Научная статья на тему 'Формирование профессиональной военной направленности кадета в условиях создания языковой среды'

Формирование профессиональной военной направленности кадета в условиях создания языковой среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крисковец Т.Н., Ишмухаметова А.З.

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной военной направленности кадета в условиях создания языковой среды. Авторами представлен проект создания языковой среды «Lingua Land», способствующего определению учащимися собственной позиции в отношении ценностей, традиций, истории не только родной страны, но и стран Европейского сообщества. Реализация военной составляющей в процессе создания языковой среды закладывает основы осознанного профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной военной направленности кадета в условиях создания языковой среды»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

решения профессиональных задач. По мнению С. Л. Рубинштейна, ядром способностей является обобщение, переход, превращение психологических процессов в психологические свойства личности [4]. Основные компоненты творческих способностей, такие как эмоциональность, интуиция, творческое мышление, творческое воображение являются предпосылками любой творческой деятельности. По отношению к музыкальным способностям эти компоненты выступают в качестве общих способностей.

Обучаясь профессии в области музыкального искусства, студент развивает исполнительские способности: внимание, память, повторять увиденное и услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют будущему профессионалу действовать по установленному правилу или шаблону, т. е. механически.

Творческая деятельность требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, готовности к преобразованию условий деятельности, интеллектуальной инициативы, видоизменения ранее усвоенных приемов, устойчивости к отрицательным впечатлениям и эмоциям. Специальные исследования показывают, что творческая деятельность студентов является необходимым элементом их учебно-познавательной деятельности в процессе получения профессионального образования. В этих исследованиях процесс постановки педагогической задачи относится к творческой деятельности, включающей такие компоненты как творческое мышление, мотивы, способности, эмоцию, память, волю и т. д. Кроме того, творческую деятельность характеризуют такие комбинации приемов деятельности, которые позволяют генерировать новые идеи, проявлять новые способы деятельности, решать нестандартные задачи.

Процесс развития творческих способностей студентов, получающих музыкальное образование, основывается на интеллектуальных, эмоциональных и исполнительских компонентах. Исполнительские компоненты внешне более выражены, а интеллектуальные и эмоциональные скрыты и наименее доступны для наблюдения. В развитии их большое значение имеет создание условий для полноценного проявления индивидуально-личностных функций творчества студентов во всех видах и формах учебно-профессиональной подготовки.

Список использованной литературы:

1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Пособие для родителей и учителей. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Наука,1976. - 304 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика,1989. - 328с.

© Колесникова Ю.Л., 2016

УДК 37.013.32

Т. Н. Крисковец,

д.п.н.,доцент, преподаватель ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

А. З. Ишмухаметова, к.ф.н., преподаватель ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТА В

УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной военной направленности кадета в условиях создания языковой среды. Авторами представлен проект создания языковой среды «Lingua

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Land», способствующего определению учащимися собственной позиции в отношении ценностей, традиций, истории не только родной страны, но и стран Европейского сообщества. Реализация военной составляющей в процессе создания языковой среды закладывает основы осознанного профессионального выбора.

Ключевые слова:

профессиональная военная направленность, языковая среда, профессиональный выбор, коммуникативная

компетенция, воспитание патриотизма.

Kriskovets Tatyana, DPhil, senior lecturer, Orenburg Presidential Cadet School Ishmuhametova Aliya, рhd in linguistics Orenburg Presidential Cadet School

THE FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION OF A CADET IN THE

CONDITION OF LANGUAGE ENVIRONMENT

Abstract

The article deals with the possibility of military professional orientation of a cadet in the condition of language environment. The authors present the project of creation of language environment «Lingua Land», contributing to the definition of students' own position in relation to the values, traditions, history of their country as well as the countries of the European Community. The implementation of the military component in the process of creating the language environment lays the foundation of conscious professional choice.

Keywords:

professional military orientation, language environment, professional choice, communicative competence, instilling

patriotism.

Современная система изучения языков характеризуется, прежде всего, сменой приоритетов. Так, из образовательной области, где главной целью были языковые знания, умения и навыки, эта сфера приобретает личностно-значимый характер, что связано как с объективными причинами (расширение контактов, становление российского общества открытым, вхождение страны в мировую образовательную систему), так и субъективными (интерес к личности, ученическая, а затем и студенческая переоценка ценностей). [2]. В настоящее время требования к организации процесса изучения иностранных языков предполагают интенсивные поиски различных форм и способов создания аутентичной языковой среды, которые могли бы суммировать векторы интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.

Вхождение в общеевропейское пространство и планирование построения открытого демократического общества ставит перед российской системой образования новую цель - формирование обучающихся личностей, граждан России, воспринимающих себя не только как представителей одной определенной культуры, но как граждан мира, субъектов полилога культур, осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, происходящих как в России, так и в мире в целом [4, с.12].

Наибольшим потенциалом в области достижения данных целей обладают гуманитарные дисциплины, имеющие диалогическую сущность, особенно изучение иностранных языков, в процессе изучения которого происходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадета как инструмента межкультурного общения в поликультурном мире [1, с.56]. Этот социальный заказ времени настоятельно требует переосмысления модели школьного (кадетского) образования с ориентацией на освоение подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщение к культуре других народов, расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса обучающихся. Особый акцент ставится на овладение кадетом иностранными языками как

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

инструментом общения в диалоге культур, а также средством активного участия в общемировых процессах, обусловливающим качественное своеобразие и расширение масштабов межкультурного взаимодействия.

Рассуждая о приоритетах образования, мы полагаем, что в настоящее время становится важным не только умение жить в условиях современности, сохраняя себя духовно интеллектуально и физически, но и выбирать стратегию своего взаимодействия с окружающим миром. Развитие межкультурной коммуникации делает актуальным обращение к целому ряду личностных параметров кадет, таких, как открытость, терпимость, эмпатия, готовность к диалогу.

Взаимное непонимание или конфликтная ситуация нередко имеют единый источник - отсутствие знаний норм языковой среды. В основе этих норм лежит свод неписаных правил, очевидных и понятных любому носителю культуры, но часто приводящих в недоумение людей, воспитанных в других традициях.

Реализуемый кафедрой иностранных языков проект создания языковой среды «Lingua Land» направлен на решение данных противоречий.

Идейная доминанта проекта «Lingua Land» заключается в реализации подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных ролей, формировании ценностного самоопределения личности в контексте диалога культур, формировании положительного отношения к миру, позитивной коммуникативности, развитии таких качеств, как толерантность, ответственность, гражданственность и, как результат, осознания своей социокультурной значимости.

Теоретико-методологической основой реализации проекта создания языковой среды являются теории ориентации личности в мире ценностей (А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов); теория исследовательской и проектной деятельности учащихся в современном образовании (Т.Г. Белова, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров); теории о роли языка как средства развития личности (В. В. Виноградов, Ж. Л. Витлин, В. Г. Костомаров, Л. В. Щерба); идея изучения развития речи на межпредметном уровне (В.А. Звегинцев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Пленкин, Г.И. Щукина); концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре (Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, О.В. Лешер, Р.А. Литвак, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.Я. Найн, И.И. Рыданова, Л.И. Савва и др.).

Реализация проекта создания языковой среды «Lingua Land», направлена, прежде всего, на создание условий формирования у участников проекта коммуникативной компетенции. Механизм создания языковой среды изучаемого языка базируется на следующих основополагающих идеях: идее коммуникативности; вариативности; креативности; языковой аутентичности.

Суть идеи коммуникативности заключается в обеспечении максимального приближения к реальному процессу общения на изучаемом языке во всех или нескольких видах речевой деятельности и разных сферах общения (бытовой, учебной, профессиональной, социально-культурной). Коммуникативность как центральная установка проекта обусловливает направленность на выработку у участников способности использовать полученные знания, навыки, умения в естественном общении посредством иностранного языка. Проект представляет собой модель процесса общения, для организации которой осуществляется переход с ролевого общения на личностное, используются все три способа общения: интерактивный (взаимодействие между участниками проекта происходит на основе какой-либо деятельности), перцептивный (восприятие друг друга как личностей), информационный (участники проекта обмениваются информацией, представляющей для них интерес); обеспечивается коммуникативная мотивация, побуждающая участников проекта вступать в общение друг с другом [3, с.27].

Важнейшей характеристикой проекта создания языковой среды «Lingua Land» является вариативность деятельности его участников по отбору личностно значимой информации и приобретению опыта социальных отношений. Участие в разнообразных организационных мероприятиях, использование различных методов, обеспечивает различные способы удовлетворения образовательных потребностей участников проекта.

Идея вариативности находит реализацию в многоуровневости этапов проекта, использовании различных технологий, смене видов деятельности, использовании интегративного подхода в изучении иностранного языка, активном включении творческого начала в проектную деятельность [5, с.20].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Идея креативности реализуется в четырех основных аспектах: креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда.

Организация креативного процесса способствует созданию психологической защищенности участников проекта, эмоционально-благополучной атмосферы, которая ведет к реализации творческих способностей, развитию интеллектуальной, эмоциональной и речевой деятельности, влияет на положительное эмоциональное состояние коллектива и развивает инициативу и самостоятельность. Используемые преподавателями творческие задания и виды работы помогают развитию речевой активности, благоприятно влияют на успешное усвоение лексико-грамматического материала - получение креативного продукта. Не меньшее значение для успешной реализации задач проекта имеет фактор интереса. Поэтому большое внимание уделено воспитанию креативной личности (привлечение к участию в ролевой игре, творческих проектах, инсценировках, конкурсах, викторинах). Все это способствует созданию особой креативной среды.

Реализация идеи аутентичности заключается в приобщении участников к иноязычной культуре и подготовке к эффективному участию в диалоге культур. Работа с различными видами аутентичных материалов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, формирует лингвострановедческую и интеркультурную компетенцию, положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние участников проекта, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре.

Основным из критериев аутентичности считается критерий функциональности, т.е. ориентация аутентичных материалов на жизненное использование, на создание иллюзии приобщения к естественной языковой среде, что является главным фактором в успешном овладении иностранным языком. Работа над функционально-аутентичным материалом приближает нас к реальным условиям употребления языка, знакомит с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному употреблению этих средств в речи [1, с.23].

С этой целью в ходе реализации этапов проекта преподавателями училища активно используются материалы повседневной и бытовой жизни (так называемые «прагматические материалы»), такие, как объявления, анкеты-опросники, вывески, этикетки, меню и счета, карты, рекламные проспекты по туризму, отдыху, товарам, рабочим вакансиям и пр.

Помимо этого, в целях углубленного погружения в языковую среду, применяются также аудио- и аудиовизуальные материалы, такие, как информационные радио- и телепрограммы, сводки новостей, прогноз погоды, информационные объявления по радио в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Использование подобных материалов представляется крайне важным, так как они являются образцом современного иностранного языка и создают иллюзию участия в повседневной жизни страны изучаемого языка, что служит дополнительным стимулом для повышения мотивации учащихся.

Взаимосвязь идей, лежащих в основе реализации проекта создания языковой среды «Lingua Land», тенденций развития лингвистического образования и основных видов деятельности кадет отражена на рис.1

Ведущие направления проекта подобраны таким образом, что учащиеся сами приходят к пониманию своего места в мире и мира в себе, определяя свою позицию в отношении ценностей, традиций, истории не только родной страны, но и стран Европейского сообщества. Одним из основополагающих направлений является реализация военной составляющей. В рамках данного направления в юношах воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций.

В исследованиях Б.И. Бим-Бада, Л.С. Выготского, Р.К. Гуровой, И.С. Кона, Г.В. Мухаметзяновой, В.С.Мухиной, Э. Эриксона подчеркнуто решающее воздействие на процесс их жизненного самоопределения, выбор того учебного заведения, в котором они учатся и которое формирует у них готовность выполнять различные социальные роли в жизни.

Особую значимость формирование военной направленности обучающихся приобретает в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

(президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с основными образовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами военно-прикладной направленности. Предназначением кадетского образования является воспитание государственно мыслящих людей, патриотов, с лидерской позицией и развитым чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующих в общественной жизни (Основы Концепции кадетского образования в России).

Рисунок 1

Схема реализации создания языковой среды

В Оренбургском президентском кадетском училище задача формирования профессиональных компетенций будущих военных решается в ходе реализации элективного курса «Первые шаги в карьере военного». Одной из важнейших задач данного курса является воспитание у обучающихся таких качеств, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, любовь к своему отечеству, соблюдение

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций.

Курс может быть использован:

- как составная часть основной образовательной программы в области иностранного языка, реализуемая за счет компонента, формируемого участниками образовательных отношений;

- как программа дополнительного образования учреждений Минобороны;

- как программа элективного курса предпрофильной подготовки.

Курс «Первые шаги в карьере военного» состоит из пяти частей. Разнообразие тем позволяет учащимся приобрести базовые знания, необходимые для общения в военной сфере на английском языке.

Кадеты читают текст об укладе военной жизни в России, участвуют в дискуссии на тему «Преимущества военного образования, полученного в кадетском училище», описывают повседневную жизнь кадета. Ребята прослушивают доклад по рации о местонахождении объектов и помечают их на карте; изучают структуру Сухопутных войск Российской Федерации, выполняют тренировочные упражнения с опорой на текст о миротворческих операциях ВС РФ как основной задаче по сохранению и укреплению мира во всем мире; участвуют в дискуссии о роли ВС РФ в борьбе с международным терроризмом;

Реализация военной составляющей при обучении немецкому языку проявляется при изучении тем военной тематики. Кадеты 5-7 классов узнают, что представляет собой быт и образ жизни военного, знакомятся с историей военных училищ России и Германии, а также с биографиями известных русских полководцев и их военно-историческим наследием.

При изучении темы «Профессия военного» кадеты в процессе совместного обсуждения определяют черты характера, необходимые для того, чтобы стать достойным солдатом своего Отечества, обозначают преимущества своей будущей профессии, учатся формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Кадеты 8-11 классов изучают способы ориентирования на местности, осуществляют сравнительный анализ видов вооруженных сил России и Германии, знакомятся с различными типами воинских подразделений и их назначением, излагают свою точку зрения на затрагиваемую проблему о различных типах атак врага, о вариантах вооружения и бронетехнике, выполняют тренировочные упражнения, предполагающие решение сложных боевых задач (тактическое планирование атаки, тактика захвата противника).

В 10-11 классах при изучении курсов военной направленности («Военный перевод», «Военное страноведение») кадеты усваивают военную иноязычную лексику и терминологию по тематике «Краткая история Вооружённых Сил ФРГ», исследуют военно-историческое наследие Вооружённых Сил Германии, изучают оружие прошлых лет и порядок укомплектования Вооружённых Сил ФРГ, подробно знакомятся со структурой, функциями и задачами Вооружённых Сил Германии в современном мире, рассматривают основные направления политики обороны ФРГ, узнают о масштабах участия Вооружённых Сил ФРГ в военных операциях на территории иностранных государств.

Построение урока и предложенные упражнения позволяют осуществить комплексную отработку основных речевых навыков: чтение, аудирование, письмо, говорение. Основным ядром каждого урока являются тексты военной тематики, насыщенные военно-маркированными лексическими единицами и конструкциями, для усвоения, активизации и закрепления которых представлен систематизированный комплекс лексико-грамматических упражнений, направленных не только на запоминание, но и на их вариативное употребление в различных речевых ситуациях. Это способствует развитию и совершенствованию основных коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих способность обучающихся вести беседу на немецком языке по предложенным в учебных материалах военно-прикладным темам, формированию как речевой, так и лингвосоциокультуроведческой компетенций, проявлению интереса к военной профессии, воспитанию патриотического духа и желания узнать историю Вооруженных Сил других стран, а также расширению представлений о возможностях использования немецкого языка как средства, способствующее профессиональному самоопределению.

Задача военно-прикладного обучения иностранным языкам требует соответствующего развития и совершенствования учебно-методической базы кафедры. Военно-ориентированное обучение немецкому

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

языку ведется с опорой на учебное пособие «Dein Ticket in die Zukunft», разработанное педагогами кафедры немецкого языка. Это пособие предназначено для кадет, обучающихся в образовательных учреждениях Министерства Обороны, в полной мере способствует учету особенностей программы обучения, позволяет отразить специфические особенности методики и индивидуальный стиль работы преподавателей кафедры. Цель пособия - научить читать и понимать тексты военной направленности, делать краткие сообщения и вести беседу по военным темам.

Таким образом, реализация военной составляющей в процессе создания языковой среды закладывает основы для осознанного выбора и освоения профессии, способствует развитию аналитического, проблемного, критического и рефлексивного мышления и, что наиболее важно, умения выразить свою точку зрения в различных ситуациях, устанавливать контакты и поддерживать коммуникацию различных уровней. При этом иностранный язык выступает как эффективное средство, способствующее развитию интересов кадет в выбранной ими области знаний, как средство получения профессионально значимой информации, обеспечивает более эффективную подготовку выпускников президентских кадетских училищ к освоению программ высшего военного образования.

Список использованной литературы

1. Грушевицкая, Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности http://znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2011.

4. Сериков В.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста. //Организация проектной деятельности в образовательном пространстве колледжа. -Волгоград: Колледж, 2011.

5. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 2010.

© Крисковец Т.Н., Ишмухаметова А.З., 2016

УДК 796.07

А.Л. Мудренко

начальник кафедры профессиональной служебной подготовки Дальневосточный юридический институт МВД России г. Хабаровск, Российская Федерация

САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье на основе социологического опроса выявлена самооценка физической подготовленности и готовности к действиям в экстремальных условиях сотрудников полиции рядового и младшего начальствующего состава МВД России.

Ключевые слова

Самооценка, сотрудники полиции, физическая подготовленность, экстремальные условия,

боевые приемы борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.