Научная статья на тему 'Инновационный потенциал развития масложировой промышленности России'

Инновационный потенциал развития масложировой промышленности России Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
497
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал развития масложировой промышленности России»

Расчет интегрального показателя качества пива различных торговых марок свидетельствует, что компании-производители пива Бочкарев, Сибирская корона, Золотая бочка выбрали стратегию престижного ценообразования. Компании-производители пива Три медведя, Толстяк и Арсенальное с небольшими отклонениями смогли сбалансировать цену и качество своих товаров. Наиболее приближены к идеалу торговые марки пива Клинское и Балтика № 3.

Значение интегрального показателя качества зеленого байхового чая составляет от 0,7 до 1,64. Смещение интегрального показателя в сторону цены для чаев Edwin, Batik, Ahmad, Dilman (J < 1) характеризует ситуацию престижного ценообразования для товаров с невысокими показателями качества. Значения J > 1 для чаев Зеленый змей, Малахит, Императорский, Бодрость, Принцесса Ява свидетельствуют об агрессивной стратегии производителя в стремлении завоевать большую часть рынка или о неэффективной ценовой стратегии с потерей части прибыли. У чаев Золотая чаша, Майский, Монарх J = 1. Это означает, что

их цена соответствует качеству и положение продукта на рынке стабильно.

Приведенная формула расчета интегрального показателя качества применима к пищевым продуктам. Следует отметить, что чем больше отдельных показателей качества и пищевой ценности включает маркировка товара, например витамины, минеральные вещества, тем объективнее будет вычисленное значение интегрального показателя качества.

Практическая значимость применения интегрального показателя качества в коммерческой деятельности состоит в том, что в условиях конкурентной среды, насыщения рынка однородными товарами, производимыми разными предприятиями и поступающими из-за рубежа, появляется возможность объективного сопоставления их качества, закупочных цен, а также цен реализации товаров. Это, в свою очередь, должно способствовать повышению качества товаров на потребительском рынке.

Кафедра технологии и товароведения продуктов питания

Поступила 13.09.04 г.

665.3.330.35.001.76

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ МА СЛОЖИРОВОЙПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Н.Ю. СУХИНА, Н.Л. КОНОНЕНКО, Д.В. ОКУНЕВ

Кубанский государственный технологический университет

Масложировая промышленность является одной из ведущих отраслей пищевой индустрии России по значимости производимой продукции и той роли, которую она играет в промежуточном и конечном потреблении.

Перспективы развития этой отрасли с позиций ее рыночных возможностей достаточно высоки. Более того, Россия обладает богатейшим потенциалом для развития сырьевой базы масложировой промышленности. В настоящее время в отрасли и ее сырьевой составляющей функционирует более 1 тыс. сельхозпредприятий, 3 тыс. фермерских хозяйств, 102 крупных и средних и около 2 тыс. малых промышленных предприятий, более 100 торговых домов.

В целом по отрасли в течение последних пяти лет наблюдается увеличение объемов производства по сравнению с докризисным периодом. На ряде предприятий активизируются процессы реконструкции и модернизации цехов и технологических линий. Заслуживает положительной оценки также факт дальнейшей дифференциации продукции по основным номенклатурным группам, который проявляется в расширении ассортимента растительных масел, маргаринов и майонезов, мыла туалетного, синтетических моющих средств, а также в создании новых торговых марок, увеличении объемов производства марочной

продукции в современных упаковочных материалах и прохождении стандартизации продукции на соответствие нормам ИСО 9000 и ИСО 14000.

Наряду с этим следует отметить, что отечественное производство масложировой продукции не обеспечивает пока потребностей России как в виде промежуточного, так и конечного продукта потребления, а по ряду отдельных видов продукции не достигает уровня 1990 г. Доля импорта по всем видам продукции составляет около 45%, по маслу растительному около 40%, а отмеченный выше экономический рост в отрасли носит неравномерный и неустойчивый характер. Отчетливая тенденция наращивания объемов производства всех видов масложировой продукции проявилась только в 1999 и 2000 годах и явилась результатом «деваль-вационного эффекта». В последующие два года наблюдалось замедление роста объемов производства маргариновой продукции, а выпуск масла растительного, майонеза, шрота и жмыха существенно снизился по сравнению с 2000 г. Только в 2003 г. были достигнуты весьма существенные результаты по увеличению объемов выпуска масла, маргариновой и майонезной продукции, мыла хозяйственного, СМС, шрота и жмыха (табл. 1) [1-3].

Основным фактором экономического роста в 2003 г. явилось увеличение объема производства масличных культур, достигнутое в основном за счет расширения посевных площадей подсолнечника при со-

Таблица 1

Вид продукции Объем производства, тыс. т / год

1990 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Растительное масло 1159 802 685 782 882 1375 1281 1196 1515

Маргариновая продукция 808 198 222 239 379 515 503 536 540

Майонез 171 197 204 167 191 324 303 340 345

Хозяйственное мыло 325 107 77 50 73 122 118 140 145

Туалетное мыло 190 61 53 51 90 100 102 93 88

СМС 971 252 305 252 386 435 470 522 547

Жмых и шрот 1407 839 670 735 916 1425 1406 1343 1577

храняющемся низком уровне урожайности - 10 ц/га (табл. 2) [3, 4].

По нашим расчетам, при поддержании посевных площадей на уровне 4800-5000 тыс. га, в том числе под подсолнечником 3500-3700 тыс. га, и достижении урожайности маслосемян порядка 11,5-12 ц/га за счет использования современных технологий возделывания валовой сбор составит около 6000 тыс. т, что обеспечит получение 1600 тыс. т растительного масла пищевого и технического назначения. Это практически даст возможность достигнуть физиологической нормы потребления в рационе питания - 13 кг масла на человека в год.

По данным заместителя руководителя Федерального агентства по сельскому хозяйству Минсельхоза РФ В .Г. Кайшева, реальную сырьевую базу для устойчивой работы маслодобывающих предприятий в ближайшее время можно создать, доведя валовые сборы подсолнечника до 5 млн т, рапса - до 1 млн т, сои - до 800-900 тыс. т бобов, масличного сырья - горчицы, льна, конопли, клещевины - до 150-200 тыс. т в год. В ближайшие годы производство масличных культур можно довести до 7,1 млн т, выработку масла - до 2,1-2,5 млн т в год [3].

Причинами нестабильности экономического роста являются, прежде всего, недостаточная обеспеченность отрасли сырьевыми и материально-техническими ресурсами, сохраняющийся высокий уровень морального и физического износа основных фондов, а также ограниченность собственных финансовых ресурсов предприятий и инвестиционных ресурсов финансового рынка, необходимых для модернизации масложирового комплекса. В результате масложировая промышленность, как и ряд других пищевых от-

раслей, недоиспользует собственный ресурсный и инновационный потенциал, а российская экономика продолжает поддерживать иностранных производителей.

Проблема повышения эффективности производства и развития ресурсного потенциала, включающего производственный потенциал предприятий масложировой промышленности и их сырьевую базу, напрямую связана как с внедрением имеющихся инновационных разработок отечественных ученых, так и с дальнейшим освоением инновационных проектов. В этих условиях перед масложировой промышленностью стоят задачи, не решаемые лишь наращиванием объемов производства и переработки маслосемян, а требующие качественно новых подходов. Прежде всего, необходимо не только восстановить посевные площади под масличные культуры с учетом требований севооборота в основных регионах их возделывания, но и достичь структурных изменений, связанных с увеличением доли сои, рапса, льна, горчицы, клещевины, а также с оптимизацией посевов подсолнечника. Увеличение посевов сои и рапса создаст условия для улучшения кормовой базы животноводства, наращивания отечественного производства растительного белка, расширения ассортимента продукции масложировой промышленности в структуре питания населения.

Расширение посевных площадей и увеличение производства семян сои может обеспечиваться в основном в регионах Дальнего Востока и Северного Кавказа, рапса - в Нечерноземной полосе, Поволжье, Сибири. Посевы подсолнечника целесообразно сконцентрировать в наиболее благоприятных для его возделывания регионах Центрального Черноземья, Поволжья, Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири. В более се-

Таблица 2

Год

Показатель 1990 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Валовой сбор масличных культур, тыс. т:

всего 4662 4691 3277 3490 4740 4613 3185 4270 5563

в т.ч. подсолнечника 3427 4200 2831 3000 4150 3915 2685 3684 4868

Посевная площадь масличных культур, тыс. га:

всего 4007 5149 4278 4907 6434 5462 4448 4838 6327

в т.ч. подсолнечника 2739 4127 3588 4167 5585 4627 3821 4117 5327

Урожайность масличных культур, ц/га:

всего 11,6 9,1 7,7 7,1 7,5 8,3 7,9 9,8 9,9

в т.ч. подсолнечника 12,5 10,2 7,9 7,2 7,4 8,5 7,8 9,7 10,0

верных регионах должны использоваться только раннеспелые сорта и гибриды.

Следует отметить, что одним из приоритетных направлений развития масложировой промышленности России является создание производств по глубокой переработке семян сои с получением масла и пищевых белков различной степени концентрации. В настоящее время ни на одном из маслоэкстракционных предприятий Российской Федерации не существует систем отгонки растворителя, позволяющих получить соевый шрот с высокой степенью диспергируемости протеина, так называемый «белый лепесток», который является промежуточным сырьем при получении изолятов, концентратов и текстурированных белков сои. Это значительно сдерживает развитие белковых производств в стране и вынуждает отечественных производителей соевой продукции использовать в качестве исходного сырья импортный шрот или обезжиренную муку, либо работать на низкофункциональном и необезжиренном сырье или на кормовом шроте.

Наиболее динамично в мире развивается сейчас производство текстурированных соевых белков, основным потребителем которых являются предприятия мясоперерабатывающего комплекса. К сожалению, в России до сих пор нет своего производства функциональных изолятов и концентратов, которые очень востребованы в отраслях пищевой индустрии.

Согласно рекомендуемым нормам потребления в настоящее время дефицит белка в рационе питания населения России составляет более 1 млн т. Отечественное производство различных видов соевой муки, тек-стурированных соевых белков и концентратов составляет менее 40 тыс. т в год, при поступлениях по импорту 60 тыс. т потребности рынка не покрываются. Поэтому перед предприятиями масложировой промышленности и сельхозпроизводителями стоит задача быстрейшего освоения этой рыночной ниши. Коллегия Минсельхоза России в 2004 г. утвердила «Отраслевую целевую программу развития производства и глубокой переработки сои в Российской Федерации на период до 2010 г.» («Соя России»). При успешной реализации этой программы объемы производства сои будут доведены до 700 тыс. т, в том числе не менее 370 тыс. т сои пищевых сортов для производства белковых продуктов. Увеличение посевов сои предусматривается в Краснодарском, Ставропольском и Приморском краях, в Амурской области. Проектируемые комплексы по глубокой переработке сои будут перерабатывать около 100 тыс. т сырья, производить около 15 тыс. т гидратированного соевого масла, до 20 тыс. т кормового продукта. В соответствии с расчетами экономический эффект от реализации программы составит 5,6 млрд. р., причем выполнение предусмотренных программой мероприятий будет производиться за счет кредитов [3,

5].

Другим направлением развития отрасли является расширение использования в регионах нетрадиционных источников масла - семян арбуза, тыквы, виногра-

да, амаранта, кедрового ореха, обладающих высокой пищевой ценностью, биологически активными и фармакологическими свойствами.

Значительный потенциал кроется в развитии возде -лывания и переработки рапса, представляющего собой ценнейшую масличную культуру. Создание экстру -зивной техники и использование новых технологий позволит получать из рапса пищевое масло и шрот, а не только корм для животных. Внедрение разработанной учеными ВНИИЖ « мягкой» технологии подготовки семян дает возможность маслоэкстракционным заводам увеличить выход рапсового масла на 1-2%.

Более того, развитие рапсосеяния позволит, с одной стороны, задействовать сельхозугодья регионов Сибири, Поволжья и Нечерноземья, где возделыванию других масличных культур препятствуют неблагоприятные климатические условия и характер почв. С другой стороны, следует учитывать, что рапс созревает и убирается раньше подсолнечника, что будет способствовать сглаживанию сезонности переработки маслосе-мян. Принимая во внимание народнохозяйственную значимость развития возделывания и переработки сои и рапса, необходимо разработать систему государственной поддержки и целевого бюджетного финансирования этих программ на основе субсидирования организаций, участвующих в их реализации.

Еще одним из приоритетных направлений является комплексная переработка сырья и производство жировых продуктов функционального назначения для лечебно-профилактических целей и питания различных групп населения. К такой продукции следует отнести жировые продукты с улучшенным составом жирных кислот, биологически активные добавки, специальные жиры для кондитерской, хлебопекарной, молочной и других отраслей пищевой промышленности.

Продукты с улучшенным и сбалансированным составом жирных кислот можно получить методом пере-этерификации, подобрав необходимые по составу жирных кислот компоненты, или методом купажирования растительных масел с определенным жирнокислотным составом. Второй путь более прост, эффективен и экономичен.

Смеси растительных масел, таких как подсолнечное, соевое, рапсовое, льняное, зародышей пшеницы, могут непосредственно использоваться в пищу в качестве салатной приправы, жировой основы майонезов и как лечебно-профилактический продукт.

Продукты и биологически активные добавки обладают уникальным сочетанием высокой полифункцио-нальной физиологической активности ( мембранотроп-ные, иммуномодулирующие, гипохолестеринемиче-ские, антиоксидантные и другие свойства) и широким спектром технологических характеристик (эмульгирующие, липосомообразующие, влагоудерживающие, инстанизирующие) [6]. Несомненным конкурентным преимуществом таких продуктов и биологически активных добавок является возможность их производст-

ва из традиционного для России сырья (семена подсолнечника) и их натуральная природа.

Следует отметить, что внедрение технологических инноваций напрямую связано с наличием соответствующего промышленного оборудования, а зачастую и с его разработкой. Поэтому возникает необходимость формирования интегрированной цепи: научных учреждений, предприятий отечественного машиностроения и предприятий масложировой промышленности в инновационном цикле.

Основная проблема реализации инновационных проектов - ограниченность инвестиционных ресурсов, которая может быть преодолена благодаря подготовке проекта и реализации закона «О развитии отечественного машиностроения для пищевой промышленности», предусматривающего государственную поддержку целевых программ по выпуску специализированного технологического оборудования для пищевых отраслей на основе субсидий и льготных инвестиционных кредитов из федерального и региональных бюджетов и участие государства в создании венчурных фондов. Учитывая длительность инновационного цикла, включающего научно-исследовательскую разработку проблемы, изготовление экспериментальных и пилотных образцов техники, проведение эксперимен-

тов в условиях сезонности производства в масложировой и других отраслях пищевой промышленности, разработку и изготовление промышленных образцов технологического оборудования, необходимо увеличить сроки отнесения затрат по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам на расходы предприятий, по крайней мере, до 5 лет с внесением соответствующих изменений в налоговое законодательство. Это усилит мотивации предприятий к активизации инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев В.Н. Отрасль в цифрах: исторический обзор // Масло -жировая пром-сть. - 2002. - № 4. - С. 2.

2. Дзюбинский Р.Н. Итоги года в цифрах // Масложировая пром-сть. - 2003. - № 1. - С. 11-15.

3. Кайшев В.Г. Масложировой комплекс России в развитии // Масложировая пром-сть. - 2004. - № 3. - С. 6-9.

4. Сельское хозяйство в России. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - 397 с.

5. Дергаусов В.И., Юркова И.А. Масложировая промышленность России в 2003 г. // Масложировая пром-сть. - 2004. - № 1. - С. 2-5.

6. Дергаусов В.И., Юркова И.А. Анализ работы и состояния масложировой промышленности России в 2002 г. // Масложировая пром-сть. - 2003. - № 1. - С. 5.

Кафедра экономики и финансов

Поступила 13.01.05 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.