ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.45:637
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАСАОЖИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ
Масложировая отрасль - важная составная часть российского агро -промышленного комплекса. Ее конечная продукция: растительные масла, маргарины, майонезы - являются высокоценным продуктом питания, пользующимся повышенным спросом населения страны. Растительные масла и маргариновая продукция используются в качестве сырья на предприятиях хлебопекарной, кондитерской, пищеконцентратной, овощекон-сервной отраслей. Кроме того, растительные масла находят сравнительно широкое применение при выработке мыла, моющих и косметических средств, медицинских препаратов, олифы и других видов непищевой (технической) продукции. Продукты переработки масличного сырья (жмыхи и шроты) являются высокобелковыми компонентами кормов в животноводстве, без которых невозможно создание полноценных рационов питания скота и птицы.
Современная сырьевая база отечественных маслодобывающих предприятий представлена семенами нескольких видов масличных культур. К основным возделываемым культурам относятся подсолнечник, соя, рапс. Их доля в посевных площадях под всеми масличными культурами в последние годы составляет около 95%. Семена других масличных культур: льна, горчицы, клещевины, рыжика, сурепицы - производятся в относительно небольших объемах.
В 2006 г посевами подсолнечника было засеяно 6101 тыс. га, что на 10,8% выше, чем в 2005 г. Этим обусловлен рост валового сбора семян подсолнечника до 6,7 млн т, несмотря на снижение его урожайности (с 11,9 до 11,3 ц/га убранной площади).
Основными производителями подсолнечника остаются сельскохозяйственные организации. Их доля в производстве семян подсолнечника в 2006 г. составила 70,1% (2005 г - 72,5%). Отмечается увеличение удельного веса крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. В 2006 г. ими получено 29,1% подсолнечника от общего сбора в хозяйствах всех категорий (в 2005 г. данный показатель составил 26,6%).
На втором месте после подсолнечника по величине посевных площадей и валовых сборов находится соя. Урожайность сои в России составляет всего 6 - 8 ц/га, тогда как в ведущих странах - производителях сои она колеблется от 18 до 26 ц/га. Возделывание сои в России является перспективным с точки зрения пополнения ресурсов как растительного масла, так и шротов. Соевый шрот является ценным источником пищевых растительных белков и высокопротеиновым кормовым продуктом.
Т.А. Баринова,
аспирантка кафедры таможенного дела, СГСЭУ
ВЕСТНИК 2007. № 16(2)
♦
♦
В России масложировая продукция производится на ll крупных специализированных предприятиях и примерно в 1300 (12% по мощностям) малых цехах и мелких производствах.
Емкость российского рынка растительного масла в настоящее время составляет более 950 млн л. В денежном выражении рынок можно оценить в 1,3 млрд долл., а темпы роста - в 15% по сравнению с 2005 г.1.
Высокие темпы роста рынка (как в натуральном, так и в денежном выражении) могут объясняться увеличением частоты потребления растительного масла в до-мохозяйствах. Кроме того, развиваются менее насыщенные рынки, такие как Сибирь и Дальний Восток. Перспективы роста продаж растительного масла в России тоже связывают с увеличением душевого потребления в малых городах (менее 100 тыс. человек) всех регионов страны.
На сегмент растительного подсолнечного масла приходится более 5/6 рынка. Положительную динамику испытывает сегмент кукурузного масла, на который в 2005 г. приходилось в среднем 4,8% рынка, а в 2006 г - 5,1%.
По данным на 2006 г сегмент оливкового масла занимает по объему только 0,6% рынка. На российском рынке представлено только импортное оливковое масло (Aceites Borges Pont, S.A., Olive Line international).
В 2006 г. общее производство маргариновой продукции в России составило 608 554 т (объем производства вырос на 10% по сравнению с 2005 г), наливного растительного масла - 1383 108 т (рост составил 20%), майонеза выпущено 444 132 т (рост производства по сравнению с прошлым годом составил 21%).
Более 10% производимой в России маргариновой продукции приходится на столовые маргарины. Доли кулинарных жиров, которые в основном используются для промышленной переработки, и бутербродных маргаринов составляют соответственно 16% и 11%. Таким образом, маргариновая продукция является одновременно потребительским и промышленным товаром.
Объем импорта маргариновой продукции не превышает 10% общероссийского производства. Основными странами - поставщиками этой продукции на российский рынок являются Нидерланды и Дания, доли которых в общем объеме импорта составляют соответственно 18% и 16% в натуральном выражении. На долю Германии и Италии приходится по 14%. Доли других стран не превышают 5% (рис. 1).
□ Нидерланды ВДания
□ Германия
□ Италия Ш Швеция
0 Финляндия а Другие
25%
18%
5%
16%
8%
14%
14%
Основной поток российского экспорта маргариновой продукции - около 67% - направлен в страны ближнего зарубежья (рис. 2).
15%
30%
□ Казахстан И Монголия И Украина И Другие
Рис. 1. Структура импорта маргариновой продукции по странам, в натуральном выражении, %
Среди крупнейших зарубежных фирм-производителей можно выделить Karlshamn Mejeri AB (Швеция), Raisio Raision Oy (Финляндия), Romi Smilfood B.V. (Нидерланды ), Unigra S.P.A. (Италия), Unilever Polska S.A. (Польша), Unimills B.V. (Нидерланды) и Walter Rau Lebensmittelwerke GmbH (Германия).
Рис. 2. Структура экспорта маргариновой продукции по странам, в натуральном выражении, %
Крупнейшим потребителем российского маргарина является Казахстан: в натуральном и стоимостном выражении на его долю приходится соответственно 47% и 44% экспорта. Чуть менее 1/3 экспортируемой продукции приходится на Монголию. На Украину экспортируется в натуральном и стоимостном выражении соответственно 8% и 10% выпускаемой в России маргариновой продукции2.
На рынке майонезной продукции также отмечается рост производства. Емкость российского рынка майонеза специалисты оценивают в 350 - 400 тыс. т, или в 600 млн долл. В 2006 г производство майонеза возросло не более чем на 2% по сравнению с 2005 г и составило 650 тыс. т майонеза. Такой небольшой рост отрасли объясняется насыщением рынка майонезной продукции. Российские потребители отдают предпочтение майонезам, жирность которых составляет 67%. На долю таких продуктов приходится 60% рынка. Импортные белые соусы занимают не более 3% майонезного рынка России. В 2006 г в страну было ввезено около 10 тыс. т майонеза.
На российском рынке масложировой продукции наблюдается консолидация предприятий за счет покупки слабых более стабильными и крупными или добровольного объединения производителей в холдинги. Такие агропромышленные холдинги работают наиболее стабильно, производя конкурентоспособную продукцию на мировом рынке.
Следует отметить, что и выход ведущих западных компаний на российский рынок теперь возможен за счет приобретения крупных отечественных холдингов. Стабильное сокращение импорта маргариновой продукции, которое наблюдается в течение последних нескольких лет, свидетельствует о том, что зарубежные компании организуют собственное производство на территории России.
Развитие масложировой промышленности в условиях жесткой конкуренции, вполне естественно, немыслимо без серьезных научных разработок. Роль отраслевой науки в решении проблем масложирового комплекса, ускорении научно-технического прогресса трудно переоценить. Несмотря на недостаточное бюджетное финансирование, работники масложировой науки проводят фундаментальные и прикладные исследования, способные серьезно обновить научные представления и основные процессы маслодобывания и жиропереработки.
Анализ показателей, характеризующих динамику развития масложировой промышленности за последние годы, свидетельствует о наметившейся позитивной тенденции в ее становлении. Вопреки всем трудностям в агропромышленном комплексе идет постепенное наращивание основных сырьевых ресурсов масличных культур, в первую очередь - подсолнечника. Однако, несмот-
♦
♦
ря на достаточно активные темпы роста рынка растительного масла, по уровню потребления Россия существенно отстает от европейских стран: средний европеец в год потребляет порядка 12 - 16 л растительного масла, в то время как в России этот показатель в 2 раза ниже - 7 л.
Перспектива присоединения России к Всемирной торговой организации побуждает работников масложи-ровой промышленности активнее выстраивать связи между отечественными предприятиями. Продолжаются создание отраслевых холдингов и вертикально-интегрированных комплексов, взаимопроникновение предприятий путем покупки акций, создание и расширение отраслевых союзов и ассоциаций.
В настоящее время в Россию завозится большое количество пищевого сырья и продовольствия, содержащего генетически модифицированные ингредиенты. Особенно широкое распространение получили растительные масла, маргарины, соусы, содержащие трансгенные культуры сои, кукурузы и рапса. В отличие от зарубежных пред -приятий многие отечественные производители масложи-ровой промышленности не используют генетически модифицированных компонентов при производстве своей продукции, что дает несомненное конкурентное преимущество на рынке отрасли. Однако проблема обостряется и тем, что используемые в мировой практике механизмы государственного регулирования рынка генетически модифицированных продуктов в нашей стране практически не применяются. Поэтому для России очень важно совершенствовать политику в области регулирования рынка опасной продукции, в том числе масложировой отрасли пищевой промышленности.
Известно, что значительная часть ассортимента и объемов масложировой продукции российского происхождения по определяющим показателям не уступает аналогичным видам продуктов развитых стран мира, а по некоторым параметрам, в том числе таким, как экологическая чистота, нередко превосходит их. Такое положение отрасль достигла благодаря тому, что многие крупные предприятия - производители масложировой продукции успешно внедряют систему менеджмента качества, соответствующую международным требованиям.
Подобная система позволяет предприятиям масложировой отрасли обеспечивать качество продукции, ориентируясь на требования потребителя; формировать условия для непрерывного улучшения, которые являются основой раскрытия инновационного потенциала предприятия, что позволяет гибко реагировать на меняющиеся требования потребителей и производить более конкурентоспособную продукцию.
Внедрение на предприятиях системы ХАССП обеспечивает уверенность в безопасности продукции за счет предотвращения или снижения до приемлемого уровня риска возникновения опасности для жизни и здоровья потребителей, что особенно актуально в связи с появлением на рынке продуктов, содержащих трансгенные ингредиенты. Система ХАССП, или Hazard Analysis and Critical Control Points (анализ рисков и критические контрольные точки), является в настоящее время основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира.
Рост конкурентоспособности отечественной масложи -ровой продукции не только создает ей приоритет на внутреннем продовольственном рынке, но и всерьез начинает затрагивать интересы известных транснациональных компаний. Неслучайно экспорт растительных масел заметно возрос. Очень важно, наращивая объемы производства для отечественного рынка, постоянно расширять российское присутствие на международном рынке.
Таким образом, можно говорить о положительной тенденции развития масложирового комплекса России. На наш взгляд, главным ориентиром экономической стратегии предприятий, фактором конкурентоспособности является повышение качества и безопасности продукции. Многие производители масложировой продукции успешно внедряют международные системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001-2001 и принципами ХАССП, наличие которых укрепляет доверие потребителей к выпускаемой продукции, способствует выходу на внешние рынки.
1 См.: www.gks.ru.
2 См.: www.advertology.ru.
УДК 338.48
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Для постиндустриального периода характерна структурная перестройка экономики, когда основополагающую роль начинают играть те ее отрасли, которые связаны с развитием человека как личности, повышением его образовательного уровня, обеспечением высокого качества жизни отдельного индивида и общества в целом. Кроме того, изменилась и иерархия мотивов деятельности человека. В мотивационной системе начинают доминировать факторы внутреннего развития личности и межличностного взаимодействия. С изменением мотивационной структуры формируется новый тип личности, ориентированный не на максимализацию материального потребления, а на достижение внутренней гармонии и совершенства, наращивание интеллектуального и творческого потенциала. В этих условиях экономическая деятельность смещается от производства товаров к производству услуг, а источник производительности и роста заключается в на-
Б.А. Беляев,
ассистент кафедры менеджмента туристического бизнеса, СГТУ
ВЕСТНИК 2007. № 16(2)