Научная статья на тему 'Классификация теневых экономических явлений в системе высшего образования России'

Классификация теневых экономических явлений в системе высшего образования России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / SHADOW ECONOMY / CLASSIFICATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION / HIGHER EDUCATION / ABUSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злоказова Юлия Валерьевна

Статья посвящена разработке классификации теневых экономических явлений в системе высшего образования Российской Федерации. С целью систематизации теневых явлений в системе высшего образования автором были рассмотрены различные виды злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, скрываемые от официальной статистики, выявленные в результате ревизий высших учебных заведений, проводимых Федеральным агентством по образованию Российской Федерации и Счетной Палатой Российской Федерации в 2005-2014 гг., и сведения о педагогических работниках, осужденных по статьям 290, 292 УК РФ в период с 2006 по 2015 гг. Указанные нарушения были объединены в семь групп по различным основаниям. Разработанная классификация позволит изучать теневые экономические явления в системе высшего образования как в целом, так и по отдельным элементам, прогнозировать масштабы распространения теневых экономических явлений. Приведенная совокупность критериев способствует дифференциации признаков теневых явлений в образовательных организациях высшего образования, оценке степени их социальной опасности, организации превентивных мер со стороны контрольно-надзорных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of shadow economic phenomena in the system of higher education of Russia

The article is devoted to the classification of shadow economic phenomena in the higher education system of the Russian Federation. In order to systematize the shadow phenomena in the system of higher education, the author considers different types of abuses in the financial and economic activities of educational institutions, hidden from the official statistics revealed by the audits of higher education institutions conducted by the Federal Agency for education of the Russian Federation and the accounts of the Chamber of the Russian Federation in the years of 2005-2014, and information about the pedagogical staff who were convicted under the articles 290 and 292 of the criminal code of the Russian Federation in the period from 2006 to 2015. These violations were combined into seven groups for various reasons. The developed classification will allow to study shadow economic phenomena in the higher education system both as a whole and divided into individual elements; and to predict the incidence of shadow economic phenomena. The given set of criteria promotes the differentiation of signs of shadow phenomena in the educational institutions of higher education, the assessment of the degree of their social danger, the organization of preventive measures by the regulatory authorities.

Текст научной работы на тему «Классификация теневых экономических явлений в системе высшего образования России»

УДК 37.014.54: 378.1 ББК Ч448к94

ГСНТИ 14.01.75

Код ВАК 08.00.05; 13.00.01

Злоказова Юлия Валерьевна,

преподаватель кафедры экономики, Уральский юридический институт МВД России; 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66; e-mail: yuliazlokazova@yandex.ru.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теневая экономика; классификация; образовательная организация; высшее образование, злоупотребление.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена разработке классификации теневых экономических явлений в системе высшего образования Российской Федерации. С целью систематизации теневых явлений в системе высшего образования автором были рассмотрены различные виды злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, скрываемые от официальной статистики, выявленные в результате ревизий высших учебных заведений, проводимых Федеральным агентством по образованию Российской Федерации и Счетной Палатой Российской Федерации в 2005-2014 гг., и сведения о педагогических работниках, осужденных по статьям 290, 292 УК РФ в период с 2006 по 2015 гг. Указанные нарушения были объединены в семь групп по различным основаниям. Разработанная классификация позволит изучать теневые экономические явления в системе высшего образования как в целом, так и по отдельным элементам, прогнозировать масштабы распространения теневых экономических явлений. Приведенная совокупность критериев способствует дифференциации признаков теневых явлений в образовательных организациях высшего образования, оценке степени их социальной опасности, организации превентивных мер со стороны контрольно-надзорных органов.

Zlokazova Yulia Valerevna,

Lecturer of the Department of Economics, Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia.

CLASSIFICATION OF SHADOW ECONOMIC PHENOMENA IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

KEYWORDS: shadow economy; classification; educational organization; higher education; abuse.

ABSTRACT. The article is devoted to the classification of shadow economic phenomena in the higher education system of the Russian Federation. In order to systematize the shadow phenomena in the system of higher education, the author considers different types of abuses in the financial and economic activities of educational institutions, hidden from the official statistics revealed by the audits of higher education institutions conducted by the Federal Agency for education of the Russian Federation and the accounts of the Chamber of the Russian Federation in the years of 2005-2014, and information about the pedagogical staff who were convicted under the articles 290 and 292 of the criminal code of the Russian Federation in the period from 2006 to 2015. These violations were combined into seven groups for various reasons. The developed classification will allow to study shadow economic phenomena in the higher education system both as a whole and divided into individual elements; and to predict the incidence of shadow economic phenomena. The given set of criteria promotes the differentiation of signs of shadow phenomena in the educational institutions of higher education, the assessment of the degree of their social danger, the organization of preventive measures by the regulatory authorities.

H(

"еобходимость повышения эффективности исследований теневых экономических явлений в системе высшего образования обуславливает изучение их общих, частных и специфических особенностей. Способом решения этой задачи выступает классификация теневых явлений, понимаемая нами в соответствии с представлениями К. Я. Авербуха как распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, при котором каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы» [2, с. 24]. С целью систематизации теневых явлений в системе высшего образования нами были рассмотрены различные виды злоупотреб-

лений в финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, скрываемые от официальной статистики, выявленные в результате ревизий высших учебных заведений, проводимых Федеральным агентством по образованию Российской Федерации и Счетной Палатой Российской Федерации в 2005-2014 гг., и сведения о педагогических работниках, осужденных по статьям 290, 292 УК РФ в период с 2006 по 2015 гг. Указанные нарушения были объединены в следующие группы [7; 8; 11; 15]:

1. Нецелевое использование бюджетных средств образовательной организации.

Отметим, что в ходе проверок факты использования средств федерального бюджета не по их прямому назначению выявляются практически в каждой образовательной ор-

© Злоказова Ю. В., 2016

ганизации высшего образования. При этом суммы злоупотреблений различны - от незначительных недостач до многомиллионных хищений, требующих для установления всех обстоятельств привлечения сотрудников правоохранительных органов.

В условиях современной России, когда из государственного бюджета на финансирование высшего образования выделяются значительные средства, именно от грамотного и эффективного расходования этих средств зависит продуктивность реализации образовательных программ высшего образования.

К нецелевому использованию бюджетных средств образовательной организации мы можем отнести следующие нарушения:

- несоответствие фактических доходов и расходов источникам формирования и направлениям использования денежных средств;

- направление бюджетных средств на проекты, не утвержденные бюджетной сметой и подлежащие финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности;

- использование средств федерального бюджета для формирования уставного капитала различных коммерческих и некоммерческих организаций;

- перераспределения средств федерального бюджета между различными статьями расходов без необходимых обоснований и согласований;

- расходование денежных средств, товарно-материальных ценностей, средств сверх установленных норм;

- выдача займов физическим лицам и организациям за счет бюджетных средств;

- осуществление различных коммерческих сделок под залог имущества учебного заведения;

- выдача авансов под незавершенное производство.

2. Нарушения норм реализации образовательных процедур в ходе приема абитуриентов и организации учебного процесса обучающихся.

Обратим внимание на наиболее часто встречающиеся из них:

- осуществление образовательной деятельности в отсутствие разрешительных документов (лицензий на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации);

- привлечение посреднических организаций при заключении договоров для поступления студентов на контрактной основе;

- набор студентов сверх контрольных цифр плана приема, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации;

- организация различных платных

программ дополнительного профессионального образования, реализуемых на кафедрах и факультетах без выдачи документов установленного образца;

- сокращение сроков обучения до 3-4 лет с взиманием платы за 5 лет;

- зачисление в состав учебных групп после оплаты обучения, а не по результатам вступительных испытаний;

- злоупотребления при переводе студентов, ранее принятых на обучение на контрактной основе, на бюджетные места;

- посещение абитуриентами за дополнительную плату занятий в группах первого курса, которые в последующем в нарушении правил приема зачисляются на места отчисленных студентов;

- организация занятий студентов, обучающихся на контрактной основе совместно со студентами, обучающимися за счет бюджета за счет увеличения наполняемости групп;

- исключение при планировании и распределении на учебный год учебных поручений педагогическим работникам контингента студентов, обучающихся на контрактной основе. В том числе объединение студентов бюджетной и контрактной форм финансирования при разработке расписания учебных занятий; исключение обучающихся на контрактной основе из объема планируемой нагрузки педагогических работников по кафедрам факультета (образовательной организации);

- зачисление в состав слушателей программы профессиональной переподготовки лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования.

3. Нарушения порядка распоряжения имуществом и неправомерное отчуждение имущества образовательной организации.

Анализ результатов проверок финансово-хозяйственной деятельности дает возможность обобщить основные виды нарушений в сфере управления имуществом образовательной организации:

- ненадлежащий учет и оформление имущественных прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе образовательной организации;

- распоряжение имуществом образовательной организации без согласования с учредителем, собственником имущества;

- осуществление взносов в уставный капитал сторонних организаций имуществом учебного заведения;

- занижение ставок арендной платы и фактических размеров сдаваемых в аренду площадей учебного заведения;

- превышение полномочий должностными лицами учебного заведения в части распоряжения имуществом, закрепленного за вузом;

- дебиторская задолженность арендаторов по арендной плате и оплате коммунальных услуг;

- неверный расчет коммунальных услуг, не востребование пени за просрочку оплаты арендной платы и коммунальных платежей.

4. Нарушения в сфере трудовых отношений.

Отметим злоупотребления в сфере трудовых отношений, которые выявляются в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности вузов:

- распределение фонда заработной платы в пользу административно-управленческого персонала образовательной организации;

- завышение окладов педагогических работников, надбавок к ним и доплат стимулирующего характера за счет бюджетных средств;

- совмещение нескольких должностей по внутреннему совместительству без непосредственного выполнения своих служебных обязанностей;

- недоплата за сверхурочные работы и работы в ночное время;

- неверное исчисление среднего заработка для оплаты отпускных;

- задержки выплат заработной платы и отпускных вследствие несвоевременного их начисления;

- привлечение иногородних педагогических работников, которые в период действия трудового договора имели аналогичные договоры по месту своего постоянного проживания в различных субъектах Российской Федерации и фактически не могли выполнять трудовые обязанности вдали от места своей основной деятельности.

5. Нарушения порядка ведения кассовых операций, сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей.

- искажение бухгалтерских и отчетных документов;

- занижение доходов и расходов образовательных организаций;

- просроченная дебиторская задолженность студентов, обучающихся по договорам, не отраженная в бухгалтерском учете;

- превышение фактических расходов без их документального подтверждения;

- неоформление или неправильное оформление первичных документов;

- выдача денежных средств в подотчет сотрудникам, которые имеют задолженности по ранее полученным авансам;

- несоответствие данных образовательных организаций по потреблению топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг с расчетными данными предприятий и организаций;

- списание денежных средств без расписок в получении, без приложения доверенностей, без должного документального оформления;

- недостача товарно-материальных ценностей и горюче-смазочных материалов;

- необоснованное и излишнее списание материалов.

6. Нарушения выплаты стипендий и социальных пособий.

Мы можем перечислить основные виды злоупотреблений в области выплаты стипендий и социальных пособий:

- начисление стипендий студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся на платной основе по договорам; имеющим оценки «удовлетворительно» и «незачет», а также лицам, не проходящим обучение на момент начисления стипендии;

- нарушения в отношении выплат студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- задержка выплат стипендий и социальных пособий.

7. Нарушения в области закупок товаров, работ, услуг и организации ремонтно-строительных работ. Это такие нарушения, как:

- отсутствие информации на официальном сайте образовательной организации о проведении открытого аукциона, конкурса;

- отсутствие протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе, конкурсе; извещений о проведении запроса котировок цен, протоколов рассмотрения и оценки котировочных заявок и др.;

- отсутствие государственной экспертизы проектно-сметной документации при организации ремонтно-строительных работ;

- заключение договоров без проведения конкурса и проведения котировок цен, а также с нарушениями требований нормативных актов в части порядка проведения конкурсов;

- признание победителем конкурса, аукциона участника, предложение которого не являются лучшим;

- уклонение от государственной регистрации заключенных договоров;

- оплата по договорам за фактически не выполненные работы и услуги;

- завышение сметных нормативов и коэффициентов, индексов удорожания при расчете стоимости ремонтно-строительных работ;

- излишнее и без оправдательных документов списание материалов;

- отсутствие необходимых сведений о выполнении работ, их объемах, нормах расхода материалов, расценках в договорах подряда;

- заключение договоров на выполнение ремонтно-строительных работ с организациями, не имеющими лицензий на производство соответствующих работ.

Особенностью данной группы является значительный материальный ущерб от указанных нарушений. Так, например, при проведении ревизии Красноярского государственного педагогического университета установлены нарушения при заключении договора с ПКФ «Сирена» на производство капитального и текущего ремонта на сумму 4549,6 тыс. рублей [8].

8. Неинституционализированные практики взаимодействия педагогических работников системы высшего образования с обучающимися:

- взятки при поступлении в образовательные организации высшего образования;

- взятки при освоении образовательных программ;

- приобретение у преподавателя (либо по его указанию у третьих лиц) конспектов лекций, планов семинарских (практических) занятий, иной учебной литературы как условие допуска к зачету/экзамену;

- приобретение подарков, оказание услуг педагогическим работникам, представителей образовательной организации.

Представленная группировка нарушений характеризует многообразие разновидностей теневых экономических явлений в высшей школе, свидетельствует об объеме и широте их проявлений. Обобщая результаты исследований, определим основные классификационные признаки, которые позволяют систематизировать проявления теневой экономики в системе российского высшего образования. По нашему мнению, к ним относятся:

1) в зависимости от сферы возникновения;

2) в зависимости от содержания нарушения;

3) в зависимости от вида наступающей юридической ответственности;

4) в зависимости от величины ущерба;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) в зависимости от объекта нанесения вреда;

6) в зависимости от характера криминализации;

7) в зависимости от статуса субъектов теневых экономических явлений.

Разработанная классификация теневых явлений представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация теневых экономических явлений в системе высшего образования России

№ п/п Критерий Признаки

По сфере возникновения возникающие в финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации

1. возникающие на этапе реализации организационно-управленческий уровень

образовательных программ исполнительский уровень

нецелевое использование бюджетных средств образовательной организации

неправомерное отчуждение имущества и нарушения порядка распоряжения имуществом образовательной организации

нарушения при приеме абитуриентов и организации учебного процесса

По содержанию нарушений нарушения в сфере трудовых отношений

2. нарушения порядка ведения кассовых операций, сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей

нарушения выплаты стипендий и социальных пособий

нарушения в области закупок товаров, работ, услуг и организации ремонтно-строительных работ

неинституционализированные практики взаимодействия субъектов образовательного процесса

подлежащие административной ответственности

подлежащие уголовной ответственности

По видам подлежащие гражданско-правовой ответственности

3. юридическои подлежащие дисциплинарной ответственности

ответственности подлежащие материальной ответственности

подлежащие налоговой ответственности

подлежащие бюджетной ответственности

причиняющие незначительный ущерб

4. По величине причиняющие средний ущерб

ущерба причиняющие крупный ущерб

причиняющие особо крупный ущерб

По объекту наносящие вред физическому лицу

5. нанесения наносящие вред иным организациям

вреда наносящие вред государству

По характеру криминализации незапрещенная законом деятельность, нескрываемая от учета

6. разрешенная законом деятельность, скрываемая от учета

запрещенная законом деятельность, скрываемая от учета

По статусу допускаемые учебно-вспомогательным персоналом образовательной организации

7. субъектов тене- допускаемые педагогическими работниками образовательной организации

вых экономических явлений допускаемые административно-управленческим составом образовательной организации

ЛИТЕРАТУРА

1. Абанкина И. В., Савицкая Е. В. Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств. URL: hse.rmdata/2012/02/27/1217338453/Текст статьи.doc. (дата обращения 20.04.2016).

2. Авербух К. Я. Общая теория термина. Иваново, 2004. 252 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 13.07.2015). URL: http://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения 22.04.2016).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 29.06.2015). URL: http://base.garant.ru/12125267/ (дата обращения 20.04.2016).

5. Литовченко В. И. Необходимость классификации и систематизации терминов различных областей знаний. Перспективы науки. № 9 (11). Тамбов : Фонд развития науки и культуры, 2010.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция от 08.06.2015). URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения 20.04.2016).

7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2012 г. № 07-94/03 «О нарушениях в деятельности образовательных учреждений и научных организаций». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70485562/.

8. Приказы Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2005 г. № 1633, от 28.02.2006 г. № 102, от 25.01.2007 г. № 185, от 26.02.2007 г. № 382, от 01.03.2007 г. № 438, от 12.03.2007 г. № 477, от 23.03.2007 г. № 546, от 06.04.2007 г. № 621, от 13.04.2007 г. № 671, от 26.04.2007 г. № 757, от 21.05.2007 г. № 895, от 26.06.2007 г. № 1125, от

04.07.2007 г. № 1191, от 16.07.2007 г. № 1258, от 13.12.2007 г. № 2324, от 28.12.2007 г. № 2420, от

11.01.2008 г. № 3, от 11.01.2008 г. № 13, от 11.01.2008 г. № 14, от 31.01.2008 г. № 42, от 08.02.2008 г. № 69, от 05.03.2008 г. № 165, от 13.03.2008 г. № 191, от 01.02.2010 г. № 61, от 01.02.2010 г. № 64, от 01.02.2010 г. № 65, от 10.02.2010 г. № 102, от 10.02.2010 г. № 103, от 10.02.2010 г. № 104, от 19.02.2010 г. № 137, от 23.04.2010 г. № 399. URL: http://минобрнауки.рф/%Do%B4%Do%BE%Do%BA%Dl%8з%Do%BC%Do%B5% Do%BD%Dl%82%Dl%8B?keywords=228.

9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.

10. Расходы федерального бюджета на выплату стипендий в 2014-2016 году. URL: минобрнауки.рф/media/events/files/4ld4c8odf37554fccc6o.doc.

11. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей подведомственных Минобрнауки России высших учебных заведений, а также членов их семей за отчетный финансовый год, с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3432.

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующая редакция от

13.07.2015). URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения 22.04.2016).

13. Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.04.2014, № 15, Ст. 1729.

14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http://base.garant.ru/70l70946/#ixzz3K4Dn9XjM (дата обращения: 20.04.2016).

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения 20.04.2016).

16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (последнее обращение 22.04.2016).

LITERATURA

1. Abankina I. V., Savitskaya E. V. Byudzhetnoe finansirovanie obrazovatel'nykh uchrezhdeniy: struktura i istochniki denezhnykh sredstv. URL: hse.rmdata/2012/02/27/1217338453/Tekst stat'i.doc. (data obrashcheniya

20.04.2016).

2. Averbukh K. Ya. Obshchaya teoriya termina. Ivanovo, 2004. 252 s.

3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.11.1994 № 51-FZ (deystvuyushchaya redaktsiya ot

13.07.2015). URL: http://base.garant.ru/10164072/ (data obrashcheniya 22.04.2016).

4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (deystvuyushchaya redaktsiya ot 29.06.2015). URL: http://base.garant.ru/12125267/ (data obrashcheniya

20.04.2016).

5. Litovchenko V. I. Neobkhodimost' klassifikatsii i sistematizatsii terminov razlichnykh oblastey znaniy. Perspektivy nauki. № 9 (11). Tambov : Fond razvitiya nauki i kul'tury, 2010.

6. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 146-FZ (deystvuyushchaya redaktsiya ot 08.06.2015). URL: http://base.garant.ru/10900200/ (data obrashcheniya 20.04.2016).

7. Pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 24.01.2012 g. № 07-94/03 «O narusheniyakh v deyatel'nosti obrazovatel'nykh uchrezhdeniy i nauchnykh organizatsiy». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70485562/.

8. Prikazy Federal'nogo agentstva po obrazovaniyu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 16.12.2005 g. № 1633, ot 28.02.2006 g. № 102, ot 25.01.2007 g. № 185, ot 26.02.2007 g. № 382, ot 01.03.2007 g. № 438, ot 12.03.2007 g. № 477, ot 23.03.2007 g. № 546, ot 06.04.2007 g. № 621, ot 13.04.2007 g. № 671, ot 26.04.2007 g. № 757, ot 21.05.2007 g. № 895, ot 26.06.2007 g. № 1125, ot 04.07.2007 g. № 1191, ot 16.07.2007 g. № 1258, ot 13.12.2007 g. № 2324, ot 28.12.2007 g. № 2420, ot 11.01.2008 g. № 3, ot 11.01.2008 g. № 13, ot 11.01.2008 g. № 14, ot 31.01.2008 g. № 42, ot 08.02.2008 g. № 69, ot 05.03.2008 g. № 165, ot

13.03.2008 g. № 191, ot 01.02.2010 g. № 61, ot 01.02.2010 g. № 64, ot 01.02.2010 g. № 65, ot 10.02.2010 g. № 102, ot 10.02.2010 g. № 103, ot 10.02.2010 g. № 104, ot 19.02.2010 g. № 137, ot 23.04.2010 g. № 399. URL: http://minobrnauki.rf/%Do%B4%Do%BE%Do%BA%Dl%83%Do%BC%Do%B5%Do%BD%Dl%82%Dl%8B?key words=228.

9. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2o3o. URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/macro/prognoz/doc2oi3o325_o6.

10. Raskhody federal'nogo byudzheta na vyplatu stipendiy v 2oi4-2oi6 godu. URL: minobr-nauki.rf/media/events/files/4ld4c8odf37554fccc6o.doc.

11. Svedeniya o dokhodakh, imushchestve i obyazatel'stvakh imushchestvennogo kharaktera rukovodi-teley podvedomstvennykh Minobrnauki Rossii vysshikh uchebnykh zavedeniy, a takzhe chlenov ikh semey za otchetnyy finansovyy god, s 1 yanvarya 2oi2 goda po 31 dekabrya 2oi2 goda. URL: http://minobrnauki.rf/novosti/3432.

12. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (deystvuyushchaya redaktsiya ot i3.o7.2oi5). URL: http://base.garant.ru/i2i25268/ (data obrashcheniya 22.o4.2oi6).

13. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 11.04.2014 № 226 «O Natsional'nom plane protivodeystviya korruptsii na 2oi4-2015 gody» / / Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 14.04.2014, № 15, St. 1729.

14. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 goda № 599 «O merakh po realiza-tsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki». URL: http://base.garant.ru/7oi7o946/#ixzz3K4Dn9XjM (data obrashcheniya: 2o.o4.2oi6).

15. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ. URL: http://base.garant.ru/ioio8ooo/ (data obrashcheniya 2o.o4.2oi6).

17. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_i4oi74/ (poslednee obrashchenie 22.o4.2oi6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.