Преподаватель предоставляет для размещения на сервере учебные материалы, планы курсов, заметки к лекциям, дополнительные задания для чтения, чтобы обучающиеся могли использовать их в удобное для себя время.
Оценка освоения материала учебного курса производится как преподавателем, так и автоматически системой Moodle, что позволяет обеспечить эффективную обратную связь между участниками образовательного процесса.
Moodle является системой, ориентированной на самообучение. Главный упор в ней делается не только на быстрый доступ к учебной информации, но и на активное ее обсуждение, конструирование знаний самими обучающимися.
Так, например, при изучении раздела «Охрана труда» обучающимся необходимо ознакомиться с учебным материалом, а затем выполнить практическую работу. При работе с учебным материалом слушателям предлагается выполнить практическое задание: разработать инструктаж на рабочем месте или консультацию для родителей по оказанию первой помощи. Обучающиеся прикрепляют на сайте свой ответ в виде отдельного файла, и после проверки преподавателем выставляется оценка Moodle активно вовлекает обучающихся в процесс обучения.
Автором разработана и апробирована программа повышения квалификации на тему: «Инновационные методы обучения изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями ФГОС ООО» (ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики»), и ведется методическое сопровождение других дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) на сайте института.
Дополнительное профессиональное образование - важный компонент системы образования, позволяющий реализовать принцип «образование через всю жизнь», дающий возможность гибко и своевременно получать необходимые профессиональные компетенции.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». М.: Эксмо, 2014. - 208 с.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. От 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 816 от 23 августа 2017 «Об утверждении Порядка применения образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации , регистрационный номер № 48226 от 18 сентября 2017).
4. Гогицаева, О. У. Роль дистанционного образования в современных условиях [Текст] / О. У. Гогицаева, В. К. Кочисов // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2013. - №4. - С.10-12.
УДК 378-02
МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВА
ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА METHODS OF CREATING THE SITUATION OF SUCCESS IN PHYSICS LESSONS AS MEANS OF INCREASE OF INTEREST TO STUDY THE SUBJECT
Попова А. В., студент Санукова А. М., студент Научный руководитель: Рупасова Г. Б., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск
Аннотация. Встатье рассматривается актуальная проблема создания ситуации успеха на уроках физики, для формирования у школьников познавательной активности и интереса к изучению предмета.
Ключевые слова: физика, ситуация успеха, методы, приемы, формы уроков физики, познавательный интерес, задачи.
Abstract. The article deals with arelevant problem of creating a situation of success in physics lessons, for the formation of students' cognitive activity and interest in the study of the subject.
Key words: physics, success situation, methods, techniques, forms of physics lessons, cognitive interest, tasks.
При всей сложности процесса учения ему можно и должно учить. Для этого современному учителю надо организовать процесс формирования методов и приемов мыслительной деятельности, ведущих к получению новых знаний, и к осознанию самих путей, приводящих к этим знаниям. Ученик должен не просто эмпирически усвоить ту или иную мыслительную процедуру, но и осознать способ ее осуществления. А это уже есть рефлексия, без которой нельзя сформировать ученика способного осуществлять продуктивный и творческий подход к познавательной деятельности. В обучении наряду с процессами усвоения знаний должен функционировать целенаправленный процесс конструирования новых знаний. При этом усвоение методов познавательной деятельности имеют свою специфику. Методы в своей основе должны содержать «внутреннюю программу» соответствующей познавательной деятельности. В дидактическом смысле имеет смысл раскрывать эту программу, развивая рефлексию учащихся [2].
Меняются времена, но не меняются задачи учителя: дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока; вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение; воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Однако все вышесказанное лишается смысла, если на начальном этапе не заинтересовать и не суметь мотивировать ученика к изучению отдельных предметов, в частности физики, и к обучению в целом.
В связи с этим мы хотели бы рассмотреть один из важных методов достижения такой цели - создание ситуации успеха, на уроках физики в школе.
Для учащихся важно поощрение даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. На всех этапах урока можно применять известный в психологии прием «эмоциональное поглаживание» и быть «щедрым на похвалу». Кроме того нужно дать понять учащимся, что учитель верит в их способности и на уроке создавать обстановку сотрудничества и взаимопомощи, вызывая у них энтузиазм с помощью признаний его достоинств и поощрения.
С педагогической точки зренияситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Над проблемой создания ситуации успеха работали и работают многие известные педагоги, такие как К.Д. Ушинский, В.А Сухомлинский и др..
Элементами успеха являются: охрана физического и психологического здоровья ребенка; его психологическая защита, создание комфорта и удовлетворение потребности в эмоциональном общении; направленность педагогического процесса на интеллектуальное, личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей; развитие базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей. Создание ситуации успеха на уроке предполагает выполнение ниже перечисленных условий:
1. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. (Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены). Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.
3. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?
4. Реальная помощь в продвижении к успеху - скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5. Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. (За дело! Приступаем!).
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
7. Оценивание - оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Подбираемые задания к урокам для создания ситуаций успеха, тоже должны отличаться определенными качествами. Задания должны быть не слишком сложными, быстро выполняемыми, понятно сформулированными.
К примеру, для соревнования с товарищами по классу, или с самим собой, можно использовать следующий ряд заданий.
Игра «Ловец ошибок». Физика - 7 класс.
Задача №1
Емкость цистерны молоковоза составляет 10 м3 Сколько рейсов должен сделать
молоковоз, чтобы перевезти 30 тонн молока? _Не верное решение и ответ:_
Дано: рм=1030 кг/м3 Vц=10 м3 т=30т Найти: N СИ: 3000кг Решение: Масса молока в 1 цистерне тц^црм; тц=10 м3 • 1030 кг/м3 = 103000 кг N=30000^10300 кг=309000000 рейса 0твет^=309000000 рейса
Верное решение и ответ:
Дано: рм =1030 кг/м3 Vц = 10 м3 М = 30т Найти: N СИ: 3000кг Решение: Масса молока в 1 цистерне тц= рм V тц = 1030 кг/м310 м3 = 103000 кг. N^^4 N = 30000 кг/10300 кг = 2,9 =3 (рейса) Ответа = 3 рейса
Задача №2. Килограмм - единица измерения плотности, буквенное обозначение - «р» Метр кубический - это единица массы, буквенное обозначение массы - «V»; Килограмм/Метр кубический - это единица объёма, буквенное обозначение объёма «т» Задача №3 Правильно ли переведены единицы измерения?
Не верный вариант Верный вариант
1л (литр) = 10 дм3 = 0,0001 м3 1л (литр) = 1дм3 = 0,001 м3
1дм3 - это тысячная доля метра кубического: 1 дм3 = 1/1000 м3 = 0,001 м3 1 дм3 - это тысячная доля метра кубического: 1 дм3 = 1/1000 м3 = 0,001 м3
1 куб. см - это тысячная доля метра кубического: 1 см3 =1/1000 м3 = 0,0001 м3 1 см3 - это миллионная доля метра кубического: 1см3 = 1/1000000 м3 = 0,000001 м3
Масса 1т (тонна) = 100 кг Масса 1 т (тонна) = 1000 кг
Игра «Десять из десяти». Физика - 8-9 классы. 15. Чьим именем названы единицы физических величин?
Вопросы Ответы
1. Сила тока. 2. Напряжение. 3. Сопротивление. 4. Энергия. 5. Мощность. 6. Частота. 7. Сила. 16. Александро Вольта. 2. Андре Ампер 3. Майкл Фарадей. 4. Александр Белл 5. Блез Паскаль. 6. Джеймс Уатт 7. Генрих Герц
8. Давление 8. Исаак Ньютон
9. Электроемкость. 9. Джеймс Джоуль
10. Громкость звука 10. Георг Ом.
2) Назовите прибор, с помощью которого измеряют указанную физическую величину: 1...метр-силу. 2...метр-температуру. 3...метр-плотность жидкости. 4...метр-давление.6...метр-силу тока. 7...метр-напряжение. 8. .метр-мощность. 9. .метр-сопротивление. 10. .метр-освещенность. (Ответы. 1. Динамометр. 2. Термометр. 3. Ареометр. 4. Барометр. 5. Психрометр или гигрометр. б.Амперметр. 7. Вольтметр. 8. Ваттметр. 9. Омметр. 10. Люксметр.)
3) Задачи на сообразительность. 1. Какие капли: крупные или мелкие падают с большей скоростью? (Крупные). 2. К какому типу двигателей следует отнести огнестрельное оружие? (К двигателям внутреннего сгорания). 3. Нарушится ли равновесие весов, если одно плечо коромысла нагреть? (Да). 4. Может ли возникнуть эхо в степи? (Нет). 5. Что больше: облако или его полная тень? (Облако). 6. Какой термометр более чувствительный - ртутный или спиртовой? (Спиртовой). 7. Когда зимой быстрее сохнет бельё - в мороз или оттепель? (В мороз). 8. Может ли человек бежать быстрее своей тени? (Да). 9. Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледенелой дороге? (Малая сила трения и недостаточна для преодоления всех сил сопротивления). 10. Два мальчика растягивают динамометр. Каждый прикладывает силу 100Н. Что показывает динамометр? (100Н)
Атмосфера урока должна обеспечивать: заинтересованность каждого ученика в учебном процессе, возможность высказываться на уроке, выбирать собственный путь при решении физической задачи, отбирать наиболее оптимальные пути решения. Урок должен учить творчеству, выбору разнообразных видов деятельности. Такая цель влечет за собой применение известных способов оживления урока:
- использование новых и нетрадиционных форм обучения, увлеченное преподавание. Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности [1].
- Новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшими. Одним из способов реализации принципа историзма в обучении физике является решение задач с историческим содержанием. В этом случае успешно решается основная проблема, связанная с привлечением на занятия исторического материала, -ограничение времени. Сведения по истории физики, включённые в содержание исторических задач, компактны и неразрывно связаны с предметными знаниями [3]. Задачи с историческим содержанием могут быть использованы: при актуализации опорных знаний, при постановке цели и задач урока, при объяснении нового материала, при закреплении, повторении и проверке знаний, при обобщении и систематизации историко-научных знаний по физике, а также для организации домашней и самостоятельной работы.
- Показ практического применения знаний. Решение задач, тесно связанных с окружающим миром. Знание следующих законов физики помогает нам объяснить различные явления: конденсация (образование капелек жидкости в ванной); диффузия(заваривание чая, засолка огурцов, распространение запаха); теплопередача (конвекция при нагревании комнаты батареями, теплопроводность при утеплении домов); - давление (натачивание ножей для увеличения давления); свойства рычага ( ножницы, весы); сообщающиеся сосуды (чайник, фонтан); сила трения (способы увеличения силы трения при гололеде и уменьшении при катании на коньках); электризация (при расчесывании) [4].
- Чередование форм и методов обучения: проблемное обучение, эвристическое, обучение с компьютерной поддержкой; взаимообучение.
- проверка знаний, умений, показ достижений обучаемых;
- педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д.
- Достижение успеха - одна из важных и желаемых целей человека: без самоутверждения человеческая жизнь становится бессмысленной. Необходимо, чтобы это состояние стало привычным для формирующейся личности.
- Не смотря на то, что существует достаточно много методов, средств и форм для совершенствования преподавания физики в школе, и для привлечения внимания к изучению этого предмета, вопрос их активного применения остается по-прежнему актуальным.
Библиографический список:
1. Авдулова, И. В. Исторические аспекты при изучении физики [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru/istoricheskie-aspekti-pri-izuchenii-fiziki-461563.html (01.06.18).
2. Рупасова, Г. Б. Целенаправленное формирование приемов познавательной деятельности как реализация принципа развивающего обучения [Текст] / Г. Б. Рупасова // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'16: сборник научных трудов № 8 (16). - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. - с. 28-32
3. Типтярева, В. В. Нетрадиционные уроки физики с использованием информационных и коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. - URL : http://textarchive. ru/c-1302214.html (31.05.18).
4. Studwood.ru. Физика в современной жизни [Электронный ресурс]. -URL: https://studwood.ru/1118479/matematika_himiya_fizika/fizika_sovremennoy_zhizni (31.05.18).
5. Студопедия. Современный урок физики [Электронный ресурс]. -URL: https://studopedia.su/7_50523_sovremenniy-urok-fiziki.html (01.06.18).
УДК 519.2
ПАРАДОКСЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
PARADOXES OF PROBABILITY THEORY
Раенко Е. А., канд. физ.-мат. наук, доцент;
Санукова А. М., студент ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск raenko_elena@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются общее понятие парадокса, парадокса в математике и парадокса теории вероятностей. Приводятся примеры парадоксов Абилина и Спящей красавицы.
Ключевые слова: парадокс, теория вероятностей, вероятность.
Abstract. The article deals with concept of paradox, paradox in mathematics and paradox of probability theory. Examples of the paradoxes of Abilene and Sleeping beauty are given.
Key words: paradox, probability theory, probability.
Парадокс (от древне-греческого парабо^од - неожиданный, странный) - ситуация (высказывание, суждение утверждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании).
Парадоксы в математике - ситуация, когда в рамках той или иной математической теории доказываются два взаимно исключающих друг друга утверждения, причем каждое
279