Научная статья на тему 'Роль внешней торговли в развитии рынка масложировых продуктов в России'

Роль внешней торговли в развитии рынка масложировых продуктов в России Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
777
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО / VEGETABLE OIL / ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ / ANIMAL FATS / МАРГАРИНОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / MARGARINE PRODUCTS / МАЙОНЕЗ / MAYONNAISE / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / DOMESTIC PRODUCTION / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА / ASSORTMENT STRUCTURE / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ / FALSIFICATION OF PRODUCTS / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Николаева Мария Андреевна, Рязанова Ольга Александровна

В статье рассмотрены состояние источников насыщения рынка масложировой продукции и влияние внешней торговли на развитие ее рынка. Представлены и проанализированы данные об объемах отечественного производства растительных масел, животных жиров, маргариновой продукции и майонеза. Выявлены зависимости по годам, указана структура отечественного производства по регионом страны, структура ассортимента масложировой продукции. Проанализированы изменения данных об объемах отечественного производства и объяснены причины их роста и спада. Представлены данные о импорте и экспорте масложировой продукции. Установлено, что по растительным маслами маргарину полностью преодолена импортозависимость. Более того, Россия расшириласвои экспортные возможности за счёт растительных масел. Показаны главные производители масложировой продукции в России и их торговые марки. Определены актуальные проблемы рынка масложировой продукции, пути их решения и перспективные направления развития этого сегмента рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of foreign trade in the development of oil and fat products market in Russia

The article considers the condition of sources of saturation of the oil and fat products market and the influence of foreign trade on the development of its market. Presented and analyzed data on the volumes of domestic production of vegetable oils, animal fats, margarine products and mayonnaise. Dependences on the years are revealed, the structure of domestic production in the region of the country, the structure of the assortment of fat-and-oil production, is indicated.Changes in the data on the volumes of domestic production have been analyzed and the reasons for their growth and decline have been explained. Data on imports and exports of fat and oil products are presented. It has been established that for vegetable oils and margarine, import dependence has been completely overcome. Moreover, Russia has expanded its export opportunities due to vegetable oils. Moreover, Russia has expanded its export capabilities through vegetable oils.The main producers of fat-and-oil products in Russia and their trademarks are shown. The actual problems of the market of fat-and-oil products, ways of their solution and perspective directions of development of this segment of the market are determined.

Текст научной работы на тему «Роль внешней торговли в развитии рынка масложировых продуктов в России»

Роль внешней торговли в развитии рынка масложировых продуктов в России

Мария Андреевна НИКОЛАЕВА,

доктор технических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр.1), профессор кафедры международной коммерции, Е-mail: [email protected], Ольга Александровна РЯЗАНОВА,

доктор сельско-хозяйственных наук, профессор, Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова (650992, г. Кемерово, Кузнецкий пр-т, д. 39), кафедра менеджмента и бизнес-технологий -профессор, E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены состояние источников насыщения рынка масложировой продукции и влияние внешней торговли на развитие ее рынка. Представлены и проанализированы данные об объемах отечественного производства растительных масел, животных жиров, маргариновой продукции и майонеза. Выявлены зависимости по годам, указана структура отечественного производства по регионом страны, структура ассортимента масложировой продукции. Проанализированы изменения данных об объемах отечественного производства и объяснены причины их роста и спада. Представлены данные о импорте и экспорте масложировой продукции. Установлено, что по растительным маслам и маргарину полностью преодолена импортозависимость. Более того, Россия расширила свои экспортные возможности за счёт растительных масел. Показаны главные производители масложировой продукции в России и их торговые марки. Определены актуальные проблемы рынка масложировой продукции, пути их решения и перспективные направления развития этого сегмента рынка.

Ключевые слова: растительное масло, животные жиры, маргариновая продукция, майонез, отечественное производство, экспорт, импорт, структура ассортимента, фальсификация продукции, тенденции развития.

The role of foreign trade in the development of oil and fat products market in Russia

Mariya Andreevna NIKOLAEVA,

Doctor of Technical Sciences, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadskogo prosp., str.1, Moscow, 119571), Department of International Commerce - Professor, Е-mail: [email protected], Olga Aleksandrovna RYAZANOVA,

Doctor of agricultural sciences, Kemerovo Institute (branch) G.V. Plekhanova

УДК 339.5 ББК 65.428 Н-632

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

(39 Kuznetskiy prospekt, Kemerovo, Russia 650992), Department of Management and Business Technologies - Professor, E-mail: [email protected]

Abstract

The article considers the condition of sources of saturation of the oil and fat products market and the influence of foreign trade on the development of its market. Presented and analyzed data on the volumes of domestic production of vegetable oils, animal fats, margarine products and mayonnaise. Dependences on the years are revealed, the struc-ture of domestic production in the region of the country, the structure of the assortment of fat-and-oil production, is indicated. Changes in the data on the volumes of domestic production have been analyzed and the reasons for their growth and decline have been explained. Data on imports and exports of fat and oil products are presented. It has been established that for vegetable oils and margarine, import dependence has been completely overcome. Moreover, Russia has expanded its export opportunities due to vegetable oils. Moreover, Russia has expanded its export capabilities through vegetable oils. The main producers of fat-and-oil products in Russia and their trademarks are shown. The actual problems of the market of fat-and-oil products, ways of their solution and perspective directions of development of this segment of the market are determined.

Keywords: vegetable oil, animal fats, margarine products, mayonnaise, domestic production, export, import, assortment structure, falsification of products, development trends.

Согласно ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» [1] к группе масложировых продуктов относятся растительные масла, маргариновая продукция, майонез, специальные жиры, животные жиры, спреды и топленые смеси. В соответствии с принятой в России классификацией рынок мас-ложировой продукции можно разделить на следующие сегменты и подсегменты:

Первый сегмент - Рынок растительных масел

Подсегменты:

□ растительные масла нерафинированные (подсолнечное, кукурузное, соевое, рапсовое, оливковое, хлопковое, кунжутное, виноградное, рыжиковое, амарантно-вое и др.);

□ растительные масла рафинированные (тех же видов);

Второй сегмент - Рынок животных жиров.

Этот сегмент на подсегменты не делится и представлен следующими видами: свиной, говяжий, бараний, конский, костный и сборный.

Третий сегмент - Рынок маргариновой продукции.

Подсегменты:

□ маргарины (твердые, мягкие и пр.);

□ специальные жиры (для промышленной переработки, кулинарные жиры);

□ спреды (растительно-сливочные, растительно-жировые) и их топленые смеси;

Четвертый сегмент - Майонезы.

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

Этот сегмент на подсегменты не делится и представлен высококалорийными, среднекалорийными, низкокалорийными и деликатесными майонезами, а также майонезным соусом. Данные по производству этих маргаринов в Статсборнике Росстата не приведены.

Свойства и пищевая ценность жиров зависят от количества и соотношения насыщенных и ненасыщенных жирных кислот, входящих в их состав. Пищевые жиры используют непосредственно в пищу, для приготовления консервов, кондитерских и других изделий. Вся масложировая продукция удовлетворяет энергетические потребности организма человека благодаря высокой калорийности жиров - основного вещества этой продукции.

Растительные масла являются наиболее распространённым видом жиров, используемым в питании, в пищевой промышлености и общественном питании. Благодаря жирнокислотному составу растительные масла физиологически активны/ Их биологическая эффективность определяется содержанием полиненасыщенных незаменимых жирных кислот (ПНЖК), а физиологическая ценность - содержанием фосфолипидов, стеринов, токоферолов необходимых нашему организму для построения клеток. Вследствие этого растительные масла должны обязательно входить в рацион питания человека любого возраста, даже детей первого года жизни.

В связи с высокой биологической эффективностью в Рекомендациях по рациональным нормам потребления [2] растительные масла должны потребляться в количестве 12 кг/чел/год или 30 г/чел/сут. Фактическое потребление растительных масел в России достигло 13,7 кг/чел/год. Вероятно, это обусловлено тем, что в современных нормах оптимального питания рекомендуется заменить часть животных жиров, в том числе и сливочного масла, на растительные масла. Другой причиной повышенного потребления растительных масел в России является их большая экономическая доступность по сравнению с животными жирами. В потребительской корзине в России предусмотрена норма потребления растительных масел, маргарина и других жиров 11 кг/чел/год [3].

Основным поставщиком масложировой продукции на внутренний товарный рынок страны является масложировая промышленность, которая осуществляет переработку масличного сырья в различные виды растительных масел. Помимо пищевого значения их применяют в других отраслях промышленности. [4].

Производство. Масложировая отрасль занимает ведущее место в агропромышленном комплексе России, что связано как с разнообразием и уникальностью состава масличного сырья различных регионов мира, так и с быстрой его возоб-новляемостью, важной ролью жиров в питании человека, масштабностью использования масложировых продуктов в пищевых, кормовых и технических целях, в том числе и стратегических. Поэтому состояние масложировой отрасли определя-

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

ет развитие не только отечественного агропромышленного комплекса, но и целого ряда других отраслей промышленности.

В ежегодном статистическом справочнике Росстат [5] учитываются лишь нерафинированные растительные масла, которые служат сырьем для производства рафинированных масел, маргарина и майонеза, а также поступают в розничную торговлю в расфасованном и нерасфасованном виде. Данные о производстве растительного нерафинированного масла и семян подсолнечника как сырья для их производства в период 2010 - 2016 гг. представлены в таблице 1.

Анализ данных таблицы 1 свидетельствует, что изменения объемов отечественного производства нерафинированных растительных масел носит волнообразный характер. Периоды роста (2012,2014,2016 гг.) сменяются периодами спада (2013, 2015 гг.). Однако в целом каждый последующий гребень и спад этой волны характеризуется повышенными объемами производства, что свидетельствует о тенденции к росту, хотя темпы роста снижаются.

Таблица 1

Производство растительных нерафинированных масел (включая кукурузное) и

семян подсолнечника

Вид продукции 1 оды

2010 2012 2013 2014 2015 2016

Масла растительные нерафинированные, тыс. т 3091 4192 3940 4981 4660 5148

Темпы роста, % - 135,6 94.0 126,4 93,6 110,5

Семена подсолнечника, тыс. т 5313 7450 9770 8391 9217 11000

Источник: Составлено автором на основе данных Росстата [5].

Периоды роста и спада производства растительных масел, как правило, коррелируют с аналогичными периодами роста и спада производства семян подсолнечника как сырья для подсолнечного масла, доля которого доминирует в отечественном производстве растительных масел. Исключение составляет 2013 год, когда при росте производства семян подсолнечника наблюдался спад производства нерафинированного подсолнечного масла. Вероятно, что часть урожая семян подсолнечника была экспортирована и не поступила на переработку на российские маслозаводы.

В целом производство семян подсолнечника имеет тенденцию к росту и в 2016 году увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 2016 годом. Это произошло в первую очередь за счет роста урожайности и в меньшей мере за счет роста посевных площадей. Кроме увеличения производства семян подсолнечника, отмечался рост производства сои, рапса и кукурузы.

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

69 ^

Масложировая промышленность является важной отраслью пищевой индустрии России. Производство растительных масел осуществляют более 150 предприятий, которыми в 2016 г. было выработано 5,1 млн т готовой продукции. Мощности российских маслодобывающих организаций по переработке масличных семян составляют 9,3 млн тонн в год. [6]. Следовательно, они не полностью загружены за счет отечественного сырья. Рост отечественного производства растительных масел позволил обеспечить внутренние потребности на них страны на 84%.

Крупнейшими товаропроизводителями масложировой продукции являются: Группа компаний «Содружество» (г. Санкт-Петербург), Группа компаний «Юг Руси» (г. Краснодар), ООО «Бунге СНГ» (г. Москва), Холдинг «Солнечные продукты» (н. Новосибирск), ЗАО «Самараагропромпереработка» (Самарская обл.), ОАО «Аткарский МЭЗ» (Саратовская обл., г. Аткарск), ОАО ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод» (Краснодарский край), ООО «Кубанская Компания «Элит-Масло» (г. Краснодар), ЗАО ГК «Маслопродукт» (г. Воронеж), ОАО «Астон» (н. Ростов-на-Дону), Группа компаний «Нэфис» (г. Казань, Татарстан), ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод», ОАО «Казанский жировой комбинат» (оба - Татарстан), Холдинг «Каргилл» (г. Воронеж), ОАО «Иркутский мас-ложиркомбинат» (г. Иркутск), ГК «НМЖК» (г. Нижний Новгород), ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» (г. Нижний Новгород) и др.[7, 8].

Данные по производству масложировой продукции в 2016 году и ее структура ассортимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Производство масложировой продукции

Наименование продукции/гг. 2016 г., тыс. В % к Доля в общем объ-

тонн 2015 г. еме пр-ва, %

Производство растит. и животных

масел

масло растительное нерафинированное, 5148 107,5 80,1

все виды , в том числе:

масло подсолнечное нерафинированное и его фракции 4126 111,6 56,9

масла и жиры, рафинированные 2773 110,3 31.0

продукция маргариновая 493 94,1 5,1

жиры и смеси топленые 637 97,7 7,0

Источник: Составлено и рассчитано авторами на основе [5, 9]. Из таблицы исключено производство жмыха и остатков твердых, прочих растительных жиров или масел, как не-имеющих пищевого назначения.

Анализ данных таблицы 2 показывает, что в 2016 году наблюдалось увеличение производства всех видов нерафинированных масел на 2,5%, в том числе и нерафинированного подсолнечного масла на 11,6%, а также рафинированных масел и

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

жиров на 10%. Снизилось производство маргариновой продукции на 5,9%, жиров и топленых смесей на 2,3%.

В структуре ассортимента доминируют нерафинированные растительные масла (80,1%), в том числе подсолнечное масло (56,9%). Самая низкая доля в совокупном объеме масложировой продукции приходится на маргариновую продукцию (5,1%) Наиболее востребованным на рынке является масло подсолнечное, данные по производству которого приведены в таблице 3.

Таблица 3

Объёмы производства подсолнечного масла в России в 2010-2016 гг., тыс. т

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Объём производства, тыс. т 2 619,6 2 485,7 3 539,8 3 284,2 4 038,3 3 661,5 5148,0

Темпы роста, % - 95,0 142,0 93,0 123,0 91,0 140,6

Объём производства, в млрд руб. 81,3 102,7 124,3 120,1 127,2 175,1 -

Темпы, % - 126,0 121,0 97,0 106,0 138,0 -

Источник: Составлено авторами на основе [5, 7].

Как видно из данных таблицы 3, спад производства подсолнечного масла наблюдался в 2011, 2013 и 2015 гг. и составил соответственно 95,0, 93,0 и 91,0 %, что объясняется уменьшением производства семян подсолнечника. Наибольший объем производства подсолнечного масла отмечался в 2016 году (95148 тыс. т), при этом прирост составил 40,6%. Данные по производству растительных масел по Федеральным округам представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Производство растительных масел в России по Федеральным округам [7]

ф

О Центральным ФО □ При вояже кии ФО □ Сибирски и ФО

□ Дальневосточный ФО ■ Прочие

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

Как видно из данных рисунка 1, лидерами по производству растительных масел стали Центральный и Приволжский ФО, что составило 34 и 33% соответственно. Несколько уступал им Сибирский ФО - 28,0%, а остальные в совокупности составили 5,0%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок2

Структура торгового ассортимента растительных масел на внутреннем товарном рынке*

1.0 6,0

□ Рзпса вое Е Прочее □ Пальмовое □ Соевое И Подсолнечное |

^Источник: оценка ИКАР (Института Конъюнктуры Аграрного Рынка) [6].

Как видно из данных рисунка 2, на российском рынке преобладает подсолнечное (55,0%) и соевое (24,0%) масла, а также пальмовое масло (15,0%), получаемое по импорту, тогда как масло рапсовое и прочие виды масел реализуют в небольшом количестве (6,0%).

Экспорт и импорт. Экспорт растительных масел из России. В структуре экспорта растительных масел из России преобладает подсолнечное масло, основными импортерами (получателями) которого являются Турция и Египет. Доли этих стран в общем объеме российского экспорта в 2017 г. составили 26,7% и 19,3% соответственно. На страны ближнего зарубежья - Казахстан и Узбекистан - суммарно пришлось 7,4% от всего экспорта. Более половины отгрузок соевого масла было произведено в Алжир, более 80% отгрузок рапсового масла - в Норвегию [8].

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

Таблица 4

Экспорт основных видов растительных масел из России, т

Вид масла 2014 2015 2016

т % т % т %

Масло подсолнечное 1671,4 53,5 1445,5 70,9 1790,4 74,5

Масло соевое 349,4 18,7 437,6 21,5 469,5 19,5

Масло пальмовое 1,8 8,1 2,1 1,1 27,5 1,3

Масло оливковое 133,6 8,7 153,2 7,5 112,3 4,7

ИТОГО: 2206,2 100 2038,4 100 2399,7 100

Источник: Составлено и рассчитано авторами на основе [8].

Как следует из данных таблицы 4, в 2015 г. экспорт растительных масел из России уменьшился с 2296,2т в 2014 году до 2038,4 т, т.е. на 7,7%. При этом стабильно рос экспорт соевого масла - с 349,4 т - в 2014 г. до 469,5 т - в 2016 г., т.е. в 1,3 раза больше. Экспорт основных видов масел носил неравномерный характер, особенно масла пальмового. В 2017 году экспорт пальмового масла снизился [8].

Анализ структуры экспортного ассортимента показывает, что в ней доминирует подсолнечное масло (53,5 - 74,5%), причем его доля в структуре ассортимента растет. На втором месте находится соевое масло (18,7 - 21,5% в общей структуре экспорта), причем в 2015 году эта доля увеличилась, а в 2016 году - снизилась. На третьем месте - оливковое масло (4,7 - 8,7%), но его доля постоянно уменьшается (в 1,8 раза в 2016 году по сравнению с 2014 годом). Доля пальмового масла самая низкая (1,1 - 8,1) и она уменьшилась за период 2014 - 2016 гг. в 6,2 раза.

Снижение доли оливкового и пальмового масла объясняется тем, что эти масла не производятся в России, а импортируются из других стран. Россия осуществляет реэкспорт этих масел. Рост цен на них на мировом рынке вызвал падение спроса на эти масла в России и за рубежом. Особенно резко выросли цены на оливковое масло, которое и до этого было одним из самых дорогих видов масел, если не считать редкие, экзотические масла (амарантовое, виноградное, кедровое и т.п.) [10].

Переход значительной части потребителей на экономную модель потребления в России и странах СНГ в условиях кризиса обусловил их отказ от дорогого оливкового масла, тем более, что по биологической эффективности российское подсолнечное масло не уступает импортному оливковому маслу.

Основными импортёрами российского подсолнечного масла являются Турция и Египет, занимающие в общем объёме экспорта 31,5 и 13,6% соответственно, а также Китай и Казахстан. Соевое масло экспортируется в Алжир, Китай и Тунис (38,5, 14,4 и 13,1%), а рапсовое масло - в Норвегию, Литву, Латвию, Китай и Беларусь. доля которых составила 61,4 и 18,8% соответственно в общем объёме экспорта [8].

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

73 ^

Импорт растительных масел в Россию. Несмотря на достаточные темпы производства подсолнечного масла, некоторое его количество ввозится в Россию по импортным поставкам (см. таблицу 5).

Таблица 5

Импорт в Россию основных видов растительных масел, тыс. т [8]

Виды масла 2014 2015 2016

Тыс. т % Тыс. т % Тыс.т %

Масло пальмовое 706,3 94,6 888,9 98,0 885,1 97,2

Масло оливковое 31,2 4,2 15,1 1,7 19,5 2,1

Масло подсолнечное 8,8 1,15 3,3 0,27 5,9 0,67

Масло рапсовое 2,3* 0,02 2,1* 0,02 2,5* 0,02

Масло соевое 2,5 * 0,03 1,3 * 0,01 1,0 * 0,01

ИТОГО: 747.1 100 907,7 100 910,8 100

*в тоннах

Источник: Составлено и рассчитано авторами на основе [8].

Как следует из данных таблицы 5, импорт растительных масел в физических объемах в период 2010 - 2016 гг. увеличился на 164,2 тыс. т или на 22%, при этом импорт значительно превосходил экспорт. Это объясняется повышенными внутренними потребности масложирового рынка, в том числе различных отраслей народного хозяйства, а также реэкспортом пальмового и оливкового масел из России.

В структуре импорта растительных масел лидирующее место занимает пальмовое масло (95 - 98%), причем в период 2014 - 2016 гг. эта доля незначительно увеличилась. Второе место в структуре импорта принадлежит оливковому маслу (1,7 - 4,2%), хотя и со значительным отрывом от пальмового масла, При этом его доля снизилась в 2 раза. Уменьшение импорта оливкового масла обусловлено снижением спроса на него из-за роста цен и падения платежеспособности населения, тем более, что оливковое масло используется в быту и общественном питании в основном только на кулинарные цели. Небольшое его количество применяется в косметической промышлености. Оливковое масло является продуктом не повседневного, а отложенного спроса.

В отличие от него пальмовое масло почти не поступает в розничную торговлю, а используется в больших количествах в кондитерской промышлености как заменитель какао - масла или молочного жира. а также в молочной промышлености при производстве сливочно-растительных спредов, молочно-растительных продуктов и при фальсификации коровьего масла, сыра, сметаны, творога и мороженого[11].

Доля импортируемого подсолнечного масла невелика (0,3-1,15%) и вероятно связана с сокращением логистических затрат при перевозке его в районы Дальнего Востока, юга Якутии и Крайнего Севера.

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

Совсем небольшой является доля импорта рапсового и соевого масел (0,01 -0,03%), которая измеряется в тоннах, а не в тыс.т как остальные виды импортируемых масел. Это объясняется тем, что отечественное производство указанных масел достаточно для обеспечения внутренних потребностей страны. Поэтому их импорт носит разовых характер[12].

Основным экспортером пальмового масла является Индонезия, на долю которой приходится почти 80% от совокупного объема импорта. За ней с большим отрывом следуют Нидерланды, Малайзия, Швеция и Италия.

Мировое производство. Суммарный объем производства основных растительных масел в мире в сезоне 2015/16 годов составил 178,3 млн. тонн. На 2016/2017 год рост объемов производства увеличился на 3% - до 184 млн тонн. Основной объем выпуска растительных масел приходится на пальмовое и соевое масла. В сумме они составляют 63 % от общего объема мирового производства [14]. Структура мирового производства растительных масел характеризуется следующими данными, в %: пальмовое - 34,0, соевое - 29,0, рапсовое - 16,0, подсолнечное - 8,0, пальмоядровое - 4,0, арахисовое - 3,0, хлопковое - 2,0, кокосовое - 2,0, оливковое - 2,0. По мнению экспертов, лидером роста в следующем году станут пальмовое масло, объем производства которого вырастет на 5 %, подсолнечное масло, для которого ожидается рост на уровне 4,3 %. В тоже время сократится производство хлопкового (-1,5 %) и рапсового (-0,4 %) масел.

Потребление. Данные по среднедушевому потреблению растительного масла в России представлены на рисунке 3.

Рисунок 3

Потребление* растительных масел на душу населения в период с 2000 по 2016 гг.

ИМИ 2ПМ 2012 2013 2014 Z0ÍS 201(>

Примечание: * - здесь и далее - пунктирной линией обозначена рекомендуемая норма потребления продукта

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Как видно из данных рисунка 3, потребление растительных масел за этот период носило неравномерный характер и варьировалось от 11,0 (в 2013 г.) до 13,7 кг/ чел/год (в 2016 г.), т.е. почти в 1,2 раза выше рекомендуемой нормы. С 2010года впервые уровень потребления полностью соответствовал рекомендуемым нормам, т.е. 12,0 кг/год, за исключением 2011 и 2013 гг., когда оно приближалось к ним и составило 11,5 и 11,0 кг/чел/год соответственно. Начиная с 2012, а также с 2014 по 2016 гг. фактическое потребление даже превысило рекомендуемый уровень, что составило 13,4 кг/чел/год (2012 г.), 13,0 кг/чел/год (в 2014 г.), 13,3 кг/чел/год - в 2015г., а в 2016 г. - уже 13,7 кг/чел/год [15].

Однако, несмотря на превышение рекомендуемых норм потребления, россияне не являются лидерами в этом вопросе. Традиционно высокий уровень потребления имеют такие страны, как США, Греция, Испания - 35,0 кг/год, что в 2,9 раза выше рекомендуемой нормы. В таких странах ЕС, как Франция, Италия, Германия потребление растительных масел также было традиционно высоким - 28,0 кг/год, что было выше нормы в 2,3 раза, а в Голландии, Бельгии, Швеции - 22,0 кг/год - в 1,8 раза, тогда как в Канаде оно составляло 16,0 кг/год - в 1,3 раза (см. рисунок 4).

Рисунок 4

Потребление растительных масел в некоторых странах мира

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

Как видно, самое высокое потребление растительных масел отмечается в США, Греции, Испании, а самое низкое на Украине, но оно в пределах рекомендуемой нормы.

Сегмент рынка животных жиров сравнительно небольшой как по объемам производства и продаж, так и по ассортименту продукции. В официальной статистике Росстата животные жиры не учитываются как самостоятельная группировка, поэтому данные о их производстве отсутствуют и не представляется возможным выделить их отдельно из группировки «Жиры и масла».

Продажи животных жиров в последние годы постоянно падают вследствие уменьшения спроса на них. Так, в 2014 году было продано 167,4 тыс. т животных жиров, что на 45% меньше, чем в 2013году. Падение продаж этих жиров отмечалось и в последующие годы, в том числе и в 2016 году. Кроме падения спроса, это объясняется тем, что отечественное производство животных жиров невелико. Их импорт в 15 - 20 раз превышает отечественное производство [16].

Животные жиры до 2014 года поступали в основном из стран ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии. После введения антироссийских санкций импорт животных жиров резко сократился. Соответственно уменьшились их продажи и использование в пищевой промышлености. Кроме того, животные жиры успешно заменяют маргарин, кулинарные жиры, спреды и их топленые смеси. В структуре торгового ассортимента животных жиров преобладает свиной жир (94%). Доля остальных жиров: говяжьего, бараньего, конского невелика. Произведенные и импортируемые животные жиры используются для промпереработки (74%), для реализации в розничной торговле (7%), в предприятиях общественного питания (18%) [16].

Сегмент рынка маргариновой продукции, как уже указывалось, имеет самую низкую долю на рынке масложировой продукции. При этом в период 2010

- 2016 гг. объемы производства маргарина снижались. Так, по данным АБЦ [15] производство маргарина было в 2012 - 2014 гг. в пределах 70 - 75 тыс.т, а в 2015

- 2016 гг. оно сократилось до 33-35 тыс.т, т.е. более чем в 2 раза. Это объясняется тем, что более дешевым конкурентом маргарина на российском и мировом рынках является пальмовое масло. Поэтому спрос на маргарин падает. При этом попытки производителей маргарина создать общественное мнение о вреде пальмового и кокосового масла не увенчались успехом.

Переориентация спроса с пальмового масла не удалась, тем более, что в СМИ часто появляется информация о вреде транс - изомеров жирных кислот, содержащихся в маргарине. С 1 января 2018 года вводится запрет на выпуск и реализацию масложировой продукции, в том числе маргаринов и спредов, их топленых смесей с массовой долей транс - изомеров жирных кислот более 2%. В структуре ассортимента маргариновой продукции 50%объема производства представлено специальными жирами. В 2016 году доля маргарина снизилась на 4,3%, а доля специ-

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

77 0

альных жиров, спредов и топленых смесей выросла на 2 и 2,5% соответственно. В ассортименте маргарина 79% приходится на твердый маргарин.

Ведущими производителями маргариновой продукции являются ЗАО «Жировой комбинат», входящий в холдинг «Солнечные продукты», ГК «Благо», ОАО «Евдаковский масложировой комбинат» и ОАО «Верхнехавский МЖЗ». Указанные предприятия производят не только маргарин, но и более трети всех отечественных спредов: растительно- сливочных, высокожирных спредов с массовой долей жира 70 - 95%.

Несмотря на снижение объемов производства маргарина, экспорт его в другие страны постоянно увеличивается (см. таблицу 6). Как видно из данных таблицы 6, экспорт маргарина с 2010 года по 2016год увеличился на 61,4 тыс. т или более ем в 1,5 раза. Лишь в 2015 году экспорт маргарина был на 2,5% меньше, чем в 2014 году.

Таблица 6

Экспорт и импорт маргарина в России

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт, тыс.т 91,6 103,2 120,6 137,5 150,1 146,4 153,0

Темпы роста, % - 112,7 116,9 114,0 109,2 97,5 104,5

Импорт, тыс.т 95,5 88,7 70,8 74,6 70,0 35,3 33,0

Темпы роста, % - 92,9 79,8 105,4 93,8 50,4 93,5

Источник: Составлено и рассчитано авторами на основе [17,18].

Интересно, что это понижение совпало с уменьшением производства нерафинированного растительного масла как основного сырья для производства маргарина.

Экспорт маргарина значительно превышает его импорт на 14,5 - 48,5 тыс. т. Лишь в 2010 году импорт был больше экспорта на 3,9 тыс. т. Экспорт маргарина значительно превышает его отечественное производство, поэтому восполняется импортом. Темпы роста экспорта по годам постепенно снижаются и самый низкий их прирост наблюдался в 2016 году, хотя в физической массе экспорт этого года отличался максимумом.

Импорт маргарина в 2010 - 2016 гг. неуклонно уменьшался, за исключением 2012 года. В 2016 году объем импорта снизился почти в 3 раза. Это было обусловлено ростом цен на импортный маргарин, повышением курса доллара, что привело к паданию спроса на него. Одновременно имел место рост цен на пальмовое масло на мировом рынке (на 24,7% в октябре 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года). В структуре импорта лидирует кондитерский жир (83,5%), в том числе заменитель масло какао (69%). На долю маргарина приходится всего 5% [16].

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

Сегмент рынка майонеза представлен высококалорийными, среднекалорий-ными, низкокалорйными, дессертными майонезами и майонезными соусами, которые пользуются устойчивым спросом у населения и в предприятиях общественного питания. Потребление их составляет 10 - 12 кг/чел/год [19]. Даже в условиях кризиса продажи майонеза существенно не снижались, но отмечались изменения в структуре их потребления. В частности, снижался спрос на дорогие торговые марки майонеза и наблюдалась переориентация на традиционные, более дешевые марки.

Майонез относится к продуктам массового потребления. Установлено, что примерно 93% взрослых россиян используют майонез в пищу. Потребителями являются не только физические лица, но и пищевая промышленость, а также предприятия общественного питания.

В структуре ассортимента преобладают высококалорийные майонезы (66%), на втором месте - среднекалорийные (22%), на третьем - майонезные соусы (9%) и на четвертом - низкокалорийные майонезы (3%) [18].

Данные о производстве маргарина представлены в таблице 7.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство майонеза в России

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Производство, тыс. т 786,1 783,3 775,3 838,9 846,6 821,1 850,0

Темпы роста, % - 100 99 108 101 97 103,5

Производство, в млрд. руб. 39,1 44,4 41,1 44,4 43,8 58,5 -

Темпы роста, % - 113 93 108 99 134 -

Источник: Составлено авторами на основе [19. 20].

Как видно из данных таблицы 7, производство майонеза имеет тенденцию к росту, хотя в 2012 и 2015 гг. отмечалось снижение объемов производства на 1 и 3% соответственно. Уменьшение производства в 2015 году объясняется повышением цен на него, о чем свидетельствует рост производства в этом году в денежном выражении за счет роста цен на пальмовое масло как один из компонентов майонеза ряда торговых марок. В 2016 году производство майонеза увеличилось на 3,5% по сравнению с 2015 годом и на 8,1% по сравнению с 2010 годом.

Марочный ассортимент достаточно полон и насчитывает 25 - 30 торговых марок. Среди них к брендам можно отнести следующие торговые марки: Слобода, Mr. Ricco, Calve, Ряба, Михеевъ, Моя семья, Московский провансаль, Мечта хозяйки, Ласка, Балтимор и др.

Важнейшими производителями майонезов являются: ГК «НМЖК», ГК «Эфко», Холдинг «Солнечные продукты», ООО «Юнилевер Русь», компания «Хайнц», АО «Нэфис-Биопродукт».

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

Анализ территориального распределения производства майонеза показывает, что 80% его производства расположено в трех округах: Приволжском(42%), Центральном (27%), и Сибирском (11%) [20]. Рынок майонеза полностью насыщен за счет отечественного производства. Дальнейшее увеличение его производства возможно лишь за счет поставок майонеза на экспорт. Российский майонез экспортируется в основном в страны СНГ, преимущественно в Казахстан, Азербайджан, Киргизию и др.

Импорт майонеза невелик. Небольшое его количество поступает из южной Кореи, в основном в Приморский край, а также из Италии. Майонез импортируется в 12 регионов России. 40% импорта приходится на Москву [19]. В 2017 году во 2 квартале импорт майонеза увеличился на 18%.

Основной проблемой российского рынка майонеза является большой удельный вес низкокачественной продукции. Как показали исследования Роскачества в отобранных образцах были обнаружены резкокислый и прогорклый вкус, наличие крахмала и консервантов (бензойной или сорбиновой кислот) при указании в маркировке их отсутствия, пониженная массовая доля жира по сравнению с заявленной и др. Для повышения качества выпускаемого и реализуемого майонеза необходимо внедрять на производстве системы менеджмента качества, в том числе системы ХАССПП, а также усиление внутрифирменного и государственного контроля.

Остальные сегменты рынка также имеют общие и специфичные проблемы, которые будут рассмотрены далее.

Проблемы на рынке масложировой продукции. Среди основных проблем, стоящих перед отечественной масложировой промышленностью, необходимо отметить следующие.

1. Недостаточность посевных площадей под масличными культурами, что сдерживает увеличение производства растительных масел, маргариновой продукции и майонеза.

2. Снижение урожайности основных масличных культур за счет ухудшения экологической обстановки в районах выращивания сказалось на спросе на масложи-ровую продукцию в целом, а также повысило себестоимость масличного сырья и готовой продукции из нее.

3. Повышенная импортозависимость от закупки за рубежом элитного семенного материала, в том числе высокоолеинового и высокопальмитинового подсолнечника, а также недостаточность использования современных агротехнологий, позволяющих предотвратить возникновению болезней подсолнечника.

4. Ослабление государственного регулирования и контроля за деятельностью перерабатывающих предприятий, вследствие чего в реализацию поступает определенное количество продукции ненадлежащего качества;

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

5. Недостаточность развития компонентов логистического обеспечения отрасли - в России мало компаний, осуществляющих перевозку масложировой продукции на большие расстояния с использованием собственных логистических сетей и специализированных транспортных средств;

6. Рост цен на топливно-энергетические ресурсы, что, в свою очередь, провоцирует рост себестоимости растительного масла (потребность в энергии у прессов и других установок для производства растительного масла, произведенных еще в СССР, значительно превышает аналогичный показатель для современного оборудования иностранных компаний);

7. Ужесточение санитарных требований к растительному маслу, условиям его производства, хранения и транспортировки со стороны стран-импортеров российской масложировой продукции, что может привести к снижению объемов экспорта российской масложировой продукции;

8. Высокий уровень мировых цен на основные масличные культуры (в том числе и на подсолнечник), способствующий активизации экспорта подсолнечника из России и сокращению ресурсов сырья для внутренних переработчиков [11, 13].

Для решения указанных проблем необходимо реализовать ряд мероприятий, указанных в перспективных направлениях развития рынка.

Перспективные направления развития рынка масложировой продукции. К ним относятся следующие направления:

Увеличение производства масложировой продукции с добавленной стоимостью для расширения экспортного потенциала страны.

Совершенствование ассортимента растительных масел путем расширения географии производства масличных семян всех видов, кроме тропических масел, что позволит увеличить объёмы их заготовки до 11,0-12,5 млн. т.

Повышение качества и конкурентоспособности отечественной масложировой продукции за счет внедрения прогрессивных сортов масличных культур, инновационных технологий производства, а также обогащения готовой продукции витаминами и другими БАВ.

Осуществление мер по укреплению и дальнейшему совершенствованию материально-технической базы отрасли, включающие техническое перевооружение предприятий современным высокотехнологическим оборудованием, что позволит оснастить перерабатывающие предприятия инновационным оборудованием по глубокой переработке масличного сырья, особенно линий по экстракции и рафинирования извлечённых масел, а также линий по производству фасованной масло-жировой продукции, что приведет к улучшению её качества.

Снижение удельной доли фальсифицированной продукции за счет усиления контроля на всех этапах технологического цикла товародвижения.

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

81 ^

Увеличение бюджетного финансирования на научно-исследовательские разработки, а также государственная поддержка отрасли, в том числе субсидирование инвестиционных кредитов на внедрение НИР.

Улучшение инфраструктуры масложировой промышленности, в том числе логистических и транспортных систем, а также материально-технической базы хранения сырья и готовой продукции.

Разработка основных направлений развития масложировой промышленности, формирование плана управления научно-техническим прогрессом позволит инвестировать фундаментальные, прикладные исследования и разработки инновационных технологий, которые будут способствовать совершенствованию как уже существующих традиционных технологий, так и созданию современных инновационных технологий. Это позволит не только повысить качество выпускаемой продукции, но и ускорить наращивание экспортного потенциала отрасли.

В заключение необходимо отметить, что рынок масложировой продукции является динамически развивающимся сегментом продовольственного рынка, который отличается импортонезависимостью и экспортоориентированностью. Экспорт подсолнечного масла вошел в число наиболее высокодоходных сегментов внешней торговли России. Отечественное производство растительных масел постоянно увеличивается, несмотря на колебания по годам, экспорт растет, а импорт сокращается. Проблемы, возникающие на рынке масложировой продукции могут быть решены при реализации перспективных направлений развития рынка.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/ deptexreg/tr/Pages/MasloGirov.aspx

2.Приказ Минздрава РФ от 19 августа 2016г. № 614 «Рекомендации рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420374878.

3. Потребительская корзина на 2017год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /bs-live.ru/makroekonomike/

4. Хитров С. Обзор рынка масличных, подсолнечника, масел. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agrobursa.ru/ gazeta/podsolnechnik-maslo/ 2017/04/10/obzor-masli-chnykh-podsolnechnika masel.html

5. Россия в цифрах. 2017. Статистичекий сборник. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /customs.ru

6. Рылько Д. Рынок масложировой продукции. Институт конъюнктуры аграрного рынка. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://subscribe.ru/catalog/ food.ikarr].

7. Непоклонов Е. Масложировая отрасль России: состояние и перспективы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .

8. Сельскохозяйственные рынки России. Аналитический обзор за 1У квартал. Аналитический центр при Правительстве России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/ 13666.pdf

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

9. Социально-экономическое положение РФ_2016.pdf, Статсборник. yT04.pdf, PRODJ_2016.rar. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis- tics/tariffs/.

10. Игнатова Л.Г., Кочеткова А.А., Нечаев А.П., Тутельян В.П. Жировые продукты для здорового питания. Современный взгляд. - М.: ДеЛи принт, 2009, - 396 с.

11. Проблемы отрасли: Масложировая промышленность. Подготовлено специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprostru/content/base/part/1045269.

12. Петриченко В. Растительные масла. Состояние рынка растительных масел. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vbibl. ru/informa-tika/97309/index.html

13. Сангаджиева Б.В. Масложировая промышленность и научно-технический прогресс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //маслодел.рф/новости/Москва/ Масложировая-промышленность-и-научнотех. html. 14. Мировой рынок растительного масла. Подготовлено специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://мниап.рф/analytics/ Mirovoj-rynok-rastitelnogo-masla/.

15. Власова О.В. Рынок растительного масла. Маркетинговое исследование. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indexbox. ru/reports/marketingovoe-issledovanie-rynok-rastitelnogo-masla/

16. Продажи животных жиров в России упала. Подготовлено специалистами Экспер-тно-аналитического центра агробизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// market.rbc.ru/artikles/2215.

17. Светланова С.Рынок маргарина России в 2016 году. Исследования Ассациации производителей и потребителей масложировой продукции. - 2016г. [Электронный ресурс] .Режим доступа. Ab-centre.ru/news.

18.Обзор Российского рынка маргарина и спецжиров. Исследования ID - Marketing. [Электронный ресурс] - Режим доступа. /nkoapmp.org.

19. Косикова Д Рынок майонеза в России. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. Index box.ru/news

20. Лелякина А., Фиш С. 80% российского майонеза не соответствует стандартам качества. [Электронный ресурс] - https//iz.ru/news/599777

BIBLIOGRAFIYA:

1. TR TS 024/2011 «Tekhnicheskij reglament na maslozhirovuyu produkciyu». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/ MasloGirov.aspx

2.Prikaz Minzdrava RF ot 19 avgusta 2016g. № 614 «Rekomendacii racional'nye normy potrebleniya pishchevyh produktov, otvechayushchih sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420374878.

3. Potrebitel'skaya korzina na 2017god. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: /bs-live.ru/ makroekonomike/

4. Hitrov S. Obzor rynka maslichnyh, podsolnechnika, masel. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://agrobursa.ru/ gazeta/podsolnechnik-maslo/ 2017/04/10/obzor-maslichnykh-podsolnechnika masel.html

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

5. Rossiya v cifrah. 2017. Statistichekij sbornik. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: / customs.ru

6. Ryl'ko D. Rynok maslozhirovoj produkcii. Institut kon"yunktury agrarnogo rynka. [EHlektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://subscribe.ru/catalog/ food.ikarr].

7. Nepoklonov E. Maslozhirovaya otrasl' Rossii: sostoyanie i perspektivy. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: .

8. Sel'skohozyajstvennye rynki Rossii. Analiticheskij obzor za 1U kvartal. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossii. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/ 13666.pdf

9. Social'no-ehkonomicheskoe polozhenie RF_2016.pdf, Statsbornik. utoch.pdf, PRODJ_2016.rar. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis- tics/tariffs/.

10. Ignatova L.G., Kochetkova A.A., Nechaev A.P., Tutel'yan VP. ZHirovye produkty dlya zdorovogo pitaniya. Sovremennyj vzglyad. - M.: DeLi print, 2009, - 396 s.

11. Problemy otrasli: Maslozhirovaya promyshlennost'. Podgotovleno specialistami EHkspertno-analiticheskogo centra agrobiznesa. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/1045269.

12. Petrichenko V. Rastitel'nye masla. Sostoyanie rynka rastitel'nyh masel. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://vbibl. ru/informa-tika/97309/index.html

13. Sangadzhieva B.V. Maslozhirovaya promyshlennost' i nauchno-tekhnicheskij progress. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: //maslodel.rf/novosti/Moskva/ Maslozhirovaya-promyshlennost'-i-nauchnotekh. html. 14. Mirovoj rynok rastitel'nogo masla. Podgotovleno specialistami EHkspertno-analiticheskogo centra agrobiznesa [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mniap.rf/analytics/ Mirovoj-rynok-rastitelnogo-masla/.

15. Vlasova O.V. Rynok rastitel'nogo masla. Marketingovoe issledovanie. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.indexbox. ru/reports/marketingovoe-issledovanie-rynok-rastitelnogo-masla/

16. Prodazhi zhivotnyh zhirov v Rossii upala. Podgotovleno specialistami EHkspertno-analiticheskogo centra agrobiznesa [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://market.rbc. ru/artikles/2215.

17. Svetlanova S.Rynok margarina Rossii v 2016 godu. Issledovaniya Assaciacii proizvoditelej i potrebitelej maslozhirovoj produkcii. - 2016g. [EHlektronnyj resurs] .- Rezhim dostupa. Ab-centre.ru/news.

18.Obzor Rossijskogo rynka margarina i speczhirov. Issledovaniya ID - Marketing. [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. /nkoapmp.org.

19. Kosikova D Rynok majoneza v Rossii. [EHlektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: http:// www. Index box.ru/news

20. Lelyakina A., Fish S. 80% rossijskogo majoneza ne sootvetstvuet standartam kachestva. [EHlektronnyj resurs] - https//iz.ru/news/599777

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.