3. Программированное обучение Ф. Скиннера [Электронный ресурс]: Психология подходов к обучению. - URL : https://psychosearch.ru/masters/frederik-skiner, свободный (дата обращения: 15.05.2018).
4. Деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс]: Методики обучения. - URL : http://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii, свободный (20.05.2018).
УДК 378.02:372.8
ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ ELEMENTS OF A METHODOLOGY FOR A DIFFERENTIATED APPROACH TO FORM AUTONOMY IN THE PERFORMANCE OF LABORATORY WORKS ON PHYSICS
Алмадакова Г. В.,старший преподаватель, Рупасова Г. Б., канд. пед. наук, доцент Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск Guly.rup@yandex.ru
Аннотация. В статье выделяются основные возможности дифференцированного подхода к выполнению лабораторных работ при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по физике.
Ключевые слова: лабораторная работа, самостоятельность, теоретическое и эмпирическое мышление, эксперимент.
Abstract. The article highlights the main features of a differentiated approach to the implementation of laboratory work in preparation of students for the general state exam in physics.
Key words: laboratory work, independence, theoretical and empirical thinking, experiment.
По окончанию 9 класса ученики сдают основной государственный экзамен (ОГЭ) по физике. Поскольку назначением ОГЭ является контроль качества знаний, полученных учащимися за 9 лет обучения, то и подготовка к сдаче этого экзамена достаточно серьезна.
Каждое из заданий выполняет проверку знаний из определенного раздела физики. Проверка экспериментальных умений и навыков производится в задании № 23. Это задание позволяет оценить: 1. умение проводить прямые и косвенные измерения физических величин; 2. умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных; 3. умение проводить проверку физических законов и следствий.
Казалось бы, что все эти умения формируются на лабораторных работах по физике в школе, но как показывают результаты проведенного нами опроса среди учащихся 9 классов, они не готовы полноценно продемонстрировать эти умения на экзамене. Среди учащихся 9-х классов только 20% готовы идти на экзамен со школьными знаниями без дополнительной подготовки, в то время как 48% учащихся повторно нуждаются в прохождении курса лабораторных работ. И 15% не готовы приступить к выполнению этого задания.
Этими результатами опроса среди учащихся 9 классов 3-х школ г. Горно-Алтайска обусловлена актуальность нашей работы.
Цель нашего исследования: рассмотреть возможность повышения интереса школьников к лабораторным занятиям, через построение курса с учетом типа мыслительной деятельности ученика (теоретического и эмпирического). Это позволит осуществить дифференцированный подход, что по нашему мнению способствует лучшему и более глубокому пониманию физики.
Возьмем, к примеру, одно из типовых экспериментальных заданий ОГЭ по физике: Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода,
резисторы обозначенные И1 и И2, проверьте экспериментально правило электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
Как вы видите, здесь дается краткое задание и подразумевается, что ученик сам придумает таблицу для записи результатов измерений, соберет цепь (или установку) проведет эксперимент с последующей обработкой результатов и сделает вывод. Если в лабораторных работах учебников физики подробно описывается каждый шаг выполнения, то в задании эти шаги не просматриваются. Ученик должен самостоятельно определить порядок своих действий, что для него затруднительно, так как он привык действовать по предложенному алгоритму, не задумываясь над пониманием необходимости действий. И отсюда, на наш взгляд, вытекают все проблемы, возникающие на экзамене, и поэтому подобной самостоятельности необходимо обучать целенаправленно.
Мы предлагаем частично отойти от шаблонов и строить курс лабораторных работ согласно психолого-педагогической диагностике.
Предварительно, путем анкетирования, условно разделим группу учащихся на теоретиков и эмпириков. Одно и то же экспериментальное задание предлагаем выполнить учащимся по предложенному нами порядку (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Дифференцированный порядок выполнения экспериментального задания
Теоретикам предлагается начать работу с записи теоретического закона, для того, чтобы выяснить какие величины нужно будет измерить (прямые), а какие посчитать (косвенные). Далее придумать таблицу и продумать ход эксперимента согласно измеряемым величинам. Эмпирикам же, предлагается вначале собрать установку согласно условию задания, для того, чтобы пронаблюдать зависимость величин, а затем уже придумать таблицу.
Главное в этом подходе то, что ребенку даются подсказки не в явном виде, и не дается никаких готовых таблиц и схем. Переход на такую схему обучения происходит постепенно, по нарастанию, от максимальной помощи педагога в выполнении работы, вплоть до полностью саморегулируемых действий ученика. К концу обучения ученик сам выбирает ход выполнения эксперимента, обрабатывает результаты, анализирует их и вследствие чего приходит к верному выводу.
Нами был проведен педагогический эксперимент на базе физико-математического отделения с учащимися 9 класса РКЛ, которые ходят на спецкурс по лабораторным работам, в течение учебного года (с октября по май).
Эксперимент показал, что учащиеся экспериментальной группы значительно быстрее справляются с задачами ОГЭ.
Максимальное количество баллов, за выполнение задания набрали 60% испытуемых, по сравнению с учениками этих же классов не посещавшими спецкурс.
Результаты эксперимента показали позитивное влияние предложенной методики на развитие самостоятельности учащихся, однако работа над методикой продолжается в плане ее совершенствования.
Библиографический список:
1. Рупасова, Г. Б. Дидактизация методов познавательной деятельности в учебном процессе как условие формирования базовой компетенции - самостоятельности [Текст] / Г. Б. Рупасова // Информация, образование: границы коммуникаций INFO'15 : Сборник научных трудов №7 (15). - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2015. - С.295-298.
2. Лабораторные работы по физике 9 класс [Электронный ресурс]. - URL : http://mou61.chel-edu.ru/DswMedia/kim-laboratornye-raboty-fizika-9-klass.pdf (01.06.18).
УДК 378.02
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ THE USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN ADULT TRAINING
Васильева Л. Г., руководитель центра, старший преподаватель Центр методического сопровождения учреждений СПО, ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» Россия, Иркутская область, г. Иркутск
Аннотация. В статье описан опыт работы автора по реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий при обучении взрослых.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, дополнительное профессиональное образование, система Moodle.
Abstract. The article describes the author's experience on the introduction of supplementary vocational education programs using distance learning when teaching adults.
^y words: education, distance learning, additionalvocational education,system Moodle.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в разделе 4 «Развитие образования» предусматривается формирование системы непрерывного образования «на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ», ключевым элементом которой является повышение квалификации и профессиональная переподготовка, что «позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни» [2].
Для дополнительного профессионального образования успешность выполнения решений связана, прежде всего, с эффективным использованием
интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава. Предметное выражение этого потенциала заключается в создании уникальных учебных материалов, методических разработок, поиске инновационных технологий, помогающих
совершенствовать образовательный процесс.
Одним из востребованных направлений работы в дополнительном профессиональном образовании является организация обучения взрослых с