YA.V. PRIKHODKO, L. A. KADOCHNIKOVA
УЧИМСЯ ОБУЧАЯ
LEARNING BY TEACHING
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
INTERNET TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION FOR IN-DEPTH STUDY OF FOREIGN LANGUAGES
Сведения об авторах: Приходько Яна Викторовна - преподаватель английского языка высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (г. Оренбург);
Кадошникова Лариса Александровна - преподаватель немецкого языка высшей квалификационной категории ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (г. Оренбург).
Аннотация. В статье рассматривается образовательный потенциал Интернет-технологий в организации сетевого взаимодействия как совокупности социокультурного, ценностно-ориента-ционного, информационно-содержательного, комму ник ативно-инте-рактивного, креативно-созидательного, технико-функционального ресурсов.
Авторами описан опыт реализации проекта сетевого взаимодействия образовательных организаций города и области для развития творческих и талантливых обучающихся, связывающих свою будущую профессию с иноязычной коммуникацией.
Ключевые слова: Интернет-технологии, иноязычная коммуникативная компетентность, сетевое взаимодействие.
Information about the authors: Yana Prikhodko - English teacher of the highest qualification category, candidate of pedagogical Sciences (Orenburg);
Larisa Kadochnikova - German language teacher highest qualification category (Orenburg).
Summary. The article deals with the educational potential of Internet technology in network interaction as a unity of socio-cultural, value-oriented, informative and substantive, communicative-interactive, creative, technical and functional resources.
The authors describe the experience of the network interaction implementation within the regional educational institutions among creative and gifted schoolchildren. The article provides the reader with some data on the results of network interaction among educational institutions of Russian Ministry of Defense.
Keywords: Internet technology, foreign language communicative competence, network interaction.
Я.В. ПРИХОДЬКО, Л.А. КАДОШНИКОВА
Шы
Российская система общего образования призвана стимулировать формирование иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся, необходимой для их успешной со-
циализации и самореализации, эффективного межкультурного общения в поликультурном обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего обра-
зования в качестве предметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы выделены: толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-
собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур. Особое значение приобретает использование педагогического потенциала Интернет-технологий в целях формирования иноязычной коммуникативной компетентности выпускников кадетских училищ как основного атрибута культурного развития языковой личности (в условиях интеграции в международное образовательное пространство), способной к конструктивному построению межкультурной коммуникации; быстрому ориентированию в многообразном потоке социокультурной информации с учетом различия менталитетов, ценностных установок, традиций носителей языка; апробации новых практико-ориентированных основ социолингвистики, лингводидактики, компаративной лингвистики, адекватных современной динамичной ситуации; критическому анализу противоречивой (и не всегда достоверной) информации в современном социуме и самостоятельному ответственному выбору при решении возникающих рискогенных ситуаций; преодолению барьеров при иноязычном общении. Современные Интернет-технологии обладают обширным потенциалом для иноязычной практики кадета, накопления опыта установления сотрудничества (с учетом специфики неродной культуры) и общения с виртуальными носителями языка, толерантного восприятия окружающей действительности, а также адекватного самовыражения и самообразования в современных условиях социальной действительности.
Мы рассматриваем потенциал Интернет-технологий как совокупность ресурсов (социокультурного, ценностно-ориентационного, информационно-содержательного, коммуникативно-интерактивного,
креативно-созидательного, технико-функционального) и возможностей (доступ к общемировому культурному наследию в различных языковых сообществах; ценностно-смысловая ориентация в родной и иноязычной культуре; информационно-содержательная лингвоориентированная насыщенность Интернет-коммуникаций; многоуровневость межкультурных взаимосвязей, взаимодействия, опыта межсубъектного общения; широкий технический и функциональный спектр реализации доступа в сеть Интернет; безграничность и свобода выбора практики виртуального общения, высокая активность пользователя), определяющих успешность формирования иноязычной коммуникативной компетентности кадета.
Рассмотрим подробнее основные ресурсы, являющиеся составной частью потенциала Интернет-технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетентности кадета. Социокультурный ресурс определяет сферу приобщения кадета к общемировому социокультурному опыту человечества. Данный ресурс позволяет сформировать системные представления кадет об окружающем мире, расширить содержательный план общения посредством предоставления в Сети доступа к культурному наследию. Использование данного ресурса дает возможность актуализации речевой деятельности за счет различных форм Интернет-коммуникации (чатов, дискуссионных форумов, скайпа, блога, видеоконференций), определяющих способы формирования готовности кадета оптимально соотносить иноязычную и родную культуры, толерант-но воспринимать традиции, нормы различных культур.
Ценностно-ориентационный ресурс определяет ценностную направленность кадета к самостоятельному приобретению лингво-культурологических знаний, развитию желания осуществлять
межкультурную и межличностную коммуникацию с носителями изучаемого языка на основе социально значимых ценностей. Данный ресурс обуславливает направленность формирования иноязычной коммуникативной компетентности кадет на практическое овладение лингвокультурными знаниями, расширяющими возможности ориентации в потоке информации, определяющими развитие способности прогнозировать особенности восприятия адресата, выбирая оптимально приемлемые формы межкультурного взаимодействия.
Информационно-содержательный ресурс определяет содержательную и лингвоориен-тированную насыщенность Интернет-коммуникаций в контексте свободного доступа кадета к необходимой информации и эффективному ее использованию. Это позволяет выбирать приемы и темпы обучения, обусловленные уровнем практического владения иностранным языком, коммуникативными способностями и интересом обучающегося. Коммуникативно-интерактивный ресурс Интернет-технологий отражает реализацию многоуровнево-сти межкультурных взаимосвязей, взаимодействий (этнических, национальных, цивилизационных, межнациональных, региональных). Включение обучающихся в межкультурную коммуникацию с носителями изучаемого иностранного языка позволяет кадету конструировать взаимодействие в контексте своих желаний, способностей, уровня владения языком; получать обратную связь, корректировать свое поведение (произносительные навыки и умения при видеотрансляции), не нарушая межкультурную самобытность по отношению друг к другу. Межкультурная коммуникация с носителями изучаемого иностранного языка обеспечивается с помощью применения таких средств, как форумы (поддержание многостороннего диалога в общении онлайн
и оффлайн); блоги (личной странички в сети Интернет, благодаря которой участники процесса общения могут оставлять свое мнение или поделиться точкой зрения по какому-либо насущному вопросу), видеоконференции и телеконференции (многосторонний диалог в реальном времени с использованием Бкуре), электронная почта (поддержание двустороннего диалога с отстроченным доступом).
Креативно-созидательный ресурс ориентирует на развитие в процессе использования Интернет-технологий механизмов самоопределения кадета, его самореализации, саморазвития. Креативно-созидательный ресурс включает англоязычный электронный языковой портфолио обучающихся, помещенный на личной страничке в социальной сети и содержащий информацию относительно участия в видеоконференциях с зарубежными партнерами, а также пройденных тем, написанных работ, участия в проектно-исследовательской деятельности, олимпиадах и т.д.
Технико-функциональный ресурс Интернет-технологий задается телекоммуникационной инфраструктурой сети Интернет. Ресурсы Интернет (онлайн-сло-варь, онлайн-переводчик, поисковая система, клавиатурные онлайн-тренажеры, видео на канале, электронные библиотеки, виртуальные университеты, ресурсные порталы, форумы, чаты, УоиТиЬе, 8куре, подкасты, вики, блоги, электронная почта и т.п.) обуславливают функциональный аспект деятельности в сети Интернет индивидуальных и групповых пользователей в контексте развития умений обучающихся получать доступ к необходимой информации и эффективно ее использовать.
В практическом плане это означает знание способов формирования готовности к использованию компьютера, опыта освоения телекоммуникационной инфраструк-
туры, исходя из информационных возможностей социума.
Педагогический потенциал Интернет-технологий - это возможности преобразования информационно-коммуникативными средствами образовательного процесса кадетского училища, который обретает информационно насыщенные, качественно обновленные и содержательно вариативные формы, а использование потенциала Интернет-технологий становится составной частью системы подготовки кадет.
Однако необходимо заметить, что внедрению Интернет-технологий в образовательный процесс училища способствует профессиональная подготовленность педагогов. Для осуществления педагогической деятельности, связанной с активным использованием Интернет-технологий в урочной и внеурочной деятельности, нами был создан спецкурс для учителей «Развитие ИКТ-компетентности педагогов иностранного языка средствами Интернет-технологий», который предназначен для преподавателей президентских кадетских училищ, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкального училища и кадетских (морских кадетских) корпусов, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с основными образовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования и допол-
нительными образовательными программами военно-прикладной направленности. Он представляет собой систему внеурочной работы с преподавателями иностранного языка, направленную на повышение ИКТ-компетенций педагогических работников. При разработке данного спецкурса мы стремились помочь преподавателям в работе с Интернет-технологиями и минимизировать страхи и риски включения данных технологий в обучение иностранному языку. Так, преподавателями кафедры были освоены занятия по темам: «Потенциал Интернет-технологий в обучении иностранному языку», «Виды учебных Интернет-ресурсов», «Риски использования Интернет-технологий» и многие другие. Для достижения большей интерактивности были выбраны интересные формы проведения лекций: коучинг-сессии, педагогический ринг, дискуссионные качели, интеллектуальная игра, семинары-практикумы, а также различные формы рефлексии.
В процессе проведения занятий учителями были освоены и созданы самостоятельно следующие учебные Интернет-ресурсы: хотли-сты к УМК «Spotlight 5» (по всем модулям), мультимедиа скрэпбу-ки к УМК «Spotlight 6» (по всем модулям), апробированы уроки по развитию навыков письма с использованием технологии Инсайт Рефлектор (9 классы), представлено обобщение опыта внедрения
технологии Консепт Билдер при работе с исследовательскими проектами обучающихся (при работе с понятийным аппаратом).
Следующей ступенью в работе кафедры стало активное использование данных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Созданная во время изучения спецкурса интерактивная база ежедневно используется преподавателями в учебной работе.
Однако педагоги Оренбургского президентского решили пойти дальше. В 2015 году совместно с ГБУ «Региональный центр развития образования» г. Оренбурга они выступили с инициативой создания сети образовательных организаций города и области для развития творческих и талантливых обучающихся и поддержки конкурсного и олимпиадного движения на региональном уровне с использованием средств сети.
Был подписан двусторонний договор о сотрудничестве в данной сфере. Ежегодно преподаватели кафедры составляют план сетевых мероприятий, рассчитанных на текущий учебный год для обучающихся 5-10 классов. Формы проведения и тематика мероприятий ежегодно варьируются. В состав экспертных комиссий входят представители вузов города, преподаватели образовательных организаций - участников, а также сторонние специалисты.
Проект призван поддержать активных, творческих и инициативных детей, увлекающихся изучением иностранного языка, связывающих свою будущую профессию с иноязычной коммуникацией. Реализация данного проекта показала повышение интереса и мотивации к изучению иностранных языков, развитие творческого потенциала обучающихся.
За все годы реализации проекта было проведено более 40 конкурсов и олимпиад. В их числе - Открытый конкурс ораторского мастерства «Роль иностранного языка в современном мире» (2016 г.), Дис-
танционно-очный конкурс в честь 70-летия образования ООН (2016 г.); Конкурс «Speak Out», посвященный 150-летнему юбилею со дня рождения британского писателя Редьярда Киплинга (2017 г.), Адвент-игра «Rund um die Weinachten» (2017 г.), «Новогодняя мастерская «Connecting people» (2018 г.), Региональная олимпиада по второму иностранному языку (2017 г., 2018 г.), ток-шоу «Face to face», профориентационное мероприятие «Я в военные пойду! Пусть меня научат!» (2018 г.). В текущем учебном году планируется провести: Лингвистический квест «Технологии будущего: люди или роботы?», Мастер устной речи «Мальчики с Марса, Девочки с Венеры», Спич-батл «Переговори меня!» (формат устной части ЕГЭ), Квест «The Road to Victory», посвященный 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и другие.
Постоянными участниками проекта стали обучающиеся г. Оренбурга МОАУ «Гимназия № 1», МОАУ «Гимназия № 2», МОБУ «Гимназия № 5», МОБУ «Лицей № 5», МОАУ «Лицей № 7», МОАУ «СОШ № 39», МОАУ «СОШ № 85» и многие другие.
Все это стало возможным благодаря внедрению Интернет-технологий во взаимодействие между образовательными организациями города.
Опыт внедрения данных технологий показал свою эффективность, в связи с этим преподаватели кафедры видят дальнейшее развитие проекта в организации сетевого взаимодействия на уровне образовательных организаций Министерства обороны РФ. Основой для подобного взаимодействия стал Дискуссионный клуб «Точка зрения», основанный в 2017-2018 учебном году между ДОО Министерства обороны РФ с целью развития творческих, коммуникативных, лингвистических способностей кадет, нахимовцев, суворовцев. На данный момент в
следующем этапе развития проекта участвуют: Оренбургское, Тюменское, Петрозаводское президентские кадетские училища, Уссурийское и Северо-Кавказское суворовские военные училища. За два с половиной года плодотворного сотрудничества проведено около десяти совместных мероприятий.
В процессе реализации деятельности по внедрению Интернет-технологий доказана перспективность их практического применения в образовательном процессе по развитию иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся, что позволяет нам утверждать о возможности применения данных материалов в других образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации, ориентированных на достижение результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолов, Е.М. Становление и развитие качества воинского коллектива у кадет и суворовцев: автореф. дис. „.канд. пед наук / Е.М. Ермолов. - СПб., 2015. 19 с.
2. Иконникова, Н.К. Программа курса межкультурного общения / Н.К. Иконникова // Социус, 1995. № 8. С. 116-121.
3. Пашканова, Н. А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Пашканова. - Кострома, 2006. 219 с.
4. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе, 2001. № 2.
6. Ракитов, А.И. Наш путь к информационному обществу / А.И. Ракитов // Компьютерная революция и информатизация общества / под ред. Д. М. Гвиши-ани, А.И. Ракитова. - М.: ИНИОН, 1990. С. 6.