Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России (на примере Нижегородской академии МВД России)'

Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России (на примере Нижегородской академии МВД России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ МВД РОССИИ / ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОГОВОРАМ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PAID EDUCATIONAL SERVICES / PAID EDUCATIONAL SERVICES RENDERED BY THE MIA INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING / REGULATIONS OF CONTRACT-BASED ACTIVITIES IN RENDERING PAID EDUCATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Цветков Владимир Владимирович

В статье описываются проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России. Анализируется опыт Нижегородской академии МВД России в данном виде деятельности и обосновывается ее рентабельность, а также необходимость в кратчайшие сроки принятия и реализации Положения о порядке осуществления образовательными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Цветков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of paid education services by the educational establishments of the MIA of Russia (on the example of the Nizhny Novgorod academy of the MIA of Russia)

The article describes problems of legal regulation of fee-paying education services rendered by the educational establishments of the MIA of Russia. The authors analyze the experience gained by the NN Academy in this field of activities, substantiate its profitability and necessity of adoption and implementation of Regulations of the procedure of rendering paid educational services by the MIA educational establishments within the shortest time possible.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России (на примере Нижегородской академии МВД России)»

УДК 34:37

Супрунов Александр Германович Suprunov Alexandr Germanovich

кандидат юридических наук, начальник учебного отдела

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (law), head of the office of studies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: Tsvetkov_vv@mail.ru

Цветков Владимир Владимирович Tsvetkov Vladimir Vladimirovich

кандидат юридических наук,заместитель начальника учебного отдела

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of science (law), deputy head of the office of studies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: Tsvetkov vv@mail.ru

Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России (на примере Нижегородской академии МВД России)

Problems of legal regulation of paid education services by the educational establishments of the MIA of Russia (on the example of the Nizhny Novgorod academy of the MIA of Russia)

В статье описываются проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России. Анализируется опыт Нижегородской академии МВД России в данном виде деятельности и обосновывается ее рентабельность, а также необходимость в кратчайшие сроки принятия и реализации Положения о порядке осуществления образовательными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Ключевые слова: проблемы правового регулирования платных образовательных услуг, платные образовательные услуги МВД России, положение о деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг.

The article describes problems of legal regulation of fee-paying education services rendered by the educational establishments of the MIA of Russia. The authors analyze the experience gained by the NN Academy in this field of activities, substantiate its profitability and necessity of adoption and implementation of Regulations of the procedure of rendering paid educational services by the MIA educational establishments within the shortest time possible.

Keywords: problems of legal regulation of paid educational services, paid educational services rendered by the MIA institutions of higher learning, Regulations of contract-based activities in rendering paid education services.

25 августа 2014 года министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев опубликовал в газете «Ведомости» авторскую статью «Как потратить с умом» [1]. В содержании статьи можно увидеть «заложенное Минфином России существенное сокращение расходов на развитие науки, инфраструктуры и инноваций», ощутить «что резерв стимулирования экономики в основном растрачен ранее и требуется поиск новых источников роста», а также стагнацию в российской экономике с 2012 года.

Глупо было бы полагать в сложившейся ситуации, что снижение темпов роста макроэкономических показателей не приведет к негативному отражению на отдельных статьях расхода федерального бюджета, в том числе и на финансировании ведомственных затрат. Ярким, характеризующим сущность показателем в этой сфере является «неспешная» реализация программы Правительства РФ и МВД РФ, направленной на обеспечение жильем нуждающихся сотрудников органов внутренних дел.

Супрунов А. Г., Цветков В.В. Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России...

Супрунов А. Г., Цветков В. В. Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России...

Задачу преодоления упущений экономической политики и нехватки финансового обеспечения каждая образовательная организация сегодня решает по-своему. В основном это сводится к укрупнению вузов, реорганизации их в научно-исследовательские центры, закрытию «нерентабельных» филиалов, представительств и отделений под лозунгом «повышения качества образования». Каждый учредитель, будь то частное лицо или государственное ведомство, занят привлечением дополнительного притока инвестиций, направленных на улучшение средств обучения и воспитания. В этой связи «высшее образование в рыночных условиях стало включаться достаточно активно в экономическую сферу в виде продаваемой образовательной услуги, обладающей высоким прибыльным потенциалом» [2, с. 20].

Совсем недавно платные образовательные услуги вузов МВД входили в систему профессиональной подготовки, а обучение студентов осуществлялось по принципу формирования кадрового резерва органов правоохранительной направленности. Несколько лет набор на так называемой платной основе не ведется. Ежегодно в приемные комиссии ведомственных вузов поступают обращения о возможности обучения за установленную плату. И несколько лет вузы отказывают в предоставлении данной услуги. Основной экономической причиной отказа МВД от подобного вида деятельности является отсутствие ее рентабельности, однако проведенное Нижегородской академией МВД России в 2013 году исследование и его успешная защита на уровне Департамента государственной службы и кадров МВД России, а так же накопленный опыт в этом виде деятельности говорит об обратном.

В настоящее время действующих нормативных правовых актов, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере осуществления образовательными организациями платных услуг, не так уж и много. Более того, следует указать на практически полное отсутствие правового регулирования осуществления образовательными организациями МВД России платных образовательных услуг. При этом платные услуги исторически интегрированы в систему подбора кадров МВД России (внутренних войск МВД России), ФСИН России, Вооруженных сил РФ.

Подготовка студентов в вузах МВД России осуществлялась по принципу формирования кадрового резерва. Студенты активно вовлечены в массовые спортивные, научные мероприятия, ежегодно участвуют в проводимых Министерством внутренних дел Российской Федерации конкурсах: КВН, «Милосердие белых ночей», «Щит и лира». Студенты в большинстве случаев проходят учебную и преддипломную практику в органах внутренних дел и имеют реальную возможность последующего трудоустройства. Так, до 25% выпускников платного факультета Нижегородской академии МВД России трудоустраиваются в подразделения органов внутренних дел, а еще до 36% ежегодно поступают на службу в иные государственные структуры.

Студенты вовлечены не только в образовательный, но и в воспитательный процесс, имеется реальная возможность качественной подготовки квалифицированных и, что немаловажно, высоконравственных гражданских специалистов узкой категории, в которых остро нуждается Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Сегодня, в период, когда Министерством внутренних дел Российской Федерации взят курс на информационную открытость и интеграцию в гражданское общество, профессиональная подготовка в МВД России должна заключаться в гармоничном сочетании фундаментальной академической и профессиональной подготовки кадров (студентов). Зачастую взаимодействие граждан с правоохранительными органами носит негативный характер, и только контакт между обучающимся и квалифицированным преподавателем (таким как сотрудник полиции) в процессе аудиторных занятий позволяет укрепить авторитет органов государственной власти и существенно повлиять на общественную оценку деятельности полиции.

Средняя стоимость обучения в коммерческом высшем учебном заведении составляет 55 тыс. рублей в год (по данным портала http://www.edu. ги). При этом любой коммерческий вуз вынужден нести значительные расходы, связанные с арендой, содержанием и ремонтом учебных площадей, привлечением на постоянной основе профессорско-преподавательского состава, содержанием значительного административного аппарата, покупкой зданий и пр. Несмотря на все перечисленные затраты, деятельность коммерческих вузов продолжает приносить прибыль.

Стоимость платного очного обучения в Нижегородской академии МВД России составляет 52 тыс. рублей в год, при этом вышеуказанные расходы Нижегородская академия МВД России не несет: платные образовательные услуги осуществляются в имеющемся здании с привлечением имеющегося профессорско-преподавательского состава за вознаграждение, не сопоставимое с заработной платой гражданского преподавателя. Затрат на оплату труда административного аппарата академия также не несет.

Рентабельность деятельности «платного факультета» наглядно демонстрируют следующие цифры (см. таблицу).

Таблица

Доходы, полученные от реализации платных образовательных услуг

Год Сумма полученных доходов (тыс. руб.)

2008 106 660,8

2009 105 201,9

2010 89 394,6 нет набора на один курс

2011 66 197,4 нет набора на два курса

2012 67 753,6 нет набора на три курса

Несмотря на отсутствие набора студентов, доходы, полученные от реализации платных образо-

вательных услуг, в 2011 году составили 54,7% от общего объема доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Более того, лишь 17% заработанных средств пошло на погашение себестоимости (в т. ч. оплату труда преподавателей), еще 8% — на иные расходы, связанные с материальнотехническим обеспечением.Стоит обратить особое внимание на то, что на оплату труда преподавателей на «платных факультетах» системы МВД России затрачивается существенно меньше средств, чем в иных образовательных организациях. Данное обстоятельство обусловлено тем, что «платный факультет» является частью вуза, ввиду чего преподавателям не приходится дополнительно тратить служебное время и денежные средства, для того чтобы прибыть к месту проведения занятий.

Исчерпывающего перечня видов платных образовательных услуг ведомственных образовательных организаций в нормативных правовых актах государственной власти не содержится, однако он сложился в процессе функционирования разрешительной системы права, в том числе и в казенных учреждениях МВД России. К основным сюда следует отнести: обучение по основным и дополнительным образовательным программам (осуществление образовательной деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»); услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами (письмо Минобразования РФ от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 «О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования»); средства от иной приносящей доходы деятельности, необходимой для реализации целей и задач образовательных организаций (Федеральный закон от 8 мая 2010 г № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, однако конкретные суммы ассигнований не указываются. Создаются возможности для увеличения сферы административного усмотрения, что в период недостаточного бюджетного финанси-

рования может негативно отразиться на укреплении материально-технической базы, используемой в обучении курсантов (студентов) и слушателей.

Показатель средств, подлежащих возврату образовательным организациям МВД России, необходимо рассчитывать, исходя из вычета понесенных затрат. К примеру, приведем расчетные данные Нижегородской академии МВД России, связанные с осуществлением платных образовательных услуг по программам высшего профессионального образования в 2013 году.

Заработная плата преподавательского состава:

— среднее количество часов (очная форма обучения) в год:

общее количество часов —9 882 часа, количество аудиторных часов —5 552 часа;

— среднее количество часов (заочная форма обучения) в год:

общее количество часов —9 882 часа, количество аудиторных часов —1 032 часа. Часовая ставка преподавателей (в соответствии с приказом МВД России от 27 августа 2008 г. № 751) составляет:

преподаватель (доктор наук) — 474,60 рублей, преподаватель (кандидат наук) — 379,68 рублей; преподаватель (без уч. степени) —189,84 рублей;

— средняя часовая ставка преподавателей (474,6+379,68+189,84/3) — 348,04 рублей.

В расчет заработной платы преподавателей включаем только аудиторную нагрузку, которая составляет в год на 5 курсов студентов 6 584 часа (5 552 часа очная форма + 1032 часа заочная форма).

Всего на заработную плату привлеченного профессорско-преподавательского состава необходимо 2 291,5 тыс. рублей (6 584 часа х 348,04 рублей). Коммунальные услуги:

— в учебном процессе используются 22 аудитории, 3 лекционных зала, 52 кабинета преподавателей и административно-хозяйственного персонала.

По выставленным счетам за 2012—2013 учебный год стоимость коммунальных услуг составила: электроснабжение —1 334 196,77 рублей; водоснабжение —396 519,36 рублей; отопление —2 092 770,0 рублей.

Всего за 2012—2013 учебный год стоимость коммунальных услуг составила 3 823,5 тыс. рублей. Уплата налогов.

С 1 января 2012 года академия как казенное учреждение освобождена от уплаты налога на прибыль, так как все полученные доходы перечисляются в федеральный бюджет и являются неналоговыми доходами бюджета.

Итого при существующем количестве обучаемых студентов — 75 человек на очной форме обучения и 253 человека на заочной форме обучения, при стоимости обучения 52,0 тыс. рублей в год для очной формы обучения и 22,0 тыс. рублей для заочной формы обучения доход академии от платной образовательной деятельности составит 24,5 млн рублей.

Обязательные платежи (зарплата и коммунальные услуги) за учебный год составляют 6 115,0 тыс.

Супрунов А. Г., Цветков В.В. Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России...

Супрунов А. Г., Цветков В. В. Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России...

рублей. Процентное соотношение обязательных платежей к общему доходу составляет 25 к 75%.

Оперативное распределение средств, подлежащих возврату образовательной организации, предлагается проводить ежеквартально. Расходование таких средств будет происходить исключительно под контролем учредителя, а финансирование развития и содержания материальной базы в большей степени будет осуществляться из заработанных средств, а не из бюджета.

Сегодня считаем экономически обоснованным и востребованным тот факт, что стоимость обучения в Нижегородской академии МВД России может составлять 80—90 тыс. рублей в год. Данное обстоятельство существенно повысит экономическую эффективность образовательной деятельности академии.

Если производить набор студентов из расчета не более 50% от общей численности лиц, поступающих на бюджетной основе, то в течение 5-6 лет общая (предельная) численность студентов составит 1650 человек. При стоимости обучения 80 тыс. рублей в год общий доход от платной образовательной деятельности составит около 132 млн рублей, из которых максимум 11 млн 800 тыс. рублей будет направлено на погашение заработной платы профессорско-преподавательского состава и 3 млн 830 тыс. рублей на коммунальные расходы. Таким образом, в государственную казну в год будет поступать порядка 115—116 млн рублей, которые затем возвратятся в вуз в порядке возвратного расписания. Это позволит восполнить понесенные академией затраты (11—15%), а остальные 85— 89% будут использованы на развитие вуза. В период недостаточного бюджетного финансирования укрепление материально-технической базы, используемой в обучении курсантов и слушателей, ремонт зданий, и многое другое возможно только за счет внебюджетных средств. При этом расходование таких средств будет происходить исключительно под контролем учредителя. Таким образом, финансирование развития и содержания материальной базы в большей степени строится из заработанных средств, а не из бюджета.

В настоящее время подготовлен проект Положения о порядке осуществления образовательными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг (см. Приложение), принятие и реализация которого необходимы в кратчайшие сроки.

Приложение

П О Л О Ж Е Н И Е о порядке осуществления образовательными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг

I. Общие положения

1. Образовательные организации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ор-

ганизации) вправе осуществлять деятельность по договорам об оказании платных образовательных услуг способствующую выполнению уставных задач организации, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] в порядке, установленном настоящим Положением, Уставом организации и локальными нормативными актами организации.

2. Основными целями осуществления деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг являются:

2.1. Формирование резерва квалифицированных специалистов для нужд органов внутренних дел.

2.2. Реализация принципа самоокупаемости и минимизации привлечения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.

2.3. Совершенствование учебно-материальной базы образовательной организации.

2.4. Обеспечение, развитие и совершенствование обучения в образовательной организации.

II. Организация и осуществление деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг

3. Право на осуществление деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг возникает у организации с момента получения лицензии или в указанные в ней сроки и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4. Структурные подразделения организации, осуществляющие платные образовательные услуги, действуют на основании локальных нормативных актов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Положением.

5. Виды деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг, предусмотренные реализуемыми образовательными программами:

5.1. Обучение по основным образовательным программам.

5.2. Обучение по дополнительным образовательным программам.

6. Организация имеет право оказывать дополнительные виды платных образовательных услуг, не предусмотренных реализуемыми образовательными программами:

6.1. Проведение курсов по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов, прием кандидатских экзаменов, а также научное руководство, консультирование при проведении диссертационных исследований (для граждан, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации).

6.2. Подготовительные курсы для поступления в образовательную организацию.

7. Перечень видов деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг, реализуемых образовательной организацией, может дополняться в зависимости от изменения предмета деятельности организации, внесения соответству-

ИНТЕГРЯЦИЯ ПРЯВОВОЙ НЯЧКИ И ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО 0БРЯ30ВЯНИЯ ДИДЯКТИЧЕСКИЙ ЯСПЕК7)

ющих изменений и дополнений в Устав организации, получения организацией лицензий на право ведения такой деятельности.

8. Общая приведенная численность обучаемых, получающих платные образовательные услуги организации, не должна превышать приведенного количества курсантов и слушателей, обучающихся за счет средств федерального бюджета по соответствующему году набора, и устанавливается организацией ежегодно.

9. Численность обучаемых, получающих платные образовательные услуги организации, устанавливается исходя из планируемой годовой нагрузки и должна обеспечивать соответствие требованиям нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также локальных нормативных актов организации в области нормирования труда профессорско-преподавательского состава.

10. Организация, осуществляя платные образовательные услуги, регулирует свои правоотношения с физическими и (или) юридическими лицами на основе заключаемых договоров об оказании платных образовательных услуг

11. Договор об оказании платных образовательных услуг является одним из видов договора возмездного оказания услуг. Отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются законодательством Российской Федерации.

12. Договор об оказании платных образовательных услуг оформляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации [4], Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативных правовых актов в сфере образования.

13. Стоимость платных образовательных услуг определяется в договоре об оказании платных образовательных услуг с физическим и (или) юридическим лицом, имеющим намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц (далее — заказчик), на основании изучения рынка платных образовательных услуг в регионе.

14. Принятие решения об оказании платных образовательных услуг относится к компетенции коллегиального органа управления, создаваемого в соответствии с учредительными документами соответствующей образовательной организации.

15. Зачисление на обучение,отчисление, перевод и восстановление обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

16. Организация проводит в средствах массовой информации рекламную кампанию по привлечению потребителей платных образовательных услуг.

17. Организация создает условия для предоставления платных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучаемых и соблюдению режимных ограничений, связанных с функционированием организации.

18. Организация самостоятельно определяет категории и персональный состав сотрудников и работников, которые привлекаются для оказания платных образовательных услуг

19. Для осуществления платных образовательных услуг используются средства обучения и воспитания, учебные, спортивные, административные и иные помещения организации в часы, не предусмотренные расписанием учебных занятий с обучающимися за счет средств федерального бюджета.

III. Оплата и перечисление денежных средств по договорам об оказании платных образовательных услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Заказчик производит оплату стоимости предоставляемых услуг путем перечисления денежных средств в денежных единицах Российской Федерации через банковские учреждения или через кассу организации. Денежные средства, поступающие в счет оплаты стоимости предоставляемых платных образовательных услуг, учитываются на лицевом счете организации, открытом в органе Федерального казначейства.

21. Средства, полученные от платных образовательных услуг, перечисляются в федеральный бюджет в установленном порядке.

22. Средства, полученные от платных образовательных услуг, ежеквартально подлежат возврату организации в виде бюджетного финансирования за вычетом обязательных затрат на осуществление платных образовательных услуг

IV. Контроль за осуществлением платных образовательных услуг

23. Контроль за платными образовательными услугами, соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, а также государственными органами и лицами, которым данное право предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечания

1. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/3250897 1/kak-potratit-s-umom

2. Мотехина М.В., Дьяконова О.Г. Проблемы правового регулирования судебной защиты прав потребителей возмездных (платных) образовательных услуг // Российский судья. 2012. № 1.

3. Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ст. 7598.

4. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

Notes

1. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/3250897 1/kak-potratit-s-umom

2. Motehina M.V., Dyakonova O.G. Problems of legal regulation of judicial defense of the users of paid (fee-paying) education services // Russian judge. 2012. № 1.

3. Collection of legislative acts of the RF. 2012. № 53, art. 7598.

4. Collection of legislative acts of the RF. 1994. № 32, art. 3301.

Супрунов А. Г., Цветков В.В. Проблемы правового регулирования платных образовательных услуг образовательными организациями МВД России...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.