УДК 631.1:339.56 DOI: 10.14258/epb201929
АЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ МАСЛОЖИРОВОЙ ПОДОТРАСЛИ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ1
М. М. Бутакова, О. А. Горянинская
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Статья содержит результаты анализа экспорта продукции масложировой отрасли на национальном и региональном уровнях, анализа конъюнктуры международного рынка растительных масел. Экспорт рассматривается авторами в контексте стимулирования роста объемов производства и повышения инвестиционной привлекательности масложировой отрасли. Авторами выявлены и проанализированы условия и возможности наращивания экспортного потенциала масложировой отрасли Алтайского края, исследованы экспортные возможности и показан возможный вектор экспортного развития отрасли.
Ключевые слова: масложировая отрасль, экспорт продукции, экспортный потенциал, конкурентоспособность.
ASIAN VECTOR OF EXPORT OF OIL AND FAT PRODUCTS OF AGRICULTURE IN THE ALTAI REGION: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES
M. M. Butakova, O. A. Goryaninskaya
Altai State University (Barnaul, Russia)
The article contains the results of the analysis of exports of oil and fat industry at the national and regional levels, the analysis of the international market of vegetable oils. Export is considered by the authors in the context of stimulating the growth of production volumes and increasing the investment attractiveness of the oil and fat industry. The authors identify and analyze the conditions and opportunities for increasing the export potential of the oil and fat industry of the Altai region. We also study export opportunities and show a possible vector of export development of the industry.
Keywords: oil and fat industry, export of products, export potential, competitiveness.
Масложировая отрасль выступает ведущей отраслью агропромышленного комплекса Российской Федерации, для которой характерны значительные инвестиционные вложения, динамичность развития, высокая степень конкуренции на рынке и сложность системы, объединяющей технологически и экономически взаимосвязанные элементы растениеводства и перерабатывающего производства. В условиях «экспортоориентирован-ной модели роста экономики» [1] имеющиеся производственные мощности и ресурсы масложировой
отрасли определяют необходимость стабилизации положения на традиционных рынках сбыта и выхода на новые рынки. Развитие экспорта продукции выступает стратегическим направлением отрасли, направленным на усиление позиции страны на мировом рынке и источником обеспечения устойчивого развития отрасли.
Исследованию проблем и перспектив развития экспорта продукции АПК Российской Федерации посвящены работы В. Г. Кайшева, С. Н. Серёгина [2], О. В. Ермоловой, В. В. Кирсанова, Н. А. Яко-
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ, № 18-010-00593 А «Исследование глобальных цепочек создания добавленной стоимости как фактора повышения эффективности экономики региона».
венко, И. С. Иваненко, Т. В. Остапенко [3], К. Г. Бородина, В. Д. Гончарова, Е. Ю. Фроловой, В. В. Рау, С. Г. Сальникова [4]. Вопросы экспорта масличных культур и продуктов их переработки затрагиваются в трудах В. Д. Гончарова, С. В. Котеева [5], М. А. Николаевой, О. А. Рязановой [6], Н. А. Шеламовой [7] и др. Авторы единодушны в оценке необходимости и целесообразности ориентации АПК России на международные рынки, так и в понимании проблем и барьеров, затрудняющих экспорт продукции АПК.
Современные тенденции развития международной торговли и формирование торговой политики России, направленной на наращивание экспортного потенциала продукции АПК, определяют необходимость тщательного изучения возможностей, необходимых условий и предпосылок расширения экспорта продукции с высокой степенью обработки. Остаются недостаточно исследованными вопросы специфики и особенностей международного рынка масложировой продукции в силу
Регион входит в ТОП-10 регионов-лидеров по валовому сбору основных сельскохозяйственных культур (3-е место — лен-кудряш, 4-е место — лен-долгунец, 9-е место — подсолнечник и рапс,
В 2017 г. валовой сбор семян подсолнечника в Алтайском крае составлял 5% от общероссийского показателя, 89% от показателя Сибирского федерального округа. Объем валового сбора увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2010 г. (табл. 3).
В качестве позитивной тенденции отметим, что темпы роста валового сбора значительно пре-
многообразия товарного предложения, различающегося степенью сложности технологической обработки, видовым предложением и т. д. Недостаточно изучены такие аспекты, как экспортный потенциал масложировой отрасли России на международном рынке и возможности диверсификации отрасли в направлении экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью, что и обусловливает актуальность исследования, прежде всего, на региональном уровне.
Алтайский край занимает значительное место в сборе и переработке масличных культур в Российской Федерации. Природные условия края являются благоприятными для культивирования ряда источников маслосемян, которые, пользуясь спросом на национальном и мировом рынках, не являются антагонистами для зерновых культур в классических севооборотах. Урожайность и объемы сбора масличных культур в Алтайском крае в 20172018 гг. отражены в таблице 1.
11-е место — соя). Основной масличной культурой Алтайского края является подсолнечник, доля посевных площадей которого в 2017 г. составила 7,2% от общероссийского показателя (табл. 2).
вышают темпы роста площадей за счет значительного (в 2,2 раза) повышения урожайности данной культуры в анализируемом периоде (табл. 4). Общероссийский показатель урожайности семян подсолнечника растет не такими значительными темпами и за анализируемый период составил 1,6 раза.
Таблица 1
Урожайность и валовой сбор масличных культур во всех категориях хозяйств, Алтайский край
Показатели Урожайность, ц/га Валовой сбор в первоначально-отпрессованном весе, тыс. т
2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.
Подсолнечник на зерно 10,8 10,1 619,7 673,2
Рапс 15,5 14,6 78,3 200,9
Соя 15,9 11,8 98,0 135,8
Лен-кудряш 10,4 11,6 45,0 78,7
Лен долгунец 11,4 8,8 4,1 3,7
Таблица 2
Посевные площади подсолнечника (в хозяйствах всех категорий, тыс. га), 2010-2017 гг.
Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010,%
Российская Федерация 7158,5 7620,6 6536,5 7278,3 6911,3 7013 7606,8 7994 111,67
Сибирский федеральный округ 584,5 545,3 564,8 682,7 590 567,2 706,4 645,8 110,49
Алтайский край 497,1 495,1 522,6 615,9 536,1 523,6 642,2 574,1 115,49
Таблица 3
Валовой сбор семян подсолнечника (в весе после доработки) в хозяйствах всех категорий,
тыс. т, 2010-2017 гг.
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010,%
Российская Федерация 4980,4 9068,9 7501,3 9852,3 8480,9 9288,7 11015,1 10481,0 210,44
Сибирский федеральный округ 251,2 267,4 252,5 442,6 233,9 396,0 590,3 630,0 250,80
Алтайский край 227,6 240,3 229,4 381,2 195,5 356,8 513,0 560,7 246,35
Таблица 4
Урожайность семян подсолнечника (в весе после доработки) в хозяйствах всех категорий,
ц/га убранной площади, 2010-2017 гг.
Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010
Российская Федерация 8,9 12,5 12,2 14,5 13,1 14,2 15,1 14,5 162,92
Сибирский федеральный округ 4,4 5,2 5,2 7,3 6,7 7,2 9,6 10,3 234,09
Алтайский край 4,7 5,1 5,1 7,0 6,5 7,0 9,3 10,4 221,28
В хозяйствах Алтайского края выращивают также рапс, сою, лен, рыжик. Инвестиционная привлекательность возделывания семян рапса в первую очередь обусловлена высоким спросом на рапсовое масло на мировых рынках. Кроме того, наблюдается устойчивый спрос на рапсовый жмых как со стороны зарубежных покупателей, так и на внутреннем рынке.
Новой культурой для Алтайского края является рыжик — ценная масличная и кормовая культура, его семена содержат 36-42 % масла, 25-30% белка, 8-16% клетчатки. Как агрономическая культура рыжик способен давать стабильный урожай семян в различных климатических условиях с достаточно высокой масличностью, при этом он хорошо переносит заморозки и засуху, не требователен к качеству почв и не нуждается в дополнительной агротехнической обработке. Масло из рыжика в натуральном виде широко используется в пищевых целях, в консервном и косметическом производстве как аналог оливкового масла, для производства биотоплива 2-го поколения, биокеросина, смазочных материалов, в лакокрасочной, фармацевтической, косметической и парфюмерной промышленности [8].
Алтайский край является крупным регионом-экспортером масел масличных культур на международный рынок. Количественный объем поставок масла соевого вырос в 22,5 раза в 2018 г. по сравнению с 2011 г., масла подсолнечного — в 32,6 раза, масла рапсового — в 3,8 раза, масла льняного — в 998 раз. В 2016 г. на мировой рынок Алтайским краем экс-
портированы рекордные за анализируемый период объемы подсолнечного масла — 43 тыс. т (рис. 1).
За анализируемый период исследования Алтайский край значительно увеличил экспортные доходы за счет поставок всех видов масел (рис. 2). Стоимость экспорта масла подсолнечного и масла соевого из Алтайского края в 2018 г. снизилась на 35 и 5% соответственно по отношению к предыдущему году.
Основные рынки сбыта масла подсолнечного, произведенного в Алтайском крае, — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай (рис. 3). За рассматриваемый период наметилась тенденция расширения географии поставок подсолнечного масла за счет стран ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Монголия, Китай, Армения). В 2011 г. поставки масла подсолнечного осуществлялись только в Таджикистан, Монголию, Узбекистан.
Стратегическим партнером Алтайского края в экспорте масла льняного является Китай, доля которого в общем объеме поставок составляет 94,59% (рис. 4), что в количественном выражении составляет 2623 т. В незначительных количествах закупается масло льняное странами дальнего и ближнего зарубежья (Узбекистан, Белоруссия, Латвия и др.).
Основные покупатели масла рапсового из Алтайского края — Китай, Нидерланды, Таджикистан (рис. 5). В 2018 г. доля поставок масла рапсового в Китай составила 66,62%, что характеризуется тенденцией наращивания объемов экспорта и в стоимостном выражении темп роста составил 244% по сравнению с 2014 г.
2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
♦ 1507 Масло соевое
• 1512 Масло подсолнечное, хлопковое и сафлоровое -О—1514 Масло рапсовое или горчичное
* 1515 Масло льняное
Рис. 1. Динамика экспорта масложировой продукции Алтайского края в 2011-2018 гг., т
4789
?? 3QS 4 27162 _ 262ДГ Ч45959
2^082,0 17 166 0 . 16 805,7
16 155,5 15 632,5 10 633,0 ^418045
О J-40,U 5302,8 J77Í./ 2874 7 3859,6 5311,5 4394,7 4154.6
303,6 lmj?-— "-и* 577,2 *\ 061 1^98,5 637.5 1058,4 1412,9 2655,0
2011 г.
2012 г.
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. — 1507 Масло соевое
"1512 Масло подсолнечное, хлопковое и сафлоровое Н1514 Масло рапсовое или горчичное 1515 Масло льняное
2018 г.
Рис. 2. Динамика экспорта масложировой продукции Алтайского края в 2011-2018 гг., тыс. дол. США
Рис. 3. Структура экспорта Алтайского края масла подсолнечного в 2018 г. в разрезе стран,%
Азербайджан
0.16%
/ Армения 0.01%
/ Белоруссия
/ 1,46%
^^^^^^^ / Израиль 0,01%
^^ / Германия 0,11%
Ж Ь Казахстан 0,22%
т ш/ Киргизия 0,01%
Китай 94.59% Латвия 1,15%
Прочие страны Молдавия 0,12%
5.41% Сербия 0,03%
Литва 0,01% Узбекистан
\ 2.04% Тайвань (Китай) 0,05% Украина 0,03% США 0,01%
Рис. 4. Структура экспорта Алтайского края масла льняного в 2018 г. в разрезе стран,%
Таджикистан
10.64° о
Нидерланды
21,26%
Литва Китай
1,48% 66,62%
Рис. 5. Структура экспорта Алтайского края масла рапсового в 2018 г. в разрезе стран,%
Экспортные поставки соевого масла из Алтайского края в 2018 г. осуществлялись только в Узбекистан. Экспорт в Узбекистан стал осуществляться с 2012 г. (1165 т) и достиг в 2018 г. 5846 т. Можно предположить, что экспорт имеет потенциал к увеличению и в последующие годы.
Региональный проект «Экспорт продукции АПК», утвержденный в Алтайском крае в 2018 г., предусматривает к 2024 г. увеличение объемов экспорта масложировой продукции в 2,6 раза, с 49,5 млн долл. США в 2017 г. до 130 млн долл. США в 2024 г. В соответствии с поставленной задачей перед отраслью важна оценка потенциальных и экономически выгодных рынков экспорта. Перспективным направлением для Алтайского края является увеличение объемов производства масличных культур, в первую очередь высокомаржинальных (рапс, соя, лен), экономический потенци-
ал данных культур недооценен на региональном уровне.
Анализ импортеров масложировой продукции позволяет выделить азиатское направление, характеризующееся устойчивыми темпами роста импорта масел. Оценивая потенциальные возможности азиатского направления экспорта растительных масел, как наиболее территориально близкого региона, проведем анализ динамики емкости рынка основных импортеров данной продукции. В таблице 5 приведены данные об объеме и структуре импорта растительных масел в мире и азиатском регионе в разрезе только тех видов масел, для производства которых масличные культуры выращиваются в Алтайском крае. В анализ не включены масла тропической группы (пальмовое, арахисовое, оливковое, пальмоядровое, кокосовое).
Таблица 5
Структура импорта растительных масел, 2018 г.1
Виды масел Код ТНВЭД Объем импорта, тыс. долл. США Структура импорта,%
Мир Азия Мир Азия
Масло подсолнечное, хлопковое и сафлоровое 1512 10399296 4963047 34,97 40,29
Масло соевое 1507 8510757 4272933 28,62 34,69
Масло рапсовое или горчичное 1514 6508968 1687989 21,89 13,70
Масло льняное 1515 4319254 1394388 14,52 11,32
Итого 29738275 12 318357 100,00 100,00
Рис. 6. Импорт подсолнечного масла крупнейшими импортерами Азии, тыс. долл. США
В таблицу включены только данные о видах растительных масел, которые производятся в Алтайском крае.
1
Страны Азии являются основными импортерами подсолнечного масла (код ТНВЭД 1512). В 2018 г. их доля в мировом объеме импорта подсолнечного масла составила 47,7 %. Крупнейшие импортеры азиатского региона — Индия (38,6%), Китай (11,5%), Турция (8,1%), Ирак (7,8%), Иран (7,0%) от объема азиатского импорта подсолнечного масла (рис. 6).
В десятку основных импортеров входят также Узбекистан, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Малайзия, доля каждого из которых составляет от 1,5 до 2,5 %. Не вошедшие в первую десятку импортеров в 2018 г. Казахстан, Таджикистан и Азербайджан играют также заметную роль в ка-
честве импортеров подсолнечного масла и заслуживают внимания экспортеров Алтайского края. Отметим также существенную нестабильность объемов импорта в 2014-2018 гг. Индии, Китая и Турции.
Страны Азиатского региона являются также основными импортерами соевого масла (код ТНВЭД 1507). В 2018 г. их доля в мировом объеме импорта соевого масла составила более 50%. Крупнейшие импортеры Азиатского региона — Индия (53,3%), Бангладеш (15,1 %), Китай (10,3 %), Республика Корея (5,6%), Демократическая Республика Корея (3,7%) от объема азиатского импорта соевого масла (рис. 7).
Рис. 7. Импорт соевого масла крупнейшими импортерами Азии, тыс. долл. США
Рис. 8. Импорт рапсового и горчичного масел крупнейшими импортерами Азии, тыс. долл. США
Основным импортером рапсового и горчичного масел в Азиатском регионе является Китай, доля которого составляет 64,2% от объема импорта в азиатском регионе (рис. 8). Из стран ближнего зарубежья эти масла в гораздо меньших объемах импортируют Таджикистан, Казахстан и Азербайджан.
Таким образом, азиатский рынок для Алтайского края является перспективным для наращивания объемов экспорта продукции масложировой продукции. Требуется увеличить долю алтайских масел на традиционных рынках сбыта (Китай, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан), а также перспективно диверсифицировать географию поставок посредством выхода на новые рынки сбыта стран Азии (Турция, Малайзия, Иран, Ирак, Индия, Республика Корея и др.).
Растительные масла имеют высокий потенциал использования в пищевой промышленности, лакокрасочном производстве, косметической промышленности, мыловарении, медицине, производстве биодизельного топлива. Жмых подсолнечника, сои, льна, конопли, рапса и горчицы служит ценным концентрированным кормом. Таким образом, разнообразие товарного предложения продукции масло-жировой отрасли и ее применения обусловливает специфику конъюнктуры соответствующих товарных рынков на международном уровне и требует применения маркетинговых подходов к продвижению.
Узкоспециализированным сегментом с незначительной емкостью рынка выступают уникальные масла, такие как облепиховое, пихтовое эфирное, кедровое, кунжутное, тыквенное, производимые на фармацевтических предприятиях края, которые при соответствующей маркетинговой полити-
Импорт льняного масла на протяжении анализируемого периода имеет общую тенденции роста как в мире, так и в Азиатском регионе, что наиболее выражено у основного азиатского импортера льняного масла — Китая (рис. 9). Объем спроса остальных импортеров азиатского региона был более стабильным.
ке могут расширить продуктовые и территориальных границы экспорта.
Возделывание масличных культур экономически эффективно, а производство растительных масел дешевле животных в 5-7 раз, что и определяет высокий спрос на данную продукцию на внутреннем и внешнем рынке. Несмотря на высокий спрос, сдерживающими факторами для российской продукции масложировой отрасли при осуществлении экспортных поставок являются «усиление конкуренции со стороны ключевых мировых производителей, появление новых игроков рынка, а также слабое развитие инфраструктуры и дороговизна логистики» [9].
Существенного увеличения экспорта подсолнечного, соевого и рапсового масел можно достичь при условии создания «возможностей для более глубокой переработки сырьевых ресурсов» [10] в результате сокращения экспорта маслосемян, что обусловлено экономической нецелесообразностью их экспорта вследствие снижения использования производственных мощностей перерабатывающей промышленности.
Таким образом, развитие масложировой отрасли Алтайского края должно быть направлено на повышение конкурентоспособности продукции на международном рынке с учетом современных тенденций и требований с использованием современных технологий переработки масличных культур.
Рис. 9. Импорт льняного масла крупнейшими импортерами Азии, тыс. долл. США
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бородин В. К., Гончаров В. Д. Оценка структурных изменений в российском экспорте продукции АПК // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 8. С. 48-69.
2. Кайшев В. Г., Серёгин С. Н. Состояние и перспективы развития рынка функциональных продуктов питания // Переработка молока. 2018. № 3 (221). С. 72-75.
3. Развитие продуктовых цепочек в агропродовольственном комплексе: межотраслевые аспекты исследования / О. В. Ермолова, В. В. Кирсанов, Н. А. Яковенко, И. С. Иваненко, Т. В. Остапенко и др.; под общ. ред. О. В. Ермоловой. Саратов: Саратовский источник, 2017. 156 с.
4. Экспорт продукции АПК: тенденции, факторы, эффекты / К. Г. Бородин, В. Д. Гончаров, Е. Ю. Фролова, В. В. Рау, С. Г. Сальников; под ред. К. Г. Бородина. М., 2018. С. 176.
5. Гончаров В. Д., Котеев С. В. Экспорт растительного масла и маслосемян // АПК: Экономика, управление. 2018. № 1. С. 44-51.
6. Николаева М. А., Рязанова О. А. Роль внешней торговли в развитии рынка масложировых продуктов в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 5. С. 66-84.
7. Шеламова Н. А. Развитие экспортного потенциала в масложировом подкомплексе АПК в рамках согласованной агропромышленной политики ЕАЭС // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 11. С. 87-91.
8. Олейникова Е. Н., Янова М. А., Бопп В. Л. Особенности возделывания и перспективы использования продуктов переработки рыжика посевного в Красноярском крае // Агрономия. 2018. № 4 (53). С. 17-24.
9. Обзор масложировой отрасли государств-членов Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия: [Электронный ресурс]. URL: https://is.gd/slAAF9 (дата обращения 20.06.2019).
10. Беляев В. И., Брюханова Н. В., Бутакова М. М., Горянинская О. А. Развитие теории межфирменной кооперации и практики формирования цепочек добавленной ценности // Сибирская финансовая школа. 2019. № 3 (134). С. 73-84.
REFERENCES
1. Borodin, V. K. & Goncharov, V. D. (2018) Assessment of structural changes in Russian exports of agricultural products. Russian Foreign Economic Journal, 8, 48-69 (in Russian).
2. Kaishev, V. G., Seryogin S. N. (2018) The state and development prospects of the market of functional foods. Milk processing, 3 (221), 72-75 (in Russian).
3. Yermolova, O. V., Kirsanov, V. V. et al (2017) The development of food chains in the agri-food complex: intersectoral aspects of research/ed. by O. V. Yermolova. Saratov, 156 (in Russian).
4. Borodin, K. G., Goncharov, V. D. et al (2018) Export of agricultural products: trends, factors, effects/ed. by Borodin K. G. Moscow, 176 (in Russian).
5. Goncharov, V. D. & Koteev, S. V. (2018) Export of vegetable oil and oilseeds. APK: Economics, Management,
I, 44-51 (in Russian).
6. Nikolaev, M. A & Ryazanova, O. A. (2018) The role of foreign trade in the development of the market of oil and fat products in Russia. Russian Foreign Economic Journal, 2018, 5, 66-84 (in Russian).
7. Shelamova, N. A. (2018) Development of export potential in the oil and fat subcomplexapk within the framework of the agreed agro-industrial policy of the EAEU. Economics of agricultural and processing enterprises,
II, 87-91 (in Russian).
8. Oleynikova, E. N., Yanova, M. A. & Bopp, V. L. (2018) Features of cultivation and prospects of use of products of processing of a carrot-top in Krasnoyarsk Krai. Agronomy, 4 (53), 17-24 (in Russian).
9. Review of the oil and fat industry of the Eurasian Economic Union member states. Eurasian Economic Commission. URL: https://is.gd/.
10. Belyaev, V. I., Bryukhanova, N. V., Butakova, M. M. & Goryaninskaya, O. A. (2019) Development of the theory of inter-firm cooperation and the practice of forming value chains. Siberian Financial School, 3 (134), 7384 (in Russian).
Поступила в редакцию: 11.07.2019. Принята к печати: 31.07.2019.