Научная статья на тему 'УРОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СУВОРОВЦЕВ'

УРОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СУВОРОВЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL AWARENESS / ECOLOGICAL LITERACY / ECOLOGY / ENVIRONMENT / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Евгения Евгеньевна, Гордиенко Марина Валерьевна

В статье затрагивается вопрос формирования экологического сознания и экологической грамотности суворовцев, как одной их ключевых компетенций выпускника, раскрывается сущность понятия «экологически грамотная личность», приводятся конкретные примеры экологических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцова Евгения Евгеньевна, Гордиенко Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASS COMPONENT OF-CLASS ACTIVITIES METHODICAL FOUNDATIONS FOR FORMING THE ENVIRONMENTAL COMPETENCE OF SUVOROVITES

The article deals with forming environmental awareness and ecological literacy among pupils of Suvorov military schools as one of the key competencies of a graduate, as well as reveals the concept of «ecologically competent personality» giving the specific examples of environmental activities.

Текст научной работы на тему «УРОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СУВОРОВЦЕВ»



s* ,.

Ш

Е.Е. СКВОРЦОВА, М.В. ГОРДИЕНКО

Ye.Ye. SKVORTSOVA, M.V. GORDIYENKO

урочный компонент

внеурочной деятельности

CLASS COMPONENT OF OFF-CLASS ACTIVITIES

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СУВОРОВЦЕВ

METHODICAL FOUNDATIONS FOR FORMING THE ENVIRONMENTAL COMPETENCE OF SUVOROVITES

Сведения об авторах: Скворцова Евгения Евгеньевна - методист учебного отдела, преподаватель отдельной дисциплины (английский язык) ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ», кандидат философских наук (г. Тула. E-mail: [email protected]);

Гордиенко Марина Валерьевна - старший методист учебного отдела ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ» (г. Тула. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье затрагивается вопрос формирования экологического сознания и экологической грамотности суворовцев, как одной их ключевых компетенций выпускника, раскрывается сущность понятия «экологически грамотная личность», приводятся конкретные примеры экологических мероприятий.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая грамотность, экология, окружающая среда, экологическая культура.

Information about the authors: Yevgeniya Skvortsova - Methodologist of the Curriculum Branch, Teacher of the Separate Discipline (English

_____ ___ language) of the FSBGEE «Tula Suvorov Military School of the RF Defence

Ministry», Cand. Sc. (Philos.) (Tula. E-mail: [email protected]); Marina Gordiyenko - Senior Methodologist of the Curriculum Branch of the FSBGEE «Tula Suvorov Military School of the RF Defence Ministry» (Tula. E-mail: [email protected]).

Summary. The article deals with forming environmental awareness and ecological literacy among pupils of Suvorov military schools as one of the key competencies of a graduate, as well as reveals the concept of «ecologically competent personality» giving the specific examples of environmental activities.

Keywords: ecological awareness, ecological literacy, ecology, environment, ecological culture.

Твек ставит перед Л. Л. 1 поколением живущих в нем людей масштабные задачи по сохранению окружающего нас мира и исправлению глобальных ошибок, ведущих к нарушению экологического равновесия, глобальным катастрофам природного и техногенного характеров. Человек должен осознать, что сейчас как ни-

когда спасение планеты зависит только от него. Вот почему новое столетие требует от общества формирования экологически грамотной личности, несущей персональную ответственность за будущее планеты.

Для наиболее полного осмысления понятия «экологически грамотная личность» рассмотрим значение тер-

мина «экология», который энциклопедический словарь трактует следующим образом:

- наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой. В данном случае говорят об экологии растений, экологии животных, экологии человека;

- экологическая система. К примеру, ведут речь об экологии леса;

- природа и вообще среда обитания всего живого (обычно о плохом их состоянии).

Однако помимо традиционных значений с 70-х годов XX века термин «экология» приобретает новый смысл: постепенно складывается экология человека (социальная экология), которая ставит перед обществом ряд философских, социологических, экономических, географических и других вопросов и задач. Появляется такое направление, как экология города, в научных кругах говорят об экологической этике, экологизации науки. О формировании сознательного отношения к природе в этот период свидетельствует создание ряда политических партий («ОгеепРеасе», «Зеленые»), привлекающих внимание общества к проблемам окружающей среды.

В первом десятилетии XXI века в образовании сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования, гарантией реализации которой служит Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования второго поколения (далее - ФГОС).

Так ФГОС ставит перед образовательными учреждениями ряд задач, включенных в примерные программы по базовым учебным предметам и направленных на формирование экологической грамотности детей и подростков:

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях;

- необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- привитие основ экологической грамотности и экологического мышления;

- формирование ценностного отношения к природе и жизни, целостного восприятия мира;

- развитие умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.

В Тульском суворовском военном училище уделяется особое внимание экологическому воспитанию подростков. Одной из целей освоения образовательной программы основного общего образования является формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.

В рамках училища система экологических понятий «Человек - Общество - Природа» выстраивается благодаря интеграции компонентов дисциплин гуманитарного цикла (география, обществознание, история) и дисциплин предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» в экологический компонент дисциплин естественнонаучного цикла (химия, физика, биология).

[Ц-Ц 1]! 11 1 т 1 1 г >

1 М.-1 ■¿■Ь Ц]: Т11:1

С целью решения основных задач экологического образования в 2016-2017 и 2018-2019 учебных годах в ТлСВУ помимо основной учебной деятельности проводится ряд мероприятий, направленных на формирование экологической грамотности воспитанников. Так, в 2017 году было организовано информирование обучающихся о проведении Года экологии на уроках, внеурочных занятиях, внеклассных мероприятиях и в системе дополнительного образования.

В рамках учебной деятельности на уроках технологии, приуроченных к всемирному Дню птиц, обучающиеся изготовили скворечники и кормушки, посетили экологическую книжную выставку, приняли участие в литературном марафоне «Воспевай природу, радуйся, душа!».

В рамках системы воспитательной работы были проведены классные часы на тему основных экологических проблем, воспитанники выпустили серию стенгазет, провели ряд экологических акций, совершили экологическое путешествие «Береги свою планету - ведь другой, похожей, нету», приняли участие в экологическом субботнике и посадке «Аллеи Славы», посетили с экскурсией Тульский областной эко-лого-биологический центр,

S* ,.

MiIAZA.

Iii

организовали заседание экологического суда «Природа просит защиты!».

В рамках дополнительного образования суворовцы приняли участие в конкурсе плакатов и рисунков «Сохраним Землю голубой и зеленой». Кружок по углубленному изучению биологии дает суворовцам возможность серьезно изучать проблемные вопросы окружающей среды.

Летняя трудовая практика 2016-2017 учебного года для суворовцев 5-х классов проходила на базе Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Ребята помогали сотрудникам музея поддерживать порядок и чистоту в усадьбе: убирали скошенную траву, удаляли поросль древесных пород, собирали сучья в саду. Также наши воспитанники посетили увлекательные экскурсии по заповеднику «Шаги в природу», «Традиции русской усадьбы», «Доброму гостю хозяин рад». Ежедневно суворовцы готовили фотоотчет о проведенных работах, а также вели фенологический дневник.

Существенную роль в формировании экологически грамотной личности играют конференции и конкурсы, проводимые довузовскими образовательными организациями Министерства обороны Российской Федерации. Так, воспитанники ТлСВУ приняли участие в конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Моя планета», конкурсе научно-исследовательских работ «250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина посвящается: история России в событиях и лицах - А.Т. Болотов», III Всеармейском инновационном фестивале научных идей «Старт в науку», Школьной секции V

Всероссийского съезда экологов и II Международной выставке-форуме «ЭКОТЕХ».

«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок».

Р. Эмерсон

Таким образом, комплекс мероприятий, проводимый в ТлСВУ, позволяет в полной мере создать условия, необходимые для формирования экологически грамотной личности воспитанников. Совокупность таких видов работ, как экологический практикум, экологический проект, экологический мониторинг, ролевая игра, дискуссия, микроисследование, полемика, тренинг, активизируют различные познавательные методы. Всесторонний подход к проблемам окружающей среды как со стороны процесса обучения, так и воспитания, обуславливают устойчивый интерес воспитанников к решению экологических проблем. Виды работ прикладного характера направлены на формирование личного опыта суворовцев, что приводит к сознательному отношению к острым вопросам экологии.

Безусловно, одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и коллективом училища, является формирование гармонично развитой, сознательной личности, готовой к жизни вне стен училища, представляющей реальную обстановку в мире и комплекс существую-

щих социальных, нравственных и экологических проблем человечества, умение адекватно реагировать на происходящие изменения,

В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической грамотности личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на происходящие изменения, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения. Человек будущего - это личность, живущая в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости. ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедический словарь АКАДЕМИК. - Режим flocTyna:https://dic. academic. ru/dic.nsf/es/65990/%Dl%8 D% D0% BA% D0% BE% D0% В B%D0%BE%D0%B3%D0%B 8%D1%8F.

2. Значение слова Экология. - Режим flocTyna:http:// lib.deport.ru/slovar/bes/e/ ekologija.html.

3. Сущность, цель и задачи формирования экологической культуры в педагогической науке. - Режим доступа: http://studbooks.net/1821495/ pedagogika/suschnost_tsel_ zadachi_formirovaniya_ ekologicheskoy_kultury_ pedagogicheskoynauke.

4. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Дзятковская E.H., Захлеб-ный А.Н., Либеров А.Ю. https:// refdb.ru/look/3968037-p4.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.