Научная статья на тему 'Анализ инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке: экспертная оценка'

Анализ инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке: экспертная оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SHADOW ECONOMY / CONSUMER MARKET / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнездилов Ю. В.

Актуальность. Исследование выполнено на актуальную тему развития инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке. Предмет и цель исследования. Предметом является совокупность инструментов и рычагов влияния сокращения теневой экономики на потребительском рынке. Цель исследования: выявление и группировка инструментария противодействия теневой экономике на потребительском рынке. Методы исследования. Выявление и анализ проблем и направлений использования существующих методов противодействия теневой экономике. Результаты и выводы.Предложены направленияопределено, что перспективным направлением научного исследования в контексте обеспечения экономической безопасности страны с целью разработки эффективного механизма противодействия теневой экономике на потребительском рынке является инструментарий социальной направленности и паритет интересов всех участников социально-экономических отношений. Область применения: результаты могут быть применены в сфере государственного регулирования социально-экономических отношений в части противодействия теневому сектору.Urgency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is carried out on the actual theme of the development of tools to counteract the shadow economy in the consumer market. Subject and purpose of the study. The subject is a set of tools and levers of influence to reduce the shadow economy in the consumer market. The purpose of the study: identification and grouping of tools to counter the shadow economy in the consumer market. Method of research. Identification and analysis of problems and areas of use of existing methods of countering the shadow economy. Results and conclusions. The directions are proposed. it is determined that the promising direction of scientific research in the context of ensuring the economic security of the country in order to develop an effective mechanism to counter the shadow economy in the consumer market is the tools of social orientation and parity of interests of all participants of socio-economic relations.

Текст научной работы на тему «Анализ инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке: экспертная оценка»

ББК 65.261, УДК 336.7, JEL M31 Гнездилов Ю. В.

СПб университет МВД

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА1

История пуб- Аннотация (Abstract)

ликации (Ar- Актуальность. Исследование выполнено на акту-ticle history): альную тему развития инструментов противодейст-Получена: вия теневой экономике на потребительском рынке.

03.08.2019 г. Предмет и цель исследования. Предметом является Принята совокупность инструментов и рычагов влияния со-

26.08.2019 г. кращения теневой экономики на потребительском Ключевые сло- рынке.

ва (keywords): Цель исследования: выявление и группировка инст-Теневая эконо- рументария противодействия теневой экономике на мика, потреби- потребительском рынке.

тельский рынок, Методы исследования. Выявление и анализ про-экономическая блем и направлений использования существующих безопасность методов противодействия теневой экономике.

Результаты и выводы.Предложены направленияоп-ределено, что перспективным направлением научного исследования в контексте обеспечения экономической безопасности страны с целью разработки эффективного механизма противодействия теневой экономике на потребительском рынке является инструментарий социальной направленности и паритет интересов всех участников социально-экономических отношений. Область применения: результаты могут быть применены в сфере государственного регулирования социально-экономических отношений в части противодействия теневому сектору.

St. Petersburg University ANALYSIS OF TOOLS TO COUNTERACT THE SHADOW ECONOMY IN THE CONSUMER MARKET: EXPERT

ASSESSMENT

Article history:

Received: 03.08.2019.

Adopted 26.08.2019.

1 Статья поступила в редакцию 01 августа 2019 года (Прим. - Ред.)

Abstract Urgency. The research is carried out on the actual theme of the development of tools to counteract the shadow economy in the consumer market.

Subject and purpose of the study. The subject is a set of tools and levers of influence to reduce the shadow economy in the consumer market.

The purpose of the study: identification and grouping of tools to counter the shadow economy in the consumer market.

Method of research. Identification and analysis of problems and areas of use of existing methods of countering the shadow economy.

Results and conclusions. The directions are proposed. it is determined that the promising direction of scientific research in the context of ensuring the economic security of the country in order to develop an effective mechanism to counter the shadow economy in the consumer market is the tools of social orientation and parity of interests of all participants of socio-economic relations.

Field of application: the results can be applied in the sphere of state regulation of social and economic relations in terms of countering the economic sector.

Введение (Introduction)

Теневой бизнес как социально-экономическое опасное явление проявляется в разных отраслях экономики и имеет свою специфику. Потребительский рынок, как объект теневых схем извлечения нелегальной экономической выгоды, не является исключением. В то же время достижение стратегических целей государственной политики России в области обеспечения ее экономической безопасности сопряжено с решением ряда проблем прогрессивного развития потребительского рынка страны.Потребительский рынок, по мнению Гурьянова Т.И.1, представляет собой совокупность экономических отношений, формируемых между продавцом и покупателем с целью удовлетворения личных потребностей населения продовольственными и непродовольственными товарами, работами, услугами, в пределах границ административно-территориальных образо-ваний.Исходя из этого, можно уточнить определение понятия «теневая экономика» применительно к потребительскому рын-

1Гурьянов Т.И. Совершенствование оценки состояния и развития потребительского рынка: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Гурьянов Тимофей Иванович; [Место защиты: Сиб. федер. ун-т]. - Красноярск, 2015. - 23 с.

ку, акцентировав внимание на следующем признаке ее проявления. Таким признаком является наличие взаимосвязи интересов участников теневой схемы: с одной стороны, извлечение максимальной нелегальной экономической выгоды продавцами, с другой - удовлетворение личных потребностей при минимальных затратах покупателями.

Предмет, метод и цель исследования (Subject, method and objectives research)

A)Предмет и цель исследования. Предметом является совокупность инструментов и рычагов влияния сокращения теневой экономики на потребительском рынке.

B) Цель исследования: выявление и группировка инструментария противодействия теневой экономике на потребительском рынке.

C)Методы исследования. Выявление и анализ проблем и направлений использования существующих методов противодействия теневой экономике

Научно-практические результаты (Research Results)

В настоящий момент государственная политика России в сфере противодействия теневой экономике обусловила разделение теневого секторана два кластера: теневая экономическая деятельность, имеющая деструктивный характер (например, игорный бизнес, наркобизнес, финансирование терроризма, «обнальные» схемы), и некоторые виды экономической деятельности, которые не оказывают отрицательного воздействия на экономику (например, запрет на продажу алкогольной продукции до 11 часов и после 22 часов(на примере Санкт-Петербурга), запрет на занятие торговой деятельностью на рынках иностранным гражданам). В связи с этим, при разработке эффективных управленческих решений необходимо учитывать специфические тенденции в экономическом развитии спроса и предложения каждого кластера.

На основании научных работ Батуриной Е.В.1 и Литви-

л

ненко А.Н. , содержащих обзоры российского и международного опыта в исследованиях теневой экономики, сформирован перечень основных инструментов противодействия теневому предпринимательству на потребительском рынке и приведены результаты экспертной оценки степени их влияния на конечный результат - повышение уровня экономической безопасности в обозначенной области хозяйствования.

В качестве основных инструментов противодействия определены следующие:

«Карательные» - к указанной группе относится введение новых или ужесточение действующих норм уголовного и административного права;

«Контролирующие» - к указанной группе относится расширение полномочий контролирующих и правоохранительных органов;

«Налоговые» - к указанной группе относится повышение налоговых обязательств по отдельным видам экономической деятельности;

«Стимулирующие» - к указанной группе относится снижение налоговых обязательств, введение налоговых льгот по отдельным видам экономической деятельности;

«Социальные» - к указанной группе относится повышение социальной ответственности граждан (например, поощрение использования разработанных программных продуктов обнаружения (мобильных приложения аудио-, видео- и фотофиксации) фактов незаконной розничной торговли).

Предлагаемые инструменты противодействия оцененыс

л

помощью метода экспертных оценок . В данном случае обязательным условием применения указанного методического приема, основанного на теории принятия решений посредством

1Батурина Е.В. Перспективы развития информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга экономической безопасности России // Вестник УрФУ / Серия Экономика и управление. - 2018. - №5. - Т. 17. - С. 869-892.

2Батурина Е.В., Литвиненко А.Н. Международный опыт противодействия преступлениям в банковской сфере // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 1 (45). - С. 84-89.

Примакин, А.И., Большакова, Л.В. Метод экспертных оценок в решении задач обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 1 (53). - С. 191200.

использования субъективного мнениянезаинтересованных в результатах исследованияспециалистов, является следующее: при анкетировании количество анкетируемых лиц должно быть 1520 человек. Данное ограничение количества анкетируемых лиц обусловленонеобходимостью минимизации искажений в результате избыточности субъективных оценок. Другими словами, увеличение опрашиваемых (например, до 100 чел.) может привести к значительному ухудшению качества полученных данных, что отличает экспертный метод оценки от социального опроса для статистики, при котором увеличение количества ответов увеличивает точность исследования.При экспертном оценивании в данном случае осуществлен предварительный качественный отбор профессиональных компетенций анкетируемых лиц, исходя из результатов применения так называемого метода «снежного кома». Кандидаты отбора - представители научного сообщества, компетентные в области обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике и наиболее приемлемые для проводимого исследования (количество анкетируемых лиц определено - 15 человек, с целью минимизации искажений в результате избыточности субъективных оценок). В результате, для непосредственного анке-тированияотобраны научные работники из числа профессорско-преподавательского состава ведущих университетов Северо-Западного федерального округа (доктора и кандидаты экономических наук, профессоры, доценты).Перед началом анкетирования отобранной группе экспертов озвучена цель исследования и представлен опросный лист (см. табл. 1).

Целью исследования является определение доли влияния рассматриваемых инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке на показатель повышения уровня экономической безопасности России.

Таблица 1

Опросный лист анкеты участника экспертного оценивания

(должность, ФИО)

доли влияния инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке на уровень экономической

безопасности России

№ п/п Инструменты Пример Доля влияния

№ п/п Инструменты Пример Доля влияния

1. «Карательные» Новая статья УК РФ ? %

2. «Контролирующие» Ликвидация незаконной точки торговли, не по адресу, а по присвоенному идентификационному номеру участника торговли ? %

3. «Налоговые» Обложение дополнительным налогом покупателей незаконной розничной торговли ? %

4. «Стимулирующие» Предоставление налоговой льготы покупателям, сообщившим о незаконной розничной торговле ? %

5. «Социальные» Денежное вознаграждение за использование мобильных приложений аудио-, видео- и фотофиксации фактов незаконной розничной торговли ? %

ИТОГО 100%

Форма проведения процедуры экспертного оценивания -одноразовый раздельный опрос с помощью анкетирования специалистов без обратной связи.

При составлении вопросов анкеты сформулировано следующее задание для экспертов и определен вид искомой информации. Специалистам предложено оценить (расположить в порядке иерархии значимости) долю влияния предлагаемых инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке на показатель повышения уровня экономической безопасности России. В качестве вопроса предложен следующий: «На сколько можно оценить долю влиянияприведен-ных инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке: ««Карательные» «Контролирующие» «Налоговые» «Стимулирующие» «Социальные», на уровень экономической безопасности России?». При анкетирова-

нии экспертной группы предложено определить значимость каждой позицииинструментов противодействия методом ранжирования. т.е. путем упорядочивания предлагаемых позиций на основе предпочтения каждого анкетируемого лица.Каждому специалисту, при ответе на вопрос анкеты, предложено расположить инструменты противодействия в порядке очередности убывания степени их важности (предпочтительности) относительно друг друга, путем присвоения каждой позиции инструментов определенного процента влияния (ранга), исходя из следующей градации: от «1» до «100», где «1%» - минимальная значимость и выбранная позиция инструментов не оказывает существенного влияния на показатель повышения уровня экономической безопасности России, «100%» - максимальная значимость и выбранная позиция инструментов существенно может увеличить прирост показателя повышения уровня экономической безопасности России.По итогам ранжирования проанализированы полученные исходные данные, представляющие собой последовательность значимостей исследуемых позиций.

Далее проведена процедура оценивания индивидуальных мнений экспертов на предмет наличия в них логики и отсутствия противоречий. Нелогичность и противоречивость, как показывают результаты проверки, в ответах специалистов отсутствуют.

Далее проведена процедура анализа индивидуальных мнений экспертов на предмет их согласованности путем исчисления коэффициента конкордации (Ж), представляющего собой числовую меру, характеризующую степень близости экспертных оценок. Коэффициент конкордации определен по следующей формуле, измеряется в пределах от 0 до 1:

125

^=т2(л3-п)

где:т- число специалистов (т=15); п - число позиций (п=5);

5 - сумма квадратов отклонений суммы рангов, присвоенных специалистами каждойпозиции, от среднего ранга.

В таблице 2 представлены полученные оценочные значения и расчетные показатели. По результатам расчета определено, что Ж=0,98. В итоге выявлено, что во мнениях экспертов имеет место согласованность их оценок.

Далее просуммированы индивидуальные оценки экспертной группы. Инструментам противодействия теневой экономике на потребительском рынке с наименьшей суммой рангов присвоен наименьший приоритет, инструментам противодействия с наибольшей суммой рангов присвоен наибольший приоритет при принятии управленческих решений выбранной направленности.

Таким образом, по результатам экспертной оценки определено, что на сегодняшний момент, по мнению компетентных в своей области представителей научного сообщества, наименьшим приоритетом обладают «налоговые» и «каратель-ные»инструменты противодействия теневой экономике на потребительском рынке. Данный факт объясняется значительной степенью их проработанности, с одной стороны, а с другой -отсутствием (сложностью предложения) перспективных направлений нового научного подхода. Наибольший приоритет при принятии управленческих решений присвоен «социальным» и «стимулирующим»инструментам противодействия. В связи с этим, определено, что перспективным направлением научного исследования в контексте обеспечения экономической безопасности страны с целью разработки эффективного механизма противодействия теневой экономике на потребительском рынке является решение следующих задач:

- определение структуры теневого потребительского рынка;

- идентификация места потребительского рынка в системе обеспечения экономической безопасности страны;

- проработка инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке, исходя из полученных результатов экспертного оценивания, представленных в данной статье.

Таблица 2 - Результат ранжирования доли влияния инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке на уровень экономической безопасности России

Инструменты, n «Карательные» «Контролирующие» «Налоговые» «Стимулирующие» «Социальные» ОБЩАЯ СУММА Средний ранг

Эксперты, m №1 5 10 5 40 40 300

№2 5 15 5 40 35

№3 5 10 5 50 30

№4 10 15 5 30 40

№5 10 15 5 20 50

№6 5 15 5 35 40

№7 5 10 10 35 40

№8 10 15 10 25 40

№9 5 10 10 35 40

№10 10 10 5 25 50

№11 10 10 5 40 35

№12 5 15 5 40 35

№13 5 15 10 35 35

№14 10 10 10 30 40

№15 10 10 5 35 40

Сумма рангов 110 185 100 515 590 1500

Квадрат отклонения суммы рангов 36,1 тыс. 13,2 тыс. 40,0 тыс. 46,2 тыс. 84,1 тыс. 219,6 тыс.

Выводы и рекомендации (Conclusions)

Дальнейшее исследование видится в определении весовых показателей предложенных инструментов противодействия теневой экономике на потребительском рынке, характеризующих долю влияния проработанных конкретных катего-

рий(предложений) инструментовна прирост показателя повышения уровня экономической безопасности России.

Библиографический список (Reference)

1. Гурьянов Т.И. Совершенствование оценки состояния и развития потребительского рынка: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Гурьянов Тимофей Иванович; [Место защиты: Сиб. федер. ун-т]. - Красноярск, 2015. -23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Батурина Е.В. Перспективы развития информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга экономической безопасности России // Вестник УрФУ / Серия Экономика и управление. - 2018. - №5. - Т. 17. - С. 869-892.

3. Батурина Е.В., Литвиненко А.Н. Международный опыт противодействия преступлениям в банковской сфере // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 1 (45). - С. 84-89.

4. Примакин А.И., Большакова Л.В. Метод экспертных оценок в решении задач обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 1 (53). - С. 191-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.