ношении переданного для оплаты инвестиционных паев имущества не осуществляется.
Учитывая изложенные обстоятельства, попытка определять момент заключения договора доверительного управления является лишь фактом передачи имущества в оплату инвестиционных паев (Т. Т. Оксюк и др.) ошибочна и не учитывает всех особенностей порядка заключения договора доверительного управления.
Заключенный договор доверительного управления является основанием для выдачи учредителю управления ценной бумаги — инвестиционного пая. Такая позиция соответствует природе инвестиционных паев как вида ценных бумаг, их декларативному (каузальному) характеру и отражена в действующем законодательстве об инвестиционных фондах.
Литература
1. Гридчин А.Г. Правовое регулирование деятельности паевого инвестиционного фонда как формы коллективного инвестирования. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук /. М., 2011.
2. Оксюк Т.Т., Гражданско-правовое регулирование доверительного управления паевыми инвестиционными фондами. Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / М., 2005.
3. Витрянский В.В., Договор доверительного управления имуществом / М.: Статут, 2002.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (по состоянию на 1 августа 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.
5. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 49. ст. 4562.
1 Гридчин А.Г. Правовое регулирование деятельности паевого инвестиционного фонда как формы коллективного инвестирования. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / М., 2011. С. 181.
2 Оксюк Т.Т. Гражданско-правовое регулирование доверительного управления паевыми инвестиционными фондами. Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Оксюк Т.Т. М., 2005. С. 51.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ
В.Ю. КОСИЦЫН
научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
Научный руководитель: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук,
профессор Эриашвили Н.Д.
Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Щербачева Л.В.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализ законодательства о платных образовательных услугах учебными заведениями показывает, что государственные образовательные учреждения, в особенности в сфере высшего образования, успешно занимаются не только образовательной деятельностью в пределах выделенных бюджетом средств, но и сами активно зарабатывают деньги путем внедрения коммерческого образования, оказания всевозможных образовательных платных услуг. Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями; развитию платных образовательных услуг должно способствовать не только повышение их качества, но и предоставление определенных налоговых льгот физическим и юридическим лицам, которые заключают соответствующие договоры.
Ключевые слова: платные образовательные услуги, учебные заведения, профессиональное образование, нематериальные блага, услугодатель, услугополучатель.
LEGAL REGULATIONS OF RENDERING OF PAID EDUCATION SERVICES SCHOOLS
V.YU. KOSITSYN
research associate of Research institute of science and education
Annotation. Analysis of legislationof paid education services learning shows that public educational institutions, in particular in the field of higher education, are not only successful educational activities within allocated budget funds, but also to earn money by introducing commercial education, provide various educational toll servicesMeadow. The author explores the question of whatpaid educational servicescan provide-Xia as State and municipal, and non-and educational institutions. On this basis, concluded that development of paid educational services has a way ofcontribute not only to improving their quality, but also the provision ofof certain tax incentives to individuals and legal-Kim persons who enter into contracts.
Keywords: educational services, educational institutions,professional education,intangible rather, uslugodatel', uslugopolucatel.
В условиях перехода к рыночной экономике в России коренным образом изменился не только правовой статус государственных образовательных учреждений, но и порядок их участия в гражданском обороте. Как показывает практика, государственные образовательные учреждения, в особенности в сфере высшего образования, успешно занимаются не только образовательной деятельностью в пределах выделенных бюджетом средств, но и сами активно зарабатывают деньги путем внедрения коммерческого образования, оказания всевозможных образовательных платных услуг путем предложения продуктов инновационной деятельности хозяйствующим субъектам, подготовки высококвалифицированных кадров и т.д.1. В связи с этим как в теории права, так и на практике возникает множество вопросов по поводу правового регулирования данных отношений.
Основная цель деятельности учебных заведений — оказание образовательных услуг.
Оказываемые услуги разнообразны по своему экономическому и социальному содержанию, в связи с этим возникают вопросы: в чем заключается сущность категории «услуга» и какие признаки для нее характерны.
В условиях научно-технического прогресса, который неминуемо приводит к появлению новых видов деятельности, в экономике заметно возрас-
тает роль услуг. Как следствие, — в систему обязательственных отношений все прочнее внедряются обязательства по оказанию услуг. Многим из них свойственно специальное правовое регулирование.
В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации2 (далее ГК РФ), понятие услуги встречается уже в ст. 1, где определены основные начала гражданского законодательства. В ч. 3 ст. 1 ГК РФ закреплено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Наиболее полный подход к понятию услуга имеется в ст. 128 ГК РФ, услуга определена в качестве объекта гражданских прав наравне с работами, вещами, включая деньги и ценные бумаги, иным имуществом, в том числе имущественными правами; информацией; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.
В юриспруденции понятие услуги чаще всего выводится через противопоставление их работе. Так, например, С.Э. Жилинский указывает: «Работа
есть процесс трудовой деятельности, в результате которого создается конкретная материальная ценность: построен дом, сшит костюм, выкопан колодец и т.д. Трудовые же усилия по оказанию услуг не материализуются в каком-то новом предмете. Они лишь увеличивают стоимость уже созданных предметов, восстанавливают его утраченные свойства, удовлетворяют духовные и иные нематериальные потребности людей. Услуги могут выражаться в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, перевозке грузов, организации туризма, предоставлении телефонной и телеграфной связи и т.д.»3.
Так, по мнению Н.С. Ковалевской под услугами понимает такие действия, либо деятельность, осуществление которых составляет непосредственно смысл и содержание обязательства, а не те случаи, когда действия необходимы для того, чтобы достичь правовой и экономический результат, не совпадающий непосредственно с осуществлением действий4.
Т.В. Ларина считает, что под услугами следует понимать деятельность или действия человека, направленные на создание нематериальных благ, т.е., конкретное материальное явление, которое мы называем услугой, — это деятельность или действие человека, или производителя услуг5.
О.М. Щуковская под услугой понимает вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности (посредством совершения действий) одним субъектом, в полезных свойствах которой и состоит субъективный интерес другого субъекта и на которую у последнего возникает право требования6. Представляет несомненный теоретический и практический интерес высказываемый взгляд на услугу как разновидность действия и как объект гражданского права. Она выражается в определенном полезном результате, созданном трудом юридического и физического лица7.
Впервые легальное определение услуги приведено в п. 3 ст. 38 НК РФ8: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким
образом, законодатель с позиции налогообложения к услугам относит только деятельность, результат которой неотделим от самого процесса ее оказания.
В энциклопедии профессионального образования приводится следующее определение образовательной услуги — комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей9. Большинство авторов, исследующих вопрос о сущности данных услуг, приходит к пониманию, что под образовательной услугой следует понимать деятельность по передаче знаний, умений, формированию навыков10. Отдельные авторы включают в определение образовательной услуги, кроме того, компоненту воспитания11. Встречаются утверждения, что образовательная услуга представляет собой интеллектуальную информацию.
Весь процесс обучения от момента поступления в вуз и до выдачи обучающемуся документа об окончании высшего учебного заведения сопровождается оказанием образовательных услуг. Лекции, практические и семинарские занятия, коллоквиумы, производственная и преддипломная практика, сдача экзаменов, зачетов и т.д. — все эти виды деятельности представляют собой образовательные услуги. В совокупности все образовательные услуги, оказываемые обучающимся в процессе обучения, представляют собой предмет договора на оказание возмездных образовательных услуг.
Участие юридических лиц в обязательстве по оказанию услуг ограничено двумя обстоятельствами. Первое вытекает из существа обязательства: если услуга носит личный характер, то организация не может быть непосредственным потребителем услуги. Так, услуги медицинского, зрелищного характера, репетиторство предполагают воздействие непосредственно на человека, его тело, интеллект и т.д. По самой природе услуги ее нельзя производить впрок, накапливать, поэтому в перечисленных случаях конкретным услугопо-лучателем всегда выступает гражданин. Однако, следует выделить те случаи, когда обязанность по
оплате услуг, предоставляемых гражданину, берет на себя организация, с которой гражданин состоит в трудовых отношениях либо отношениях членства.
Второе ограничение имеет место, когда юридическое лицо является услугодателем и имеет специальную правоспособность.
Деятельность образовательного учреждения по предоставлению платных образовательных услуг не отвечает всем признакам предпринимательства, поскольку осуществляется особым субъектом — учреждением, по обязательствам которого субсидиарную ответственность несет собственник — учредитель.
Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Ст. 45 Закона «Об образовании» предоставляет государственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Правовое регулирование платных услуг различается также в зависимости от того, в подсистеме какого образования они оказываются — общего или профессионального. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г.12. Развитию платных образовательных услуг должно способствовать не только повышение их качества, но и предоставление определенных налоговых льгот физическим и юридическим лицам, которые заключают соответствующие договоры. В частности, такого рода поддержка направлена на развитие дополнительного образования в форме подготовки и переподготовки кадров организаций. Для того чтобы определить, предметом какой отрасли права является оказание образовательных услуг, необходимо проанализировать специфику тех отношений, которые возникают при предоставлении образовательной услуги, какими нормативно-правовыми актами они регулируются.
Правовые нормы фиксируют структуру системы образования, закрепляют основные требования к ее элементам; устанавливают основы правового статуса образовательных учреждений, преподавателей и обучающихся; регулируют отношения по управлению системой образования, ее финансовому обеспечению; регламентируют принципы организации образовательного процесса, позволяющие обеспечивать реализацию прав и интересов всех его участников. В законодательстве предусматриваются гарантии и льготы, направленные на обеспечение реализации гражданами конституционного права на образование, меры социальной защиты обучающихся и преподавателей. В единстве и взаимодействии эти правовые нормы образуют новую комплексную отрасль права — образовательное право.
1 Шкарлупина Г.Д. «Образовательные услуги» или «Обучение на возмездной основе» — различие должен определить закон. // Право и образование. 2008. № 3. С. 49.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 (с последующими изменениями) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; № 34. Ст. 4025; СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4903.
3 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М.: Из-дателиская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999. С. 154— 155.
4 КовалевскаяН.С. Правовое регулирование услуг // Кодекс INFO. 1999. № 2. С. 3.
5 Ларина Т.В. Услуга как объект гражданско-правового регулирования // Закон и право. 2002. № 6. С. 33.
6 Щуковская О.М. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 22.
7 Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1993. Т. 1. С. 121.
8 Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. 2000. № 32. Ст. 3340.
9 Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т. 2, С. 152.
10 Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. Учебное пособие. С. 50; Владыкина Т.А. К понятию образовательной услуги высшего учебного заведения / Юрист XXI в.: реальность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19—20 апреля 2001 г.). С. 86.
11 Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. С. 12—13.
12 СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 928.