Научная статья на тему 'Организационные и психолого-педагогические условия реализации интернет-проектирования как средства профессиональной подготовки студентов педагогических вузов'

Организационные и психолого-педагогические условия реализации интернет-проектирования как средства профессиональной подготовки студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / КИБЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КИБЕРКОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / УЧЕБНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / EDUCATIONAL INTERNET PROJECT / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CYBERONTOLOGICAL APPROACH / CYBERCOMPETENCES / INTERNET PROJECT / INTERNET PROJECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обыденкова Валерия Кирилловна

Данная публикация является обобщением опыта организации интернет-проектирования на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах, ранее изложенного в серии научных статей. Автор описывает проектную деятельность как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и обозначает три возможные функции сети Интернет по отношению к ней: Интернет как источник информации, как площадка для публикации информации о ходе и результатах проектирования, как пространство для создания и развития интернет-проектов. Останавливаясь на третьей функции, автор отмечает актуальность и современность интернет-проектирования нового и перспективного направления проектной деятельности. В статье представлен комплекс организационных и психолого-педагогических условий, который способствует успешному внедрению интернет-проектирования в образовательный процесс педагогического вуза и решает ключевые задачи, стоящие перед студентами будущими специалистами в области педагогики, психологии и социальной работы: первичной профессиональной социализации, овладения необходимыми компетенциями и становления субъектами собственной профессиональной деятельности. Также показан потенциал интернет-проектирования для повышения самоэффективности, рефлексивности студентов, профессионализации их отношения к использованию сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and psycho-pedagogical conditions for the implementation of Internet projection as a means of professional education of students of pedagogical universities

This publication is a generalization of the experience of organizing Internet projecting on the basis of the Department of Pedagogy and Psychology of the Moscow State University of Education in 2015-2016 and 2016-2017 academic years, previously described in a series of scientific articles. The author describes the project activities as a means of professional education of students of pedagogical universities and submits three possible functions of the Internet in relation to it: the Internet as a source of information, as a platform for publishing information on the progress and results of projecting and as a space for the creation and development of Internet projects. Focusing on the third function, the author notes the relevance and modernity of Internet projection as a new and promising area of project activities. The article presents a complex of organizational and psycho-pedagogical conditions that facilitates the successful implementation of Internet projection in the educational process of the pedagogical University and allows to solve the key tasks facing students future specialists in the field of pedagogy, psychology and social work: primary professional socialization, mastering the necessary competencies and becoming subjects of their own professional activities. The potential of Internet projection to improve self-efficacy, students' reflexivity and professionalization of their attitude to the use of the Internet is also shown.

Текст научной работы на тему «Организационные и психолого-педагогические условия реализации интернет-проектирования как средства профессиональной подготовки студентов педагогических вузов»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN417.pdf Статья опубликована 22.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Обыденкова В.К. Организационные и психолого-педагогические условия реализации интернет-проектирования как средства профессиональной подготовки студентов педагогических вузов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.14

Обыденкова Валерия Кирилловна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва1

Аспирант кафедры «Социальной педагогики и психологии»

E-mail: vk_lion@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=730686

Организационные и психолого-педагогические условия реализации интернет-проектирования как средства профессиональной подготовки студентов

педагогических вузов

Аннотация. Данная публикация является обобщением опыта организации интернет-проектирования на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах, ранее изложенного в серии научных статей. Автор описывает проектную деятельность как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и обозначает три возможные функции сети Интернет по отношению к ней: Интернет как источник информации, как площадка для публикации информации о ходе и результатах проектирования, как пространство для создания и развития интернет-проектов. Останавливаясь на третьей функции, автор отмечает актуальность и современность интернет-проектирования - нового и перспективного направления проектной деятельности. В статье представлен комплекс организационных и психолого-педагогических условий, который способствует успешному внедрению интернет-проектирования в образовательный процесс педагогического вуза и решает ключевые задачи, стоящие перед студентами - будущими специалистами в области педагогики, психологии и социальной работы: первичной профессиональной социализации, овладения необходимыми компетенциями и становления субъектами собственной профессиональной деятельности. Также показан потенциал интернет-проектирования для повышения самоэффективности, рефлексивности студентов, профессионализации их отношения к использованию сети Интернет.

Ключевые слова: высшее образование; педагогический вуз; компетентностный подход; киберонтологический подход; киберкомпетенции; проектная деятельность; Интернет; интернет-проект; учебный интернет-проект; интернет-проектирование

1 119991, г. Москва, М. Пироговская, д. 1, стр. 1

Мир Науки

2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

С 2015 года на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (далее - МПГУ) нами проводится научно-исследовательская и практическая работа по апробации и внедрению авторского учебного модуля «Интернет-проектирование» в рабочие программы учебных дисциплин. За два учебных года освоили модуль и создали собственные интернет-проекты 75 обучающихся - бакалавров (направления подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа») и магистров (направления подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование»).

В реализацию подобной инновации мы заложили концептуальные основы проектной деятельности и киберонтологического подхода [17] в образовании и в ходе работы сделали вывод, что проектирование в педагогическом вузе позволяет решить стоящие перед студентами задачи: первичной профессиональной социализации, овладения профессионально значимыми компетенциями и обретения субъектности в собственной профессиональной деятельности. Рассмотрим каждую в отдельности.

1. Задача первичной профессиональной социализации.

A. А. Калмыков утверждает, что под профессиональной социализацией чаще всего понимают совмещение двух задач - профессионализации и социализации [7]. В теории психовозрастного статуса личности В. А. Плешакова мы также можем обнаружить единство профессионализации и социализации на жизненном пути молодых людей. Он отмечает, что период обучения в вузе характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социализирующей среды:

• профессионального самоопределения и связанного с ним развития профессионально значимых качеств;

• личностного самоопределения, включающего формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;

• собственно адаптации к условиям обучения и профессии, также включающей усвоение принятых социальных норм и ценностей [19, с. 97].

По мнению А. В. Блиновой, профессиональная социализация осуществляется наиболее эффективно, если студент включается в специально организованную профессионально-ориентированную деятельность, которая должна опираться на впечатления профессиональной деятельности и повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность студента и понимание им социально-профессиональной значимости результатов своей деятельности; предлагать активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве [3]. Таким потенциалом обладает именно проектная деятельность, поскольку процесс ее реализации опирается на решение реальных социальных и (или) профессиональных проблем и предполагает получение конкретного результата.

B. А. Луков говорит, что проектирование носит междисциплинарный характер и является делом, в котором каждый человек может проявить себя [8, с. 5].

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что важным аспектом вузовского обучения становится курс как на профессионализацию молодежи, так и на ее социализацию и адаптацию к специфике профессии. Именно проектная деятельность обладает максимальным потенциалом к раскрытию внутренних ресурсов любого человека и должна обязательно реализовываться в образовательных организациях.

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

2. Задача овладения профессионально значимыми компетенциями.

Наиболее общее определение компетенции - «динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности» [20, с. 8]. Компетентностный подход в образовании предполагает вовлечение обучающихся в практическую деятельность, так как, согласно утверждению И. А. Зимней, в компетенции акцентируется способ и характер действия человека - «как» (в отличие от знаниевой характеристики «что») [6, с. 25].

3. Задача обретения субъектности в профессиональной деятельности.

О. М. Бабич выделяет четыре компонента субъектности молодых людей, вставших на путь получения профессии: мотивационно-смысловой, организационно-деятельностный, коммуникативный, рефлексивный [1, с. 7, 11].

Овладение профессионально значимыми компетенциями и становление субъектности осуществляется через реальную практику. Поясним, как это происходит.

В процессе работы над проектами, решающими актуальные проблемы, студенты осознают значимость своей учебно-профессиональной деятельности, понимают, как применить полученные в вузе знания и умения. А сталкиваясь с проблемой их недостатка для реализации проекта, приобретают мотивацию к самообразованию и профессиональному саморазвитию, что является крайне важным для будущих специалистов сферы «человек - человек». Проектная деятельность, предполагая анализ каждого этапа работы и получение конкретного результата, стимулирует и стремление к профессиональной рефлексии.

Так как проектирование организуется, как правило, в групповой работе, оно вовлекает обучающихся в профессиональную коммуникацию. В результате студенты приобретают компетенции сотрудничества и работы в команде, управления коллективом, эффективной коммуникации и просветительской работы с целевой аудиторией проекта.

Кроме того, оно предполагает активность, относительную самостоятельность и инициативность студентов, что предъявляет повышенные требования к самоорганизации, способности ставить профессиональные цели и задачи. Приняв участие в проектной деятельности, студенты также начинают относиться к профессиональным задачам с исследовательской позиции, искать новые эффективные способы их решения.

Описанные компетенции, которыми студенты овладевают в проектной деятельности, играют значимую роль в становлении их субъектности.

Рассматривая проектную деятельность как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, нельзя забывать о том, что мы живем в условиях повсеместного распространения Интернета, который удовлетворяет широкий спектр информационных и коммуникационных потребностей современного человека, вместе с тем предъявляя требования к его цифровой и киберкомпетентности [21]. Сеть используется для работы, получения образования, познания, общения, досуга и творчества [18]. По отношению к проектной деятельности Интернет может выступать как источник информации, как площадка для публикации информации о ходе и результатах проектной деятельности (например, на сайтах, посвященных конкурсам проектов) и, наконец, как пространство для создания интернет-проектов [13]. Если первые два варианта использования сети Интернет привычны в контексте образования, то интернет-проектирование - относительно недавнее и перспективное направление проектной деятельности.

Мы определяем его как «процесс планирования, поэтапного создания и качественного развития тематического интернет-ресурса, направленного на решение определенной социальной или профессиональной проблемы» [14].

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

Продуктом интернет-проектирования является интернет-проект - «тематический интернет-ресурс, создаваемый с целью решения определенной социальной или профессиональной проблемы и имеющий потенциал к качественному развитию» [14].

В контексте профессиональной подготовки студентов педагогического вуза уместно будет выделить такое понятие как учебный интернет-проект - «интернет-проект, поэтапно создаваемый в совместной деятельности обучающихся при наставнической роли педагогов» [14].

Интернет-проект имеет ряд специфических критериев, которые отличают его от любого другого интернет-ресурса: ограниченность конкретной темой; наличие проблемы, одной или нескольких целей и целевой аудитории; систематизированность содержания и наличие потенциала к качественному развитию.

В начале статьи мы упоминали о нашем опыте внедрения интернет-проектирования в образовательный процесс МПГУ в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах. Он заключается в дополнении рабочих программ учебных дисциплин и организации процесса создания студенческих интернет-проектов, представляющих собой ресурсы на профессиональную тематику (сайты или «группы» в социальных сетях Интернета). Одним из наиболее значимых элементов интернет-проектирования является ориентация на самостоятельную работу студентов в парах или микрогруппах при направляющей роли преподавателя на протяжении всего периода его реализации (как правило, одного семестра).

Подобная эмпирическая работа в МПГУ позволила нам выделить комплекс организационных и психолого-педагогических условий, при которых интернет-проектирование будет осуществляться максимально эффективно, системно, приводя студентов к личностно и профессионально значимым результатам.

Организационные условия включают в себя:

1. Этапность создания и развития интернет-проектов (подготовительный, ознакомительный, ориентировочный, деятельностный (включающий подэтапы презентации идеи, дополнения и корректировки, поддержания функционирования интернет-проекта), оценочно-рефлексивный этапы) [13]. На каждом этапе и подэтапе преподаватель проводит консультации со студентами (обычно в онлайн-режиме). Такой способ организации деятельности позволяет как преподавателю, так и самим обучающимся контролировать процесс и результат работы, своевременно корректировать и совершенствовать его.

2. Установка на профессиональное использование Интернета при выполнении интернет-проектов. Студенты, принявшие участие в интернет-проектировании, начинают относиться к Интернету не только как к информационному и развлекательному пространству, но и применять его в целях деловой коммуникации, профессиональной самореализации и самоутверждения. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате нашей эмпирической работы: у студентов повышается доля делового мотива и мотива профессионального самоутверждения в использовании Интернета [10].

3. Ориентация интернет-проектирования на актуализацию профессионально значимых компетенций студентов и становление их субъектности.

Интернет-проектирование способствует формированию у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО), а также киберкомпетенций, которые необходимы специалисту XXI века для успешной профессиональной деятельности.

Нами были проанализированы компетенции в соответствии с ФГОС ВО и сформированы обобщенные компетенции, которые актуализируются в процессе создания студентами собственных интернет-проектов. К ним относятся: понимание значимости профессиональной деятельности и готовность к ее осуществлению; готовность и способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию; способность к работе (организации работы) в коллективе; способность к эффективной устной и письменной коммуникации, просветительской деятельности, постановке и решению профессиональных целей и задач, самоорганизации, применению знаний и умений на практике, профессиональной рефлексии; владение культурой информационно-коммуникационной деятельности и способность к реализации проектов, организации и оценке проектной деятельности обучающихся. В процессе и результате внедрения интернет-проектирования в МПГУ мы получили данные об эффективности этого метода работы, ранее отраженные в нашей статье «Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе» [12].

Отдельно стоит сказать о потенциале интернет-проектирования для формирования и актуализации киберкомпетенций. Благодаря необходимости осознанного и рационального использования в своей деятельности современных компьютерных программ и возможностей интернет-среды происходит совершенствование основных киберкомпетенций студентов (информационных, учебно-познавательных, коммуникативных, этических, юридических) [5, с. 180-182].

Так как интернет-проектирование - специфическая разновидность информационной деятельности, «... для которой основным содержанием являются процессы переработки, восприятия и т. д. информации, в том числе - приводящие к материальной реализации информационных объектов (планов, проектов, дизайнов) в виде объектов и процессов реального мира» [4], оно в первую очередь позволяет приобрести информационные киберкомпетенции (создание, представление и презентация объектов информации, их структуризация).

Учебно-познавательные киберкомпетенции проявляются в интернет-проектировании при решении познавательных задач, работе в поисковых системах, а также переписке с педагогом.

Как мы уже говорили ранее, коммуникация является важной составляющей проектной деятельности, поэтому и в интернет-проектировании актуализируется комплекс коммуникативных киберкомпетенций, а именно: навыки письменной («печатной») речи и осуществления коммуникации в киберпространстве (в том числе деловой); знание правил оформления электронных писем и сообщений, этикета и традиций общения с помощью компьютерных сервисов.

Отдельно стоит отметить этические и юридические киберкомпетенции. Очень часто в интернет-пространстве поведение не регламентируется, и люди обращают меньшее внимание на соблюдение социальных норм [2, с. 25, 37]. При сопровождении интернет-проектирования преподаватель делает акцент на необходимости соблюдать этику и этикет взаимодействия в киберпространстве, уважать авторское право, что содействует более осознанной деятельности студентов в Сети.

Как и в классической проектной деятельности, в процессе выполнения интернет-проектов решается такая задача вузовской подготовки студентов как становление их субъектами собственной профессиональной деятельности. Мотивационно-смысловой компонент субъектности поддерживается тем, что выбор темы работы осуществляется в соответствии с личным и профессиональным интересом студентов. Данные, полученные в

(499) 755 50 99 Ы1р://тп-паиН .сот

результате эмпирического исследования, дали основание для вывода, что интернет-проектирование способствует актуализации у студентов такого значимого компонента субъектности как рефлексия [9], а также ее организационно-деятельностного и коммуникативного компонентов, которые включают в себя следующие умения: организация совместной работы, инициативность, самостоятельность, целеполагание и планирование, а также исследовательское отношение к профессиональным задачам [16].

Рассмотрев перечень организационных условий реализации интернет-проектирования, перейдем к описанию комплекса психолого-педагогических условий. Он призван усилить эффект использования интернет-проектирования в образовании и максимально раскрыть личностный и профессиональный потенциал студентов педагогического вуза.

1. Субъект-субъектное общение преподавателя со студентами.

2. Направляющая роль преподавателя в реальной среде и в интернет-пространстве с соблюдением основных принципов деловой киберкоммуникации (регламентированности, включенности, фиксации, фасилитации, диалога, проблематизации, рефлексии) [15].

Первое и второе условия позволяют студентам и преподавателю продуктивно работать в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания, раскрывать личностный и профессиональный потенциал обучающихся, активизировать их креативное мышление и творческую деятельность, повышать самоэффективность [11].

3. Целенаправленная организация рефлексии на каждом из этапов и подэтапов выполнения интернет-проектов. Вместе с ориентацией интернет-проектирования на становление субъектности студентов (организационное условие) это условие способствует актуализации рефлексии и повышению рефлексивности студентов, что также подтверждается данными нашего исследования [9].

Опираясь на изложенное выше, мы считаем, что интернет-проектирование, организованное в контексте учебного процесса с соблюдением описанных условий, является эффективным средством профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, овладения профессионально значимыми компетенциями и киберкомпетенциями, получения личностных результатов, обогащающих их настоящую и будущую жизнедеятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабич О. М. Формирование учебно-профессиональной субъектности офицеров-воспитателей в процессе обучения в военном вузе: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / О. М. Бабич. - Курск, 2012. - 23 с.

2. Белинская Е. П. Психология Интернет-коммуникации: учеб. пособие / Е. П. Белинская. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 192 с.

3. Блинова А. В. К вопросу о профессиональной социализации студентов / А. В. Блинова // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений, Одинцово, 21 февраля 2016 г. / Отв. ред. В. Е. Цибульникова. - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 192-196.

Страница 6 из 9 ^^^^^^^^^^^НИИИНИННИН http://mir-nauki.com 35РОМЫ417

(499) 755 50 99 Ы^р://т^-паиН .сот

4. Булин-Соколова Е. И., Обухов А. С., Семенов А. Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги / Е. И. Булин-Соколова, А. С. Обухов, А. Л. Семенов // Психологическая наука и образование.

- 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 207-226.

5. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: монография / О. И. Воинова, В. А. Плешаков / Под ред. В. А. Плешакова -Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. - 244 с.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / И. А. Зимняя -М.: Исследовательский центр проблем и качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

7. Калмыков А. А. Профессиональная социализация в e-Leammg / А. А. Калмыков // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 99-104.

8. Луков В. А. Социальное проектирование: Учеб. пособие / В. А. Луков - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

9. Обыденкова В. К. Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов / В. К. Обыденкова // Научный диалог.

- 2017. - № 1. - С. 318-327.

10. Обыденкова В. К. Влияние интернет-проектирования на мотивы использования Интернета студентами педагогического вуза / В. К. Обыденкова // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - С. 237-242.

11. Обыденкова В. К. Интернет-проектирование как ресурс для повышения самоэффективности магистров педагогического вуза / В. К. Обыденкова // Образование и его роль в формировании мировоззрения современного человека: материалы международной научно-практической конференции (4 июля 2017 г., Екатеринбург) / Отв. ред. Зарайский А. А. - Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2017. - С. 29-33.

12. Обыденкова В. К. Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе / В. К. Обыденкова // Научный диалог. - 2017. - № 3. - С. 243-257.

13. Обыденкова В. К. Методические рекомендации по организации интернет-проектирования как средства стимулирования творческой активности молодежи / В. К. Обыденкова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2017. - № 6(11). - С. 56-74. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://scipгess.ru/pedagogy/wp-content/uploads/2017/06/Мир-педагогики-и-психологии-611.рёГ [дата обращения: 09.08.2017].

14. Обыденкова В. К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза / В. К. Обыденкова // Интернет-журнал «Мир науки» - 2016. - Т. 4. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf [дата обращения: 09.08.2017].

15. Обыденкова В. К. Принципы деловой киберкоммуникации в контексте организации интернет-проектирования в педагогическом вузе / В. К. Обыденкова

Мир Науки

2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .сот

// Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XV научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9-10 февраля 2017, Коломна / под общ. ред. Р. В. Ершовой. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. - С. 169-174.

16. Обыденкова В. К. Роль интернет-проектирования в становлении субъектности студентов педагогического вуза / В. К. Обыденкова // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 марта 2017 г., г. Уфа). -Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 127-133.

17. Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования / В. А. Плешаков // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - № 4(35). - С. 9-22.

18. Плешаков В. А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании / В. А. Плешаков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология - 2014. - № 3(29). - С. 1-18.

19. Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. Монография / В. А. Плешаков - М. : Издатель Воробьев, 2010. - 284 с.

20. Руководство по проектированию и разработке основных профессиональных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО / М-во обр. и науки РФ; Вологод. гос. ун-т; [сост. А. Н. Тритенко, С. А. Петракова, И. А. Рахимова, Л. А. Берсенева]. - Вологда: ВоГУ, 2015. - 210 с.

21. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и их родителей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 2 (14) - С. 2735.

Obydenkova Valeriya Kirillovna

Moscow state university of education, Russia, Moscow

E-mail: vk_lion@mail.ru

Organizational and psycho-pedagogical conditions for the implementation of Internet projection as a means of professional education of students of pedagogical universities

Abstract. This publication is a generalization of the experience of organizing Internet projecting on the basis of the Department of Pedagogy and Psychology of the Moscow State University of Education in 2015-2016 and 2016-2017 academic years, previously described in a series of scientific articles. The author describes the project activities as a means of professional education of students of pedagogical universities and submits three possible functions of the Internet in relation to it: the Internet as a source of information, as a platform for publishing information on the progress and results of projecting and as a space for the creation and development of Internet projects. Focusing on the third function, the author notes the relevance and modernity of Internet projection as a new and promising area of project activities. The article presents a complex of organizational and psycho-pedagogical conditions that facilitates the successful implementation of Internet projection in the educational process of the pedagogical University and allows to solve the key tasks facing students -future specialists in the field of pedagogy, psychology and social work: primary professional socialization, mastering the necessary competencies and becoming subjects of their own professional activities. The potential of Internet projection to improve self-efficacy, students' reflexivity and professionalization of their attitude to the use of the Internet is also shown.

Keywords: higher education; pedagogical University; competence-based approach; cyberontological approach; cybercompetences; project activities; the Internet; Internet project; educational Internet project; Internet projection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.