Научная статья на тему 'ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС КАК ИНДИКАТОР АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ'

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС КАК ИНДИКАТОР АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС КАК ИНДИКАТОР АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

н» 33. Параллельно возрастало среднее количество допущенных ошибок. Процент работ, выполненных отлично и хорошо, снижался, причем в IV четверти от начала к концу работы — до 0 на фоне резко возрастающего процента неудовлетворительных и плохих работ. Аналогично снижался и коэффициент П. В динамике занятий достоверно, и особенно значительно в конце учебного года <—1,9 и —2,2 посменно), уменьшалась и КЧСМ. У кружковцев в динамике занятий происходило увеличение неблагоприятных сдвигов работоспособности.

Таким образом, характеристика функционального состояния организма учащихся, занимающихся в кружках по пятницам, свидетельствует о том, что в динамике этих занятий у них происходит снижение работоспособности, особенно резко выраженное в последней четверти учебного года.

Согласно полученным данным, ЛПЗМР и ЛПСМР в динамике кружковых занятий по субботам увеличивался во всех учебных четвертях. При утренних занятиях наблюдалось относительно одинаковое удлинение времени ответной реакции на световой и звуковой раздражители, а при вечерних — его скачкообразное увеличение по учебным четвертям почти в 3 раза. Среднее количество просмотренных знаков снижалось во всех учебных четвертях, причем при работе вечером более интенсивно. Параллельно возрастало количество допущенных ошибок. Процент работ, выполненных отлично и хорошо, уменьшался от I к IV четверти в 5 раз, а неудовлетворительных и плохих возрастал в одинаковой степени в течение всего учебного года при занятиях угром. При занятиях в вечернее время этот показатель от I к III четверти несколько снижался, а в последней резко (на 31,8%) возрастал. Коэффициент П снижался равномерно в первых трех четвертях в обе смены, а затем резко падал (до —1,6 и —2,5) в четвертой. Подобную закономерность проявляла и КЧСМ. В динамике занятий снижалось количество благоприятных сдвигов во всех учебных четвертях, а при занятиях вечером — в III и IV. Сдвиги, выражающие утомление, возрастали в динамике учебных занятий во всех четвертях и сменах.

Следовательно, по субботам у учащихся более высокий по сравнению с пятницей уровень работоспособности в первых трех учебных четвертях, а в последней он резко снижается.

Воскресенье — день отдыха школьников, однако занятия в кружках проводятся. Поэтому была изучена работоспособность их в воскресенье. Установлено, что ЛПЗМР и ЛПСМР в утреннюю смену занятий повышались в последние месяцы III к IV учебных четвертей, а в после-

обеденную смену — во всех четвертях. Среднее количество просмотренных знаков в динамике занятий снижалось в течение всего учебного года, а количество допущенных ошибок резко возрастало в IV четверти (Я<0,01). В последней четверти значительно уменьшалось количество работ, выполненных отлично и хорошо при параллельном увеличении процента неудовлетворительных и плохих. Коэффициент П в первых трех четвертях снижался, а в последней несколько возрастал. КЧСМ снижалась в динамике занятий примерно одинаково на протяжении всего учебного года. Благоприятные сдвиги уменьшались во всех четвертях.

Таким образом, полученные данные говорят об относительно незначительном физиологическом снижении работоспособности в первых трех учебных четвертях, которое является естественным результатом достаточно интенсивной трудовой деятельности в течение всей рабочей недели. В IV четверти происходит резкое падение работоспособности кружковцев, которое может привести к неблагоприятным функциональным сдвигам в их организме.

Установлена неоднородность работоспособности кружковцев как по учебным четвертям, так и по дням недели. Оптимальным днем для занятий в кружках можно считать среду. Довольно высокая работоспособность учащихся отмечена и при занятиях в кружках по понедельникам, вторникам и четвергам. В пятницу работоспособность в динамике занятий снижается, что особенно резко выражено в последней учебной четверти. При занятиях по субботам в I—III учебной четверти этот показатель достаточно высок, а в IV четверти он резко уменьшается. В воскресенье незначительное снижение работоспособности у учащихся в первых трех четвертях переходит в резкое ее падение в четвертой. Следовательно, занятия в кружках внешкольных учреждений целесообразно проводить по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и субботам. Выходным днем может быть пятница или воскресенье (в настоящее время выходной день понедельник). Следует также считать нежелательным и занятия кружков по пятницам и воскресеньям в последней четверти учебного года.

Литература. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюков-ской, С. М. Громбаха. М., 1975. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979.

Поступила 20.04.83

УДК 612.8.014.4»-06:в1Э.8вЗ

Н. Я- Волкинд

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС КАК ИНДИКАТОР АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 1

Красноярский педагогический институт

Акад. Л. А. Орбели создал учение об адаптационно-трофической функции симпатической нервной систем». Оно сделало понятными удивительные мобилизационные возможности ряда систем организма человека, особенно сердечно-сосудистой, при острых стрессовых ситуациях. Эта функция четко прослеживается при сдаче государственных экзаменов, вызывающих острый экзаменационный стресс, обусловленный их высокой социальной значимостью для выпускников, большим объемом учебной информации, факторами новизны и др.

1 Доклад на 5-й Всесоюзной конференции по физиологии вегетативной нервной системы к 100-летию со. дня рождения акад. Л. А. Орбели. Ереван, З/УП 1982 г.

Мы изучали стрессовое состояние студентов во время сдачи первых и последующих государственных экзаменов.

Испытуемыми являлись выпускники факультета физического воспитания, сдававшие последовательно экзамены по научному коммунизму, физиологии человека, теории и методике физического воспитания. Для обследования отбирали по возможности лиц одинаковой тренированности (спортсменов 1 разряда) и успеваемости, преимущественно юношей. Это было вызвано тем, что тренированность и успеваемость, половые различия сами по себе определяли характер стресса и могли бы маскировать стрессовое состояние, вызванное экзаменами различной очередности. Об экзаменационном стрессе судили по динамике ЭКГ, которую прослеживали на разных этапах

-•Динамика интервалов на ЭКГ (в с) на разных этапах экзаменационного периода во время сдачи первых и последующих государственных экзаменов (М±т)

■ Интервал ЭКГ

Этап экзаменов а я

л X 01 Р — Р Г-Р

Получение студен- 1-Й 0,620±0,059 0,096± 0,040

том экзамена- 2-й 0,700+ 0,091 0,176+0,083

ционного билета 3-й 0,745±0,161 0,256±0,098

Подготовка студен- 1-й 0,685±0,070 0,166+0,069

та к ответу 2-й 0,725±0,078 0,190+0,074

3-й 0,755±0,114 0,248+0,095

Начало ответа 1-й 0.535±0,051 0,050+0,025

2-й 0,615±0,098 0,120±0,066

3-й 0,655±0,118 0,154+0,075

Конец ответа 1-й 0,600+0,073 0,096+ 0,040

2-й 0,655±0,085 0,128+ 0,048

3-й 0,765+0,092 0,246+0,082

После объявления 1-й 0,705+0,085 0,188+0,049

оценки 2-й 0,720+0,076 0,206+0,052

3-й 0,815+0,104 0,298+0,076

Относительный по- 1-й 1,005+0,072 0,400+ 0,043

кой 2-й 1,020+0,064 0,396±0,057

3-й 1,025+0,070 0,430+0,042

Примечание. Различия между 1-м и 2-м, 1-м и 3-м экзаменами достоверны (Р<0,05) при получении билета и в начале ответа, между 1-м и 3-м — на других этапах экзамена.

экзамена с помощью электрокардиографа модели 061. Контрольный милливольт был равен 10 мм. Контролем служил покой студентов, регистрировавшийся обычно утром следующего дня после завершения экзаменов. Статистическую обработку экспериментальных данных проводили в вычислительном центре Института физики Сибирского отделения АН СССР.

Стрессовое состояние студентов было неодинаковым при сдаче государственных экзаменов различной очередности, что отражало изменение интенсивности адаптационно-трофической функции нервной системы при сдаче первых и последующих экзаменов. Это состояние проявлялось в укорочении интервалов R — R и Т — Р, отклонении фактических электрической систолы и систолического показателя от должных, повышении амплитуды зубца Р и уплощении зубца Т.

Наибольшую стрессовую ситуацию у студентов вызывали первые государственные экзамены. Симпатическая нервная система отвечала па них высокой мобилизацией ведущих систем организма: центральной нервной, сердечно-сосудистой и др. Она видна по резким изменениям ЭКГ на ответственных этапах экзамена.

Так, интервалы R — R и Т — Р значительно укорачивались на разных этапах экзамена, особенно при получении студентом экзаменационного билета, в начале и конце ответа. При подготовке студента к ответу, когда его стрессовое состояние ослабевало, длительность R—R и Т — Р увеличивалась. После объявления оценки происходил медленный возврат продолжительности интервалов к имевшейся в состоянии покоя (см. таблицу).

Частота пульса, определяемая по интервалу R — R, также возрастала по мере усиления стрессового состояния, достигая максимума при ответе. При подготовке же она уменьшалась, а после объявления оценки постепенно нормализовалась.

О сильном стрессе во время сдачи первых государственных экзаменов свидетельствовала и электрическая систола. Фактическая ее величина сильно превышала должную на всем протяжении экзаменационного периода. Особенно резко это было выражено на ответственных его этапах — при получении студентом билета, в начале и конце ответа: соответственно 0,074, 0,080, 0,066 с и 0,025 с

в покое. При подготовке студента, когда он был занят ч обдумыванием учебного материала, подавляющим эмоциональное напряжение, отклонений фактической Q—Т от должной было меньшим — 0,055 с. Это отклонение на разных этапах экзамена было достоверным (Р<0,005). Допустимое превышение фактической электрической систолы над должной составляет 0,04 с (Л. А. Бутченко). Возврат Q — Т к уровню покоя был затяжным.

Сходная динамика на фоне первых экзаменов отмечена у систолического показателя. На всех этапах экзаменационного периода он был повышен, достигая на ответственных этапах экзамена 59,90±5,72, 66,60±5,27, 59,60± ±6,44%, в покое 40,80±2,58%, а должная его величина — 47,40±2,64, 50,80±2,80, 48,20±3,56%, в покое— 37,80±2,02%. Отклонение было достоверным (Р<0,05). Оно было очень значительным на ответственных этапах, достигая 12,5, 15,8 и 11,4%, в то время как допустимое превышение составляет только 5% (Л. А. Бутченко). Это еще раз свидетельствовало о крайнем стрессовом напряжении во время сдачи первых экзаменов. Подготовка студента к ответу снижала его напряжение. Возврат систолического показателя к уровню покоя протекал медленно. Так, даже на восстановительном этапе (через 10 мин после окончания экзамена) этот показатель был равен 6.3%.

О напряженном стрессовом состоянии студентов во время сдачи первых экзаменов свидетельствовало и относительно большое повышение амплитуды зубца Р на ответственных этапах экзамена. При получении билета, в начале и конце ответа амплитуда зубца достигала соответственно I,65±0,29, 1,90±0,47, 1,60±0,37 мм, при подготовке— 1,50±0,29 мм, в покое— 1,15±0,29 мм. Различия в амплитуде зубца Р между ответственными этапами и покоем были достоверны (Р<0,05).

Значительное сглаживание зубца Т на ответственных этапах экзаменационного периода во время первых экзаменов также свидетельствовало о выраженном стрессовом состоянии. При получении студентом билета, в начале и конце его ответа амплитуда зубца достигала соответственно 1,90±0,73, 1,40±0,50, 1,65±0,63 мм, при подготовке— 2,10±0,53 мм, в покое — 3,40±0,60 мм. Различия по этому показателю между ответственными этапами и покоем были достоверны (Р<0,05). Повышение амплитуды зубца Р в сочетании с уплощением зубца Т отражало возбуждение симпатической нервной системы (В. Е. Белоусов).

Резкое удлинение фактической электрической систолы в сравнении с должной, уплощение зубца Т, замедление восстановительного периода рассматриваются как следствие глубоких дистрофических процессов в миокарде, возникающих в результате тяжелой и длительной перегрузки сердца (Л. А. Бутченко). У студентов, сдающих первые государственные экзамены, такие неблагоприятные изменения в миокарде вполне закономерны, если учесть, что эти экзамены следуют вслед за курсовыми, без сдачи которых допуск к завершающей экзаменационной сессии невозможен.

При последующих государственных экзаменах вследствие адаптации студентов к экзаменационной обстановке их стрессовое состояние ослаблялось, что свидетельствовало о снижении адаптационно-трофической функции нервной системы.

Сдача 2-го государственного экзамена характеризовалась меньшими функциональными сдвигами у экзаменующихся, что проявлялось в менее выраженных изменениях ЭКГ. Так, интервалы R — R и Т — Р у студентов, сдававших 2-й экзамен, оказались значительно более продолжительными на всех этапах экзаменационного периода, чем у сдававших 1-й экзамен. Эти различия оказались более существенными при получении билета, в начале ответа, т. е. на этапах, связанных с острой стрессовой ситуацией (см. таблицу). После ответа продолжительность интервалов R — R и Т — Р у студентов, сдававших 1-й и 2-й экзамены начинала сближаться. Во время покоя их длительность становилась почти одинаковой у экзаменующихся обеих групп.

Частота пульса у сдававших 2-й экзамен претерпевала те же изменения на разных этапах экзаменационного периода, что и интервалы /? — /?.

Фактическая электрическая систола во время сдачи 2-го экзамена значительно меньше отклонялась от должной, чем при 1-м. Эта тенденция обнаруживалась на всех этапах экзаменационного периода и особенно ярко при получении билета, в начале и конце ответа. Отклонение фактической величины от должной на ответственных этапах составляло соответственно 0,049, 0,053 и 0,052 с, в покое — 0,020 с. Фактическая величина превышала должную достоверно (Я<0,05). Хотя это отклонение и было при 2-м экзамене меньше, чем при 1-м, однако выход фактической электрической систолы за пределы нормы наблюдался на протяжении всего экзаменационного периода. Ухудшение функционального состояния миокарда наблюдалось после объявления экзаменатором оценки. Это свидетельствовало о сильном стрессовом состоянии студентов во время сдачи и 2-го государственного экзамена.

Систолический показатель также обнаруживал ослабление стрессового состояния экзаменующихся при сдаче 2-го экзамена по сравнению с 1-м, хотя оно оставалось относительно выраженным. Как всегда, стрессовая ситуация была наибольшей на ответственных этапах экзамена. Об этом свидетельствовали относительно больший фактический систолический показатель при получении студентом билета, в начале и конце ответа и его явное отклонение от должного. Эти фактические большие величины на ответственных этапах экзамена составляли соответственно 51,80±5,82, 57,10±7,16, 54,20±5,23%, в покое — 38,4± 1,79%, а должные — 44,1 ±2,68, 47,4±3,62, 45± ±2,72%, в покое — 36,4±1,18%. Превышение фактического систолического показателя над должным при получении билета, в начале и конце ответа достигало 7,7, 9,7 н 9,2% соответственно, в покое — 2%. При подготовке студента к ответу это стрессовое состояние значительно ослабевало, что видно по незначительному отклонению фактической величины от должной. Оно составляло 6,3%. Возврат систолического показателя к уровню покоя был затяжным, что свидетельствовало о том, что и во время сдачи 2-го экзамена восстановительный процесс также протекал медленно. После ответа фактические систолические показатели студентов, сдающих 1-й и 2-й экзамены, начинали сближаться, что проявлялось и превышением фактических величин над должными.

Амплитуда зубца Р у сдающих 2-й государственный экзамен была меньшей, чем при сдаче 1-го. Понижение зубца свидетельствовало об ослаблении стрессового состояния. Так, при получении билета, в начале и конце ответа студента амплитуда зубца Р составляла 1,45±0,34, 1,60±0,46, 1,55±0,36 мм, при подготовке к ответу — 1,40±0,28 мм, в покое — 1±0,17 мм.

Прослеживалось и меньшее уплощение зубца Т у студентов, сдававших 2-й экзамен. Так, при получении билета, в начале и конце ответа, при подготовке студента к ответу амплитуда зубца составляла соответственно 2,10± ±0,60, 1,50±0,74, 1,90±0,77, 2,05±0,70 мм, в покое — 3,50±0,77 мм. Меньшее сглаживание зубца Т говорило об ослаблении стрессового состояния.

При сдаче 3-го государственного экзамена обнаружено еще большее ослабление этого состояния у студентов.

Менее острая стрессовая ситуация прослеживалась в динамике этих экзаменов по интервалам — /? и Т — Р, частоте пульса, электрической систоле и систолическому показателю. Длительность интервалов /? — /? и Т — Р еще больше возрастала на разных этапах экзамена, а частота пульса уменьшалась (см. таблицу). Отклонение фактической С — Т от должной было выраженным только в начале ответа и составляло 0,054 с. Превышение фактическим систолическим показателем должного обнаружено лишь при получении билета и в начале ответа (6,2 и 9,2 соответственно). Это можно было проследить и по другим элементам ЭКГ.

Так, амплитуда зубца Р при получении билета, в начале н конце ответа достигала соответственно 1,45±0,26, 1,50±0,34, 1,35±0,34 мм, при подготовке к ответу — 1,35±0,34 мм, в покое — 1,15±0,34 мм. (При сдаче 2-го экзамена амплитуда Р была несколько больше). Амплитуда зубца Т на ответственных этапах экзаменационного периода составляла 2,25±0,96, 1,80±0,74, 2,25±0,76 мм, при подготовке — 2,20±0,86 мм, в покое — 3,80±0,56 мм. (Во время сдачи 2-го экзамена сглаживание зубца Т было несколько более выраженным).

Таким образом, экзаменационный стресс оставался значительным на протяжении всей экзаменационной сессии, хотя и явно ослаблялся от экзамена к экзамену. Это отражает высокое напряжение адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы выпускников на завершающем ответственном этапе их многолетнего обучения в вузе.

Мы не располагаем аналогичными данными студентов биолого-географического факультета ввиду отсутствия разрешения на такие исследования. Они были бы интересны для сравнительного анализа адаптационно-трофической функции нервной системы у тренированных и нетренированных лиц.

У студентов с низкой двигательной активностью экзаменационный стресс сильнее выражен, чем у студентов с высокой активностью, о чем свидетельствуют более значительные изменения ЭКГ у первых по сравнению со вторыми (Н. Я. Волкинд). У неспортсменов же обнаруживается ослабление сердечной деятельности по мере нарастания стресса, что не прослеживается у спортсменов (Н. Я. Волкинд). Отсюда можно предположить, что адаптационно-трофическая функция нервной системы у нетренированных студентов выражена слабее, чем у тренированных. Следует ожидать, что эта функция у первых' и широко иррадиирована. ^ /

Литература. Белоусов В. Е. Математическая электрокардиология. Минск, 1969, с. 111.

Бутченко Л. А. Электрокардиография в спортивной медицине. Л., 1963, с. 38—39; 119.

Волкинд Н. Я■ — Теор. и практ. физкультуры, 1978, № 5, с. 59—61.

Волкинд Н. Я■ — Физиол. человека, 1980, № 2, с. 360— 362.

Орбели JI. А. Избранные труды. М.—Л., 1962, т. 2, с. 148— 168.

Поступила 0-1.05.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.