Научная статья на тему 'От экспорта сырья к экспорту переработанной продукции: на примере рынка подсолнечного масла России'

От экспорта сырья к экспорту переработанной продукции: на примере рынка подсолнечного масла России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
893
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО / ПЕРЕРАБОТАННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОГНОЗ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / EXPORTS / SUNFLOWER OIL / PROCESSED PRODUCTS / AGROFOOD MARKET / FORECAST / AGRI-FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин Константин Григорьевич

В статье представлен анализ основных тенденций, проблем, факторов и перспектив развития экспорта агропродовольственной продукции на примере рынка подсолнечного масла, а также факторов, способствующих переходу отрасли от экспорта сырья к экспорту переработанной продукции. Введенная в 2001 году экспортная пошлина на вывоз сырья способствовала постепенному снижению сырьевого экспорта и росту внутреннего производства, а также экспорта подсолнечного масла. Высокий спрос населения, с одной стороны, и сильная конкуренция между крупными компаниями, с другой, формируют необходимые условия для устойчивого развития отрасли. Перспективы развития экспорта подсолнечного масла, главным образом, связаны с емкими и динамично растущими рынками Китая и Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From export of raw materials to processed products export:the example of Russian sunflower oil market

The article analyzes the main trends, problems, factors and prospects for export growth of agri-food products based on the example of the sunflower oil market, as well as the factors that facilitate the transition of the industry from export of raw materials to processed products export.Introduced in 2001, the export tax on raw materials contributed to a gradual decline in commodity exports and an increase in domestic production, as well as exports of sunflower oil. Heavy demand among the population, on the one hand, and strong competition between large companies, on the other, create the necessary conditions for sustainable development of the industry. The prospects for sunflower oil exports depend mostly on the vast and rapidly growing markets of China and India.

Текст научной работы на тему «От экспорта сырья к экспорту переработанной продукции: на примере рынка подсолнечного масла России»

От экспорта сырья к экспорту переработанной продукции: на примере рынка подсолнечного масла России

УДК 339.564 ББК 65.428 Б-833

Константин Григорьевич БОРОДИН,

доктор экономических наук, Всероссийский институт аграрных проблем

и информатики им.А.А.Никонова, филиал Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (111621, Москва, ул. Оренбургская, д. 15) - руководитель, e-mail: borkg_cd@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ основных тенденций, проблем, факторов и перспектив развития экспорта агропродовольственной продукции на примере рынка подсолнечного масла, а также факторов, способствующих переходу отрасли от экспорта сырья к экспорту переработанной продукции. Введенная в 2001 году экспортная пошлина на вывоз сырья способствовала постепенному снижению сырьевого экспорта и росту внутреннего производства, а также экспорта подсолнечного масла. Высокий спрос населения, с одной стороны, и сильная конкуренция между крупными компаниями, с другой, формируют необходимые условия для устойчивого развития отрасли. Перспективы развития экспорта подсолнечного масла, главным образом, связаны с емкими и динамично растущими рынками Китая и Индии.

Ключевые слова: экспорт, подсолнечное масло, переработанная продукция, прогноз, агропродовольственный рынок.

From export of raw materials to processed products export: the example of Russian sunflower oil market

Konstantin Grigor'evich BORODIN,

Doctor of Economic Sciences, All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics n/a A.A.Nikonov, branch of Federal scientific center for agrarian economy and social development of rural territories - All-Russian research institute for economics of agriculture (15 Orenburgskaya,

Moscow, 111621) - Deputy Head, e-mail: borkg_cd@mail.ru

The article analyzes the main trends, problems, factors and prospects for export growth of agri-food products based on the example of the sunflower oil market, as well as the factors that facilitate the transition of the industry from export of raw materials to processed products export. Introduced in 2001, the export tax on raw materials contributed to a gradual decline in commodity exports and an increase in domestic production, as well as exports of sunflower oil. Heavy demand among the population, on the one hand, and strong competition between large companies, on the

10 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник

Abstract

other, create the necessary conditions for sustainable development of the industry. The prospects for sunflower oil exports depend mostly on the vast and rapidly growing markets of China and India.

Keywords: exports, sunflower oil, processed products, agro-food market, forecast, agri-food market.

Развитие экспорта приносит выгоды одновременно и производителям и потребителям. Производители получают преимущества от дополнительной прибыли и снижения издержек, которую дает необходимое для успешного ведения конкурентной борьбы внедрение современных технологий. Потребители, вследствие жестких требований международных стандартов к качеству и более низкой цены, получают более качественную и дешевую продукцию.

Российские компании экспортируют агропродовольственную продукцию на рынки многих стран мира, что позволяет защитить себя от колебаний спроса и, таким образом, обеспечить стабильность валютных поступлений от экспорта.

По объемам агропродовольственного экспорта выделяется зерновой экспорт, доля которого в объемах всего агропродовольственного экспорта составляет 36,4% (2017 год). Однако вместе с внешними поставками сырья следует развивать экспорт переработанной продукции, что предоставит возможность производителям извлечь для себя дополнительные выгоды.

Кроме того, экспорт переработанной продукции, в отличие от экспорта сырья, способствует пополнению доходов бюджета; созданию новых рабочих мест; привлечению новых технологий; повышению качества продукции и снижению цены внутреннего рынка.

Следовательно, органам управления экономикой требуется найти соответствующие инструменты к тому, чтобы стимулировать экспортеров к поставкам на внешние рынки переработанной продукции. В этих целях необходимо использовать положительный опыт тех товарных секторов, в которых наблюдается преимущественный рост экспорта переработанной продукции по отношению к экспорту сырья.

Вторым по значимости товаром агропродовольственного экспорта является растительное масло, которое представляет собой продукт переработки, основная доля в котором принадлежит подсолнечному маслу. Следовательно, факторы развития экспорта подсолнечного масла, как экспорта переработанной продукции, представляют собой большой интерес и являются чрезвычайно актуальными с точки зрения адаптации положительного опыта этого сектора в другие сектора аграрного производства. Таким образом, успешный опыт перехода от экспорта сырья к экспорту переработанной продукции может послужить в дальнейшем решению задач по интенсификации процессов развития отечественных рынков продовольствия.

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

1. МИРОВОЙ РЫНОК РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ

Динамичный рост населения и доходов в развивающихся странах стимулирует увеличение спроса на растительное масло. Наибольшая доля мирового экспорта приходится на четыре основных вида масла: пальмовое, соевое, подсолнечное и рапсовое.

Темпы роста объемов мирового экспорта растительных масел (см. таблицу 1), главным образом, связаны с их ценовыми характеристиками (ценами и ценовой динамикой). Самая низкая цена - на пальмовое масло - 711 долл./т (2017 г.), на соевое масло - 756 долл/т., на подсолнечное масло - 423 долл./т, и на рапсовое масло - 902 долл/т.

Таблица 1

Мировой экспорт растительных масел в 2001-2017 гг., тыс. тонн

ТН ВЭД ТС Наименование 2001 2005 2010 2015 2016 2017 2017/ 2005

1507 Соевое масло 8811 10358 10910 12727 13067 12104 1,2

1511 Пальмовое масло н/д 23930 н/д 47519 42465 46929 2,0

1512 Подсолнечное масло 3290 4150 6558 9537 19266 25948 6,3

1514 Рапсовое масло 2759 3236 6069 н/д 7576 7209 2,2

Источник: International Trade Centre, http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/statis-tics-export-country-product/

Мировой масложировой рынок довольно сильно монополизирован. Значительная доля торговли растительными маслами и жирами представлена двумя-тремя десятками крупных компаний из США, Западной Европы и Японии, которым принадлежат филиалы, преимущественно в развивающихся странах.

На мировом рынке подсолнечного масла доминируют четыре компании: Cargill, Bunge, Archer Daniels, Midland Company, Louis Dreyfus Commodities.

Мировые цены на различные виды растительного масла демонстрируют схожую динамику (см. рисунок 1). До кризиса 2008 года экспортные цены на растительные масла росли. В этот период высокие цены на нефть стимулировали производство биодизеля, основу которого составляет растительное масло. Следствием финансового кризиса стало падение мировых цен. Затем последовал новый, непродолжительный рост и, начиная с 2011 года, цены вновь перешли к долгосрочному

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

снижению. Среди причин следует отметить высокие объемы запасов растительного масла в мире, снижение цен на нефть и, связанное с этим, укрепление доллара США.

Рисунок 1

Мировые экспортные цены на растительные масла в 2001-2017 гг., долл./тонну 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 О

2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 ♦ Соевое масло Пальмовое масло

Подсолнечное масло —^—Рапсовое масло

Источник: International Trade Centre, http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/statis-tics-export-product-country/

2. МИРОВОЙ РЫНОК ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

Наиболее крупными мировыми экспортерами подсолнечного масла являются Украина, Россия, Аргентина и страны ЕС (Нидерланды, Болгария, Венгрия, Франция, Румыния). Из данных таблицы 2 можно видеть, что ведущие позиции в экспорте подсолнечного масла обеспечиваются наиболее низкими экспортными ценами.

Таблица 2

Экспортные цены на продукцию товарной группы «Сырое подсолнечное или саф-лоровое масло» (код ТН ВЭД ТС 151211), долл./тонну

Страна 2013 2014 2015 2016 2017 Экспорт в 2017 г., тыс. тонн

Мир 1068 863 808 744 н/д 12470,4

Украина 1011 810 758 н/д 736 5307,5

Q 38

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

Страна 2013 2014 2015 2016 201? Экспорт в 2017 г., тыс. тонн

Россия 1010 S20 774 770 74S 1784,9

Аргентина 1134 9S3 SS3 793 741 626,3

Нидерланды 1326 1122 1010 945 919 402,7

Болгария 1033 S4S S3S S2S S17 239,9

Венгрия 1145 919 S46 S36 S10 261,8

Франция 1350 1139 1079 977 S5S 221,2

Румыния 1052 S92 S1S S27 S03 131,5

Источник: International Trade Centre, http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/statis-tics-export-product-country/

Основные экспортеры подсолнечного масла в целях защиты внутреннего производителя устанавливают экспортные пошлины на маслосемена. Так, в Украине размер экспортной пошлины на семена подсолнечника составляет 13%, в Аргентине - 30%1. В соответствии с обязательствами перед ВТО в России действует пошлина на вывоз семян подсолнечника в размере 6,50% и не менее 9,75 евро/тонну.

Россия, вместе с Украиной, образует тандем крупнейших экспортеров, на который в настоящее время приходится более половины мирового экспорта подсолнечного масла.

Рыночные позиции Аргентины, несмотря на увеличение спроса, ослабели в результате сокращения производства семян подсолнечника (на 38%) и неэффективных мер государственного регулирования - слишком высоких экспортных пошлин на зерно, маслосемена и побочные продукты, в то время как экспорт из Российской Федерации и Украины значительно вырос2.

3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

Растительное масло традиционно используется при приготовлении большого числа домашних блюд в России, кроме того, растительные масла широко применяются в таких отраслях, как кондитерская, молочная, хлебопекарная.

Наиболее крупными производителями растительного масла в России являются: компания «Юг Руси» (торговая марка «Золотая семечка»), холдинг-группа «Солнечный продукт», компания «ЭФКО» (марки «Слобода», Altero) и Bunge Ltd (США) (марки "Идеал", "Олейна")3.

Перманентная проблема дефицита сырья для переработчиков за последнее время могла дополнительно осложниться снижением экспортных пошлин на вывоз семян подсолнечника, предпринятым в связи с обязательствами страны перед ВТО. Однако резкий рост курса евро вследствие введения санкций способствовал увеличению экспортной цены и, таким образом, понизил стимулы производителей экспортировать продукцию на внешние рынки, и в большей степени способство-

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

вал сдаче семян подсолнечника на переработку в местах производства. Следует заметить, что в период после 2015 года экспорт семян подсолнечника вновь стал расти, вместе с тем, его абсолютная величина не столь существенна.

Российский рынок подсолнечного масла характеризуется высокой ценовой конкуренцией перерабатывающих предприятий между собой, следствием которой являются довольно высокие цены производителей сырья и относительно низкие цены конечной продукции. Несмотря на это, производство и экспорт подсолнечного масла остаются рентабельными за счет укрепления курса доллара.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

1. Дефицит сырьевой базы. Несмотря на высокую рентабельность производства подсолнечника, значительно увеличить его посевы для многих хозяйств не представляется возможным. Во многом основные ограничения связаны с севооборотом - подсолнечник истощает почву, поэтому ему отводится относительно небольшая доля посевных площадей. Следовательно, наращивать объемы производства можно только за счет повышения урожайности.

Дефицит сырья способствует формированию высоких цен реализации подсолнечника производителями, и косвенно может оказывать влияние на снижение качества сырья.

2. Низкие закупочные цены масла торговыми сетями. Переработчики сталкиваются с проблемой низких закупочных цен на масло на конкурсных условиях со стороны торговых сетей. Закупочная цена доступна только крупным предприятиям, которые могут компенсировать низкие доходы за счет экспорта масла на разлив.

3. Рост курса доллара/евро в связи с введением санкций. Для рынка подсолнечника, как и для зернового рынка, была характерна ситуация, когда производители старались сохранить свои средства «в товаре», реализуя продукцию в крайних случаях в преддверии посевных работ. Рост курса доллара позволил экспортерам, закупающим масло наливом, повысить закупочные цены и, соответственно, получаемую прибыль. Ослабление рубля активизировало экспортеров на российском рынке и способствовало росту цен на подсолнечное масло и, как следствие, на подсолнечник.

4. РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В целях ограничения вывоза сырья и стимулирования развития внутреннего производства и экспорта подсолнечного масла в 2001 году была введена экспортная пошлина на вывоз семян подсолнечника в размере 20%, но не ниже 30-35 евро (см. таблицу 3).

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

Таблица 3

Экспортная пошлина на вывоз семян подсолнечника из России в 2001 -2017 гг.

Год применения экспортной пошлины Ставка пошлины,% Минимальная величина ставки

1999 г. - 2000 г. 10,0 10 евро за 1 тонну

2001 г. - август 2013 г. 20,0 30 евро за 1 тонну

Сентябрь 2013 г. - август 2014 г. 16,62 24,94 евро за 1 тонну

Сентябрь 2014 г. - август 2015 г. 13,24 19,88 евро за 1 тонну

Сентябрь 2015 г. - август 2016 г. 9,88 14,81 евро за 1 тонну

С сентября 2016 г. 6,5 9,75 евро за 1 тонну

Источник: Российский рынок масличных: итоги с/х года, рекордный рост цен на под-солнечник.Agro 2Ь. http://agro2b.ru/ru/analytics/2404.html

Принятая мера позволила сократить вывоз сырья и увеличить экспорт подсолнечного масла (см. рисунок 2). В соответствии с обязательствами перед ВТО в настоящее время действует экспортная пошлина в размере 6,5%, но не менее 9,75 евро за тонну.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2

Российский экспорт подсолнечного масла (код 151211), млн тонн и семян подсолнечника (код 120600), тыс. тонн

2Ü01 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017

Год

Подсолнечное масло — Семена подсолнечника

Источник: International Trade Centre, http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/statis-tics-export-product-country/

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

Вместе с тем, следует заметить, что оценка величины экспортной пошлины тесно связана со специфическими условиями функционирования отрасли и нуждается в тщательном обосновании, в частности на основе регрессионных уравнений.

Уровень тарифной защиты рынка растительного масла находится в пределах от 0 до 15%, в том числе на подсолнечное масло импортная пошлина составляет 15%. Следует отметить, что тарифная защита на сырье (семена масличных культур) практически отсутствует и составляет от 0 до 5%.

В период с 2001 по 2017 гг. доля товарной группы «Животные и растительные жиры и масла» (код 15 ТН ВЭД ТС) выросла с 4,2% до 13,1% в структуре российского агропродовольственного экспорта, что характеризует растущий спрос мирового рынка на отечественную продукцию этой товарной группы. В этой товарной группе подгруппа 151211 «Масло подсолнечника и его фракции» занимает 65,6% (2017 г.).

Санкции, введенные в 2014 году ведущими западными странами против России в связи с присоединением Крыма и кризисом в Восточной Украине, оказывали и продолжают оказывать большое влияние на российскую экономику. В работе Бородина и Сальникова4 была выполнена количественная оценка влияния санкций на экспорт подсолнечного масла в ЕАЭС на основе гравитационной модели, которая показала, что санкции способствовали фактически удвоению объемов экспорта подсолнечного масла из ЕАЭС (преобладающая доля которого принадлежит России) в третьи страны. Этот результат объясняется тем, что, с одной стороны, производители преимущественно держали выручку в твердой валюте, с другой стороны, санкции привели к снижению доходов населения, как следствие, к сокращению внутреннего спроса и, таким образом, наблюдался существенно больший отток продукции на внешние рынки.

В начале 2000-х гг. Россия экспортировала подсолнечное масло, в основном, в соседний Казахстан, в последующие годы на лидирующие позиции вышли Италия и Алжир, определился главный импортер - Турция. Исторически сформировался основной пул потребителей российского подсолнечного масла: Турция, Египет, Узбекистан, Казахстан, Беларусь. Доля этих стран в 2001 году составляла 93,8%, затем, к 2008 году она снизилась до минимального значения 29,7% и к 2015 году вновь выросла до 76,7% (см. рисунок 3).

Однако за период 2015-2017 гг. в страновой структуре российского экспорта произошли изменения, которые были обусловлены ростом спроса на российский экспорт, в том числе, со стороны новых рынков сбыта.

В частности, по сравнению с 2015 годом доля Турции снизилась с 49,2 до 24,5%, доля Египта также сократилась с 28,1 до 21,8%. Вместе с тем существенно выросли доли Ирана, Китая и Ирака.

В настоящее время Россия практически не импортирует подсолнечное масло.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

Рисунок 3

Структура экспорта подсолнечного масла России по странам

(код 151211 ТН ВЭД ТС), 2017 г.

Источник: расчеты автора на основе данных International Trade Centre, http://www. intracen.org/itc/market-info-tools/statistics-export-product-country/

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

В качестве потенциально ёмких рынков для сбыта российской продукции можно рассматривать внутренние рынки Китая и Индии. Если в Индии, с 2001 по 2017 годы спрос на подсолнечное масло увеличился в 5,6 раза (см. таблицу 5), то в Китае он вырос в 1113,5 раза (см. таблицу 4). Динамика роста импорта подсолнечного масла при этом во много превзошла темпы роста импорта любого другого вида растительного масла. Причем в 2016-2017 гг. натуральные объемы импорта подсолнечного масла превзошли импорт соевого масла. Все это свидетельствует о большом потенциале роста китайского рынка подсолнечного масла и о хороших перспективах российских производителей по наращиванию объемов экспорта в эту страну. Поставки из России в Китай за последние пять лет выросли с 4 до 115 тыс. тонн. Основным конкурентом России на китайском рынке является Украина.

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Таблица 4

Импорт продуктов товарной группы «Жиры и масла животного и растительного происхождения» (код 15 ТН ВЭД ТС) в Китай, тыс. тонн

Подгруппы Год 2017/ 2001

2001 2005 2010 2015 2016 2017

Соевое масло (1507) 67,8 1694,3 1340,7 817,9 560,2 653,4 9,6

Пальмовое масло (1511) 1517,4 4330,1 5695,9 5908,9 4478,0 5078,6 3,3

Подсолнечное масло (1512) 0,7 1,4 137,2 651,0 956,5 745,0 1113,5

Распсовое масло (1514) 49,4 177,6 985,3 815,0 699,7 757,0 15,3

Прочие продукты из группы 15 955,8 828,6 2003,0 2479,3 2461,7 2692,6 2,8

ИТОГО 2591,1 7031,9 10162,2 10672,0 9156,2 9926,6 3,8

Источник: International Trade Centre, https://www.trademap.0rg/Pr0duct_SelC0untry_TS.a spx?nvpm=1|156||||15|||4|1|1|1|2|1|1|2|1

Для всех трех стран на китайском рынке действуют одинаковые режимы защиты -импортная пошлина 9%.

Важный аргумент, который можно рассматривать в пользу потенциальных экспортеров подсолнечного масла в Китай - это сокращение посевных площадей под масличными культурами и, как следствие, ограничение их производства в связи с преимущественной поддержкой производства зерновых культур5.

Таблица 6

Импорт продуктов товарной группы «Жиры и масла животного и растительного происхождения» (код 15 ТН ВЭД ТС) в Индию, тыс. тонн

Подгруппы Год 2017/ 2001

2001 2005 2010 2015 2016 2017

Соевое масло (1507) 1296,6 1509,9 1251,2 3509,1 3892,7 2665,7 2,1

Пальмовое масло (1511) 2984,4 3037,2 5436,2 9536,2 8252,6 7183,1 2,4

Подсолнечное масло (1512) 272,0 18,8 599,1 1511,5 1538,8 1660,1 6,1

Распсовое масло (1514) 41,4 0,1 10,0 331,1 414,3 230,4 5,6

Прочие продукты из группы 15 299,1 437,0 222,8 245,0 151,5 135,3 0,5

ИТОГО 4893,4 5003,0 7519,3 15133,0 14250,0 11874,6 2,4

Источник: International Trade Centre, https://www.trademap.0rg/Pr0duct_SelC0untry_TS.a spx?nvpm=1|699||||15|||4|1|1|1|2|1|1|2|1

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

Почти весь индийский импорт приходится на Украину (93,8%). Аргентина является вторым по значимости экспортером. В отношении всех этих стран, а также России действует нулевая импортная пошлина.

Объемы импорта подсолнечного масла в Индию более чем в два раза превосходят импорт в Китай.

По оценкам Масложирового союза России экспорт растительных масел в Китай к 2024 году при условии активного государственного субсидирования отрасли может достигнуть 4,3 млн тонн, в Китай - 3,4 млн тонн.

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РАСТИТЕЛЬНОГО И ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА В РОССИИ

Специалистами ОЭСР разработана модель частичного равновесия рынков продукции сельского хозяйства AGLINK-C0SIM06. В соответствии с результатами прогноза модели, экспорт растительного масла к 2025 году достигнет - 3,2 млн тонн (см. рисунок 4).

Сотрудниками ВИАПИ им. А.А.Никонова на основе модели частичного равновесия Ванга, Партона и Деблица7 был построен прогноз развития экспорта подсолнечного масла на период 2018-2025 гг.

Рисунок 4

Прогноз российского экспорта растительного (ОЭСР) и подсолнечного масла

(ВИАПИ), тыс. тонн

3500 п 3000 -2500 -2000 -1500 -

1000 -I-,-,-,-,-,-,-,—

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Подсолнечное масло —■—Растительное масло

Источники: для подсолнечного масла: модель частичного равновесия из работы (Wang D., Parton K., Deblitz C. , 2008), данные: Росстат, International Trade Centre, для растительного масла:https://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/data/oecd-agriculture-statistics/ oecd-fao-agricultural-outlook-edition-2017_d9e81f72-en, форма прогнозов - тренд.

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

Из результатов сценарного анализа, выполненного на основе последней модели, следует, что одним из наиболее важных драйверов роста экспорта российского подсолнечного масла является высокий внутренний спрос, основой которого, в свою очередь, является положительная динамика доходов населения. Прогноз подсолнечного масла выполнен из расчета того, что прирост доходов населения сохранится на уровне среднего значения за период 2001-2017 гг.

В соответствии с прогнозом ОЭСР-ФАО на период 2016-2025 гг.8, в котором оцениваются перспективы развития национальных, региональных и мировых товарных рынков продукции АПК для 41 страны и 12 регионов мира, производство масличных (за исключением сои) в ближайшее десятилетие увеличится, хотя темпы роста и будут отставать от предшествующего десятилетия примерно в три раза (1,2% против 3,6%).

5. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Введенная в 2001 году экспортная пошлина на вывоз семян подсолнечника в размере 20%, но не ниже 30-35 евро, способствовала снижению сырьевого экспорта и росту внутреннего производства и экспорта подсолнечного масла. Вместе с тем, оценка размера экспортной пошлины связана со специфическими условиями функционирования отрасли и нуждается в тщательном обосновании, в частности на основе регрессионных уравнений.

Экспортные пошлины, как инструмент политики, часто используются в международной практике, когда страны осуществляют политику, преследующую цели индустриализации, т.е. получение большей добавленной стоимости, чем эти страны получают в сырьевых секторах. В частности, китайские экспортные ограничения для редкоземельных минералов способствовали получению лучших конкурентных позиций для отечественных производителей высокотехнологичной продукции9. Пакистан ввел экспортные пошлины на хлопок-сырец с целью стимулирования производства хлопчатобумажной пряжи10.

Экспортные налоги также могут быть достаточно эффективным источником пополнения государственного бюджета.

Крупные экономики, такие, в частности, как Россия, которые имеют диверсифицированную структуру экспорта, и которые, как правило, свободны от последствий налогообложения экспорта, могут получать доходы с использованием экспортных налогов, не ставя под угрозу устойчивость своего платежного баланса11.

Важным фактором развития производства и экспорта подсолнечного масла является высокий спрос со стороны отечественных потребителей, обусловленный соответствующей динамикой прироста доходов населения.

Одним из ведущих факторов динамичного развития российского рынка подсолнечного масла остается острая конкуренция на внутреннем рынке между крупными компаниями, вход на который для крупных инвесторов представляет интерес

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

в связи с высоким внешним спросом, что позволяет им сохранять высокую рентабельность в условиях относительного дефицита сырья и ценовых ограничений со стороны крупных торговых структур.

Введение санкций также способствовало относительному увеличению экспорта подсолнечного масла.

Россия обладает большим потенциалом развития производства и экспорта аг-ропродовольственной продукции. В настоящее время в структуре агропродоволь-ственного экспорта наиболее крупные доли занимает сельскохозяйственное сырьё, причем эта тенденция, связанная с преобладанием сырья, продолжает усиливаться. Только за период 2010-2015 гг. доля готовой продукции, прошедшей этап промышленной переработки, сократилась с 35,5 до 29,7%, что говорит о преимущественно экстенсивном пути развития агропродовольственного экспорта.

Вопросы стимулирования экспорта переработанной продукции находятся в введении органов государственного управления, которым следует своевременно учитывать тенденции, складывающиеся во внешней торговле страны. В соответствии с этим требуется корректировать вектор развития преимущественно в направлении роста экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Шереужев М.А. (2014). Совершенствование товародвижения на рынке подсолнечного масла. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Москва. -с.40.

2 Подсолнечное масло рафинированное и нерафинированное (2010). Основы агробизнеса. FAO. Rome, Italy. http://www.eastagri.org/docs/group/435/Sunflower_web.pdf

3 База Данных «Спарк», http://www.spark-interfax.ru/

4 Borodin & Salnikov (2018). Development of Sunflower Oil Exports in Russia and the EEU: Main Trends, Prospects, and Evaluations by the Gravity Model. International Economic Journal, №3, p.14. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10168737.2018.1520280

5 Clever J. and Xinping W. (2015). China - Peoples Republic of Oilseeds and Products Annual Record Imports and Declining Production. USDA Foreign Agricultural Service. Uhttps:// gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/0ilseeds%20and%20Products%20Annu-al_Beijing_China%20-%20Peoples%20Republic%20of_3-3-2015.pdf

6 Сиптиц С.О., Романенко И.А., Строков С.Н. и др. (2009). Долгосрочные прогнозы развития агропродовольственных рынков России. - М.: ВИАПИ: ЭРД., с.20-28.

7 Wang D., Parton K., Deblitz C. (2008) Impact of Potential Dairy-Beef Production on China's Beef Supply, Demand and International Trade. Australasian Agribusiness Review. Vol.16. p.18.

8 OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025 (2016), OECD Publishing, Paris. http:// www.fao.org/3/a-I5778E.pdf

9 Massari, S. and Ruberti, M. (2013) Rare Earth Elements as Critical Raw Materials: Focus on International Markets and Future Strategies. Resources Policy, 38, 36-43.

10 Piermartini R. (2004) The Role of Export Taxes in the Field of Primary Commodities. WTO Discussion Paper №4, pp.17-18..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

11 Parra M., Schubert S., Brutschin E. (2016). Export taxes and other restrictions on raw materials and their limitation through free trade agreements: Impact on developing countries. European Parliament. Policy Department, Directorate-General for External Policies. 46 p.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Сиптиц С.О., Романенко И.А., Строков С.Н. и др. (2009). Долгосрочные прогнозы развития агропродовольственных рынков России. - М.: ВИАПИ: ЭРД. - 200 с.

Шереужев М.А. (2014). Совершенствование товародвижения на рынке подсолнечного масла. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М., 2014 - 181 с.

Borodin & Salnikov (2018). Development of Sunflower Oil Exports in Russia and the EEU: Main Trends, Prospects, and Evaluations by the Gravity Model. International Economic Journal, №3, pp.1-20. Uhttps://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10168737.2018.1520280

Clever J. and Xinping W. (2015). China - Peoples Republic of Oilseeds and Products Annual Record Imports and Declining Production. USDA Foreign Agricultural Service. 21 p. Uhttps:// gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/0ilseeds%20and%20Products%20 Annual_Beijing_China%20-%20Peoples%20Republic%20of_3-3-2015.pdf

Massari, S. and Ruberti, M. (2013) Rare Earth Elements as Critical Raw Materials: Focus on International Markets and Future Strategies. Resources Policy, 38, pp. 36-43.

OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025 (2016), OECD Publishing, Paris. 137 p. http:// www.fao.org/3/a-I5778E.pdf

Parra M., Schubert S., Brutschin E. (2016). Export taxes and other restrictions on raw materials and their limitation through free trade agreements: Impact on developing countries. European Parliament. Policy Department, Directorate-General for External Policies. 46 p.

Piermartini R. (2004) The Role of Export Taxes in the Field of Primary Commodities. WTO Discussion Paper №4. 24 p.

Wang D., Parton K.A., Deblitz C. (2008). Impact of Potential Dairy-Beef Production on China's Beef Supply, Demand and International Trade. Australasian Agribusiness Review. Vol.16. p.18.

BIBLIOGRAFIYA:

Siptic S.O., Romanenko I.A., Strokov S.N. i dr. (2009). Dolgosrochnye prognozy razvitiya agroprodovol'stvennyh rynkov Rossii. - M.: VIAPI: EHRD. - 200 s.

Shereuzhev M.A. (2014). Sovershenstvovanie tovarodvizheniya na rynke podsolnechnogo masla. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni k.eh.n. Moskva. - 181 s.

Ю

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.