И. В . АГЕЕВА
ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I.V. AGEE VA
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СУВОРОВЦЕВ
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF PUPILS OF SUVOROV MILITARY SCHOOLS
Сведения об авторе. Агеева Ирина Валентиновна — методист лаборатории инновационных образовательных технологий ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ» (г. Ульяновск. Email: irval971@mail.ru).
Аннотация. В статье анализируется понятие информационной культуры, обосновывается необходимость формирования этой составляющей общей культуры суворовцев, характеризуется опыт Ульяновского ГСВУ в данном направлении.
Ключевые слова. Информационная культура, информационная грамотность, метапредметные результаты.
Information about the author. Irina Ageeva — methodist of laboratory of innovative educational technologies the federal state educational institution «Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation"(Ulyanovsk. Email:irval971@mail.ru).
Summary. The article analyzes the concept of information culture, substantiates the necessity of formation it in the general culture of suvorovites. The experience of the Ulyanovsk GSVU is characterized in this direction.
Keywords. Information culture, information literacy, metasubject results.
Современное информационное общество породило ряд серьезных проблем: массив информации, с которым приходится справляться человеку, с каждым годом растет, информационная перегрузка вызывает ряд психологических проблем, навязываемые средствами массовой информации взгляды, идеи искажают реальную картину жизни. И особые требования в этих непростых условиях общество предъявляет к тем, кто должен обеспечить надежную защиту Отечества, — офицерским кадрам . В основе их подготовки — разработка и внедрение в учебный процесс современ-
ных информационных технологий обучения, которые позволят своевременно подготовить военных к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их в этой среде действовать, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий . Это становится особенно актуальным в условиях нестабильности современного мира . По словам Министра обороны Российской Федерации генерала армии С .К . Шойгу, в последнее время «обострилась информационная война, в которой ложь и клевета в
отношении нашей страны и ее Вооруженных Сил стали обыденным делом», — а значит, любому офицеру нужно уметь противостоять этим вызовам, критически оценивать информацию, уметь эффективно ее перерабатывать и использовать на благо своего народа и государства .
Процесс формирования информационной грамотности и шире — информационной культуры — это не только требование времени, но и социальный заказ, оформленный в государственном документе
Что мы будем понимать под информационной грамотностью и информационной культурой?
В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, в котором обобщается и анализируется гигантский массив знаний по данной проблематике, накопленный Секцией за время ее работы
В этой работе под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, для того чтобы сначала понять, какая информация тебе нужна, затем эффективно ее найти в информационном пространстве, далее преобразовать для более высокого качества усвоения, по ходу оценив ее достоверность и качество
В России получила большее распространение концепция информационной культуры (рис. 7). Этот термин впервые появился в отечественных публикациях в 70-х годах XX века .
Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий
Рис. 1. Концепция информационной грамотности
Информационная культура
Информационная грамотность
Информационное мировоззрение
Грамотность в сфере ИКТ
Рис. 2. Структура понятия «информационная культура»
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Вместе с тем концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности (рис. 2). В отличие от информационной грамот-
ности, она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки
Информационная культура предполагает как конкретные предметные знания, которые
могут быть получены не только на уроках информатики, но и на других, так и метапредметные умения — информационные компетенции, владение информационно-коммуникационными технологиями и наличие личностных качеств, которые определяют мотивацию деятельности, выбор целевых установок в соответствии с жизненными ценностями, способность оценивать информацию исходя из личных интересов .
Лабораторией инновационных образовательных технологий Ульяновского гвардейского суворовского военного училища разработан ряд мероприятий, направленных на повышение как информационной культуры суворовцев, так и компетентности педагогических работников в решении профессиональных задач с применением ИКТ. Особо хотелось остановиться на опыте проведе-
ния метапредметных недель, в частности — недели, нацеленной на формирование информационной культуры, получившей название «Стань серфером в море информации» (рис. 3). Новизна системы мероприятий, которые вошли в программу проведения недели, определяется прежде всего системно-деятельностным подходом . При разработке программы особое внимание уделяется развитию мотивационно-потребност-ной сферы личности суворовца . Все компоненты системы, начиная с названия недели и каждого из мероприятий, проведенных в ее рамках, продуманы с точки зрения привлекательности для подростков Отбор мероприятий тесно связан с интересами суворовцев, решением проблем, возникающих в их жизни в училище. Целевая установка является общей для комплекса мероприятий,
в числе которых и традиционные (открытые уроки, классные часы), и современные (квесты, мастер-классы, методические мастерские) формы организации совместной деятельности суворовцев и педагогических работников Основная задача в ходе каждого из мероприятий — вооружить суворовцев способами работы с информацией (рис. 4). Важнейшее условие — обучающиеся должны получить опыт применения знаний в ходе конкретной деятельности и получить итоговый информационный продукт. Это определяет технологическую составляющую недели — проектная деятельность Особое внимание уделено рефлексивному компоненту — по итогам каждого мероприятия на критериальной основе отбираются участники итоговой игры-квеста «Информационный серфинг»
Особо следует отметить еще один важный аспект: без информационной культуры педагогических работников сформировать ее у суворовцев невозможно, поэтому в структуре мероприятий недели предусмотрены занятия методической мастерской («Методическая копилка») для педагогических работников училища, в ходе которых у воспитателей и преподавателей есть возможность, выполняя практические задания, определить собственный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями. Одно из за-
Рис. 3. Метафора идеи метапредметной недели
Рис. 4. Библиографический квест «Курс навигации в мире информации» (6-й класс)
нятий «методической копилки» — «Презентация за полчаса» с педагогическими работниками доверено провести суворовцу 7-го курса (11-й класс). Это не первый опыт взаимодействия педагогов и суворовцев такого рода (день самоуправления, командная работа в процессе метапредметной недели «Читать не вредно, вредно не читать» и др ), который позволяет формировать коммуникативные навыки, устанавливать отношения взаимопомощи и сотрудничества между суворовцами и педагогами .
Если вести разговор об итогах метапредметной недели, то ее участники отмечают в первую очередь изменение отношения к информационному полю — понимание необходимости учиться эффективно работать, чтобы «не утонуть в море информации», осознавать свои цели и задачи в процессе работы с информацией, критически относиться к сведениям, полученным из
плению нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитию системы культурного и гуманитарного просвещения. Этим обстоятельством обусловлено проведение классных часов, посвященных теме безопасной работы с информацией, в том числе в сети Интернет, практически на всех курсах.
различных источников Помимо этого у педагогов накапливается информация об уровне компетентности суворовцев в области информационных технологий и в сфере коммуникации, есть возможность скорректировать материал уроков
И еще один немаловажный аспект Вопросы обеспечения информационной безопасности обозначены на правительственном уровне Распоряжением Правительства РФ 2 декабря 2015 года утверждена Концепция информационной безопасности детей, в которой констатируется тот факт, что взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества. При разумном и эффективном сотрудничестве общественных и государственных институтов информационные и коммуникационные технологии могут быть ключевыми элементами политики, способствующими сохранению культуры России, укре-
ЛИТЕРАТУРА
1. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство // Информационный блок МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ [Электронный ресурс]. — URL: www. evartist .narod .ru/mdo .
2 . Козлов О.А. Теорети ко-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: монография . — М ., МО, 1999. — 328 с .
3. Концепция информационной безопасности // Правительство России [Электронный ресурс]. — URL: http://government. ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3 p20168GA6hv3CtBxD .pdf (дата обращения: 18.04.2016).
4. Основы информационной культуры // Морской государственный университет[Электронный ресурс]. — URL: http://old. msun. ru/div/subdiv/ntic/books/ book1/4. htm (дата обращения: 18.04.2016).
5 . Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни: пер. с англ. — М. : MOO ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», [2007]. — 45 с. [Электронный ресурс] — URL: http://window . edu. ru/catalog/ pdf2txt/066/37066/14079 (дата обращения: 12.04.2016).
6. ФГОС: Основное общее образование // Минобрнауки. рф: [Электронный ресурс] — URL: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/ (дата обращения: 5.04.2016) .