Научная статья на тему 'ФОРМИРУЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ'

ФОРМИРУЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ КВЕСТ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ / INFORMATION CULTURE / BIBLIOGRAPHIC QUEST / LIBRARY LESSONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ганина Галина Геннадьевна

Статья содержит опыт работы по формированию информационной культуры суворовцев. Подробно описывается библиографический квест - активная форма массовой работы, в которой заложена модель развития навыков информационной деятельности, а также формирования положительного эмоционального отношения к процессу чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING POSITIVE EMOTIONS NON-TRADITIONAL MODELS OF LIBRARY LESSONS

The article contains the working experience on forming information culture of Suvorov pupils? As well as describes in detail the bibliographic quest - an active form of mass work, which contains a model for developing information skills and forming positive attitude to the reading process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРУЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Г.Г. ГАНИНА G.G. GANINA

ФОРМИРУЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ эмоции

FORMING POSITIVE EMOTIONS НЕТРАДИЦИОННЫЕ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ NON-TRADITIONAL MODELS OF LIBRARY LESSONS

Сведения об авторе. Ганина Галина Геннадьевна - заведующая библиотекой ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: galochka.ganina@mail.ru).

Аннотация. Статья содержит опыт работы по формированию информационной культуры суворовцев. Подробно описывается библиографический квест - активная форма массовой работы, в которой заложена модель развития навыков информационной деятельности, а также формирования положительного эмоционального отношения к процессу чтения.

Ключевые слова: информационная культура, библиографический квест, библиотечные уроки.

Information about the author. Galina Ganina - Head of the Library of the FSBEE «Guards Suvorov Military School in the city of Ulyanovsk» of the RF Defence Ministry» (Ulyanovsk. E-mail: galochka.ganina@mail.ru).

Summary. The article contains the working experience on forming information culture of Suvorov pupils? As well as describes in detail the bibliographic quest - an active form of mass work, which contains a model for developing information skills and forming positive attitude to the reading process.

Keywords: information culture, bibliographic quest, library lessons.

Современный библиотечный урок предполагает отведение большего времени на самостоятельную и информационно-поисковую деятельность: работу с каталогами, справочными и научно-популярными изданиями. Главная задача урока - научить суворовцев систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах, выработать способность самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем.

Результативность таких занятий зависит от умения вызвать интерес к теме, эмоциональности подачи материала, познавательной активности учащихся.

В целях активизации познавательной деятельности суворовцев мы, по мере возможности, используем презентации, видеоматериалы. Часть урока всегда носит практический характер, где мы стараемся применять игровые методики.

Для урока «Виды справочных изданий» готовятся карточки-задания: объяснить значение фразеологических оборотов, подобрать синонимы к словам, объяснить значение слов, расставить ударения. Эти задания ребята выполняют с помощью словарей, что способствует закреплению полученных на уроке знаний. Во время урока «Методы самостоятельной работы с литера-

турой» суворовцы составляют план рассказа, на занятии «Научно-познавательная литература» им дается задание: используя научно-популярные издания, найти материал для стенгазеты. На уроке «Структура книги» суворовцы отгадывают сканворд, состоящий из библиотечных терминов, а затем между ними проводится соревнование, в ходе которого из разрозненных элементов собирается небольшая книжка.

В нашей библиотеке становится популярной такая форма урока, как библиографический квест, о котором я хочу рассказать подробнее.

Библиоквест - активная форма массовой работы, в ко-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

торой заложена модель развития навыков информационной деятельности, а также формирования положительного эмоционального отношения к процессу чтения.

Основной целью мероприятия является закрепление знаний о справочно-библио-графическом аппарате, полученных на библиотечных уроках.

В игре этого жанра всегда предполагается задание, где необходимо что-то разыскать - предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.

При разработке сценария квеста сначала мы определяем, что будем искать. У нас в библиотеке есть замечательное подарочное издание книги Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского». Ее мы и решили использовать в качестве задания.

В результате поиска суворовцы должны были составить ключевую фразу - «Николай Михайлович Карамзин. История государства Российского».

Были разработаны маршрутные карты путешествия по библиографическим островам: «Острову книжных джунглей», «Острову каталогов», «Острову аннотаций», «Острову Всезнаек» и «Острову справочников». Островами стали помещения библиотеки. Карты путешествия команд был разработаны так, чтобы маршруты их не пересекались.

Слова ключевой фразы были зашифрованы по-разному. Поиск необходимо было вести, используя справоч-но-библиографический аппарат библиотеки.

На абонементе располагался «Остров книжных джунглей». Здесь нужно было найти книгу Николая Носова с рассказом о мальчике,

который ведет свой дневник. Чтобы отыскать ее, суворовцы заглядывали в содержание каждой книги Носова, предлагали разные варианты ответа, пока не добрались до нужного произведения: «Дневник Коли Синицына».

На «Острове каталогов» суворовцы искали отчество писателя Карамзина. Задание звучало так: «В алфавитном каталоге вы должны найти карточку на книгу писателя Ярошевского об известном русском биологе. Запишите отчество этого биолога (Ответ: Ярошевский М.Г. «Иван Михайлович Сеченов»).

На «Острове справочников» среди нескольких литературоведческих энциклопедий и справочников нужно было выбрать энциклопедию, в которой нужное слово было спрятано в предметном указателе. Так суворовцы отыскали фамилию автора: Карамзин.

Перед выполнением задания на каждом «острове» библиотекари повторяли с суворовцами, что такое каталог, справочник, энциклопедия, аннотации, какие вспомогательные указатели бывают в справочной литературе и т.д. Если суворовцы затруднялись с ответом, то обращались к толковым словарям, которые находились в каждом кабинете библиотеки.

Каждое слово названия исторического труда Карамзина было зашифровано отдельно, ребята искали их с помощью аннотаций предложенных книг. Сначала они должны были правильно выбрать книгу, а потом уже по ориентирам найти в ней нужное слово.

Пример задания: «Третье слово скрыто в аннотации на книгу о семействе Петра Великого. Это слово находится на 4-й строке сверху, 1-е слева» (Манько А.В. «Чтения об особах Российского императорского дома»).

Казалось бы, задание несложное, но часто суворовцы ошибались в выборе книг. Книги были подобраны разные, похожие по тематике, и чтобы найти нужную, мало было просто прочитать ее заглавие, надо было обязательно обратиться к аннотации.

И еще один этап - поиск информации в интернете. Мы загадали количество страниц в этой книге (это была цифра 1224, вот такая огромная книга!) и сопоставили с событием, происходившим в 1224 году. Задание звучало так: «В интернете найдите следующую информацию: в каком году рыцари-меченосцы захватили главную русскую крепость Юрьев в Прибалтике. Запишите эту цифру».

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Когда были записаны все части ключевой фразы, мы объяснили командам, что им нужно найти книгу. Эта книга находилась на выставке, посвященной 250-летию Николая Михайловича Карамзина. Но там было 3 разных издания. И только по количеству страниц можно было определить нужную.

Суворовцы с азартом включились в игру и успешно справились со всеми заданиями. Казалось бы, в процессе проведения мероприятия учащиеся работали с тем же самым скучным справочным аппаратом библиотеки, но надо было видеть, с каким интересом они это делали!

2017 год был объявлен в России Годом экологии. И мы решили разработать сценарий квеста, посвященного природе.

Разработка сценария проходила по тому же плану. Целью поиска определили «Красную книгу». И в этом случае мы зашифровали каждую букву названия.

На «Острове книжных джунглей» ищем буквы - К, Н, И, Г, А. Эти буквы спрятаны в названиях произведений писателей, которые писали о флоре и фауне: М.М. Пришвина, В.В. Чаплиной, Эрнеста

Сетона-Томпсона, Н.Ю. Дуровой, Редьярда Киплинга. Сначала нужно будет угадать писателя по трем наводящим вопросам, а затем конкретное произведение. Все эти книги будут представлены на выставке.

Пример задания: В книге этой писательницы есть советы юным дрессировщикам. Найдите по содержанию, на каком музыкальном инструменте можно научить играть петуха? Запишите первую букву названия этого инструмента (Г - Гусли).

На «Острове каталогов» задание будет звучать так: в систематическом каталоге в разделе 28.6 «Зоология» найдите карточку на книгу Корабельникова В.А. «Легенды и быль о...». О каких животных рассказывает эта книга? Запишите первую букву названия животных (С - собака).

На «Острове аннотаций» по ориентирам нужно будет найти в аннотации слово. Пример задания: Эта книга о животных, живущих в неволе. Искомое слово находится в аннотации на пятой сверху строке, десятое слева. Запишите первую букву этого слова.

На «Острове справочников» задание можно будет выполнить, обратившись к предметным указателям в справочных пособиях.

Квест-игра учит пользоваться библиотекой, знакомит с расположением отделов, размещением в ней справочно-библиографического аппарата. Игра в команде помогает лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений. Способствует развитию личностных качеств суворовцев, таких, как внимание, память, скорость и логика мышления, навыков командной работы, вызывает массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуют развитию коммуникации участников.

Все библиотечные уроки, описанные выше, направлены на выполнение важнейшей задачи - подготовить суворовцев к жизни в информационном обществе, научить их ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо. Приобретенные умения позволят им эффективно находить, оценивать, использовать информацию на уровне, который требуется для включения в разнообразные виды деятельности. *;"

ЛИТЕРАТУРА

1. Илдаркина Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей/ Е.В. Илдаркина. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

2. Гендина Н. Информационная грамотность или информационная культура/ Н. Гендина // Школьная библиотека, 2005. № 3.

3. Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке [Электронный ресурс] // Режим доступа // http://kotovkaschkola.ucoz.ru/ поу^еЬоуат/ЫЫ^екаДогту_ raboty_s_detmi_v_biblioteki.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.