[ Из à г \\ ;
1 г 1 1 1 1 ■ '
1 пм ji' 'И lilil
НАУКА И МЕТОДИКА
О.В. СКОРИКОВА O.V. SKORIKOVA
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА -КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫПУСКНИКА
INFORMATION CULTURE - GRADUATE COMPETENCE
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СУВОРОВЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
FORMATION OF INFORMATION CULTURE SUVOROVITES IN THE CONTEXT OF MILITARY UPBRINGING AND PROFESSIONAL ORIENTATION
Сведения об авторе. Скорикова Ольга Владимировна - методист лаборатории инновационных образовательных технологий Тульского суворовского военного училища МО РФ (г. Тула. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования информационной культуры, как одной их ключевых компетенций выпускника, раскрывается сущность понятия «информационная культура», приводятся конкретные примеры разработанных мероприятий по формированию информационной культуры суворовцев в контексте воинского воспитания и профессиональной ориентации.
Ключевые слова: информационная культура, информационная компетентность, информационное общество, поколения информационного общества.
Information about the author. Olga Skorikova - Methodologist of the Laboratory of Innovative Educational Technologies of the Tula Suvorov Military School of the Russian Ministry of Defense (Tula. E-mail: [email protected] ).
Summary, in this article, the formation of an information culture as one of its key competencies is considered, the essence of the concept of «information culture» is disclosed, specific examples of the developed measures for the formation of information culture suvorovites in the context of military upbringing and vocational guidance.
Keywords: Information Culture, Information Competence, Information Society, Information Society Generations.
Становление информационного общества, информатизация, развитие информационной и компьютерной техники и технологии предопределили появление феномена информационной культуры.
Информационная культура является составной частью базисной культуры личности как системной характеристики, которая позволяет эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации и ее передаче, практическом
использовании. Информационная культура включает в себя следующие компоненты: грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированная информационная ценностно-смысловая сфера (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитая информационная рефлексия; творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.
Таким образом в понятийном смысле информационная культу-
ра - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития информационной компетентности.
Формирование информационной культуры - это сложный, многоуровневый процесс. Одной из ступеней достижения высокого уровня информационной культуры является развитие информационной компетентности обучающихся в общеобразовательном учреждении.
В частности, развитие информационной компетентности обучающихся суворовского военного
училища закладывает основы формирования информационной культуры будущих курсантов высших учебных заведений Министерства обороны, так как информационная культура является неотъемлемой частью военно-профессиональной компетентности офицера.
Говоря об особенностях формирования информационной культуры в информационном обществе, следует отметить, что основным источником информации для детей и подростков в современном мире является глобальная сеть Интернет.
Сеть Интернет сегодня стала мощным средством связи и важной основой новой инфраструктуры планеты - инфосферы. Проникая во все структуры общества, инфосфера формирует свой, во многом еще замкнутый мир. Компьютер, информационная техника и технология выступают не только как умножители интеллекта, но и открывают новые измерения со-
НАУКА И МЕТОДИКА
знания. Живая коммуникация, неотъемлемая функция глобальных сетей, связывает эти измерения воедино, образуя упорядоченную систему новой информационной культуры.
В силу сложившихся культурных особенностей, влияние Интернета вызывает страхи и опасения у возрастных родителей, относящихся к так называемому поколению X (годы рождения - 1964-1983), и молодых родителей поколения Миллениум или Y (годы рождения - 1983-2000). Однако для современных детей, не видевших мира без Интернета, глобальная сеть стала практически неотъемлемой частью их среды обитания.
В социологии детей, рожденных с начала 2000-х годов, принято называть поколение Z (Generation Z).
Поколение Z - первое по-настоящему цифровое поколение: современные дети с годовалого возраста осваивают планшеты и смартфоны.
Их также называют Ноте1апс1ег8 (домоседы), они получают информацию в основном из Интернета, играют в игры онлайн, общаться предпочитают в социальных сетях или при помощи мессенджеров.
Дети поколения Ъ легко ориентируются в глобальной сети. Они ценят время и стараются тратить его максимально эффективно. Из них вырастают квалифицированные специалисты, которые смогут заниматься информационными технологиями, компьютерной графикой и т.п. Если предыдущие поколения воспитывались на книгах, то Ъ максимум, что могут прочитать, - короткую статью, мини-новости. Они любят формат коротких сообщений и статусов в социальных сетях. Это, в свою очередь, привело к тому, что их мышление фрагментарно и поверхностно. Поколение Z более замкнуто, среди них много интровертов. Они отказываются от привычного получения образования, не видят смысла в нем, объясняя это отсутствием практичного применения знаний, полученных в учебных учреждениях. Но при этом назвать их «глупыми» нельзя. Многие из них самообразовываются, не выходя из дома, изучают иностранные языки, они полностью погружаются в интересующиеся их темы при помощи информации в Интернете. Им весьма важны личная свобода и свое время (см. схему).
Таким образом, при формировании информационной культуры современных детей, перед педагогами стоит важная задача сформировать
Поколение X (годы рождения — 1964 -1983)
Поколение Миллениум или Y (годы рождения - 1983 - 2000)
Поколение Z ( с начала 2000-х)
Схема. Поколения информационного общества
НАУКА И МЕТОДИКА
у обучающихся знания, умения и навыки, в числе которых: умение выбрать необходимую информацию, систематизировать, усвоить ее на высоком уровне, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Необходимо постоянно проводить работу с детьми, общаться с ними, вместе изучать современные средства доступа к информации. На собственном примере важно показать ребенку, что такое «полезная» информация и что такое «неполезная» информация, как с ней работать, как лучше ее фильтровать.
С целью повышения уровня Необразованности суворовцев в рамках внеурочной деятельности для обучающихся 7 классов лабораторией инновационных образовательных технологий Тульского суворовского военного училища разработан элективный курс «Технология визуального программирования КОШ».
Курс направлен на формирование алгоритмической и информационной культуры суворовцев. Цикл семинаров с практическими занятиями был проведен для суворовцев 3 курса. Курс получил положительный отклик от обучающихся.
Для суворовцев 4 курса был разработан курс «Основы компьютерных сетей и ,\Ш)-технологии».
Целью курса является формирование интереса к инженерно-технологическому образованию в сфере 1Т. Обучающиеся познакомились с основными сетевыми устройствами и видами соединений в компьютерных сетях, а также попробовали создать свой информационный портал, интересный для суворовцев. Усвоенные знания, умения и навыки помогут суворовцам в дальнейшем развивать свои ИКТ-компетенции, в том числе по направлению высшего военного образования.
В рамках организации одной из форм досуговой деятельности суворовцев и с целью формирования их
/степс
в
информационной культуры лабораторией инновационных образовательных технологий разработан внутренний портал Тульского суворовского военного училища.
Целью создания портала является формирование актуальной медиасреды для суворовцев, способствующей всестороннему развитию личности, интересной для детей и подростков.
Задачи портала:
• публикация качественного контента;
• привлечение суворовцев к наполнению портала, выбору тематики и направлений развития медиасреды;
• дальнейшее развитие проекта в рамках практического применения дополнительного образования по направлениям: журналистика, фото/видеокружок, web-пpoгpaм-мирование, web-дизaйн.
На портале созданы: фильмотека, фотогалерея, аудиотека, электронная газета, страница психолога, web-игpы и ссылки на познавательные Интернет-ресурсы.
Материал для всех разделов портала подбирается с учетом возраста детей, разделы формируются на основе их интересов и в соответствии с требованиями Федеральных законов №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и №139 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации,
причиняющеи вред их здоровью и развитию"».
Таким образом, элективные курсы по информационным технологиям и внутренний портал ТлСВУ наряду с основной образовательной деятельностью и воспитательным процессом создают необходимые условия для формирования информационной культуры суворовцев в контексте воинского воспитания и профессиональной ориентации. 3
ЛИТЕРАТУРА
1. Шатрова, Я.Б., Овчинникова, Я.С. Формирование информационной культуры учащихся СВУ. Новые информационные технологии в образовании: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2014.
2. Новое цифровое поколение Ъ детей. - Режим доступа: Ыйрв:// bestlavka.ru/novoe-cifrovoe-роко1еше^-с^е;|/.
3. Царева, М.И. Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 91-94. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ рес1/агс1шге/216/12726.