Научная статья на тему 'Развитие российского экспорта подсолнечного масла'

Развитие российского экспорта подсолнечного масла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1444
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК / ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО / ЭКСПОРТ / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ / EXPORT-ORIENTED MARKET / SUNFLOWER OIL / EXPORT / RUSSIAN COMPANIES / DIVERSIFICATION / CONCENTRATION / SUSTAINABILITY FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин Константин Григорьевич, Фролова Елена Юрьевна

В данной работе проанализированы основные факторы развития экспорта подсолнечного масла, а также виды деятельности операторов рынка, специализирующихся на производстве растительных масел. Одним из факторов, сдерживающих присутствие зарубежных фирм на внутреннем рынке, является исторически сложившаяся специализация российских компаний на производстве подсолнечного масла. Факторами, обеспечивающими устойчивость отечественных фирм, являются концентрация и глубокая диверсификация производства. Экспортная деятельность компаний также обеспечивает необходимую стабильность, благодаря высокому внешнему спросу на подсолнечное масло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Russia's sunflower oil exports

The article analyzes the main factors influencing the development of sunflower oil exports, as well as the activities of the market players (companies) specializing in the production of vegetable oils. One of the factors constraining the presence of foreign firms in the domestic market is the historically developed specialization of Russian companies in the sunflower oil production. Concentration and deep diversification of production are the factors that ensure sustainability of domestic firms. Given the strong external demand for sunflower oil, the export activities of the companies also provide the necessary stability.

Текст научной работы на тему «Развитие российского экспорта подсолнечного масла»

Развитие российского экспорта подсолнечного масла

Константин Григорьевич БОРОДИН,

доктор экономических наук, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им.А.А.Никонова, филиал Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (Большой Харитоньевский пер., д. 21, стр. 1, Москва, 107078, Россия) -руководитель отдела, e-mail: [email protected], Елена Юрьевна ФРОЛОВА,

кандидат экономических наук, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова - филиал ВНИИЭСХ РАН, (Большой Харитоньевский пер., д. 21, стр. 1, Москва, 107078, Россия) -ведущий научный сотрудник, E-mail: [email protected]

УДК 339.564 ББК 65.428 Б-833

Коды JEL: L11, L13, L16, L66

Аннотация

В данной работе проанализированы основные факторы развития экспорта подсолнечного масла, а также виды деятельности операторов рынка, специализирующихся на производстве растительных масел. Одним из факторов, сдерживающих присутствие зарубежных фирм на внутреннем рынке, является исторически сложившаяся специализация российских компаний на производстве подсолнечного масла. Факторами, обеспечивающими устойчивость отечественных фирм, являются концентрация и глубокая диверсификация производства. Экспортная деятельность компаний также обеспечивает необходимую стабильность, благодаря высокому внешнему спросу на подсолнечное масло.

Ключевые слова: экспортно-ориентированный рынок, подсолнечное масло, экспорт, российские компании, диверсификация, концентрация, факторы устойчивости.

Development of Russia's sunflower oil exports

Konstantin Grigor'evich BORODIN,

Doctor of Economic Sciences, All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics n/a A.A.Nikonov, branch of Federal scientific center for agrarian economy and social development of rural territories - All-Russian research institute for economics of agriculture (21-1 Bolshoy Kharitonyevsky per., Moscow, 107078) - Deputy Head, e-mail: [email protected], Elena Yur'evna FROLOVA,

Candidate of Economic Sciences, All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics n/a A.A.Nikonov, branch of Federal scientific center for agrarian economy and social development of rural territories - All-Russian research institute for economics of agriculture (21-1 Bolshoy Kharitonyevsky per., Moscow, 107078)- Leading Researcher, E-mail: [email protected]

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

Abstract

The article analyzes the main factors influencing the development of sunflower oil exports, as well as the activities of the market players (companies) specializing in the production of vegetable oils. One of the factors constraining the presence of foreign firms in the domestic market is the historically developed specialization of Russian companies in the sunflower oil production. Concentration and deep diversification of production are the factors that ensure sustainability of domestic firms. Given the strong external demand for sunflower oil, the export activities of the companies also provide the necessary stability.

Keywords: export-oriented market, sunflower oil, export, Russian companies, diversification, concentration, sustainability factors.

JEL D22, D43, F14

1. ВВЕДЕНИЕ

Двумя наиболее значимыми направлениями интеграции российского агропро-довольственного сектора в систему мирового хозяйства являются бурный рост российского экспорта зерна, основную долю в котором занимает пшеница, и растительных масел, в составе которых доминирует подсолнечное масло. Если весь российский экспорт за период 2001-2017 гг. увеличился в 3,6 раза, а экспорт зерна - в 27,7 раза, то экспорт растительных масел вырос в 44,3 раза(!). Развитие экспортной деятельности стимулирует компании к более эффективному использованию ресурсного потенциала, а также способствует повышению качества продукции в соответствии со стандартами, принятыми на мировом рынке.

Отечественное потребление растительных масел соответствует рекомендованной медицинской норме. Из этого следует, что экспорт является одним из ключевых факторов развития этого рынка, а внутренний рост потребления возможен в основном в перерабатывающей промышленности (пищевой, химической и др.). В отличие от экспорта зерна растительные масла представляют собой продукт переработки, что еще больше повышает актуальность исследования.

На мировом рынке продовольствия действует небольшое число крупных, сильно дифференцированных по отраслевому признаку компаний, имеющих большой практический опыт по доступу на рынки других стран, однако основное место на российском рынке принадлежит отечественным компаниям. В этой связи также представляет интерес анализ факторов, позволивших усилить присутствие отечественных компаний на российском рынке.

В современных научных публикациях преимущественно анализируются факторы развития экспортно-ориентированных компаний. В работе Э.Бернарда и Б.Дженсена1 был исследован ряд факторов, потенциально способствующих развитию экспорта, - размер компании, состав рабочей силы, ассортимент продукции,

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

прошлые результаты деятельности, государственная политика и др. Э.Бернард и др.2 исследовали американские экспортирующие компании и пришли к выводу, что развитию экспортной деятельности американских фирм сопутствует ряд аспектов - наблюдается существенный рост числа компаний, которые одновременно экспортируют и импортируют. Также на такие фирмы приходится основная часть внешней торговли и значительная доля занятых в США. В работе3 оценивается влияние качества на внешний спрос на основе взаимосвязи, формирующийся между доходами на душу населения и совокупным спросом, предъявляемым к качеству продукции. Эмпирические результаты подтвердили то, что богатые страны импортируют в большей мере из стран, производящих высококачественные товары.

Дж. Ридель и др.4 исследовали детерминанты развития экспорта в Индии за период с 1968 по 1978 год, среди которых важнейшими стали прибыльность и высокий внутренний спрос. Цены были значимыми для тех секторов, в которых сравнительные преимущества страны были выражены наиболее сильно (производство одежды, ковров и др.).

Развитие экспорта в развивающихся странах происходит на основе встраивания местных компаний в зарубежные транснациональные корпорации (ТНК). Интеграция аргентинских фирм в ТНК способствовала росту их производительности и смещению приоритетов в сторону развития экспорта. Большинство мощностей, перерабатывающих растительное масло в Аргентине, расположено рядом с зонами производства и портами, что снижает транспортные издержки в стоимости экспорта5. Большая часть производителей подсолнечного масла в Украине контролируются зарубежными ТНК6, что в значительной мере упрощает доступ местных компаний к глобальному рынку капитала. Анализ теоретических положений, касающихся преимущественного развития экспорта продукции с добавленной стоимостью, представлен в работе7, в которой рассматривается введение высокой экспортной пошлины на маслосемена и низкой пошлины на растительное масло.

2. МИРОВОЙ РЫНОК ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

Динамичный рост населения и доходов в развивающихся странах стимулирует рост спроса на растительное масло. Основная доля мирового экспорта приходится на четыре вида масла: пальмовое, соевое, подсолнечное и рапсовое. По данным Международного независимого института аграрной политики (МНИАП), суммарный объем производства растительных масел в мире в 2016-2017 годов был равен 178 - 184 млн тонн, и рост рынка составил порядка 3% в год8. Темпы роста объемов мирового экспорта растительных масел (см. таблицу 1), главным образом, связаны с их ценовыми характеристиками. Самая низкая цена - на пальмовое масло (за исключением 2016 года) - 721 долл./т. (2017 г.), на соевое масло - 755 долл./т., на подсолнечное масло - 491 (2016 год) долл./т., 891 долл./т. в 2015 г., и на рапсовое масло - 908 долл./т.

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

Таблица 1

Мировой экспорт растительных масел в 2001-2017 гг., тыс. тонн

ТН ВЭД ТС Наименование 2001 2005 2010 2015 2016 2017 2017/ 2005

1507 Соевое масло 8811 10358 10910 12727 13067 12104 1,2

1511 Пальмовое масло н/д 23930 н/д 47519 42465 46929 2,0

1512 Подсолнечное масло 3290 4150 6558 9537 19266 25948 6,3

1514 Рапсовое масло 2759 3236 6069 н/д 7576 7209 2,2

Источник: Сайт International Trade Centre, исходные таблицы по группам товарным группам «соевое масло, пальмовое масло, подсолнечное масло, рапсовое масло» - http:// www.intracen.org/itc/market-info-tools/statistics-export-product-country/

Мировой масложировой рынок довольно сильно монополизирован. Значительная доля торговли растительными маслами и жирами представлена двумя-тремя десятками крупных компаний из США, Западной Европы и Японии, филиалы которых занимают доминирующие позиции на рынках в развивающихся странах. На мировом рынке подсолнечного масла лидируют четыре компании: Cargill, Bunge, Archer Daniels, Midland Company, Louis Dreyfus Commodities. В число стран -наиболее крупных мировых экспортеров подсолнечного масла входят: Украина, Россия, Аргентина и страны ЕС (Нидерланды, Болгария, Венгрия, Франция, Румыния), среди которых доминируют Россия и Украина (56,9% мирового экспорта, данные таблицы 2).

Таблица 2

Экспортные цены на продукцию товарной группы «Сырое подсолнечное или сафлоровое масло» (код ТН ВЭД ТС 151211), долл./тонну

Страна 2013 2014 2015 2016 2017 Экспорт в 2017 г., тыс. тонн

Мир 1068 863 808 744 н/д 12470,4

Украина 1011 810 758 н/д 736 5307,5

Россия 1010 820 774 770 748 1784,9

Аргентина 1134 983 883 793 741 626,3

Нидерланды 1326 1122 1010 945 919 402,7

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

Страна 2013 2014 2015 2016 2017 Экспорт в 2017 г., тыс. тонн

Болгария 1033 848 838 828 817 239,9

Венгрия 1145 919 846 836 810 261,8

Франция 1350 1139 1079 977 858 221,2

Румыния 1052 892 818 827 803 131,5

Источник: Сайт International Trade Centre, данные о поставках товарной группы «сырое подсолнечное или сафлоровое масло», ссылка на исходную таблицу http://www.intracen. org/itc/market-info-tools/statistics-export-product-country/

Ведущие страны-экспортеры подсолнечного масла в целях защиты внутреннего рынка устанавливают экспортные пошлины на маслосемена. Так, в Украине размер экспортной пошлины на семена подсолнечника составляет 13%, в Аргентине - 30%9. В соответствии с обязательствами перед ВТО в России действует пошлина на вывоз семян подсолнечника в размере 6,50% и не менее 9,75 евро/тонну. Рыночные позиции Аргентины, несмотря на увеличение спроса, ослабели в результате сокращения производства семян подсолнечника (на 38%) и неэффективных мер государственного регулирования - слишком высоких экспортных пошлин на зерно, маслосемена и побочные продукты, в то время как экспорт из Российской Федерации и Украины значительно вырос10.

3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

Подсолнечное масло традиционно используется в России при приготовлении большого числа домашних блюд, как в хозяйствах населения, так и на предприятиях общественного питания. Кроме того, растительные масла широко применяются в таких отраслях, как кондитерская, молочная, хлебопекарная. В РФ доля подсолнечного масла составляет 86% всего рынка растительных масел. Однако структура потребления подсолнечного масла по регионам имеет довольно существенные различия. Начиная с 2001 года, когда произошло повышение экспортной пошлины на вывоз семян подсолнечника, производство подсолнечного масла устойчиво растет (см. рисунок 1).

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник 6 - 2019

Рисунок 1

Производство семян подсолнечника и подсолнечного масла в России в 2000-2017 гг., млн тонн

12 10 8 6

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 В семена подсолнечника У подсолнечное масло

Источник: Сайт Росстат, рассчитано по данным Бюллетеней о состоянии сельского хозяйства (электронные версии), таблицы «Производство семян подсолнечника» и «Производство подсолнечного масла» - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1265196018516, https://www.fedstat.ru/indicator/31365

Строительство новых маслоэкстракционных заводов (МЭЗ) в России в последние годы было продиктовано, во-первых, высокой прибыльностью операций с масличными, поскольку во многих случаях вся цепочка взаимосвязанных производств от выращивания подсолнечника до хранения, переработки и реализации масла на внутреннем и внешних рынках зачастую сосредоточена на самом предприятии. Во-вторых, сектор по-прежнему остаётся привлекательным для инвесторов благодаря высокому внешнему спросу на подсолнечное масло11.

В настоящее время объем производственных мощностей масложировой отрасли составляет 23,5 млн тонн, из которых незагруженными остаются 9 млн тонн12. Перманентная проблема дефицита сырья для переработчиков за последнее время могла дополнительно осложниться снижением экспортных пошлин на вывоз семян подсолнечника, предпринятым в связи с обязательствами страны перед ВТО. Однако введение санкций понизило стимулы производителей к экспорту продукции на внешние рынки, и в большей степени способствовало сдаче семян подсолнечника на переработку в местах производства.

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

53 0

Рынок подсолнечного масла характеризуется высокой степенью концентрации, что обеспечивает ведущим операторам выигрыш за счет применения технологий, недоступных мелким участникам рынка. Крупные российские масложировые компании расширяют выпуск других видов растительного масла - соевого и рапсового масел, вместе с тем происходит углубление переработки и диверсификация производства. Промышленное потребление подсолнечного масла на текущий момент составляет около 50% всего производимого в стране объема растительных масел и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Многие масложировые компании имеют диверсифицированное производство, выстроенное на технологических цепочках по производству маслосемян, масла и переделу масложировой продукции13.

В целом использование подсолнечного масла происходит по трем основным направлениям: 1) продажа населению и потребление в системе общественного питания; 2) применение в масложировой, консервной и рыбных отраслях; 3) использование для производства ЛКМ и мыла.

По информации Всероссийского научно-исследовательского института жиров14, на российском рынке растительного масла работает 350-400 предприятий. Однако ситуацию в отрасли определяют не более 10 крупных игроков и рынок продолжает консолидироваться. На российском рынке осуществляют деятельность ряд зарубежных компаний. Наиболее крупной среди них является американская корпорация Bunge LTD, которой принадлежит зерновой терминал в Ростове-на-Дону, права на дистрибуцию марки Ideal в России и СНГ, а также торговая марка «Олей-на» (с 2005 г. производство масла «Олейна» размещается на мощностях АПИК «ЭФКО»). Однако зарубежные компании не являются лидерами рынка.

На начало 2018 года наиболее крупными производителями растительного масла в России являлись: агрохолдинг «Юг Руси» (торговая марка «Золотая семечка») и АПИК «ЭФКО» (торговые марки «Слобода», Altero)15. Специфической чертой отрасли является привязка перерабатывающих мощностей к местам производства сырья, и это объясняет тот факт, что в Южном и Центральном федеральных округах России выпускается более 85% сырого растительного масла. Существует большой разрыв в показателях выручки между большинством независимых компаний, и предприятиями, входящими в состав холдингов - лидеров отрасли. У независимых компаний выручка не превышает 5,5 млрд руб., в среднем - от 1 до 2,5 млрд руб., за исключением нескольких крупнейших предприятий. Ведущие компании стремятся занять различные рыночные ниши. Как правило, они связаны с производством и продажей производных продуктов - майонезов, спредов, то есть продуктов с ориентацией на конечного потребителя, и параллельным развитием сегмента промышленной переработки.

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

4. РАСШИРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ РЫНКА НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ: ПРИМЕР КОМПАНИЙ «ЭФКО», ХОЛДИНГА ГК «СОЛНЕЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» И «РУСАГРО»

Компания «ЭФКО». Компания «ЭФКО» была основана в 1994 году на базе приватизированного комбината по выпуску парфюмерно-косметических изделий, синтетических душистых веществ и эфирных масел - производственного объединения «Эфирное» в Белгородской области. Новые собственники переориентировали производство на выпуск подсолнечного масла, при этом бутилированная продукция получила торговую марку «Слобода». Успешное развитие компании связано с диверсификацией производства. Переход к более широкой диверсификации производства был осуществлён в первой половине 10-ых годов: «ЭФКО» вышла на рынок кетчупов, приступила к производству мыловаренной продукции, было завершено строительство завода по переработке молока16. В 2017 году стартовало строительство сервисно-селекционного центра и завода соевых бобов. Параллельно компания усилила свое присутствие в Казахстане, инвестиции составили более 11 млрд тенге17. Кроме того, «ЭФКО» является крупнейшим российским импортёром пальмового масла и контролирует около половины импорта пальмового масла18. Группа ЭФКО занимает третье место в рейтинге крупнейших компаний агропромышленного комплекса России по итогам 2017 года, выручка составляет 108, 7 млрд руб., чистая прибыль - 1,4 млрд руб.19

Группа компаний «Солнечные продукты». Другим ведущим оператором на рынке растительных масел по состоянию на начало 2018 года является холдинг «Солнечные продукты», созданный в 2004 году. Холдинг занимает ведущие места по производству сырого подсолнечного масла, жиров и маргаринов для промышленности, хозяйственного мыла в России и СНГ. Конкуренция стимулировала процессы консолидации, и в июне 2017 года «ЭФКО» и ГК «Солнечные продукты» объявили о создании совместного предприятия для продвижения своих продуктов на российском и зарубежных рынках. Выручка холдинга «Солнечные продукты» в 2017 году составила 42,3 млрд руб.20

Компания «Русагро». В отличие от двух предыдущих компаний «Русагро» представляет собой глубоко диверсифицированный агропромышленный холдинг, в котором из четырех направлений деятельности (растениеводство, производство сахара, свиноводство и масложировое производство) растительные масла не занимают ведущих позиций. Юридически холдинг «Группа Компаний „Русагро"» был оформлен в 2003 году. Компания входит в первую десятку крупнейших российских агрохолдингов, в 2017 году выручка компании составила 79 млрд руб., а чистая прибыль - 5,5 млрд руб.21 Интерес компании к рынку растительных масел повысился на фоне растущий волатильности рынка сырья и масел и ослабления финансовой мощи части лидеров отрасли. Сложившийся до 2017 года баланс меж-

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

55 0

ду участниками рынка был окончательно нарушен в октябре 2018 года. Холдинг ГК «Солнечные продукты» со всеми масложировыми активами был куплен компанией Русагро.

5. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

В сфере производства и реализации подсолнечного масла существует ряд объективных проблем.

1. Дефицит сырьевой базы. Несмотря на высокую рентабельность производства подсолнечника, значительно увеличить его посевы не представляется возможным. Основные ограничения связаны с севооборотом - подсолнечник истощает почву. Наращивать объемы производства можно только за счет повышения урожайности. Дефицит сырья способствует формированию высоких цен реализации подсолнечника производителями.

2. Низкие закупочные цены масла торговыми сетями. Закупочная цена доступна только крупным предприятиям, которые могут компенсировать низкие доходы за счет экспорта масла на разлив.

3. Рост курса доллара/евро в связи с введением санкций. Рост курса доллара позволил экспортерам, закупающим масло наливом, повысить закупочные цены и, соответственно, получаемую прибыль. Ослабление рубля активизировало экспортеров на российском рынке и способствовало росту цен на подсолнечное масло и, как следствие, на подсолнечник.

6. РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ

В целях ограничения вывоза сырья и стимулирования развития внутреннего производства и экспорта подсолнечного масла в 2001 году была введена экспортная пошлина на вывоз семян подсолнечника в размере 20%, но не ниже 30-35 евро (см. таблицу 4).

Таблица 4

Экспортная пошлина на вывоз семян подсолнечника из России в 2001-2017 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год применения экспортной Ставка Минимальная величина

пошлины пошлины,% ставки

1999 г. - 2000 г. 10,0 10 евро за 1 тонну

2001 г. - август 2013 г. 20,0 30 евро за 1 тонну

Сентябрь 2013 г. - август 2014 г. 16,62 24,94 евро за 1 тонну

Сентябрь 2014 г. - август 2015 г. 13,24 19,88 евро за 1 тонну

Сентябрь 2015 г. - август 2016 г. 9,88 14,81 евро за 1 тонну

С сентября 2016 г. 6,5 9,75 евро за 1 тонну

Источник: Российский рынок масличных: итоги с/х года, рекордный рост цен на подсолнечник. Ссылка : Agro 2b. http://agro2b.ru/ru/analytics/2404.html

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

Принятая мера позволила сократить вывоз сырья. В соответствии с обязательствами перед ВТО в настоящее время действует экспортная пошлина в размере 6,5%, но не менее 9,75 евро за тонну. Почти весь российский импорт семян подсолнечника связан с закупкой высококачественного посевного материала из США, Турции, Испании, Франции и др. стран. Ставка экспортной пошлины была максимальной в сезоне 2013-2014 гг., сейчас она равна 6,5%, минимальная величина составляет 9,75 евро за 1 тонну. Российские производители постоянно наращивают экспорт подсолнечного масла (см. рисунок 3).

Рисунок 3

Российский экспорт подсолнечного масла (код 151211), млн тонн

2 -|-

1,8

1,6---

1,4---

х 1Д--- - — -

о

2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017

Год

Источник: International Trade Centre, http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/ statistics-export-product-country/

На подсолнечное масло импортная пошлина составляет 15%. Следует отметить, что тарифная защита на сырье (семена масличных культур) практически отсутствует (от 0 до 5%).

Ведущие компании на рынке растительных масел работают в нескольких сегментах, являясь одновременно крупными экспортерами и импортерами.

К числу основных факторов, оказывающих влияние на экспорт подсолнечного масла, относятся следующие22:

□ рост потребления, вызванный сокращением разницы между ценами на подсолнечное и другие виды растительного масла, что привело к росту спроса со стороны крупнейших стран-импортеров, таких как Индия и Иран;

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

□ курс доллара, который значительно упал из-за удорожания нефти, что серьезно снизило рублевые цены масла и шрота, а значит, и стоимость сырья. Общая тенденция к снижению цен на растительное масло была также вызвана падением цен на сырую нефть.

7. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ РЫНКА ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА

Анализ деятельности отечественных компаний на российском рынке подсолнечного масла позволил обобщить основные факторы, стимулирующие развитие отрасли:

□ высокий уровень концентрации, что в целом характерно для мирового масло-жирового рынка, который позволяет использовать преимущества масштаба - внедрять современные технологии и методы организации производства;

□ высокий уровень диверсификации производства родственных продуктов (внутриотраслевая диверсификация). Профильные компании также наращивают производство других видов растительных масел. Во многом такая диверсификация продиктована условиями спроса и наличием мощностей, которые можно использовать в производстве разных видов растительных масел.

□ поставки продукции в смежные отрасли пищевой промышленности, в которых подсолнечное масло также используется - в масложировую (производство майонезов, кетчупов, специализированных жиров и маргаринов), консервную и рыбную отрасли, а также - в непищевую промышленность (лакокрасочное производство);

□ выход на другие рынки (межотраслевая диверсификация видов деятельности). Ведущие операторы рынка осуществляют производство не только мас-ложировой продукции, но и товаров бытовой химии, в том числе парфюмерно-косметических изделий, синтетических душистых веществ и эфирных масел, мыловаренной продукции. Производители растительного масла также являются крупными зерновыми трейдерами и производителями других пищевых продуктов (молочной продукции);

□ вертикальная схема производства, выстроенная по принципу замкнутой технологической цепочки - от производства сырья до выпуска конечной продукции. В условиях меняющейся конъюнктуры и нестабильных поставок сырья, а также высокой конкуренции между предприятиями, компании, таким образом, страхуют себя от многих рисков;

□ развитая логистика, подходящая не только для перевозки и хранения продукции в интересах ее последующего сбыта на внутреннем рынке, но и для её поставок на экспорт;

□ развитие собственных научно-исследовательских, обучающих центров и селекционных центров;

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

□ одновременно с экспортом продукции компании осуществляют импортную деятельность в сегментах рынка смежной продукции (импорт пальмового масла);

□ в условиях сильной конкуренции происходит сокращение числа крупных зарубежных игроков на внутреннем рынке. С точки зрения теории при наличии сравнительных преимуществ и в условиях разнообразия предлагаемой на внутреннем рынке продукции происходит преимущественный рост спроса на отечественные

23

сорта и относительное снижение спроса на импортные сорта23.

Российское подсолнечное масло является высококачественным продуктом. Исторически сформировались условия к ведению эффективного производства на основе высоких требований к вкусовым и качественным характеристикам продукта. Устойчивости отечественных компаний в конкуренции с ведущими зарубежными игроками также способствовали процессы концентрации и глубокой диверсификации производства.

Все описанные выше процессы лежат в русле трансформации институциональной структуры российского АПК, который развивается как под влиянием сложных экономических условий 90-ых и начала 2000-х годов, так и в русле действующих

24

мировых трендов24.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе проанализирована деятельность экспортно-ориентированных компаний на российском рынке подсолнечного масла, основные проблемы, тенденции и факторы его развития. Одним из факторов, сдерживающих присутствие зарубежных фирм на внутреннем рынке, является исторически сложившаяся специализация в производстве данного вида продукции. Устойчивость фирм обеспечивают концентрация и глубокая диверсификация производства.

При этом мелкие и средние производители не могут составить конкуренцию в производстве массовой продукции в силу превосходства активов, финансовой мощи и компетенции ведущих компаний. Это положительно влияет на обеспечение населения массовым продуктом. Вместе с тем, более мелкие операторы должны специализироваться в производстве качественной продукции, в т.ч. - произведенной по принципу минимальной очистки, то есть без потери природных полезных свойств исходного сырья.

Качество продукции в вопросах развития экспорта играет важнейшую роль. Так, сравнительный анализ качества российского и украинского подсолнечного масла25 показал, что по большинству характеристик украинское масло в ряде случаев превосходит российскую продукцию. Более низкие качественные характеристики российского подсолнечного масла ведут к дополнительным затратам по его доработке до нормативных показателей и снижают конкурентные позиции на рынках стран с развитой экономикой.

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

59 ^

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Bernard A. Why Some Firms Export/ Bernard A., Jensen J. // NBER Working Paper. - 2001. - № 8349. 15.11.2018. URL: http://www.nber.org/papers/w8349, p.2.

2 Bernard A. Importers, Exporters, and Multinationals: A Portrait of Firms in the U.S. that Trade Goods/ Bernard A., Jensen J., Schott Р. // NBER Working Paper. 2005. - № 11404. 15.11.2018. URL: https://www.nber.org/papers/w11404.pdf, p.2.

3 Hallak J. Product quality and the direction of trade // Journal of International Economics. 2006. - № 68 - С. 238 - 265. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/15a1/102368b28b8283e0b 8dfe339809e19ad72fe.pdf

4 Riedel, J. Determinants of indian export performance in the 1970s. / Riedel, J., Hall C. and Grawe, R. // Review of World Economics. - 1984. - № 120(1). - С. 40-63.

5 Centrangolo, H. Limitations for competitiveness in Argentinian sunflower agrifood chain / Centrangolo, H., Carlevaro, M., and Fernandez, S // New medit. - 2002. № 2 - С. 34-40.

6 Zavorotniy, R. Transformation of sunflower oil production in Ukraine due to acute economic crisis./ Zavorotniy, R., Bilyk, O // Journal of International Studies. - 2017. - № 10(1) - С. 225236.

7 Bouet, A. Differential Export Taxes along the Oilseeds Value Chain: A Partial Equilibrium Analysis / Bouet, A., Estrades, C., and Laborde D. // IFPRI Discussion Paper. 2012. - № 01236, p.21.

8 Аналитический обзор «Мировой рынок растительного масла» Международного института аграрной политики // [Электронный ресурс]. - 11.10.2018 URL: http://мниап.рф/ analytics/Mirovoj-rynok-rastitelnogo-masla/

9 Шереужев М. Совершенствование товародвижения на рынке подсолнечного масла. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. - Москва. - 2014. -с.40.

10 Подсолнечное масло рафинированное и нерафинированное. Основы агробизнеса. // 2010. - FAO. - Rome, - Italy. URL: http://www.eastagri.org/docs/group/435/Sunflower_web.pdf

"This article analyzes the main factors of the development of export-oriented market of sunflower oil, as well as the activities of market operators (companies) specializing in the production of vegetable oils. One of the factors constraining the presence of foreign firms in the domestic market is the historically developed specialization of Russian companies in the production of sunflower oil. Concentration and deep diversification of production are factors that ensure the sustainability of domestic firms. The export activities of the companies also provide the necessary stability due to the high external demand for sunflower oil.

12 Стратегия развития масложирового комплекса 2018-2024 гг. Масложировой союз России. 17.06.2018. URL: https://mzhsr.ru/

13 Калянина Л. Миру нужны продукты, а Россия - хорошее место для их производства // Эксперт. - 2016. - № 35. - С. 38-42. О компании «Эфко Алматы. [Электронный ресурс]. 15.10.2018 URL: http://efko.kz/o-kompanii/. Осипов А. Маркетинг продукции масложирового подкомплекса в условиях интеграционных процессов / Осипов А., Пролыгина Н., Силко Е. // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - № 9. - С. 64-74. Умасленный спрос // Коммерсант. - 2014. 10.11.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2557884

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

14 Лисицын А.Н., Григорьева В.Н., Кузнецова Н.В. Современные направления развития масложировой отрасли России // Вестник Всероссийского НИИ жиров. - 2018. № 2. - С. 7-12

15 Сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК». [Электронный ресурс]. Спарк-Интерфакс. Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru/

16 Эфко расширяет производство йогуртов за 70 млн рублей // Коммерсант. 2015. 19.06.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3329884

17 О компании «Эфко Алматы. [Электронный ресурс]. 15.10.2018 URL: http://efko.kz/o-kompanii/. Эфко расширяет производство йогуртов за 70 млн. рублей // Коммерсант. 2015. 19.06.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3329884

18 Умасленный спрос // Коммерсант. - 2014. 10.11.2018. URL: https://www.kommersant. ru/doc/2557884. Эфко расширяет производство йогуртов за 70 млн. рублей // Коммерсант. 2015. 19.06.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3329884

19 Рейтинг крупнейших компаний агропромышленного комплекса России по итогам 2017 года. Специальный доклад // Эксперт. - 2018. - № 45. - С. 42-48

20 Рейтинг крупнейших компаний агропромышленного комплекса России по итогам 2017 года. Специальный доклад // Эксперт. - 2018. - № 45. - С. 42-48

21 Лабыкин А. Агропром разворачивают на экспорт // Эксперт. - 2018 - № 45 - С. 32. Русагро» выкупила долг «Солнечных продуктов» // Финансовая газета. 2018. 11.15.2018. URL: https://fingazeta.ru/business/agrobiznes/452787/. Рейтинг крупнейших компаний агропромышленного комплекса России по итогам 2017 года. Специальный доклад // Эксперт. - 2018. - № 45. - С. 42-48

22 Рынок масложировой продукции РФ. Тематические новости. // INFO Line. 2018. С. 23. 15.11.2018.URL: http://infoline.spb.ru/upload/iblock/80f/80fae668c06c2beabec0470cf3 dd1872.pdf

23 Ardelean A. Domestic Productivity and Variety Gains from Trade./ Ardelean A. , Lugovskyy V. // Journal of International Economics. - 2010. - № 80(2). - С. 280-291.

24 Иванова Л. Трансформация институциональной структуры российского АПК / Иванова Л., Кузнецова Т. // Российский экономический журнал. - 2018. - № 3. - С. 24-31

25 Переверзев Д. Основные факторы роста экспорта растительных масел России // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - С. 24-28.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Аналитический обзор «Мировой рынок растительного масла» Международного института аграрной политики // [Электронный ресурс]. - 11.10.2018 URL: http://мниап.рф/ analytics/Mirovoj-rynok-rastitelnogo-masla/

Гасанова Х. Импортозамещение на рынке масложировой продукции России / Гасанова Х., Рыжкова С., Осипов А. и др. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 7. - С. 64-68.

ГК «ЭФКО» выходит на рынок туалетного мыла. [Электронный ресурс]. - 15.11.2018. URL: https://news.unipack.ru/54516/

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

Калянина Л. Миру нужны продукты, а Россия - хорошее место для их производства // Эксперт. - 2016. - № 35. - С. 39.

Лабыкин А. Агропром разворачивают на экспорт // Эксперт. - 2018 - № 45 - С. 32 Обзор российского рынка растительного масла. [Электронный ресурс]. 11.10.2018 URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949978577493.shtml

О компании «Эфко Алматы. [Электронный ресурс]. 15.10.2018 URL: http://efko.kz/o-kompanii/

Осипов А. Маркетинг продукции масложирового подкомплекса в условиях интеграционных процессов / Осипов А., Пролыгина Н., Силко Е. // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - № 9. - С. 67

Переверзев Д. Основные факторы роста экспорта растительных масел России // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - С. 24-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подсолнечное масло рафинированное и нерафинированно. Основы агробизнеса. // 2010. - FAO. - Rome, - Italy. URL: http://www.eastagri.org/docs/group/435/Sunflower_web.pdf Рейтинг крупнейших компаний // Forbes. - 2010. - 15.11.2018. URL: http://www.forbes.ru rating/200-krupneishih-nepublichnyh-kompanii/2010/solnechnye-produkty

Рейтинг крупнейших компаний агропромышленного комплекса России по итогам 2017 года. Специальный доклад // Эксперт. - 2018. - № 45. - С. 42-48

Русагро» выкупила долг «Солнечных продуктов» // Финансовая газета. 2018. 11.15.2018. URL: https://fingazeta.ru/business/agrobiznes/452787/

Рынок масложировой продукции РФ. Тематические новости. // INFO Line. 2018. С. 23. 15.11.2018. URL: http://infoline.spb.ru/upload/iblock/80f/80fae668c06c2beabec0470cf3dd1872. pdf

Рынок растительного масла. //2017. 16.102018. URL: https://studfiles.net/preview/5562224/ page:28/

Солнечные продукты. // Forbes. 2017. 15.11.2018. URL: http://www.forbes.ru/profile/sol-nechnye-produkty.

Умасленный спрос // Коммерсант. - 2014. 10.11.2018. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/2557884

Шереужев М. Совершенствование товародвижения на рынке подсолнечного масла. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. - Москва. - 2014. - 181 с.

Эфко дожало Bunge // Коммерсант. - 2011. 10.11.2018. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/1582276

Эфко расширяет производство йогуртов за 70 млн. рублей // Коммерсант. 2015. 19.06.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3329884

Ardelean A. Domestic Productivity and Variety Gains from Trade./ Ardelean A. , Lugovskyy V. // Journal of International Economics. - 2010. - № 80(2). - С. 280-291.

Bernard A. Why Some Firms Export/ Bernard A., Jensen J. // NBER Working Paper. - 2001. - № 8349. 15.11.2018. URL: http://www.nber.org/papers/w8349

Bernard A. Importers, Exporters, and Multinationals: A Portrait of Firms in the U.S. that Trade Goods/ Bernard A., Jensen J., Schott Р. // NBER Working Paper. 2005. - № 11404. 15.11.2018. URL: https://www.nber.org/papers/w11404.pdf

Bouet, A., Estrades, C., and Laborde D. Differential Export Taxes along the Oilseeds Value Chain: A Partial Equilibrium Analysis / // IFPRI Discussion Paper. 2012. - № 01236. 26 p.

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

Centrangolo, H. Limitations for competitiveness in Argentinian sunflower agrifood chain / Centrangolo, H., Carlevaro, M., and Fernandez, S // New medit. - 2002. № 2 - C. 34-40.

Hallak J. Product quality and the direction of trade // Journal of International Economics. 2006. - № 68 - C. 238 - 265. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/15a1/102368b28b8283e0b8d-fe339809e19ad72fe.pdf

Riedel, J. Determinants of indian export performance in the 1970s. / Riedel, J., Hall C. and Grawe, R. // Review of World Economics. - 1984. - № 120(1). - C. 40-63.

Zavorotniy, R. Transformation of sunflower oil production in Ukraine due to acute economic crisis./ Zavorotniy, R., Bilyk, O // Journal of International Studies. - 2017. - № 10(1) - C. 225-236.

BIBLIOGRAFIYA:

Analiticheskij obzor «Mirovoj rynok rastitel'nogo masla» Mezhdunarodnogo instituta agrarnoj politiki // [Elektronnyj resurs]. - 11.10.2018 URL: http://mniap.rf/analytics/Mirovoj-rynok-rastitelnogo-masla/

Gasanova H. Importozameshchenie na rynke maslozhirovoj produkcii Rossii / Gasanova H., Ryzhkova S., Osipov A. i dr. // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2016. - № 7. - S. 64-68.

GK «EFKO» vyhodit na rynok tualetnogo myla. [Elektronnyj resurs]. - 15.11.2018. URL: https://news.unipack.ru/54516/

Kalyanina L. Miru nuzhny produkty, a Rossiya - horoshee mesto dlya ih proizvodstva // Ekspert. - 2016. - № 35. - S. 39.

Labykin A. Agroprom razvorachivayut na eksport // Ekspert. - 2018 - № 45 - S. 32 Obzor rossijskogo rynka rastitel'nogo masla. [Elektronnyj resurs]. 11.10.2018 URL: http:// marketing.rbc.ru/research/562949978577493.shtml

O kompanii «Efko Almaty. [Elektronnyj resurs]. 15.10.2018 URL: http://efko.kz/o-kompanii/ Osipov A. Marketing produkcii maslozhirovogo podkompleksa v usloviyah integracionnyh processov / Osipov A., Prolygina N., Silko E. // Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. - 2016.

- № 9. - S. 67

Pereverzev D. Osnovnye faktory rosta eksporta rastitel'nyh masel Rossii // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. - 2016. - S. 24-28.

Podsolnechnoe maslo rafinirovannoe i nerafinirovanno. Osnovy agrobiznesa. // 2010. - FAO.

- Rome, - Italy. URL: http://www.eastagri.org/docs/group/435/Sunflower_web.pdf

Rejting krupnejshih kompanij // Forbes. - 2010. - 15.11.2018. URL: http://www.forbes.ru rating/200-krupneishih-nepublichnyh-kompanii/2010/solnechnye-produkty

Rejting krupnejshih kompanij agropromyshlennogo kompleksa Rossii po itogam 2017 goda. Special'nyj doklad // Ekspert. - 2018. - № 45. - S. 42-48

Rusagro» vykupila dolg «Solnechnyh produktov» // Finansovaya gazeta. 2018. 11.15.2018. URL: https://fingazeta.ru/business/agrobiznes/452787/

Rynok maslozhirovoj produkcii RF. Tematicheskie novosti. // INFO Line. 2018. S. 23. 15.11.2018. URL: http://infoline.spb.ru/upload/iblock/80f/80fae668c06c2beabec0470cf3 dd1872.pdf

Rynok rastitel'nogo masla. // 2017. 16.102018. URL: https://studfiles.net/preview/5562224/ page:28/

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

63 Q

Solnechnye produkty. // Forbes. 2017. 15.11.2018. URL: http://www.forbes.ru/profile/ solnechnye-produkty.

Umaslennyj spros // Kommersant. - 2014. 10.11.2018. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/2557884

SHereuzhev M. Sovershenstvovanie tovarodvizheniya na rynke podsolnechnogo masla. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni k.e.n. - Moskva. - 2014. - 181 s.

Efko dozhalo Bunge // Kommersant. - 2011. 10.11.2018. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/1582276

Efko rasshiryaet proizvodstvo jogurtov za 70 mln. rublej // Kommersant. 2015. 19.06.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3329884

Ardelean A. Domestic Productivity and Variety Gains from Trade./ Ardelean A. , Lugovskyy V. // Journal of International Economics. - 2010. - № 80(2). - S. 280-291.

Bernard A. Why Some Firms Export/ Bernard A., Jensen J. // NBER Working Paper. - 2001. - № 8349. 15.11.2018. URL: http://www.nber.org/papers/w8349

Bernard A. Importers, Exporters, and Multinationals: A Portrait of Firms in the U.S. that Trade Goods/ Bernard A., Jensen J., Schott R. // NBER Working Paper. 2005. - № 11404. 15.11.2018. URL: https://www.nber.org/papers/w11404.pdf

Bouet, A., Estrades, C., and Laborde D. Differential Export Taxes along the Oilseeds Value Chain: A Partial Equilibrium Analysis / // IFPRI Discussion Paper. 2012. - № 01236. 26 p.

Centrangolo, H. Limitations for competitiveness in Argentinian sunflower agrifood chain / Centrangolo, H., Carlevaro, M., and Fernandez, S // New medit. - 2002. № 2 - S. 34-40.

Hallak J. Product quality and the direction of trade // Journal of International Economics. 2006. - № 68 - S. 238 - 265. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/15a1/102368b28b8283e0b8 dfe339809e19ad72fe.pdf

Riedel, J. Determinants of indian export performance in the 1970s. / Riedel, J., Hall C. and Grawe, R. // Review of World Economics. - 1984. - № 120(1). - S. 40-63.

Zavorotniy, R. Transformation of sunflower oil production in Ukraine due to acute economic crisis./ Zavorotniy, R., Bilyk, O // Journal of International Studies. - 2017. - № 10(1) - S. 225-236.

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.