Научная статья на тему 'Экстерриториальность американских санкций в действии'

Экстерриториальность американских санкций в действии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
739
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / ЭКОНОМИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВО / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаперских С. В.

В статье автор рассматривает возможные пути борьбы с влиянием американских санкций законодательным путем других государств как на национальном, так и на общемировом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстерриториальность американских санкций в действии»

лиц в производстве по ДАП», которая будет подразумевать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности не обладает специальными знаниями в данной сфере, по вопросу обжалования и защиты своих прав в суде и нуждается в соответствующем информировании. Для этих целей орган или должностное лицо административной юрисдикции должен проинформировать лицо о такой возможности при привлечении его к административной ответственности.

Информационная обеспеченность участников производства по ДАП должна иметь место с момента возбуждения производства по делу, что предоставит возможность участникам производства не только заблаговременно ознакомиться со своими правами, но и позволит сторонам данных правоотношений определить точки противоречий для передачи их судебной оценке. Данный принцип отчасти реализован в Налоговом кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N° 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", но проигнорирован в иных правовых актах.

Таким образом, внешняя открытость привлечения лиц к административной ответственности и возможность реализации соответствующего судебного контроля в производстве по ДАП способна обеспечить должное соблюдение прав и законных интересов не защищенных лиц, например в сфере миграционного и таможенного законодательства, при применении к ним мер обеспечения производства по ДАП (например, ст. 3.12 «Административное приостановление деятельности» и др.), а также по отношению к отдельным категориям граждан (несовершеннолетним, иностранным гражданам и т.д.). Представляется, что реализация данных теоретических предложений может позволить значительно уменьшить количество нарушений прав и законных интересов участников производства, которые привлекаются к ответственности с нарушением закона, а также снизит коррупционную направленность в данных правоотношениях.

Список использованной литературы

1. Махина С.Н. Административное судопроизводство в российской правовой науке и практике // Теория и практика инновационных технологий в АПК: материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов ВГАУ. 2016. С. 251-253.

2. Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство в контексте модернизации процессуального законодательства России // Административное право и процесс. 2015. № 2. С. 19-28.

3. Постановлением ФАС Поволжского округа от 09 июля 2013 г. по делу № А65-28440/2012 // Интернет-портал правовой информации - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru

© Трухачев С.Б., 2018

УДК 340

Хаперских С.В.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ САНКЦИЙ В ДЕЙСТВИИ

Аннотация

В статье автор рассматривает возможные пути борьбы с влиянием американских санкций законодательным путем других государств как на национальном, так и на общемировом уровне.

Ключевые слова:

Санкции, экономика, законодательство, право, физические лица, юридические лица.

Исходя из цели и названия закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», США планируют реагировать на угрозы себе посредством введения санкций. Инструментарий данного закона предусматривает возможность введения вторичных санкций против широкого круга нерезидентов США. Указанное может коснуться любого юридического или физического лица в мире при вступлении в правоотношения с определёнными российскими резидентами, представителями определённых отраслей российской экономики или властных структур. Это, а также продолжающееся расширение санкционных списков США за счёт включения российских юридических и физических лиц ставит перед правовой наукой практический вопрос об экстерриториальности американского законодательства и его распространения на субъекты, чьим личным законом не является право США. Кроме того, российские резиденты нуждаются в понимании того, как нормы санкционного законодательства применяются американскими судами и правоприменителями. Однако картотека американских судебных дел не может похвастаться большим количеством судебных актов по исследуемой проблеме. В статье на основании недавней судебной практики американских федеральных судов рассматривается вопрос об экстерриториальном применении санкционного законодательства США и о соответствии данного института Конституции США. Именно такое ходатайство заявил турецкий гражданин Эрдаль Акова в процессе рассмотрения его уголовного дела судом США. Правовые основания для отклонения данного довода судья нашёл в профильном Законе США о санкциях: осуществление экстерриториальной уголовной юрисдикции может быть уместным и законным в рамках защитного принципа. Вместе с тем решение суда в отношении Аковы дало ответ на вопрос, почему иностранному обвиняемому сложно использовать в свою защиту и другие аргументы о неправомерности экстерриториально применяемого законодательства США, о неподсудности тайного сговора, имевшего место за пределами США. Предметом второго исследуемого дела была попытка американского партнёра уйти от гражданско-правовой ответственности по основаниям экстерриториального нарушения санкционного законодательства США со стороны своего иранского контрагента. Суд восстановил справедливость, однако не дал оценку злоупотреблению правом и нарушению санкционного режима в отношении Ирана со стороны американского резидента.

Борьбу с влиянием американских санкций законодательным путем Европа может вести как на национальном, так и на общеевропейском уровне. Политолог из Льежского университета Квентин Женар в своей статье 2014 года напоминал: принятие в 1996 году законов о санкциях США против Ирана, Ливии и Кубы сопровождалось защитными действиями в Европе.

Так, в Великобритании парламент дополнил закон о торговых интересах 1980 года положением о защите британских фирм от экстерриториальных претензий США. А в ноябре 1996 года Совет ЕС принял постановление о защите стран союза от воздействия экстерриториальных санкций. Согласно принятым тогда мерам, если связанный с американскими санкциями спор дойдет до суда, решение признается действительным только если суд проходит на территории ЕС. К тому же пострадавшие от санкций европейцы могут запросить у Еврокомиссии защиту или даже возмещение ущерба, в случае если Штаты их оштрафуют. Постановление касается только указанных выше американских санкционных законов 1996 года, но Совет ЕС может этот список изменять.

Попытка Европы ограничить действие санкций по правилам ВТО означает подачу иска и начало разбирательства на платформе организации. Такой шаг нередко используется для оспаривания санкций. Например, в августе 2014 года, сразу после принятия российских контрсанкций, Польша пригрозила Москве подать жалобу в ВТО из-за продуктового эмбарго.

Однако рассмотрение жалобы в ВТО - это многоступенчатый процесс, который может занять несколько лет. С момента основания организации в 1995 году по множеству жалоб до сих пор не приняты решения. Если после вынесения решения ВТО ответчик не торопится его выполнять либо стороны за определенный срок не могут договориться по компенсации, истец имеет право запросить у ВТО право ввести экономические санкции.

В большинстве таких случаев спор касался односторонних ограничений в торговле, поэтому в качестве санкций истцы запрашивали у ВТО повышение пошлин для ответчика, пишет в своей колонке

директор по внешней торговле Национальной конфедерации промышленности Бразилии Диего Бономо.

Райнхард Крумм, руководитель отдела в немецком Фонде Эберта и эксперт «Валдая», сомневается, что Европа даст решительный ответ Вашингтону в ближайшие дни. «Европарламент на каникулах, остальные же хотят посмотреть закон в действии и практически оценить его влияние на проекты вроде «Северного потока-2». Не исключены и дальнейшие консультации между ЕС и США», - отметил он.

С Круммом согласен профессор Манготт из Инсбрукского института: «Пока европейские компании не почувствуют реального воздействия американских санкций, Еврокомиссия не станет публично объявлять об ответных мерах». Но неофициально, уверен эксперт, европейцы уже предупредили Вашингтон о серьезности своих намерений. По его мнению, европейские санкции могут касаться торговых и инвестиционных отношений с Штатами.

Список использованной литературы:

1. Полуэктов Л.Б. ВТО как инструмент экономической политики стран-членов // Внешнеэкономический бюллетень. 2016. № 1.

2. Полянский Н.Н. Международный суд. М. 1998.

3. Попов И.М. Проблемы вступления России в ВТО. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 4.

4. Прошина Е.А. Международно-правовая ответственность государств: диссертация. кандидата юридических наук: М. 12.00.10. М., 2016.

5. Пушмин Э.А. Мирное разрешение споров. М., 2017.

©Хаперских С.В., 2018

УДК 340

Хаперских С.В.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПРАВОСУДИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация:

В статье автор рассматривает новый этап реформирования судебной власти, ключевой целью которого стало создание государственных гарантий, направленных на обеспечение ее законного и справедливого осуществления, а также принципа доступа к правосудию.

Ключевые слова:

Судебная власть, судебная система, правосудие, судопроизводство, суд, судья.

Активное формирование современной модели правосудия в России началось с принятием двух основных документов - Концепции судебной реформы 1991 года и Конституции РФ, которая послужила основой для издания большого свода законодательства о судебной власти и судопроизводстве. Структурируя весь массив законодательных актов, являющихся основой функционирования судебной системы в целом и судов общей юрисдикции в частности, выделим следующие их группы:

1) кодифицированные акты в области судопроизводства: Гражданский процессуальный кодекс РФ, две редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ (1995 и 2002 годы), Уголовно-процессуальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.