Библиографический список:
1. Обыденкова, В. К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза [Текст] / В. К. Обыденкова // Интернет-журнал «Мир науки» - 2016. - Т. 4. - № 6. [Электронный ресурс] - URL : http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf (22.05.2018).
2. Обыденкова, В. К. Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов [Текст] / В. К. Обыденкова // Научный диалог. -2017. - № 1. - С. 318-327.
3. Обыденкова, В. К. Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах [Текст] / В. К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2017. - №1 (2). [Электронный ресурс] -URL:
http://joumal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_realizacii_intemet-proektirovanija_v_pedagogicheskih_vuzah (22.05.2018).
4. Воинова, О. И. Киберонтологический подход в образовании. Монография. [Текст] / под ред. В. А. Плешакова / О. И. Воинова, В. А. Плешаков. - Норильск : Норильский индустриальный институт, 2012. - 244 с.
5. Плешаков, В. А. Интернет-проектирование как средство профессиональной киберсоциализации студенчества [Текст] / В. А. Плешаков, В. К. Обыденкова // Формирование и развитие научных знаний студентов и школьников с опорой на комплексный системный подход : Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции: «Формирование и развитие научных знаний студентов и школьников с опорой на комплексный системный подход» 13-15 июля 2017 г. / под ред. А. В. Петрова, Е. И. Кудашовой - Горно-Алтайск : РМНКО, 2017. - С. 8891.
УДК 621.7
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА НАВЫКАМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОБЪЕКТАМИ THE USE OF INFORMATION-TRAINING SYSTEMS FOR TRAINING TECHNOLOGICAL PERSONNEL SKILLS MANAGEMENT OF INDUSTRIAL OBJECTS
Мартусевич Е. А., аспирант Калашников С. Н., д-р. Техн. наук., профессор Буинцев В. Н., канд. техн. наук., доцент ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет» Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк
Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения информационно-обучающих систем в промышленности.
Ключевые слова: обучение, компьютерная система, промышленность, показатели производства, эффективность.
Abstract. In the article features of application of information-training systems in the industry are considered.
Key words: training, computer system, industry, production indicators, efficiency.
Факт применения IT-средств для проектирования и разработки компьютерных систем обучения, воспроизводящих основные особенности технологического производства в промышленной отрасли, является современным подходом с точки зрения повышения эффективности и качества производства за счёт инновационных мероприятий, связанных с использованием адаптированных к производственным условиям современных информационных технологий.
Информационно-обучающие системы обычно предназначаются для профориентации, обучения, а также для повышения квалификации. Целью таких систем является улучшение различных производственно-экономических показателей. Примером такой компьютерной системы в промышленном производстве является авторская
разработка СибГИУ для алюминиевого производства в виде информационно-обучающей системы «Алюминщик» [1].
Система «Алюминщик» позволяет организовать процесс обучения технологического персонала литейного отделения с целью оптимизации управляющих воздействий обученного персонала, направленных на формирование определенной марки металла с заданным химическим составом [2].
Для организации обучения технологического персонала промышленных предприятий используются различные подходы и методики к обучению. Кроме этого применяется интерактивное взаимодействие пользователя с интерфейсом системы и концепция программированного обучения.
Одним из основоположников концепции компьютерного обучения является Б. Ф. Скиннер [3]. Предложенные им методики обучения заключаются в том, что обучение является унифицированным и обусловлено внешними взаимодействиями человека с окружающей средой или программой на ЭВМ.
Применение компьютерных систем для обучения может позволить реализовывать методику программированного обучения. Основными этапами метода программированного обучения являются:
- Подготовительный этап (дробление учебного материала на составляющие компоненты);
- Обучение (освоение отдельных информационных компонентов и их практическое применение);
- Закрепление (применение новых знаний в производственных условиях).
Подготовительный этап программированного обучения является важной стадией в
подготовке квалифицированных кадров. В этот период необходимо максимально заинтересовать обучающегося и использовать систему поощрений в процессе освоения новой информации, а в случае неверных действий проявлять лояльное отношение к ошибкам и следовать заданному курсу обучения.
Концепция программированного обучения является эффективной методикой, позволяющая прививать обучающимся полезные навыки с помощью компьютерных информационно-обучающих систем на рефлекторном уровне.
При регулярном использовании такого подхода формируется устойчивая связь между правильным решением и последующим поощрением. Применение системы поощрений для закрепления усваиваемой информации или визуализация позитивных зрительных образов с помощью компьютерных систем является стимулирующим программированием мышления обучающегося.
Также стоит отметить, что дополнительно в системе «Алюминщик» используется еще и деятельностный подход к обучению, заключающийся в том, что обучающиеся приходят к выводам и умозаключениям посредством самостоятельной исследовательской деятельности в анализируемой области. Система обучения или наставник лишь направляет деятельность обучающихся, давая квалифицированную оценку выполняемых ими действий и алгоритмов [4].
Использование различных подходов и методик организации обучения с использованием современных 1Т-средств позволяет взаимодействовать с окружающей средой или конкретным производственным процессом максимально эффективно. В данной работе рассмотрены основные аспекты обучения, которые основываются на стимулирующем и деятельностном подходах.
Библиографический список:
1. Мартусевич, Е. А. Тренажер «Алюминщик» для обучения технологического персонала литейного отделения алюминиевого завода / Е. А. Мартусевич, В. Н. Буинцев // «Современные научные достижения металлургической теплотехники и их реализация в промышленности». - 2017.
2. Мартусевич, Е. А. Поиск решения технологических задач методом последовательной оптимизации / Е. А. Мартусевич, В. Н. Буинцев // Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно - практической конференции. - 2017. - С. 282.
3. Программированное обучение Ф. Скиннера [Электронный ресурс]: Психология подходов к обучению. - URL : https://psychosearch.ru/masters/frederik-skiner, свободный (дата обращения: 15.05.2018).
4. Деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс]: Методики обучения. - URL : http://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii, свободный (20.05.2018).
УДК 378.02:372.8
ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ ELEMENTS OF A METHODOLOGY FOR A DIFFERENTIATED APPROACH TO FORM AUTONOMY IN THE PERFORMANCE OF LABORATORY WORKS ON PHYSICS
Алмадакова Г. В.,старший преподаватель, Рупасова Г. Б., канд. пед. наук, доцент Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск Guly.rup@yandex.ru
Аннотация. В статье выделяются основные возможности дифференцированного подхода к выполнению лабораторных работ при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по физике.
Ключевые слова: лабораторная работа, самостоятельность, теоретическое и эмпирическое мышление, эксперимент.
Abstract. The article highlights the main features of a differentiated approach to the implementation of laboratory work in preparation of students for the general state exam in physics.
Key words: laboratory work, independence, theoretical and empirical thinking, experiment.
По окончанию 9 класса ученики сдают основной государственный экзамен (ОГЭ) по физике. Поскольку назначением ОГЭ является контроль качества знаний, полученных учащимися за 9 лет обучения, то и подготовка к сдаче этого экзамена достаточно серьезна.
Каждое из заданий выполняет проверку знаний из определенного раздела физики. Проверка экспериментальных умений и навыков производится в задании № 23. Это задание позволяет оценить: 1. умение проводить прямые и косвенные измерения физических величин; 2. умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных; 3. умение проводить проверку физических законов и следствий.
Казалось бы, что все эти умения формируются на лабораторных работах по физике в школе, но как показывают результаты проведенного нами опроса среди учащихся 9 классов, они не готовы полноценно продемонстрировать эти умения на экзамене. Среди учащихся 9-х классов только 20% готовы идти на экзамен со школьными знаниями без дополнительной подготовки, в то время как 48% учащихся повторно нуждаются в прохождении курса лабораторных работ. И 15% не готовы приступить к выполнению этого задания.
Этими результатами опроса среди учащихся 9 классов 3-х школ г. Горно-Алтайска обусловлена актуальность нашей работы.
Цель нашего исследования: рассмотреть возможность повышения интереса школьников к лабораторным занятиям, через построение курса с учетом типа мыслительной деятельности ученика (теоретического и эмпирического). Это позволит осуществить дифференцированный подход, что по нашему мнению способствует лучшему и более глубокому пониманию физики.
Возьмем, к примеру, одно из типовых экспериментальных заданий ОГЭ по физике: Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода,