Научная статья на тему 'Определение понятия "интернет-проект" в контексте профессиональной подготовки студентов вуза'

Определение понятия "интернет-проект" в контексте профессиональной подготовки студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / КИБЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / CYBERONTOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION / КИБЕРПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / УЧЕБНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / EDUCATIONAL INTERNET PROJECT / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CYBERPEDAGOGICS / INTERNET PROJECT / INTERNET PROJECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обыденкова Валерия Кирилловна

Публикация посвящена анализу содержания понятий «интернет-проект», «учебный телекоммуникационный проект», «телекоммуникационный образовательный проект», «веб-проект», «дистанционный мультимедийный интернет-проект». Проанализировав трактовки, представленные исследователями в области педагогики, а также взгляды на интернет-проектирование в технических и экономических науках, автор обосновывает смысловые и практические различия между понятиями «интернет-проект (созданный и реализуемый в сети Интернет)» и «проект, реализуемый с использованием сети Интернет». Согласно сделанным выводам в статье предлагается новое определение учебного интернет-проекта, а также интернет-проектирования как средства реализации компетентностного, деятельностного и киберонтологического подходов в системе современного высшего образования. Автор приводит критерии интернет-проектов, позволяющие отличить их от более широкой категории интернет-ресурсов, и предлагает их классификацию по различным основаниям. Теоретические положения, доказываемые в статье, подкрепляются примерами существующих интернет-проектов, в том числе проекта, выполненного в процессе научно-исследовательской и практической работы автора в Московском педагогическом государственном университете. В статье также описывается значимость интернет-проектирования для развития у будущих специалистов компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, ключевых, предметных и профессиональных компетенций и киберкомпетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of "Internet project" in the context of professional education of students of the University

The publication is devoted to analysis of the concepts «Internet project», «telecommunication educational project», «web project» and «distance multimedia Internet project». Analyzing the interpretations presented by researchers in the field of pedagogics, as well as views on the Internet projection of technical and economic sciences, the author substantiates conceptual and practical differences between the concepts of «Internet project (created and implemented in the Internet)» and «project, implemented with the use of the Internet». According to these findings the article proposes a new definition of the educational Internet project and Internet projection as a means of realization of the competence-based, activity and cyberontological approaches in the system of modern higher education. The author gives criteria of Internet projects, in order to distinguish them from the broader category of the Internet resources, and offers their classification according to different bases. Theoretical propositions, proved in the article, supported by examples of existing Internet projects, including a project carried out in the process of scientific, research and practical experience of the author in the Moscow State University of Education. The article also describes the significance of Internet projection for the development the competences of future specialists according to the Federal state educational standards of higher education and key, disciplinary and professional competences and cybercompetences.

Текст научной работы на тему «Определение понятия "интернет-проект" в контексте профессиональной подготовки студентов вуза»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf Статья опубликована 31.01.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Обыденкова В.К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.14

Обыденкова Валерия Кирилловна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва

Аспирант кафедры «Социальной педагогики и психологии»

E-mail: ObydenkovaVK@mail.ru

Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза

Аннотация. Публикация посвящена анализу содержания понятий «интернет-проект», «учебный телекоммуникационный проект», «телекоммуникационный образовательный проект», «веб-проект», «дистанционный мультимедийный интернет-проект». Проанализировав трактовки, представленные исследователями в области педагогики, а также взгляды на интернет-проектирование в технических и экономических науках, автор обосновывает смысловые и практические различия между понятиями «интернет-проект (созданный и реализуемый в сети Интернет)» и «проект, реализуемый с использованием сети Интернет». Согласно сделанным выводам в статье предлагается новое определение учебного интернет-проекта, а также интернет-проектирования как средства реализации компетентностного, деятельностного и киберонтологического подходов в системе современного высшего образования. Автор приводит критерии интернет-проектов, позволяющие отличить их от более широкой категории интернет-ресурсов, и предлагает их классификацию по различным основаниям. Теоретические положения, доказываемые в статье, подкрепляются примерами существующих интернет-проектов, в том числе проекта, выполненного в процессе научно-исследовательской и практической работы автора в Московском педагогическом государственном университете. В статье также описывается значимость интернет-проектирования для развития у будущих специалистов компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, ключевых, предметных и профессиональных компетенций и киберкомпетенций.

Ключевые слова: высшее образование; компетентностный подход; деятельностный подход; киберонтологический подход в образовании; киберпедагогика; проектная деятельность; Интернет; интернет-проект; учебный интернет-проект; интернет-проектирование

Одним из методологических оснований современной профессиональной подготовки выступает компетентностный подход, который находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). Согласно стандартам, студенты должны приобретать ряд общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе учебной деятельности.

Под общекультурными компетенциями понимается стремление и готовность применять с целью адаптации в социуме знания и умения, личные качества, выражающиеся в когнитивной, мотивационной, этической и поведенческой сферах, под общепрофессиональными и профессиональными - комбинация знаний и навыков, способностей и готовности самостоятельно, в соответствии с направлением подготовки (специальностью), руководствуясь методами, решать задачи, проблемы и оценивать результат [15, c. 10-11].

Компетентностный подход, по словам Л.Н. Боголюбова, «... предполагает значительное усиление практической направленности образования» [4]. И.А. Зимняя утверждает, что именно в компетенции акцентируется способ и характер действия человека -«как» (в отличие от знаниевой характеристики «что») [8, с. 25]. Поэтому задачей обучающегося в вузе становится не просто получение новых знаний, умений и навыков, а выработка их динамической комбинации и способности к их эффективному применению в профессиональной деятельности.

Для решения этой задачи целесообразен деятельностный подход к организации вузовского обучения, при котором, по словам А.А. Вербицкого, «усвоение содержания обучения осуществляется не путем простой передачи студенту информации, а в процессе его собственной, внутренне мотивированной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира» [6, с. 41].

Учитывая, что в современных условиях динамичного развития и распространения Интернета студенты массово вовлечены в информационную деятельность, «. для которой основным содержанием являются процессы переработки, восприятия и т.д. информации, в том числе - приводящие к материальной реализации информационных объектов (планов, проектов, дизайнов) в виде объектов и процессов реального мира» [5], мы считаем, что подобная активность может быть реализована в интернет-пространстве.

В этом случае в основу организации обучения студентов ложатся также и киберонтологический подход в образовании, и киберпедагогика, разрабатываемые В.А. Плешаковым.

Согласно киберонтологической концепции процесс образования человека определяется условиями его существования, жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми и миром в целом в киберреальности [14]. В свою очередь, на основании киберонтологического подхода в образовании развивается киберпедагогика - «инновационная отрасль психолого-педагогической мысли, научно обосновывающая специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и образовательных технологий» [7, с. 155].

Образование с опорой на концептуальные основы киберпедагогики направлено на формирование у обучающихся необходимых компентенций и киберкомпетенций (связанных с жизнедеятельностью человека в киберпространстве) [7, с. 170-174]. Выделяют компетенции первого и второго порядка, каждые из которых подразделяются на ключевые, предметные и профессиональные. Компетенции первого порядка (киберкомпетенции) относятся к уровню непосредственного владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), второго порядка - к компетенциям, основанным на опыте использования ИКТ. Они подразумевают способность человека к переносу киберкомпетенций на свою деятельность вне киберсреды. Например, «навыки письменной речи на основе печатного текста.» -компетенция первого порядка (киберкомпетенция), а «навыки порождения и восприятия

письменной речи» - второго [7, с. 178]. Таким образом, Интернет становится пространством для развития различных компетенций и киберкомпетенций будущих специалистов.

Одним из эффективных средств реализации обозначенных подходов в высшем образовании является проектная деятельность с использованием Интернета, который становится площадкой для реализации студентами социально и профессионально значимых идей. Организация проектирования в системе образования предполагает «включение студентов в профессиональную деятельность параллельно или в опережение усвоения знаний и умений, заданных образовательной программой, а также получение реального практического опыта» [12]. Значимой стороной проектной деятельности является и помощь студентам в понимании практической роли знаний не только в процессе обучения, но и в жизни, когда знания перестают быть целью и становятся средством, помогают овладеть культурой мышления [16].

Решение важных профессиональных задач в процессе разработки проектов - путь к сближению теоретических знаний и практического опыта, формированию необходимых компетенций и киберкомпетенций. В традиционной совместной работе над проектом студенты овладевают различными компетенциями, значимыми для личностного и профессионального развития, включая:

• навыки целеполагания, планирования своих действий, а также профессиональной рефлексии, включая анализ успехов и ошибок;

• коммуникативные и организаторские умения;

• способность к сотрудничеству и работе в команде.

Проектная деятельность создает условия для проявления инициативности и самостоятельности, актуализации исследовательской позиции, проблемного и творческого мышления в процессе выполнения обучающимся поставленных задач.

Формированию киберкомпетенций способствует использование студентами ИКТ и удаленное взаимодействие при организации работы над проектами.

Интернет как одно из самых распространенных средств достижения целей проектной деятельности помогает «наполнять студенческие разработки новым содержанием, быстро выводить проект в широкие массы и оценивать заинтересованность в нем пользователей» [11]. В научном и практическом обиходе появляется термин «интернет-проект». Существуют различные тенденции в его определении и понимании.

Технически интернет-проект близок к понятиям «web-сайт» и «интернет-портал». А.В. Петюшкин дает ему следующее определение: «Интернет-проект - это совокупность гипертекстовых документов, отражающих общий замысел (план) или предварительные схемы создания какой-либо информационной инфраструктуры» [13, с. 28-29]. Такая формулировка достаточно широка, хотя и акцентирует внимание на двух важных деталях, отличающих собственно интернет-проекты от других сайтов и сообществ Всемирной паутины. Первая описывает интернет-проект как предварительный, начальный этап становления интернет-ресурса. Вторая указывает на системность его содержания. Выделенные положения являются значимыми для последующего определения нами сущности и критериев интернет-проекта.

Экономическая точка зрения на интернет-проект является достаточно распространенной, однако она несколько сужает понимание этого феномена до разновидности инвестиционного проекта. Например, С.А. Тавридович определяет интернет-проект как «комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на продвижение товаров с использованием сети Интернет и системы WWW» [17, с. 46]. При этом под товарами понимаются как физические объекты, так и услуги,

информация. Таким образом, в рамках данной концепции интернет-проект имеет вспомогательную роль по отношению к объектам, существующим в реальном пространстве.

Несмотря на растущую популярность и доказанность эффективности проектного подхода в контексте образования и педагогических наук термин «интернет-проект» не является общеупотребительным и понимается преимущественно интуитивно. Даже в ряде специальных педагогических исследований ему не дается конкретное определение.

В статье В.М. Ивановой «Интернет-проект как средство непрерывного образования в инновационной сфере» определение центрального понятия отсутствует, однако автор указывает на важную миссию интернет-проекта - отработать механизм организации сетевого взаимодействия в образовании [9]. Соглашаясь с ее позицией, мы можем установить, что учебное интернет-проектирование динамично и предполагает постоянное взаимодействие и взаимовлияние участников образовательного процесса друг на друга.

М.В. Ярмолинская описывает интернет-проект как «гибкий педагогический инструмент, который может быть представлен большим разнообразием способов организации и форм проведения и который может быть использован для решения многих педагогических задач» [18, с. 97]. К интернет-проектам она относит любые реализуемые в процессе образования проекты, предполагающие использование сети Интернет.

Мы считаем, что необходимо выделить два основных вида проектов по функциям, выполняемым Интернетом в проектной деятельности студентов:

• интернет-проект, созданный и реализуемый в сети Интернет;

• проект, реализуемый с использованием сети Интернет.

В первом случае проектный продукт представляет собой самостоятельный интернет-ресурс (например, сайт, текстовый, фото- или видеоблог, сообщество в социальной сети Интернета и т.д.). В этом смысле близки понятия «интернет-проект» и «веб-проект», который, по мнению А.В. Андреевой, связан с созданием студентами сайта, позволяющего решить «интересную, полезную и связанную с реальной жизнью задачу» [2]. Во втором - объект, процесс, явление или событие, которые будут доступны в реальном пространстве. При этом дистанционное взаимодействие авторов и публикация результатов такого проекта в Сети не наделяют его признаками интернет-проекта.

В сходной трактовке используются термины «учебный телекоммуникационный проект», «телекоммуникационный образовательный проект», «дистанционный мультимедийный интернет-проект» (ДМИП). Основной упор в их определении делается на коллективную деятельность обучающихся, опосредованную компьютерными и интернет-технологиями.

Понятие учебного телекоммуникационного проекта зародилось еще в конце XX века. Согласно определению Е.С. Полат это «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности» [10, с. 166-167]. Синонимичное значение имеет и телекоммуникационный образовательный проект. А.А. Ахаян понимает под ним «совместную творческую (научно-исследовательскую, методическую, учебно-познавательную) деятельность распределенного коллектива ученых-педагогов, учителей и учащихся, реализуемую посредством использования телекоммуникационных технологий, определенным образом организованную, имеющую временные рамки и направленную на достижение согласованного педагогического

результата» [3]. Особенностью взгляда этого ученого является акцент на совместной деятельности не только обучающихся, но и педагогического коллектива.

ДМИП по определению С.С. Адамского, Н.Е. Мокиевской, В.А. Зайцева - «технология поэтапной организации учебной деятельности, использующая принцип удаленного взаимодействия его участников посредством сетевой коммуникации с применением новейших информационных технологий» [1]. Данная формулировка раскрывает лишь часть термина. Во-первых, технология - категория процессуальная, следовательно, понятие «интернет-проектирование» более полно отражает ее сущность, чем «интернет-проект», выступающий как результат, продукт деятельности. Во-вторых, утверждение «с применением новейших информационных технологий» является неконкретным, поскольку понимание новизны той или иной технологии подвержено влиянию времени. Интернет-проектирование реализуется также и с использованием цифровых, компьютерных, интернет- и иных технологий, которые невозможно назвать «новейшими», так как они стали привычными для общества XXI века. И, наконец, в определении отсутствует указание на специфику такого феномена как проект. Несмотря на то, что определение ДМИП вызывает некоторую критику, оно является одной из прогрессивных попыток сформулировать сущность интернет-проектирования в системе образования и акцентирует внимание как минимум на трех характерных чертах проектной деятельности с использованием Интернета: дистанционность, поэтапность и совместность.

Проанализировав различные источники и сделав соответствующие замечания и выводы, мы считаем необходимым очертить понимание интернет-проекта и сформулировать его определение.

Телекоммуникационное взаимодействие в процессе работы и демонстрация ее результатов посредством сети Интернет не всегда являются признаками интернет-проекта. Поэтому для описания подобного проекта подходит, как мы уже упоминали ранее, следующая формулировка: «проект, реализуемый с использованием сети Интернет». По нашему мнению, интернет-проекты - это только те самостоятельные проекты, которые первоначально созданы и разрабатываются в сети Интернет. При этом возможное взаимодействие в реальном пространстве, предполагаемое интернет-проектом, является вторичным. Следовательно, из рассматриваемой нами области исключаются проекты, имеющие вспомогательную роль и созданные в первую очередь для продвижения товаров, услуг, мероприятий и т.д., существующих в реальном пространстве (большинство интернет-магазинов, рекламных сообществ и т.д.).

Мы также выделяем совокупность критериев, которые позволяют отличить интернет-проект от любого другого продукта деятельности в сети Интернет. Приведем данные критерии и проиллюстрируем их на примере интернет-проекта «Вожатик» (https://vk.com/vojatik_fpp, http://www.homocyberus.ru/vojatik), выполненного в 2015-2016 учебном году студентами факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МИТУ).

1. Во-первых, интернет-проект ограничен конкретной темой.

Тема сообщества «Вожатик» - практика и работа в детском лагере.

2. В основе интернет-проекта лежит определенная проблема (в процессе подготовки будущих педагогов и психологов целесообразно решать социальные и профессиональные проблемы, относящиеся к соответствующей сфере деятельности). Проблема определяет цель. При этом проект может иметь либо однократно достижимые цели, либо постоянно достигаемые. Таким образом, наличие проблемы, одной или нескольких целей и, соответственно, целевой аудитории - второй критерий интернет-проекта.

75РВМЫ616

В основу интернет-проекта «Вожатик» положена следующая проблема: недостаток профессиональных знаний, необходимых студентам МПГУ, выходящим на летнюю педагогическую практику. Тогда его цель - повышение компетентности вожатых, а целевая аудитория - как будущие, так и состоявшиеся вожатые.

3. Систематизированность содержания. Интернет-проект - это не просто ресурс, пополняемый различного рода тематической информацией. Он должен иметь определенную структуру, удобную и доступную для восприятия пользователями Интернета, и систему прироста материалов. Структура интернет-проекта может представлять собой совокупность тематических разделов или быть организованной с помощью «хэштегов» и т.д. Каждый структурный элемент наполняется информацией в объеме и порядке, заранее определенном авторами.

Группа «Вожатик» имеет ряд основных направлений, ознакомление с которыми позволяет подписчикам составить системное представление о работе в лагере: например, права и обязанности вожатого, основы первой медицинской помощи, психологические особенности детей разного возраста, подборка игр и упражнений и т.д.

4. Наличие потенциала к качественному развитию. Этот критерий описывает начальный этап становления проекта и возможность к появлению новых целей и функций с течением времени.

Например, сообщество «Вожатик» из преимущественно информационного ресурса может быть преобразовано в площадку для непосредственного обмена практическим опытом.

Таким образом, интернет-ресурс, соответствующий комплексу из четырех описанных критериев, является интернет-проектом.

Опираясь на проведенный анализ родственных терминов и выделенные критерии интернет-проекта, мы предлагаем разграничить понятия «интернет-проект» как продукт деятельности и «интернет-проектирование» как процесс реализации проектного подхода в образовании, но в ином пространстве - сети Интернет.

Интернет-проект - тематический интернет-ресурс, создаваемый с целью решения определенной социальной или профессиональной проблемы и имеющий потенциал к качественному развитию.

Сформулированное определение охватывает все интернет-проекты, созданные как в контексте образования, так и вне его. Поэтому мы считаем необходимым выделить термин «учебный интернет-проект». Учебный интернет-проект - это интернет-проект, поэтапно создаваемый в совместной деятельности обучающихся при наставнической роли педагогов.

Деятельность по разработке интернет-проекта описывает понятие «интернет-проектирование» - процесс планирования, поэтапного создания и качественного развития тематического интернет-ресурса, направленного на решение определенной социальной или профессиональной проблемы.

В процессе разработки определения интернет-проекта нами было проанализировано порядка 50 интернет-проектов и создана их авторская классификация (таблица 1).

75РОМЫ616

Таблица 1

Система классификации интернет-проектов

№ Основание классификации Виды интернет-проектов

1 Срок реализации Краткосрочный Долгосрочный

2 Наличие цели извлечения прибыли Коммерческие Некоммерческие

3 Пространство реализации Собственно интернет-проекты Проекты смешанного типа

4 Число авторов Индивидуальный Коллективный

5 Роль целевой аудитории Самоорганизующийся Не самоорганизующийся

6 Отношение к профессиональной деятельности Профессиональные Непрофессиональные

7 Основная направленность Развлекательные Информационные Научно-исследовательские Образовательные Культурные (социально-культурные) Благотворительные Коммуникационные

Разработано автором

Поясним некоторые основания классификации и выделенные виды интернет-проектов.

Разграничение интернет-проектов на долгосрочные и краткосрочные может быть достаточно субъективным. Тем не менее, мы считаем, что к первым можно отнести те ресурсы, срок существования которых не определен самими авторами. Их цель состоит в регулярном достижении необходимого результата. Таких проектов в Сети подавляющее большинство. В качестве примера можно привести сообщество «Работа со сновидениями» (https://vk.com/tvoisny2013), в котором пользователи могут поделиться своими сновидениями и получить их профессиональную психологическую интерпретацию. Во втором случае речь идет об интернет-проектах, направленных на однократное достижение своей цели (например, виртуальная площадка, созданная для поиска волонтеров и благотворительной помощи конкретному человеку).

Собственно, интернет-проекты - те проекты, которые реализуются исключительно в Сети. В проектах смешанного типа Интернет является основной площадкой претворения авторской идеи в жизнь, но при этом ее часть реализуется в реальном пространстве. Например, в Интернете может осуществляться поиск и отбор людей для последующего очного взаимодействия (пример - социальный интернет-проект «Брат за сестру» (https://vk.com/bratzasestrumsk)).

Индивидуальные интернет-проекты - те, которые выполняются непосредственно одним человеком. Обычно для достижения достаточно высокого уровня развития и популярности любой интернет-проект начинает требовать более значительные трудовые затраты. Кроме того, его автор начинает испытывать потребность в привлечении новых ресурсов, которыми он не обладает в силу различных причин. Поэтому очень часто индивидуальные интернет-проекты переходят в разряд коллективных.

75РВМЫ616

Самоорганизующиеся интернет-проекты примечательны тем, что их информационному наполнению и развитию способствует преимущественно аудитория, для которой они предназначены. Авторы таких интернет-проектов обычно выполняют контролирующую и направляющую функцию. Материалы для не самоорганизующихся интернет-проектов разрабатывают сами авторы.

Профессиональные интернет-проекты ориентированы на специалистов в той или иной сфере деятельности, непрофессиональные - на широкий круг пользователей.

Рассмотрев родственные интернет-проекту понятия и выделив значимые характеристики, мы сформулировали определение интернет-проектирования как одной из технологий реализации компетентностного, деятельностного и киберонтологического подходов в образовании, интернет-проекта и учебного интернет-проекта, а также определили их ключевые характеристики, предложили их классификацию.

Поскольку интернет-проектирование предполагает, как очное, так и дистанционное взаимодействие студентов и педагогов, обращение к значимым социальным и профессиональным проблемам, поиск и применение инструментов сети Интернет для их решения, следствием его внедрения в образовательный процесс педагогического вуза является развитие компетенций и киберкомпетенций студентов, необходимых для их профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Технология дистанционного мультимедийного интернет-проекта // Успехи современного естествознания. -2013. - №10. - С. 13. [Электронный ресурс] - URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32909 [дата обращения: 01.10.2016].

2. Андреева А.В. Информационная образовательная среда освоения студентами профессиональных дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - №1 (январь). - С. 11-15. [Электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2015/15003.htm [дата обращения: 01.10.2016].

3. Ахаян А.А. Функции телекоммуникационных технологий в проведении телекоммуникационных образовательных проектов // Письма в Emissia. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) (электронный журнал) - 2000. [Электронный ресурс] - URL: http://www.emissia.org/offline/2000/797.htm [дата обращения: 04.10.2016].

4. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. - №9. - 2002. - С. 22-23.

5. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - №3. - С. 207-226.

6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

Мир Науки

7. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / под ред. В.А. Плешакова; Норильский индустр. ин-т. - Норильск: НИИ, 2012. - 244 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» - М.: Исследовательский центр проблем и качества подготовки специалистов, 2004. -42 с.

9. Иванова В.М. Интернет-проект как средство непрерывного образования в инновационной сфере // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 2500-2506.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.

11. Обыденкова В.К. Роль интернет-проектирования в оптимизации самостоятельной работы студентов // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений, Одинцово, 21 февраля 2016 г. / Отв. ред. В.Е. Цибульникова. - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 190-192.

12. Обыденкова В.К. Тьюторское сопровождение личностного и профессионального развития студентов колледжа // Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образовательного учреждения: материалы X междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, 19-20 марта 2015 г. - СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2015. - С. 138-145.

13. Петюшкин A.B. Основы баннерной рекламы. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. -464 с.

14. Плешаков В.А. О киберонтологическом подходе в образовании // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - №5 (13). - С. 209-211.

15. Руководство по проектированию и разработке основных профессиональных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО / М-во обр. и науки РФ; Вологод. гос. ун-т; [сост. А.Н. Тритенко, С.А. Петракова, И.А. Рахимова, Л.А. Берсенева]. - Вологда: ВоГУ, 2015. - 210 с.

16. Сапугольцева М.А., Сапугольцев В.Ю. Дизайн-проектная деятельность в профессиональной социализации личности студента университета // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №5. - С. 227-232.

17. Тавридович С.А. Оптимизация WEB-сайта интернет-магазина с использованием генетического алгоритма: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.13: Санкт-Петербург, 2004. - 159 с.

18. Ярмолинская М.В. Интернет-проект как инструмент формирования ответственности старшего подростка: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Санкт-Петербург, 2016. - 209 c.

Obydenkova Valeriya Kirillovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow state university of education, Russia, Moscow E-mail: ObydenkovaVK@mail.ru

The definition of «Internet project» in the context of professional education of students of the University

Abstract. The publication is devoted to analysis of the concepts «Internet project», «telecommunication educational project», «web project» and «distance multimedia Internet project». Analyzing the interpretations presented by researchers in the field of pedagogics, as well as views on the Internet projection of technical and economic sciences, the author substantiates conceptual and practical differences between the concepts of «Internet project (created and implemented in the Internet)» and «project, implemented with the use of the Internet». According to these findings the article proposes a new definition of the educational Internet project and Internet projection as a means of realization of the competence-based, activity and cyberontological approaches in the system of modern higher education. The author gives criteria of Internet projects, in order to distinguish them from the broader category of the Internet resources, and offers their classification according to different bases. Theoretical propositions, proved in the article, supported by examples of existing Internet projects, including a project carried out in the process of scientific, research and practical experience of the author in the Moscow State University of Education. The article also describes the significance of Internet projection for the development the competences of future specialists according to the Federal state educational standards of higher education and key, disciplinary and professional competences and cybercompetences.

Keywords: higher education; competence-based approach; activity approach; cyberontological approach in education; cyberpedagogics; project activities; the Internet; Internet project; educational Internet project; Internet projection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.