Научная статья на тему 'ЭКСПОЗИЦИЯ ПО ИСТОРИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ'

ЭКСПОЗИЦИЯ ПО ИСТОРИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA / EXPOSITION / HISTORY OF THE PENAL SYSTEM / PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Реент Ю.А.

В статье раскрывается опыт подготовки и пятилетнего использования экспозиций, созданных при Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Перед учредителями и группой разработчиков стояла двойная задача: раскрыть не только историю отечественной пенитенциарной системы, но и историю учебного заведения, которое изначально зарождалось как милицейский вуз. В настоящее время в данной экспозиции ведется большая работа, нацеленная на патриотическое воспитание, профессиональную ориентацию молодежи и реализацию учебно-методических планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Реент Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPOSITION ON THE HISTORY OF THE PENAL SYSTEM AND THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA: CONCEPTUAL TASKS AND THEIR IMPLEMENTATION

The article reveals the experience of preparation and five-year use of expositions created at the Academy of Law Management of the FPS of Russia. The founders and the group of developers had a double task: to give an overview of not only the history of the domestic penitentiary system, but also of the history of the educational institution, which was originally established as a militia university. At present, this exposition is used for carrying out a lot of work aimed at patriotic education, professional orientation of young people and the implementation of educational and methodological plans.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОЗИЦИЯ ПО ИСТОРИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ»

УДК 343.8:351.852 Ю. А. РЕЕНТ

профессор кафедры философии и истории Академии ФСИН России, доктор исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, ORCID: 0000-0001-8378-6106

Рязань

YURIY A. REENT (REYENT)

Professor of the Department of Philosophy and History of the Academy of the FPS of Russia, Doctor of History, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, ORCID: 0000-0001-8378-6106

Ryazan

Экспозиция по истории уголовно-исполнительной системы и Академии ФСИН России: концептуальные задачи и их реализация

Exposition on the history of the penal system and the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia: conceptual tasks and their implementation

Аннотация. В статье раскрывается опыт подготовки и пятилетнего использования экспозиций, созданных при Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Перед учредителями и группой разработчиков стояла двойная задача: раскрыть не только историю отечественной пенитенциарной системы, но и историю учебного заведения, которое изначально зарождалось как милицейский вуз. В настоящее время в данной экспозиции ведется большая работа, нацеленная на патриотическое воспитание, профессиональную ориентацию молодежи и реализацию учебно-методических планов.

Ключевые слова: Академия ФСИН России, экспозиция, история уголовно-исполнительной системы, пенитенциарная система.

Abstract. The article reveals the experience of preparation and five-year use of expositions created at the Academy of Law Management of the FPS of Russia. The founders and the group of developers had a double task: to give an overview of not only the history of the domestic penitentiary system, but also of the history of the educational institution, which was originally established as a militia university. At present, this exposition is used for carrying out a lot of work aimed at patriotic education, professional orientation of young people and the implementation of educational and methodological plans.

Key words: Academy of the FPS of Russia, exposition, history of the penal system, penitentiary system.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

61

В 2020 году исполнилось 50 лет существованию федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» в качестве вуза, а в целом уже минул 86-летний юбилей образовательной организации. Решением Правительства СССР в мае 1970 года в Рязани была учреждена первая высшая школа, специализировавшаяся на подготовке специалистов для пенитенциарной системы. Сегодня академия является головным вузом в системе подготовки кадров для Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства юстиции Российской Федерации. Пройденный учреждением путь уже сам по себе представляет значительный интерес, но гораздо большее значение для общества имеет осмысление деятельности системы исполнения уголовных наказаний.

Для раскрытия соответствующей информации, значительная часть которой долгое время содержалась под грифами, ограничивающими пользование, было решено создать постоянно действующую экспозицию по истории уголовно-исполнительной системы и Академии ФСИН России. Для этой цели было выделено отдельное двухэтажное здание с цокольным этажом, построенное в конце XIX века. Его помещения в разное время использовались для жилья и размещения различных административных служб. Ветхая «начинка» была перестроена, а наружный облик отреставрирован за счет средств, выделенных ФСИН России в рамках подготовки к 80-летию учреждения, а также спонсорской помощи.

Представляется важным отметить, что использование наименования «музей» предполагает выполнение ряда нормативных требований и существенных

ограничений. Так, все экспонаты и коллекции должны пройти предварительную профессиональную экспертизу, первичную регистрацию как в самом музее, так и в Музейном фонде Российской Федерации. Законодательно установлено, что музеи, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, сохранность предметов и коллекций, их реставрацию, ведение учетной документации и так далее [1].

В соответствии с положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [2], Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [3], постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» [4] ФСИН России не наделена полномочиями в сфере музейного дела и не может выступать в качестве учредителя музеев либо иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют музейную деятельность в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС).

62

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Торжественное открытие памятника М. Н. Галкину-Враскому

В целях осуществления воспитательной, учебной и просветительской работы в учреждениях и органах УИС функционируют постоянно действующие и временные экспозиции по пенитенциарной истории (далее - экспозиция), являющиеся одной из форм самодеятельного творчества работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность на общественных началах.

Еще в 2016 году первым заместителем директора ФСИН России А. А. Рудым в территориальные органы и образовательные организации было направлено Методическое пособие по организации деятельности постоянно действующих экспозиций по истории уголовно-исполнительной системы. Именно им следует руководствоваться при определении порядка создания, функционирования и совершенствования названных выше ведомственных формирований.

Предполагается, что материалы, размещенные в постоянно действующей экспозиции по истории уголовно-исполнительной системы и Академии ФСИН

России, должны иметь тематику, повествующую о важнейших этапах развития отечественной пенитенциарной системы в различные исторические эпохи. Посетителю предлагается взглянуть на деятельность ведомства и образовательной организации под углом зрения сотрудников, избравших своей профессией эту нелегкую службу.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы представляется важным преодолеть сложившиеся негативные стереотипы о работниках пенитенциарных учреждений. Важным инструментом в формировании их положительного имиджа призвана стать грамотно подобранная выкладка материалов и продуманная экскурсионная работа. Учитывая общественную значимость экспозиции, во главу ставилось ее воспитательное значение для сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Знание истории своего ремесла, ощущение преемственности поколений - важнейшие факторы пробуждения в человеке профессиональной гордости.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

63

Экскурсия с курсантами Академии ФСИН России

Основная цель данного проекта - популяризация лучших исторических традиций и нравственно-этических основ службы в УИС, содействие профессиональному и патриотическому воспитанию сотрудников. Экспозиция призвана помочь посетителю найти ответы на целый ряд социально значимых вопросов, не ограничиваясь только проблемами профессионального обучения работников мест лишения свободы в разные исторические периоды.

Подготовительный этап этой работы в значительной мере был нацелен на поиск необходимых экспозиционных архивных материалов, осмысление общей концепции и логики использования выставочного пространства. Среди поставленных задач можно выделить следующие:

1. Организация экспозиции как образовательно-ориентированного пространства. Применительно к образовательным организациям ФСИН России она выполняет функцию интерактивной образовательной среды, в первую очередь по дисциплинам «История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции», «Уголовно-исполнительное право»,

«История России», «История отечественного права и государства», «Служебная этика» и другим.

2. Использование экспозиции в качестве площадки для проведения мероприятий не только образовательного, но и воспитательного и культурного содержания: экскурсий, лекций, бесед, исторических чтений, теоретических конференций, тематических мероприятий, посвященных государственным праздникам, памятным датам в истории УИС, вечеров чествования ветеранов ведомства и встреч с ними, заседаний военно-патриотического клуба и совета ветеранов.

3. Осуществление научно-исследовательской работы, заключающейся в получении новых знаний об истории академии, научном проектировании постоянной экспозиции и временных выставок, создании и обеспечении функционирования учебно-методического кабинета по истории УИС, уголовно-исполнительного права.

Проведенная сотрудниками академии работа позволила изыскать значительное количество ранее не использовавшихся архивных данных, официальных документов, мемуарных воспоминаний вете-

64

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ранов. Все это позволило впервые подготовить и издать исторический формуляр учебного заведения. Разработчики формуляра справедливо полагают, что этот проект остается открытым. «И не только потому, что жизнь вуза продолжается, наполняясь новыми событиями. Мы предполагаем, что некоторые из исторических фактов оказались вне поля нашего зрения...» [5], следовательно исследования будут продолжены.

Следующим этапом стала работа по созданию богато иллюстрированного монографического сборника статей, отражающего различные аспекты деятельности личного состава учебного заведения с 1934 по 2014 год. Как заметил в приветственном адресе по случаю 80-летия со дня основания академии бывший тогда Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а ныне директор Службы внешней разведки Российской Федерации и председатель Российского исторического общества С. Е. Нарышкин, «Академия ФСИН России по праву может считаться визитной карточкой новой России в сфере уголовно-исполнительной политики. Академия, по сути, стала масштабным конгломератом учебно-образовательных структур, системно и последовательно организующих процесс познания» [6]. Естественно, весь наработанный опыт просто должен был найти отражение в экспозиции.

Что же касается основного ее содержания, базовыми стали материалы по истории отечественной пенитенциарной системы. В значительной части они почерпнуты из изданного впервые специализированного учебника для вузов системы ФСИН России [7]. В предисловии ко второму изданию в ту пору директор Федеральной службы исполнения наказаний Г. А. Корниенко особо подчеркнул, что

«российская пенитенциарная практика на деле подтверждает философский закон циклического развития истории: все повторяется, но только на более высоком уровне» [8]. Поэтому перед создателями экспозиции стояла сверхзадача - уловить и убедительно продемонстрировать посетителям характерные черты каждого из этапов этого развития. Представляется важным, что названные выше издания подготовлены также и в электронной форме, что упрощает пользование ими для всех интересующихся указанной проблематикой.

Экспозиция размещается на трех уровнях отдельно стоящего здания на территории Академии ФСИН России. В качестве основного принят иллюстративный метод ее построения. Приемы экспозиционного архитектурно-художественного решения пространства в соответствии с принятой миссией призваны решать задачу включения новых знаний о выбранной профессии в личностный потенциал курсантов Академии ФСИН России и сотрудников УИС. Важно, чтобы представитель целевой аудитории почувствовал себя наследником лучших традиций отечественной правоохранительной системы. Это вызвало необходимость отразить в экспозиции идею ее эволюционного развития на примере конкретного вуза.

Знаменитый французский драматург Марсель Ашар заметил, что «люди делятся на две половины: тех, кто сидит в тюрьме, и тех, кто должен сидеть в тюрьме» [9], легко «забыв» при этом о людях, вынужденных охранять этих сидельцев. Для нас же важнейшей особенностью внутреннего устройства пенитенциарного учреждения всегда оставалась диалектическая взаимосвязь двух миров: мира изолированных от общества преступников и мира тех, кто обеспечивает эту изоляцию. Соответственно, все предметы экспози-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

65

ции, иллюстрирующие жизнь этих миров, располагаются в едином пространстве, но на его противоположных полюсах.

Кольцевая организация движения обеспечивает четкий маршрут следования посетителей с возвратом к входу. Начало экспозиции размещено в подвальном помещении. Там находятся два зала и одно полуподвальное помещение. В целом размещенные в этом блоке материалы рассказывают о начальных этапах развития тюремной системы России от момента ее становления (ХУ-ХУ1 века) до первых основополагающих реформ, завершающихся событиями Февральской революции 1917 года.

Второй блок экспозиции располагается на первом этаже и начинается переходом через атриум (фойе) к трем небольшим залам, объединенным проходами. В первом из них экспонируются материалы, охватывающие период 1920-1930-х годов. Второй зал посвящен событиям от начала 1940-х до конца 1950-х годов. Третий зал включает экспозицию, хронологически охватывающую все 1960-е годы вплоть до учреждения в 1970 году Рязанской высшей школы МВД СССР. При организации экспозиционного пространства требовалось учесть, что до 1954 года наше учебное заведение готовило начальствующий состав в основном для органов милиции. Представлялось важным увязать это направление с параллельным освещением истории исправительно-трудовой системы советского государства.

Третий блок экспозиции начинается переходом через атриум к трем небольшим залам, расположенным на втором этаже. Лестничная площадка и первый зал содержат экскурс в историю развития Рязанской высшей школы МВД СССР. Второй зал посвящен Рязанскому институту права и экономики и Академии Минюста

России. Третий зал содержит материалы об истории и перспективах развития Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Завершающий маршрут экскурсии проходит через атриум и ведет в экспозиционный зал, задуманный изначально как небольшой конференц-зал. Атриум, сформированный в виде крытого внутреннего дворика, выполняет не только роль фойе, коридора, но и выступает в качестве самостоятельной экспозиционной единицы. Помимо размещения в нем фотографий, слайдов, картин и иного наглядного материала, на стене, противоположной лестнице, расположен монитор с большим экраном, подключенный к компьютеру, что позволяет продолжить иллюстрацию экскурсионной программы по любой из заданных тем. По умолчанию на нем проецируются фильмы о современном состоянии и перспективах развития академии и ФСИН России в целом.

Предполагается, что после окончания просмотра группа посетителей направляется в экспозиционный зал. Первоначально его оформление задумывалось как зал боевой славы. Здесь же планировалось проводить заседания совета ветеранов, однако вскоре концепция изменилась. Дело в том, что в советское время в стенах учебного заведения проходили обучение представители 12 государств. Для правоохранительных структур Кубы, Монголии, Афганистана, Вьетнама и других стран Рязанская высшая школа МВД СССР стала базовым специализированным учреждением по подготовке кадров. После распада Советского Союза выяснилось, что многие органы и подразделения юстиции, внутренних дел, прокуратуры, судов и даже вооруженных сил бывших союзных республик возглавили наши выпускники. Это не могло не найти отражение в экспозиции.

66

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Здесь же размещены их многочисленные подарки и сувениры. С целью показать современное состояние уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, взаимодействие с иностранными пенитенциарными системами в этом месте размещены макеты специальной техники и учреждений, а также интерактивный экран с соответствующим программным обеспечением. Имеется техническая возможность хранения временно не используемых фондов: экспонатов, документов, фотографий и книг.

Практика показала целесообразность подготовки экскурсионных программ, привязанных к расписанию учебных занятий. Таким образом, полноценная экскурсия длится около полутора часов. Возможны и маршруты, специализирующиеся на определенных темах, - в зависимости от контингента посетителей. В соответствии с предварительными за-Ф явками экспозиция открывает свои двери

представителям различных образовательных организаций и административных учреждений, предприятий, правоохранительных органов.

Для проведения экскурсий привлекаются наиболее опытные преподаватели ведущих кафедр вуза, вышедшие на пенсию ветераны, а также специально подготовленные лекторы из числа курсантов академии. Кроме того, разработан специальный сервис, при помощи которого любой пользователь интернета, войдя на сайт академии, может совершить виртуальную экскурсию по залам экспозиции [10],

что особенно актуально в условиях карантинных ограничений, вызванных пандемией этого года. В ходе онлайн-осмот-ра возможно совершить круговой обзор некоторых залов. Функция увеличения изображения позволяет приблизить интересующий экспонат и в ряде случаев даже прочитать информацию, размещенную на стендах. Разумеется, виртуальный осмотр не может заменить живого общения с экскурсоводом.

Подводя краткий итог, хотелось бы процитировать высказанные в Год российской истории слова Президента России В. В. Путина, выразившего убеждение в том, что «для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го, и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального Ф

развития» [11]. Интерполируя сказанное на историю уголовно-исполнительной системы, важно понимать, что началась она не в 1879 году при создании Главного тюремного управления, а существовала в той или иной форме на протяжении всей истории государства Российского. Именно по этой причине важнейшей задачей, стоящей перед экспозицией, является представление широкого и целостного обзора жизнедеятельности системы и подключенных к ней на протяжении веков людей с одновременной возможностью дать представление о перспективах ее дальнейшего развития. ф

1. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : федер. закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Ст. 5 // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (дата обращения: 05.02.2020).

2. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 04.11.2019) // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49893/ (дата обращения: 05.02.2020).

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2020 67

3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-I // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/ (дата обращения: 05.02.2020).

4. Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему : пост. Правительства Рос. Федерации от 01.02.2000 № 89 (ред. от 22.11.2018) // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_97147/ (дата обращения: 05.02.2020).

5. Исторический формуляр Академии ФСИН России / авт.-сост. Ю. А. Реент [и др.] ; под общ. ред. А. А. Крымова. Рязань : Академия ФСИН России, 2014. С. 5.

6. Академия ФСИН России: история и современность / под общ. ред. А. А. Крымова. Рязань : Академия ФСИН России, 2014. С. 4.

7. История уголовно-исполнительной системы России : учебник / под ред. Ю. И. Калинина. Рязань : Академия ФСИН России, 2006. 374 с.

8. Реент Ю. А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции России : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. С. 3.

9. Цитаты о тюрьме // Time365 : [сайт]. URL : https://time365.info/aforizmi/aforizm/34097 (дата обращения: 24.10.2019).

10. Виртуальная экскурсия по Музею истории уголовно-исполнительной системы и Академии ФСИН России. URL : http://apu-fsin.ru/vtour/index.html (дата обращения: 12.01.2020).

11. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 декабря 2012 года, Москва, Кремль // Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина : [сайт]. URL: https://www. prlib.ru/item/359175. С. 17 (дата обращения: 23.02.2020).

1. On the Museum Fund of the Russian Federation and museums in the Russian Federation : Federal Law of 26.05.1996 No. 54-FZ (as amended on 27.12.2018). Art. 5 // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ [Accessed 5th February 2020].

2. Issues of the Federal Penitentiary Service : Decree of the President of the Russian Federation of 13.10.2004 No. 1314 (as amended on 04.11.2019) // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49893/ [Accessed 5th February 2020].

3. On Institutions and Bodies Executing Criminal Sentences of Imprisonment : Law of the Russian Federation of 21.07.1993 No. 5473-I // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4645/ [Accessed 5th February 2020].

4. On the approval of the list of types of enterprises, institutions and organizations that are part of the penal system : Resolution of the Government of the Russian Federation of 01.02.2000 No. 89 (as amended on 22.11.2018) // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_97147/ [Accessed 5th February 2020].

5. Authored by Reent, Yu. A. [et al.] ; under general ed. of Krymov, A. A. (2014) The historical log of the Academy of the FPS of Russia. Ryazan : The Academy of the FPS of Russia, p. 5.

6. Under general ed. of Krymov, A. A. (2014) The Academy of the FPS of Russia: history and present. Ryazan : The Academy of the FPS of Russia, p. 4.

7. Ed. by Kalinin, Yu. I. (2006) History of the Russian penal system : textbook. Ryazan : The Academy of the FPS of Russia, 374 p.

8. Reent, Yu. A. (2013) History of the penal system and justice bodies of Russia : textbook. 2d ed., revised and supplemented. Ryazan : The Academy of the FPS of Russia, p. 3.

9. Quotes about the prison // Time365: [site]. URL: https://time365.info/aforizmi/aforizm/34097 [Accessed 24th October 2019].

10. Virtual tour of the Museum of the History of the Penitentiary System and the Academy of the FPS of Russia. URL: http://apu-fsin.ru/vtour/index.html [Accessed 12th January 2020].

11. The Presidential Address to the Federal Assembly of the Russian Federation, December 12, 2012, Moscow, Kremlin // Boris Yeltsin Presidential Library : [site]. URL: https://www.prlib.ru/item/359175. p. 17 [Accessed 23d February 2020].

68 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.