Л. Л. Горбунова,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ ИОВ РАО
(Санкт-Петербург)
МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ
Развитие системы образования взрослых в современных условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего образования. На смену индустриальному обществу приходит общество знаний - информационное общество. Информатизация общества, согласно А. И. Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Именно поэтому в информационном обществе встает проблема обучения, и непрерывное образование становится составной частью жизни каждого человека. В этих условиях судьбы современного общества во многом будут зависеть от образования взрослых, которые составляют, как правило, 2/3 населения любой страны. В резолюции Международной научно-практической конференции «Образование взрослых на пороге XXI века» (1997 г.) утверждается, что без образования взрослых ни одно государство не может иметь ни настоящего, ни будущего. При этом особое место занимает общее образование. Оно является базой для получения профессии, для развития познавательных способностей человека. Основная задача каждого государства - создать условия для того, чтобы образование было доступно любому человеку. Создание системы образования, способной подготовить каждого человека в отдельности и российское общество в целом к жизни в условиях информационного общества, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой определяет будущее нашей страны.
Открытая модель образования возникла как результат эволюционного пути развития и становления информационного общества, как неотъемлемая его часть. Она основана на открытости мира, процессов познания и образования человека. Тенденция к расширению возможностей личности для получения образования и к повышению его доступности для широких слоев населения приводит к необходимости создания открытого образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования взрослых и позволяющего реализовать парадигму открытого образования. Поиск соответствующей организационной структуры открытого образования (особенно в сфере образования взрослых) и учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» - важнейшая проблема XXI века.
Основным учреждением, которое реализует ведущие принципы открытого образования, в нашей стране является вечерняя общеобразовательная школа. Она собрала в единое целое все лучшее, что было предложено Институтом образования взрослых РАО и его московской лабораторией, использовала опыт так называемых Центров образования взрослых. Вечерняя школа стала гибко развивать, обобщать и совершенствовать свой собственный и «чужой» опыт. Как отмечает В. Н. Вершинин, вспомогательная по назначению, изначально запрограммированная на компенсирующее обучение, не престижная в глазах нового окружающего социума, ве-
черняя школа сегодня вышла на уровень социальных, научно-теоретических и дидактических решений. Отметим основные принципы открытого образования, реализуемые в современной вечерней школе и обеспечивающие подлинную доступность получения среднего образования: 1) бес-конкурсное и бесплатное; 2) возможность получения образования независимо от социального происхождения, национальности, вероисповедания, возраста, семейного положения, состояния здоровья; 3) свобода в выборе места обучения, т.е. обучение вне зависимости от места проживания, от условного распределения микрорайонов между школами; возможность обучения в образовательных учреждениях других территорий, в том числе заочно, экстерном; 4) свобода выбора времени и темпа обучения, что обеспечивается наличием учебных групп с различным темпом: ускоренное или замедленное обучение по индивидуальным учебным планам и программам, возможность сдачи экзаменов экстерном по любому предмету, за любой период обучения, а также за полный курс основной и средней школы.
Основополагающим принципом открытого образования является свободное развитие индивидуальности. В вечерней школе этот принцип обеспечивается различными вариантами получения гарантированного бесплатного базисного общего и полного среднего образования, а также приобретением первой профессии. В содержание обучения при необходимости может быть включен компонент, компенсирующий дидактическую запущенность и восстанавливающий мотивацию обучения. Вариативность образовательных услуг за рамками базисного образования (культурно-эстетическое развитие в кружках, на семинарах, консультациях, факультативах), наличие оплачиваемых дополнительных образовательных услуг в широком ассортименте - все это вместе взятое предоставляет каждому учащемуся возможность выбора и реализации так называемой «индивидуальной образовательной траектории». Кроме того, существует возможность совмещать обучение в школе с занятиями в других учебных заведениях, с подготовкой
к индивидуальной трудовой деятельности, с предпрофессиональной и профессиональной подготовкой, с профессиональной деятельностью.
Созданная в годы войны вечерняя школа успешно обучала молодежь и взрослых людей, имеющих большой перерыв в образовании. Вечерняя школа имеет большой опыт в обучении взрослых, совмещающих профессиональный труд с получением образования. Доступность - всегда была особенностью вечернего образования. Вечерняя школа всегда, во все периоды своего существования бралась обучать любого. При очном обучении в одном классе обычно находились ученики не только разного возраста, но и с различным уровнем подготовки по учебному предмету. Перед учителями сразу же вставал вопрос: как их обучать? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно было выяснить, каковы знания и умения обучающихся по предмету, каков у них перерыв в обучении. Не меньшие трудности возникали у учителя и в процессе заочного обучения. Именно поэтому проблема дидактического сопровождения процесса обучения всегда стояла чрезвычайно остро. Научное обоснование проблем дидактического сопровождения образования взрослых и практическое их воплощение в значительной степени развивалось на основе и под влиянием работ Т. Г. Браже, С. Г. Вершловского, Г. Д. Глейзера, Ю. Н. Кулюткина, А. Е. Марона, Л. Н. Ле-сохиной, В. И. Подобеда, Г. С. Сухобской, Е. П. Тонконогой, Т. В. Шадриной.
Ученые-педагоги, в течение ряда лет преподававшие в вечерней школе, создавали комплекты заданий и учебных пособий для самостоятельной работы учащихся, учебники для вечерней школы, книги для учителей (Г. Д. Глейзер, А. В. Даринский, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.). Этот уникальный опыт не потерял значимости и в настоящее время.
На концептуальном поле вопросов, связанных с открытым образованием как новой формой образования взрослых, особенно важен опыт вечерней школы в организации самостоятельной работы обучающихся. Отметим, что основой образовательного процесса в открытом образова-
нии является целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения. Тем важнее понять, что же изменилось в вечерней школе за последние годы, каким должно быть дидактическое сопровождение открытого образования.
Прежде всего, сегодняшнюю вечернюю школу отличает необычный по сравнению с прежним контингент, возраст учащихся. За прошедшие десятилетия ученик вечерней школы значительно помолодел. Статистика Санкт-Петербурга и Ленинградской области утверждает: более 50% учащихся - это подростки. Вечерняя школа не только дает знания, но и оказывает социальную поддержку, реабилитирует тех, от кого отказалась дневная общеобразовательная школа. Она обеспечивает конституционные права граждан на образование в организационных формах и содержательных вариантах, недоступных пока что для других типов общеобразовательных учреждений.
Для эффективной самостоятельной учебной работы в открытом образовании необходимо создать качественно новое дидактическое сопровождение, содержание которого соответствовало бы требованиям образовательных стандартов России, особенностям контингента вечерних школ, реальному состоянию процесса компьютеризации. Под дидактическим сопровождением открытого образования взрослых (ДСООВ) понимается комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом дидактических целей, задач и принципов образования взрослых на основе требований психологии, андра-гогики, валеологии, информатики и других наук. Опираясь на организационную классификацию методов обучения, выделим основные функции дидактического сопровождения учебно-познавательной деятельности взрослого человека:
- диагностическая - диагностика исходного уровня подготовленности - «стартовых знаний» - и готовности к учебно-познавательной деятельности;
- стимулирующая - развитие мотивации к обучению; стимулирование учебнопознавательной деятельности;
- обучающе-организационная - обучение и организация учебно-познавательной деятельности, формирование индивидуальных образовательных маршрутов;
- коммуникативная - организация взаимодействия обучающихся и накопление нового социального опыта;
- развивающая - развитие психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся;
- контролирующая - контроль за результатами и качеством учебно-познавательной деятельности.
Дидактическое сопровождение учебного процесса в зависимости от целей, активности обучающихся и характера познавательной деятельности может предоставить с помощью разных средств учебную информацию в соответствии с содержанием, предусмотренным соответствующим госстандартом; способствовать ее восприятию, осознанию и запоминанию; с помощью алгоритма предложить обучающимся воспроизвести учебные действия и приобрести необходимые умения и навыки; показать образцы и различные варианты решения учебных задач; предложить выбрать познавательные задачи различного уровня сложности для самостоятельного решения и формирования опыта творческой деятельности.
Остановимся на том, какое дидактическое сопровождение имеют такие формы открытого образования в современной вечерней школе, как заочное обучение и экстернат.
Заочное обучение. Традиционно в комплекс дидактического сопровождения входят учебники, учебные пособия, специально разработанные задания для самостоятельной работы, материалы для сдачи зачетов, тесты и т.п. Эти материалы предоставляются на бумажных и электронных носителях.
Информатизация является важным аспектом развития открытого образования. Однако, как показывают наши исследования, процесс информатизации вечерних школ идет чрезвычайно медленно. Боль-
шинство вечерних школ в сельской местности не имеют компьютерных классов; лучше обстоит дело в городских школах, хотя и они не всегда имеют в своих учебных планах предмет «информатика».
Согласно исследованию 2006 г., 42% выпускников вечерней школы № 195 Санкт-Петербурга имеют компьютер дома, 16% - доступен компьютер в школе, 18% -у друзей и родственников, 3% - пользуются компьютером на работе, 1% выпускников пользуются услугами интернет-кафе и компьютерных клубов. Остальные (20%) -не имеют доступа к нему.
Информационное неравенство особенно заметно при сравнении городских и сельских школ. Естественно, в сельских вечерних школах количество учащихся, осваивающих компьютерную технику и использующих информационные технологии в обучении, значительно меньше. Приоритетной тенденцией в развитии вечернего образования на современном этапе, его доступности, личностной ориентации явилось бы целесообразное применение систем обучения с компьютерной поддержкой и особенно для расширения возможностей предоставления заочникам личностноориентированной системы дистанционного образования.
Экстернат. На сегодняшний день практически существуют два основных типа экстерната: 1) классический, при котором учащийся-экстерн может быть прикреплен к любому учебному учреждению и проходит аттестацию в нем, обучаясь совершенно самостоятельно; 2) в рамках вечерних школ получил развитие экстернат, сочетающий самостоятельные занятия с очной либо заочной формой обучения, предусматривающий посещение групповых занятий и прохождение промежуточной аттестации.
При классическом типе экстерната дидактическое сопровождение процесса обучения включает учебные программы, учебники, учебные пособия, специально ориентированные на самостоятельное освоение учебного материала. Наши исследования показали, что учащиеся-экстерны по собственной инициативе обращаются к Интернету как источнику знаний при под-
готовке к экзаменам. В Интернете представлены для бесплатного пользования электронные учебники по многим предметам учебной программы. Так, например, мультимедийный курс «Открытая Математика. Алгебра» предназначен не только для учащихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, но и для тех, кто самостоятельно изучает математику. Содержание курса соответствует программе этого предмета для общеобразовательных учреждений России, подкрепляется большим количеством дополнительного материала. Он значительно упрощает формирование основных понятий и представлений алгебры. Учащийся имеет возможность выбрать те разделы, которые его интересуют, и тот уровень их освоения, который он считает необходимым. Особенности курса: 140 часов контактного времени, иллюстрированный учебник, 48 интерактивных учебных моделей, около 1000 вопросов и задач для проверки знаний, журнал учета работы учащегося, справочные материалы, биографии математиков и др.
Исследования показали, что 70% экстернов, имеющих компьютер, обращаются к ресурсам Интернета, среди заочников таких лишь 2%. Учащиеся очной формы обучения предпочитают учебник, записи лекций учителей и лишь 7% из них используют электронные учебники и иные материалы, размещенные в Интернете. Обратим внимание на то, что этот поиск учащиеся осуществляют совершенно самостоятельно, без рекомендаций и руководства учителей.
Второй тип экстерната дидактически поддерживается так же, как традиционный учебный процесс. Дидактический комплекс содержит учебники, учебные пособия, рекомендации, задания для самостоятельной работы и т.д., а в классе могут использоваться слайды, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, другие средства.
Очевидно, что в настоящее время технический прогресс опережает формирование дидактического ресурса информатизации образования. Использование возможностей системы дистанционного обучения в вечерней школе потребует научного обоснования проектирования и реализа-
ции дидактического обеспечения всех звеньев в сложной цепи этого вида обучения, а также соответствующей подготовки преподавателей.
Таким образом, можно сделать вывод, что вечерняя общеобразовательная школа как основное учреждение открытого образования взрослых, обогащая систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач, постепенно пополняет и
дидактическое сопровождение открытого образования информационной составляющей. В существующие формы образования, прежде всего в заочное и экстернат, включаются информационные технологии обучения, составляющие основу открытого образования, что позволяет предполагать в будущем возможность конвергенции различных форм получения образования взрослыми.
Литература
Вершинин В. Н. Потенциал вечерней школы // Директор школы. - 1998. - №8. - С. 69-76.
Дидактические проблемы построения базового содержания образования: Сб. науч. трудов / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 199з.
Логвинов И. И. О некоторых проблемах современной дидактики // Образование и общество. - 2007. - №3. - С. 96-102.
Основы открытого образования. Т.1. / Отв. ред. В. И. Солдат-кин. - М.: Российский государственный институт открытого образования - НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.
Основы андрагогики / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др. / Под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2003.
Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы образования взрослых / Под ред. В. И. П одобеда, А. Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003.
Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.