, не было. Всего к математической обработке был принят 31 бланк экспертной анкеты.

Этап математико-статистической обработки полученных данных. В результате проведения процедуры оценивания были собраны экспертные оценки, переведенные в

последующем трехбалльную шкалу оценки (где ответу «низкое» соответствовал 1 балл, «среднее» - 2 балла, «высокое» - 3 балла). Анализ распределения ответов экспертов осуществлялся путем расчета описательной статистики (в программе Statistica) с определением стандартного отклонения и коэффициента вариации мнений экспертов по каждому из показателей анкеты (табл. 2).

Таблица 2

Мнения экспертов и степень их согласованности

Описательная Согласованность

Критерии статистика мнений экспертов

X о V (коэффициент вариации)

Влияние теневой экономики высшего образования на экономическое

развитие государ эства

На развитие инновационной экономики 3 0,23 0,14

На интеграцию высшего образования и различных 2,7 0,75 0,11

отраслей национального производства

Влияние теневой экономики высшего образования на социально-экономическое развитие общества

На политическое сознание граждан 1,4 0,94 0,18

На формирование культурного уровня граждан 2,3 0,92 0,14

На формирование потребностей населения страны 2,1 0,93 0,15

Влияние теневой экономики высшего образования на противодействие криминализации

На количество преступлений 2,4 0,42 0,37

На риск виктимности граждан 1,9 0,94 0,21

В результате обработки экспертной информации получено представление о влиянии теневых явлений в системе высшего образования на показатели экономической безопасности государства - экономическое развитие государства, социально-экономическое развитие общества, влияние теневой экономики на противодействие криминализации - повышения преступности и риск виктимности.

Вместе с тем были определены и разногласия в оценке экспертами роли теневых явлений в высшем образовании и роста преступности, увеличения виктимности. В частности, существуют расхождения между представлениями экспертов группы сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия коррупции c мнением экспертов группы сотрудников кафедр экономики и экспертов Росаккредагентст-ва - их оценка осуществлялась методом од-нофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) c расчетом критерия Фишера ^=4,24 при р<0,02).

Расчет согласованности экспертного ранжирования меры влияния теневых явлений в образовании на экономическое развитие государства и общества выполнял-сся через расчет коэффициента конкорда-ции (W) [5; 15]. Проверка статистической значимости коэффициента конкордации осуществлялась с помощью критерия Пир-

сона. Полученное значение коэффициента статистически значимо ^<0,05). Значение коэффициента конкордации свидетельствует о согласованности мнений экспертов ^=0,67), что предполагает совпадение мнений экспертов в отношении воздействия теневых явлений в высшем образовании на различные критерии экономического и социально-экономического развития общества и государства.

Интерпретация результатов. Полученные результаты согласуются с рядом исследований, направленных на оценку рисков национальной безопасности [3, с. 8-23] и акцентируют внимание на опасности для процессов трансформации российской экономики в части развития инновационных производств и высокотехнологичных рабочих мест [4]. Определенной новизной обладают данные о роли теневых экономических явлений в системе высшего образования как угрозе экономической безопасности государства. В частности, согласия мнений экспертов о снижении темпов инновационной экономики и интеграции высшего образования с промышленностью в связи с теневыми явлениями в высшей школе. Таким образом, теневая экономика выступает препятствием для экономического развития государства, оказывая влияние на преобразование национальной экономики в инновационную, сказываясь на одном из ключе-

вых аспектов этого процесса - подготовке квалифицированных специалистов.

Важным результатом выступает согласованная и высокая оценка экспертами влияния теневой экономики на социально-экономическое развитие, представленное в совокупности показателей политического самосознания, культурного уровня и интеллектуального развития. Данные результаты согласуются с выводами зарубежных исследователей, изучавших соотношение между теневыми явлениями в образовании и уровнем интеллектуального развития населения [16, р. 109-112]. Поскольку данные представленного в настоящей статье исследования не предполагали качественной обработки и были сфокусированы на определении степени экспертного согласия в отношении влияния теневых явлений высшей школы на экономическое развитие, полученные результаты нуждаются в дальнейшем изучении. Отметим, что в сфере противодействия криминализации согласованными являются мнения опрошенных экспертов о влиянии теневых явлений на подверженность преступным посягательствам. Нуждается в дальнейшем эмпирическом анализе и выявленный факт различия мнений экспертов о роли теневых экономиче-

ских явлений в высшей школе в детерминации преступного поведения граждан.

Ранжирование экспертных оценок позволяет убедиться в согласованности представлений о влиянии теневых экономических явлений в высшей школе на отставание в области инновационной экономики, замедление темпа интеграции высшего образования с различными отраслями экономики, снижение культурного уровня населения и риск криминализации общества.

Проведенная экспертная оценка позволила уточнить и расширить существующие представления о влиянии теневых экономических явлений в системе высшего образования на экономическую безопасность государства и социально-экономическое развитие общества. Согласованные оценки экспертов, статистическая значимость коэффициентов вариации и конкордации свидетельствуют о совпадении мнений экспертов в определении эффектов, возникающих в связи с теневыми практиками в организациях высшего образования. Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на конкретизации полученных результатов, анализе воздействия теневых экономических явлений на экономику высшего образования и экономическую безопасность государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

2. Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2008.

3. Аналитический доклад ИС РАН. Национальная безопасность России глазами экспертов // Полис. Политические исследования. 2011. № 3. С. 8-23.

4. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. М. : Эдитус, 2013.

5. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г., Математико-статистические методы экспертных оценок. М. : Статистика, 1980.

6. Борисова Е. А., Гостев А. Н., Демченко Т. С. Коррупция в системе образования: проблемы и пути разрешения // Социология образования. 2013. № 7. С. 4-22.

7. Бодров Н. Ф. К вопросу о способах преступлений коррупционной направленности в сфере образования / / Актуальные проблемы российского права. 2012. № 3 (24). C. 22.

8. Галиций Е. Б., Левин М. И. Взяткообучение и его социальные последствия // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 105-117.

9. Гостев А. Н., Демченко Т. С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства : монография. М. : СГУ, 2011.

10. Демидов С. Р. Экономическая безопасность высшего учебного заведения (вопросы теории, методологии и практики) : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М, 2006.

11. Занушек Э., Вессман Л. Роль качества образования в экономическом росте. Ч. 1 // Вопросы образования. 2007. № 2. C.18.

12. Клейн Э. Коррупция в российских вузах // Terra economicus. 2011. Т. 9. № 1. С. 60-70.

13. Леонтьева Э. О. Институционализация неформальных практик в сфере высшего образования : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Хабаровск, 2010.

14. Левченко Л. В. Высшее профессиональное образование в системе экономической безопасности России // Вопросы экономики и права. 2011. № 35. С. 205-210.

15. Примакин А. И., Большакова Л. В. Метод экспертных оценок в решении задач обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник СПб. ун-та МВД России. 2012. № 1. С. 191-200.

16. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс : учебник. М. : Дело, 2005.

17. Potrafke N. Intelligence and Corruption // Economics Letters. 2012. № 114(1). P. 109-112.

LITERATURE

1. Abalkin L. I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie // Voprosy ekonomi-ki. 1994. № 12. S. 4-13.

2. Agarkov G. A. Tenevaya ekonomika regiona: modelirovanie, analiz, protivodeystvie / pod red. A. I. Tatar-kina, A. A. Kuklina. Ekaterinburg : Institut ekonomiki UrO RAN, 2008.

3. Analiticheskiy doklad IS RAN. Natsional'naya bezopasnost' Rossii glazami ekspertov // Polis. Politi-cheskie issledovaniya. 2011. № 3. S. 8-23.

4. Balatskiy E. V., Ekimova N. A. Doktrina vysokotekhnologichnykh rabochikh mest v rossiyskoy ekono-mike. M. : Editus, 2013.

5. Beshelev S. D., Gurvich F. G., Matematiko-statisticheskie metody ekspertnykh otsenok. M. : Stati-stika,

1980.

6. Borisova E. A., Gostev A. N., Demchenko T. S. Korruptsiya v sisteme obrazovaniya: problemy i puti razre-sheniya // Sotsiologiya obrazovaniya. 2013. № 7. S. 4-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bodrov N. F. K voprosu o sposobakh prestupleniy korruptsionnoy napravlennosti v sfere obrazo-vaniya // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2012. № 3 (24). C. 22.

8. Galitsiy E. B., Levin M. I. Vzyatkoobuchenie i ego sotsial'nye posledstviya // Voprosy obrazova-niya. 2008. № 3. S. 105-117.

9. Gostev A. N., Demchenko T. S. Grazhdanskoe obshchestvo: kontrol' nad deyatel'nost'yu gosudarstva : monografiya. M. : SGU, 2011.

10. Demidov S. R. Ekonomicheskaya bezopasnost' vysshego uchebnogo zavedeniya (voprosy teorii, meto-dologii i praktiki) : avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. M, 2006.

11. Zanushek E., Vessman L. Rol' kachestva obrazovaniya v ekonomicheskom roste. Ch. 1 // Voprosy obrazovaniya. 2007. № 2. C.18.

12. Kleyn E. Korruptsiya v rossiyskikh vuzakh / / Terra economicus. 2011. T. 9. № 1. S. 60-70.

13. Leont'eva E. O. Institutsionalizatsiya neformal'nykh praktik v sfere vysshego obrazovaniya : av-toref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk. Khabarovsk, 2010.

14. Levchenko L. V. Vysshee professional'noe obrazovanie v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii // Voprosy ekonomiki i prava. 2011. № 35. S. 205-210.

15. Primakin A. I., Bol'shakova L. V. Metod ekspertnykh otsenok v reshenii zadach obespecheniya ekonomi-cheskoy bezopasnosti khozyaystvuyushchego sub"ekta // Vestnik SPb. un-ta MVD Rossii. 2012. № 1. S. 191-200.

16. Senchagov V. K. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchiy kurs : uchebnik. M. : Delo, 2005.

17. Potrafke N. Intelligence and Corruption // Economics Letters. 2012. № 114(1). P. 109-112.

Статью рекомендует канд. филол. наук, доцент М. Б. Ворошилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.