ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Анализ законодательства о платных образовательных услуг учебными заведениями МВД России показывает, что оказания платных образовательных услуг высшего образовательного учреждения МВД России закрепляются в его Уставе и Положении о платной образовательной деятельности вуза. Автор раскрывает вопрос о том, что платные образовательные услуги призваны приносить вузам МВД (государственным вузам) дополнительные внебюджетные доходы. На основании этого сделал вывод, что создание факультета (института) по предоставлению платных образовательных услуг, как структурного подразделения высшего учебного заведения МВД России в целях извлечения прибыли, представляется правомерным и чуть ли не единственно возможным и законным способом ведения платной образовательной деятельности для компенсации части издержек ввиду недостаточного финансирования высших учебных заведений МВД России.
Ключевые слова: образовательные платные услуги, учебные заведения, профессиональное образование, нематериальные благи, альтернативная образовательная система
Annotation. Analysis of legislationof paid education services Education Ministry shows that provide paid educational services of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia laid down in its Statute and regulations on paid educational activities of the University. The author explores the question of whatpaid educational services designed to bring higher education MINISTRY (State universities) additional extrabudgetary income. On this basis, concluded that the creation of the Faculty (Institute) to provide paid educational services as a structural unit of the Ministry of higher education for profit, it would seem appropriate, and almost the only possible and legitimate way of paid educational activities to offset part of the costs because of under financing of higher educational institutions of the Ministry of internal affairs.
Keywords : educational services, education, professional education, intangible rather, an alternative education
С.Ю. Косицын,
научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки Научные специальности: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Научный руководитель: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук,
профессор Эриашвили Н.Д. Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Щербачева Л.В. E-mail: [email protected]
THE IMPLEMENTATION OF PAID EDUCATIONAL SERVICES EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
S. Yu. Kositsyn,
research associate of Research institute of science and education
Вопросы образования являются основными в современном государстве, в силу того, что они касаются комплекса задач, направленных на полноценное развитие личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду. Реформирование образовательной системы в России сопровождается вовлечением в гражданский оборот учреждений, которые, с одной стороны, осуществляют функции некоммерческого характера, а с другой стороны, являются активными участниками экономического оборота. Именно необходимостью определения качественно новых приоритетных направлений обеспечения образовательной деятельности в вузах МВД России в условиях переходного периода обуславливается актуальность вопроса касающегося целей и задач оказания платных образовательных услуг учебными заведениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Цели оказания платных образовательных услуг высшего образовательного учреждения МВД России закрепляются в его Уставе и Положении о платной образовательной деятельности вуза. Данные цели в соответствии с реформированием системы высшего образования России, тесно связаны с целью указанной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
С точки зрения материального производства, основной целью вуза МВД России является минимизация затрат на одного выпускника при достойном качестве предоставляемых образовательных услуг. А с точки зрения нематериального производства - расширение доступности членов общества к высшему образованию. Социальная значимость платных образовательных услуг, по мнению автора, заключается в разрешении противоречий между потребностью в образовательных услугах и ограниченностью бюджетных средств по их предоставлению, а также возможности расширения доступа к высшему образованию различных социальных групп населения.
В. И. Сергеевич писал: «Правильное определение задачи науки указывает цель, к которой она стремится, а правильное определение приемов на-
уки указывает путь, которым она должна идти к цели»1. Задача платного образования заключается в компенсации части издержек ввиду недостаточного финансирования этой сферы. Частичная оплата образовательных услуг сглаживает противоречия между объектом образования, получающим образование бесплатно, и субъектом - вузом - производителем, где из-за нехватки средств ветшает материальная база, а преподаватели получают мизерную заработную плату. Одновременно появляется возможность для удовлетворения населения в дополнительных образовательных услугах, а также повышения их качества. Очевидно, что качество подготовки специалистов в вузе, как и во всякой другой деятельности, зависит от качества исходных элементов: материальных затрат и высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров. Показателем эффективности деятельности вузов становится соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов. Студенты вузов МВД по своему желанию могут получить за установленную плату самый широкий спектр дополнительных образовательных услуг. Вузы МВД России за дополнительную плату могут предоставлять услуги самого различного социального и культурного характера. Расширяя многообразие форм платной подготовки, вузы предоставляют возможность обучающимся получение «нестандартного» образования, повышение квалификаций, получение дополнительных знаний и навыков.
Платные образовательные услуги призваны приносить вузам МВД (государственным вузам) дополнительные внебюджетные доходы. Одновременно с этим появляется возможность ликвидировать диспропорции, которые существуют между преподавательской деятельностью и научно-исследовательской работой2. Для осуществления образовательной деятельности, реализации программы высшего профессионального образования, высшее учебное заведение МВД России, как и любое другое образовательное учреждение, должно быть зарегистрировано в установленном Законом об образовании порядке, что также придает высшему учебному заведению статус субъекта права не только гражданского, но и другой отрасли права или института законодательства. Общий порядок регистрации основывается на нормах главы 4 ГК РФ. После процедуры государственной регистрации образовательное учреждение получает статус юридического лица и может обращаться в Министерство образования России с заявлением о выдачи ему лицензии на ведение образовательной деятельности по конкретному направлению или специальности. Реализация образовательных
№ 7 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
277
программ может осуществляться только теми образовательными учреждениями, которые имеют лицензию. Наличие статуса юридического лица у высшего учебного заведения еще не дает ему право осуществлять образовательную деятельность, то есть главную, основную деятельность вуза. Поэтому лицензия признается одним из необходимых условий функционирования вуза, ибо ее отсутствие делает невозможной саму образовательную деятельность. Но уже при создании вуза следует учесть характер его будущей деятельности и отразить его в учредительных документах. После лицензирования права ведения образовательной деятельности сведения о лицензировании должны быть указаны в Положении о порядке оказания платных образовательных услуг, потому как лицензия дает право на осуществление образовательной деятельности только по зафиксированным в ней направлениям (специальностям) и уровням подготовки. При этом для каждого направления (специальности), уровня подготовки или программы дополнительного образования срок действия лицензии указывается отдельно. А каждый обучаемый имеет право до заключения договора на оказание платных образовательных услуг ознакомиться с учредительными документами высшего учебного заведения, конкретным порядком оказания платных образовательных услуг, который в уставе в полном объеме определен быть не может (например, типовая форма договора на оказание платных образовательных услуг, определение стоимости обучения и др.)3. Учредителем высшего учебного заведения МВД России является Правительство Российской Федерации. Оперативное руководство же высшим учебным заведением МВД России осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Поскольку высшее учебное заведение МВД России является учреждением, финансируемым собственником, то его устав утверждается собственником (учредителем) в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации. В последующем устав высшего учебного заведения МВД России подлежит государственной регистрации в учреждениях юстиции, как и все учредительные документы юридических лиц. Безусловно центральным вопросом оказания платных образовательных услуг является вопрос о создании специальной структуры в рамках высшего учебного заведения МВД России, основной функцией которой будет оказание платных образовательных услуг. На практике такая структура обычно создается как специальный факультет, факультет договорного обучения.
Следует согласиться с Фалиной В.Н. утверждающей, что хотя высшее учебное заведение МВД России является университетом (институтом), ни-
что не запрещает ему создавать более крупную структуру, чем факультет, например, институт как специализированное подразделение университета4. Конечно, эта структура может оказывать и иные виды платных услуг, либо осуществлять иные виды платной деятельности, имеющие целью внебюджетное финансирование. Такие полномочия должны следовать из устава высшего учебного учреждения и локального нормативно-правового акта, определяющего порядок оказания платных образовательных услуг, либо порядок осуществления каждого вида деятельности. Расходование внебюджетных средств осуществляется руководителем высшего учебного заведения МВД России и может быть направлено как на финансирование государственного, бюджетного задания, так и на финансирование иных нужд вуза. Таким образом, создание факультета (института) по предоставлению платных образовательных услуг, как структурного подразделения высшего учебного заведения МВД России в целях извлечения прибыли, представляется правомерным и чуть ли не единственно возможным и законным способом ведения платной образовательной деятельности для компенсации части издержек ввиду недостаточного финансирования высших учебных заведений МВД России.
1 Сергеевич В.И. Философские проблемы права. М., 2005. С. 76.
2 Фалина В.Н. Административно-правовое регулирование оказания платных образовательных услуг в системе высших учебных заведений МВД России. Дисс. на соиск. учен. степ. к.ю.н. (12.00.02). — Спб., 2000.
3 Фалина В.Н. Административно-правовое регулирование оказания платных образовательных услуг в системе высших учебных заведений МВД России. Дисс. на соиск. учен. степ. к.ю.н. (12.00.02). — Спб., 2000.
4 Фалина В.Н. Административно-правовое регулирование оказания платных образовательных услуг в системе высших учебных заведений МВД России. Дисс. на соиск. учен. степ. к.ю.н. (12.00.02). — Спб., 2000.