УДК 658.114.5:637.2(476)
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГА В МАСЛОЖИРОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О. П. КОЛЬЧЕВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент, УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
BASING THE NECESSITY OF HOLDING CREATION IN OIL AND FAT INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF BELARUS
O. P. KOLCHEVSKAIA, Ph.D., Associate Professor Belarusian State Agricultural Academy
В статье приводится исследование современного состояния предприятий масложировой отрасли Республики Беларусь и выявление причин недостаточного использования имеющегося в отрасли потенциала. В качестве одного из перспективных направлений повышения эффективности функционирования данной сферы предлагается создание холдинга на основе государственно-частного партнерства. За счет согласованной совместной деятельности, возможности диверсификации производства, оптимизации налогообложения и развития внешнеэкономической деятельности в рамках холдинга предприятия получат значительный экономический эффект.
The article presents research into the current state of enterprises of oil and fat industry of the Republic of Belarus and identification of the causes of insufficient use of available capacities in the industry. As one of the promising directions of increasing efficiency of functioning of this sector, we suggest creating a holding on the basis of public-private partnership. Through a coordinated joint action, the possibility of product diversification, tax optimization and the development of foreign economic activities of the holding, companies will have a significant economic effect.
Введение. Концепция развития масложирового подкомплекса Беларуси в 2005-2015 годы в нашей стране была направлена главным образом на создание мощностей маслоперерабатыва-
ющей промышленности, модернизацию существующего производства и формирование сырьевых зон.
Итогом ее реализации стало увеличение мощностей по переработке маслосемян до 1,5 млн. тонн, создание крупных современных предприятий, обеспечивающих выход масла до 43 %, а также осуществляющих рафинацию и дезодорацию масел, розлив в потребительскую тару. Отходы производства в виде шротов и жмыха поставляются на внутренний рынок как незаменимое белковое сырье.
Анализ источников. Теоретической основой работы стали исследования отечественных и зарубежных авторов по данной теме, опубликованные в печатных и электронных научных изданиях. Источниками информации стали нормативно-законодательные акты Республики Беларусь [2, 4, 5], официальные статистические материалы [1], информация концерна «Бел-госпищепром» [3].
Методы исследования. В качестве методов исследования применялись общенаучные и частные методы и приемы познания: анализ и синтез, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, монографический и абстрактно-логический анализ и др.
Основная часть. Масложировая отрасль Республики Беларусь представлена двумя подотраслями - маслодобывающей и маслоперерабатывающей. Основным сырьем для отрасли являются маслосемена рапса. В 2014 году в республике собрано
729.7 тыс. тонн маслосемян рапса, в 2015 году 382 тыс. тонн, в 2016 году ожидается валовой сбор около 300 тыс. тонн [1].
Маслодобывающая отрасль представлена 50 организациями общей производственной мощностью 1458,8 тыс. тонн в год, из которых 14 специализируются на переработке семян масличных культур (общая мощность составляет 990 тыс. тонн в год) и 36 организаций имеют цеха по переработке общей мощностью
468.8 тыс. тонн в год (в том числе организации хлебопродуктов - 248 тыс. тонн). Производственные мощности позволяют высокоэффективно перерабатывать один миллион тонн масло-семян в год и производить около 400 тыс. тонн масла и около 600 тыс. тонн шрота (жмыха).
Маслоперерабатывающая отрасль представлена
ОАО «Минский маргариновый завод», ОАО «Гомельский жировой комбинат», ОАО «Бобруйский завод растительных масел» и СЗАО «Гродненский масложировой комбинат». Производимая продукция - маргарины, майонезы, кетчупы, бутилированное масло, мыло туалетное и хозяйственное, кондитерские жиры для использования в производстве других предприятий. Производственные мощности маслоперерабатывающих предприятий позволяют полностью обеспечить потребность внутреннего рынка республики в маргарине, майонезе, хозяйственном и туалетном мыле. Однако данный потенциал используется не в полной мере. Основными причинами являются: недостаток растительного масла собственного производства, значительный износ технологического оборудования и неравные условия конкурентоспособности производимой продукции в сравнении с импортными аналогами [3].
Динамика развития масложировой отрасли Республики Беларусь за последние годы не является положительной. Современный уровень производства масложировой продукции не позволяет обеспечить необходимый объем ее потребления в соответствии с рекомендуемыми нормами. Доля импорта в общем объеме потребления составляет по растительному маслу 97,4 %, по маргариновой продукции 28,2 %, по майонезам 45,5 %. Для дальнейшего эффективного развития масложирового подкомплекса Беларуси необходимы значительные преобразования (в том числе и организационного характера) маслодобывающей и маслоперерабатывающей сфер.
В современных условиях повышение эффективности функционирования данной отрасли в Республике Беларусь и ее дальнейшее развитие может быть обеспечено за счет создания мас-ложирового холдинга, позволяющего участникам объединить ресурсы и интересы всех звеньев технологической цепи производства и переработки масличных культур, сбыта масложировой продукции и государства. Государственно-частное партнерство в этой сфере может стать основополагающим фактором ее развития [2].
Цель создания холдинга - обеспечить эффективное инновационное развитие масложировой отрасли Республики Беларусь, увеличить объемы производства растительного масла, белковых кормов и других видов масложировой продукции, что позволит в значительной степени удовлетворить внутренний спрос на нее, а также оптимизировать объемы импорта и экспорта в отрасли.
Необходимость создания холдинга обусловлена следующими объективными причинами:
1. Современными тенденциями развития мирового рынка масличных культур и продуктов их переработки. В настоящее время бурно развивается мировой рынок маслосемян и продуктов их переработки, что обусловлено постоянно растущим спросом на пищевые и технические растительные масла, жмыхи и шроты.
2. Сложившимися особенностями функционирования масло-жирового подкомплекса в республике, связанными с необходимостью повышения эффективности его функционирования для обеспечения потребностей внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности на внешних рынках, а также оптимизации мощностей маслоперерабатывающей сферы.
3. Необходимостью создания мощной сырьевой базы на основе внедрения современных технологических схем выращивания масличных культур и инвестирования части прибыли, полученной от реализации масла рапсового и продуктов его переработки, в наращивание производства маслосемян рапса.
4. Существующим мировым опытом эффективной деятельности кооперативно-интеграционных структур на основе добровольного объединения и сотрудничества юридических лиц различных организационно-правовых форм и форм собственности с сохранением их экономического и правового статуса.
Сегодня во всем мире, а также в ближнем зарубежье (Российская Федерация), уже созданы и быстро укрупняются масложи-ровые компании, которые доминируют на внутренних рынках и успешно продвигаются на зарубежные. Крупные предприятия объединяются в холдинги, создаются группы компаний.
5. Несогласованность деятельности масложировых предприятий и, как следствие, несовершенство системы управления отраслью в целом.
6. Отсутствие на внешних рынках конкурентоспособной мас-ложировой продукции, производимой отечественными предприятиями.
Для этого на первом этапе необходимо создание управляющей компании - коммерческой организации, в организационно-правовой форме унитарного предприятия, которая в согласованном объеме будет оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), по одному из оснований [5]:
1) управления собственностью через владение 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) участников холдинга (дочерних компаний холдинга), по организациям, входящим в состав концерна «Белгоспищепром»;
2) заключения договора о передаче участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), в определенном объеме отдельных полномочий на управление Управляющей компании, в соответствии с которым ею приобретаются права на частичное управление деятельностью участников холдинга (далее - иной договор), по организациям частной формы собственности.
Ее учреждение позволит избежать возникновения ситуации, когда головное предприятие, наделенное полномочиями на ведение дел объединения, при осуществлении управления совместной деятельностью руководствуется в первую очередь собственными интересами.
Предполагаемые участники холдинга - предприятия масло-жировой отрасли республики, вырабатывающие растительное масло и производящие масложировую продукцию:
1. ОАО «Минский маргариновый завод».
2. ОАО «Гомельский жировой комбинат».
3. ОАО «Бобруйский завод растительных масел».
4. СЗАО «Гродненский масложировой комбинат».
5. ОАО «Витебский маслоэкстрационный завод».
6. СООО «Ойл-Фуд».
7. ООО «Агропродукт» (г. Брест).
8. ООО «ГродноАгроинвест».
9. ЗАО «Облрапсагросервис».
10. Производители сырья (сельскохозяйственные организации), которые будут привлекаться к работе холдинга на основе договоров о совместной деятельности.
Преимущества создания холдинга, за счет которых возникает экономический эффект:
- управление общими финансовыми потоками и проведение совместной инвестиционной политики;
- согласованность в общих действиях участников единой технологической цепи и возможность их ориентирования на достижение общей цели;
- повышение эффективности управляемости деятельностью всех участников;
- возможность формирования централизованного фонда за счет отчислений из чистой прибыли участников холдинга, денежные средства из которого будут направляться на финансирование капитальных вложений производственного назначения, опытно-конструкторских работ и т.д.;
- диверсификация производства;
- оптимизация налогообложения в технологической цепи;
- возможность применения трансфертных (внутрифирменных цен), в т. ч. сформированных на уровне фактической себестоимости;
- снижение транзакционных издержек (а именно: мониторинга, заключения контрактов, поиска информации, ведения переговоров);
- увеличение возможностей для развития внешнеэкономической деятельности (в т ч. за счет привлечения в холдинг иностранных партнеров). Развитие совместного предпринимательства обеспечит поступление новых технологий производства и управления, новые рынки ресурсов и сбыта продукции;
- повышение инвестиционной привлекательности структуры, во главе которой находится коммерческая организация, для потенциальных (особенно зарубежных) инвесторов;
- устранение взаимной конкуренции между предприятиями холдинга, производящими аналогичные виды продукции;
- уменьшение рисков воздействия внешних факторов на деятельность участников замкнутой структуры за счет ее самодостаточности;
- возможность перераспределения ресурсов в рамках холдинга для их концентрации на приоритетных направлениях деятельности.
Заключение. Прогнозируемые результаты создания холдинга в масложировой отрасли:
1. Повышение эффективности работы каждого из предприятий за счет централизации и оптимизации функций снабжения сырьем и материалами посредством создания единой системы закупок. Результаты достигаются путем сокращения расходов на приобретение сырья и материалов.
2. Централизация маркетинга и сбыта. Достигается за счет создания отдельной сбытовой структуры - Торгового дома и выработки единой сбытовой политики.
3. Повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятий холдинга. Достигается за счет снижения оборотных налогов, сокращения издержек по обслуживанию долгов, прироста рыночной стоимости по собственному капиталу, снижения ставки дисконтирования для денежных потоков.
4. Повышение эффективности реализации управленческих функций и механизма взаимодействия структурных подразделений. Достигается за счет централизации отдельных функций, ликвидации дублирования, объединения НИОКР, более эффективного управления активами через перераспределение производственной программы, рациональное использование производственных возможностей каждого участника в целях достижения общих целей.
5. Укрепление финансового состояния участников. Достигается за счет повышения рентабельности производства и продаж.
Список литературы
1. Беларусь в цифрах. Статистический сборник. Минск, 2016 г. [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа: http://www. belstat. gov.by. - Дата доступа: 15.10.2016.
2. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mshp.minsk.by/programms/. - Дата доступа: 18.10.2016.
3. Масложировая отрасль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bgp.by/ru/fat-and-oil-ru/. - Дата доступа: 21.10.2016.
4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак, 2004. - 202 с.
5. О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pravo. by/webnpa/text.asp?RN=P30900660 - Дата доступа: 18.10.2016.
Информация об авторе
Кольчевская Ольга Павловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства в АПК учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. моб. 8(044)7860799
Материал поступил в редакцию 31.10.2016 г.