ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.5(47)
Н. В. Самсонова, В. В. Морозова
ЭКСТЕРНАТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Раскрываются проблемы реализации экстернатной формы обучения и обосновываются средства повышения ее эффективности.
This article focuses on the problems of external studies and explains the methods of increasing its efficiency.
Ключевые слова: экстернатная форма обучения, мотивация экстернатного обучения, учебная
компетенция в самообразовании, интенсификация обучения.
Key words: external studies, motivation in external studies, self-education competence, a training intensification.
Экстернат — одна из форм получения образования, которая в последние годы интенсивно развивается, привлекая к себе все большее количество учащихся. Сегодня среди организационных форм общеобразовательной деятельности школ экстернат утвердился как одна из новых для российского законодательства форм получения образования.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» граждане имеют право на выбор формы получения образования. С учетом своих потребностей и возможностей они могут осваивать общеобразовательные программы и в форме экстерната. В настоящее время образовательная деятельность в форме экстерната регламентирована рядом законодательных актов. Данная форма получения образования нашла отражение в постановлениях Правительства РФ «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении», «Об утверждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», в приказе Минобразования РФ «Об утверждении положения о получении общего образования в форме экстерната». Разработаны и утверждены Минобразования России методические рекомендации по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
В России экстернатная форма получения образования известна с середины XIX века. Исторически наиболее привычной для условий России формой общеобразовательного экстерната являлось зачисление претендентов в гимназические классы по фактическому уровню подготовленности, выявленному в процессе вступительных испытаний. Дети-экстерны в абсолютном большинстве случаев опирались на систему домашнего образования. Гувернантки, гувернеры, домашние учителя в рамках этой системы обеспечивали базу для будущего изучения языков, давали общеобразовательную подготовку, близкую общепринятой. Из мемуаров XIX века известны случаи поступления в университет минуя гимназию.
В недавние времена общего и обязательного образования экстернат в нашей стране встречался как редчайшее исключение для детей-вундеркиндов. Считалось, что все образовательные потребности населения целиком и полностью удовлетворяются в сфере общего образования его очными и заочными формами.
Сегодня мы имеем дело с явно выраженным социальным заказом на удовлетворение образовательных потребностей личности в форме экстерната. Этот социально-образовательный заказ весьма разнопланов в возрастном и социальном отношении [2, с. 97].
Прежде всего, в экстернате нуждаются те, кто силами обстоятельств был исключен из сферы образования на неопределенный срок, или те, кого не устраивает обучение в условиях обычной школы. Действительно, одним способным подросткам экстернат предоставляет возможность высвободить время для углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями, другим — сконцентрировать усилия на подготовке в высшее учебное заведение, сочетая обычные уроки с учебой на подготовительных курсах. В последнее время появились семьи с высоким интеллектуальным потенциалом или, по крайней мере, с высокими социально-образовательными
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 7—12.
требованиями к своим детям, которых не устраивают единообразные темпы обучения в условиях обычной школы. Человеку, достигшему зрелого возраста и весьма занятому работой, семейными обязанностями, экстернат позволяет сосредоточить усилия и получить столь недостающее общее образование, не садясь надолго за школьную парту. Вот поэтому экстернат и становится в последнее время все популярнее и среди тех, кто «обгоняет» сверстников в учебе, и у тех, кто отстает [5, с. 14]. В экстернате сегодня нуждаются дети вынужденных переселенцев и других мигрантов, исключенные силами обстоятельств из сферы системного и непрерывного образования на неопределенный срок. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество учащихся, освоивших школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.
Таким образом, спрос на экстернат в сфере общего образования наблюдается сегодня в самых различных слоях населения и становится более массовым. Но, в отличие от исторического варианта, нынешний экстернат опирается не на уровень развития, обеспечиваемый гувернерами, домашними учителями, интеллектом социального слоя и семьи, а чаще всего — на явные пробелы в общеобразовательной подготовке и слабые познавательные способности. Однако учащиеся-экстерны все чаще стали демонстрировать достаточно хороший уровень подготовленности, о чем свидетельствуют в последние годы результаты единого государственного экзамена.
Все это вместе взятое делает современный экстернат сложным дидактическим явлением, требующим от образовательного учреждения иных подходов к организации учебного процесса и разработки новых педагогических технологий.
Современные тенденции к освоению образовательными учреждениями различных форм образования показывают, что чаще других стали использовать и организационно развивать обучение в форме экстерната вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Ими наработана определенная база нормативного и методического материала, позволяющая обеспечить организацию учебного процесса. Именно им чаще всего приходится сталкиваться с проблемами учащихся, по различным обстоятельствам не сумевших получить общее образование в обычной школе и стремящихся пройти курс обучения в экстернате, сдав экзамены на аттестат зрелости [6, 80 с.].
Согласно данным, полученным в результате изучения причин перехода обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах Калининградской области на обучение в форме экстерната, типичные ситуации мотивации экстерната таковы.
Диана, 25 лет. Бросила школу в 8 классе. Пошла работать. Сейчас имеет свой бизнес, но чувствует недостаток знаний по экономике, вопросам права. Обучалась экстерном.
Илья, 22 года. Окончил 9 классов. Обучался в учебном заведении среднего профессионального образования по технической специальности. Бросил обучение. Хочет получить аттестат и поступить в высшее учебное заведение по другой специальности.
Сергей, 20 лет. Окончив 9 классов, работал, помогал семье. После возвращения из рядов Вооруженных сил РФ хочет служить в органах внутренних дел.
Татьяна, 17 лет. В школе изучает английский язык. Хочет экстерном сдать немецкий язык и получить запись в аттестате об изучении данной дисциплины.
Александра, 20 лет. После 9 классов окончила медицинское училище. В декретном отпуске решила окончить экстерном школу и получить аттестат о среднем образовании.
Максим, 28 лет. Женат. Работает в коммерческой фирме, хорошо зарекомендовал себя. Понимает, что отсутствие образования ограничивает возможности карьерного роста.
Таким образом, основными обстоятельствами обращения к экстернатной форме обучения являются осознание обязательности формального документа о полном среднем образовании или потребности в дополнительных знаниях.
Экстернат — это самостоятельное изучение учащимися общеобразовательных программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в стенах общеобразовательного учреждения. С одной стороны, процесс его организации достаточно прост: экстерн самостоятельно готовится, изучает учебные дисциплины, а школа проверяет его знания и выдает аттестат. Однако в психологическом и дидактическом плане процесс весьма этот сложен, так как предполагает наличие у экстерна высокоразвитых способностей, навыков самостоятельной работы, умения самоконтроля и самооценки. В большинстве своем эти учащиеся имеют длительные перерывы в учебе, явные пробелы в общеобразовательной подготовке, низкий познавательный интерес, слабую мотивацию. Задача школы заключается в оказании помощи учащимся в процессе самостоятельного изучения предметов и усиления их общеобразовательной мотивации.
Если подходить к организации экстерната как возможности решения единственной задачи — организации итоговой аттестации экстернов, то следует признать, что школа сама будет провоцировать формальное отношение к приобретению знаний. Неизбежно столкновение с заучиванием без достаточного понимания, с неумением использовать полученные знания для объяснения явлений и применения их в практической деятельности. Для преодоления формализма в усвоении знаний метод проб и ошибок ненадежен и нерационален. Гораздо эффективнее обучить учащихся приемам умственной работы, необходимым для применения знаний. Следовательно, нужны новые подходы к организации самообразования учащихся и к организации их учебной деятельности [3, с. 18].
На основании анализа проблем, возникающих в процессе создания экстерната, выделим три его вида. Первый — это классический экстернат, когда учащийся-экстерн может быть прикреплен к любому среднему учебному учреждению и проходит аттестацию в нем, обучаясь самостоятельно. Однако это под силу лишь учащимся с высокоразвитыми способностями, устойчивой учебной мотивацией и навыками самообразования. Не случайно до начала 1990-х гг. образование в форме экстерната могли получить исключительно одаренные дети.
Самым распространенным видом является экстернат, сочетающий очно-заочную форму обучения, когда устанавливается график посещения групповых занятий и прохождения промежуточной аттестации. Экстерны получают систематическую дидактическую поддержку образовательного учреждения на протяжении нескольких месяцев в виде специфических занятий, напоминающих курсовую подготовку [4, с. 22]. Существуют образовательные учреждения, организованные как экстерные школы-интернаты, в которых учебный процесс, в отличие от «классического» экстерната, осуществляется в классных коллективах при участии и поддержке педагогов и воспитателей. Этот метод ускоренного обучения больше известен за рубежом под названием «акселерация» (ускорение темпа обучения) и применяется в настоящее время в некоторых западных странах в разных видах.
И все же, несмотря на единство целей создания экстернатов, можно сделать выводы о некоторой стихийности организации занятий с учащимися, об отсутствии единых предметных программ обучения, а также практического педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса. На данный момент не создано учебных программ по интенсивному обучению в экстернате, нет научно-методических пособий для обучения экстернов, отсутствуют технологии, стимулирующие обучающихся к самообразованию.
Какие же педагогические идеи лежат в основе создания его методической базы? С нашей точки зрения, это должно быть методическое обеспечение, напрямую связанное с интенсификацией обучения.
Появление в дидактике в 1970-е гг. категории «интенсификация» связано с именами С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Н. А. Половниковой [1, с. 27]. Именно тогда стало очевидным, что возможности экстенсивного развития высшей и средней школы за счет дальнейшего расширения содержания и сроков обучения практически исчерпаны. В то же время, как отмечали дидакты, не могло быть и речи об искусственном исключении из содержания образования достижений науки и передового опыта. Именно интенсификация учебно-воспитательного процесса могла привести к снятию проявившегося противоречия.
Интенсификацию обучения определяют два параметра: результативность и экономия времени. С ее помощью можно повысить качество обучения в условиях экономии времени. Выделяемое число часов на преподавание предметов в экстернате значительно меньше, чем при традиционной системе. Следовательно, можно говорить об интенсификации обучения в экстернате, о создании таких условий, когда учащиеся за более короткий временной промежуток могут усвоить требуемые программой знания и умения. Для этого необходимо создать дидактическую модель формирования у экстернов навыков самообразовательной деятельности, усилить их мотивацию к обучению.
Образовательное учреждение должно быть само готово к организации учебного процесса в форме экстерната. Необходима учебно-методическая база, включающая в себя специальный комплект дидактических материалов, содержащих учебные пособия или их тематические фрагменты для организации самостоятельной работы по предмету, средства
стандартизированного контроля в виде проверочных и оценочных заданий.
В целях интенсификации обучения необходимо уделять особое внимание использованию информационных технологий. Образовательные ресурсы Интернета, работа с электронными учебными пособиями, использование элементов дистанционного обучения позволяют не только
повышать результативность и экономить время, но и создавать положительную учебную мотивацию учащихся. Комплексное решение учебно-методических, организационных и психолого-педагогических проблем позволят учреждению создать необходимые условия для обучения учащихся-экстернов и своевременно оказать им профессиональную помощь.
Необходимость и перспективность развития экстернатной формы обучения является неоспоримой. Как известно, экстернат служит сегодня важным звеном образовательной системы, поддерживающим в определенной степени ее стабильность, преемственность и позволяющим включать человека, желающего получить полное среднее образование, в процесс учебы. Приучить к самообразованию и помочь овладеть этой ключевой компетенцией, которая в дальнейшем станет основой непрерывного образования, — это задача, которую должна ставить перед собой школа, предоставляющая комплекс услуг тем, кто хочет получить полное среднее образование в форме экстерната.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе. 1987. № 1.
2. Вершинин В. Н. Методика и организация общеобразовательного экстерната // Завуч. 2003. № 4.
3. Вершинин В. Н. Вершинин В. Н. Экстернат — экзаменовать или учить?: [Групповое обучение экстернов в период подгот. к экзаменам в центре обучения взрослых № 1 г. Ульяновска] // Открытая шк. 1997. № 3. C. 17—19.
4. Владимирская О. Д. Индивидуальный маршрут обучения в экстернате: [опыт индивидуал. обучения в «Экстернате» Ин-та образования взрослых Рос. акад. образования] // Открытая шк. 1998. № 5. C. 22 — 24.
5. Владимирская О. Д. Экстернат — варианты индивидуальной помощи // Открытая шк. 1999. № 5. C. 13 —
16.
6. Организация обучения в вечерней школе / под ред. С. Г. Вершловского. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Об авторах
Н. В. Самсонова — д-р пед. наук, проф., РГУ им. И. Канта.
В. В. Морозова — асп., РГУ им. И. Канта.
About authors
Dr. N. Samsonova, Professor, IKSUR.
V. Morozova — PhD student, IKSUR.