Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА В ИНКЛЮЗИВНОМ СОЦИУМЕ'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА В ИНКЛЮЗИВНОМ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дзюба Любовь Михайловна

Показывается, что рассмотрение интерсубъективности как сущностно-индивидуальной характеристики в системе субъективного времени человека с ограниченными возможностями имеет практическое значение в решении социокультурных и философских проблем, представляющих концептуальный и методологический характер. Демонстрируется, что всестороннее развитие индивидуальной субъективности предполагает новое понимание и представление человеком собственной экзистенции, открытой для самосовершенствования и преобразований в рамках взаимодействия с другими людьми. Анализируются ситуации, в которых концепция интерсубъективности инициирует исследование особенностей темпоральной координации, отражающей специфику комплексного переживания индивидом с ограниченными возможностями интенциональности субъективного времени в специальной социальной группе. Показывается, что интерсубъективность отражает специфику комплексного переживания индивидом с ОВ интенциональности социально-рациональной деятельности, аккумулируя опыт различных индивидов, которые находятся в рамках локально-коммуникативных связей, предполагающих корреляцию самих субъектов опыта. Постулируется, что интерсубъективность функционально выражает социальное бытие и поэтому становление коммуникативных взаимодействий утверждает актуализацию интерсубъективности в виде коммуникативного субъекта. Выявляется, что пространство интерсубъективности касается взаимодействия деятельностных индивидов с акцентом на нейтрализацию личностных предпочтений, убеждений и установок. Показывается, что использование методологии социальной синергетики для конструирования общества инклюзии предполагает стратегию, которая связана с возможностью получения максимального успеха, достигаемого в контексте многовекторной социальной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дзюба Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL ASPECTS OF INTERSUBJECTIVITY STUDY AS CHARACTERISTICS OF AN INDIVIDUAL’S SUBJECTIVE TIME IN AN INCLUSIVE SOCIETY

It is shown that the consideration of intersubjectivity as an essential-individual characteristic in the system of subjective time of a person with disabilities is of practical importance in solving sociocultural and philosophical problems of a conceptual and methodological nature. It is demonstrated that the comprehensive development of individual subjectivity implies a new understanding and representation of a person’s own existence, open to self-improvement and transformations within the framework of interaction with other people. Situations are analyzed in which the concept of intersubjectivity initiates the study of the features of temporal coordination, which reflects the specifics of the complex experience of the intentionality of subjective time by an individual with disabilities in a special social group. It is shown that intersubjectivity reflects the specifics of the complex experience by an individual with OB of the intentionality of social and rational activity, accumulating the experience of various individuals who are within the framework of local communicative connections, suggesting a correlation of the subjects of experience themselves. It is postulated that intersubjectivity functionally expresses social being and therefore the formation of communicative interactions affirms the actualization of intersubjectivity in the form of a communicative subject. It is revealed that the space of intersubjectivity concerns the interaction of active individuals with an emphasis on the neutralization of personal preferences, beliefs and attitudes. It is shown that the use of the methodology of social synergetics for the construction of an inclusive society involves a strategy that is associated with the possibility of obtaining maximum success achieved in the context of multi-vector social communication.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА В ИНКЛЮЗИВНОМ СОЦИУМЕ»

Экзистенциальные аспекты исследования интерсубъективности как характеристики субъективного времени индивида в инклюзивном социуме

Дзюба Любовь Михайловна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: Dzuba017@mail.ru 89281116677

Показывается, что рассмотрение интерсубъективности как сущностно-индивидуальной характеристики в системе субъективного времени человека с ограниченными возможностями имеет практическое значение в решении социокультурных и философских проблем, представляющих концептуальный и методологический характер. Демонстрируется, что всестороннее развитие индивидуальной субъективности предполагает новое понимание и представление человеком собственной экзистенции, открытой для самосовершенствования и преобразований в рамках взаимодействия с другими людьми. Анализируются ситуации, в которых концепция интерсубъективности инициирует исследование особенностей темпоральной координации, отражающей специфику комплексного переживания индивидом с ограниченными возможностями интенционально-сти субъективного времени в специальной социальной группе. Показывается, что интерсубъективность отражает специфику комплексного переживания индивидом с ОВ интенционально-сти социально-рациональной деятельности, аккумулируя опыт различных индивидов, которые находятся в рамках локально-коммуникативных связей, предполагающих корреляцию самих субъектов опыта. Постулируется, что интерсубъективность функционально выражает социальное бытие и поэтому становление коммуникативных взаимодействий утверждает актуализацию интерсубъективности в виде коммуникативного субъекта. Выявляется, что пространство интерсубъективности касается взаимодействия деятельностных индивидов с акцентом на нейтрализацию личностных предпочтений, убеждений и установок. Показывается, что использование методологии социальной синергетики для конструирования общества инклюзии предполагает стратегию, которая связана с возможностью получения максимального успеха, достигаемого в контексте многовекторной социальной коммуникации.

Ключевые слова: включающее общество, экзистенциальная философия, субъективное время, интерсубъективность, ограниченные возможности (ОВ).

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/ в Ростовском государственном экономическом университете в рамках научно-исследовательского проекта «Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение

В философской, социологической и педагогической литературе отмечается интерес к комплексному изучению специфики становления включающего общества с приоритетом экзистенциального и феноменологического подходов. В этой связи одним из ключевых концептов становится интерсубъективность. Рассмотрение интерсубъективности как сущностно-индивидуальной характеристики в системе субъективного времени человека с ограниченными возможностями имеет практическое значение в решении социокультурных и философских проблем, представляющих концептуальный и методологический характер. Как результат, демонстрируются особенности использования интерсубъективности как особого темпорального концепта в контексте моделирования жизнедеятельности индивидов с ограниченными возможностями. Значительный исследовательский интерес вызывают работы, направленные на выявление интерсубъективных оснований коммуникационного опыта индивидов во включающем социуме.

Основная часть

В современной постнеклассической науке системообразующими и определяющими факторами общественного развития являются субъекты в контексте способности к взаимодействию в трансформационных ситуациях. В этой связи осуществляется легализация индивидуального бытия посредством рефлексии, то есть каждый человек рефлексирует собственное индивидуальное пространство, самого себя и других людей, представляя и интерпретируя этот процесс в соответствии со своими предпочтениями и установками, конструируя индивидуально-наличную реальность. Всестороннее развитие индивидуальной субъективности предполагает новое понимание и представление человеком собственной экзистенции, открытой для самосовершенствования и преобразований в рамках взаимодействия с другими людьми. Такой индивид может рассматриваться как совокупность реальный рациональных действий и потенциальных деятельностных интенций, направленных на эффективное функционирование включающего общества. При этом осуществляется аккумуляция и синтез комплексов представлений, касающихся сущностных трансформаций индивидуальной мыслительной деятельности, направленной на процессы вовлечения и непосредственного вхождения человека в инклюзивный микросоциум.

Достижение ценностных установок инклюзивного социума вызывает необходимость комплексных трансформаций и преобразований данного социума в последовательных периодах времени, его базисных принципов и институтов, касающихся конструированием адекватных условий и благоприятной среды для функционирования механизмов продуктивной включенности человека с ОВ в инклюзивное пространство. В этой связи правомерно представить приоритетные направления соотнесения моделей стереотипного поведения индивидов с концепцией эффективных сценариев вхождения в микросоциум и жизнедеятельности в нем. Подобное

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u со

соотнесение отражает корреляцию идей экзистенциальной философии в инклюзивных теориях и координацию социально-ориентированной и индивидуально-ориентированной моделей рассмотрения общества включающего. Отметим, что обсуждение структурных и концептуальных особенностей общества инклюзии, его имманентных духовных регуляторов в контексте субъективного времени человека с ОВ, должно выйти на новый систематический уровень.

Интерсубъективность функционально выражает социальное бытие и поэтому становление коммуникативных взаимодействий утверждает актуализацию интерсубъективности в виде коммуникативного субъекта. Изучение локальных сторон коммуникации в социальной группе не раскрывает переход от уровня индивидуальных сознаний к надличностному уровню, однако констатирует нормативность сферы коллективного «Мы». При этом вряд ли правомерно рассуждать об общезначимости и универсальности интерсубъективности во включающем обществе, так как она связана с повседневностью существования и функционирования микросоциума. Пространство интерсубъективности касается взаимодействия деятельностных индивидов с акцентом на нейтрализацию личностных предпочтений, убеждений и установок. Приоритетом в коммуникации становятся условия согласования контентов и смысловых особенностей различных индивидов.

Феноменологическое рассмотрение интерсубъективности в мире повседневности включающего общества представляет своеобразную интерпретацию индивидами с ОВ собственного индивидуального бытия. Интерсубъективность отражает специфику комплексного переживания индивидом с ОВ интенциональности социально-рациональной деятельности. Отметим, что интерсубъективность аккумулирует опыт различных индивидов, которые находятся в рамках локально-коммуникативных связей, предполагающих корреляцию самих субъектов опыта. Интерсубъективность выступает как своеобразное качество комплекса межиндивидуальных коммуникаций, достигая максимального интегративного уровня, на котором утверждается духовная, мировоззренческая и смысловая нормативность, транслирующая локальные контенты коммуникаций в ценностно-смысловую сферу

В рамках дискуссии по проблеме обозначились ряд интересных и конструктивных позиций. Так, по мнению Л.Е. Паутовой, теоретическое моделирование включающего социума возможно на основе принципа фракталь-ности, то есть акцент переносится на синергетическую методологию. Основным понятием является понятие «успеха», которое инициирует процесс идентификации человека в пространстве инклюзии с акцентом на его самооценку [4]. Использование методологии социальной синергетики для конструирования общества инклюзии предполагает стратегию, которая связана с возможностью получения максимального успеха, достигаемого в контексте многовекторной социальной коммуникации. Причем коммуникация инициирует синергетический эффект, определяемый комплексной оценкой ступеней вхождения индивида в повседневное пространство социальной группы. Подобная оценка осуществляется в русле процесса идентификации и социализации человека с ОВ с индексацией в темпорально - упорядоченных точках бифуркационного развития социума. Однако идеи Л.Е. Паутовой в этом направлении должного развития и систематизации не получили. Отметим, что достаточно эффективная по своим эвристическим и выразительным возможностям концептуальная система современной социальной синергетики может выступить адекватным инструментарием в рамках решения теоретических вопро-

сов в концепции инклюзии. Отдельные представления о многоаспектности и многоуровневости коммуникации индивидов в повседневном пространстве инклюзивного общества не привели к переходу в исследованиях к приоритету концептуально-семантического анализа этого общества.

В концепции И.В. Вачкова развиваются идеи полисубъектного подхода к повседневному инклюзивному пространству [2]. Достаточно корректно представлены методологические принципы авторского подхода, основанного на утверждении полисубъектности взаимодействия людей в среде инклюзии. Продемонстрированы оригинальные соотнесения субъект-субъектной коммуникации как полисубъективного взаимодействия с приоритетом ценностно-целевого и деятельностного моментов. Позиция И.В. Вачкова связана с выделением субъектно-объектного сегмента коммуникации людей, что инициирует появление проблемы коллективного субъекта общения. Конечно, это значимая проблема в русле инклюзии, и она поднимает исследовательский интерес к изучению коллективно-инклюзивного бытия людей с ОВ, акцентируя внимание на диалектике субъективного и объективного в процессе жизнедеятельности включающего микросоциума. Отметим, что в концепции И.В. Вачкова факторы интенционально-сти и темпоральности являются структурообразующими, определяя особенности понимания и интерпретации индивидами с ОВ своих возможностей и способностей относительно реализации индивидуально-наличного бытия.

Заключение

Процесс вовлечения индивидов с ограниченными возможностями в коммуникативные взаимосвязи включающего социума предполагает, что они в различных формах обнаруживают определенные сегменты своего субъективного мира. В этой связи, концепция интерсубъективности инициирует исследование особенностей темпоральной координации, отражающей специфику комплексного переживания индивидом с ограниченными возможностями интенциональности субъективного времени в специальной социальной группе.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 2115-2119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству. Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва, Россия: МГП-ПУ, 2016. С. 16-20.

3. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ. Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колоб-кова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Ли-пич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахон-ский А.П., Попрядухина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

4. Паутова Л.Е. Акме-синергетический подход к позиционированию успеха в системе инклюзивного образования. V Международно-практическая конференция: Инклюзивное образование: непрерывность

и преемственность. Москва, Россия: МГППУ, 2019. С. 48-54.

5. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В. Социальные трансформации в правовых отношениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 315-318.

6. Попов В.В., Щеглов Б.С., Лойтаренко М.В. Особенности интегральной интерпретации вероятности в контексте факторов оценки и темпоральности // Философия права. 2015. № 2 (69). С. 23-27.

7. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

8. Попов В.В., Щеглов Б.С., Степанищев С.А. Особенности корреляции социального времени и социального действия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 868-871.

9. Попов В.В., Лойтаренко М.В. Фактор темпорально-сти, переходные состояния и социальные противоречия // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-2. С. 38-41.

10. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпоральности в социально-философском дискурсе // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24.

11. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. Таганрог.2007. 124 с.

12. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 419-421.

13. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

14. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 25-38.

15. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). Р. 6-19.

16. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. № 13 (3). Р.144-152.

17. Rudolph, R.E. Talking about appearances: the roles of evaluation and experience in disagreement. // Philosophical Studies. 2018. № 177(1). Р. 197-217.

18. Slee, R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. International Studies in Sociology of Education. 2016. № 18 (2). Р. 99-116.

EXISTENTIAL ASPECTS OF INTERSUBJECTIVITY STUDY AS CHARACTERISTICS OF AN INDIVIDUAL'S SUBJECTIVE TIME IN AN INCLUSIVE SOCIETY

Dzyuba L.M.

Rostov State University of Economics (RINH)

It is shown that the consideration of intersubjectivity as an essential-individual characteristic in the system of subjective time of a person with disabilities is of practical importance in solving so-ciocultural and philosophical problems of a conceptual and methodological nature. It is demonstrated that the comprehensive development of individual subjectivity implies a new understanding and representation of a person's own existence, open to self-improvement and transformations within the framework of interaction with other people. Situations are analyzed in which the concept of intersubjectivity initiates the study of the features of temporal coor-

dination, which reflects the specifics of the complex experience of the intentionality of subjective time by an individual with disabilities in a special social group. It is shown that intersubjectivity reflects the specifics of the complex experience by an individual with OB of the intentionality of social and rational activity, accumulating the experience of various individuals who are within the framework of local communicative connections, suggesting a correlation of the subjects of experience themselves. It is postulated that intersubjectivity functionally expresses social being and therefore the formation of communicative interactions affirms the actualization of intersubjectivity in the form of a communicative subject. It is revealed that the space of intersubjectivity concerns the interaction of active individuals with an emphasis on the neutralization of personal preferences, beliefs and attitudes. It is shown that the use of the methodology of social synergetics for the construction of an inclusive society involves a strategy that is associated with the possibility of obtaining maximum success achieved in the context of multi-vector social communication.

Keywords: inclusive society, existential philosophy, subjective time, intersubjectivity, limited opportunities (OS).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject approach to inclusive space. Inclusive education: continuity and succession. Moscow, Russia: MGP-PU, 2016. P. 16-20.

3. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST. Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrak-ova T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Don-skikh T.P., Drozdova N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kame-neva I. Yu., Kolobkova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popryadukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

4. Pautova L.E. Acme-synergetic approach to positioning success in the system of inclusive education. V International Practical Conference: Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow, Russia: MGPPU, 2019, pp. 48-54.

5. Popov V.V., Muzyka O.A., Kozhenko Ya.V. Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-2. pp. 315-318.

6. Popov V.V., Shcheglov B.S., Loitarenko M.V. Features of the integral interpretation of probability in the context of evaluation factors and temporality // Philosophy of Law. 2015. No. 2 (69). pp. 23-27.

7. Popov V.V., Timofeenko V.A. Methodological features of the transit period in the catch-up state // Fundamental research. 2015. No. 2-25. pp. 5743-5747.

8. Popov V.V., Shcheglov B.S., Stepanischev S.A. Features of the correlation of social time and social action // Fundamental research. 2015. No. 2-4. pp. 868-871.

9. Popov V.V., Loitarenko M.V. Temporality factor, transition states and social contradictions // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 8-2. pp. 38-41.

10. Popov V.V. Logical and theoretical model aspects of the study of temporality in socio-philosophical discourse // Scientific Thought of the Caucasus. 2006. No. 1. S. 24.

11. Popov V.V., Samoilova I.N., Shcheglov B.S. Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse. Taganrog. 2007. 124 p.

12. Popov V.V., Muzyka O.A., Dziuba L.M. Factor and levels of temporality in the context of human subjective reality // Eurasian legal journal. 2017. No. 4 (107). pp. 419-421.

13. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

14. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S.25-38.

15. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

16. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. No. 13 (3). R.144-152.

17. Rudolph, R.E. Talking about appearances: the roles of evaluation and experience in disagreement. // Philosophical Studies. 2018. No. 177(1). R. 197-217.

u

CO

OJ

CM

z

66

18. Slee, R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. International Studies in Sociology of Education. 2016. No. 18 (2). R. 99-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.