Научная статья на тему 'Действие принципа недискриминации иностранных граждан (на примере российского гражданского процесса)'

Действие принципа недискриминации иностранных граждан (на примере российского гражданского процесса) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1022
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NON-DISCRIMINATION / PRINCIPLE OF EQUALITY / INTERNATIONAL CIVIL PROCEDURE / NATIONAL TREATMENT / SPECIAL TREATMENT / MOST FAVORED NATION TREATMENT / RETALIATION MODE / ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ / ПРИНЦИП РАВЕНСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ / РЕЖИМ РЕТОРСИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фатхи Валентина Игоревна, Овчинников Алексей Игоревич, Далгатова Аида Османгаджиевна

В статье анализируется действие принципа недискриминации граждан на примере российского гражданского процесса. Показана реализация трансграничного действия принципа недискриминации иностранных лиц в гражданском процессе через его законодательное закрепление на основе режимов национального, специального, наибольшего благоприятствования, реторсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF NON-DISCRIMINATION OF FOREIGN NATIONALS (IN THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN CIVIL PROCEDURE)

The article analyzes the effect of the principle of non-discrimination of citizens on the example of Russian civil process. It shows the implementation of cross-border operation of the principle of non-discrimination of foreign persons in the civil proces through its legislative consolidation on the basis of national regimes, special, most favored nation, remorse.

Текст научной работы на тему «Действие принципа недискриминации иностранных граждан (на примере российского гражданского процесса)»

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА

УДК 347.91/.95 ББК 67.410

© 2016 г. В. И. Фатхи,

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

Тел.: 8 (928) 229-77-00.

А. И. Овчинников,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства доктор юридических наук, профессор.

Тел.: 8 (928) 279-36-28.

А. О. Далгатова,

заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного

института народного хозяйства кандидат юридических наук, доцент.

Тел.: 8 (928) 279-36-28.

ДЕЙСТВИЕ ПРИНЦИПА НЕДИСКРИМИНАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА)

В статье анализируется действие принципа недискриминации граждан на примере российского гражданского процесса. Показана реализация трансграничного действия принципа недискриминации иностранных лиц в гражданском процессе через его законодательное закрепление на основе режимов национального, специального, наибольшего благоприятствования, реторсий.

Ключевые слова: принцип недискриминации, принцип равенства, международный гражданский процесс, национальный режим, специальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим реторсий.

V. I. Fatkhi - Lecturer, Department of Civil Law Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, PhD in Law.

A. I. Ovchinnikov - Professor, Department of State and Legal Disciplines of the Dagestan State Institute of National

Economy, Doctor of Law, Professor.

A. O. Dalgatova - Head of the Department of State and Legal Disciplines, Dagestan State Institute of National

Economy, PhD in Law, Associate Professor.

THE IMPLEMENTATION OFTHE PRINCIPLE OF NON-DISCRIMINATION OF FOREIGN NATIONALS

(IN THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN CIVIL PROCEDURE)

The article analyzes the effect of the principle of non-discrimination of citizens on the example of Russian civil process. It shows the implementation of cross-border operation of the principle of non-discrimination of foreign persons in the civilproces through its legislative consolidation on the basis of national regimes, special, most favored nation, remorse.

Key words: non-discrimination, the principle of equality, international civil procedure, national treatment, special treatment, most favored nation treatment, retaliation mode.

В современных юридических исследованиях все чаще поднимается проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, тогда как в теории процессуального права уделяется не много внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия

права проходит этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При

этом для современной теории процессуального права большой интерес представляет анализ принципов права в экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.

Вопросы экстерриториального действия права, которые всегда являлись сложнейшими для юридической науки, в теории процессуального права и теоретических разделах отраслевых юридических наук существенно усложнились в условиях правовой глобализации. Экстерриториальное действие права в последнее время перестало рассматриваться лишь как проблема действия права в пространстве, поскольку существенно изменилось понятие пространства, а право получило новый импульс для своего развития вне территориальной государственности в ходе глобализации. Поэтому следует вести речь о феномене экстерриториальности права как особом современном социально-юридическом тренде, который может быть изучен с различных ракурсов. Особенно интересным является ракурс действия принципов международного гражданско-процессуального права.

Под принципами международного гражданского процесса следует понимать основополагающие начала правового регулирования транснациональных гражданских процессуальных отношений, среди которых можно выделить как наднациональные принципы международного права, так и принципы национального гражданского процессуального права. Особое значение для исследователя принципов международного гражданского процесса имеют Принципы транснационального гражданского процесса, разработанные в 2004 году Международным институтом унификации частного права УНИДРУА совместно с Американским институтом прав. Провозглашенные данным документом они носят рекомендательный характер и могут быть использованы в качестве правовой доктрины в правотворческом процессе, но никак не оказывать влияние на процесс правоприменения.

На международный гражданский процесс, безусловно, оказывают влияние общепризнанные наднациональные принципы публичного и частного права. При этом одним из основных является принцип lex fori, в соответствии с которым разрешение споров в суде с участием иностранных лиц осуществляется по нормам процессуального законодательства страны, то есть с опорой на принципы национального судопроизводства. Этот принцип

закреплен в ст. 398 ГПК РФ, регламентирующей необходимость осуществления производства с участием иностранных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно определению Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2011 российские суды «применяют отечественное процессуальное право как право публичное, не допускающее автономии воли сторон в выборе применимого права и обширных коллизионных отсылок к иностранным правопорядкам» [1].

Имплементацию общепризнанных принципов международного права в российском судопроизводстве анализировала Т. Н. Неша-таева. По ее мнению, одним из принципов международного гражданского судопроизводства на национальном уровне выступает принцип недискриминации иностранных лиц в иностранном государстве как выражение принципов равенства и уважения прав человека [2, с. 128]. На наш взгляд, принцип недискриминации иностранных граждан является выражением как принципов равенства и уважения прав человека, так и принципов суверенного равенства государств и взаимности. Принцип недискриминации обычно не находит закрепления в международных соглашениях, не нуждается в договорном закреплении, поскольку он непосредственно вытекает из основополагающих общепризнанных принципов международного частного права и международного публичного права.

Наднациональный принцип равенства субъектов права, лежащий в основе принципа недискриминации иностранных лиц, нашел нормативное выражение в Уставе Организации Объединенных Наций, Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года, Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, а также в многочисленных международных договорах. В российском законодательстве данный принцип зафиксирован в ст. 19 Конституции РФ и в ст. 7 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации». Таким образом, обязанностью Российского государства является установление правил судопроизводства, обеспечивающих равный доступ к правосудию всех обратившихся за судебной

защитой, в том числе лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, не владеющих языком официального судопроизводства и т. д.

В соответствии с определением, содержащимся в словаре международного права, принцип недискриминации означает «право государства на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам со стороны иностранного партнера условий не хуже, чем предоставляемых любому третьему государству; обязанность государства не ухудшать для другого государства, его физических и юридических лиц условий, общих для всех государств, в том числе по причине какого-либо его отличительного признака и различий в организации внешнеэкономической деятельности, независимо от различий в социально-экономических системах и др.» [3]. Однако если в национальном законодательстве содержится норма, предоставляющая иностранным лицам национальный режим, то любое необоснованное ухудшение положения данных лиц может оцениваться как нарушение принципа недискриминации. В таком случае принцип недискриминации иностранных лиц требует от государства обеспечения равенства и взаимного предоставления равных условий как своим гражданам, так и гражданам любого другого государства. Принцип недискриминации иностранных лиц в гражданском процессе означает предоставление общих и равных для всех условий: отсутствие в национальном законодательстве ограничений правового статуса иностранных лиц как участников гражданского судопроизводства, а также предоставление им по объему с гражданами принимающего государства процессуальных прав.

По мнению Т. Н. Нешатаевой, принцип недискриминации иностранных лиц проявляется в закреплении статуса этих субъектов лишь на основе: 1) режима наибольшего благоприятствования и 2) национального режима [2, с. 128]. Мы полагаем, что реализация трансграничного действия принципа недискриминации иностранных лиц имеет законодательное закрепление на основе более широкого круга составляющих: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования (который тесно связан со специальным), режим реторсий.

Как уже отмечалось, наиболее ярко принцип недискриминации иностранных граждан проявляется в установлении национального

режима, уравнивающего в правах иностранных граждан и граждан России. Национальный режим иностранных граждан определен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Норма, регламентирующая основы правового положения иностранных лиц в России, включена и в ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Правовой режим участия иностранных граждан в российском гражданском судопроизводстве также установлен в международных договорах Российской Федерации, в частности, в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года. Статья 5 декларации провозглашает право иностранных граждан на равенство перед судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и при необходимости на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве, когда это предусмотрено законом, при других разбирательствах. Статья 1 0 предусматривает право иностранца в любое время связаться с консульством или дипломатическим представительством как государства, гражданином которого он является, так и любого другого государства, которому поручено защищать интересы государства, гражданином которого он является, в государстве, в котором он проживает.

При реализации иностранными гражданами права на судебную защиту в рамках гражданского судопроизводства принцип соблюдения национального режима выступает основным. Он закреплен в ст. 398 ГПК РФ, провозглашающей, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Таким образом, иностранные граждане могут обращаться в суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, могут быть заявителем, истцом и ответчиком по делу, вступать в дело

в качестве третьих лиц, заявлять отводы и ходатайства, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, использовать иные предоставленные гражданским процессуальным законодательством права и нести процессуальные обязанности в соответствии со ст. 35 и другими статьями Гражданского процессуального кодекса РФ. Статья 10 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает равное положение российских граждан и иностранных граждан и лиц без гражданства при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Следует отметить, что предоставление права иностранным гражданам на свободный доступ к правосудию не зависит от места проживания лица. Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 году, провозгласила право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Отказ в принятии искового заявления возможен только в порядке ст. 134 ГПК РФ. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, закрепляющая возможность взимания с иностранцев специального судебного залога (саШю judicatum solvi) или иного обеспечения при предъявлении иска в суде либо запрещающая освобождать от судебных расходов, если такая возможность предусмотрена для граждан Российской Федерации. Данное правило закреплено в Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года, участником которой является Российская Федерация, а также в многочисленных международных договорах с участием нашего государства.

Представляет интерес реализация принципа недискриминации иностранных лиц через возможность установления специального режима, так как он содержит изъятия из национального. Специальный режим участия иностранных граждан в национальном судопроизводстве предусмотрен ст. 62 Конституции РФ в случаях, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Специальный режим участия иностранных граждан в гражданском судопроизводстве Российской Федерации проявляется в предоставлении иностранным

лицам определенных прав, а также в возможности установления для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для граждан Российской Федерации. Следует отметить, что в российском гражданском процессе отчетливо наблюдается «переплетение» двух правовых режимов: национального и специального.

Так, например, национальный режим проявляется в возможности иностранных граждан представлять свои интересы в суде как лично, так и через представителей в соответствии с гл. 5 ГПК РФ. Но это не означает, что представительство иностранных граждан в гражданском процессе не имеет никаких особенностей, касающихся как вопросов определения круга лиц, которые могут быть представителями иностранных лиц, так и правил оформления и подтверждения полномочий на представление интересов в суде. Интересы иностранных лиц в суде вправе представлять более широкий, чем для граждан России, круг лиц. Допускается представительство консула страны, гражданином которой является иностранное лицо. В настоящее время данные функции возлагаются на консулов Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года, а также содержатся в многосторонних и двусторонних консульских соглашениях. Особенностью консульского представительства является то, что консулы представляют в российских судах граждан своих государств без доверенности, однако некоторые полномочия представителя в соответствии со ст. 54 ГПК РФ все же должны быть специально оговорены в доверенности.

Кроме того, представителем иностранного лица в гражданском процессе могут быть и адвокаты иностранного государства. Однако в случае, если представителем в суде будет являться адвокат иностранного государства, следует учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которая регламентирует вопросы оказания юридической помощи адвокатами иностранных государств только по вопросам права данного иностранного государства, необходимость регистрации адвокатов иностранных государств Федеральной регистрационной службой в специальном реестре, а также запрет допуска адвокатов иностранных государств к оказанию юридической помощи на террито-

рии Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то, что нельзя полностью отождествлять национальный режим иностранных граждан в российском гражданском судопроизводстве с правоспособностью и дееспособностью российских граждан, так как ст. 399 ГПК РФ закрепляет, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан определяются их личным законом. При этом п. 2-4 ст. 399 ГПК РФ провозглашают правила определения личного закона для иностранных граждан. Личным законом беженца, в соответствии с п. 6 ст. 1195 ГК РФ, считается право страны, предоставившей ему убежище. Сложность правосубъектности иностранного гражданина заключается в его одновременном подчинении двум гражданско-процессуальным началам: территориальному, то есть правопорядку государства пребывания - закону домициля - и одновременно личному, то есть законам государства своего гражданства. Данный постулат подчеркивается в ч. 5 ст. 399 ГПК РФ, провозглашающей, что лицо, не являющееся процессуально дееспособным на основе личного закона, может быть признано процессуально дееспособным на территории России, если в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

На действие принципа недискримианции иностранных лиц оказывают влияние и нормы, регламентирующие порядок предоставления судебных иммунитетов иностранных граждан в гражданском процессуальном праве, которые тоже имеют свои особенности. На иностранцев, конечно, распространяются нормы Гражданского процессуального кодекса РФ относительно безусловного (ч. 3 ст. 69) и условного иммунитетов (ч. 4 ст. 69), что уравнивает их с гражданами Российской Федерации, но также законодательно закреплены дипломатический и консульский иммунитеты. Часть 4 ст. 401 ГПК РФ предусматривает, что аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данной статьей устанавливается условный иммунитет дипломатического агента, предоставляющий ему право не давать показаний в качестве свидетеля.

В соответствии со ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Однако в отношении гражданского иска, вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства, либо третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом, данные ограничения не применяются. Конвенция закрепляет обязанность консульского работника давать показания в суде, за исключением показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, либо разъясняющих законодательство представляемого государства. При этом если консульское должностное лицо отказывается давать показания, то к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания.

Интересно, что, гарантируя реализацию принципа недискриминации иностранных лиц в гражданском процессе, предоставляя иностранным гражданам национальный режим, законодательство предоставляет воз-

можность установления реторсий в отношении их процессуальных прав. Так, согласно п. 4 ст. 398 ГПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц, обусловленные соответствующими ограничениями процессуальных прав российских граждан и организаций. Аналогичная норма содержится и в ст. 1194 ГК РФ. Мы полагаем, что режим реторсий тоже не является дискриминацией прав иностранных лиц. Установление реторсий позволяет обеспечить реализацию международного принципа суверенного равенства государства, а также принципа взаимности. Реторсии представляют собой ответные меры в случае несоблюдения норм процессуального права конкретным государством-нарушителем, они призваны уравнять в процессуальных правах иностранных и российских лиц и одинаковы для всех государств.

Для реализации принципов международного гражданского процесса при осуществлении национального судопроизводства государств -членов Содружества Независимых Государств важное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граж-

Литература

1. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2011 № ВАС-14658/11 по делу № А40-91811/10-120-370. URL: http:// consultant.ru

2. Нешатаева Т. Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. № 3.

3. Словарь международного права / Т. Г. Авдеева, В. В. Алешин и др.; отв. ред. С. А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2014. URL: http://consultant.ru

4. Конституция РФ. URL: http://consultant.ru

5. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. URL: http:// consultant.ru

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ. URL: http://consultant.ru

7. Гражданский процесс: учеб. / В. В. Аргунов, Е. А. Борисова и др.; под ред. М. К. Тре-ушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014.

8. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». URL: http://consultant.ru

данским, семейным и уголовным делам, заключенная в 2002 году в г. Кишиневе. Ее положения содержат регламентацию оказания правовой помощи гражданам договаривающихся государств. Данная Конвенция подписана Российской Федерацией, но по состоянию на 27 августа 2015 года она не ратифицирована.

Таким образом, реализация принципа недискриминации иностранных граждан в российском гражданском процессуальном праве предстает достаточно сложной проблемой, обусловленной распространением на них национального и специального режимов, а также режима реторсий. Стоит отметить, что правовой режим участия иностранных лиц в гражданском процессе осложнен не только спецификой их правового статуса, но и особенностями международного сотрудничества государств по вопросам оказания правовой помощи, признания и исполнения актов иностранных судов на территории Российской Федерации, предъявления исков к иностранным государствам и международным организациям и т. д. Это будет предметом дальнейшего нашего исследования проблематики международного гражданского процесса.

Bibliography

1. Determination of Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 09.12.2011 № VAS-14658/11 in the case № A40-91811/10-120-370. URL: http://consultant.ru

2. Neshataeva T. N. The Court and the generally recognized principles and norms of international law // The Bulletin Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. 2004. № 3.

3. Dictionary of International Law / T. G. Avdee-va, V. Aleshin and etc.; ed. by S. A. Egorov. 3rd ed., rev. and ext. Moscow, 2014. URL: http://consultant.ru

4. The Russian Constitution. URL: http:// consultant.ru

5. The Declaration on the Human Rights of Individuals who are not citizens of the country in which they live. URL: http://consultant.ru

6. Civil Procedure code of the Russian Federation of 14.11.2002 № 138-FZ. URL: http:// consultant.ru

7. Civil proceedings: the textbook / V. V. Ar-gunov, E. A. Borisov and etc.; ed. by M. K. Treush-nikova. 5 th ed., rev. and ext. Moscow, 2014.

8. Federal Law of 31.05.2002 № 63-FZ (ed. of 07.02.2013) «On Advocacy and the Legal Profession in the Russian Federation». URL: http:// consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.