Научная статья на тему 'Электронная информационная образовательная среда в вузах МВД России: мифы и реальность (опыт Нижегородской академии МВД России)'

Электронная информационная образовательная среда в вузах МВД России: мифы и реальность (опыт Нижегородской академии МВД России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единая электронная образовательная среда / федеральный государственный образовательный стандарт / образовательный портал / симулятор / полигон. / unified electronic educational environment / federal state educational standard / educational portal / simulator / polygon

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Вызулин Евгений Александрович, Васильев Вячеслав Вениаминович

Складывающиеся отдельные теоретические, методические, дидактические, практические элементы информационно-образовательной среды в образовательных организациях приведут к формированию глобальной структуры. Статья посвящена проблемам создания, развития и функционирования единой информационно-образовательной среды в ведомственной образовательной организации высшего образования. Анализируются разработка и внедрение, опыт практического применения ее отдельных элементов для условий Нижегородской академии МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Вызулин Евгений Александрович, Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic information educational environment in universities of the Interior ministry of Russia: myths and reality (experience of the Nizhny Novgorod academy of MIA Russia)

The emerging individual theoretical, methodological, didactic, practical elements of information and educational environment in educational institutions will lead to the formation of a global structure. The article is devoted to the problems of creation, development and functioning of the unified information and educational environment in the departmental educational organization of higher education. Development and implementation, experience of practical application of its separate elements for conditions of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal affairs of Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Электронная информационная образовательная среда в вузах МВД России: мифы и реальность (опыт Нижегородской академии МВД России)»

УДК 378.16

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10338

Супрунов Александр Германович Aleksander G. Suprunov

кандидат юридических наук, начальник учебно-научного комплекса противодействия экономическим и налоговым преступлениям

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), head of the educational-scientific complex to counter economic and tax crimes

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: [email protected]

Вызулин Евгений Александрович Evgeny A. Vyzulin

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

senior lecturer, the department of administrative activities of the bodies of internal affairs Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: [email protected]

Васильев Вячеслав Вениаминович Vyacheslav V. Vasiliev

профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

professor of the department of administrative activities of the bodies of internal affairs Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: [email protected]

© Супрунов А.Г., Вызулин Е.А., Васильев В.В., 2018

Электронная информационная образовательная среда в вузах МВД России: мифы и реальность (опыт Нижегородской академии МВД России)

Electronic information educational environment in universities

of the Interior ministry of Russia: myths and reality (experience of the Nizhny Novgorod academy of MIA Russia)

Складывающиеся отдельные теоретические, методические, дидактические, практические элементы информационно-образовательной среды в образовательных организациях приведут к формированию глобальной структуры. Статья посвящена проблемам создания, развития и функционирования единой информационно-образовательной среды в ведомственной образовательной организации высшего образования. Анализируются разработка и внедрение, опыт практического применения ее отдельных элементов для условий Нижегородской академии МВД России.

Ключевые слова: единая электронная образовательная среда, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный портал, симулятор, полигон.

The emerging individual theoretical, methodological, didactic, practical elements of information and educational environment in educational institutions will lead to the formation of a global structure. The article is devoted to the problems of creation, development and functioning of the unified information and educational environment in the departmental educational organization of higher education. Development and implementation, experience of practical application of its separate elements for conditions of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal affairs of Russia are analyzed.

Keywords: unified electronic educational environment, federal state educational standard, educational portal, simulator, polygon.

На сегодняшний день перед образовательными организациями высшего образования системы МВД России стоит задача интенсификации образовательного воздействия на обучающихся сотрудников территориальных органов внутренних дел в рамках объявленного Президентом Российской Федерации курса на цифровизацию не только экономического пространства, но и образовательной среды. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме 25 мая 2018 года, В.В. Путин прямо указал, что не только Россия, но и вся мировая экономика «беременна цифровизацией» [1]. Задачей исполнительной власти, как в лице министерства науки и высшего образования, так и министерства внутренних дел России является скорейшее полноценное внедрение информационных образовательных технологий в образовательно-воспитательный процесс в вузах МВД России и создание на их основе соответствующей электронной информационной образовательной

среды (далее - ЭИОС). Для выполнения поставленной Президентом задачи о мощном рывке в общем развитии страны мы полагаем, что обозначенная ЭИОС должна быть не просто создана и размещена на соответствующих электронных ресурсах образовательных организаций МВД России, но и обеспечено ее практическое использование в системе непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

В рамках данного краткого исследования актуальных вопросов формирования и практического использования ЭИОС в образовательных организациях высшего образования системы МВД России мы предполагаем критику устоявшихся представлений о возможностях применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ведомственном образовательном процессе и рассмотрение опыта Нижегородской академии МВД России по практическому применению ЭИОС в обучающе-воспитательном процессе.

Одним из мифов, бытующих как среди научно-педагогического сообщества вузов МВД России, так и среди руководящего состава территориальных ОВД, является постулат о невозможности организации качественного процесса обучения и воспитания сотрудника ОВД в рамках его дистанционного обучения. Обоснований этому мифу несколько:

- отсутствие «живого» непосредственного контакта обучающегося и педагога в процессе дистанционной образовательной деятельности;

- невозможность в режиме реального времени разрешить возникающие у обучающегося лица проблемы обучающего и воспитательного характера;

- большой риск отвлечения обучающегося по месту непосредственного несения службы сотрудника ОВД на решение неотложных задач оперативно-служебной деятельности;

- затрудненность проведения контроля процесса прохождения обучения конкретным сотрудником ОВД в рамках текущего и других видов контроля.

Вторым устойчивым стереотипом, обусловливающим неприятие ЭИОС в ведомственном правоохранительном сообществе, является ярко выраженная теоретическая составляющая «электронного обучения». Данный миф определяется следующими аспектами:

- процесс обучения сотрудников полиции связан с работой на компьютере, в связи с чем выработка практических навыков, профессиональных компетенций правоохранительной деятельности минимальна;

- совершенствование практических навыков правоохранительной деятельности и формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций вполне возможно посредством использования электронных симуляторов.

Проблематика использования электронных симуляторов состоит в том, что:

а) на практике они существуют в единичных экземплярах, зачастую в качестве демонстрационных моделей;

б) создание и электронно-техническое сопровождение подобных электронных полигонов (симуляторов) требует гигантских материальных затрат и является оправданным в территориальных ОВД на региональном уровне.

Третьим мифом «ненужности» ЭИОС в образовательном процессе сотрудников ОВД мы можем назвать узкую направленность имеющегося программно-педагогического обеспечения

обучения и крайнюю затрудненность его адаптации к реалиям перманентно изменяющихся требований как к категориям обучающихся, так и содержанию образовательных программ.

Построенный нами перечень мифов и стереотипов можно продолжить, но так или иначе все они будут производными от уже перечисленных.

Прежде чем искать подтверждение тому, что перечисленные нами стереотипы являются ничем иным, как ретроградством и заблуждением, мы считаем необходимым рассмотреть современное понимание и состояние электронной информационной образовательной среды в ведомственном правоохранительном высшем образовании.

Приходится констатировать, что на настоящий момент в системе ведомственного правоохранительного высшего образования отсутствует не только унифицированный подход к практическому использованию единого информационного пространства, но и сам понятийный аппарат данного пространства. Вместе с тем, мы считаем необходимым указать, что имеющиеся в настоящее время в системе вузов МВД России отдельные элементы системы единого информационного пространства не только существуют, но и демонстрируют перманентную изменчивость. В настоящий момент данные элементы активно, динамично развиваются вслед за изменениями образовательных стандартов и профессиональных стандартов, технического прогресса и социальных процессов. Нормативные правовые акты Минобрнауки РФ, утверждающие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО), содержат однозначные указания, что заявленные в них задачи должны решаться с обязательным задействованием единого информационного пространства образовательной организации. Данное требование в полной мере относится и к вузам системы МВД России. Более того, наличие, развитие и совершенствование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования определено федеральным законодательством. Согласно требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2] к ресурсам данной среды в обязательном порядке должен быть обеспечен доступ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [3].

Системообразующие элементы электронной информационно-образовательной среды при реализации основной профессиональной

образовательной программы (далее - ОПОП) не конкретизированы ни на законодательном, ни на подзаконном уровне. ФГОС ВО позволяет определить их общий минимальный набор для форм реализации ОПОП:

1. Электронное обучение.

2. Дистанционные образовательные технологии.

3. Сетевое обучение.

Мы полагаем, что основой существования электронной информационно-образовательной среды в вузах МВД России и базой для ее развития является прогрессивная динамика формирования информационных образовательных ресурсов в образовательной среде образовательной организации системы МВД России. В результате глобализации общемирового технического и научного прогресса, решения задач информатизации российского общества можно ожидать формирование глобальной электронной информационной среды, в частности в образовательной сфере.

В своих исследованиях проблем непрерывного образования в вузах МВД России мы неоднократно указывали на ярко выраженную консервативность ведомственного правоохранительного (и военного) образования. Вместе с тем, насущная необходимость создания, наполнения и совершенствования ЭИОС не обошла стороной данную, относительно консервативную образовательную систему.

Реформирование федеральных органов исполнительной власти в полной мере затронуло как МВД России, так и его территориальные органы. Усилен контроль за расходованием денежных средств, напрямую не связанных с осуществлением правоохранительной деятельности. Получение Российской Федерацией права на проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА в 2018 году, помимо организационных, технических и спортивных задач, поставило «во главу угла» первостепенную задачу обеспечения должного уровня охраны общественного порядка на всех этапах данного мероприятия. На важность недопущения противоправных действий во всех городах-организаторах чемпионата прямо указал глава государства в своем выступлении на расширенной коллегии МВД России в марте 2018 года. Перед образовательными организациями высшего образования МВД России была поставлена задача подготовки личного состава территориальных органов МВД России, который задействуется в данных мероприятиях.

Нижегородской академии МВД России были поставлены задачи разработки и апробации

посредством ресурсов электронной информационной образовательной среды глобального портала (электронного обучающе-тренингового ресурса) подготовки сотрудников полиции, привлекаемых к охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года. Основным требованием к разработчикам данного портала стала возможность полноценного теоретико-практического обучения соответствующего личного состава территориальных ОВД без отвлечения от непосредственного исполнения оперативно-служебных задач по месту несения службы. Одновременно должна была быть решена задача объективного контроля полученных теоретических знаний уровня сформированности практических умений и навыков, а также компетенций по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности в условиях проведения крупных международных спортивных мероприятий без командирования сотрудников в соответствующие образовательные организации.

В указанные ДГСК МВД России сроки Нижегородская академия разработала действующую модель электронного портала и направила ее на рецензирование и апробацию не только в территориальные ОВД, но и в ведущие вузы системы МВД России. По результатам полученных замечаний и предложений портал был окончательно сформирован и направлен заказчику.

Готовый электронный продукт был размещен в системе ЭИОС Нижегородской академии МВД России на официальной странице в глобальной информационно-коммуникативной сети «Интернет», активно использован в системе подготовки личного состава, привлекаемого к охране общественного порядка обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года.

Рассмотрим основные положительные аспекты использования элементов ЭИОС в подготовке личного состава территориальных ОВД.

1. Отсутствие необходимости отвлечения личного состава от непосредственного исполнения оперативно-служебных задач.

2. Возможность образовательной организации в режиме удаленного доступа контролировать основные этапы обучения сотрудника по месту службы.

3. Возможность для обучающихся использовать иные (помимо портала) системные элементы ЭИОС.

4. Значительная экономия бюджетных средств.

Несмотря на явный положительный эффект внедрения таких элементов ЭИОС, как портала в образовательную деятельность образовательных организаций высшего образования системы МВД России приходится констатировать, что на настоящий момент данная система не лишена недостатков. К ним мы можем отнести:

1. Отсутствие возможности полноценной проверки качества сформированности профессиональных и профессионально-специализированных компетенций сотрудников, ввиду отсутствия в территориальном ОВД на районном, линейном уровне электронных полигонов (си-муляторов).

2. Невозможность практической отработки навыков действий сотрудников в рамках системы единой дислокации.

3. Узкая направленность разрабатываемых элементов образовательных порталов в ЭИОС при невозможности (крайней затрудненности) их переориентации на иные обучающие задачи.

Перечисленные нами недостатки нисколько не умаляют и не снижают возможностей использования элементов ЭИОС в обучающе-воспитательном процессе вузов МВД России. В качестве подтверждения данной мысли мы полагаем возможным упомянуть потенциал имеющегося в Нижегородской академии МВД России электронного полигона (симулятора), позволяющего осуществлять инновационное моделирование ситуаций формирования готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия. Возможности симу-лятора рассчитаны как на его задействование в интерактивном тире, так и на открытой местности. Главной особенностью данного электронного полигона является его практическая универсальность - использование соответствующего программного продукта позволяет осуществлять практическую подготовку сотрудников любых подразделений полиции в условиях, максимально приближенных к реалиям их непосредственного места несения службы.

В начале нашего краткого исследования возможностей использования электронной информационной образовательной среды в образовательных организациях системы МВД России мы постарались указать основные устоявшиеся мифы и стереотипы, бытующие в вузах и территориальных органах МВД России относительно либо полной невозможности, либо крайней затрудненности использования обучающих элементов ЭИОС в обучающе-воспитательной деятельности образовательных организациях

высшего образования системы Министерства внутренних дел России.

Мы привели опыт внедрения Нижегородской академией МВД России в образовательную деятельность таких элементов ЭИОС, как электронный образовательный портал и электронный полигон (симулятор). Он базируется на результатах независимой оценки качества полученных обучающимися практических навыков правоохранительной деятельности и сформированности профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Это позволяет изменить взгляды на сущность и практические возможности ЭИОС всех участников ведомственного правоохранительного образовательного процесса: от заказчика в лице территориальных ОВД до конкретного сотрудника полиции, получающего возможность сразу после обучения приступить к полноценному исполнению служебных обязанностей.

Учитывая тот факт, что изложенные положения могут быть признаны дискуссионными, авторы предлагают открытую дискуссию по данной проблематике и приглашают к ней широкое педагогическое сообщество.

Примечания

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря.

2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // СПС «Гарант» (дата обращения: 19.05.2018).

3. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 31.05.2018).

Notes

1. On education in the Russian Federation: federal law no. 273-FZ of 29 December 2012. Rossiyskaya gazeta, 2012, December 31. (In Russ.)

2. On approval of the Procedure for organization of training staff to fill positions in the internal affairs of the Russian Federation: the order of the MIA of Russia no. 385 of 31 March 2015. SPS «Garant» (accessed 19.05.2018). (In Russ.)

3. Plenary session of the St. Petersburg international economic forum. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/54667 (accessed 31.05.2018). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.