Научная статья на тему 'Экзистенциальная семантика как «Циклообразующая скрепа» в поэтическом сборнике Георгия Иванова «Розы»'

Экзистенциальная семантика как «Циклообразующая скрепа» в поэтическом сборнике Георгия Иванова «Розы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
481
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА / ЦИКЛИЧЕСКАЯ СКРЕПА / МОТИВ / ОБРАЗ / РОЗА / EXISTENTIAL SEMANTICS / CYCLIC CLENCH / MOTIVE / IMAGE / ROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чехунова Ольга Александровна

Статья посвящена рассмотрению сквозных образов и мотивов в сборнике Г. Иванова «Розы» (1931). Они, по гипотезе автора статьи, насыщаются экзистенциальной символикой и в силу этого становятся «циклообразующими скрепами» в означенных поэтических книгах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to examining of prevailing images and motives in G.Ivanovs compilation Roses (1931). They, in the article authors opinion, are sated with existential symbolics and, since that, become cycle-forming clenches in the aforesaid poetical books.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальная семантика как «Циклообразующая скрепа» в поэтическом сборнике Георгия Иванова «Розы»»

жны задаваться так, чтобы постоянно заставлять работать их ум, чувства, развивать внимание, наблюдательность, учить видеть главное и одновременно помнить о важности детали.

Таким образом, методические школы и направления XIX века не оказывали вопросам фантастики и фантастического особого внимания, что вполне закономерно. Фантастическая литература как монолитное направление, по сути дела, еще не существует. Элементы и формы выражения фантастического, имеющие место в тех или иных произведениях, самостоятельно, в отрыве от основной методической идеи, тоже не рассматриваются. Несколько пренебрежительное отношение ко всяческим «фантазиям» свидетельствует о рационалистической направленности литературы, науки о литературе и методики, идущей в своем развитии по тому же пути.

Однако несомненно ценным в свете данной работы является наследие психологической школы, представители которой понимали художественное произведение как вымысел, осознавая его условную, виртуальную природу.

Библиографический список

1. Беньковская Т.Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. ХХ в.: Учебно-методическое пособие и хрестоматия для студентов филолог, фак-в пед. вузов. - Оренбург: изд. ОГПИ, 1999. - 431 с.

2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1992. -512 с.

3. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.С. Аранский. - М.: Педагогика, 1986. - 480 с.

4. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания. - М., 1917. - 134 с.

5. История русского литературоведения / П.А. Николаев и др. - М., 1980 - 308 с.

6. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи, и мифа. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 306 с.

7. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 200 с.

8. Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. - М., 1891. - 301 с.

9. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М., Педагогика, 1991. - 368 с.

10. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб., 1864. - 398 с.

11. Чернышёва Т. Природа фантастики. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 336 с.

12. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. - М.: М1II У. 1997. - 127 с.

УДК 882.-1.09

Чехунова Ольга Александровна

Якутский государственный университет [email protected]

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА КАК «ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ СКРЕПА» В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ ГЕОРГИЯ ИВАНОВА «РОЗЫ»

Статья посвящена рассмотрению сквозных образов и мотивов в сборнике Г. Иванова «Розы» (1931). Они, по гипотезе автора статьи, насыщаются экзистенциальной символикой и в силу этого становятся «циклообразующими скрепами» в означенных поэтических книгах.

Ключевые слова: экзистенциальная семантика, циклическая скрепа, мотив, образ, роза.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на литературу, искусство и культуру XX века. Размышления о бытие, конечности человеческого существования и относительности счастья, о подлинной свободе и ценностях жизни стали важным объектом лирико-философских медитаций российских поэтов. Одним из художников ХХ века, в чьем поэтическом сознании интуитивно зарождались и посте-

пенно формировались трагическая концепция мировосприятия, категории экзистенциальной философии, был Георгий Иванов.

Разумеется, для формирования экзистенциального умонастроения необходимы определенные внешние и внутренние предпосылки. Для Иванова первыми стали - эмиграция, отрыв от родины и привычного круга, последующие лишения и болезни. К внутренним предпосылкам

© Чехунова О.А., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

159

можно отнести особый, трагический тип мировоззрения, склонность к философскому осмыслению собственных лишений, обобщению жизненных ситуаций. Все это способствовало формированию экзистенциального мироощущения Иванова. По словам В.В. Заманской, «поэтом Георгия Иванова сделал серебряный век, большим поэтом - ощущение экзистенциальности бытия» [2, с. 251].

Не случайно в списке внешних предпосылок формирования экзистенциального мироощущения Иванова мы ставим на первое место именно эмиграцию, а не революции, Первую мировую войну или другие трагические события начала прошлого века. Исследователи (В. Заманская,

О. Федотов, В. Крейд, Т. Хмельницкая, С. Семёнова и др.) практически единодушно сходятся в том, что именно разлука с Россией и вынужденный отъезд стали поворотным моментом для эволюции ивановской философии и поэзии, а последующие события его биографии только усугубили и усложнили философско-экзистенциальную парадигму мировосприятия поэта.

Трагическое мироощущение и миропонимание Георгия Иванова воплощается уже в произведениях его первого эмигрантского сборника «Розы» (1931). В поэзии Иванова возникает экзистенциальная проблематика, размышления о смерти, одиночестве, пустоте, о сущности счастья, появляется тема беспомощности искусства, хрупкости и бессмысленности человеческого бытия.

Однако возникает вопрос, каким образом экзистенциальная картина мира поэта воплощается в его лирике, художественном творчестве. Ведь подчас трудно утверждать, что тот или иной элемент поэтической системы в творчестве художника является экзистенциальным. Так, грусть, тоска, одиночество, страх смерти встречались в литературе во все века, в произведениях большинства авторов, задолго до формирования экзистенциальной философии. Поэтому, на наш взгляд, только в соположении ряда философских понятий, экзистенциальных концептов определенного плана, в их иерархической связи обнаруживается трагическое мировосприятие поэта, его приверженность экзистенциальной философии.

В таком случае последняя должна отразиться в циклических феноменах, поскольку именно цикл в отличие от разрозненных поэтических произведений дает не мозаику настроений и состояний

автора, а передает целостную картину его миро-переживания.

Под циклом мы понимаем «жанровое образование, главный структурный признак которого - особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе сознательно организованных стихотворений сложную систему взглядов, целостность личности и / или мира» [5, с. 3].

По утверждению Б.М. Гаспарова, в художественном тексте «каждый компонент, так или иначе, прямо либо в силу ассоциативных сопряжений попавший в орбиту смыслообразуюшей работы мысли, не остается равным самому себе -тем своим свойствам, которые могут у него проявиться вне именно этого, в данную минуту и в данных условиях происходящего процесса. Соответственно, предметом анализа должен быть не сам этот компонент как таковой, но его преображение в качестве мотива, неотъемлемо принадлежащего данному сообщению, имеющего смысл лишь в тех неповторимых сплавлениях с другими мотивами, которые возникают в данном сообщении в процессе его осмысливания» [1, с. 336].

Итак, остановимся на первом эмигрантском сборнике Иванова «Розы». По мнению Ю. Терапиано, эта книга стала «безусловно лучшей не только в эмигрантской, но и в русской поэзии тридцатых годов» [цит. по: 4, с. 115]. В.В. Заманская утверждает, что именно «Розы» стали ивановским «прорывом к экзистенции бытия и экзистенции человека» [2, с. 254].

В книгу «Розы» «впервые входит настоящее», а именно, устойчивая «коллизия» «между безответностью мирового торжества и вечной любовью, вечной весной жизни, которая всё-таки прекрасна» [2, с. 255]. Борьба между настоящим и вечным, земным и небесным, бытовым и бытийным, в которой, как полагает Иванов, обречен существовать человек, вносит в его поэзию «мучительную трагедию» антиномичности мира. Именно эта антиномия делает «Розы» «печальными и прекрасными». При этом мотивно-об-разная организация последующих сборников указывает на то, что трагическое мироощущение поэта с годами только усугублялось.

Необходимо отметить, что для всего творчества Г. Иванова особое значение имеют образы закатного неба, моря, роз и звезд, которые в ряде стихотворений («Мне тело греет шкура тигровая...», «Газеллы», «Здесь волн Коцитовых холод-

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

ный ропот глуше...» и др.) тесно взаимосвязаны. Однако если в ранней лирике эти образы олицетворяют традиционные светлые понятия - счастье, цветущую весну, любовное свидание, искусство, жизнь (например, в таких произведениях, как «Ранняя весна», «Заставка», «Неправильный круг описала летучая мышь...», «Г азеллы», «Слово за словом, строка за строкой...», «Кровь бежит по томным жилам...»), то, начиная с «Роз», они попадают во власть «бесплодного Мирового торжества», погружаются в Ничто, олицетворяя таким образом гибель, утрату этих вечных ценностей.

Среди этого образного ряда особенно выделяется образ роз. Он - самый частотный в одноименном сборнике. Причем, начиная с первого эмигрантского сборника, розы меняют свою семантику и эмоциональную окраску: они начинают погружаться в холодный мрак, в чёрно-синее сияние смерти, тонут в «ледяном океане печали». Розы не оправдали надежд поэта на обещанное счастье. Уже в первых строках произведения «Над закатами и розами .», открывающего эмигрантскую книгу 1931 года, появляется образ роз, который связан, как и в доэмигрантской лирике Г. Иванова, с образами звёзд, закатного неба и счастья. Однако само традиционное понятие счастья полностью меняется:

Счастье мучить или мучиться,

Ревновать и забывать.

Счастье нам от Бога данное,

Счастье наше долгожданное,

И другому не бывать [3, с. 255].

Человеческое «счастье» теперь для Иванова -«мучить или мучиться», «счастье» страдать и терять опору в жизни, «счастье» обманываться и не находить подлинных ценностей.

Бывшая когда-то вечной и прекрасной (например, «неувядающие розы» в стихотворении «И всех, и всех давно забытых.»), эта роза теперь прямо связана с мотивом смерти, она олицетворяет собой «сонную вечность», «мировое зло», убивающее жизнь и красоту, грозящее новой бедой. Теперь это роза, брошенная на похоронах: «Когда-нибудь и где-нибудь. / Не все ль равно? / Но розы упадут на грудь, /Звезда блеснет в окно / Когда-нибудь.» [3, с. 273].

Образ розы дважды встречается и в заключительном стихотворении сборника «Все розы, которые в мире цвели...»:

Так чёрные ангелы медленно падали в мрак,

Так чёрною тенью Титаник клонился ко дну,

Так сердце твоё оборвётся когда-нибудь - так Сквозь розы и ночь, снега и весну. [3, с. 294]

Не сложно заметить, что преобладающим цветом при описании окружающей действительности становится для Иванова чёрный цвет. Всё светлое гибнет, уходит в небытие, остаётся там, в дореволюционной России, вместе с надеждами на лучшее и поэтическими мечтами. Эмиграция приводит поэта к потере прежних жизненных ориентиров и ценностей, он окончательно теряет смысл собственной жизни и творчества. Ощущение бытия после революции - это ощущение катастрофы: недаром поэт упоминает Титаник, крушение которого в 1912 году воспринималось современниками как страшное предзнаменование. Для поэта не остаётся ничего, что могло бы удержать его в этом мире - вечное искусство уйдёт вслед за «забытой Богом» страной: «И все корабли, и все имена, / И эта, забытая Богом, страна!» Наступает начало конца света: с этого момента заканчивается жизнь страны, и это неизбежно приведёт к собственной гибели поэта.

По нашему мнению, именно розы становятся «циклическими скрепами» (В.А. Сапогов) одноименного сборника Иванова. Проходящие сквозь всю лирическую книгу, от первого до финального произведения, а также вынесенные в заглавие сборника, розы становятся символическим воплощением таких экзистенциальных категорий, как мучительная ситуация «заброшенности» в жизнь, бессмысленность жизни и неотвратимость человеческой смерти, онтологическое одиночество и страх. В силу этого, розы становятся семантической «скрепой» не только для первого сборника как сверхцикла, но и сквозным лейтмотивом всего эмигрантского творчества поэта. Причем от сборника к сборнику происходит постепенное накапливание экзистенциального потенциала этого образа, который к финалу творческого пути поэта становится одним из ключевых символов трагического бытия.

Библиографический список

1. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика яз. существования. - М.: Новое лит. обозрение, 1996. - 351 с.

2. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: диалоги на границах столетий: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 302 с.

3. Иванов Г. В. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. Стихотворения. - М.: Согласие, 1993. - 656 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

161

4. Крейд В. Георгий Иванов: Стихотворения // Звезда. - 1993. - №>1. - С. 115-116.

5. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. - 123 с.

УДК 882.-1.09

Чехунова-Блау Ольга Александровна

Якутский государственный университет [email protected]

ОБРАЗНЫЙ КОД В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА ГЕОРГИЯ ИВАНОВА

Статья посвящена отражению экзистенциальной картины мира Г. Иванова в поэтике лирических сборников «Розы» (1931), «Отплытие на остров Цитеру» (1937), «1943—1958. Стихи» (1958). По гипотезе автора статьи, рассматриваемые мотивы и образы раскрывают специфику трагического мировосприятия поэта.

Ключевые слова: картина мира, экзистенциализм, мотив, образ, музыка, зеркало, лодка, туман, свобода, счастье.

Изучение принципов отражения картины мира поэта в его лирике, воплощения в творчестве ключевых категорий авторского мировосприятия - одно из наиболее актуальных и перспективных направлений в современном литературоведении. Исследователи сходятся в мысли, что художественное произведение является «определенной моделью мира, некоторым сообщением на языке искусства» [6, с. 65]. Причем именно рассмотрение творческого достояния поэта как отображения авторской картины мира, признание того, что каждое лирическое произведение - это проекция ряда жизненных установок художника, зачастую позволяет нам наиболее полно и глубоко проанализировать и понять особенности как поэтики, так и философского мировосприятия поэта.

Понятие картины (или модели) мира разработано в литературоведении довольно детально. В.Н. Топоров определяет модель мира как «сокращённое и упрощённое отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах» [9, с. 161]. В.Е. Хализев говорит о том, что «в художественных произведениях прямо или косвенно преломляются и бытие как целое (т. е. присутствует картина мира как упорядоченного или дисгармоничного), и его определенные грани: феномены природы и, главное, человеческой жизни» [11, с. 24].

Изучению влияния авторской модели мира, его философского мировоззрения на принципы построения текста, его поэтику посвящены работы Т.В. Цивьян [12], Л.Г. Кихней [4] и других современных исследователей. Л.Г. Кихней, в частности, устанавливает корреляцию между философскими и лирическими способами постиже-

ния мира. «Каждое искусство, - пишет она, - оказывается <.> искусством строить “картину мира из смыслообразов”, отсюда вытекает и правомерность сопоставления художественных и философских систем моделирования мира» [4, с. 11]. Таким образом, реконструкция картины мира поэта представляется одной из актуальных задач современного литературоведения. В данной статье сделана попытка вычленения и анализа некоторых лейтмотивных образов эмигрантской лирики Георгия Иванова, которые, на наш взгляд, выполняют миромоделирующую функцию.

Как пишет Р. Гуль, «если на Георгия Иванова обязательно надо бы было наклеить ярлык какого-нибудь “изма”, то это сделать было бы просто. Георгий Иванов - сейчас единственный в нашей литературе - русский экзистенциалист» [1, с. 112]. Большинство исследователей творчества Георгия Иванова (В.В. Заманская [2], О.И. Федотов [10], В.П. Крейд [5]) сходятся в том, что подлинный трагизм мировосприятия, экзистенциальная проблематика, ощущение конечности бытия, размышления о смерти, пустоте, холоде, о сущности счастья, темы отчаяния и беспомощности искусства появляются в стихах Иванова именно после эмиграции поэта из России в 1922 году. Поэтому для рассмотрения организации лирики Георгия Иванова с точки зрения экзистенциальной философии и мировосприятия наиболее интересны именно его эмигрантские поэтические сборники: «Розы» (1931), «Отплытие на остров Цитеру» (1937) и «1943-1958. Стихи».

В исследовательской литературе выявлялись следующие образы, выражающие трагическое мироощущения поэта: звезда, закат, роза, ветер, сияние, весна и др. Особое значение имеет также

162

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

© Чехунова-Блау О.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.