Научная статья на тему 'Электронный учебник по удмуртскому языку и литературе как элемент современной информационной образовательной среды: формирование ключевых компетенций'

Электронный учебник по удмуртскому языку и литературе как элемент современной информационной образовательной среды: формирование ключевых компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНИКОВ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / UDMURT LANGUAGE AND LITERATURE / ELECTRONIC FORMS OF TEXTBOOKS / MOTIVATION / INTENSIFICATION OF TRAINING / KEY COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бусыгина Людмила Васильевна, Байтерякова Людмила Тихоновна

В статье обоснована актуальность электронных форм учебников по предметам «Родной (удмуртский) язык» (автор Ю.Т. Байтерякова) и «Родная (удмуртская) литература» (автор Л.В. Бусыгина) для уровней начального и основного общего образования как средства интенсификации обучения удмуртскому языку и литературе. Проанализированы функциональные возможности электронных учебников, созданных сотрудниками Бюджетного научного учреждения Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» в рамках государственного задания Министерства образования и науки Удмуртской Республики, их содержание и технологии. Выводы исследования основаны на результатах апробации электронных учебников, проводимой на инновационных площадках института в образовательных организациях Республики. Наблюдение и анализ работы экспериментальных классов, учителей-инноваторов показали, что применение электронных учебников способствует повышению активности учащихся, их мотивированности на изучение предметов, формированию ключевых компетенций и творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TEXTBOOK ON THE UDMURT LANGUAGE AND LITERATURE AS AN ELEMENT OF MODERN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE FORMATION OF KEY COMPETENCIES

The article substantiates the relevance of electronic forms of textbooks on the subjects “Native (Udmurt) language” (author Yu.T. Bayteryakova) and “Native (Udmurt) literature” (author L.V. Busygina) for primary and basic education as a means of intensifying the teaching of Udmurt language and literature. The functional capabilities of electronic textbooks created by the staff of Budget Scientific Institution of the Udmurt Republic "Scientific Research Institute of National Education" within the state task of the Ministry of education and science of the Udmurt Republic, their content and technologies are analyzed. The conclusions of the study are based on the results of testing of electronic textbooks conducted at the innovative sites of the Institute in educational institutions of the Republic. Observation and analysis of the work of experimental classes, teachers-innovators showed that the use of electronic textbooks increases the activity of students, their motivation to study subjects, the formation of key competencies and creative abilities of students.

Текст научной работы на тему «Электронный учебник по удмуртскому языку и литературе как элемент современной информационной образовательной среды: формирование ключевых компетенций»

Педагогика

УДК 372.8

Л.В. Бусыгина, Ю. Т. Байтерякова

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО УДМУРТСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье обоснована актуальность электронных форм учебников по предметам «Родной (удмуртский) язык» (автор - Ю.Т. Байтерякова) и «Родная (удмуртская) литература» (автор - Л.В. Бусыгина) для уровней начального и основного общего образования как средства интенсификации обучения удмуртскому языку и литературе. Проанализированы функциональные возможности электронных учебников, созданных сотрудниками Бюджетного научного учреждения Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» в рамках государственного задания Министерства образования и науки Удмуртской Республики, их содержание и технологии. Выводы исследования основаны на результатах апробации электронных учебников, проводимой на инновационных площадках института - в образовательных организациях Республики. Наблюдение и анализ работы экспериментальных классов, учителей-инноваторов показали, что применение электронных учебников способствует повышению активности учащихся, их мотивированности на изучение предметов, формированию ключевых компетенций и творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: удмуртский язык и литература, электронные формы учебников, мотивация, интенсификация обучения, ключевые компетенции.

Б01: 10.35634/2412-9550-2019-29-4-458-465

Использование информационных технологий - одна из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника. Традиционная структура уроков языка и литературы, традиционные методы в изучении языка, обычные пути приобщения школьников к чтению, приемы работы с художественным текстом требуют новых подходов. В связи с изменениями методической системы образования сегодня необходимы учебники нового формата.

Целесообразно говорить вообще о новой модели школьного образования, которая бы основывалась на принципах «открытого образования» (термин А. В. Жожикова [1]). Термин этот, по мнению ученого, выражает сочетание различных форм получения образования с применением современных информационных и коммуникационных технологий. То есть традиционные формы получения образования в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство. Информатизация обучения обеспечивает повышение качества образования и развитие мотивации учащихся, ибо современному ученику, растущему в новой информационной среде, в окружении гаджетов, подобная форма обучения привлекательнее и понятнее, чем традиционная. Инновационный подход к обучению существенно влияет и на изменение деятельности учителя, на его профессиональное развитие. Применение электронных образовательных ресурсов инициирует появление нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, а также новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Более того, в процессе такого взаимодействия сократится разрыв между двумя поколениями: тем поколением, которое приходит в систему образования получать знания, и теми, кто эти знания дает, то есть учителями.

Активное внедрение новых образовательных технологий - одно из обязательных требований и условий реализации современного образовательного процесса. В соответствии с приказом о новом порядке формирования Федерального перечня учебников, а также с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, направленными на деятельностный, личностно-ориентированный подход, на формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса [4-6], актуализируется проблема создания электронных форм учебников (ЭФУ) по образовательным предметам, в том числе и по предметам «Родной (удмуртский) язык» и «Родная (удмуртская) литература». В рамках государственного задания Министерства образования и науки Удмурт-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ской Республики сотрудниками БНУУР «Научно-исследовательский институт национального образования» на данный период созданы электронные формы учебников для уровня начального общего образования и основного общего образования. Согласно мнению исследователей, это новый жанр учебной литературы.

Электронные формы учебников «наследуют все свойства традиционных полиграфических изданий и имеют ряд существенных отличительных особенностей, таких, как интерактивность, муль-тимедийность, наличие специального инструментария для работы с текстовым материалом, дополнительные возможности для самостоятельного изучения материала и проверки знаний с помощью интерактивных объектов с автоматической проверкой, дополнительные коммуникативные средства» [3. С. 12]. Это своего рода и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Соответственно, электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предоставления информации; возможность самоконтроля и объективного контроля, оценки уровня знаний и навыков учащихся, реализованная посредством тестирования с определенной системой оценивания; возможность неоднократно возвращаться к интерактивным материалам в индивидуальном темпе; простота и удобство обращения и проч. Данные преимущества, несомненно, должны привлечь внимание школьников к гуманитарной сфере образования.

Для гуманитарного образования важным аспектом является возможность вовлекать в процесс обучения «... иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память» [2].

Прослушивание аудиозаписи на уроке - это активный методический приём, обучающий учащихся внимательно вслушиваться в звучащий текст и понимать смысловое содержание высказывания. При чтении текста вслед за диктором учащиеся начинают улавливать разницу в произношении, привыкают к нормальному темпу речи и чтения.

В электронных учебниках «Удмурт кыл» («Удмуртский язык») аудиотексты предусмотрены для использования их на всех этапах урока: на этапе постановки учебной задачи, этапе объяснения и закрепления нового материала, этапе подведения итогов работы, организации рефлексии учащихся. Соответственно одни аудиотексты в учебниках помещены с целью повышения мотивации учащихся к восприятию и создания речевой ситуации на уроке; другие - для успешного усвоения нового материала, развития навыков аудирования, говорения, чтения, письма. Аудирование текста, расположенного в конце урока, будет способствовать активизации деятельности учащихся по закреплению материала и проведению рефлексии. Аудиотексты, предназначенные для индивидуальной работы, будут стимулировать выполнение домашнего задания, развивать навыки аудирования, чтения, письма, умения отвечать на вопросы по прослушанному тексту и выполнять задания в режиме «тренажер».

Значительное место отводится аудиодиктантам, использование которых способствует повышению мотивации учащихся к написанию слуховых словарных, выборочных, творческих диктантов, диктантов по связному тексту; повышению грамотности учащихся; формированию навыков самостоятельной работы (в традиционном обучении при фронтальной организации диктанта ученики привыкают к коллективной работе); навыков самоконтроля и самопроверки, организации дифференцированного подхода в обучении и проч. Аудиоматериалы делают урок современным, деятельностным, развивающим. Задача учителя - овладеть методикой работы с аудиоматериалами, поскольку аудирование сложный вид речевой деятельности, но именно в процесе аудирования складываются основы речевых навыков и умений учащихся.

Звук тоже важный компонент урока литературы в начальном школьном образовании. Младший школьный возраст - самый «играющий»; поэтому, чем больше дети погружаются в атмосферу игры, тем успешнее проходит обучение. Играющие и поющие дети быстрее запоминают, легче учатся читать, у них полнее развивается фантазия. С учетом этого в электронные учебники «Лыдзон книга» («Книга для чтения») для 1-4 классов включены аудиозаписи песен, скороговорок, сказок, вошедших в печатные учебники, а также текстов произведений русских и финно-угорских писателей, направленных на воспитание культуры межнациональных отношений. Они способствуют формированию техники чтения и приемов понимания текста, развитию устной и письменной речи (в том числе значительному обогащению словаря), повышению интереса к самому процессу чтения, к потребности читать, а также к развитию творческих способностей детей. В отдельных случаях есть возможность посмотреть мультфильмы, сказки на удмуртском языке (например, мультфильмы «Курка, чож но му-кетъёс» («Индюк, утка и другие»), «Вумурт но крестьян» («Водяной и крестьянин»)). Аудио- видео-

материалы электронных учебников, безусловно, дают необходимый эмоциональный импульс уроку и повышают интерес учащихся к предмету.

В электронных учебниках «Удмурт литература» для основного общего образования помещены аудиозаписи поэтических произведений и музыкальных композиций. Из аудиозаписей стихотворений одни представлены в авторском исполнении, другие - в исполнении мастеров художественного слова. Авторское чтение позволяет создать на уроке ощущение присутствия живого человека, живого поэта. И тогда для ученика поэт будет не просто фотографией в учебнике, но реальной личностью в литературном процессе. Авторское чтение в большей степени представлено поэтами конца XX века до настоящего времени (например, Л. Кутяновой, Т. Черновой, А. Кузнецовой, В. Ар-Серги и другими). Из авторов начала XX в. можно послушать голос Ашальчи Оки. Но поскольку нет записей голосов Г. Верещагина, М. Можгина, И. Яковлева и других писателей конца XIX - начала XX веков, их творчество в электронных учебниках представлено художественным чтением. Такое чтение, несомненно, пример правильной, грамотной, эмоциональной речи, побуждающей учащихся к выразительному чтению. Авторское чтение в большинстве своем представлено в презентационных материалах электронных учебников, доступных через интерактивные оглавления.

Изучение творчества писателей сопровождается также виртуальными литературными экскурсиями, связанными с жизнью и творческой деятельностью писателей, виртуальными выставками их книг, галереями картин, видеоматериалами и проч., поскольку чтение, понимание, анализ и интерпретация художественного произведения оказываются более эффективными, если у учащихся есть возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя. Атмосферу жизни писателя учащиеся могут прочувствовать через фотографии писателя, архивные документы, воспоминания его современников, через голос автора и др. Такие мультимедийные элементы, во-первых, воздействуя на слуховую, зрительную и эмоциональную память, позволяют привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся. Во-вторых, интерактивные оглавления обеспечивают быстрый переход к необходимому материалу, с помощью которого реализуется возможность нелинейного освоения содержания учебников и дополнительных произведений авторов.

Презентации биографий писателей можно использовать на всех этапах уроков литературы в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самообразования, инструмента поисковой деятельности и т. д. Данные возможности способствуют формированию общекультурной, литературной, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой компетентностей учащихся. Они развивают познавательную активность и содействуют творческому развитию каждого ученика.

В содержание электронных форм учебников «Удмурт кыл» («Удмуртский язык») с целью структурирования, систематизации, обобщения пройденного материала включены грамматические презентации по фонетике, грамматике, лексике удмуртского языка, представленные в виде либо таблиц, либо кратких объяснений. К примеру, в ЭФУ для 5 класса включена 21 презентация по следующим темам: «Части слова (повторение пройденного в начальной школе)», «Части речи (повторение пройденного в начальной школе)», «Словосочетание (повторение пройденного в начальной школе)», «Предложение (повторение пройденного в начальной школе)», «Члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Однородные члены предложения», «Обращение», «Союзы», «Прямая речь», «Прямое и переносное значение слов», «Фонетика. Графика», «Правила орфоэпии» и др. Таблицы сопровождаются заданиями такого порядка, как:

- используя таблицу, вспомните о звуках и буквах удмуртской речи. Расскажите об этом друг другу;

- используя таблицу, обобщите свои знания по теме «Суффиксы» и подготовьте об этом сообщение;

- используя таблицу, вспомните о признаках предложений и, включив недостающие факты, подготовьте сообщение, и проч.

Использование грамматических презентаций в обучении школьников дает положительные результаты в усвоении ими учебного материала, способствует формированию у учащихся таких умений, как читать таблицы, находить необходимую информацию, читать таблицы по вертикали и горизонтали, анализировать и обобщать полученную информацию. Учащиеся лучше запоминают ключевую информацию, учатся ее воспроизводить, систематизируют и обобщают свои знания.

Одна из важнейших задач обучения языку и литературе - это работа по развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся. Поэтому вполне естественно появление в электронных учебни-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ках «Удмурт кыл» («Удмуртский язык») рубрики «Словарная работа», включение в ЭФУ различных мини-словарей: орфографических, толковых, словарей синонимов, антонимов, родственных слов, грамматических терминов. Работа над словом и развитием речи учащихся осуществляется через такие виды работ, как знакомство со значением незнакомых слов; выполнение лексических, орфографических заданий с новыми словами. Практика работы с ЭФУ на экспериментальных площадках показывает, что выполнение детьми интерактивных словарных заданий и работа со словарями вызывают интерес к изучению новых слов, обогащая их словарный запас, способствуя развитию связной устной и письменной речи.

Большие возможности для самообразования учащихся предоставляют дополнительные интерактивные объекты, предназначенные для отработки знаний, направленных на формирование умения классифицировать, систематизировать, анализировать материал, обобщать, выделять главную и второстепенную информацию.

Включенные в электронные формы учебников тренажеры к каждому уроку обеспечивают тренировочную учебную деятельность, контрольные тесты дают возможность за короткое время эффективно и объективно проводить проверку знаний учащихся по основным разделам учебника. Самостоятельная работа с электронными тренажерами позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном, удобном для него темпе, тем самым снимает психологическое напряжение, а игровая основа заданий создает положительный эмоциональный фон занятия. Для него такая работа создает ситуацию успеха, а учитель ненавязчиво достигает своей цели: заинтересовать и мотивировать обучающегося, освоить обязательный минимум по предмету и отработать определенные навыки.

В режиме тренажера и контроля используются шесть типов заданий: «выбор вариантов из списка», «упорядочивание», «соответствие», «ввод значения», «заполнение пропусков» и «классификация». В заданиях использованы элементы инновационных технологий обучения, например, такие, как ассоциативный ряд, синквейн, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, исследование текста и др.

В учебниках удмуртского языка значительное место занимает комплексный анализ текста, поскольку с переходом к обучению по Федеральному государственному образовательному стандарту предметные знания о тексте становятся базовыми для формирования личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных действий. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значение всех единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков), поэтому работа с текстом дает возможность соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма, речевому и языковому развитию, способствует развитию мыслительно-речевой деятельности обучающихся, умению анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.

В соответствии с требованиями программы по родному (удмуртскому) языку комплексный анализ текста содержит интерактивные задания на определение темы и главной мысли, жанровых и стилистических особенностей текста; работу над лексико-грамматическим, синтаксическим, орфографическим материалом текста; контроль понимания текста и проч. Тексты для анализа представляют собой небольшие по объему произведения художественной литературы, научные, научно-познавательные, публицистические тексты с привлекательным содержанием, с богатой синтаксической, лексической структурой, а также жанровым и стилевым разнообразием. Они ориентированы на расширение знаний учащихся о большой и малой родине, их достопримечательностях, природе и людях, на воспитание любви к родному краю, освоению норм и правил поведения.

После самостоятельного чтения или прослушивания текста с целью проверки восприятия текста предлагаются задания с выбором вариантов из списка на узнавание темы и основной мысли текста, жанра и стиля текста, на восстановление текста с выбором необходимых предложений, определение используемых лексических средств для связи предложений (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы).

С целью лексического анализа текста включены задания на определение значений новых слов, нахождение в тексте фразеологизмов, слов с переносным значением, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов, неологизмов, художественных средств, способствующих развитию критического, образного мышления, обогащению активного и пассивного словаря учащихся.

Работа с текстом позволяет решить еще одну важную методическую задачу: обучение школьников умению проводить грамматический анализ текста. В электронных учебниках используются

такие типы интерактивных заданий, как выбор из приведенных предложений двусоставных или односоставных, простых или сложных, сложносочинённых или сложноподчинённых предложений, с прямой речью, с деепричастным или причастным оборотом, с вводными словами и проч.; установление соответствия между словами, предложениями; классификация звуков (букв, слов, предложений); упорядочивание слов в предложении или предложений в тексте; ввод в слово необходимой буквы, в предложение - необходимого слова (словосочетания), в текст - необходимого предложения; заполнение пропусков при разборе слова по составу, а также ввод значений при морфологическом или синтаксический разборе предложений и др.

Использование такого рода интерактивных заданий при комплексном анализе текста решает одновременно несколько задач, главная из которых является достижение целей обучения, формирование коммуникативных, лингвистических, языковых умений и навыков. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, расширяет их потенциальный словарь, содействует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, углубляет восприятие произведений художественной литературы, а также научных, научно-познавательных и публицистических текстов. Комплексный анализ текста позволяет учащимся подготовиться к написанию промежуточных, выпускных проверочных работ, к сдаче ЕГЭ, ОГЭ по удмуртскому языку и литературе.

При работе с текстом на уроках литературы в электронных учебниках в средствах контроля и самоконтроля учащимся предлагаются более творческие задания. Например, к художественному произведению необходимо выбрать подходящую по содержанию пословицу, по характеристике или описанию узнать героя, подобрать и соотнести удмуртские пословицы и фразеологизмы из произведений с русскими пословицами и фразеологизмами. С целью повторения прочитанного материала и развития внимательности предлагается упорядочить в соответствии с сюжетом иллюстрации к произведениям, вставить или напечатать пропущенные слова и проч. Так, в электронном учебнике «Удмурт литература» для 8 класса учащимся предложено по работам художника П. Ёлкина узнать удмуртских писателей и соотнести имена писателей с их портретами.

Использование смежных видов искусств выполняет эмоциональную и аналитическую функции. Подобного рода задания развивают нестандартное мышление ребенка, тренируют логику, расширяют его кругозор. Учащиеся знакомятся не только с удмуртскими писателями, но и с работами живописца, народного художника Удмуртии, заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Удмуртской Республики П. Ёлкина.

Предложенные в электронных учебниках задания на определение авторства поэтических строк предусмотрены для отработки знаний фактического материала учебного курса, а также знаний стилевых особенностей поэтического слога поэта. Для решения такого рода развивающих тестов обучающийся должен вспомнить не только биографии, творчество поэтов, но и почувствовать их стиль. Эти тесты - своеобразный инструмент для синтезирования информации.

Для систематизации полученных знаний в тренажерах использован прием технологии критического мышления «синквейн». Например, в 8-ом классе в тестовых заданиях по повести Г. Данилова «Пинал мылкыд - юмал йолпыд» («Молодо - зелено») учащимся предложено по составленному син-квейну узнать героя произведения:

Мадись.

Шыпыт, возьдаськись. Суреда, оске, яратэ. Синмысь жаг сюлме вуэ. Яратон.

Повествователь.

Скромный, застенчивый.

Рисует, верит, любит.

Сор из глаза в сердце попадает.

Любовь.

Дидактический синквейн формирует способность резюмировать информацию и является эффективным методом развития образной речи.

Элементы приема «Ключевых терминов» использованы в тестах для проверки внимательности учащихся при чтении художественных произведений. Часто при ознакомлении с текстом дети не обращают внимания на отдельные детали. При анализе текста они с трудом могут их вспомнить или не знают вовсе. Работа над тестами, в которых внимание заостряется именно на детали, приучает их к внимательному, аналитическому чтению.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Этот прием используется и в тестах, связанных со словарной работой. При изучении классических произведений современным школьникам встречается множество слов и выражений, которые они не понимают. Например, в 9-ом классе при изучении трагедии «Эш-Тэрек» Кедра Митрея учащимся предлагается соотнести архаизмы и историзмы с их толкованиями. Или в повести Ф. Пукрокова «Кизили ныл» («Звёздная девушка») - диалектные слова соотнести с их литературным вариантом: сэбет - праздник, тырмашыны - тыршыны, чолтисъкыны - будыны, гетиз - етиз, дер-саны - мозмыны, кузгатыны - сэзъялтыны.

Этот вид работы помогает учащимся понять содержание текста, запомнить историзмы, архаизмы, диалектизмы, которые будут изучаться также и на уроках русского языка. При помощи этих тестов можно привлечь учащихся к вдумчивому, аналитическому чтению художественных произведений.

Использование предложенных тестов дает возможность разнообразить формы уроков. Это может быть и индивидуальная работа с самопроверкой, и работа в парах с взаимопроверкой. При отсутствии необходимого количества компьютерной техники - поможет работа с классом с использованием интерактивной доски. Работу с тренажерами можно провести на любом этапе урока: в начале урока проверяются знания, полученные на прошлом уроке; в конце - проверить знания, полученные на текущем уроке. То же можно использовать и на обобщающих, итоговых уроках.

Но новый образовательный стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагая оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Большие возможности для контроля метапредметных результатов предоставляет опция электронных учебников «Гожтосъёс» («Заметки»). В качестве заметок учащиеся могут помещать свои творческие работы, эссе, сочинения, которые впоследствии можно разместить в портфолио. На этой странице учащиеся могут рефлексировать в конце урока: фиксировать оценку своей работы на занятии. На основе обратной связи учитель может проконтролировать процесс обучения не только на конечной стадии, но и на начальной, и на промежуточной. В дальнейшем он сможет скорректировать свою педагогическую деятельность. То есть заметки используются как техника формирующего оценивания.

Таким образом, интересные материалы электронных учебников, чтение, доставляющее удовольствие, занимательные задания, результативные ответы, возможность быстрого перехода и поиска по ключевым словам и проч., несомненно, вызовут интерес учащихся к удмуртскому языку и литературе. Процесс получения знаний на уроках станет интересным и продуктивным. Более того, быстрый доступ к интерактивным ресурсам учебника и возможность неоднократно возвращаться к презентациям, аудиоматериалам, видеозаписям, к всплывающим подсказкам и тренажерам позволят учащимся самим решать, как и когда изучать материал, как применять интерактивные возможности электронных учебников, как организовать совместную работу со своими одноклассниками, как провести контроль знаний и навыков. То есть учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Такая форма обучения повысит их самостоятельность и творческий подход к самому процессу обучения.

Уже отмечалось выше, что мультимедийные, интерактивные элементы электронных учебников могут быть использованы как демонстрация при изучении нового материала, при постановке цели и мотивирующего задания, фронтальной работе и комментировании учащимися, а также как одна из форм контроля знаний. Интерактивность электронных форм учебников позволит эффективно применять современные педагогические технологии, обеспечит дифференцированный подход, повысит учебную мотивацию обучающихся. Но при этом использование мультимедийных технологий не может обеспечить значительного педагогического эффекта без учителя. Поэтому в данный период для учителей-инноваторов и руководителей инновационных площадок Института национального образования важная задача - научиться проектировать уроки с использованием электронных учебников. С этой целью в настоящее время коллектив института воплощает в жизнь проект по созданию в Республике сетевой модели инновационных площадок, реализующих деятельность по апробации электронных форм учебников «Удмурт кыл» («Удмуртский язык») и «Удмурт литература» («Удмуртская литература») для всех уровней общего образования. В 2019 г. в работу сетевой модели включились 9 районов (Алнашский, Вавожский, Завьяловский, Малопургинский, Шарканский, Кизнерский, Якшур-Бодьинский, Дебёсский, Кезский) и 4 города Удмуртии (Ижевск, Воткинск, Можга, Глазов) с охватом 34 школ. Предстоит совместная кропотливая организационная и методическая работа расширения сети школ - баз для апробаций; выбора моделей использования электронных форм учебников; созда-

ния условий для реализации технологий электронного обучения в каждой конкретной образовательной организации. Речь идёт также о повышении профессиональных компетенций педагогов-удмуртоведов и педагогов дополнительного образования; о работе с родителями; об анализе и оценке эффективности использования электронных форм учебников и др.

Процесс внедрения электронных форм учебников по удмуртскому языку и литературе в образовательный процесс только начинается. Но образовательные учреждения столкнулись с такими проблемами, как недостаточная оснащенность образовательных организаций соответствующим техническим оборудованием; высокая стоимость и нехватка необходимого качественного программного обеспечения. В связи с этим в настоящее время уроки на инновационных площадках проходят в «демонстрационном режиме». В данной модели организуется или фронтальная работа с классом, или индивидуальная (групповая) работа с интерактивными объектами ЭФУ.

Наблюдения и анализ работы экспериментальных классов и работы учителей-инноваторов показали, что применение электронных учебников на уроках удмуртского языка и литературы, несомненно, повышает интерес учащихся к изучению родного языка, способствует повышению их личностных, предметных и метапредметных результатов, формированию познавательной самостоятельности учащихся.

В перспективе необходимо проведение ряда мониторинговых и социологических исследований в рамках круга обозначенных проблем. Анализ функциональных возможностей электронных учебников, их содержания, а также наблюдение и контроль работы на инновационных площадках в дальнейшем позволят скорректировать работу в области создания электронных учебников, внести необходимые поправки в содержание ЭФУ, совместно с педагогами научиться моделировать уроки с использованием интерактивных элементов учебника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жожиков А.В. Региональные аспекты формирования информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет: монография. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. 280 с.

2. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm. (дата обращения: 06.08.2019).

3. Масленикова О.Н. Работа с электронной формой учебника: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2016. 51 с.

4. Письмо Минобрнауки РФ от 02.02.2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников» [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-02.02.2015-N-NT-136_08/ (дата обращения: 05.06.2019)

5. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=246168 (дата обращения: 05.06.2019).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 05.06.2019).

Поступила в редакцию 20.09.2019

Бусыгина Людмила Васильевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

E-mail: buslw@mail.ru

0RCID-0000-0002-5265-7704

Байтерякова Людмила Тихоновна, старший научный сотрудник E-mail: jubeit1957@yandex.ru

БНУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования» 426051, Россия, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

L.V. Busygina, Yu.T. Bayteryakova

ELECTRONIC TEXTBOOK ON THE UDMURT LANGUAGE AND LITERATURE AS AN ELEMENT OF MODERN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE FORMATION OF KEY COMPETENCIES

DOI: 10.35634/2412-9550-2019-29-4-458-465

The article substantiates the relevance of electronic forms of textbooks on the subjects "Native (Udmurt) language" (author - Yu.T. Bayteryakova) and "Native (Udmurt) literature" (author - L.V. Busygina) for primary and basic education as a means of intensifying the teaching of Udmurt language and literature. The functional capabilities of electronic textbooks created by the staff of Budget Scientific Institution of the Udmurt Republic "Scientific Research Institute of National Education" within the state task of the Ministry of education and science of the Udmurt Republic, their content and technologies are analyzed. The conclusions of the study are based on the results of testing of electronic textbooks conducted at the innovative sites of the Institute - in educational institutions of the Republic. Observation and analysis of the work of experimental classes, teachers-innovators showed that the use of electronic textbooks increases the activity of students, their motivation to study subjects, the formation of key competencies and creative abilities of students.

Keywords: Udmurt language and literature, electronic forms of textbooks, motivation, intensification of training, key competencies.

Received 20.09.2019

Busygina L.V., Candidate of Philology, Leading Research Scientist

E-mail: buslw@mail.ru

0RCID-0000-0002-5265-7704

Bayteryakova Yu.T., Senior Research Scientist

E-mail: jubeit1957@yandex.ru

Research Institute of National Education M. Gorkogo st., 73, Izhevsk, Russia, 426051

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.