Научная статья на тему 'Экспорт продукции АПК: сможет ли Россия стать одним из ведущих экспортеров в мире?'

Экспорт продукции АПК: сможет ли Россия стать одним из ведущих экспортеров в мире? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКЦИЯ АПК / AIC PRODUCTS / ЭКСПОРТ / EXPORT / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / EXPORT SUPPORT / ТОВАРНАЯ СТРУКУТРА ЭКСПОРТА / COMMODITY EXPORT STRUCTURE / ТОРГОВЫЕ КАНАЛЫ ЭКСПОРТА / EXPORT TRADE CHANNELS / ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ / TARIFF AND NON-TARIFF BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантелеева Ольга Ивановна

Цель статьи проанализировать структуру и направления экспорта и импорта продукции российского АПК, определив место и роль Российской Федерации в мировом экспорте сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Определены проблемы стимулирования экспорта продукции в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» с учетом результатов опроса экспортеров продукции АПК в 2016 году. Выявлены возможные нарушения требований ВТО при разработке мероприятий приоритетного проекта. Дана оценка возможности России стать ведущим мировым экспортером сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Обозначено, что одной из причин отказа производителей от расширения деятельности на внешние рынки выступает ограниченность как экономических, так и технологических возможностей увеличения объемов производства основных видов продукции. Автором сделан вывод, что страна импортирует не только продукцию, для производства которой в России почвенно-климатические условия не совсем подходят, но и продукцию АПК, для производства которой имеются благоприятные условия. В результате проведенного исследования автором предложены мероприятия, направленные на развитие экспорта продукции российского АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTS: CAN RUSSIA BECOME ONE OF THE LEADING EXPORTERS IN THE WORLD?

The purpose of the article is to analyze the structure and directions of export and import of Russian agribusiness products, determining the place and role of the Russian Federation in the world export of agricultural raw materials and food.The problems of stimulating the export of products within the framework of the priority project "Export of agricultural products" are determined taking into account the results of a survey of exporters of agricultural products in 2016. Possible violations of WTO requirements are identified when developing the activities of the priority project. An assessment is given of Russia's ability to become the world leading exporter of agricultural raw materials and food. It is indicated that one of the reasons for the refusal of producers to expand their activities to foreign markets is the limited nature of both economic and technological opportunities for increasing the production of the main types of products. The author concludes that the country imports not only products for which the soil and climatic conditions in Russia do not quite fit, but also the products of the agroindustrial complex, which has favorable conditions for production. Based on the study, the author proposed measures aimed at developing the export of Russian agro-industrial products.

Текст научной работы на тему «Экспорт продукции АПК: сможет ли Россия стать одним из ведущих экспортеров в мире?»

УДК: 339.564:338.433 DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-3-118-136

ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ АПК: СМОЖЕТ ЛИ РОССИЯ СТАТЬ ОДНИМ ИЗ ВЕДУЩИХ ЭКСПОРТЕРОВ В МИРЕ?

Пантелеева О.И.1

Цель статьи - проанализировать структуру и направления экспорта и импорта продукции российского АПК, определив место и роль Российской Федерации в мировом экспорте сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Определены проблемы стимулирования экспорта продукции в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» с учетом результатов опроса экспортеров продукции АПК в 2016 году.

Выявлены возможные нарушения требований ВТО при разработке мероприятий приоритетного проекта. Дана оценка возможности России стать ведущим мировым экспортером сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Обозначено, что одной из причин отказа производителей от расширения деятельности на внешние рынки выступает ограниченность как экономических, так и технологических возможностей увеличения объемов производства основных видов продукции. Автором сделан вывод, что страна импортирует не только продукцию, для производства которой в России почвенно-климатические условия не совсем подходят, но и продукцию АПК, для производства которой имеются благоприятные условия.

В результате проведенного исследования автором предложены мероприятия, направленные на развитие экспорта продукции российского АПК.

Ключевые слова: продукция АПК, экспорт, поддержка экспорта, товарная струкутра экспорта, торговые каналы экспорта, тарифные и нетарифные барьеры.

Пантелеева Ольга Ивановна - доктор экономических наук, доцент, Федеральное государственное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук, ведущий научный сотрудник, адрес: 121069, Россия, г. Москва, Хлебный переулок, 2/3, е-mail: oipanteleeva@hotmail.com

EXPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTS: CAN RUSSIA BECOME ONE OF THE LEADING EXPORTERS IN THE WORLD?

PANTELEEVA O.I. - Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Institute of the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (Russian Federation, Moscow), e-mail: oipanteleeva@hotmail.com

The purpose of the article is to analyze the structure and directions of export and import of Russian agribusiness products, determining the place and role of the Russian Federation in the world export of agricultural raw materials and food.The problems of stimulating the export of products within the framework of the priority project "Export of agricultural products" are determined taking into account the results of a survey of exporters of agricultural products in 2016.

Possible violations of WTO requirements are identified when developing the activities of the priority project. An assessment is given of Russia's ability to become the world leading exporter of agricultural raw materials and food. It is indicated that one of the reasons for the refusal of producers to expand their activities to foreign markets is the limited nature of both economic and technological opportunities for increasing the production of the main types of products. The author concludes that the country imports not only products for which the soil and climatic conditions in Russia do not quite fit, but also the products of the agroindustrial complex, which has favorable conditions for production.

Based on the study, the author proposed measures aimed at developing the export of Russian agro-industrial products.

Keywords: AIC products, export, export support, commodity export structure, export trade channels, tariff and non-tariff barriers.

Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса становится одним из ключевых направлений аграрной политики Российской Федерации в последние годы. Несомненно, что участие страны в мировой торговле сельскохозяйственными товарами имеет свои преимущества как для производителей, так и для потребителей. Торговля может способствовать решению проблем в основных составляющих продовольственной безопасности - наличие и доступность продовольствия, утилизация и стабильность поставок.

Мартин У. и Лаборде Д. выделяют следующие особенности внешней торговли как фактора обеспечения продовольственной безопасности населения страны:

- стимулируя производство в странах, имеющих сравнительные преимущества в производстве сельскохозяйственных товаров, торговля ведет к росту доходов страны и обеспечивает доступ к лучшим ценам на продукцию на мировых рынках;

- ограничение торговли может привести к росту цен на продовольствие в странах с дефицитом земельных ресурсов, снижению цен на продовольствие в странах с излишком земельных ресурсов и сокращению реальных доходов населения в обеих группах стран;

- торговля средствами производства (ввозимыми ресурсами), товарами и идеями может вызвать рост производительности в сельском хозяйстве и увеличить устойчивость за счет содействия распространению технологий и стимулирования инноваций;

- институциональная среда мировой торговли помогает странам воспользоваться преимуществами экспорта и импорта продовольствия;

- развитие торговли способствует улучшению питания населения страны за счет более широкого доступа к диверсифицированной продовольственной корзине, включая разнообразие продуктов и поставщиков, а также сокращение нестабильности поставок продовольствия;

- реальные риски, связанные с открытой торговлей, включают в себя увеличение неравенства, негативное влияние на здоровье, рост потребления энергии и экологический ущерб1.

После Второй мировой войны объемы мировой торговли товарами росли в 1,5 раза быстрее, чем мировой валовой продукт. В 1990-е гг. темпы роста мировой торговли были в 2 раза выше, а после мирового финансового кризиса 2008 г. сравнялись с темпами роста мирового валового продукта2. Объемы мировой торговли продовольствием только за 2003 - 2013 гг. выросли в 2,8 раза при прогнозируемом дальнейшем увеличении темпов роста. Как отмечается в работе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций «Состояние рынков сельскохозяйственной продукции: 2015 - 2016 годы», структура торговли продовольствием значительно различается по товарам и регионам и будет продолжать развиваться под влиянием изменения глобальных производственно - сбытовых цепочек, внутрифирменной торговли, а также

1 Martin Will, Laborde David. The Free Flow of Goods and Food Security and Nutrition in the book Global Food Policy Report 2018, International Food Policy Research Institute, 2018. - P.20

2 World Trade Statistical Review 2017. World Trade Organization, 2017. - P.18

двусторонних и региональных торговых отношений1. Крупнейшими экспортерами сельскохозяйственных товаров являются Европейский союз (28), США, Бразилия, Китай и Канада, а в совокупности на первую десятку стран - ведущих экспортеров приходится 73% от мирового объема экспорта сельскохозяйственных товаров (табл.1).

Таблица 1 - Рейтинг мировых экспортеров и импортеров сельскохозяйственных товаров в 2016 г.

Table 1 - Rating of world exporters and importers of agricultural products in 2016

Страна Объем Удельный вес в мировом

экспорта/импорта, экспорте/импорте, %

млрд. долл. США 2010 г. 2016 г.

Экспортеры

Европейский союз (28) 598 39,3 37,7

США 165 10,5 10,4

Бразилия 77 5,0 4,9

Китай 76 3,8 4,8

Канада 63 3,8 4,0

Индонезия 38 2,6 2,4

Аргентина 37 2,5 2,3

Таиланд 37 2,6 2,3

Австралия 34 2,0 2,1

Индия 34 1,7 2,1

Итого 1159 73,9 73,0

Импортеры

Европейский союз (28) 602 40,3 36,8

США 160 8,4 9,8

Китай 155 7,8 9,5

Япония 75 5,6 4,6

Канада 38 2,3 2,3

Республика Корея 32 1,9 2,0

Индия 29 1,3 1,8

Гонконг, Китай 28 1,0 1,1

Мексика 28 1,7 1,7

Российская Федерация 26 2,6 1,6

Итого 1162 72,8 71,1

Источник: World Trade Statistical Review 2017. World Trade Organization. P.112

1 The State of Agricultural Commodity Markets. Trade and food security: achieving a better balance between national priorities and the collective good. FAO, 2015. P.1

При этом три страны из первой пятерки - США, Бразилия и Канада -являются чистыми экспортерами, а Европейский союз и Китай - чистыми импортерами сельскохозяйственных товаров.

Несмотря на увеличение объемов экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в Российской Федерации в 2017 г. на 28% по сравнению с 2015 г., страна по - прежнему остается чистым импортером продовольствия (табл. 2) и входит в десятку крупнейших импортеров продовольствия в мире (табл.1).

Таблица 2 - Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в товарной структуре экспорта и импорта Российской Федерации в торговле со всеми странами за 2015 - 2017 гг.

Table 2 - Specific gravity of food products and agricultural raw materials (except for textile) in the commodity structure of exports and imports of the Russian Federation in trade with all countries for 2015 - 20171

Годы Вид Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

млн. долл. США в % к общему объему экспорта/импорта

2015 Экспорт 16215,1 4,7

Импорт 26650,0 14,6

2016 Экспорт 17075,2 6,0

Импорт 25072,0 13,7

2017 Экспорт 20699,0 5,8

Импорт 28924,0 12,7

1 Составлено по: Бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации», Федеральная таможенная служба Российской Федерации. - URL: ht1p://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:1Q40160463942812::NO (дата обращения: 20.05.2018).

Хотя в общем объеме экспорта Российской Федерации удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос и составил 5,8% в 2017 г., удельный вес импорта этих видов товаров весьма значителен. Страна импортирует не только продукцию, для производства которой в необходимом объеме почвенно - климатические условия не совсем подходят, но и продукцию АПК, для производства которой имеются благоприятные условия.

Так, в 2017 г. на долю съедобных фруктов и орехов (08 товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС) приходится 16,2% импорта, мясо и пищевые мясные субпродукты (02 товарная группа) составили - 9,3%, а по 04 товарной группе «Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные» - 9,3% от общего объема импорта сельскохозяйственных товаров.

В структуре российского продовольственного экспорта в 2017 г. преобладают зерно и продукты его переработки (37,3%), рыба и ракообразные - 16,8%, жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения - 13,1% от общего объема экспорта. В 2017 г. по сравнению с 2015 г. значительно увеличился экспорт мяса и мясной продукции, сахара и кондитерских изделий из сахара (табл. 3).

Основной объем экспорта приходится на сельскохозяйственное сырье, доля продукции с высокой добавленной стоимостью не превышает 25%. В 2017 г. Россия стала чистым экспортером только по товарным группам 03 «Рыбы и ракообразные», 10 «Злаки», 11 «Продукция мукомольно - крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина», 15 «Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения», 17 «Сахар и кондитерские изделия из сахара».

Более 75% экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья приходится на страны дальнего зарубежья. Основными покупателями российской пшеницы, которая составляет 77% российского зернового экспорта, являются Египет, Турция, Бангладеш, Индонезия, Ливан, Вьетнам, Судан, Нигерия и Йемен. Количество стран -импортеров российского продовольствия - увеличивается за счет государств Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки.

Таблица 3 - Товарная структура экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) Российской Федерации за 2015 - 2017 гг., млн. долл. США.

Table 3 - Commodity structure of exports of food products and agricultural raw materials (except for textile) in the Russian Federation in 2015 - 2017, in million of US dollars1

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товарной группы Годы 2017 г. в % к 2015 г.

2015 2016 2017

01 Живые животные 23,4 24,0 31,1 132,9

02 Мясо и пищевые мясные субпродукты 119,9 219,4 324,4 270,6

03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 2789,4 3017,5 3485,0 124,9

10 Злаки 5651,3 5611,5 7490,4 132,5

12 Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж 395,8 521,2 644,5 162,8

13 Шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие раститель - ные соки и экстракты 6,2 8,6 11,2 180,6

15 Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или раститель - ного происхождения 1873,4 2208,9 2714,7 144,9

16 Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных 124,0 134,5 170,1 137,2

17 Сахар и кондитерские изделия из сахара 176,4 250,7 493,5 279,8

Другие товарные группы (04 - 09, 11, 14, 18 - 24) 5055,3 5078,9 5334,1 105,5

Итого 16215,1 17075,2 20699,0 127,6

1 Составлено по: Бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации», Федеральная таможенная служба Российской Федерации. - URL: http://stat. customs. ru/apex/f?p=201:7:1040160463942812::NO (дата обращения: 20.05.2018).

Присутствие российской продукции на рынках экономически развитых стран незначительно и представлено, в основном, рыбой и морепродуктами, растительными маслами. Около 30% экспорта рыбы и морепродуктов приходится на ряд стран Европейского союза, США, Японию. В 2017 г. почти половина (49,7%) рапсового масла экспортировано в Норвегию.

Следовательно, Россия остается чистым импортером сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, а ее роль как экспортера таких товаров пока незначительна, за исключением экспорта пшеницы и пшеничной муки, где Россия уверенно входит в первую пятерку стран - крупнейших экспортеров1.

Как отмечают Н.В. Акканина и М.А. Романюк, приоритетными направлениями развития российского экспорта являются страны Азии (Китай, КНДР, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Иран, Ирак, Турция, Саудовская Аравия и др.) и Африки (Алжир, Египет, Марокко). Увеличение экспорта на рынках этих стран требует эффективных маркетинговых стратегий со стороны российских экспортеров. Актуальными рынками сбыта для отдельных видов продукции также являются некоторые страны Европы (Германия, Нидерланды, Финляндия и Испания), но здесь требуются усилия по преодолению существенных барьеров для входа на эти рынки 2.

Очевидно, что значительные резервы увеличения участия российского АПК в международной специализации находятся в активизации малого и среднего бизнеса посредством формирования системы финансовых и нефинансовых мер поддержки экспорта продукции АПК.

В результате предпринятых государством усилий в настоящее время в Российской Федерации сложилась комплексная система государственной поддержки экспорта продукции АПК, которая, однако, требует дальнейшего совершенствования.

В 2016 г. в качестве приоритетного утвержден проект «Экспорт продукции АПК», который впоследствии вошел в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. в качестве подпрограммы. Основным показателем эффективности реализации проекта определено

1 Пантелеева О.И. К вопросу о совершенствовании мер поддержки экспорта сельскохозяйственных товаров в Российской Федерации//Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 10. - С. 78 - 84.

2 Акканина Н.В., Романюк М.А. Развитие российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия: проблемы и перспективы для внутреннего и внешнего рынков// Никоновские чтения. - М., ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2017. - № 22. - С.28 - 29

увеличение объема экспорта продукции АПК (в денежном выражении) до 21,4 млрд. долл. США к 2020 году. Одним из показателей второго уровня обозначено достижение объема экспорта готовой продукции АПК до 5,6 млрд. долл. США к 2020 году. При этом под готовой продукцией понимается продукция, отнесенная к товарным группам 09, 16 - 21, 23 ТН ВЭД. В качестве механизмов реализации проекта определены:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение разъяснительной работы путем информирования компаний о возможностях роста,

- информационно - консультационная поддержка потенциальных экспортеров, развитие компетенций в области экспортной деятельности через создание специальных учебных программ;

- содействие созданию экспортных кооперативов;

- основное мероприятие;

- создание Центра анализа экспорта продукции АПК;

- разработка региональных суббрендов;

- поддержка мероприятий по обеспечению доступа российской продукции на рынки других стран (обучение сотрудников Россельхознадзора, инспекционные визиты стран - импортеров, перевод нормативной документации и вопросников/ответов на вопросники, проведение диагностических исследований для получения статусов Международного эпизоотического бюро по заразным болезням животных, модернизация систем обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, надзора за здоровьем животных и растений, контроля происхождения продукции);

- приобретение оборудования для обеспечения выполнения требований стран - импортеров российского зерна и продуктов его переработки по показателям безопасности1.

К сожалению, текущая редакция Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг.2 не позволяет определить, какие же мероприятия вошли в подпрограмму, но в Национальном докладе о ходе и результатах реализации Госпрограммы в 2017 году отмечено, что основными

1 Паспорт приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК». Протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». - URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 21.05.2018).

мероприятиями проекта в рамках Госпрограммы стали:

- формирование системы продвижения экспорта продукции российского агропромышленного комплекса на зарубежных рынках;

- содействие деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по расширению доступа на зарубежные рынки продукции российского агропромышленного комплекса;

- создание Центра анализа экспорта продукции агропромышленного комплекса и изучение потенциальных зарубежных рынков сбыта1.

В 2017 г. мероприятия по развитию экспорта продукции АПК профинансированы в сумме 694,4 млн. руб., из которых 79% выделено на поддержку деятельности Россельхознадзора по расширению доступа продукции АПК на зарубежные рынки. На создание Центра анализа экспорта продукции АПК потрачено 95 млн. руб., еще на 49 млн. руб. профинансировано мероприятие "Формирование системы продвижения экспорта продукции российского агропромышленного комплекса на зарубежных рынках". Как указано в Национальном докладе, в рамках этого мероприятия из федерального бюджета были выделены 100 млн. рублей на поддержку экспортеров продукции АПК путем предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом2.

По информации Минсельхоза России, на 27 сентября 2017 г. в России имеется всего 11 экспортно - ориентированных кооперативов в Республике Алтай, Краснодарском крае, Ростовской и Ульяновской областях3. Из них 8 кооперативов находятся в Республике Алтай, а 7 из 8 в качестве экспортной продукции обозначили панты марала.

Центросоюз России объявил в марте 2018 г., что создает первый в России экспортный кооператив. Предполагается, что на начальном этапе в экспортный кооператив войдут кондитерская мануфактура «Симбирское ателье»,

1 Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. - Москва, 2018. - С. 124.

2 Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. - Москва, 2018. - С. 125.

3 Кооперативы - экспортеры продукции АПК: Официальный сайт Минсельхоза России. - URL: http://mcx.ru/ministry/departments/departament - informatsionnoy - politiki - i - spetsialnykh -proektov/industry - information/info - kooperativy - eksportery - produktsii - apk/ (дата обращения: 18.05.2018).

кондитерская фабрика «Сласти» и Ульяновский облпотребсоюз. В качестве стартового проекта обозначен выход российской кондитерской продукции на рынок Китая 1.

Вместе с тем, по информации Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), экспортные сельхозкооперативы работают в 20 регионах нашей страны - Брянской, Волгоградской, Воронежской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областях, Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Республиках Тыва, Карелия, Башкортостан, Чувашской Республике и других 2.

Таким образом, очевидно, что Минсельхоз России не полностью владеет информацией по развитию экспортных кооперативов. Более того, весьма сомнительно, что их деятельность соответствует определению экспортного кооператива в терминологии Минсельхоза России (которая, правда, не нашла пока никакого подтверждения в нормативно - правовых актах). Так, на официальном сайте Минсельхоза России размещено определение экспортного кооператива как интегрированного объединения микро, малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков сельскохозяйственной продукции, оптово - распределительных центров, транспортных и логистических организаций для наращивания экспорта продукции агропромышленного комплекса на кооперативной основе3. Весьма сомнительно, что это определение можно использовать для разработки мер поддержки сбытовых кооперативов. Кооперация нужна прежде всего мелким и средним предприятиям, которые самостоятельно не в состоянии нести дополнительные расходы по выходу на внешние рынки.

Кроме того, Российская Федерация, став членом ВТО, приняла на себя обязательства, которые мы, как и все страны - члены ВТО, обязаны соблюдать. Так, Российская Федерация, как и все страны СНГ, являющиеся членами ВТО, приняла на себя обязательства не предоставлять экспортные субсидии национальным сельскохозяйственным производителям. Кроме того, страны -члены ВТО с конца 1990 - х годов последовательно обеспечивают, чтобы ни одна

1 Центросоюз создает первый в России экспортный кооператив. Новости официального сайта Центросоюза от 14 марта 2018 г. - URL: http://www.rus.coop/ru/articles/229 (дата обращения:: 18.05.2018).

2 Какая ситуация в России с экспортными сельхозпотребкооперативами? Официальный сайт АККОР. -URL: http://www.akkor.ru/statya/3937 - kakaya - situaciya - v - rossii - s - eksportnymi -selhozkooperativami.html (дата обращения: 18.05.2018).

3 Поддержка экспортных кооперативов: Официальный сайт Минсельхоза России. - URL: http://mcx.ru/ministry/departments/departament - informatsionnoy - politiki - i - spetsialnykh - proektov/industry - information/info - podderzhka - eksportnykh - kooperativov/ (дата обращения:: 19.05.2018).

страна - кандидат не вступила в ВТО с правом предоставления экспортных субсидий в сельском хозяйстве1.

В статье «Соглашения по сельскому хозяйству ВТО» четко указано, что попадает под понятие экспортной субсидии и, соответственно, подлежит сокращению и ограничению. К экспортным субсидиям относятся:

- предоставление правительствами или их учреждениями прямых субсидий, включая платежи натурой, фирме, отрасли промышленности, производителям сельскохозяйственного продукта, кооперативу или иной ассоциации таких производителей, или совету по сбыту, в зависимости от осуществления экспорта;

- продажа или передача для экспорта правительствами или их учреждениями некоммерческих запасов сельскохозяйственных продуктов по цене ниже сопоставимой цены, устанавливаемой на аналогичный продукт для покупателей на внутреннем рынке;

- выплаты при экспорте сельскохозяйственного продукта, которые финансируются посредством правительства, будь то за счет государственных средств или нет, включая выплаты, которые финансируются за счет выручки от сборов на соответствующий сельскохозяйственный продукт или на сельскохозяйственный продукт, из которого экспортный продукт получен;

- предоставление субсидий для снижения издержек обращения при экспорте сельскохозяйственных продуктов (кроме широко распространенных услуг по содействию развитию экспорта и консультационных услуг), включая расходы на погрузочно - разгрузочные работы, повышение качества продукции и прочие расходы по переработке, а также расходы, связанные с международными перевозками и фрахтом;

- тарифы на внутренние перевозки и фрахт при поставках на экспорт, установленные или предписанные правительствами на условиях более благоприятных, чем при перевозках грузов, не являющихся экспортными;

- субсидирование сельскохозяйственных продуктов в зависимости от их включения в экспортную продукцию2.

Как мы видим, финансирование мер, направленных на поддержку экспортных кооперативов, а также компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции относятся к экспортным субсидиям, что явно нарушает условия вступления

1 Бринк Ларс. Страны СНГ и ВТО: вопросы сельскохозяйственной политики и государственной поддержки. - ФАО ООН, 2014. - С.17.

2 Соглашение по сельскому хозяйству ВТО. Гарант: база данных. - URL: http://base.garant.ru/4059951/ (дата обращения: 19.05.2018).

России в ВТО. Кроме того, при увеличении объемов экспорта, если будет доказано, что наш субсидируемый экспорт нанес ущерб национальным производителям в другой стране, та страна имеет полное право ввести компенсационные меры.

Весьма интересны результаты осуществления мероприятия по созданию Центра анализа экспорта продукции АПК, как уже отмечалось, на которое в 2017 г. израсходовано 95 млн. рублей бюджетных средств, то есть денег налогоплательщиков. Несмотря на то, что Правительство Российской Федерации провозглашает открытость Правительства и широкое использование информационных технологий, которые облегчают доступ к информации, на официальном сайте Минсельхоза России невозможно найти ссылку на сайт созданного Центра, а в разделе, посвящённом поддержке экспорта продукции АПК, указано, что после утверждения соответствующего порядка оказания услуг Центром анализа экспорта продукции АПК соответствующая информация будет доведена в установленном порядке до отраслевых союзов (ассоциаций) и иных заинтересованных участников рынка1. Однако на практическом уровне российские экспортеры аграрной продукции часто сталкиваются с субъективными трудностями получения квалифицированной информации о «правилах игры» на рынках отдельных стран. Таким образом, Минсельхоз России решил ограничить доступ к весьма полезной для экспортеров и экспорто-ориентированных предприятий информации. Хотя перечень информационно-аналитической поддержки, оказываемой Центром анализа экспорта, весьма широк:

- составление страновых досье, включающих аналитические отчеты по объемам экспорта продукции АПК;

- мониторинг условий производства продукции АПК и внедрения инновационных технологий АПК в странах - импортерах, а также работы межправительственных комиссий;

- выявление действующих и создание новых торговых каналов экспорта российской продукции АПК;

- поиск и получение доступа к существующим каналам и источникам информации, а также организация новых информационных каналов;

- создание и обеспечение функционирования информационных ресурсов Центра в сети Интернет;

1 Аналитическая поддержка экспорта АПК: Официальный сайт Минсельхоза России. - URL: http://mcx.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-spetsialnykh-proektov/industry-information/info-analiticheskaya-podderzhka/ (дата обращения: 19.05.2018).

- внедрение интерактивных информационно-аналитических продуктов;

- издание периодической специализированной печатной литературы;

- издание статей, обзоров и релизов в деловой и специализированной прессе.

Но при этом снова возникают вопросы по целесообразности создания

подобного Центра, поскольку основным источником информации для многих экспортеров о существующих тарифных и нетарифных барьерах для входа с отечественной продукцией АПК на зарубежные рынки служат материалы, предоставляемые Торговыми представительствами Российской Федерации в 55 иностранных государствах, которые ежегодно составляют бизнес -путеводители. Конечно, не всегда информация, предоставляемая в бизнес -путеводителях в части экспорта продукции АПК и тенденций развития зарубежных рынков, является полной. Но есть примеры очень хороших и подробных информационных материалов, подготовленных торговыми представительствами России или Минэкономразвития России по таким странам, как Бельгия, Великобритания, Германия, Иран, Норвегия, Китай, Марокко, Япония и др.1. Кроме того, существует ряд национальных аналитических агентств, которые публикуют в том числе информацию по зарубежным рынкам сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, например, Институт конъюнктуры аграрного рынка, Совэкон. Свои аналитические материалы готовят и ряд отраслевых союзов.

Совершенно не нашло отражения участие в проекте развития экспорта продукции АПК российских объединений экспортеров - Национального союза экспортеров продовольствия и Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Несомненно, что требуется наличие информационного портала для экспортеров продукции АПК и экспорто-ориентированных предприятий, который бы аккумулировал всю необходимую информацию и обеспечивал бы свободный доступ к ней. Однако подобное предложение не нашло поддержки Минсельхоза России.

Результаты опроса экспортеров и экспорто-ориентированных сельхозтоваропроизводителей в мае - июле 2016 г. показали, что препятствиями для развития экспорта выступают и другие факторы, которые зависят от наличия или отсутствия опыта ведения внешнеэкономической деятельности конкретного предприятия. Одной из причин отказа производителей от расширения деятельности на внешние рынки выступает ограниченность как экономических,

1 Путеводитель для бизнеса. Портал внешнеэкономической информации. - URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/businessguide (дата обращения: 19.05.2018).

так и технологических возможностей увеличения объемов производства основных видов продукции. Кроме того, ограничение на расширение экспорта накладывает недостаточный уровень владения информацией по состоянию и перспективам развития зарубежных рынков, о действующих тарифных и нетарифных методах регулирования внешней торговли в России и зарубежных странах, отсутствие квалифицированных кадров по ведению внешнеэкономической деятельности в АПК.

В качестве наиболее важных факторов, влияющих на выбор страны для экспорта, респонденты выбрали наличие спроса и приемлемый для экспортера уровень цен на конкретный вид продукции, наличие надежного партнера для выхода на рынок другой страны, наличие согласованных правил ввоза продукции на территорию страны - импортера, наличие согласованных ветеринарных и прочих сертификатов со страной - импортером, а также развитая логистическая инфраструктура1.

Для экспорта пищевой продукции важно понимать, что многие страны предъявляют высокие требования к качеству и безопасности продукции. В ряде стран обязательным является наличие свидетельств о соответствии предприятия требованиям в области надлежащей производственной практики ^МР), которые в России внедрены только в производстве ветеринарных препаратов.

Ряд экспортеров указали и административные барьеры для увеличения ими объемов экспорта, в частности:

- действующее законодательство не предусматривает норм отклонений валютной выручки от стоимости задекларированной на экспорт продукции. В случае, если оплата получателем производится после приемки продукции, отклонения валютной выручки возникают в связи с частичной утратой продукции в пути по причине плохого состояния подвижного состава и при перевалке в портах;

- существуют административные барьеры в банковской сфере, связанные с отказом банков оформлять паспорта сделок на контракты с отдельными странами;

- сроки возмещения НДС за экспортируемую продукцию составляют от 5 до 12 месяцев. При поставках в страны ЕАЭС в список подтверждающих документов экспортера для получения НДС включено заявление импортера об

1 Пантелеева О.И., Ревенко Л.С., Акканина Н.В., Романюк М.А. Регулирование экспорта сельскохозяйственных товаров в России и за рубежом: Монография / Под ред. О.И. Пантелеевой, Л.С. Ревенко. - М.: Экономика, 2017. - 229 с.

уплате косвенных налогов или льготе по налогам. Фактически у экспортера отсутствует возможность контролировать добросовестность импортера в части уплаты налогов в своей стране. Также у экспортера отсутствует возможность контролировать налоговые органы импортера в части внесения данных об уплаченных импортером налогах или льготах в единый налоговый реестр стран ЕАЭС.

Существенное влияние на эффективность российского экспорта оказывают и внешние факторы: тенденции изменения мировой торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, конъюнктура мировых продовольственных рынков, таможенно - тарифные и нетарифные барьеры в торговле между странами, которые также необходимо учитывать при разработке национальной стратегии развития экспорта продукции АПК. Очевидно, что весьма интересным может быть опыт других стран по поддержке экспорта сельскохозяйственных товаров, в том числе с учетом ограничений и требований ВТО, поскольку экспортеры разных стран сталкиваются с практически одинаковыми проблемами. Так, О.Г. Овчинников отмечает, что реализация государственных программ в области экспорта продукции США преследует две основные цели: развитие существующих и открытие новых рынков сбыта и преодоление препятствий на пути роста экспорта. К числу последних автор относит такие негативные факторы, как недостаток информации об условиях работы на рынке, действиях конкурентов и т.п.; трудности, которые испытывают экспортеры в финансировании поставок; проблемы развития экономики стран, представляющих собой перспективные рынки сбыта, и, как следствие, их неспособность удовлетворить спрос; внешнеторговая политика стран -импортеров, особенно в отношении установления нетарифных барьеров. Автор выделяет также и смену приоритетов внешнеторговой аграрной политики, что в значительной степени обусловлено требованиями ВТО по ограничению мер прямой поддержки экспорта1.

Характеризуя зарубежный опыт стимулирования экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, Л.С. Ревенко отмечает, что в «отраслевом разрезе стимулирование экспорта сельскохозяйственных товаров относится к приоритетным в программах государственной поддержки внешней торговли в развитых странах, а средства стимулирования - преимущественно к нетарифным ограничениям». Автор акцентирует внимание на том, что наиболее часто используют экспортные субсидии. Однако зарубежный опыт

1 Овчинников О.Г. Государственное регулирование аграрного экспорта в США: Опыт для России // Никоновские чтения. - 2017. - № 22. - С.412 - 414.

регулирования экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия отличается широким спектром целеполаганий и, как следствие, многообразием методов и инструментов1.

Несмотря на рост объемов экспорта, Российская Федерация остается чистым импортером сельскохозяйственного сырья и продовольствия, хотя по зерну и растительным маслам устойчивого входит в десятку ведущих стран -экспортеров. Вместе с тем объемы экспорта в стоимостном выражении в 20 или 30 млрд. долл. США не позволят России достичь уровня первых пяти стран -экспортеров сельскохозяйственных товаров.

Однако экспорт продукции является источником роста доходов сельхозтоваропроизводителей и может рассматриваться как одно из направлений расширения сбыта продукции предприятия. Анализ системы поддержки показал, что требуется доработка мер поддержки с учетом как запросов экспортеров и экспорто-ориентированных товаропроизводителей, так и требований ВТО. Целесообразно создать информационный портал для экспортеров продукции АПК с размещением информации по мерам государственной поддержки несырьевого экспорта, специализированных изданий и интернет - ресурсов, освещающих особенности экспорта продукции АПК и направления государственной поддержки экспортеров. Получение обратной связи от экспортеров возможно не только путем проведения опросов и анкетирования, но и ежегодного специализированного форума экспортеров продукции АПК.

Существенное влияние на увеличение объемов экспорта продукции АПК, на наш взгляд, могут оказать мероприятия по содействию внедрения систем менеджмента качества и систем управления безопасностью пищевых продуктов, стандартов надлежащей производственной практики на предприятиях -потенциальных экспортерах пищевой продукции; внедрения системы прослеживаемости пищевой продукции; содействию расширения кооперационных связей между экспортерами сельскохозяйственной продукции на территории ЕАЭС; организации взаимодействия по вопросам внедрения международных стандартов на отдельные виды продукции, вопросам маркировки продукции, пищевой гигиены, пищевых добавок и процедур исследования безопасности пищевых продуктов и биотехнологий.

1 Ревенко Л.С. Использование зарубежного опыта продвижения сельскохозяйственных товаров на внешние рынки для формирования российской экспортной стратегии // Вестник МГИМО -Университета. - 2017. - 1 (52). - С. 215

Библиография/References:

1. Акканина Н.В., Романюк М.А. Развитие российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия: проблемы и перспективы для внутреннего и внешнего рынков // Никоновские чтения. - 2017. - № 22. - С.27 - 32.

2. Бринк Ларс. Страны СНГ и ВТО: вопросы сельскохозяйственной политики и государственной поддержки. - ФАО ООН, 2014. - 70 с.

3. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы. - М., 2018. - 247 с.

4. Овчинников О.Г. Государственное регулирование аграрного экспорта в США: Опыт для России // Никоновские чтения. - 2017. - № 22. - С.412 - 414.

5. Пантелеева О.И. К вопросу о совершенствовании мер поддержки экспорта сельскохозяйственных товаров в Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 10. - С. 78 - 84.

6. Пантелеева О.И., Ревенко Л.С., Акканина Н.В., Романюк М.А. Регулирование экспорта сельскохозяйственных товаров в России и за рубежом: Монография / Под ред. О.И. Пантелеевой, Л.С. Ревенко. - М.: Экономика, 2017. -229 с.

7. Ревенко Л.С. Использование зарубежного опыта продвижения сельскохозяйственных товаров на внешние рынки для формирования российской экспортной стратегии // Вестник МГИМО - Университета. - 2017. -№ 1 (52). - С. 212 - 226.

8. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО // Гарант. - URL: http://base.garant.ru/4059951/ (дата обращения: 19.05.2018).

9. Martin, Will, Laborde, David. The Free Flow of Goods and Food Security and Nutrition in the book Global Food Policy Report 2018, International Food Policy Research Institute, 2018. P.20 - 28

10.Members' participation in the normal growth of world trade in agricultural products - Article 18.5 of the Agreement on Agriculture. Note by the Secretariat. Committee on Agriculture, WTO. G/AG/W/32/Rev.15 5 February 2016. 90 p.

11 .The State of Agricultural Commodity Markets Trade and food security: achieving a better balance between national priorities and the collective good. - FAO, 2015. - 75 p.

12.World Trade Statistical Review 2017. World Trade Organization, 2017. - 177 p.

1. Akkanina, N.V., Romaniuk, M.A. (2017) Razvitie rossiiskogo eksporta sel'skokhoziaistvennogo syr'ia i prodovol'stviia: problemy i perspektivy dlia vnutrennego i vneshnego rynkov [Development of Russian agricultural and food exports: problems and prospects for domestic and foreign markets] // Nikonovskie chteniia [Nikonov readings]. - № 22. - P.27 - 32. (In Russ.)

2. Brink, Lars (2014) Strany SNG i VTO: voprosy sel'skokhoziaistvennoi politiki i gosudarstvennoi podderzhki [The CIS countries and the WTO: issues in agricultural policies and government support.]. - FAO OON. - 70 p. (In Russ.)

3. Natsional'nyi doklad o khode i rezul'tatakh realizatsii v 2017 godu Gosudarstvennoi programmy razvitiia sel'skogo khoziaistva i regulirovaniia rynkov sel'skokhoziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2013 - 2020 gody [National report on the progress and results of the implementation of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013 - 2020]. - M., 2018. - 247 p. (In Russ.)

4. Ovchinnikov, O.G. (2017) Gosudarstvennoe regulirovanie agrarnogo eksporta v SShA: Opyt dlia Rossii [State regulation of agricultural exports in the USA: Experience for Russia] // Nikonovskie chteniia [Nikonov readings]. - № 22 - P. 412 -414. (In Russ.)

5. Panteleeva, O.I. (2017) K voprosu o sovershenstvovanii mer podderzhki eksporta sel'skokhoziaistvennykh tovarov v Rossiiskoi Federatsii [To the Question of Improvement of Support Measures of Agricultural Products in the Russian Federation] // Ekonomika sel'skogo khoziaistva Rossii [Economics of Agriculture of Russia]. -№ 10. - P. 78 - 84. (In Russ.)

6. Panteleeva, O.I., Revenko, L.S., Akkanina, N.V., Romaniuk, M.A. (2017) Regulirovanie eksporta sel'skokhoziaistvennykh tovarov v Rossii i za rubezhom [Regulation of agricultural goods export in Russia and abroad]: Monografiia / Pod red. O.I. Panteleevoi, L.S. Revenko. - M.: Ekonomika. - 229 p. (In Russ.)

7. Revenko, L.S. (2017) Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta prodvizheniia sel'skokhoziaistvennykh tovarov na vneshnie rynki dlia formirovaniia rossiiskoi eksportnoi strategii [Implementing International Experience in Promoting Agricultural Goods to Foreign Markets: the Russian Export Strategy] // Vestnik MGIMO -Universiteta [MGIMO Review of International Relations]. - № 1 (52). - P. 212 - 226. (In Russ.)

8. Soglashenie po sel'skomu khoziaistvu VTO [WTO Agreement on Agriculture] // Garant. - URL: http://base.garant.ru/4059951/ (data obrashcheniia: 19.05.2018) (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.