Научная статья на тему 'О некоторых аспектах развития музыкально-творческих способностей студентов'

О некоторых аспектах развития музыкально-творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Ю. Л.

В статье рассматриваются основные аспекты развития творческих способностей студентов, получающих музыкальное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах развития музыкально-творческих способностей студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

© Ковалева О.Ю., 2016

УДК 78.072.2-057.875

Ю. Л. Колесникова

доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты развития творческих способностей студентов, получающих музыкальное образование.

Ключевые слова

Музыкальные способности, творческий потенциал, исполнительская деятельность.

В современной научной и методической литературе, посвященной анализу проблемы развития творческих способностей личности, такие требования, как «развивать творческие способности», «учить самостоятельно мыслить», «воспитывать творческую личность» и т. п. есть ни что иное, как цели обучения, заданные в неявном виде. Современное обучение в большей степени направлено на развитие у учащихся исполнительских способностей. Творческий же потенциал личности, который зачастую формально предлагается «целенаправленно формировать в процессе обучения», представляет собой проявление самых различных параметров и свойств личности: особых качеств ума (наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, ставить новые задачи), особого состояния личности (радости создания нового, удивления, предвосхищения создаваемого продукта) и многого другого.

Творчество как процесс привлекало внимание исследователей всех эпох развития мировой культуры. Вместе с тем, существует парадоксальный факт - при огромном количестве литературы по теории творчества, данная проблема, и в частностиее педагогический аспект,остается одной из самых неразработанных. Так, известным психологом Я. А. Пономаревым выдвигается гипотеза, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм, взаимодействие, ведущее к развитию [3]. М. А. Михайлова в пособии для родителей и учителей связывает творчество с новизной, трактует его как антипод шаблонной, стереотипной деятельности, сущность которой заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций [1].

Новизна, возникающая в сфере идей творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. По мнению В. И. Петрушина, «субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда он нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов творчества студентов» [2, с. 111]. Объективная ценность признается за произведениями искусства, не имевшим аналога в истории культуры.

Традиционным считается представление о том, что длительное накопление опыта, знаний, навыков предшествует творческому акту, т. е. возможность перехода количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное, новое качество. Проблема заключается в том, что творческие способности развиваются в особой деятельности, направленной на поиск и усвоение разных способов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

решения профессиональных задач. По мнению С. Л. Рубинштейна, ядром способностей является обобщение, переход, превращение психологических процессов в психологические свойства личности [4]. Основные компоненты творческих способностей, такие как эмоциональность, интуиция, творческое мышление, творческое воображение являются предпосылками любой творческой деятельности. По отношению к музыкальным способностям эти компоненты выступают в качестве общих способностей.

Обучаясь профессии в области музыкального искусства, студент развивает исполнительские способности: внимание, память, повторять увиденное и услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют будущему профессионалу действовать по установленному правилу или шаблону, т. е. механически.

Творческая деятельность требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, готовности к преобразованию условий деятельности, интеллектуальной инициативы, видоизменения ранее усвоенных приемов, устойчивости к отрицательным впечатлениям и эмоциям. Специальные исследования показывают, что творческая деятельность студентов является необходимым элементом их учебно-познавательной деятельности в процессе получения профессионального образования. В этих исследованиях процесс постановки педагогической задачи относится к творческой деятельности, включающей такие компоненты как творческое мышление, мотивы, способности, эмоцию, память, волю и т. д. Кроме того, творческую деятельность характеризуют такие комбинации приемов деятельности, которые позволяют генерировать новые идеи, проявлять новые способы деятельности, решать нестандартные задачи.

Процесс развития творческих способностей студентов, получающих музыкальное образование, основывается на интеллектуальных, эмоциональных и исполнительских компонентах. Исполнительские компоненты внешне более выражены, а интеллектуальные и эмоциональные скрыты и наименее доступны для наблюдения. В развитии их большое значение имеет создание условий для полноценного проявления индивидуально-личностных функций творчества студентов во всех видах и формах учебно-профессиональной подготовки.

Список использованной литературы:

1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Пособие для родителей и учителей. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Наука,1976. - 304 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика,1989. - 328с.

© Колесникова Ю.Л., 2016

УДК 37.013.32

Т. Н. Крисковец,

д.п.н.,доцент, преподаватель ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

А. З. Ишмухаметова, к.ф.н., преподаватель ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТА В

УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной военной направленности кадета в условиях создания языковой среды. Авторами представлен проект создания языковой среды «Lingua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.