Г.Г. ГАНИНА, И.Д. ЧУМАКОВА
G.G. GANINA, I.D. CHUMAKOVA
«ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»
«ON THE ROADS OF MEMORY»
РАБОТА ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СУВОРОВЦЕВ
THE WORK OF LITERARY ASSOCIATIONS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SUVOROVITES' READING LITERACY
Сведения об авторах: Ганина Галина Геннадьевна - заведующий библиотекой ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск);
Чумакова Ирина Дмитриевна - старший методист учебного отдела ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск).
Аннотация. Статья содержит опыт организации работы литературных объединений в суворовском военном училище. Подробно описывается цикл мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы.
Ключевые слова: литературное объединение, смысловое чтение, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война.
Information about the authors: Galina Ganina - the head of the library of FSBEE «Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» (Ulyanovsk);
Irina Chumakova - senior methodologist of Academic Department of FSBEE «Ulyanovsk Guards Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» (Ulyanovsk).
Summary. The article contains the experience of organizing the work of literary associations in Suvorov military school. The series of events dedicated to the 75th anniversary of the great Victory is described in detail.
Keywords: literary association, semantic reading, patriotic education, Great Patriotic War.
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Именно поэтому среди планируемых результатов освоения основной образовательной программы особое место занимают навыки смыслового чтения. Формирование инфор-
мационной культуры суворовцев через приобщение их к чтению как основному виду познавательной деятельности - одно из основных направлений работы библиотеки Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, а с помощью методистов учебного отдела сотрудники библиотеки научились разрабатывать и проводить тематические занятия таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить формирование читательской компетенции и в то же время ориентироваться на личностные
результаты - формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за прошлое народа России.
В конце 2016 года из штаба ВДВ в училище поступило указание о создании литературных объединений, цель которых - поддержка литературной деятельности обучающихся. В училище было принято решение использовать появившуюся возможность для развития читательских умений в зависимости
от уровня обученности суворовцев, и суворовцы, показавшие на стартовой диагностике повышенный и высокий уровень читательской грамотности, были зачислены в объединения «Библиофил» и «Диалог». Под руководством библиотекарей училища они углубились в изучение русской литературы, истории и современной жизни нашей страны, начали работать не только над освоением стратегий чтения, приемов понимания текста, но и над выразительностью своей устной и письменной речи.
Анализ реализации основной образовательной программы показал, что данная модель работы над смысловым чтением пошла на пользу как детям, так и нашим библиотекарям в плане профессионального роста и подготовки к внедрению профессионального стандарта по их направлению.
Отдельного упоминания заслуживает работа литературных объединений по формированию ценностного компонента личности суворовцев. В преддверии празднования 75-летия Великой Победы был разработан цикл занятий «По дорогам памяти». Основными задачами, которые стояли перед библиотекарями, было формирование мотивации к чтению книг, посвященных Великой Отечественной войне, создание условий для осмысления суворовцами событий военного времени, оценки величия подвига русского народа и эмоциональной включенности в события военного периода.
27 января 2019 года наш народ отметил 75-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Этому событию был посвящен урок-реквием «Дети блокады». Суворовцы своими глазами увидели 125 граммов блокадного житника, вспомнили пословицы о хлебе, прочитали и обсудили отрывки из книги Михаила Сухачева «Дети блокады», которая была написана на основе воспоминаний человека, испытавшего на себе все тяготы блокадной жизни. Приемы эмоционального
включения, создание условий для сопереживания происходившему в блокадном Ленинграде произвели неизгладимое впечатление на участников занятия. О результативности можно говорить с полной уверенностью, поскольку после этого мероприятия многие из ребят прочитали книгу «Дети блокады» полностью.
В ходе работы по повести Владимира Богомолова «Иван» на следующем занятии цикла были расставлены иные акценты: личностные качества героя повести стали объектом рассуждений и размышлений. Бесстрашие и выносливость юного разведчика поразили суворовцев. Читая вслух отдельные эпизоды книги, они восхищались его самоотверженностью и героизмом. Для наглядности ребятам была продемонстрирована вода с температурой +50 °С. Такой прием позволяет погрузиться в ощу-
щения персонажа, прочувствовать его. В конце занятия суворовцы отметили, что на примере поступков юного героя книги они могут научиться патриотизму и мужеству.
Следующим этапом погружения в события периода Великой Отечественной стало знакомство с судьбами ровесников. «Дети войны» - так назывался урок памяти, посвященный подвигам юных героев Великой Отечественной, которые приближали Победу в меру своих сил. Как и взрослые, они хлебнули горя полной чашей, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни... Словно фрагменты хронологической ленты, сменяя друг друга, звучали слова о первых днях войны, о фашистских лагерях смерти, об участии детей в партизанском движении и о том, как подростки трудились в глубоком тылу. Особый интерес вызвали страницы книг о подвигах юных пионеров. С фотографий на суворовцев смотрели сверстники, мечтавшие жить, любить. Но время выбрало их. Они подрывали мосты, вражеские эшелоны. Их подвергали пыткам и убивали. Осмысление материала занятия привело суворовцев к выводам о том, что сегодня юные герои -образец чести, совести, долга, они достойны уважения и поклонения.
Поэтический марафон «На подвиг вели боевой», посвященный поэтам и композиторам Великой Отечественной войны, позволил вывести суворовцев на эмоцио-
нальный, личностный уровень восприятия лирических произведений. Библиотекари познакомили суворовцев с песнями и стихами военного лихолетья, которые помогли нашему народу выстоять и победить грозного врага. Ребята с воодушевлением слушали стихи поэтов-фронтовиков, смотрели кинохронику, пели военные песни. Атмосферу военного времени поддержала выставка, на которой, кроме сборников стихотворений и музыкальных произведений, находились атрибуты времен Великой Отечественной войны: автомат, граната, каска, саперная лопатка, солдатская кружка. При подведении итогов занятия суворовцы с увлечением перечисляли имена и фамилии поэтов и композиторов, о которых шла речь.
Естественным продолжением поэтического марафона стало занятие «А музы не молчали», в ходе которого суворовцы уже сами выразительно читали стихотворения, написанные в суровые годы войны, ведь поэзия Великой Отечественной все 1418 дней и ночей сражалась вместе с народом. «И это были такие стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», - писал поэт-фронтовик А. Сурков. Занятие было выстроено в рамках проектной технологии: суворовцы, разделившись на команды, познакомились со стихотворениями в аудиозаписи, нашли в сети Интернет историю их создания, проанализировали
содержание, чтобы понять и правильно передать настроение поэтов, написавших произведения по горячим следам боев. Затем каждая команда выразительно читала одно из стихотворений, а остальные оценивали выступление, обращая внимание на эмоциональность, артистичность и выразительность.
Использование игровых технологий позволяет не только активизировать познавательную деятельность обучающихся, но и закрепить или приобрести практические навыки, которые могут быть востребованы в реальной жизни. На интеллектуальной игре «Не меркнет летопись побед» суворовцы продемонстрировали свою эрудицию и сообразительность. Игра проводилась по станциям. На «Исторической» - команды ответили на вопросы: «Сколько дней длилась блокада Ленинграда?», «Какое знаменательное событие связано с именами Егорова и Кантарии?» На «Литературной» - назвали поэтов и писателей, повествующих о войне, а также определили героев прочитанных произведений по описанию их подвигов. Загадки о военной технике суворовцы отгадали на станции «Техника Великой Отечественной», а на «Краеведческой» - поработали с картами города Ульяновска, отыскав улицы с именами героев войны. Станция «Солдатская сноровка» потребовала от ребят умения пришить пуговицу, свернуть треугольником солдатское письмо,
сделать ложку из бумаги, забинтовать раненому бойцу голову.
Безусловно, подготовка к 75-летию Великой Победы продолжается. Суворовцам представится возможность принять участие в часе истории, уроке мужества, интеллектуальных состязаниях, конкурсах рисунков. Будут оформлены книжные выставки, посвященные решающим сражениям Великой Отечественной войны. Вместе с суворовцами библиотекари подготовят обзор книг «О подвигах, о доблести, о славе» и дополнят рекомендательный список художественной литературы. Но уже сейчас по предварительным итогам можно судить о прогрессе в сознании участников литературных объединений: растет количество прочитанных суворовцами книг о войне, расширился объем знаний ребят о бытовой стороне жизни солдат и офицеров времен Второй мировой, рефлексия в финале занятий говорит о глубоких эмоциональных переживаниях, которые вызывает у ребят знакомство с текстами о войне.
Таким образом, мы можем говорить о том, что работа литературных объединений в довузовской образовательной организации Министерства обороны обладает обширным потенциалом не только для формирования читательских навыков, развития общей и литературной одаренности, но и для просвещения и воспитания в молодом поколении чувства гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, гордости за ее героическое прошлое и настоящее. "4*
ЛИТЕРАТУРА
1. Основная образовательная программа основного общего образования УГСВУ.
2. Басюк, В.С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования // Развитие личности, 2017. № 3.