Научная статья на тему 'Право и экстерриториальность в условиях глобализации'

Право и экстерриториальность в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1954
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ / EXTRATERRITORIALITY / СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА / SOVEREIGNTY OF THE STATE / ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА / TERRITORY OF THE STATE / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NON-STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самарин Алексей Алексеевич

В статье рассматриваются изменения в правовых системах различных стран под влиянием глобализации; анализируются современные тенденции в процессе интеграции различных государств; формулируется вывод о необходимости пересмотра традиционных представлений относительно принципа экстерриториальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самарин Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law and Extraterritoriality in the Light of Globalization

The article discusses the changes in the legal systems of different countries under the influence of globalization. The author analyzes modern tendencies in the process of integration of different states and makes a conclusion about the necessity of changes of traditional concepts of the extraterritorial effect of law.

Текст научной работы на тему «Право и экстерриториальность в условиях глобализации»

А.А. Самарин

ПРАВО И ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются изменения в правовых системах различных стран под влиянием глобализации; анализируются современные тенденции в процессе интеграции различных государств; формулируется вывод о необходимости пересмотра традиционных представлений относительно принципа экстерриториальности.

Ключевые слова: глобализация, экстерриториальность, суверенитет государства, территория государства, негосударственное регулирование.

A.A. Samarin

LAW AND EXTRATERRITORIALITY IN THE LIGHT OF GLOBALIZATION

The article discusses the changes in the legal systems of different countries under the influence of globalization. The author analyzes modern tendencies in the process of integration of different states and makes a conclusion about the necessity of changes of traditional concepts of the extraterritorial effect of law.

Keywords: globalization, extraterritoriality, the sovereignty of the state, the territory of the state, non-state regulation.

Глобализация в политической, экономической и правовой сферах общественной жизни продолжает привлекать внимание представителей социальных наук. Ни о какой постглобализации спустя несколько лет после кризиса 2008 г. уже не идет речи. Более того, предложения создать единую систему предупреждения глобальных финансово-экономических кризисов постепенно перешли в итоговую фазу, но приостановлены из-за событий на Украине. Констатируя размытость параметров современной системы, с точки зрения традиционных представлений о глобальном порядке, ректор МГИМО А. Торкунов выделил одну константу, которая, по его мнению, становится все более доминирующей: «Речь идет о поистине драматической взаимозависимости и взаимообусловленности стран, международных процессов, экономики и политики»1. Действительно, зависимость России и других стран от лидеров постиндустриальной экономики, обнаруженная в результате применения санкций против России, развеивает сомнения в осуществлении интеграционных процессов в ходе глобализации. Основой санкционной политики является не только возможность политического давления на страны Евросоюза со стороны США, но и универсализация права, которое все более приобретает транснациональный характер. При этом экстерриториальное действие правовых норм уже не считается чем-то исключительным.

Экстерриториальное действие юридических норм - полиструктурное, многоуровневое, полифункциональное, динамичное, межотраслевое явление, зависящее от международной политики и идеологических стратегий в развитии межгосударственных отношений. В условиях глобализации экстерриториальное действие юридических норм выступает важной составляющей взаимодействия правовых систем мира.

© Самарин Алексей Алексеевич, 2014

Специалист-эксперт Управления международных связей Федеральной службы по финансовому мониторингу, соискатель кафедры теории и истории государства и права (Нижегородская академия МВД России); e-mail: Alexey311@rambler.ru 115

Прежде всего, это касается развития прав человека - проблемы сколь актуальной, столь и вызывающей множество нареканий за односторонность и двойные стандарты2. Известно, что одним из ведущих императивов многополярной глобализации является их защита. Права человека стали универсальным, экстерриториальным, надгосударственным принципом создаваемого глобального права. Идея о том, что концепция прав человека будет одной из основ будущей организации международного сообщества, неоднократно высказывалась как иностранными, так и отечественными авторами3. Например, М.В. Баглай полагает, что наблюдаемый сегодня процесс интернационализации прав человека в перспективе ведет к формированию единого правового статуса человека и гражданина - характерной черты цивилизации будущего: «Сегодня уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации»4. Аналогично высказывается и В.А. Карташкин, который называет объективной тенденцией развития интеграцию всех государств в единое мировое сообщество. Создание мирового правового пространства будет опираться на конвергенции различных правовых систем и синтез всего лучшего. Оно, как отмечает В.А. Карташкин, коренным образом изменит понятия суверенитета и независимости, приведет к принятию схожих, а в ряде случаев и унифицированных законов, общепризнанных и конкретных правовых норм и принципов в сфере прав и свобод человека5.

Классический идеал европейского правового гуманизма выступает проводником глобализации, т.к. права человека признаны универсальной ценностью. Кроме того, как справедливо отмечает А.И.Овчинников, «правовое мышление имеет склонность к формализму, стандартизации, стремится рассматривать социальный мир с позиции всеобщего масштаба, с точки зрения универсальных шаблонов поведения. Результатом этого качества является глобальная унификация правовых режимов, универсализация институтов международного гуманитарного права, правового регулирования экономических отношений, правосудия, в результате которой правовые системы должны выйти из-под контроля отдельных государств и развиваться в соответствии с некоторым стандартным правовым эталоном»6. В перспективе этот процесс завершится формированием глобальной правовой системы, состоящей из правовых систем отдельных государств.

Благодаря идее универсальности прав человека глобализация приобретает публично-правовое измерение, хотя ранее считалось, что основой правовой глобализации станет развитие именно частного права и транснационального рынка. Как отмечается в исследовании Микеле де Сальвиа, «новаторский элемент Европейской конвенции о защите прав человека заключается в утверждении европейского публичного порядка за рамками национальных систем»7. При этом действенным правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие как правовых, так и судебных систем в этой сфере, выступил Европейский суд по правам человека. Создаваемая им судебная практика должна лежать в основе и национального законодательства, и национальной судебной практики.

Однако публично-правовой характер глобализационных процессов связан еще и с тем, что технологии и торговые связи опутывают мир новыми сетевыми структурами, делающими национальные границы прозрачными. Происходит трансформация статуса государства как главного субъекта международных отношений, изменяется объем суверенных прав государства8. Отсюда можно сделать вывод: если суверенные права государства уменьшаются, то права не-

государственных субъектов увеличиваются. Следовательно, возрастает объем экстерриториальной юрисдикции, т.к. связь территории и права осуществляется именно государством.

Как известно, экстерриториальность - это не только особые юридические преимущества (неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным судам по уголовным и гражданским делам, освобождение от повинностей, налогов и др.), взаимно предоставляемые государствами иностранным дипломатическим представительствам. Традиционно экстерриториальность — это еще и юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих частично или в полном объеме под действие законодательства государства, носителями национальности которого они являются. Как отмечается в научной литературе, институт экстерриториальности возник в международном праве в период колониальной экспансии в виде капитуляций и сеттльментов - особых привилегий, предоставлявшихся колонизируемыми государствами иностранцам гражданам метрополий. Экстерриториальность выражалась в неподсудности указанных лиц местному суду, установлении над ними консульской юрисдикции освобождении от прямых налогов и т.д.9. Однако теперь экстерриториальная юрисдикция - это еще и юридические нормы надгосударственного, транснационального значения. Государства начали вступать в коммерческие отношения с транснациональными корпорациями, что привело к появлению концепции транснационального права10. Другие исследователи ведут речь о необходимости формирования новой области международного права - международном экономическом праве11.

Процесс глобализации в наибольшей степени выражается в экономической и технологической сферах. В условиях глобализации экстерриториальность стала еще и характеристикой новых негосударственных видов правового регулирования. Рассмотрим их более подробно.

Общеизвестно, что в результате глобализации значительно усилились экономические и иные интеграционные связи между транснациональными корпорациями, особенно в финансовой сфере. В условиях информационно-технического прогресса появилась реальная возможность создать мировую базу данных на всех жителей планеты с целью ее использования в банковском бизнесе. Многие философы заговорили о перспективах мирового цифро-информационного концлагеря, необходимого для построения глобального общества потребления с манипулируемым сознанием. С целью противодействия этому 28 января 1981 г. под эгидой Совета Европы была принята Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, направленная на защиту права человека, на неприкосновенность частной жизни применительно к автоматизированной обработке данных личного характера. Для этой цели необходим жесткий контроль государства. Парадоксально, но нашлись противники вмешательства государства в информационные процессы, в обмен информацией. Как правило - это представители либеральной философии общества. По их мнению, государственный суверенитет не распространяется на информационные сети, а киберпростран-ство представляет собой некое вненациональное саморегулирующееся сообщество пользователей. Появляются утверждения, что суверенитет государств в его традиционном понимании размывается, а государственные границы постепенно превращаются в фикцию. Якобы формируется глобальная электронная среда, для деятельности в которой «границы государств уже не являются препятстви-

ем и которую можно вести в международном масштабе»12. Думается, подобные утверждения в пользу экстерриториальности юрисдикции в Интернете не ведут к формированию демократического сообщества государств. Однако неизбежным является дальнейший рост негосударственного и соответственно экстерриториального регулирования в сфере электронной коммерции.

Разработкой нормативных предписаний относительно электронной коммерции занимаются свыше 20 международных межправительственных и неправительственных организаций 13. При этом неправительственным организациям поручаются весьма серьезные проекты. Примером тому может служить Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (СВИФТ; SWIFT Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) - организация, располагающая системой электронного перевода средств между участвующими в ней банками. СВИФТ является акционерным обществом, созданным по законодательству Бельгии. Основная его задача - скоростная передача банковской и финансовой информации на базе средств вычислительной техники.

Следует отметить, что порядок электронных расчетов не только для частных, но и для государственных финансовых учреждений устанавливает неправительственная организация, т.е. она формирует для своих участников обязательные условия деятельности в такой достаточно специфической сфере, как расчетно-финансовые отношения, где обычно превалируют императивные предписания в виде национального законодательства или международных договоров. Так же парадоксальной признается ситуация, при которой функции по международному нормированию в таком важном сегменте общественной жизни, как Интернет-пространство, приняла на себя не международная, а национальная неправительственная организация. Речь идет об американской Корпорации по распределению адресного пространства в сети Интернет (ICANN — Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), осуществляющей регистрацию доменных имен в сети Интернет. ICANN установила порядок регистрации доменных имен и процедуру разрешения споров, связанных с их присвоением, т.н. Процедура UDRP; UDRP - Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy (Единообразная методика рассмотрения споров о доменных именах), принятая Корпорацией по распределению адресного пространства в сети Интернет в 1999 г.). Как отмечают юристы, специфичность подобной ситуации состоит «в установлении монополии национальной организации применительно к сфере, затрагивающей важный сегмент международных отношений»14. Ее нормативные предписания и правила имеют экстерриториальное значение в силу отсутствия альтернатив у участников информационного пространства.

В отношении правового регулирования в сфере Интернет ученые предлагают использовать lex electronica или lex informatica — свод транснациональных правовых норм и торговых обычаев, применимых к сделкам в сфере трансграничной электронной торговли, созданный ее участниками для внутреннего пользования и применяемый арбитрами для урегулирования споров на основании намерений сторон. В его основу положено мнение о том, что для Сети оптимальной является саморегуляция, т.е. участники «Интернет-отношений» могут самостоятельно выработать систему нормативных предписаний и претворять ее в жизнь. Концепция «Lex electronica» в этой связи рассматривается как электронное «продолжение lex mercatoria», предназначенное для правового регламентирования торговых операций.

Следующим видом глобализационных тенденций в сфере экстерриториальной юрисдикции, в ходе которой значительно изменяется объем трансграничных связей и перемещений, является развитие транснациональных отношений. Речь идет о договорных, трудовых, семейных и иных отношениях, возникновение которых происходит вследствие усиления взаимозависимости юридических и физических лиц разных стран. Ученые-международники фиксируют необходимость признания новой области научного изучения права: науки о транснациональных (трансюрисдиционных) частноправовых отношениях15. Предметом изучения данной дисциплины должны стать правовые нормы и институты национального и иностранного права, применимые к регулированию всего разнообразия гетерономных, транснациональных, трансграничных, иначе - транс-юрисдикционных отношений (менее точно: отношений с «иностранным элементом») между частными лицами, среди которых следует рассматривать не только физических и юридических лиц, но и публично-правовые учреждения, включая государство, вступающее в частноправовые отношения. Предметом анализа данной науки охватывается и коллизионное право различных государств, и разнообразные нормы гражданского права, семейного, трудового, таможенного, валютного и т.п. отраслей права самых разных государств, применяемые к правоотношениям трансюрисдикционного характера. Важную роль играют здесь вопросы экстерриториального применения правовых норм, а также негосударственное правовое регулирование. Поэтому можно говорить о таком стратегическом приоритете глобализации, как усиление негосударственного регулирования правоотношений: от предписаний, являющихся результатом нормотворческой или правоприменительной деятельности государства и его органов следует отличать положения, возникшие в процессе е

п

деятельности самих участников делового оборота или организаций, их объеди- и няющих, либо в связи с ней (обычные правила, заведенный порядок, договорные а условия, арбитражная практика и др.). Несмотря на то, что государство имеет о

в

немаловажное значение в их реализации, возникают они самостоятельно и имеют о экстерриториальное значение. з

Одним из основных трендов и стимулов глобализации является упрощение | торговли. С этой целью был создан ряд организаций международного значения, е

прежде всего ВТО. Право ВТО - это совокупность международно-договорных о

й

норм материального, процессуального и процедурного характера, закрепленных р

в нескольких десятках межгосударственных соглашений, в числе которых осно- Ч

вополагающими выступают GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и о

торговле); GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле услугами); TRIPS К

(Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности); м

TRIMS (Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей); AoA I

(Соглашение по сельскому хозяйству); SPS (Соглашение о санитарных и фито- 1

санитарных мерах); TBT (Соглашение о технических препятствиях торговле); 00

соглашения по субсидиям, антидемпинговым мерам, финансовому рынку. 22

Как отмечают авторы сборника, посвященного праву ВТО, в ряде случаев 5 интересы международного торгового капитала, международных концернов и банков оказываются выше интересов населения конкретного государства - члена ВТО16. Например, тревогу у специалистов вызывают сведения о разработке пакета документов ВТО, в которых предусмотрено резкое ограничение суверенных прав государств на регулирование инвестиционных процессов на своих территориях.

Согласно проектам этих документов зарубежные корпорации должны получить 119

право в судебном порядке оспаривать те национальные законы, которые снижают прибыли ТНК от производственно-инвестиционной деятельности в соответствующих странах, а также требовать компенсацию за понесенный ущерб и упущенную прибыль. Можно прогнозировать возникновение ситуации, когда принимаемые законы, направленные, например, на охрану окружающей среды или на защиту здоровья населения, могут быть отменены ВТО как «ограничивающие конкуренцию»17.

Как видим, в условиях глобализации существенно изменяется понятие «государственное пространство». Некоторые исследователи прямо говорят о трансформации государства в орган социально-экономического управления территорией, легитимность которого в глазах своего населения и внешнего мира должна определяться его социальной эффективностью, а не традиционными институтами международного права. Резкое снижение такой эффективности, по их мнению, может служить основанием для использования мировым сообществом (или отдельными его представителями) разного рода санкций, введения внешнего управления18.

В условиях глобализации граждане зачастую начинают воспринимать себя космополитически, забывая о суверенитете государства. «Если я разговариваю со своим парижским другом непосредственно или по электронной почте, когда нахожусь в Калифорнии; если я слежу за политическими и культурными событиями повсюду на земном шаре, не покидая дома; если данные, содержащие персональную информацию обо мне, используются правительствами и концернами на всем земном шаре, причем меня не ставят об этом в известность или я а не хочу этому воспрепятствовать; если я, сидя дома, делаю покупки с помощью ? компьютера, то где я нахожусь в таком случае? Кто я?»19 - вопрошает Марк По-3 стер. В результате меняется правопонимание: «Неважно, будут ли эти нормы устанавливаться частным предприятием или же чиновником администрации.

1 Норма уже не будет проявлением суверенитета, она станет лишь фактором, | снижающим степень неопределенности, средством сокращения расходов пред-

го

| приятия за счет достижения большей прозрачности»20. Соответственно правовые

| нормы транснациональных корпораций порой выгодно отличаются от социаль-

| ных гарантий национального государства.

2 Глобализация повлияла и на развитие процессов региональной интеграции. ° «Региональная экономическая интеграция, - отмечает В.М. Шумилов, - как « проявление глобальной тенденции активно осуществляется на всех континентах, | во всех «центрах экономической силы»21. Постоянно растет число региональ-е ных объединений межгосударственной интеграции - по состоянию на 1 января ° 2011 г. в мире было заключено 202 региональных торговых соглашения и 104 со-

0

° глашения об экономической интеграции22. И глобализация, и региональная

го

3 экономическая интеграция есть проявление различных этапов объективного

1 процесса развития общества под влиянием интернационально развивающихся | производительных сил, имеющих одни и те же истоки - качественные скачки,

взрывы в развитии производства и рынка, сопровождаемые изменениями в общественных отношениях и общественном сознании23.

Процессы экономической интеграции на региональном и международном уровнях протекают в условиях правовой интеграции стран-участников, т.к. она требует создания единого (целостного) правового поля для развития интеграци-120 онных процессов. С этой целью создаются межгосударственные союзы с форми-

рованием наднациональной правовой системы. Наднациональность выражается в том, что государства сознательно передают выполнение части своих суверенных компетенций власти (внешней и высшей), которая институционализируется в пределах интеграционного сообщества24. Делегирование суверенных компетенций не должно рассматриваться как уничтожение или ограничение суверенитета государства. По мнению Ю.М.Колосова, передача суверенных прерогатив никоим образом не влечет за собой каких-либо отрицательных, угрожающих последствий для суверенитета как неизменного качественного свойства государства, в силу которого оно способно на все больший и больший объем последовательных уступок полномочий; напротив, она ведет к утверждению его приоритетного значения по отношению к иным проявлениям государственности. «Посредством участия в организациях, наделенных наднациональными полномочиями, государства не только не претерпевают умаления своего суверенитета, но и приобретают право расширять сферу своих действий далеко за пределы территориального верховенства»25. Пока государства-члены наднационального образования сохраняют суверенитет, они обладают способностью в любое время прекратить свое членство в нем. Отнять это право у суверенных государств нельзя, равно как и сами они от него отказаться не могут.

Право таких организаций имеет экстерриториальный характер и называется в литературе интеграционным или коммунитарным правом26. В отличие от международного права его субъектами выступают не только государства и другие субъекты международного права, но и частные лица, на которые распространяются права и обязанности, налагаемые законодательной властью их национальных государств, а также наднациональной властью. Интеграционное право порождает правопорядок, субъектами которого являются государства, физические и юридические лица, реализующие интеграционное право в пределах коммунитарной территории, т.е. территории разных государств, наднациональной территории. Как правило, правовое регулирование, осуществляемое на ней, направлено в первую очередь на формирование единого рынка, а потому касается как вопросов публичного, так и частного права. Нормы интеграционного права создаются не государствами, а путем нормотворчества компетентных органов интеграционного объединения. Судебный и иной контроль за их исполнением возлагается также на органы этого сообщества.

Важнейшим признаком интеграционных процессов в праве является технико-юридическая универсализация, гармонизация и стандартизация правовых систем, что некоторыми правоведами воспринимается весьма негативно27. Здесь речь идет, прежде всего, о формировании единого языка интеграционного права, общих юридических конструкциях, о методах толкования права, о способах изложения норм права, о методах применения права в работе юрисдикционных органов и т.д.

Экстерриториальное право интеграционных объединений стало важным элементом в развитии Евразийского союза. Мировая практика выработала четкие международно-правовые правила создания таможенных союзов, которые закреплены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. К основным положениям договоров о создании таможенного союза относятся следующие:

1) создание единой таможенной территории;

2) образование единого внешнего таможенного тарифа, принятие единых основных таможенных правил;

3) введение свободного обращения товаров: товары внутри таможенного союза обращаются без взимания таможенных пошлин и экспортно-импортных налогов, а также без применения экспортно-импортных квот и лицензий;

4) учреждение единой таможенной службы либо организация тесного взаимодействия и сотрудничества национальных таможенных служб между собой28.

Таким образом, понятие «правовое пространство» в условиях многополярной глобализации все чаще перестает ассоциироваться с понятием «территория государства». Ведь можно выделить в качестве его форм экономическое пространство, информационное, культурное (например, пространство «русского мира»). «В законодательстве и научной юридической литературе, - констатирует Н.Н. Федосеева, - термин «пространство» применяется обычно для обозначения промежутка, не ограниченного видимыми пределами, обладающими специфическими чертами и свойствами, порождающего особые общественные отношения (например, воздушное пространство, морское пространство, водное пространство)»29. Сегодня уже глобальная философская категория «пространство» не может быть «взята в чистом виде» и перенесена в проблематику теории государства и права, тем более, территориального действия юридических норм. В эпоху глобализации крайне сложно теоретически «связать» и показать взаимозависимость пространственных границ государства, его суверенитета и пределов функционирования государственной власти. «Действие права, - подчеркивает В.И. Червонюк, - означает, что феномен право самим фактом своего существования создает правовое пространство, в котором протекает жизнедеятельность индивидов, общностей людей, общества в целом»30. Исследователь оперирует термином «принцип экстерриториальности», а который в его понимании означает «распространение нормативных актов право? творческого органа за пределы территории его юрисдикции»31. s Традиционно пространство определяется как форма существования объ-

Ü ективной реальности, взятая в единстве материальных объектов и процессов, i имеющих определенные протяженность и объем, единство и непрерывность,

1 структурность и протяженность. Однако в условиях современного индустри-

го

J ального и постиндустриального мира появились новые юридические термины,

| такие как «информационное пространство», под которым понимается «сово-

| купность баз и банков данных, информационно-телекоммуникационных сетей

2 и систем, а также технологий их ведения и использования, функционирующих ° на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное ж взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информа-| ционных потребностей»32, «единое пространство доверия», представляющее

0 собой «структуру, определяющую организационные границы, в пределах ко-

1 торых находятся только заслуживающие доверия удостоверяющие центры, а

0

° сертификаты ключей подписей, изготовленные ими, признаются всеми участ-

го

3 никами информационного взаимодействия в границах структуры и на равных

1 условиях»33. По мнению ученых, это означает, что юридическая наука все чаще I трактует пространство не как «плоскостное», территориальное явление, а как

фрагмент социальной действительности, в пределах которого возникают особые общественные отношения. Иными словами, «сегодня правовая наука трактует категорию «пространство» как сложное, многоуровневое и многоаспектное явление, элемент социальной действительности, выделяемый по целому ряду характерных признаков и их сочетаний, в результате действия которых в рамках

122

этого явления возникают особые общественные отношения»34.

Глобализация неизбежно сказывается на трансформации национального суверенитета. Суверенная власть в современном мире уже не воспринимается как власть, распространяющаяся на определенной территории. Как справедливо отмечает В.С. Малахов, «границы территории государств перестают совпадать с границами власти и авторитета»35. Поэтому в условиях глобализации укрепление территориальной целостности, государственное единство, нерушимость государственных границ - основной и непреходящий интерес Российской Федерации и экстерриториальность есть высокозначимое организационно-правовое средство обеспечения этих национальных ценностей36.

Экстерриториальное действие норм права - индикатор, свидетельство открытости государства. Тоталитарные государства, проводя в силу разных причин политику изоляции, не прибегают либо редко прибегают к экстерриториальному действию законов. И, наоборот, развитые демократические государства в условиях глобализации широко применяют институт экстерриториального действия юридических норм, поскольку посредством его проще и экономичнее освоить достижения цивилизации, культуры.

1 КАРТ-БЛАНШ. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов о новом миропорядке // Независимая газета. 2014. 24 окт.

2 См., например: Баранов В.М. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: выступление на круглом столе журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 7. С. 20; Овчинников А.И. Миланский эдикт и его роль в формировании ценностей современного права // Философия права. 2013. № 3 (58). С. 15-19.

3 См.: Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М., 2013. С.5.

4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 160.

5 См.: Карташкин В.А. Права человека: движение к единому мировому пространству // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог / под ред. Б. Гросса, П. Джувилера, Е. Лукашевой, В. Карташкина. М., 1994. С. 406-412.

6 Овчинников А.И. Глобализация и идея универсального правопорядка в современном юридическом мышлении // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2. С. 36.

7 СальвиаМ. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 12.

8 Подробнее об этом см.: Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. 2005. №.1.

9 См.: Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999.

10 См.: Берандзе М.Р. Концепция транснационального права в международном праве: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2010.

"См.: Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. М., 2007. С.5.

12 Технологический прогресс и современные международные отношения: учебник / под общ. ред. А.В. Крутских. М., 2004. С. 71.

13 Подробнее об этом см.: Бахин С.В., Зажигалкин А.В. Электронная коммерция: правовые проблемы конвенционного регулирования // Журнал международного частного права. 2002. № 4(38). С. 4-6.

14 Современное международное частное право в России и Евросоюзе. Кн. 1 / под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Лисицына-Светланова, А. Трунка. М., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 См.: Там же.

16 См.: Право Всемирной торговой организации: влияние на экономику и законодательство государств Европейско-Азиатского региона / отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2014.

17 См.: Там же.

18 Подробнее об этом см.: Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. М., 2002; Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004; Глобализация и развитие законодательства: очерки / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Пиголкин. М., 2004. С. 128; Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. 2006. № 11.

19 Цит. по: Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. С. 179.

20ХабермасЮ. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001. С. 225-229.

21 Шумилов В.М. Международное право: учебник. М., 2010. С. 274.

22 См. : Набиуллина Э.С. Тезисы выступления на конференции РСПП «Формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: взаимодействие с бизнес-сообществом» (г. Москва, 16 ноября 2010 г.). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/ news/doc20101116_04 (дата обращения: 20.01.2015).

23См.: Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура / под ред. Л.И. Глухарева. М., 1999. С. 46.

24 См.: Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере зоны свободной торговли и Таможенного союза ЕврАзЭС) / под ред. В.Ю.Лукьяновой. М., 2012.

25 Колосов Ю.М. К вопросу о примате международного права // Международное право в современном мире. М., 1991. С. 8.

26 См.: Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере зоны свободной торговли и Таможенного союза ЕврАзЭС) / под ред. В.Ю.Лукьяновой.

27 См.: Баранов В.М., Овчинников А.И. Этнокультурная экспертиза в правотворческом процессе // Государство и право. 2011. № 6. С. 28-33.

28 См.: Чмель Т.Н. Малая таможенная энциклопедия. М., 1997.

29 Федосеева Н.Н. Виртуальное пространство - новая сфера функционирования современного государства (теоретический аспект) // Информационное право. 2008. № 3. С. 5.

30 Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. М., 2009. С. 406.

31 Там же. С.407.

32 Решение Экономического совета СНГ от 13 марта 2009 г. «О Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников СНГ в инновационной сфере». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

33 Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 17 декабря 2008 г. № ММ-3-6/665@ «Об утверждении Порядка ведения единого пространства доверия сертификатам ключей ЭЦП». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

34 Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере зоны свободной торговли и Таможенного союза ЕврАзЭС) / под ред. В.Ю.Лукьяновой.

35 Малахов В.С. Государство в условиях глобализации. М., 2007. С. 218.

36 Подробнее об этом см.: Овчинников А.И. Национальные интересы России: понятие и виды // СевероКавказский юридический вестник. 2014. № 2. С. 7-10.

Н.В. Богатырев

НОТАРИАЛЬНЫЙ АКТ

КАК ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА

В статье раскрывается сущность нотариального акта в качестве формы осуществления охранительной функции права. Предпринята попытка раскрыть виды нотариальных актов, а также обосновать целесообразность внедрения «электронного нотариального акта» в нотариальную деятельность.

Ключевые слова: нотариальный акт, форма реализации охранительной функции права, электронный нотариальный акт, электронный архив.

N.V. Bogatyrev

A NOTARIAL ACT AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF THE PROTECTIVE FUNCTION OF THE LAW

This article reveals the essence of the notarial act as a form of implementation of the protective function of the law. The author attempts to reveal the types of notarial acts, as well as to characterize the relative benefits of the introduction of "electronic notarial act.

Keywords: The notarial act, the form of the protective function of the law, electronic notarial act, the electronic archive.

Многие ученые, исследуя сущность института нотариата, зачастую указывают на такую его характеристику, как возможность нотариуса или иного уполномоченного лица составлять нотариальный акт, обладающий целым рядом специфических признаков.

В современной юридической науке, в т.ч. и общей теории права, существуют труды, в которых исследовались понятие и виды нотариального акта1. Это свиде-

© Богатырев Николай Владимирович, 2015

Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.