Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / PEDAGOGICAL UNIVERSITIES / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / CYBERSOCIALIZATION / INTERNET PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обыденкова В. К., Плешаков В. А.

В статье описывается опыт интернет-проектирования студентов педагогических вузов и раскрывается потенциал этой педагогической технологии для их личностного развития.The article describes the experience of Internet projects of students at pedagogical universities and reveals the potential of this pedagogical technology for their personal development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обыденкова В. К., Плешаков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

Формами работы в воспитании патриотизма могут выступать: дебаты, политические игры, флеш-мобы. В ходе политической игры учащиеся представляют программы действующих партий в России, отвечают на вопросы электората, предлагают пути решения проблем [3].

Таким образом, формирование личностных результатов у учащихся на уроках истории и обществознания предполагает определенные формы и методы использования в образовательном процессе, что обусловлено реализацией ФГОС основного общего образования.

Библиографический список:

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (26.05.18)

2. Кондратьева, Е. А. «Системы и методы оценивания на уроках истории и обществознания в соответствии с ФГОС ООО» / Кондратьева Е. А. // URL : https://infourok.ru/sistemi-i-metodi-ocenivaniya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-v-ootvetstvii-s-fgos-ooo-1720067.html (15.10.17)

3. Курбаш, Е. В. Работа классного руководителя с родителями по патриотическому воспитанию обучающихся: методическое пособие [Текст] / Е. В. Курбаш, Д. Ю. Трушников, А. Р. Файзуллина. - Тюмень : ТОГИРРО, 2011 - 76 с.

УДК 378

ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ THE POTENTIAL OF THE INTERNET PROJECTING FOR PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICALUNIVERSITIES

Обыденкова В. К., магистр психологии, преподаватель-исследователь по специальности «Образование и педагогические науки» Россия, Московская обл., г. Подольск Плешаков В. А., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Россия, г. Москва

Аннотация. В статье описывается опыт интернет-проектирования студентов педагогических вузов и раскрывается потенциал этой педагогической технологии для их личностного развития.

Ключевые слова: интернет-проектирование, студенты, педагогические вузы, личностное развитие, Интернет, киберсоциализация.

Abstract. The article describes the experience of Internet projects of students at pedagogical universities and reveals the potential of this pedagogical technology for their personal development.

^y words: Internet projecting, students, pedagogical universities, personal development, Internet, cybersocialization.

Интернет-проект в контексте высшего педагогического образования представляет собой «тематический интернет-ресурс, создаваемый с целью решения определенной социальной и/или профессиональной проблемы и имеющий потенциал к качественному развитию» [1]. Он имеет ряд критериев, по которым его можно отличить от любого другого интернет-ресурса: ограниченность конкретной темой; наличие проблемы, цели, задач и целевой аудитории; систематизированность содержания и потенциал к качественному развитию. Перечисленные особенности позволяют рассматривать работу над интернет-проектами как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Интернет-проектирование имеет потенциал и к личностному развитию студентов, так как оно вариативно по содержанию и связано с социальным взаимодействием (как между авторами, так и с целевой аудиторией интернет-проекта). Темы и материалы учебных интернет-проектов определяются самими обучающимися (при этом обязательно

корректируются и утверждаются преподавателем) на основе их профессиональных и личностных интересов, стремления решить актуальную социальную и/или профессиональную проблему. Планирование и разработка интернет-проектов, как правило, осуществляется в парах или микрогруппах по 3-5 человек.

В контексте учебного интернет-проектирования [2; 3], реализованного нами в рамках деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в образовании [4] с обучающимися бакалавриата и магистратуры факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета в 2016-2018 гг. с целью их профессиональной киберсоциализации [5], была осуществлена обработка двух рефлексивных интервью, предложенных 72 студентам для индивидуального и коллективного (в микрогруппах) заполнения. Эта работа позволила нам выявить потенциал интернет-проектирования для личностного развития студентов.

В коллективном интервью присутствовали вопросы: «Что стало успехом для вашей микрогруппы при работе над интернет-проектом?»; «С какими трудностями вы столкнулись при разработке интернет-проекта?».

В индивидуальном: «Опишите Ваше личное достижение при разработке интернет-проекта»; «Опишите то, что стало Вашей точкой роста при разработке интернет-проекта».

В ходе анализа мы определили, что самая острая задача, стоящая перед студентами - коммуникация с целевой аудиторией, и основные достижения, выделенные ими в коллективном рефлексивном интервью, были связаны с взаимодействием с подписчиками интернет-проекта (41% от общего числа выделенных успехов). Студенты отметили отклик и интерес аудитории, позитивную оценку интернет-проектов с ее стороны. В качестве примера приведем слова создателей сообществ «Ты не один» и «Психологический лекторий» (авторское изложение сохранено):

- «Успехом для нас стало то, что в группу стали добавляться незнакомые нам

люди»;

- «В процессе работы были получены положительные отзывы от незнакомых людей, которые просто наткнулись на сообщество, либо им кто-то его посоветовал. Когда занимаешься просветительской работой, порой кажется, что это бесполезно, но в процессе работы, получая отзывы, понимаешь, что это кропотливый труд, который в итоге будет оценен».

На этапе планирования интернет-проектов многие студенты (27 человек, 37,5%) отметили, что для успешной реализации интернет-проекта им нужны навыки привлечения аудитории и продвижения созданного ресурса. У 19 (26,4%) студентов таковые имелись, и они применяли их в работе, а 29 (40,3%) - приобрели их в процессе живого взаимодействия со своими подписчиками.

Вместе с тем 30% от общего числа трудностей, обозначенных студентами в коллективном интервью, составили также привлечение, активизация и общение с целевой аудиторией. И в индивидуальном интервью многие студенты сообщили, что взаимодействие с интернет-пользователями является достаточно трудной задачей (11%), а ее решение - значимым успехом (16%). Некоторым студентам удалось, по их словам, «угадать запросы аудитории» и сделать так, чтобы «проект стал интересен подписчикам».

Некоторые обучающиеся столкнулись со сложностью замотивировать своих коллег по интернет-проекту (9%).

В качестве успехов интернет-проектирования студенты выделяли получение значимых навыков, в частности, работы с информацией, включая ее рефлексию и самостоятельное написание статей и заметок. Доля таких достижений составила 14%. Отмечено и приобретение новых ресурсов (9%), в том числе знаний и технических навыков.

Освоенные умения, компетенции и опыт коммуникации (работы в команде, взаимодействия с целевой аудиторией, организации коллективной деятельности, руководства микрогруппой) были отмечены студентами 16 раз (21%). Слаженность командной работы фигурировала как достижение в 8 (18%) и 3 (4%) ответах микрогрупп и студентов соответственно. «Так как я привыкла работать индивидуально, своим достижением я считаю то, что мне удалось найти общий язык с каждым из

участников проекта, выстроить свое взаимодействие таким образом, чтобы избежать конфликтных ситуаций и ущемления чьих-либо интересов», - сказала одна из участниц интернет-проектирования.

Также некоторые студенты (по 5-6% от общего числа) развили умение ставить цели и планировать деятельность, управлять своим временем, творчески подходить к поставленным задачам, оценивать окружающую среду и ресурсы, анализировать результаты работы.

6 авторам интернет-проектов (8%) удалось проработать личные установки. Приведем два примера из рефлексивных интервью студентов (авторское изложение сохранено):

- «Когда-то у меня было ограничивающее убеждение: «Есть правильное мнение - мое - и неправильное - ваше». Мне казалось, что я решил эту проблему, и был сильно удивлен, когда почувствовал влияние этого убеждения при работе с коллегами в группе. Я был очень рад, что я получил такой опыт и смог лучше проработать свое убеждение. Очень надеюсь, что у меня хорошо получилось, и коллеги этого не заметили»;

- «Я смогла преодолеть свое стеснение, когда мы проводили опрос на улице».

О потенциале интернет-проектирования для личностного развития студентов свидетельствует также следующая статистика: 14 (19,4 %) человек отметили, что в процессе работы им помогали их качества (например, ответственность, уверенность, активность, лидерский потенциал и т.д.), 4 студента (5%) поделились, что сложившиеся условия деятельности научили их терпению, внимательности, ответственности, сноровке.

Специфическими успехами микрогрупп и отдельных студентов стали следующие:

- работа в условиях ограниченного времени и в режиме многозадачности, способность к самоорганизации: «Я стала эффективнее работать в сжатые сроки. Причем под эффективностью понимаю то, что работа выполняется в небольшой промежуток времени, но качественно»;

- реализация собственных идей (например, «Модернизировал систему подготовки вожатых»);

- работа с реальными запросами, помощь людям («Это вообще мой первый подобный опыт, до этого я считала, что подобные занятия - пустая трата времени. Как показала практика, сидя за компьютером тоже можно приносить пользу, пусть даже и дистанционно»);

- самооценка своих возможностей в процессе реализации интернет-проекта;

- желание реализовать собственный проект и после окончания учебного модуля «Интернет-проектирование».

Специфической трудностью, которую студенты расценили как возможность к развитию, стало негативное мнение других об этой трудоемкой задаче, предложенной в вузе. В частности (авторское изложение сохранено): «Точкой роста в работе над данным проектом для меня лично стала ситуация, когда я предлагала своим друзьям-психологам (которые не учатся у нас), вступить в группу, поддержать проект и дать ему оценку или критику, я услышала много комментариев в духе: «Что за глупость?», «Зачем тебе это надо?», «Таких пабликов знаешь сколько?», «Сделай какую-нить отписку и забей, не трать время» и все в таком духе. В этот момент я поняла, что если не отстаивать свои идеи, не доказывать их ценность, то ничего не получится. Именно это сопротивление мне помогло осознать важность и нужность работы, которую мы делали, и которую еще предстоит сделать».

Таким образом, основываясь на оценке достижений и трудностей при создании интернет-проектов студентами, мы считаем, что квалифицированно организованное и технологично реализуемое интернет-проектирование не только обеспечивает актуализацию и развитие у них профессионально значимых компетенций, но и способствует личностному развитию - становлению субъектной позиции, преодолению неконструктивных установок, повышению целеустремленности, совершенствованию коммуникативных и организаторских умений, способности к сотрудничеству и командной работе.

Библиографический список:

1. Обыденкова, В. К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза [Текст] / В. К. Обыденкова // Интернет-журнал «Мир науки» - 2016. - Т. 4. - № 6. [Электронный ресурс] - URL : http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf (22.05.2018).

2. Обыденкова, В. К. Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов [Текст] / В. К. Обыденкова // Научный диалог. -2017. - № 1. - С. 318-327.

3. Обыденкова, В. К. Технология организации и реализации интернет-проектирования в педагогических вузах [Текст] / В. К. Обыденкова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2017. - №1 (2). [Электронный ресурс] -URL:

http://joumal.homocyberus.ru/Obydenkova_V_Tehnologija_organizacii_i_realizacii_intemet-proektirovanija_v_pedagogicheskih_vuzah (22.05.2018).

4. Воинова, О. И. Киберонтологический подход в образовании. Монография. [Текст] / под ред. В. А. Плешакова / О. И. Воинова, В. А. Плешаков. - Норильск : Норильский индустриальный институт, 2012. - 244 с.

5. Плешаков, В. А. Интернет-проектирование как средство профессиональной киберсоциализации студенчества [Текст] / В. А. Плешаков, В. К. Обыденкова // Формирование и развитие научных знаний студентов и школьников с опорой на комплексный системный подход : Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции: «Формирование и развитие научных знаний студентов и школьников с опорой на комплексный системный подход» 13-15 июля 2017 г. / под ред. А. В. Петрова, Е. И. Кудашовой - Горно-Алтайск : РМНКО, 2017. - С. 8891.

УДК 621.7

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА НАВЫКАМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОБЪЕКТАМИ THE USE OF INFORMATION-TRAINING SYSTEMS FOR TRAINING TECHNOLOGICAL PERSONNEL SKILLS MANAGEMENT OF INDUSTRIAL OBJECTS

Мартусевич Е. А., аспирант Калашников С. Н., д-р. Техн. наук., профессор Буинцев В. Н., канд. техн. наук., доцент ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет» Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк

Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения информационно-обучающих систем в промышленности.

Ключевые слова: обучение, компьютерная система, промышленность, показатели производства, эффективность.

Abstract. In the article features of application of information-training systems in the industry are considered.

Key words: training, computer system, industry, production indicators, efficiency.

Факт применения IT-средств для проектирования и разработки компьютерных систем обучения, воспроизводящих основные особенности технологического производства в промышленной отрасли, является современным подходом с точки зрения повышения эффективности и качества производства за счёт инновационных мероприятий, связанных с использованием адаптированных к производственным условиям современных информационных технологий.

Информационно-обучающие системы обычно предназначаются для профориентации, обучения, а также для повышения квалификации. Целью таких систем является улучшение различных производственно-экономических показателей. Примером такой компьютерной системы в промышленном производстве является авторская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.