Я • 7universum.com
жк. UNIVERSUM:
/W\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ИСТОРИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ КАДЕТ В МБОУ «СОШ № 6 Г. КАНАШ» ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Вишневский Вениамин Александрович
канд. пед. наук,
доцент Чувашского педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
РФ, г. Чебоксары E-mail: irishkap82@list. ru
Петрова Ирина Николаевна
канд. пед. наук,
доцент Чувашского педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
РФ, г. Чебоксары E-mail: irishkap82@list. ru
THE HISTORY OF CADET EDUCATION AND MODERN UPBRINGING ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL MAKING OF CADETS AT SECONDARY SCHOOL № 6, THE TOWN OF KANASH, THE CHUVASH REPUBLIC
Veniamin Aleksandrovich Vishnevsky
Candidate of pedagogy, Associate Professor, I. Yakovlev Chuvash Pedagogical University, Russia, Cheboksary
Petrova Irina Nikolaevna
Candidate of pedagogy, Associate Professor, I. Yakovlev Chuvash Pedagogical University, Russia, Cheboksary
АННОТАЦИЯ
Статья характеризует историю становления и современное состояние системы кадетского образования и воспитания. Представлен опыт работы системы кадетского образования и воспитания на примере средней
Вишневский В.А., Петрова И.Н. История кадетского образования и современная воспитывающая среда в профессиональном становлении кадет в МБОУ «СОШ № 6 г. Канаш» Чувашской Республике // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 1 (2) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/853
общеобразовательной школы № 6 города Канаш Чувашской Республики. Создание воспитывающей среды кадетских классов способствует формированию социальной компетентности и начальному профессиональному становлению выпускников в качестве будущих государственных и муниципальных служащих.
ABSTRACT
The article describes the history of development and present state of cadet education. The experience of cadet education and training as an example of secondary school number 6 in the town of Kanash, Chuvash Republic, Russia is given. Creating the environment nurtures Cadet classes helps build social competencies and primary professional development of graduates as future State and municipal employees.
Ключевые слова: кадет, кадетское образование, воспитательная среда, профессиональное становление.
Keywords: cadet, cadet education, environment, professional specialization.
Актуальной особенностью системы кадетского образования и воспитания является то, что Россия приняла традиции Пруссии и Дании. Она создавала свои кадетские классы, корпуса, школы и военные гимназии для подготовки из детей дворянства и офицерства надежной опоры для упрочения ее могущества и процветания империи.
Cadet — от французского слова младший. Первые кадетские средние образовательные учреждения появились в Пруссии в 1653 г. Это были школы для подготовки дворянских детей к военной службе [3, с. 405]. Позднее эти привилегированные кадетские школы (корпуса) появились во Франции и Дании.
Первый кадетский корпус в России открыт по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха под названием «Корпус кадетов», а с 1743 г. Сухопутный
шляхетский корпус, впоследствии, с 1800 г., Санкт-Петербургский кадетский корпус.
Императрица Анна Ивановна, создавая Кадетские корпуса, шла навстречу дворянству, удовлетворяя его интересы и устанавливая его привилегию служить в армии только в качестве офицеров [3, с. 405].
Н.И. Пирогов, профессор и попечитель учебных округов, предложил реорганизовать кадетские корпуса, и на базе старших специальных классов были созданы военные училища, а общеобразовательные классы превратились в военные гимназии (кроме Пажеского и Морского корпусов).
Князь Константин Константинович расширил и приблизил программу кадетских корпусов к институтской. Выпускники-отличники направлялись служить в гвардию прапорщиками или в армию поручиками, а остальные в артиллерию, инженерные войска прапорщиками или в армию подпоручиками [3].
В 1911—1914 гг. было 26 кадетских корпусов, и к первой мировой войне их штат составлял 12470 кадет [3].
В 1917 г. Временное правительство России кадетские корпуса преобразовало в гимназии военного ведомства.
В 1918 г. они были упразднены Советом народных комиссаров.
Кадетские корпуса были восстановлены в составе Министерства обороны РФ в 1993 г. В XXI в. кадетские классы, корпуса, школы и интернаты готовят выпускников к выбору высших военных учебных заведений и академий в РФ.
Итак, история создания, развития и современное состояние подготовки молодежи в кадетских корпусах и школах в РФ продолжает и приумножает традиции в вооруженных силах, которые заинтересованы в высококлассных, хорошо воспитанных и обученных кадетах, считающих своим призванием служить Отчизне.
Охарактеризуем цели воспитательного потенциала в становлении системы образования кадет на примере МБОУ «СОШ № 6» г. Канаш Чувашской Республики.
С принятием документа «Создание и апробация модели кадетских классов и кадетских школ в Чувашской Республике» в 2005 г. появилось кадетское движение. В МОУ СОШ № 6 в 2006 г. был создан кадетский класс. Сегодня это уже кадетский корпус во главе с Почетным работником общего образования РФ, Заслуженным учителем ЧР и Региональным координатором по вопросам развития кадетского образования в Чувашии О.В. Савчук. В нем насчитывается три кадетских класса с семьюдесятью семью воспитанниками. В корпусе в восьмом и одиннадцатом классах нет ни одного троечника. Из 16 именных стипендиатов двенадцать претендуют на золотые или серебряные медали по окончании корпуса. Таковы успехи кадет и сформировавшиеся педагогические традиции в обучении и воспитании.
Воспитывающая среда — это новая парадигма воспитания. Она характеризуется нами как процесс социализации в целенаправленном воздействии на личность кадет, окружающую их учебно-воспитательную деятельность и среду, обеспечивая подготовку к профессиональному становлению, согласно специализациям, с элементами военной дисциплины, самоуправления, режимом полного дня, традициями и своевременной консультационной помощью педагогов и воспитателей.
Мы выявили, что в отношении к образованию как системе воспитания и обучения в кадетском корпусе практикуются различные диагностические методики исследования. Примером подобной работы, пишет О.В. Савчук, служит проводимая форсайт-сессия «Моя карьера», в которой по двенадцатибалльной шкале у кадет имеется возможность спроектировать карьеру и прогнозы своего будущего [1, с. 12]. Реализуется диагностика измерения степени эмоциональной интеллектуальности, успешности обучения воспитанности и т. д. Используются также разнообразные педагогические диагностики, что позволяет кадетам отмечать успехи и своевременно выявлять причины неудач в учебно-воспитательном процессе. Важно, что воспитывающая среда постоянно углубляется и совершенствуется. Перспективной целью является подготовка кадет для продолжения обучения
в области государственной службы и управления в соответствующих военных и гражданских вузах.
«Мы формируем воспитывающую среду в корпусе поэтапно», — утверждает О.В. Савчук. Одним из основных методологических принципов воспитывающей среды корпуса кадетских классов государственной службы и управления является системный подход. При системном подходе воспитывающая среда рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели воспитания, субъекты педагогического процесса, методы и формы педагогического процесса, материально-технические и информационные ресурсы.
Интегративным критерием сформированности воспитывающей среды кадетских классов в корпусе школы является высокий уровень личностно-социальных качеств кадет, которые позволяют им иметь первенство среди всех школьников в образовательных учреждениях. Для всех школьников кадет пример и образец в учебе и дисциплине.
Социальная среда, как показали исследования в деятельности кадет профессорско-преподавательским составом кафедры педагогики начального образования в Чувашии, основывается:
• на успешном научно-практическом руководстве со стороны педагогов и офицеров-наставников, специализациях, с учетом социальной среды классов-корпусов и школ;
• на примерах работы руководителей классов, корпусов и школ, офицеров-наставников, учителей и воспитателей;
• на сохранении его автономности в этой среде, обеспеченной специфическими компонентами кадетского воспитания и специализаций в обучении;
• на проявлении социальной активности в деятельности, общении и традициях.
Развитие социальной компетентности в корпусе кадетских классов государственной службы и управления предполагает проектирование
в содержании, развертывание в процессе воспитания социально значимых событий, ситуаций, задающих контекст будущей деятельности кадет в качестве государственных или муниципальных служащих и несущих в себе воспитательный потенциал. Формирование осознающей себя личности, обучение кадет взрослым социальным ролям включает переосмысление основных ценностей и взаимоотношений, а также проверку своих быстро изменяющихся возможностей.
Модель воспитывающей среды корпуса кадетских классов государственной службы и управления охарактеризована нами с точки зрения ее целостных характеристик, функций в более широкой системе, формирование которой рассматривается через выделение ее компонентов, критериев и показателей.
Целью созданной нами модели воспитывающей среды является развивающаяся, социально-активная личность, обладающая компетенциями высокого уровня, готовая принять на себя ответственность и обязанность государственного служащего, осознающая свою роль в социальной структуре общества.
Действующая модель воспитывающей среды формирует социальную компетентность кадет, обеспечивает освоение и принятие кадетами профессиональных, социальных, общественных ценностей и идеалов, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, управления первичными коллективами, формирование социально значимых качеств, повышение мотивации к саморазвитию, выработку гражданской позиции и социальной активности.
Работа по формированию и развитию социальных компетенций старшеклассников велась как во время обучения, так в процессе внеурочной деятельности, обеспечивая единство социальной и педагогической среды. В своем исследовании мы приняли за основу опытно-практическое и развивающее воспитание.
Кафедра педагогики начального образования реализует программу расширения воспитательного пространства. Мы отмечаем важность кадетского образования и воспитания в Чувашии. На базе вуза была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для начальной школы», куда были приглашены руководители кадетского движения (В.А. Дутова, Л.И. Максимова, О.В. Савчук и И.А. Сударушкина).
Сотрудничество кафедры продолжилось на V Республиканской практической педагогической конференции кадетского образования и воспитания в Чувашской Республике — «Опыт, проблемы кадетского движения. Кадетский компонент образования как основа интеллектуального и духовного развития кадет». Были заслушаны доклады, сообщения и поставлены актуальные проблемы для совершенствования системы кадетского образования и воспитания. 65 участников V конференции обменялись опытом по созданию обучающей и воспитывающей среды, уделяя внимание конечным результатам, высокой успеваемости, успешности кадет, особенно при дальнейшем продолжении учебы в вузах, согласно своим специализациям.
В традиционном Республиканском VII строевом кадетском смотре школ, корпусов и классов Чувашии приняли участие две кадетские школы и 43 класса, с участием 799 кадет. По утверждению О.В. Савчука, в 46 классах обучаются 1038 кадет, и в двух кадетских школах воспитываются и обучаются 762 кадета. «В целом 1,56 % кадет из числа всех учащихся в Чувашии позволило республике занять четвертое место в РФ по количеству кадет», — сказал Савчук О.В.
По результатам исследования нами определен основной комплекс педагогических условий, позволяющий обеспечить успешность реализации воспитательного потенциала кадетского корпуса:
• готовность учителей, офицеров-наставников и воспитателей к внутренним и внешним изменениям в работе с кадетами;
• формирование социально значимых ценностных ориентаций кадет к готовности служению государству, верности конституции и законам;
• сотрудничество педагогического коллектива корпуса и кадет с родителями, направленное на преодоление отчуждения между поколениями;
• реализация воспитательных проектов, программ дополнительного образования;
• организация социально-психологической помощи, работа диагностических служб с учетом возрастных и индивидуальных особенностей кадет.
Методы воспитания, выбранные нами для реализации процесса формирования социальной компетентности кадет, были обусловлены задачами и особенностями воспитывающей среды, которые необходимо учитывать в процессе взаимодействия учителей, кадет, родителей и представителей внешнего социума.
Основные методы позволили активно включить кадет в социальные сферы жизни человека через выполнение специально организованной деятельности (социальных ролей) и направить воспитательный потенциал среды на формирование социально-ролевых компетенций «гражданин», «профессия», «ценности».
В ходе эксперимента нами были исследованы Чебоксарская кадетская школа № 14 (директор школы — Почетный работник народного образования РФ, Иванова С.В.), кадетские классы МБОУ СОШ № 10 г. Новочебоксарска (руководитель кадетских классов — Заслуженный учитель ЧР Дутов В.А.) и др.
Мы получили убедительное доказательство, что образование и воспитание нового гуманистического поколения кадет успешно реализуется при соблюдении главных принципов: формирования воспитывающей среды, долга и преданности в служении Родине, осознанном выборе специализаций с продолжением обучения в соответствующих вузах гражданской или военной специальностям. Одним из знаменитых воспитанников корпуса является Воронин Е.А., одиннадцатиклассник, стипендиат Президента России,
учредитель Российско-Германских парламентариев и победитель юных талантов. Он командует корпусом кадет в муниципальной канашской школе. Все двадцать восемь кадет-выпускников поступили в различные академии и гражданские вузы, которые готовят государственных служащих, управленцев и офицеров служб ФСБ России.
Основными условиями, обеспечивающими создание успешной воспитывающей среды в кадетском корпусе МБОУ СОШ № 6 г. Канаш, на наш взгляд, являются:
1. Готовность педагогического коллектива и наличие кадров для кадетского образования и воспитания по соответствующим специализациям с четко и научно разработанной программой.
2. Союз офицеров, педагогов, психологов, воспитателей, соответствующих диагностических служб и родителей кадетов.
3. Создание достойной материальной базы и финансирования.
Мы уверены, что рекомендованные теоретические и практические советы заслуживают должного внимания при условии реализации опыта систем кадетского образования, которые определяются духом воспитательного и обучающего потенциала конкретного учебного заведения и работой его преподавателей, офицеров-наставников.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для начальной школы: сб. науч. ст. / отв. ред. В.П. Ковалев, В.И. Бычков. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. — 253 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1998. — 192 с.
3. Большая Российская энциклопедия в 12 Т. / пред. Ю.С. Осипов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — Т. 6. — 767 с.
4. Новая Российская энциклопедия / ред. кол. Некипелов, В.И. Данилов-Данилян и др. — М.: ООО Энциклопедия ИД-инфра, 2010. — 480 с.