Научная статья на тему 'Электронные средства обучения в образовательном процессе'

Электронные средства обучения в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалько Алексей Николаевич

Данная статья посвящена вопросам использования электронных средств обучения в учебном процессе, создания электронных учебников самими педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные средства обучения в образовательном процессе»

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ Беспалько А.Н.

Беспалько Алексей Николаевич - преподаватель спецдисциплин, кафедра технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, Государственное бюджетное профессиональное учреждение Каслинский промышленно-гуманитарный техникум, г. Касли, Челябинская область

Аннотация: данная статья посвящена вопросам использования электронных средств обучения в учебном процессе, создания электронных учебников самими педагогами.

Ключевые слова: электронные средства обучения, электронный учебник, средства обучения.

Современное общество сегодня немыслимо без инновационных и информационных технологий. Так и образовательный процесс в вузах, школах, техникумов не стоит на месте, движется с быстротой времени. Поэтому преподавателю необходимо научить обучающегося технологиям познавательной деятельности, которые могли бы осваиваться в любых видов и формах. Такие технологии применяю на своих уроках, в результате качество усвояемости материала обучающимися повышается. Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для самостоятельной работы при очном и заочном обучении [2]. Обучающемуся обычного печатного учебника не хватает для полного восприятия материала и тут на помощь ему придет электронный учебник, в котором информацию можно представить в виде различных интерактивных, мультимедийных показов материала.

Очень важен тот факт, что студент имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы дома пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета, тем самым повышается качество учебного процесса. К сожалению, разработкой и использованием новых форм обучения занимается не так много специалистов, хотя о проблемном подходе, методе проектов, креативном обучении и пр. многие уже не раз слышали. Приходится констатировать, что разрабатываемые программистскими коллективами ЭУ часто не вписываются и в новые формы обучения, поскольку программисты знакомы с ними только понаслышке. В среде интернета много разных бесплатных программ, чтобы самостоятельно педагогу создать свой электронный ресурс, пример, таких как «СЕВ_Рго]ес11» - рисунок 1.

(J Конструктор ЭлЁГгрониькучЁбхиесп: "C:\U«H\6tcrMM;o\Dtslrtop\CE8.Pioj(ctc(b"

Рабата с проектом

Информация о электронном учебнике

(3 Открыть |ájC®í»MTb Нлжпй ребнод- Swww строке: Информация & аетсре:

[(¡= СоШтьумбнисМ yapOMCTí<irpy»ewe| ¡Двтсмэбиъ-лм»*« БеомлкоАНпрепи! ..

Содержание электронного учебника

-ОХ

Программа

i¡yj 0 программе ei Вмхщ

Работа с содержанием

Содержание:

В _J Развитие автомобилестроения История автомобилестроения i ВАЗ

в JУстройство грузового автомобиля В J классификация автомобилей

Классификация автомобилей : Основные наст» автомобиля Ш [i Двигатель Э J Электрооборудование

: Основные сведения по электротехнике Источники электрической энергии СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ Стартер. Звуковой сигнал Приборы освещения и световой сигнализации ^Контрольно-измерительные приборы и предохранители

в jDffitfflsg

Общее устройство трансмиссии и сцепления Сцепление № _J Коробка передач ■± _J Ведущие мосты в J Ходовая часть

: Подвеска автомобиля, колеса и пины Кабины и кузова грузовых автомобилей 0 J Рулевое управление

Рулевое управление автомобиля

я > Устройство грозового автомобиля > Трансмиссия >

ф Добавить раздел

О Добавить элемент

К®к«9гь

ü3 Выреять

f Вставить

Замежгь

Q Просмотреть

jf Переместить мер» А Перегостить вив

Сортиров*» »цементов

ь В текушем рвмепе Во вложе»ык редел«

Рис. 1. Программа по созданию электронных учебников (СЕБ_Рщес^

Тем самым педагог сам индивидуально может под свой курс, предмет, создать электронный учебник, согласно учебным планам. В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов. В данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами. Интенсификация учебно -воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.

Преимущества электронного учебника:

1. Возможность быстрого поиска по тексту.

2. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. Принцип модульного построения.

3. Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала.

4. Наглядность. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

5. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать как в интерактивном режиме, так и процессе работы на уроках. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.

6. Электронный учебник является мобильным. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

7. Доступность. При спросе на электронный учебник легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети.

8. Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны.

Использование электронных пособий, учебников на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Тем самым в заключение можно сказать: Применение электронных учебников способствует повышению качества образования у обучающихся.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Коблова Д.В. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д.В. Коблова, С.А. Косарева // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. научн. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

3. Тангиров Х.Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников / Х.Э. Тангиров, Т.Т. Абдусаломов // Молодой ученый, 2014. № 2. С. 860-864.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЩЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Дзугаева З.Р.1, Рожобов Р.Р.2

'Дзугаева Зарина Руслановна - преподаватель английского языка; 2Рожобов Руслан Рахимович — студент, лечебное отделение, кафедра общественно-гуманитарных наук, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье описывается одно из наиболее актуальных направлений современных лингвистических исследований, связанное с установлением связи речевой деятельности с экстралингвистическими условиями ее реализации.

Ключевые слова: обращение, семантические признаки, эмоциональность, коммуникация.

Обращение представляет собой сложную, многофункциональную социалистически маркированную единицу, которая служит не только в качестве сигнала к восприятию информации для привлечения внимания коммуникантов и для уточнения коммуникативной направленности высказывания, но и заключает в себе элементы оценочного отношения к адресату, позволяет помечать сложный регистр ролевых отношений. Обращения социальны по своей природе: существуют определенные типы связи между структурой их форм и социолингвистическими параметрами. Так как выбор вежливой или невежливой форм обращения передает не только вкусы отдельных людей, но и языковые навыки социальных групп и всего общества в целом, формы обращения в языке являются именно тем предметом, в котором отражаются определенные социальные отношения и социальные изменения в обществе. Следовательно, выбор форм обращения должен быть детерминирован определенными социальными факторами. Обращение является одним из языковых средств, для выражения взаимных отношений между людьми. В обществе эти лингвистические отношения обусловлены характером труда, местом человека в общественном производстве, следовательно, они отражают отношения между классами. Некоторые формы обращения являются нормированными в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.