Научная статья на тему 'Экстернатная форма обучения: состояние и перспективы'

Экстернатная форма обучения: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТЕРНАТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ЭКСТЕРНАТНОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В САМООБРАЗОВАНИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / EXTERNAL STUDIES / MOTIVATION IN EXTERNAL STUDIES / SELF-EDUCATION COMPETENCE / A TRAINING INTENSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Н. В., Морозова В. В.

Раскрываются проблемы реализации экстернатной формы обучения и обосновываются средства повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the problems of external studies and explains the methods of increasing its efficiency.

Текст научной работы на тему «Экстернатная форма обучения: состояние и перспективы»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.5(47)

Н. В. Самсонова, В. В. Морозова

ЭКСТЕРНАТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Раскрываются проблемы реализации экстернатной формы обучения и обосновываются средства повышения ее эффективности.

This article focuses on the problems of external studies and explains the methods of increasing its efficiency.

Ключевые слова: экстернатная форма обучения, мотивация экстернатного обучения, учебная

компетенция в самообразовании, интенсификация обучения.

Key words: external studies, motivation in external studies, self-education competence, a training intensification.

Экстернат — одна из форм получения образования, которая в последние годы интенсивно развивается, привлекая к себе все большее количество учащихся. Сегодня среди организационных форм общеобразовательной деятельности школ экстернат утвердился как одна из новых для российского законодательства форм получения образования.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» граждане имеют право на выбор формы получения образования. С учетом своих потребностей и возможностей они могут осваивать общеобразовательные программы и в форме экстерната. В настоящее время образовательная деятельность в форме экстерната регламентирована рядом законодательных актов. Данная форма получения образования нашла отражение в постановлениях Правительства РФ «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении», «Об утверждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», в приказе Минобразования РФ «Об утверждении положения о получении общего образования в форме экстерната». Разработаны и утверждены Минобразования России методические рекомендации по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

В России экстернатная форма получения образования известна с середины XIX века. Исторически наиболее привычной для условий России формой общеобразовательного экстерната являлось зачисление претендентов в гимназические классы по фактическому уровню подготовленности, выявленному в процессе вступительных испытаний. Дети-экстерны в абсолютном большинстве случаев опирались на систему домашнего образования. Гувернантки, гувернеры, домашние учителя в рамках этой системы обеспечивали базу для будущего изучения языков, давали общеобразовательную подготовку, близкую общепринятой. Из мемуаров XIX века известны случаи поступления в университет минуя гимназию.

В недавние времена общего и обязательного образования экстернат в нашей стране встречался как редчайшее исключение для детей-вундеркиндов. Считалось, что все образовательные потребности населения целиком и полностью удовлетворяются в сфере общего образования его очными и заочными формами.

Сегодня мы имеем дело с явно выраженным социальным заказом на удовлетворение образовательных потребностей личности в форме экстерната. Этот социально-образовательный заказ весьма разнопланов в возрастном и социальном отношении [2, с. 97].

Прежде всего, в экстернате нуждаются те, кто силами обстоятельств был исключен из сферы образования на неопределенный срок, или те, кого не устраивает обучение в условиях обычной школы. Действительно, одним способным подросткам экстернат предоставляет возможность высвободить время для углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями, другим — сконцентрировать усилия на подготовке в высшее учебное заведение, сочетая обычные уроки с учебой на подготовительных курсах. В последнее время появились семьи с высоким интеллектуальным потенциалом или, по крайней мере, с высокими социально-образовательными

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 7—12.

требованиями к своим детям, которых не устраивают единообразные темпы обучения в условиях обычной школы. Человеку, достигшему зрелого возраста и весьма занятому работой, семейными обязанностями, экстернат позволяет сосредоточить усилия и получить столь недостающее общее образование, не садясь надолго за школьную парту. Вот поэтому экстернат и становится в последнее время все популярнее и среди тех, кто «обгоняет» сверстников в учебе, и у тех, кто отстает [5, с. 14]. В экстернате сегодня нуждаются дети вынужденных переселенцев и других мигрантов, исключенные силами обстоятельств из сферы системного и непрерывного образования на неопределенный срок. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество учащихся, освоивших школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.

Таким образом, спрос на экстернат в сфере общего образования наблюдается сегодня в самых различных слоях населения и становится более массовым. Но, в отличие от исторического варианта, нынешний экстернат опирается не на уровень развития, обеспечиваемый гувернерами, домашними учителями, интеллектом социального слоя и семьи, а чаще всего — на явные пробелы в общеобразовательной подготовке и слабые познавательные способности. Однако учащиеся-экстерны все чаще стали демонстрировать достаточно хороший уровень подготовленности, о чем свидетельствуют в последние годы результаты единого государственного экзамена.

Все это вместе взятое делает современный экстернат сложным дидактическим явлением, требующим от образовательного учреждения иных подходов к организации учебного процесса и разработки новых педагогических технологий.

Современные тенденции к освоению образовательными учреждениями различных форм образования показывают, что чаще других стали использовать и организационно развивать обучение в форме экстерната вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Ими наработана определенная база нормативного и методического материала, позволяющая обеспечить организацию учебного процесса. Именно им чаще всего приходится сталкиваться с проблемами учащихся, по различным обстоятельствам не сумевших получить общее образование в обычной школе и стремящихся пройти курс обучения в экстернате, сдав экзамены на аттестат зрелости [6, 80 с.].

Согласно данным, полученным в результате изучения причин перехода обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах Калининградской области на обучение в форме экстерната, типичные ситуации мотивации экстерната таковы.

Диана, 25 лет. Бросила школу в 8 классе. Пошла работать. Сейчас имеет свой бизнес, но чувствует недостаток знаний по экономике, вопросам права. Обучалась экстерном.

Илья, 22 года. Окончил 9 классов. Обучался в учебном заведении среднего профессионального образования по технической специальности. Бросил обучение. Хочет получить аттестат и поступить в высшее учебное заведение по другой специальности.

Сергей, 20 лет. Окончив 9 классов, работал, помогал семье. После возвращения из рядов Вооруженных сил РФ хочет служить в органах внутренних дел.

Татьяна, 17 лет. В школе изучает английский язык. Хочет экстерном сдать немецкий язык и получить запись в аттестате об изучении данной дисциплины.

Александра, 20 лет. После 9 классов окончила медицинское училище. В декретном отпуске решила окончить экстерном школу и получить аттестат о среднем образовании.

Максим, 28 лет. Женат. Работает в коммерческой фирме, хорошо зарекомендовал себя. Понимает, что отсутствие образования ограничивает возможности карьерного роста.

Таким образом, основными обстоятельствами обращения к экстернатной форме обучения являются осознание обязательности формального документа о полном среднем образовании или потребности в дополнительных знаниях.

Экстернат — это самостоятельное изучение учащимися общеобразовательных программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в стенах общеобразовательного учреждения. С одной стороны, процесс его организации достаточно прост: экстерн самостоятельно готовится, изучает учебные дисциплины, а школа проверяет его знания и выдает аттестат. Однако в психологическом и дидактическом плане процесс весьма этот сложен, так как предполагает наличие у экстерна высокоразвитых способностей, навыков самостоятельной работы, умения самоконтроля и самооценки. В большинстве своем эти учащиеся имеют длительные перерывы в учебе, явные пробелы в общеобразовательной подготовке, низкий познавательный интерес, слабую мотивацию. Задача школы заключается в оказании помощи учащимся в процессе самостоятельного изучения предметов и усиления их общеобразовательной мотивации.

Если подходить к организации экстерната как возможности решения единственной задачи — организации итоговой аттестации экстернов, то следует признать, что школа сама будет провоцировать формальное отношение к приобретению знаний. Неизбежно столкновение с заучиванием без достаточного понимания, с неумением использовать полученные знания для объяснения явлений и применения их в практической деятельности. Для преодоления формализма в усвоении знаний метод проб и ошибок ненадежен и нерационален. Гораздо эффективнее обучить учащихся приемам умственной работы, необходимым для применения знаний. Следовательно, нужны новые подходы к организации самообразования учащихся и к организации их учебной деятельности [3, с. 18].

На основании анализа проблем, возникающих в процессе создания экстерната, выделим три его вида. Первый — это классический экстернат, когда учащийся-экстерн может быть прикреплен к любому среднему учебному учреждению и проходит аттестацию в нем, обучаясь самостоятельно. Однако это под силу лишь учащимся с высокоразвитыми способностями, устойчивой учебной мотивацией и навыками самообразования. Не случайно до начала 1990-х гг. образование в форме экстерната могли получить исключительно одаренные дети.

Самым распространенным видом является экстернат, сочетающий очно-заочную форму обучения, когда устанавливается график посещения групповых занятий и прохождения промежуточной аттестации. Экстерны получают систематическую дидактическую поддержку образовательного учреждения на протяжении нескольких месяцев в виде специфических занятий, напоминающих курсовую подготовку [4, с. 22]. Существуют образовательные учреждения, организованные как экстерные школы-интернаты, в которых учебный процесс, в отличие от «классического» экстерната, осуществляется в классных коллективах при участии и поддержке педагогов и воспитателей. Этот метод ускоренного обучения больше известен за рубежом под названием «акселерация» (ускорение темпа обучения) и применяется в настоящее время в некоторых западных странах в разных видах.

И все же, несмотря на единство целей создания экстернатов, можно сделать выводы о некоторой стихийности организации занятий с учащимися, об отсутствии единых предметных программ обучения, а также практического педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса. На данный момент не создано учебных программ по интенсивному обучению в экстернате, нет научно-методических пособий для обучения экстернов, отсутствуют технологии, стимулирующие обучающихся к самообразованию.

Какие же педагогические идеи лежат в основе создания его методической базы? С нашей точки зрения, это должно быть методическое обеспечение, напрямую связанное с интенсификацией обучения.

Появление в дидактике в 1970-е гг. категории «интенсификация» связано с именами С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Н. А. Половниковой [1, с. 27]. Именно тогда стало очевидным, что возможности экстенсивного развития высшей и средней школы за счет дальнейшего расширения содержания и сроков обучения практически исчерпаны. В то же время, как отмечали дидакты, не могло быть и речи об искусственном исключении из содержания образования достижений науки и передового опыта. Именно интенсификация учебно-воспитательного процесса могла привести к снятию проявившегося противоречия.

Интенсификацию обучения определяют два параметра: результативность и экономия времени. С ее помощью можно повысить качество обучения в условиях экономии времени. Выделяемое число часов на преподавание предметов в экстернате значительно меньше, чем при традиционной системе. Следовательно, можно говорить об интенсификации обучения в экстернате, о создании таких условий, когда учащиеся за более короткий временной промежуток могут усвоить требуемые программой знания и умения. Для этого необходимо создать дидактическую модель формирования у экстернов навыков самообразовательной деятельности, усилить их мотивацию к обучению.

Образовательное учреждение должно быть само готово к организации учебного процесса в форме экстерната. Необходима учебно-методическая база, включающая в себя специальный комплект дидактических материалов, содержащих учебные пособия или их тематические фрагменты для организации самостоятельной работы по предмету, средства

стандартизированного контроля в виде проверочных и оценочных заданий.

В целях интенсификации обучения необходимо уделять особое внимание использованию информационных технологий. Образовательные ресурсы Интернета, работа с электронными учебными пособиями, использование элементов дистанционного обучения позволяют не только

повышать результативность и экономить время, но и создавать положительную учебную мотивацию учащихся. Комплексное решение учебно-методических, организационных и психолого-педагогических проблем позволят учреждению создать необходимые условия для обучения учащихся-экстернов и своевременно оказать им профессиональную помощь.

Необходимость и перспективность развития экстернатной формы обучения является неоспоримой. Как известно, экстернат служит сегодня важным звеном образовательной системы, поддерживающим в определенной степени ее стабильность, преемственность и позволяющим включать человека, желающего получить полное среднее образование, в процесс учебы. Приучить к самообразованию и помочь овладеть этой ключевой компетенцией, которая в дальнейшем станет основой непрерывного образования, — это задача, которую должна ставить перед собой школа, предоставляющая комплекс услуг тем, кто хочет получить полное среднее образование в форме экстерната.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе. 1987. № 1.

2. Вершинин В. Н. Методика и организация общеобразовательного экстерната // Завуч. 2003. № 4.

3. Вершинин В. Н. Вершинин В. Н. Экстернат — экзаменовать или учить?: [Групповое обучение экстернов в период подгот. к экзаменам в центре обучения взрослых № 1 г. Ульяновска] // Открытая шк. 1997. № 3. C. 17—19.

4. Владимирская О. Д. Индивидуальный маршрут обучения в экстернате: [опыт индивидуал. обучения в «Экстернате» Ин-та образования взрослых Рос. акад. образования] // Открытая шк. 1998. № 5. C. 22 — 24.

5. Владимирская О. Д. Экстернат — варианты индивидуальной помощи // Открытая шк. 1999. № 5. C. 13 —

16.

6. Организация обучения в вечерней школе / под ред. С. Г. Вершловского. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Об авторах

Н. В. Самсонова — д-р пед. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

В. В. Морозова — асп., РГУ им. И. Канта.

About authors

Dr. N. Samsonova, Professor, IKSUR.

V. Morozova — PhD student, IKSUR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.