На наш взгляд, такие подходы к организации и методике обучения студентов специфике репортерской деятельности формируют у них профессиональные и личностные качества журналистов-репортеров, практические навыки в подготовке событийной информации для программ телевидения и радиовещания и умение работать в редакции информации телевидения и радио, помогают овладеть современными образовательными и информационными технологиями.
Таким образом, современная концепция профессионального журналистского образования в контексте существующих научнопедагогических школ, важнейшим принципом которых является педагогическая ориентированность на воспитание профессионала, дополняется современными подходами к пониманию природы и задач профессии журналиста, усилением профессиональной составляющей обучения, появлением новых содержательных и организационных профессионально-практических моделей образования.
1. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования. М., 2006.
2. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.
3. Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.
4. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002.
Поступила в редакцию 10.09.2008 г.
Shesterkina L.P. Modem approaches to teaching stu-dents-joumalists the specific of reportorial work. In the article there are investigated new methods in the system of journalistic education, which are aimed at the effective digestion by students-journalists of the principles of reportorial work in conditions of university TV and radio production and broadcast. An experience of the singular in Russia university TV and radio company “SUSU-TV” and of the reportorial school of personal correspondents of The Russian television and Radio company is viewed as a base for a working out modern methods of professional education and training of students.
Key words: journalistic education, information program, reportorial work, TV and radio company “SUSU-TV”.
ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Т.П. Дьячек, Д.П. Медовиков
В статье рассматриваются возможности электронного учебника в процессе формирования компьютерной компетентности у будущих специалистов социальной работы. Дидактические возможности электронного учебника раскрываются путем анализа его модели, включающей следующие компоненты: содержание конкретной учебной дисциплины; образовательные процессы; специальные инструментальные средства; педагогическое управление и самоуправление.
Ключевые слова: новые информационные технологии, дидактические средства, электронный учебник, компьютерная компетентность будущего специалиста социальной работы.
Одним из аспектов совершенствования социальной работы в России является насыщение этой сферы профессиональной деятельности новыми информационными технологиями (НИТ). Создание, обработка и передача информации на основе этих технологий -значимая составляющая в работе специалиста социальной сферы в эпоху перехода к информационному обществу.
Изучение опыта учреждений системы социальной защиты населения Тамбовской области показывает, что современный спе-
циалист использует возможности информационных технологий для создания, хранения, обработки текущей рабочей документации, специализированных баз данных. На основе НИТ также создаются специализированные программные продукты, предназначенные для клиентов социальных учреждений и служб. К примеру, они достаточно широко внедрены в отделениях Пенсионного фонда, действующих на территории нашей области. Интересные наработки в этом плане также имеются и в службах занятости. Так, в г. Ко-
товске для посетителей этой службы установлена автоматизированная поисковая система, позволяющая самостоятельно, без помощи сотрудников, провести поиск подходящего места работы по нескольким параметрам запроса (конкретная профессия, требуемая профессиональная квалификация, место расположения предприятия, размер заработной платы).
Однако использовать многочисленные возможности подобных технологий могут лишь специалисты, имеющие достаточный уровень сформированности компьютерной компетентности. Опираясь на исследования П.В. Беспалова, мы рассматриваем компьютерную компетентность как интегральную способность личности, проявляющуюся в освоении, владении, применении и преобразовании НИТ. В структурном плане она включает мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты. У будущих специалистов социальной работы компьютерная компетентность должна быть сформирована в ходе вузовской подготовки.
Изменения, происходящие в технологических средствах, задействованных в профессиональном сообществе (в том числе обусловленных НИТ), оказывают существенное влияние на все компоненты педагогической системы, влияя на применяемые в образовательно-воспитательном процессе
способы передачи знаний, социального и культурного опыта. Это, в частности, проявляется в том, что в отечественных вузах разрабатывается спектр средств для интенсификации учебной и самостоятельной работы студентов, способствующей более успешному формированию необходимых для успешности будущей деятельности профессиональных компетенций.
Различные аспекты педагогического использования новых информационных технологий прослежены в работах А.А. Андреева,
Н.В. Апатовой, А.И. Берга, В.П. Беспалько, Т.К. Голушко, В.М. Глушкова, В.Г. Житомирского, И.Г. Захаровой, А.Ю. Курина, В.В. Лаптева, Е.И.Машбиц, В.М. Монахова,
В.Г. Разумовского, И.В.Роберт, Н.Ф. Талызиной, А.Ю. Уварова, Г.И. Харченко, Д. Хена и др. Эти авторы рассматривали дидактические основы и особенности использования НИТ, их место и роль в организации и веде-
нии учебного процесса, устанавливали их дидактические возможности.
Актуализация возможностей НИТ в аспекте формирования у будущих социальных работников компьютерной компетентности позволяет строить образовательный процесс с использованием новых дидактических средств как компонента современной педагогической системы.
В широком смысле средство - то, использование чего ведет к достижению выбранной цели. Важнейшим среди них является учебник.
Учебник - это книга или другой носитель информации, в которых содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образовательного процесса по определенному учебному курсу. Учебные тексты, представленные в нем, выступают в качестве «фиксированных» носителей знаний, объем которых зафиксирован в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по соответствующей учебной дисциплине.
Применительно к процессу формирования у студентов компьютерной компетентности учебник как дидактическое средство есть его предметная поддержка.
Следствием реализации дидактического потенциала новых информационных технологий является то, что наряду с полиграфическими изданиями (традиционные учебники, учебно-методические пособия и др.) все более активно применяются электронные учебники, издания и ресурсы учебного назначения.
Единого определения понятия «электронный учебник» в настоящее время в педагогическом сообществе пока не сложилось. В этой связи будем придерживаться следующей трактовки: электронный учебник - это учебное электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения (ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Межгосударственный стандарт).
Он представляет собой информационный продукт, размещенный на отчужденном материальном носителе (СБ-ЯОМ, БУБ), для воспроизведения которого используется
компьютер. Электронный учебник может представлять собой электронный вариант печатных учебных материалов. К примеру, для студентов специальности «Социальная работа» в сетевых библиотеках в настоящее время представлен широкий выбор подобных учебников по дисциплинам базового учебного плана. Значительно реже в вузах, готовящих специалистов для социальной сферы, используются электронные варианты учебников, имеющие более сложную композицию, благодаря которой появляется возможность расширить содержание учебного материала, включить в издание инструменты активизации познавательной деятельности будущих специалистов социальной работы, средства обеспечения внешнего контроля и самоконтроля.
Проблемы создания электронного учебника и его применения в учебном процессе рассматривались в работах А.И. Гончарова,
В.Л. Иванова, Н.А. Лебединской, О.П. Око-лелова, Ю.М. Сидоркина, А.В.Хуторского, Д.В. Чернилевского и др.
При создании электронных учебников по дисциплинам учебного плана специальности «Социальная работа» мы отталкивались от идеи О.П. Околелова [1]: представление такого учебника как своеобразной целостной системы, обеспечивающей достижение целей функционирования педагогического процесса вуза. В качестве ее подсистем ученый выделил следующие: содержание образования; образовательные процессы; дидактические инструментальные средства. На наш взгляд, для придания данной системе целостного характера в нее необходимо включить еще одну подсистему - педагогическое управление и самоуправление.
Проанализируем названные подсистемы несколько подробнее.
Как известно, содержание образования, отраженное в учебнике (в нашем случае -электронном), связано с целеположенностью образовательной системы. Цели образовательной системы - это конкретное описание программы развития будущего специалиста средствами образования, описание системы знаний, норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения [2].
В контексте компьютерной компетентности (с учетом личностно-ориентированной
парадигмы образования) ее сформирован-ность у будущего специалиста социальной работы проявляется:
- в способности строить профессиональную деятельность в опоре на знания о НИТ;
- владении навыками работы с профессионально значимой информацией, добываемой и обрабатываемой с привлечением НИТ;
- в ориентировании в информационных потоках, осуществлении поиска и выбора источников информации в зависимости от аспекта изучения проблемы;
- в самостоятельном анализе и оценке новой информации;
- ее преобразование в различные формы представления, в т. ч. предназначенные для самостоятельного использования клиентами.
В этой связи учебные тексты, представленные в учебнике, должны отражать осваиваемые факты, закономерности, свойства профессиональной деятельности. Однако для успешности формирования компьютерной компетентности в процессе учебно-познавательной деятельности студенты должны не только усвоить предметные знания и умения, но и овладеть обобщенными способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания, приемами и алгоритмами переноса приобретенных умений в пространство решения не только учебных, но и профессиональных задач. Личностно-ориентированная парадигма социального образования означает, что освоение его содержания не тождественно запоминанию и усвоению информации, зафиксированной в учебнике. Мы полностью солидарны с И.Г. Саранцевым [3] в том, что личностно ориентированное обучение предполагает использование опыта учащегося, приобщение его к конструированию процесса обучения, творчеству, формирование ответственности за выполненную работу, учет индивидуальных особенностей, акцент на развитие его способностей, самостоятельности, инициативы.
В то же время традиционный учебник без нарушения логической и дидактической стройности может вместить в себя лишь небольшое количество учебных материалов, инструкций для самостоятельных работ студентов - на это неоднократно указывали
С.Г. Шаповаленко, Д.В. Чернилевский и дру-
гие ученые. Снять указанную проблему позволяет электронный учебник, в котором можно широко использовать возможности гипертекста и мультимедиа.
В этой связи при конструировании и структурировании содержания электронного учебника по конкретной учебной дисциплине наиболее продуктивным, на наш взгляд, является модульный способ представления материала. Согласно Н.В. Бордовской и А.А. Реану [2, с. 73], модульный способ позволяет представлять содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования, раскрывающейся в следующих направлениях: ориентационнометодологическое (мировоззренческое); содержательно-описательное; операциональнодеятельностное; контрольно-проверочное.
С помощью гипертекста (например, в специальных редакторах НТМЬ) содержание модуля может быть разделено на более мелкие структурные единицы, фиксирующие внимание студентов на том или ином из указанных направлений, сохранив при этом логическое единство учебного текста. В процессе работы студент совершает навигацию по тексту модуля, переходя через гиперссылки от одной структурной (логической) единицы к другой. При этом у него имеется возможность вернуться к исходной структурной единице для изменения направления навигации.
Особенностью электронного учебника, созданного на основе гипертекста, является не протяженность (это характеристика полиграфического издания), а нелинейность, связность, структурированность, насыщенность разнородными связями и, кроме того, содержательная полнота. Использование расширенной модели учебного текста открывает для будущих социальных работников широкие возможности работы с огромным по информационной насыщенности супертекстом, связывая в едином смысле различные составляющие знания собственно научного (научные факты, понятия, связи и отношения, различные теоретические конструкты) и операционального (методы и технологии социальной работы, технологические инновации и др.) характера. Причем студент осуществляет самостоятельное управление собственной познавательной деятельностью.
В педагогическом аспекте к отличительным признакам мультимедиа относят инте-
грацию в основном программном продукте многообразных видов информации (текстовая, графическая, видео, фото, анимационная, аудиоданные) [4]. Работая с материалами такого электронного учебника, студент одновременно активно участвует в управлении подачей учебной информации. При этом доля усваиваемого материала возрастает. Благодаря этому возникает новый уровень интерактивного общения «человек-компьютер».
В контексте решения проблемы формирования компьютерной компетентности (или шире - профессиональной компетентности) мультимедийные элементы в электронном учебнике создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала. Так, повторяющиеся этапы работы с учебным материалом могут иметь единое звуковое (музыкальное) сопровождение, настраивающее студента на определенный вид работы. Как подчеркивает группа исследователей под руководством Е.С. Полат [5], в отличие от традиционного обучения, в котором подобные приемы требуют сосредоточения внимания педагога, это обеспечивается заранее в процессе подготовки учебника. Эти же элементы позволяют преподавателю конструировать процесс занятия, опосредованно управлять самостоятельной работой студента.
Соглашаясь с мнением Е.В. Андроповой [6] и учитывая наш опыт использования электронных учебников по дисциплинам «Теория социальной работы», «Прогнозирование, моделирование, проектирование в социальной работе», мы сделали вывод о том, что электронный учебник может использоваться при реализации различных форм и методов обучения. Спроектированный на основе гипертекста и мультимедиа электронный учебник способствует технологизации процесса формирования у будущего специалиста социальной работы компьютерной компетентности путем:
- самостоятельного моделирования процесса постановки учебных целей, путей их достижения (выбор индивидуальных образовательных траекторий);
- организации учебных действий студента на основе его ориентирования в теоретическом материале и предоставления дополнительной информации по индивидуальным запросам (словари, глоссарии, справочники и т. п.);
- сочетания различных действий по реализации внешнего представления знаний (осуществление принципов наглядности, доступности, систематичности);
- развития творческого, конструктивного, алгоритмического мышления благодаря уменьшению доли репродуктивной деятельности при общении с компьютером;
- совершенствования умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации поиска, отбора, систематизации профессионально значимой информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных);
- осуществления оценки результатов деятельности и, при необходимости, оперативной обратной связи для своевременной коррекции педагогического процесса;
- создания благоприятного психологического климата при решении учебных, ква-зипрофессиональных и собственно профессиональных задач (использование психологических закономерностей в представлении материала).
1. Околелов О.П. Дидактическая специфика современного вузовского учебника // Педагогика. 2003. № 10. С. 20-25.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. С. 71.
3. Саранцев И.Г. Методологические основы школьного учебника математики // Педагогика. 2003. № 10. С. 25-35.
4. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. М., 2003. С. 79-80.
5. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. По-лат. М., 1998. С. 36.
6. Андропова Е.В. Роль новых информационных технологий в учебном процессе // Аспирант и соискатель. 2003. № 2. С. 142-146.
Поступила в редакцию 10.09.2008 г.
Dyachek T.P., Medovikov D.P. The potential of electronic textbooks in forming of computer competence of a future specialist of social work. The article considers the opportunities of electronic textbooks in the process of forming computer competence of a future specialist of social work. Didactic opportunities of electronic textbook are revealed by analyzing its model, which includes the following components: the content of the specific academic subject; educational processes; special instrumental tools; pedagogical management and self-government.
Key words: new computer technologies, didactic means, electronic textbook, computer competence of a future social work specialist.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МЧС НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С.В. Могильниченко
Статья посвящена проблеме личностно-ориентированного подхода к процессу обучения английскому языку в средних специальных учебных заведениях. Рассматривается роль АОС в учебном процессе и их основные функции. Автор предлагает алгоритм по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс.
Ключевые слова: индивидуальный подход, личностно-ориентированный подход, автоматизированные обучающие системы (АОС), компьютерные технологии.
Подготовка любого современного специалиста в высших и средних учебных заведениях предполагает формирование разнообразных профессиональных умений и навыков с последующим их развитием и совершенствованием. Важным компонентом профессио-
нальной подготовки современного специалиста любого профиля является приобретение опыта языковой коммуникации.
Эффективность учебного процесса по иностранным языкам в неязыковых учебных заведениях зависит от ряда факторов, веду-