Научная статья на тему 'Источники формирования и основные направления теневых финансовых потоков'

Источники формирования и основные направления теневых финансовых потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ПОД/ФТ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / НЕНАЛОГОВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW CASH FLOWS / POD/FT / FINANCE MONITORING / CRIMINAL ECONOMY / LATENT ECONOMY / NON-TAX ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарев Вадим Евгеньевич

В статье проведена классификация теневых финансовых потоков в соответствии с направлениями их распространения (криминальные, скрытые и неналоговые). Выявлены особенности теневых финансовых потоков, формируемых по каждому из указанных направлений, оценены причины и экономические последствия их возникновения и распространения. Показаны каналы взаимосвязей финансовых потоков, циркулирующих в трех сферах теневой экономики, с легальной частью экономической системы. Представлена оригинальная схема финансовых потоков между легальной и различными сферами теневой экономики. Сформулированы рекомендации по минимизации теневых финансовых потоков в современных национальных хозяйственных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides classification of shadow cash flows according to directions of their distribution (criminal, latent and non-tax). The author identifies specific features of shadow cash flows formed by each of the mentioned-above directions, assesses reasons and economic consequences of their arising and distribution. He shows channels of contacts between cash flows, which circulate in three fields of shadow economy and legal part of the economic system. An original scheme of cash flows between legal and shadow economy was presented and recommendations aimed at minimizing shadow cash flows in current national economic systems were provided.

Текст научной работы на тему «Источники формирования и основные направления теневых финансовых потоков»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ

Чекмарев Вадим Евгеньевич

советник председателя правления Транскапиталбанка.

Адрес: ПАО «Транскапиталбанк», 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 27/35. E-mail: chekmaryov.ve@mail.ru

В статье проведена классификация теневых финансовых потоков в соответствии с направлениями их распространения (криминальные, скрытые и неналоговые). Выявлены особенности теневых финансовых потоков, формируемых по каждому из указанных направлений, оценены причины и экономические последствия их возникновения и распространения. Показаны каналы взаимосвязей финансовых потоков, циркулирующих в трех сферах теневой экономики, с легальной частью экономической системы. Представлена оригинальная схема финансовых потоков между легальной и различными сферами теневой экономики. Сформулированы рекомендации по минимизации теневых финансовых потоков в современных национальных хозяйственных системах. Ключевые слова: теневые финансовые потоки, ПОД/ФТ, финансовый мониторинг, криминальная экономика, скрытая экономика, неналоговая экономика.

SOURCES OF SHAPING AND KEY LINES IN SHADOW CASH FLOWS

Chekmaryov, Vadim E.

Counsellor to the Board of Directors' Chairman of the Transcapitalbank.

Address: PAO "Transcapitalbank", 27/35 Vorontsovskaya Str., Moscow, 109147, Russian

Federation.

E-mail: chekmaryov.ve@mail.ru

The article provides classification of shadow cash flows according to directions of their distribution (criminal, latent and non-tax). The author identifies specific features of shadow cash flows formed by each of the mentioned-above directions, assesses reasons and economic consequences of their arising and distribution. He shows channels of contacts between cash flows, which circulate in three fields of shadow economy and legal part of the economic system. An original scheme of cash flows between legal and shadow economy was presented and recommendations aimed at minimizing shadow cash flows in current national economic systems were provided.

Keywords: shadow cash flows, POD/FT, finance monitoring, criminal economy, latent economy, non-tax economy.

Идентификация источников теневых финансовых потоков, их ранжирование по степени негативных последствий для экономики и социальной системы являются важнейшими предпосылками эффективного противодействия противозаконным действиям. Проанализируем источники теневых финансовых потоков в криминальной, скрытой, неналоговой сферах теневой экономики.

В криминальной сфере источниками финансовых потоков являются:

- денежные средства, добываемые разбоем, грабежами, вымогательством, торговлей людьми;

- средства, получаемые при торговле оружием от незаконных вооруженных формирований, в том числе повстанческих движений, а также террористических групп, бандитских группировок, лиц, стремящихся иметь незарегистрированное оружие;

- средства, полученные в результате обмена фальшивых денег на настоящие;

- безналичные деньги, украденные с платежных карт;

- средства государственных и муниципальных бюджетов, незаконно присвоенные и переведенные на счета коммерческих структур и специально созданных фирм-однодневок.

Важно отметить, что значительный поток финансовых ресурсов циркулирует непосредственно в криминальной экономике. Этот поток обеспечивает перераспределение ресурсов внутри преступного сообщества. Движение этих ресурсов связано с накоплением специальных фондов для поддержки членов преступного сообщества после освобождения из мест заключения, богатства главарей, выплат рядовым членам сообщества, подкупа должностных лиц.

Увеличение этого финансового потока происходит в результате расширения преступной деятельности. Его источником также являются ресурсы, незаконно поступающие в криминальную сферу от под-

контрольных криминалитету банков и компаний.

Минимизация этого потока означает уменьшение финансовой базы преступной деятельности. Эта задача должна решаться путем повышения государственного контроля за налично-денежным оборотом и операциями с ценными бумагами, выявления бизнес-структур, связанных с преступными группировками, широкого международного обмена информацией о деятельности преступных сообществ [2].

В сфере криминальной экономики финансовые потоки осуществляются как в наличной, так и в безналичной формах. При этом современной тенденцией является увеличение безналичной части этого оборота. Данная тенденция предопределяется расширяющейся практикой установления криминальными группировками контроля над банками и компаниями, а также учреждением ими собственных бизнес-структур, финансирующих преступную деятельность [9].

В условиях открытой, глобальной экономики деятельность финансовых учреждений, подконтрольных национальным и международным преступным группировкам, является основой транснационализации криминальной экономики. Ее важнейшим элементом становится криминальная финансовая система, обеспечивающая трансграничные финансовые потоки. В такую систему входят международные банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы, страховые компании.

Большую угрозу для международного сообщества представляет возможность использования в рамках криминальной финансовой системы частных платежных систем. Их применение резко снижает эффективность государственного контроля за теневыми финансовыми потоками.

В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование международных стандартов функционирования платежных систем, позволяющих отслеживать подозрительные платежи, противодействовать использованию платежных систем

как элемента международной криминальной финансовой системы.

Таким образом, формирующиеся в криминальной финансовой системе финансовые потоки составляют:

1) денежные средства, добываемые преступными сообществами;

2) средства от подконтрольных преступным сообществам бизнес-структур;

3) средства от бизнес-структур, непосредственно учрежденных преступными сообществами.

Наиболее эффективный метод определения финансовых потоков, входящих в криминальную финансовую систему, -выявление среди сотрудников финансовых учреждений лиц, связанных с криминальными сообществами, а также попыток членов этих сообществ установить контакты с сотрудниками финансовых учреждений [5]. Еще одним методом определения криминального характера перевода денег и идентификации теневого финансового потока является анализ экономической обоснованности сделки, соответствия перевода денег передаче определенных прав, в том числе прав собственности на объект сделки.

К финансовым потокам, исходящим из сферы криминальной экономики, относятся перечисления средств в легальные, не связанные с преступными группировками финансовые учреждения с целью отмывания доходов, полученных незаконными способами.

Идентификация этих потоков существенно усложняется наличием международной криминальной финансовой системы, ее способностью использовать частные платежные системы [6]. Тем не менее установление действенного контроля за такими системами, тщательное отслеживание подозрительных сделок, контроль за оборотом денежной наличности позволяют обеспечивать противодействие финансовым потокам из криминальной сферы теневой экономики в легальную финансовую систему.

Специфическим элементом криминальной сферы теневой экономики являются хищения средств государственного и муниципальных бюджетов, а также фондов государственного социального страхования. Кража бюджетных ресурсов чаще всего осуществляется путем их перечисления на счета компаний, обязанных по договорам с государственными структурами провести соответствующие работы или оказать услуги. Но в действительности такие работы не проводятся, а услуги не оказываются. Выделенные на их оплату ресурсы чаще всего переводятся на счета фирм-однодневок. Осуществляется их обналичивание под фиктивные договоры об оказании консультационных, информационных, маркетинговых услуг.

Еще одним незаконным способом получения дохода от использования бюджетных ресурсов является размещение их на банковских депозитах. В этом случае организаторы незаконных сделок получают процент по депозитам. Они также могут договариваться с сотрудниками банка о перечислении процентного дохода на счета фирм-однодневок.

На практике отмечались случаи хищений средств фондов обязательного социального страхования, в том числе медицинского и пенсионного, путем перечисления их в мелкие банки, находящиеся в предбанкротном состоянии [1]. Далее перечисленные средства переводились на счета фирм-однодневок, а банки заявляли о банкротстве.

Основными предпосылками хищения средств из бюджетной системы являются отсутствие эффективной системы государственного и муниципального контроля, а также коррупция. Действенная система контроля за расходованием бюджетных ресурсов предполагает проведение текущего контроля за совершаемыми платежами, проверку их обоснованности, мониторинг финансового состояния бизнес-структур, получающих средства из бюджетной системы за проводимые работы и оказываемые услуги.

Повышение качества финансового контроля за расходованием бюджетных средств может быть обеспечено расширением полномочий ревизионных органов. Возможно введение двойного подчинения руководителей ревизионных органов распорядителям бюджетных ресурсов и Счетной палате.

Скрытая сфера теневой экономики включает производство и реализацию товаров, оказание услуг, не включаемых в бухгалтерскую отчетность. Соответственно, получаемый в данной сфере доход полностью присваивается организаторами и участниками такой деятельности.

Непосредственно в этой сфере циркулируют теневые финансовые потоки, связанные с приобретением сырья и материалов для обеспечения такой деятельности. Причем такие финансовые потоки обслуживают функционирование как основного, так и оборотного капитала. Это связано с тем, что в анализируемой деятельности используются станки и оборудование, формируются производственные запасы, а также запасы готовой продукции. Для расширения деятельности в скрытой сфере теневой экономики может использоваться не только собственный капитал ее непосредственных организаторов, но и заемный капитал, в том числе привлекаемый в криминальной экономике [10]. Последнее означает, что скрытая сфера теневой экономики может расширяться в процессе криминализации экономической системы и тесно с ней взаимодействует.

Субъекты скрытой сферы теневой экономики ограничены в возможностях приобретения машин, оборудования, сырья, материалов в сфере легальной экономики. Поэтому их деятельность связана с покупкой продукции, созданной в рамках аналогичной деятельности других бизнес-структур или похищенной в легальной экономике. Следовательно, деятельность субъектов скрытой экономики поощряет кражи и производство неучтенной продукции, инициирует активность криминальных структур.

В рамках скрытой сферы теневой экономики финансовые потоки формируются в наличной форме. Исходящий финансовый поток из этой сферы в легальную экономику также образуется в наличной форме. Он используется для приобретения сырья и материалов, оборудования на мелкооптовых складах, реализующих свои товары за наличные. Поэтому расширение безналичного денежного оборота способно создать трудности для деятельности в скрытой сфере теневой экономики и способствовать снижению ее масштаба [8].

Реализация товаров и оказание услуг субъектов скрытой сферы теневой экономики в легальной экономике предопределяют формирование финансового потока. Следовательно, денежные ресурсы из легальной сферы перемещаются в нелегальную.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что существуют финансовые потоки, направленные из скрытой в криминальную сферу теневой экономики, а также финансовые потоки, направленные из криминальной сферы в скрытую. Основной финансовый поток, обеспечивающий деятельность в скрытой сфере, направлен в нее из легальной экономики. Поэтому ведущими направлениями противодействия финансовым потокам в скрытой сфере теневой экономики являются обеспечение полного учета продукции на легальных торговых предприятиях, использование кассовых аппаратов на неорганизованных рынках потребительских товаров, расширение сферы безналичных расчетов.

Теневые финансовые потоки, формирующиеся в неналоговой сфере нелегальной экономики, имеют существенную специфику по сравнению с финансовыми потоками в других сферах такой экономики. Их источником являются денежные ресурсы легальной экономической деятельности, поступающие в теневую экономику и подвергаемые впоследствии процедуре отмывания. В неналоговой сфере фактически происходит хищение средств, предназначенных для функционирования бюджет-

ной сферы, в частности инфраструктуры. Такие хищения принимают форму уклонения от налогов и сборов и осуществляются путем заключения фиктивных договоров. В данном случае притворные сделки позволяют увеличить затраты компаний и сократить налогооблагаемую прибыль. В этих целях наиболее часто используются договоры на оказание информационных и консультационных услуг [4]. Их притворное исполнение не связано с составлением соответствующей отчетной документации.

Одновременно с заключением фиктивного договора на оказание таких услуг и подписанием актов сдачи-приемки фирмы-однодневки выдают противоположной стороне фиктивные счета-фактуры по НДС. Их наличие позволяет компаниям, заключающим фиктивные договоры, зачитывать НДС в установленном порядке. Поэтому результатом обналички через фирмы-однодневки является рост задолженности бюджета по переданному (выплаченному) при получении услуг (в данном случае фиктивных) налогу на добавленную стоимость. Но при обналичивании через фирмы-однодневки компания-заказчик по негласной договоренности получает в обмен на перечисления безналичных средств наличные деньги за минусом комиссии в 3,5-5,0%.

Следовательно, при притворной сделке по обналичиванию компания-заказчик:

1) увеличивает затраты, снижая налогооблагаемую прибыль;

2) получает в наличных деньгах сумму, равную этим затратам;

3) получает сумму, равную НДС;

4) имеет возможность зачесть НДС в установленном порядке как переданный при оплате услуг.

Соответственно, потери государства в результате заключения притворных договоров включают суммы налога на прибыль и НДС.

Очевидно, что такие сделки становятся возможными вследствие допуска фирм-однодневок к наличным деньгам в банков-

ской системе. Наличие такого доступа -проявление коррупции в банковских учреждениях. Ее предпосылка - широкий доступ банковских структур к денежной наличности, бесконтрольность ее выдачи при поступлениях на счета фирм-однодневок безналичных ресурсов без проверок экономического содержания оплачиваемых услуг и обоснованности совершаемых платежей.

Поступление денежных ресурсов в безналоговую сферу теневой экономики предполагает их последующее отмывание и возвращение в легальную экономику. Но существенный объем ресурсов остается в нелегальной экономике. Это прежде всего касается доходов учредителей фирм-однодневок и коррупционеров в банковском секторе. Существенный объем таких средств конвертируется в иностранную валюту и переводится за границу, составляя значительную часть общего оттока капитала из России [3].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о взаимосвязях финансовых потоков, циркулирующих в трех сферах теневой экономики.

Схема финансовых потоков между легальной экономикой и тремя сферами теневой экономики, а также между этими сферами представлена на рисунке.

Рис. Схема финансовых потоков между легальной экономикой и тремя сферами теневой экономики, а также между этими сферами

Криминальная сфера теневой экономики присваивает ресурсы легальной экономики. Следовательно, финансовый поток направлен из легальной экономики в криминальную. При отмывании денег, полученных преступным путем, формируется финансовый поток из криминальной сферы теневой экономики в легальную экономику.

В криминальную сферу поступает финансовый поток из скрытой сферы теневой экономики. Его источники - доходы компаний, контролируемых преступными группировками, а также плата за «крыше-вание» - защита нелегальных бизнес-структур от прочих преступных группировок [7]. Определенный поток финансовых ресурсов поступает из криминальной сферы в скрытую в виде вложений в развитие производства. Такие вложения могут иметь форму займов. Из неналоговой сферы в криминальную направлен финансовый поток, формирующийся из доходов от незаконного обналичивания. Из криминальной сферы в неналоговую поступает наличность, обмененная на безналичные средства в банковских учреждениях, подконтрольных преступным группировкам.

Неналоговая сфера получает ресурсы из легальной экономики. Происходит формирование соответствующего денежного потока. Но обналиченные, т. е. выведенные

из легального оборота, средства тратятся их держателями в легальной экономике. Следовательно, финансовый поток направлен из неналоговой сферы в легальную экономику.

Аналогичные взаимосвязи складываются между скрытой сферой теневой экономики и легальной хозяйственной системой. Скрытая экономика оплачивает ресурсы, поступающие из легальной экономики, и реализует ее участникам производимые товары, а также оказывает им услуги. Как отмечалось, скрытая сфера обменивается финансовыми потоками с криминальной сферой.

Финансовый поток из неналоговой сферы в скрытую образуется за счет ресурсов, полученных в первой из этих сфер при обналичивании и направляемых для расширения незаконной деятельности во второй сфере. Но отсутствует финансовый поток из скрытой сферы в неналоговую вследствие специфики этих сфер теневой экономики.

Обнаруженные взаимосвязи между финансовыми потоками легальной экономики, а также криминальной, скрытой и неналоговой сфер теневой экономики способны сыграть важную роль в ходе разработки эффективного механизма противодействия теневым финансовым потокам в современной экономической системе.

Список литературы

1. Басс А. Б., Каратаев М. В. Основы управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов // Финансы и кредит. - 2010. - № 26 (410). - С. 29-38.

2. Волков И. И., Скареднов Е. В., Шкарбаненко К. В. Макроэкономическое регулирование и финансовые потоки корпораций. - М. : Ваш полиграфический партнер, 2014.

3. Дадалко В. А. К вопросу противодействия теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России / / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2010. - № 6. - С. 145-155.

4. Дэвис С., Хенрексон М. Налоговые эффекты для деловой активности, взаимосвязей промышленных секторов и объема теневой экономики: опыт развитых стран // Рабочая бумага Национального бюро экономических исследований (ЫБЕИ). - 2004. - № 10509.

5. Киселев И. А. Борьба с отмыванием преступных доходов : практическое пособие для сотрудников правоохранительных органов. - М. : ИД «Юриспруденция», 2010.

6. Морозов А. В. Использование финансового анализа для целей противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма // Финансы и кредит. - 2008. -№ 34 (322). - С. 60-64.

7. Репецкая А. Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России : монография. - М. : Юрлитинформ, 2010.

8. Селезнев А. З. Стратегический инвестиционный контроль // Экономист. - 2007. -№ 12. - С. 3-13.

9. Слепов В. А., Чекмарев В. Е. Сущность теневых финансовых потоков и факторы их формирования в современной экономике / / Деньги и кредит. - 2016. - № 2. - С. 50-53.

10. Шнайдер Ф. Теневая экономика и коррупция в мире: что мы действительно знаем об этом? / / Рабочая бумага боннского Института труда (IZA). - 2006. - № 2315.

References

1. Bass A. B., Karataev M. V. Osnovy upravleniya riskom vovlecheniya banka v protsessy legalizatsii prestupnykh dokhodov [Fundamentals of Risk Management Bank Involvement in the Process of Money Laundering]. Finansy i kredit [Finances and Credit], 2010, No. 26 (410), pp. 29-38. (In Russ.).

2. Volkov I. I., Skarednov E. V., Shkarbanenko K. V. Makroekonomicheskoe regulirovanie i finansovye potoki korporatsiy [The Macroeconomic Regulation and the Corporate Financial Flows]. Moscow, Vash poligraficheskiy partner, 2014. (In Russ.).

3. Dadalko V. A. K voprosu protivodeystviya tenevoy ekonomike v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [On the Question of Combating the Shadow Economy in the Economic Security of Russia]. Vestnik Akademii ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii [Bulletin of the Academy of Economic Safety of the Russian Interior Ministry], 2010, No. 6, pp. 145-155. (In Russ.).

4. Devis S., Khenrekson M. Nalogovye effekty dlya delovoy aktivnosti, vzaimosvyazey promyshlennykh sektorov i ob#ema tenevoy ekonomiki: opyt razvitykh stran [Tax Effects on Work Activity, Industry Mix and Shadow Economy Size: Evidence from Rich-Country Comparisons]. Rabochaya bumaga Natsionalnogo byuro ekonomicheskikh issledovaniy (NBER) [NBER Woking Paper], 2004, No. 10509. (In Russ.).

5. Kiselev I. A. Bor'ba s otmyvaniem prestupnykh dokhodov, prakticheskoe posobie dlya sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [The Fight Against Money Laundering, a practical guide for law enforcement officers]. Moscow, ID «Yurisprudentsiya», 2010. (In Russ.).

6. Morozov A. V. Ispol'zovanie finansovogo analiza dlya tseley protivodeystviya otmyvaniyu dokhodov i finansirovaniya terrorizma [Using Financial Analysis for the Purpose of Combating Money Laundering and Terrorist Financing]. Finansy i kredit [Finances and Credit], 2008, No. 34 (322), pp. 60-64. (In Russ.).

7. Repetskaya A. L. Organizovannaya prestupnost'. Tenevaya ekonomika. Kriminal'nyy rynok Rossii, monografiya [Organized Crime. The Shadow Economy. Russian Criminal Market, monograph]. Moscow, Yurlitinform, 2010. (In Russ.).

8. Seleznev A. Z. Strategicheskiy investitsionnyy kontrol' [Strategic Financial Control]. Ekonomist [The Economist], 2007, No. 12, pp. 3-13. (In Russ.).

9. Slepov V. A., Chekmarev V. E. Sushchnost' tenevykh finansovykh potokov i faktory ikh formirovaniya v sovremennoy ekonomike [The Essence of the Shadow Financial Flows and the Factors of Their Formation in Modern Economy]. Den'gi i kredit [Money and Credit], 2016, No. 2, pp. 50-53. (In Russ.).

10. Shnayder F. Tenevaya ekonomika i korruptsiya v mire: chto my deystvitel'no znaem ob etom? [Shadow Economies and Corruption All Over the World: What Do We Really Know?]. Rabochaya bumaga bonnskogo Instituta truda (IZA) [IZA Discussion paper], 2006, No. 2315. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.