Научная статья на тему 'ТРЕНАЖЕРЫ И КУЛЬТУРА СУВОРОВЦЕВ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ'

ТРЕНАЖЕРЫ И КУЛЬТУРА СУВОРОВЦЕВ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / INFORMATION-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DIGITAL DIDACTICS / MODERN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубеев Марат Тасоевич, Свиридов Михаил Аркадьевич, Рыжикова Юлия Александровна

В цифровом образовательном процессе обучения особое значение приобретают метацифровые (программно-аппаратные) комплексы. Это обучающие симуляторы, тренажеры, игры, средства дополненной реальности, фиксирующие качество отдельного действия. Цифровая дидактика - наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. В данной статье рассмотрено внедрение в образовательный процесс Северо-Кавказского суворовского военного училища цифровых технологий, разработанных в училище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тубеев Марат Тасоевич, Свиридов Михаил Аркадьевич, Рыжикова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATORS AND CULTURE OF SUVOROVITES INTRODUCING NEW TECHNOLOGIES BASED ON DIGITAL DIDACTICS

In the digital educational process of education metadigital (software and hardware) complexes are of great importance. They are training simulators, training machines, games, means of supplemented reality that are fixing the quality of separate action. Digital didactics is a science of organization of the educational process in conditions of the digital society. In this article implementation of digital technologies in educational process of North-Caucasian Suvorov military school, developed at school, is considered.

Текст научной работы на тему «ТРЕНАЖЕРЫ И КУЛЬТУРА СУВОРОВЦЕВ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ»

М.Т. ТУБЕЕВ, М.А. СВИРИДОВ, Ю.А. РЫЖИКОВА

M.T. TUBEEV, M.A. SVIRIDOV, YU.A. RYZHIKOVA

ТРЕНАЖЕРЫ И КУЛЬТУРА СУВОРОВЦЕВ

SIMULATORS AND CULTURE OF SUVOROVITES

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ INTRODUCING NEW TECHNOLOGIES BASED ON DIGITAL DIDACTICS

Сведения об авторах: Тубеев Марат Тасоевич - заместитель начальника по инновационным образовательным технологиям Северо-Кавказского суворовского военного училища, полковник запаса (г. Владикавказ. E-mail: marat. tub@mail. ru);

Свиридов Михаил Аркадьевич - начальник лаборатории инновационных образовательных технологий и технических средств обучения Северо-Кавказского суворовского военного училища, полковник запаса (г. Владикавказ. E-mail: labiotsksvu@yandex. ru);

Рыжикова Юлия Александровна - преподаватель научного общества обучающихся Северо-Кавказского суворовского военного училища, кандидат педагогических наук (г. Владикавказ. E-mail: JULIAS160378@ yandex. ru).

Аннотация. В цифровом образовательном процессе обучения особое значение приобретают метацифровые (программно-аппаратные) комплексы- это обучающие симуляторы, тренажеры, игры, средства дополненной реальности, фиксирующие качество отдельного действия. Цифровая дидактика - наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. В данной статье рассмотрено внедрение в образовательный процесс Северо-Кавказского суворовского военного училища цифровых технологий, разработанных в училище.

Ключевые слова: информационно-образовательные технологии, цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, цифровая дидактика, современная школа.

Information about the authors: Marat Tubeev - Deputy head of the North Caucasus Suvorov military school for innovative educational technologies, reserve Colonel (Vladikavkaz. E-mail: marat. tub@mail. ru);

Mikhail Sviridov - head of the laboratory of innovative educational technologies and technical training tools of the North Caucasus Suvorov military school, reserve Colonel (Vladikavkaz. E-mail: labiotsksvu@yandex. ru);

Yulia Ryzhikova - a teacher of scientific student society of North-Caucasian Suvorov military school, candidate of pedagogigs (Vladikavkaz. E-mail: JULIAS160378@yandex. ru).

Summary. In the digital educational process of education metadigital (software and hardware) complexes are of great importance. They are training simulators, training machines, games, means of supplemented reality that are fixing the quality of separate action. Digital didactics is a science of organization of the educational process in conditions of the digital society. In this article implementation of digital technologies in educational process of North-Caucasian Suvorov military school, developed at school, is considered.

Keywords: information-educational technologies, digital-educational resources, electronic educational resources, digital didactics, modern school.

Наличие в современном мире цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), а также электронных образовательных ресурсов (ЭОР) подвигает нас к переосмыслению способов и путей работы с данными электронными обучающими объектами в ежедневной образовательной практике. Очевидна необходимость создания цифровой среды с интенсивным использованием креативных технологий.

В настоящее время в нашей стране реализуются Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

В связи с этим внедрение современных цифровых технологий в образовании открывает новые возможности в обучении и воспитании суворовцев СК СВУ. Цифровая дидактика - наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Она опирается на основные понятия и принципы традиционной дидактики, изменяя их применительно к условиям цифровой среды. При этом необходимо учитывать особенности факторов, влияющих на построение образовательного процесса:

• цифровое поколение - новое поколение обучающихся;

• цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам;

• новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней.

Анализируя характеристики цифрового поколения, мы понимаем важность внедрения цифровой дидактики, как одного из условий, ориентированных на формирование цифровой культуры у обучающихся СК СВУ - будущих курсантов высших учебных заведений Министерства обороны РФ.

На практике широкое применение инновационных моделей учебной работы на основе цифровых технологий, которые используют цифровые ресурсы, инструменты, сервисы и образовательный потенциал разветвленной системы взаимодействий в системе «обучающиеся - информационная образовательная среда - преподаватели», остается сложно реализуемым. Чтобы исправить положение, требуется расширить действующую модель обучения - создание компьютерных классов и подключение к Интернету. Для ее расширения на основе организации инновационной модели на основе цифровых технологий необходим синтез:

- новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий;

- непрерывного профессионального развития педагогов;

- новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;

- организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений (соответствующего настроя в коллективе, поддержки педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы).

Суть цифровой трансформации образования - достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Цифровые технологии помогают на деле использовать

новые педагогические практики (новые модели организации и проведения учебной работы). Такая трансформация может качественно различаться по степени изменений и уровням внедрения цифровых технологий. Сегодня определены четыре уровня внедрения цифровых технологий в учебный процесс, которые могут использоваться как на уровнях «Замещение», «Улучшение», а также и на уровнях «Изменение» и «Преобразование» педагогической практики. За рубежом такое деление уровней внедрения цифровых технологий в учебный процесс обычно называют моделью SAMR.

(1) Замещение. На первом уровне внедряется новый (цифровой) инструмент/средство учебной работы. При этом изменение функциональности цифрового инструмента по сравнению с традиционным оказывается минимальным, а педагогическая практика, по сути, не меняется.

Пример замещения: переход от чтения текста в напечатанном учебнике к чтению его на экране компьютера (планшета и т.п.).

(2) Улучшение. На втором уровне замещение традиционного инструмента/средства учебной работы новым (цифровым) происходит интенсивней. Функциональность нового инструмента улучшается по сравнению с функциональностью предыдущего (например, он становится удобнее, проще и т.п.), что позволяет расширить ее возможности в педагогической практике.

Пример улучшения: переход от демонстрации материала на бумажных плакатах к демонстрации

¡гщр

1 штаг

его с помощью мультимедийного проектора.

(3) Изменение. На третьем уровне традиционный инструмент/ средство учебной работы тоже замещается новым (цифровым). Но при этом его функциональность существенно расширяется, появляется возможность решать его с помощью более широкого спектра задач. Педагогическая практика заметно улучшается, а традиционный перечень задач учебной работы расширяется.

Пример изменения: обучающиеся создают мультфильмы и «цифровые повествования», готовят видеопрезентации размещения их в сети и т.п.

(4) Преобразование. На четвертом уровне функциональность новых (цифровых) инструментов/ средств учебной работы не просто заметно расширяется, но и становится качественно другой по сравнению с функциональностью традиционных инструментов. С помощью цифровых технологий решаются задачи, которые нереально решить без их применения.

Пример изменения: переход к персонализированной организации учебной работы, в рамках которой ведущую роль играют цифровые инструменты, адаптивные цифровые учебные материалы, информационные системы. Новые инструменты помогают строить

индивидуальные образовательные траектории, подбирать учебный материал с учетом интересов и возможностей каждого обучающегося.

Также важной задачей становится подготовка качественных учебных и методических материалов. В настоящее время наиболее эффективное ее решение состоит в поддержке разработки и использования цифровых образовательных ресурсов и продуктов (в том числе учебные карты, методические материалы, учебники, аудио- и видео-

ресурсы, мультимедийные и другие материалы, которые предназначены для использования в образовательном процессе).

Важным шагом на пути цифровой трансформации образования является разработка комплекса цифровых инструментов (в том числе с использованием технологий виртуальной реальности и методов искусственного интеллекта), включающего учебные компьютерные среды, симуляторы и тренажеры, виртуальные лаборатории и обучающие игры, учебно-наглядные пособия, оборудование и материалы для проведения лабораторных и практических работ.

Для реализации этой идеи целесообразно, как нам видится, применение инновационных цифровых технологий - виртуальной и дополнительной реальности, обеспечивающих формирование у обучающихся образовательных компетенций.

Цель:

- создание активной модели цифровой образовательной среды посредством внедрения цифровой дидактики, способствующей мотивации суворовцев к выбору профессии офицера.

Задачи:

- закрепление базовых знаний с помощью активной деятельност-ной среды;

- повышение социального и дидактического качества образования;

- доступ к интерактивным образовательным ресурсам.

Практический результат.

Тщательно организованный цифровой образовательный процесс позволяет продвинуться в разрешении проблемы учебной мотивации обучающихся.

Во-первых, широкие возможности для индивидуализации содержания, темпа учения, способа подачи материала способствуют созданию ситуации успеха в достижении высоких результатов каждым обучающимся.

Во-вторых, мотивирующим фактором выступает немедленная обратная связь, которую обеспечивает использование цифровых технологий.

В-третьих, использование цифровых технологий в образовательном процессе более адекватно воспринимается цифровым поколением.

В-четвертых, в цифровом образовательном процессе может быть существенно расширен спектр специальных приемов управления мотивацией учения, в том числе с использованием игрового антуража, динамичной смены вирту-

альных и социальных ситуаций учения и т.д.

Эффективность решения этих задач предусматривает развитие и усовершенствование применения инновационных методов обучения.

В цифровом образовательном процессе обучения особое значение приобретают метацифровые (программно-аппаратные) комплексы. Это обучающие симуляторы, военные тренажеры, игры, средства дополненной реальности, датчики, фиксирующие качество отдельного действия. Использование таких комплексов является необходимым условием для формирования у обучающихся метапредметных навыков с ориентацией на формирование цифровой культуры будущих курсантов высших учебных заведений Министерства обороны РФ.

В Северо-Кавказском суворовском военном училище данный вопрос реализуется с использова-

нием авторских учебных тренажеров, разработанных начальником лаборатории инновационных образовательных технологий и технических средств обучения, которые выполняют задачи как активного обучения, так и контроля (самоконтроля) полученных знаний. Разработанные тренажеры обеспечивают воспитанников СК СВУ необходимыми возможностями для отработки первичных навыков штабной культуры будущих офицеров, позволяют проводить обучение автономно и более наглядно в интерактивной форме. Помогают включению подростка в вариативную социально значимую деятельность, способствующую формированию у них готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях. Наряду с этим в училище разработан и внедрен учебный образовательный пор-

тал, в котором размещены учебные тренажеры, дидактические материалы, позволяющие самостоятельно закрепить полученные навыки. Доступ ко всем ресурсам осуществляется по локальной сети училища и имеется у всех обучающихся и преподавателей.

Предлагаем более подробно рассмотреть данные учебные тренажеры.

Учебный тренажер «Карточка огня МСО».

Тренажер предназначен для изучения порядка составления карточки огня МСО.

Учебный тренажер «Карточка огня мотострелкового отделения» предназначен для обучения суворовцев 10 классов по предмету «Основы тактики». Используется с целью формирования устойчивых первичных навыков штабной культуры будущих офицеров:

- оформление и последовательное вычерчивание элементов карточки огня отделения в обороне;

- определение условных тактических знаков;

- умение правильно оформлять боевые графические документы;

- самоконтроль знаний обучающегося.

Выполняемые задачи:

1. Изучение последовательности составления карточки огня МСО.

2. Проверка практических навыков в составлении карточки огня МСО.

Тренажер используется при изучении следующих тем:

• тема № 8 «Боевые графические документы»;

• тема № 11 «Отделение в обороне в непосредственном соприкосновении с противником»;

• тема № 12 «Основы огневой подготовки»;

• тема № 15 «Управление огнем МСО в обороне», «Основы военной топографии».

Учебный тренажер «Автомат Калашникова АК-74».

Учебный тренажер «Автомат Калашникова АК-74» предназначен для обучения суворовцев по предмету «Основы военной подготовки», используется с целью формирования устойчивых знаний и навыков, обучающихся в обращении с автоматом.

С помощью тренажера осваиваются вопросы, связанные с устройством автомата, работой частей и механизмов, порядком разборки и сборки. Тренажер содержит тесты для проверки знаний и практические тренировочные задания.

Выполняемые задачи:

1. Изучение устройства, ТТХ, работы частей и механизмов и порядка неполной разборки и сборки автомата.

2. Проверка качества знаний обучающихся о последовательности неполной разборки и сборки, о работе отдельных частей и механизмов автомата.

Учебный тренажер «Пистолет Макарова».

Учебный тренажер «Пистолет Макарова» предназначен для

обучения суворовцев по предмету «Основы военной подготовки». Используется с целью формирования устойчивых знаний и навыков обучающихся с данным видом огнестрельного оружия.

Тренажер является учебно-упражняющим устройством, помогает освоить устройство пистолета, ход работы его частей и механизмов, порядок разборки и сборки. Он также применяется для выполнения заданий по тренировке разборки и сборки после неполной разборки пистолета

Выполняемые задачи:

1. Изучение устройства, ТТХ, работы частей и механизмов и порядка неполной разборки и сборки пистолета.

2. Проверка качества знаний обучающихся о последовательности неполной разборки и сборки, о работе отдельных частей и механизмов пистолета.

Эффективное использование тренажеров в учебном процессе экономит время на изучение и отработку навыков, дает возможность существенно сократить количество ошибок обучающихся, повышает скорость принятия решений, помогает наиболее правильно оценивать уровень приобретенных знаний и полученных навыков, индивидуализировать обучение.

Учебные тренажеры обеспечивают наиболее полное освоение учебного материала и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи приобретенных знаний с практическими навыками, необходимыми будущим офицерам.

Таким образом, использование новых методов обучения, основанных на интеграции образовательных технологий и инновационных цифровых технологий, создает необходимые условия для эффективного приобретения компетенций и формирования информационной культуры суворовцев в контексте воинского воспитания и профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.