Научная статья на тему 'ЭКСПОРТНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАСЛОЖИРОВОЙ ОТРАСЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ЭКСПОРТНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАСЛОЖИРОВОЙ ОТРАСЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXPORT / EXPORT POTENTIAL / COMPETITIVENESS / TARIFF AND NON-TARIFF BARRIERS / VALUE ADDED / ЭКСПОРТ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЙ БАРЬЕРЫ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутакова Марина Михайловна, Горянинская Ольга Анатольевна

Задачи развития несырьевого экспорта, поставленные перед отечественными производителями, требуют достижения конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, создания в базовых отраслях высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора. Значительное место в их решении отводится агропромышленному комплексу. Статья содержит результаты авторского исследования возможностей, перспектив и проблем экспортно-ориентированного развития масложировой отрасли Алтайского края. Дано определение экспортного потенциала и его количественная оценка. Исследовано влияние макроэкономических факторов на конъюнктуру рынка масложировой продукции. Дана оценка возможностей решения задач, стоящих перед отраслью в сфере наращивания объемов экспортных поставок. Исследованы условия и направления экспортного развития масложировой отрасли Алтайского края, с учетом основных трендов развития мировой конъюнктуры. Определены перспективные экспортные рынки и оценены возможности доступа на высокомаржинальные рынки. Результаты исследования, выводы и предложения могут представлять интерес студентам, научным работникам и практикам, занимающимся организацией экспорта продукции агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT VECTOR OF DEVELOPMENT OF OIL AND FAT INDUSTRY: REGIONAL ASPECT

The tasks of developing non-resource exports set for domestic producers require achieving competitiveness of Russian products on world markets, and creating a high-performance export-oriented sector in the basic industries. A significant place in their solution is given to the agricultural sector. The article contains the results of an author’s study of the possibilities, prospects and problems of the export-oriented development of the oil and fat industry in the Altai Territory. The definition of export potential and its quantitative assessment are given. The influence of macroeconomic factors on the market conditions of oil and fat products is investigated. The assessment of the possibilities of solving the problems facing the industry in the field of increasing the volume of export supplies is given. The conditions and directions of the export development of the oil and fat industry in the Altai Territory are studied, taking into account the main trends in the development of the world market. Promising export markets are identified and access opportunities to high-margin markets are assessed. The results of the study, conclusions and suggestions may be of interest to students, researchers and practitioners involved in organizing the export of agricultural products.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАСЛОЖИРОВОЙ ОТРАСЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 339.564:631 (571.150) DOI: 10.14258/epb201968

ЭКСПОРТНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МАСЛОЖИРОВОЙ ОТРАСЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

М. М. Бутакова, О. А. Горянинская

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Задачи развития несырьевого экспорта, поставленные перед отечественными производителями, требуют достижения конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, создания в базовых отраслях высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора. Значительное место в их решении отводится агропромышленному комплексу. Статья содержит результаты авторского исследования возможностей, перспектив и проблем экспортно-ориентированного развития масложировой отрасли Алтайского края. Дано определение экспортного потенциала и его количественная оценка. Исследовано влияние макроэкономических факторов на конъюнктуру рынка масложировой продукции. Дана оценка возможностей решения задач, стоящих перед отраслью в сфере наращивания объемов экспортных поставок. Исследованы условия и направления экспортного развития масложировой отрасли Алтайского края, с учетом основных трендов развития мировой конъюнктуры. Определены перспективные экспортные рынки и оценены возможности доступа на высокомаржинальные рынки. Результаты исследования, выводы и предложения могут представлять интерес студентам, научным работникам и практикам, занимающимся организацией экспорта продукции агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, конкурентоспособность, тарифные и нетарифный барьеры, добавленная стоимость.

EXPORT VECTOR OF DEVELOPMENT OF OIL AND FAT INDUSTRY: REGIONAL ASPECT

M. M. Butakova, O. A. Goryaninskaya

Altai State University (Barnaul, Russia)

The tasks of developing non-resource exports set for domestic producers require achieving competitiveness of Russian products on world markets, and creating a high-performance export-oriented sector in the basic industries. A significant place in their solution is given to the agricultural sector. The article contains the results of an author's study of the possibilities, prospects and problems of the export-oriented development of the oil and fat industry in the Altai Territory. The definition of export potential and its quantitative assessment are given. The influence of macroeconomic factors on the market conditions of oil and fat products is investigated. The assessment of the possibilities of solving the problems facing the industry in the field of increasing the volume of export supplies is given. The conditions and directions of the export development of the oil and fat industry in the Altai Territory are studied, taking into account the main trends in the development of the world market. Promising export markets are identified and access opportunities to high-margin markets are assessed. The results of the study, conclusions and suggestions may be of interest to students, researchers and practitioners involved in organizing the export of agricultural products.

Keywords: export, export potential, competitiveness, tariff and non-tariff barriers, value added.

Национальными проектами поставлена задача ориентации российской промышленной, аграрной и торговой политики

на достижении международной конкурентоспособности отечественной продукции в целях обеспечения присутствия на внешних рынках и создания

в базовых отраслях, в частности в агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора. Формирование экспортно-ориентированной модели экономики предусматривает мобилизацию конкурентных преимуществ и производственных возможностей отраслей. Реализация поставленных задач требует экономической оценки ресурсного обеспечения отраслей с высоким экспортным потенциалом, осмысления необходимых государственных мер поддержки, способных создать условия для освоения новых перспективных экспортных рынков. Над этими проблемами работали многие отечественные ученые, среди которых S. Bocharov, O. German and R. Samsonov [1], S. V. Lobova, A. N. Alekseev, A. V. Bogoviz, J. V. Ragulina [2], А. В. Петриков [3], а также влиятельные международные организации и зарубежные ученые, например Committee on Agriculture, WTO [4], Martin Will, Laborde David [5].

Ведущей экспортно-ориентированной отраслью Алтайского края является масложировая, динамично развивающаяся в течение последнего десятилетия, способная отвечать современным вызовам и реализовывать поставленные задачи в области наращивания объемов экспортных поставок. В соответствии с этим возникают вопросы, связанные с оценкой экспортного потенциала и его реализации применительно к масложировой отрасли.

Экспортный потенциал отрасли — способность производить и экспортировать на мировой рынок конкурентоспособную продукцию. Первая составляющая определяется, прежде всего, сырьевыми ресурсами, производственными мощностями, позволяющими осуществлять выпуск продукции, превышающей потребности населения региона. Вторая составляющая предусматривает преодоление тарифных и нетарифных барьеров для доступа на зарубежные рынки, способность продукции конкурировать и быть представленной на наиболее прибыльных рынках. Колоссальное влияние на реализацию экспорта оказывают мировая конъюнктура рынка, меры государственной поддержки, логистические решения доступа продукции на мировой рынок.

Соглашаясь с мнением, что экспортный потенциал — категория скрытая, латентная, непосредственно не наблюдаемая и не измеряемая, кроме того, категория относительная, а не абсолютная [6, с. 38], мы считаем, что несмотря на это, экспортный потенциал определяет как состояние, так и возможности достижения более высоких показателей экспортного развития отрасли и региона. Его величина зависит от уровня развития производительных сил, ресурсного обеспечения, соответствия используемых технологий лучшим мировым практикам. Достижение более высоких показателей экс-

портного развития отрасли зависит от структуры экспорта — процентного соотношения продукции по степени передела. Динамика доли переработанной продукции в общих объемах всей произведенной продукции может служить важнейшей характеристикой состояния национальной экономики [7, с. 51].

По степени передела несырьевые неэнергетические продукты делятся на три группы: продукты нижних переделов, продукты средних переделов (промежуточные продукты, являющиеся результатом многостадийной и достаточно глубокой переработки исходных материалов, и готовые продукты невысокой сложности) и продукты верхних переделов (продукты, представляющие собой результат глубокой переработки исходных материалов) [8].

Структура экспорта масличных семян, растительных масел и продуктов переработки на мировом рынке не остается неизменной, что является результатом торговых войн на данном рынке при наращивании конкурентных преимуществ одних стран и их потерей другими странами. Повышение доли продукции верхних переделов в структуре экспорта дает мультипликативный экономический эффект: увеличивается количество рабочих мест, повышается добавленная стоимость, остающаяся в стране-экспортере (налоги, прибыль, заработная плата, амортизация), развиваются предприятия перерабатывающей промышленности. В соответствии с мировой практикой таможенно-тарифное регулирование учитывает отраслевые экономические интересы и направлено на дифференциацию ввозных и вывозных таможенных ставок в зависимости от степени готовности продукции.

Цель работы состоит в исследовании условий и направлений экспортного развития масложиро-вой отрасли Алтайского края, как экспортно-ориентированной отрасли, с учетом основных трендов развития мировой конъюнктуры и поиске перспективных высокомаржинальных экспортных рынков.

Решаемые задачи, направленные на достижение цели, предусматривают обоснование производственных возможностей для наращивания объемов производства и экспорта, направлений количественного и качественного роста экспортного развития масложировой отрасли Алтайского края.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные работы в области формирования и реализации экспортного отраслевого потенциала, результаты научных исследований реализации экспортной политики на национальном и региональном уровне. В процессе исследования были использованы общенаучные (научная абстракция, индуктивный, дедуктивный, сравнительный анализ) и специальные подходы и методы. Несмотря на значительное

количество работ, посвященных изучению поставленных задач, недостаточно исследованы методологические подходы к реализации экспортного потенциала. Требуется обобщение таких подходов и существующей практики с целью разработки методик оценки экспортного потенциала и оценки перспективных направлений развития экспорта.

В последние годы масложировая отрасль Алтайского края демонстрирует устойчивую положительную динамику, обеспечивающую рост его экспортного потенциала. Масложировая отрасль Алтайского края обладает значительным ресурсным потенциалом. Регион входит в ТОП-10 регионов-лидеров по валовому сбору основных масличных культур (3 место — лен-кудряш, 4 место — лен-долгунец, 9 место — подсолнечник и рапс, 11 место — соя). В Алтайском крае максимально используются природно-климатические условия, агротехнические возможности для возделывания масличных культур в объеме, превышающем производственные потребности и потребности населения края.

Наблюдается изменение структуры посевных площадей под масличные культуры: происходит рост площадей подсолнечника, рапса, нетрадиционных видов, дающих функциональные масла, такие как лен, горчица, рыжик и др. Производители

преследуют цель увеличения объема валового сбора более высомаржинальных масличных культур.

Основной масличной культурой Алтайского края является подсолнечник, его доля в общем объеме сбора составляет более 73%. В 2018 г. валовой сбор семян подсолнечника в Алтайском крае составлял 5% от общероссийского показателя, 92% — от показателя Сибирского федерального округа. Достигнутые результаты являются результатом комплексной работы по выполнению всех агротехнических приемов при возделывании культуры, начиная от подбора высокоурожайных гибридов, соблюдения сроков сева, поведения мероприятий по питанию и защите и заканчивая современным высокопроизводительным техническим арсеналом.

Масложировая отрасль Алтайского края производит более 80% растительного масла в Сибирском федеральном округе и характеризуется высокими темпами развития. За период с 2010 по 2018 гг. рост объема производства растительного рафинированного масла составил 1938,8%, жмыха и шрота — 365,7%, растительного нерафинированного масла — 324,2 %. В результате в структуре производства масложировой отрасли в натуральном выражении 48,3 % занимает жмых и шрот, нерафинированное масло — 32,2%, рафинированное масло — 19,5% (табл. 1).

Таблица 1

Производство продукции масложировой отрасли Алтайского края, 2010-2018 гг., т*

Наименование продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2010 г., %

Масла растительные нерафинированные 46 121 59 129 82 260 93 774 139298 136257 150468 178558 149517 324

Масла растительные рафинированные 4662 11 830 39 171 49 387 70 596 73 465 79 856 122299 90 387 1939

Жмых и шрот — всего 61 248 98 896 183029 155399 216 139 240748 229251 262197 223 960 366

Наименование продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Масла растительные нерафи-нированные(по переработке сырья), тонн 160780 180074 312497 321299 364538 378868 396927 425258

Использование среднегодовой мощности,% 51,8 71,2 74,6 64,1 87,7 88,7 83,6 81,8

Темпы роста ПМ,% 112,00 173,54 102,82 113,46 103,93 104,77 107,14

^Источник: составлено по данным Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.

Таблица 2

Производственные мощности Алтайского края по производству растительного масла

и их использование, 2010-2017 гг.*

^Источник: составлено по данным Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.

Под влиянием растущего спроса на продукцию масложировой промышленности за анализируемый период в 2,6 раза увеличились размер производственных мощностей и на 30 % — степень их использования, что составляет более 80% с 2014 по 2017 г. и свидетельствует о предельной нагрузке мощностей (табл. 2). Такая тенденция противоречит общероссийской практике: производственные мощности в России по переработке семян масличных культур характеризуются недогруженностью по причине проблем сырьевого обеспечения. Таким образом, решение поставленных задач в области наращивания экспортного потенциала масложировой отрасли Алтайского края невозможно без инвестиционных вливаний в отрасль с целью увеличения производственных мощностей.

Алтайский край производит растительные масла в объеме, превышающем потребности населения и пищевой промышленности, поэтому является крупным регионом-экспортером масел масличных культур на международный рынок. В 2018 г. Ал-

тайский край входил в число крупнейших российских экспортеров растительного масла, занимая 2 место среди субъектов РФ по экспорту льняного масла, 6 место — по экспорту рапсового масла, 7 место — по экспорту соевого масла, 13 место — по экспорту подсолнечного масла. При этом среди субъектов-лидеров нет других сибирских регионов. Объем поставок в натуральном выражении в 2018 г. по сравнению с 2011 г. масла подсолнечного вырос в 32,6 раза, масла соевого — в 22,5, масла рапсового — в 3,8, масла льняного — в 998 раз. За анализируемый период Алтайский край значительно увеличил экспортные доходы за счет поставок всех видов масел (табл. 3). Экспортная выручка от реализации маргарина на мировой рынок нестабильна и подтверждена значительным колебаниям. Произошедшее в последние годы снижение курса национальной валюты обусловило уменьшение средних экспортных цен в пересчете в доллары США и замедлило темп роста объемов экспорта масложиро-вой продукции в стоимостном выражении.

Таблица 3

Динамика экспорта масложировой продукции Алтайского края в 2011-2018 гг., тыс. долл. США*

Наименование продукции 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1507 Масло соевое 304 5303 3776 2875 3860 5312 4395 4155

1512 Масло подсолнечное, хлопковое и сафлоровое 1061 27162 26210 34789 25959 18045

1514 Масло рапсовое или горчичное 6 546 22 395 16 156 20 082 17 166 15 633 16 633 16 806

1515 Масло льняное 140 577 1403 1499 638 1058 1413 2655

1517 Маргарин 0 37 584 481 509 416 651 283

*Источник: рассчитано авторами по данным Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.

В настоящее время основные рынки сбыта масла подсолнечного, произведенного в Алтайском крае, — Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Китай, Киргизия. Возможности увеличения экспорта растительных масел связаны, с одной стороны, с растущим спросом импортеров, расширением географии экспортных поставок, а с другой стороны, в соответствии с мировой общепринятой прак-

Динамика экспорта Алтайского края семян

тикой с перераспределением объема экспортных поставок маслосемян и масел в пользу товаров более глубокой переработки. Возникает вопрос о возможности перераспределения структуры экспорта Алтайского края масложировой отрасли: сокращение экспорта продукции нижних переделов в пользу увеличения объемов экспорта продукции среднего и верхнего передела.

Таблица 4

масличных культур в 2013-2018 гг., млн долл.*

Группа 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

02 1201: соевые бобы - 0,287 1,8 1 0,124 4,1

02 1204: семена льна 5,7 1,1 2,5 11 11,4 11,7

02 1205: семена рапса 0,140 0,240 - 1,2 15,5 20,4

02 1206: семена подсолнечника 0,687 0,918 1,1 0,984 2,9 8,4

02 1207: семена и плоды прочих масличных культур 0,191 0,188 0,076 0,009 0,003 0,402

*Источник: составлено по данным Ru-Stat. URL: https://ru-stat.com.

Экспорт семян масличных культур в разрезе видов значительно варьируется, наиболее существенно вырос экспорт семян подсолнечника (в 12 раз) и семян рапса (в 146 раз) в 2018 г. по сравнению с 2013 г. (табл. 4). Импортером семян льна в 2014-2015 г. выступала только Бельгия, с 2016 г. семена льна экспортируются в Китай, с 2017 г. — в Монголию, причем в настоящее время основным экспортером является Китай.

Причиной резкого роста объемов экспорта семян за анализируемый период стало постепенное снижение вывозных экспортных ставок в соответствии с обязательствами перед ВТО (табл. 5). Например, с 2013 г. при вывозе семян подсолнечника экспортная ставка с 16,62, но не менее 24,94 евро снизилась до 6,5, но не ме-

Алтайский край осуществляет экспорт жмыхов и шротов кодов ТН ВЭД 2304, 2306. Экспорт из Алтайского края в 2018 г. по сравнению с 2012 г. по коду ТН ВЭД 2304 увеличился в 5,1 раза, по коду ТН ВЭД 2306 — в 1,6 раза (рис. 1). Тренд измене-

нее 9,75 евро за тонну в 2016 г. и действует по настоящее время. На семена льна экспортная ставка не действует, а на семена бобовых отменена с сентября 2015 г. Снижение экспортной ставки на вывоз семян масличных культур способствует повышению сырьевого экспорта. По мнению экспертов, на данный момент «тарифная защита на сырье (семена масличных культур) практически отсутствует и составляет от 0 до 5 %» [9, с. 42]. Поэтому проблема сырьевого обеспечения большинства регионов России связана со снижением экспортных ставок на семена масличных культур. Таким образом, таможенно-тарифное регулирование в значительной степени оказывает влияние на показатели экспорта и эффективность реализации экспортной политики.

ния объемов экспорта в натуральном выражении по коду ТН ВЭД 2304 характеризуется равномерным ростом, за исключением 2017 г., по коду ТН ВЭД 2306 тренд имеет значительные разбросы, что обусловлено изменением рыночной конъюнктуры.

Таблица 5

Ставки вывозных таможенных пошлин на семена масличных культур в 2013-2019 гг.*

Группа товара С сентября 2013 г. С сентября 2014 г. С сентября 2015 г. С сентября 2016 г. С сентября 2019 г.

1201: соевые бобы 13,33, но не менее 23,33 евро за 1000 кг 6,67, но не менее 11,67 евро за 1000 кг

1204: семена льна

1205: семена рапса 15, но не менее 27,13 евро за 1000 кг 11, но не менее 19,26 евро за 1000 кг 6,5, но не менее 11,4 евро за 1000 кг 6,5, но не менее 11,4 евро за 1000 кг 6,5, но не менее 11,4 евро за 1000 кг

1206: семена подсолнечника 16,62, но не менее 24,94 евро за 1000 кг 13,24, но не менее 19,88 евро за 1000 кг 9,88, но не менее 14,81 евро за 1000 кг 6,5, но не менее 9,75 евро за 1000 кг 6,5, но не менее 9,75 евро за 1000 кг

*Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Динамика экспорта Алтайского края продукции кодов ТН ВЭД 2304, 2306 в 2012-2018 гг., тонн (источник: составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ)

Максимальная экспортная выручка от реализации жмыха и других твердых остатков, получаемых при извлечении соевого масла, пришлась на 2017 г. и составила 1507 тыс. долл. (рис. 2). Экс-

портная выручка от реализации жмыха и других твердых остатков, получаемых их других видов масел, после падения в предыдущие два года увеличилась в 4 раза по сравнению с 2017 г.

Рис. 2. Динамика экспорта Алтайского края продукции кодов ТН ВЭД 2304, 2306 в 2012-2018 гг., тыс. долл. (источник: составлено по данным Федеральной таможенной службы РФ)

Алтайский край экспортировал соевый шрот и жмых в 2013-2018 гг. в размере 100% в Казахстан или Узбекистан, за исключением 2012 г. Покупателями подсолнечного шрота и жмыха являются страны ближнего и дальнего зарубежья (Таджикистан, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония, Киргизия, Германия, Монголия, Финляндия). Значительный удельный вес в экспортных поставках приходится на такие страны, как Латвия, Казахстан, Финляндия.

В структуре экспорта продукции масложиро-вой отрасли на продукцию нижних переделов приходится 53,8%, на продукцию среднего и верхнего переделов — 46,2 % (табл. 6). Для сравнения: «Доля экспорта продовольственных товаров высокой степени переработки в общем объеме продовольственного экспорта России составила всего 17%, в то время доля импорта таких товаров превышает 30%» [10, с. 95].

Таблица 6

Структура экспорта масложировой продукции Алтайского края по уровню передела, 2018 г.*

Уровень передела Продукция Экспорт, млн долл. Доля,%

Верхний передел Маргарин 0,141 0,2

Средний передел Растительные масла 39 46

Нижний передел Остатки и отходы пищевой промышленности, готовые корма для животных. 1,7 1,4

Нижний передел Семена масличных культур и соевые бобы 44,5 52,4

*Источник: рассчитано по данным Ru-Stat. URL: https://ru-stat.com

Экономические потери, связанные с преобладанием в структуре экспорта продукции нижнего передела, обусловлены потерей дополнительной стоимости в случае переработки сырья на территории страны и дальнейшего экспорта в будущем. Соответственно, происходит снижение экспортной выручки в результате сложившегося соотношения продукции по уровню передела. Поэтому сокращение экспорта маслосемян следует рассматривать как необходимое условие реализации поставлен-

ных задач, что обусловлено экономической нецелесообразностью их экспорта вследствие снижения использования производственных мощностей перерабатывающей промышленности края, при условии создания возможностей для более глубокой переработки сырьевых ресурсов.

Анализ ценовой конъюнктуры свидетельствует о том, что средние цены экспортных поставок растительных масел из Алтайского края на международный рынок характеризуются ценовой конку-

рентоспособностью. В таблице 7 содержатся данные о средней цене за тонну масла, рассчитанные авторами по отчетам Российского экспортного центра и статистики Алтайского края. При сложившей-

Географическая удаленность Алтайского края создает транспортные и экономические сложности при организации экспортных поставок, что приводит к снижению ценовой конкурентоспособности продукции при поставках в страны Европы. Такая ситуация определяет необходимость освоения новых перспективных рынков сбыта или наращивания объема экспорта на рынки стран-импортеров российской масложировой продукции, увеличивая долю поставок Алтайского края в общероссийском объеме. Географическая локализация территории Алтайского края заставляет обратить внимание на активно развивающиеся рынки Азии (ввиду территориальной близости и значительной емкости). Конкурентным преимуществом алтайских производителей на этих рынках можно считать тот факт, что лидирующие регионы производители маслосе-мян расположены преимущественно в европейской

ся структуре экспортных поставок средние цены уступают по уровню среднероссийским контрактным ценам, что подтверждает необходимость поиска наиболее выгодных рынков сбыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

части страны [11, 12]. Таким образом, азиатский рынок для Алтайского края является перспективным для наращивания объемов экспорта продукции масложировой отрасли.

На основе анализа данных об экспортном потенциале России при поставке масложировой продукции на международный рынок определены рынки с наибольшим потенциалом для экспорта такой продукции из Алтайского края (табл. 8). Тщательного изучения требуют вопросы доступа на приоритетные экспортные рынки с учетом действующих тарифных и нетарифных мер выступающих в качестве барьеров на пути продвижения на них российской продукции. Анализ тарифных и нетарифных барьеров для масложировой продукции, составлен на основе изучения данных информационно-аналитического портала по торговым барьерам и ограничениям Российского регионального центра.

Таблица 8

Традиционные и перспективные рынки экспорта продукции масложировой отрасли

Алтайского края*

Страна Коды ТН ВЭД Нетарифные барьеры Тарифные барьеры,%

Средний применяемый Средний взвешенный применяемый Средний связанный

Традиционные рынки экспорта

Казахстан 151211, 151219, 150710, 151511, 151519; 151419, 151710 низкие 0,00 0,00 н.д.

Кыргызстан 151219, 151519, 151710 низкие 0,00 0,00 12,76

Белоруссия 151219, 150710, 151511, 151519, 151419, 151710 низкие 0,00 0,00 н.д.

Таблица 7

Объем экспорта и средние контрактные цены, Российская Федерация, 2018 г.*

Виды масел Объем экспорта Средняя цена за тонну, долл. США

тыс. долл. США тонн поставки из РФ в целом поставки из Алтайского края

Подсолнечное сырое 1186536 1617283 734 731

Подсолнечное рафинированное 420287 492141 854 706

Рапсовое 361354 473781 763 753

Соевое сырое 339757 481086 706 711

Соевое рафинированное 65963 82750 797 -

Льняное сырое 5945 7715 771 714

Льняное рафинированное 338 177 1910 1322

*Источник: составлено авторами по данным Федеральной таможенной службы России.

Окончание таблицы 8

Страна Коды ТН ВЭД Нетарифные барьеры Тарифные барьеры,%

Средний применяемый Средний взвешенный применяемый Средний связанный

Таджикистан 151219, 151710 ниже среднего 0,00 0,00 н.д.

Узбекистан 151219, 150710, 150790, 151519, 151419, 151710, средние 0,00 н.д. н.д.

Туркменистан 151219, 151710 ниже среднего 0,00 н.д. н.д.

Латвия 151419 средние 9,40 5,56 10,55

Китай 151211, 150710, 150790, 151511, 151519, 151411, 151419 высокие 12,28 н.д. 12,44

Монголия 151219, 150790, 151710 средние 5,00 5,00 19,38

Перспективные (новые) рынки

Республика Корея 150710, 151519, 151411 высокие 13,67 7,71 32,20

Япония 151519 высокие 4,23 2,25 3,95

Иран 151211, 150710, 151529 высокие 23,00 4,00 н.д.

Ирак 151219, 151710 отсутствуют данные н.д. н.д. н.д.

Турция 151211 средние 23,21 31,50 29,15

Индия 151211, 150710, 151411, 151519 высокие 21,91 12,50 213,30

^Источник: перспективные рынки определены по данным URL: http://exportpotential.intracen.org.

На основе анализа потенциала российского экспорта продукции масложировой отрасли, динамики и структуры импорта ведущих азиатских импортеров сделан вывод о перспективности азиатского рынка для Алтайского края. Целесообразно принять меры по стабилизации и росту доли алтайских растительных масел на традиционных рынках сбыта (Китай, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан), а также диверсифицировать географию поставок посредством выхода на новые рынки сбыта стран Азии (Япония, Республика Корея, Ирак, Иран, Турция, Индия). Алтайский край имеет уникальную возможность занять рынок рапсового масла Китая в результате запрета поставок канолы из Канады в марте 2019 г. Освоение высокомаржинальных рынков должно осуществляться на основе сокращения и преодоления технических барьеров, применения маркетинговых подходов к продвижению продукции, совершенствования системы подтверждения безопасности продукции.

Результаты проведенного исследования подтверждают статус масложировой отрасли как экспортно-ориентированного сектора перерабатывающей отрасли Алтайского края. Обеспечение высоких

темпов роста масложировой отрасли, в том числе экспорта, достижимо посредством повышения инвестиционной привлекательности отрасли и встраивания региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей в цепочку международных поставок.

Реализация более эффективного экспортного развития требует совершенствования системы мер государственной поддержки, ориентированной на содействие развитию прогрессивной качественной структуры экспортного потенциала, создания механизма поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, формирования системы таможенно-тарифного регулирования, учитывающей экономические интересы государства и товаропроизводителей. Государство должно стимулировать их на развитие высокотехнологичного производства и экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью. Таким образом, масложировая отрасль края не только обладает экспортным потенциалом, но способно его реализовать, что является индикатором конкурентоспособности отрасли на мировом рынке и служит подтверждением реальных конкурентных преимуществ масложировой продукции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Bocharov S., German O., Samsonov R. On the institutional conditions for the development of exports of the Altai Krai on the basis of a balanced integration into global value chains // Proceedings of the International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges (ICSDCBR 2019). Education and Humanities Research, volume 364.

2. Lobova S. V., Alekseev A. N., Bogoviz A. V., Ragulina J. V. Wireless future of the agrarian market as a basis of food security provision // Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 975-981.

3. Петриков А. В. Развитие экспорта продукции российского АПК: проблемы и решения // Никоновские чтения. 2017. № 22. С. 3-4.

4. Martin, Will, Laborde, David. The Free Flow of Goods and Food Security and Nutrition in the book Global Food Policy Report 2018, International Food Policy Research Institute, 2018. P. 20-28.

5. Members' participation in the normal growth of world trade in agricultural products — Article 18.5 of the Agreement on Agriculture. Note by the Secretariat. Committee on Agriculture, WTO. G/AG/W/32/Rev.15 5 February 2016. 90 p.

6. Воротников И. Л., Муравьева М. В., Петров К. А. Оценка уровня экспортоориентированности продукции в агропромышленном комплексе // Агрофорсайт. 2019. № 2. С. 30-43.

7. Бородин К. Г., Гончаров В. Д. Оценка структурных изменений в российском экспорте продукции АПК // Российский экономический вестник. 2018. № 8. С. 48-69.

8. Российский экспортный центр. Энциклопедия экспортера. Классификация экспортных товаров. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification/.

9. Бородин К. Г. От экспорта сырья к экспорту переработанной продукции: на примере рынка подсолнечного масла России // Российский экономический вестник. 2018. № 10. С. 35-48.

10. Развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС: науч.-практ. изд. М.: Росинформагротех, 2018. С. 348.

11. Бутакова М. М., Горянинская О. А. Азиатский вектор экспорта продукции масложировой подотрасли АПК Алтайского края: возможности и проблемы // Экономика Профессия Бизнес. 2019. № 3. С. 15-23.

12. Глобальные цепочки создания добавленной стоимости как фактор повышения эффективности экономики региона: монография / С. Н. Бочаров, В. И. Беляев, М. М. Бутакова и др. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019. С. 216.

REFERENCES

1. Bocharov S., German O., Samsonov R. On the institutional conditions for the development of exports of the Altai Krai on the basis of a balanced integration into global value chains // Proceedings of the International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges (ICSDCBR 2019). Education and Humanities Research, volume 364.

2. Lobova S. V., Alekseev A. N., Bogoviz A. V., Ragulina J. V. Wireless future of the agrarian market as a basis of food security provision // Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 975-981.

3. Petrikov A. V. Export development of Russian agricultural products: problems and solutions // Nikon readings. 2017. No. 22. S. 3-4.

4. Martin, Will, Laborde, David. The Free Flow of Goods and Food Security and Nutrition in the book Global Food Policy Report 2018, International Food Policy Research Institute, 2018. P. 20-28.

5. Members' participation in the normal growth of world trade in agricultural products — Article 18.5 of the Agreement on Agriculture. Note by the Secretariat. Committee on Agriculture, WTO. G/AG/W/32/Rev.15 5 February 2016. 90 p.

6. Vorotnikov I. L., Muravyova M. V., Petrov K. A. Assessing the level of export orientation of products in the agricultural sector // Agroforsayt. 2019. No. 2. S. 30-43.

7. Borodin K. G., Goncharov V. D. Assessment of structural changes in the Russian export of agricultural products // Russian Economic Bulletin. 2018. No8. S. 48-69.

8. Russian export center. Encyclopedia of the exporter. Classification of exported goods. URL: https://www. exportcenter.ru/international_markets/classification/.

9. Borodin K. G. From the export of raw materials to the export of processed products: on the example of the market of sunflower oil in Russia // Russian Economic Bulletin. 2018. No. 10. S. 35-48.

10. Development and increase of competitiveness of Russian agriculture in the context of deepening integration in the EAEU: scientific and practical. ed. M.: Rosinformagroteh, 2018. P. 348.

11. Butakova M. M., Goryaninskaya O. A. Asian vector of export of oil and fat products of the agro-industrial complex of Altai Krai: opportunities and problems // Economics Profession Business. 2019. № 3. S. 15-23.

12. Global value-added chains as a factor in increasing the efficiency of a regional economy: monograph / S. N. Bocharov, V. I. Belyaev, M. M. Butakova et al. Barnaul: AltSU Publishing House, 2019. S. 216.

Поступила в редакцию: 27.03.2020.

Принята к печати: 29.04.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.