Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ- МАТЕМАТИКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ- МАТЕМАТИКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ / METHODS OF TEACHING PHYSICS / ПРИЕМЫ / СРЕДСТВА / MEANS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рупасова Г. Б.

В статье пойдет речь о реализации дополнительной образовательной программы, как об одном из способов разрешения противоречия между социально обусловленными требованиями к современному учителю и отсутствием средств, которые необходимы для подготовки таких учителей.Theresearch deals with the implementation of additional educational program as one of the ways to resolve the contradiction between socially conditioned requirements to a modern teacher and the lack of funds that are necessary for the training of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ- МАТЕМАТИКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 378.046.4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ- МАТЕМАТИКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM ON METHODS OF TEACHING PHYSICS FOR MATHEMATICS STUDENTS: RELEVENCE, CONTENTS, PROSPECTS

Рупасова Г. Б., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск Guly.rup@yandex.ru

Аннотация. В статье пойдет речь о реализации дополнительной образовательной программы, как об одном из способов разрешения противоречия между социально обусловленными требованиями к современному учителю и отсутствием средств, которые необходимы для подготовки таких учителей.

Ключевые слова: дополнительная образовательная программа, методика преподавания физики, приемы, средства, профессиональная подготовка.

Abstract. Theresearch deals with the implementation of additional educational program as one of the ways to resolve the contradiction between socially conditioned requirements to a modern teacher and the lack of funds that are necessary for the training of teachers.

Key words: additional educational program, methods of teaching physics, methods, means, professional training.

Образование на современном этапе претерпевает серьезные изменения. На первый план вышла проблема формирования учителя нового формата. И дело тут не только в задачах, которые стоят перед высшим учебным заведением при профессиональной подготовке студента.

Наблюдение последних лет того, как происходит трудовое распределение учащихся старших курсов бакалавриата, того, какими качествами должен обладать выпускник, показывают, что работодателю требуется учитель «широкого профиля». В частности, учитель, способный преподавать наряду с математикой, физику и информатику, или два каких-либо из перечисленных предметов в различном сочетании.

Такая необходимость обусловлена несколькими очевидными факторами: небольшое количество часов математики или физики (вызывает необходимость «добирать» часы по другим дисциплинам); низкий уровень заработной платы; нежелание выпускников работать по специальности и в отдаленных районах республики (создающий дефицит специалистов на периферии), результатами оптимизации в школах и прочими.

Налицо противоречие между социально обусловленными потребностями общества и отсутствием условий и средств, которые необходимы для ее удовлетворения - не достаточной разработанностью методик и технологий подготовки учителей, отвечающих данным запросам.

Дополнительная образовательная программа по методике преподавания физики (МПФ) и информатики, разработанная нами на физико-математическом отделении ФМИТИ, позволяет отчасти решить обозначенную проблему. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 01.03.01 -Математика, профиль подготовки «Общий». Она ставит своей целью ознакомить студентов с основами методики преподавания физики, а именно: методологическими требованиями к основным компонентам учебного процесса, методикой и технологией проведения различных форм учебных занятий, правильным оформлением результатов своей педагогической деятельности, а также ознакомить со способами подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике.

Первый блок - блок предметных знаний по физике реализуется непосредственно в учебном процессе. На его изучение математикам отводится 89 аудиторных часов в течении двух семестров четвертого курса.

Разрабатывая блок по МПФ, рассчитанный на 26 аудиторных часов, мы постарались вложить в него необходимый арсенал базовых методических знаний. Были освещены следующие ниже вопросы.

1) Методика обучения физике (МПФ) как педагогическая наука. Задачи методики обучения физике.

2) Актуальные проблемы МПФ. Цели и задачи обучения физике. Классификация методов обучения физике, их использование в учебном процессе.

3) Современные государственные образовательные стандарты и трёхуровневое построение курса физики его структура и содержание.

4) Методы обучения физике. Планирование учебной работы учителя. Годовой и календарно-тематический планы. Подготовка учителя к уроку.

5) Характеристика форм учебных занятий по физике. План-конспект урока.

6) Лекции и учебные семинары по физике. Их дидактические функции.

7) Формирование методов учебно-познавательной деятельности.

8) Виды самостоятельной работы учащихся по физике и их значение в учебном процессе. Формирование умений самостоятельной работы.

9) Методика формирования физических понятий у школьников. Планы изучения: явлений, величин, законов, теорий, приборов, технологических процессов и т.п.

10) Дифференцированный подход к учащимся при обучении физике. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения. Политехническое обучение и профориентация учащихся в процессе обучения физике.

11) Значение решения задач по физике, их место в учебном процессе. Классификация физических задач. Методика обучения решению задач по физике: решение физических задач по алгоритмам, и задач с общим подходом.

12) Методика формирования умений решать экспериментальные задачи. Некоторые аспекты методов решения олимпиадных задач.

13) Формы и методы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики. Преемственность межпредметная и внутрипредметная.

14) Методы систематизации знаний учащихся. Некоторые аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике. Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по физике.

15) Планирование учебно-воспитательной работы учителя физики. Значение, виды и место внеклассной работы по физике в школе.

16) Физический кабинет. Основное учебное оборудование школьного кабинета физики и правила его хранения. Методика и техника демонстрационного физического эксперимента на первой ступени обучения физике.

17) Методика и техника проведения лабораторных работ по физике на первой ступени обучения. Способы изготовления самодельных физических приборов и их использование для постановки лабораторных работ репродуктивного и исследовательского типа по школьному курсу физики первой ступени обучения.

18) Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.

Часть вопросов отведена на самостоятельное изучение. На эту деятельность в программе предусмотрено 10 часов. В основном это работа над более подробным изучением вопросов физики и технологии применения методик и различных форм уроков, а также над сбором материала для создания методического кейса учителя физики.

Примерный перечень элементов методического кейса ДОП по МПФ (защищается на зачете).

1. Основные формы и типы учебных занятий по физике, сообразно требованиям выбранной системы образования (желательно подробное описание содержания, приводимое из различных источников в сравнении).

2. Краткий математический аппарат используемый в физике (привести по возможности наиболее полный список теорем, формул, правил, алгебры и начала анализа, геометрии, тригонометрии).

3. Систематизирующие таблицы по пяти основным разделам школьной физики (могут быть представлены с пояснениями основные определения, законы, формулы, графики и т.п.).

4. Средства и приемы активизации мышления и познавательной деятельности учащихся (привести список с кратким описанием их сущности).

5. Создать банк увлекательных домашних лабораторных работ.

6. Создать банк задач, решаемых по алгоритмам (для учеников любого класса на выбор).

В настоящее время данная программа успешно реализована на физико-математическом отделении ФМИТИ. Она вызвала живой интерес, поскольку студент после ее прохождения может повысить уровень своей профессиональной компетенции и, кроме того, получает возможность усилить свою конкурентоспособность на рынке труда, что очень немаловажно в современных экономических условиях.

В отличие от математиков, физика изучается химиками в течении трех лет обучения в вузе. Поскольку физика связана с химией настолько же тесно, как и с математикой, мы полагаем целесообразным, в перспективе разработать и реализовать аналогичную образовательную программу для студентов-химиков.

Библиографический список:

1. Усова, А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы [Текст] : курс лекций / А. В. Усова. - СПб. : [б. и.], 2002. - 158 с. : ил., табл. - ISBN5-89399-008-0.

2. Studwood.ru. Физика в современной жизни [Электронный ресурс]. - URL : https://studwood.ru/1118479/matematika_himiya_fizika/fizika_sovremennoy_zhizni (31.05.18).

УДК 371

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ УЧИ.РУ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА THE USE OF THE RUSSIAN ONLINE УЧИ.РУPLATFORM FOR A TEACHER IN HIS ACTIVITY

Гайдамака Е. П., старший преподаватель отдела развития ДО ОГБОУ ДПО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», учитель информатики и ИКТ МАОУ Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №16 г.Томска, Россия, Томская область, г. Томск Lg2009@t-sk.ru

Аннотация.В статье рассматривается использование образовательного ресурса -российской онлайн-платформы Учи.ру в деятельности учителя-предметника.

Ключевые слова: образовательный ресурс, онлайн-платформа, курс, ИКТ-компетенции.

Abstract. The article considers the use of the educational resource, the Russian online platform Учи.рут the activity of a teacher.

Key words: educational resource, online platform, course, ICT-competence.

Решением Экспертного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) от 28 июля 2017 г. проект «Образовательная платформа Учи.ру» получил статус лидерского проекта в сфере образования и был представлен Президенту Российской Федерации В.В. Путину в рамках заседания Наблюдательного Совета АСИ. Главная цель разработчиков онлайн-платформы Учи.ру состоит в том, чтобы российские дети знали и понимали математику на хорошо и отлично.

В настоящее время свыше 2 млн. российских школьников используют образовательную платформу Учи.ру для изучения математики. В Томской области, по данным мониторинга (от l2.03.20l8), на платформе занимается 13535обучающихся. Ребята изучают школьные предметы в интерактивной форме.С 1 января 2018 г. на платформе Учи.ру представлены новые предметные курсы для начальной школы (1-4 классы): Русский язык, Английский язык и Окружающий мир. Курс математики представлен с этапа подготовки к школе, далее начальная школа (1-4 классы), затем 5-6 классы, и курс алгебры для 7-11 классов. В перспективе на данной платформе будут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.