Научная статья на тему 'Гипертекстовая технология как средство создания электронных учебников по иностранному языку'

Гипертекстовая технология как средство создания электронных учебников по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
927
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова М. В., Баканов А. Б.

В статье представлен анализ возможностей гипертекстовой технологии для разработки электронных учебников по иностранному языку. Рассмотрен авторский электронный учебник «English for future programmers» как один из примеров использования гипертекста в обучении иностранному языку студентов будущих программистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканова М. В., Баканов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гипертекстовая технология как средство создания электронных учебников по иностранному языку»

гипертекстовая технология как средство создания электронных учебников по иностранному языку

М. В. БАКАНОВА, А. Б. БАКАНОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра прикладной математики и информатики

В статье представлен анализ возможностей гипертекстовой технологии для разработки электронных учебников по иностранному языку. Рассмотрен авторский электронный учебник «English for future programmers» как один из примеров использования гипертекста в обучении иностранному языку студентов - будущих программистов.

ВВЕДЕНИЕ. Специфика современных средств обучения иностранным языкам, которые формируются под непосредственным влиянием уровня развития технико-технологических возможностей современного общества, состоит в том, что они сопрягаются с современными средствами коммуникации. Поэтому их использование в учебном процессе по обучению иностранным языкам становится в определенной степени императивом, тем более что и развитие высшего образования в целом связывают с потенциалом новейших средств обучения, а одним из важнейших условий повышения качества профессионального образования является информатизация образования.

новые информационные условия профессиональной подготовки студентов ведут к необходимости преподавателей не только использовать стандартный пакет Microsoft Office, но и осваивать новые программные продукты и информационные технологии, предоставляющие широкие возможности для реализации педагогических целей.

Одним из наиболее приемлемых средств создания электронных учебников для преподавателя, не являющегося программистом, а лишь пользователем компьютера, следует признать гипертекстовую технологию.

АНАЛИЗ. В современной литературе встречаются различные толкования термина "гипертекст". Приведем некоторые из них.

Определение гипертекста, данное J. Conklin в 1987 году, является важным и определяющим по своей сути: "Механизм, заключающийся в возможности связать отрывки текста, переходить от одного к другому, называется гипертекстом, или нелинейным текстом" [3].

А. Н. Баранов рассматривает гипертекст с нескольких позиций: "C одной стороны, это особый способ представления, организации текста, с другой -новый вид текста, противопоставленный по многим своим свойствам обычному тексту, сформированному в гутенберговской традиции книгопечатания. И наконец, это новый способ, инструмент и новая технология понимания текста" [1].

Определение гипертекстовой технологии Ю. И. Ше-макина убедительно доказывает положение о том, что гипертекст является, прежде всего системой ассоциативных связей между элементами текста: "Гипертекстовая технология основана на такой машинной организации текстового материала, при которой лек-

сические единицы представлены не только линеинои последовательностью, но и ассоциативными связями между ними, определенными знаниями о предметной области. При достаточно обширном материале с большим количеством связей возникает весьма сложное гипертекстовое пространство в виде своеобразной семантической сети, многомерно отражающей предметную область" [2].

В своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения: гипертекстовая технология - это особая форма организации и структурирования письменного текста, связанная с использованием сносок и ссылок.

Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т. е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиасистеме в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Такой способ представления информации способствует, с одной стороны, повышению объема усваиваемой информации, а с другой - усилению мотивации учения, которая является базой для формирования профессиональной направленности студентов.

Кроме этого, гибкость гипертекста позволяет преподавателю индивидуализировать процесс обучения, сделать его наглядным и интересным, а студенту даёт возможность подходить к занятиям с творческих позиций, поскольку он сам участвует в формировании страниц электронного учебника, выстраивая информацию в соответствии с собственной логикой её осмысления.

На рынок образовательных услуг поступает все больше компьютерных программ и электронных учебников по различным дисциплинам учебного плана, которые можно использовать в учебных заведениях разного уровня: «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Английский базовый курс», «Английский. Путь к совершенству», «English Course», «English Platinum», «Oxford Platinum», «In&Around London», «Bridge to English», «Focus on Grammar», а также персональная система обучения английскому языку с помощью компьютера «Репетитор», в основе которой -

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Физико-математические и технические науки • № 8 (12) 2008 г.

метод интенсивного обучения Г. А. Китайгородской, но электронных учебников по иностранному языку, реализованных с помощью гипертекстовой технологии, практически нет.

Анализ показал, что вышеперечисленные учебники содержат ряд недостатков следующего характера: учебник не содержит какого-либо профессионально-ориентированного материала, отмечаются также технические трудности, связанные с процессом установки курсов на компьютеры, а также направленность на овладение коммуникативной компетентностью в бытовой и разговорной сфере и т. д. кроме того, упражнения в основном однотипны, имеют репродуктивный характер, и студенты быстро утомляются.

Поэтому мы сочли необходимым разработать авторский электронный учебник «English for future programmers», созданный на основе гипертекстовой технологии с помощью редактора Macromedia Dreamweaver. Также использовалась "гипермедиа" технология, т. е. структура, содержащая текст, аудио- и видеофрагменты, соединенные ссылками в соответствии с логикой сюжета, которая позволила объединить гипертекст, графические (статические) изображения, анимационные фрагменты, аудио- и видеозаписи.

Программный продукт Macromedia Dreamweaver рассчитан на тех, кто плохо или почти не знает язык HTML, хотя в нем можно создавать сайты, даже не обладая данными знаниями. Созданные документы отображаются практически всеми известными браузерами, такими как Internet Explorer, Opera, Netscape Navigator и др. Поэтому создателю электронного учебника не обязательно знать язык HTML (язык разметки текста), а достаточно обладать элементарными дизайнерскими способностями и четко осознавать цель создаваемого документа. Именно эта особенность редактора позволяет специалисту, знакомому с информационными технологиями, заняться созданием собственного электронного учебника или пособия, создаваемого, например, на основе курса лекций преподаваемого предмета.

ОБСУЖДЕНИЕ. Электронный учебник "English for future programmers" направлен на формирование профессиональной коммуникативной компе-

тенции будущих специалистов в области информатики и программирования в процессе обучения иностранному языку в вузе. Особенностью данного учебника является его ориентация на формирование у студентов умения строить конструкции формальных языков на основе идентичности морфологических, синтаксических, семантических конструкции английского языка и языков программирования, а также на исследование студентами лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерных кодов.

Учитывая специфику профессии исследуемой группы студентов-будущих программистов (профессия Человек-Знак), следует помнить, что их обучение иностранному языку будет иметь свои особенности.

При обучении иностранному языку студентов -будущих программистов следует учитывать то, что профессиональная подготовка по иностранному языку ведется в течение 2 курсов обучения, а процесс формирования их профессиональной направленности охватывает все года обучения - с первого по пятый. В связи с этим необходимо определить приоритетные цели обучения иностранному языку для данной группы студентов и, если необходимо, сместить акцент на профессиональную направленность содержания обучения иностранному языку.

Программисту нужен язык в двух аспектах: для быстрой адаптации программных продуктов и как методическое средство написания самих программ.

В связи с тем что программирование изучает язык (программирования, формальный) как средство переработки и выдачи информации, то, по нашему мнению, при обучении иностранному языку студентов-будущих программистов наряду с целью формирования коммуникативной компетенции необходимо формировать и развивать профессионально-лингвистическую компетенцию, сделав акцент на изучении иностранного языка как важного инструмента написания программ и средства быстрой адаптации и внедрения программных продуктов.

Представим гипертекстовую структуру разработанного электронного учебника в виде таблицы 1.

Таблица1.

Гипертекстовая структура авторского электронного учебника

Обучение аспектам иностранного языка по разделам Гиперссылки по разделам Общие гиперссылки (также и с использованием Интернет)

Обучение фонетике - ссылки на электронные словари - ссылки на аудио-фрагменты - ссылки на хрестоматийный или дополнительный материалы - ссылки на Интернет-ресурсы (образовательные сайты, электронные библиотеки) ссылки на мультимедийные элементы (анимации, аудио- и видеофрагменты) - ссылки на тесты

Обучение лексике - ссылки на электронный словарь профессиональных терминов и понятий - ссылки на персоналии - ссылки на список географических названий - ссылки на мультимедиа

Обучение грамматике - ссылки на грамматические словари и справочники

Обучение языку-знаковой системе - ссылки на упражнения, презентации

Разработанный учебник представлен в виде отдельных НТМХ-страниц, снабженных ссылками на другие страницы, документы, файлы и т. д., отражающих необходимые темы дисциплин «Практикум по

Таким образом, гипертекстовая технология обучения иностранному языку обладает огромными возможностями для реализации содержания дисциплины «Иностранный язык» и для целенаправленного процесса профессиональной подготовки студентов.

Разработанный электронный учебник в полной мере реализует дидактические возможности информационных технологий и отвечает необходимым педагогическим требованиям.

ВЫВОДЫ. Экспериментальное исследование проводилось на базе Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. В эксперименте принимали участие студенты 1-2-х курсов специальностей «Прикладная информатика в экономике» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Эксперимент показал, что через использование гипертекстовой технологии в процессе обучения иностранному языку эффективно решается задача профессиональной подготовки студентов-будущих программистов:

- за счет использования яркого и наглядного представления информации (мультимедийных возможностей, в частности звука, анимации, графических

переводу» и «Иностранный язык» для специальностей «Прикладная информатика в экономике» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (рис.1).

вставок, слайд-шоу и т. п.) происходит формирование профессиональной мотивации и благоприятного эмоционального климата на занятиях;

- благодаря интеграции больших объемов профессионально-ориентированной информации происходит развитие когнитивно-деятельностных аспектов профессиональной готовности студентов;

- расширение возможностей представления учебной информации с применение всех средств видео- и аудиотехники, увеличение объема и скорости поступления;

- обеспечение изучения ИЯ и индивидуальном темпе.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное. М.: Едитори-ал УРСС, 2003. 360с.

2. Шемакин Ю. И. Начала компьютерной лингвистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГОУ. 1992. 116 с.

3. Conklin J. Hypertext: an introduction and survey // Computer. 1987. Vol. 20. № 9.

Рис.1. HTML - страница электронного учебника "English for future programmers"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.