Научная статья на тему 'Реализация государственной подпрограммы развития экспорта продукции агропромышленного комплекса'

Реализация государственной подпрограммы развития экспорта продукции агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ АПК / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА. / AGRICULTURAL EXPORT / STRUCTURE OF FOOD EXPORTS / BUDGET SUP- PORT FOR EXPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балеевских А. С.

В условиях меняющегося глобального мира, волатильности на международных товарных рынках, санкционно-антисанкционной войны растет роль не нефтегазового экспорта для улучшения платежного баланса и развития экономики Российской Федерации. В этой связи растет роль экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Важность данного вопроса отражена в поручениях Президента и Правительства Российской Федерации, а также с 2017 года в Госпрограмме развития отрасли агропромышленного комплекса в виде приоритетного национального проекта. В исследовании подтверждается поставленная гипотеза о том, что приоритетный проект по продвижению экспорта необходим и в целом эффективен. За последние годы, в силу развития отрасли АПК, в частности, успехов в отрасли растениеводства, растет экспортный потенциал по сельскохозяйственной продукции, увеличиваются объемы экспортных поступлений за поставки продовольствия. При разнонаправленных тенденциях по снижению доли энергоносителей во внешнеэкономической деятельности, растет доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме экспорта. Отчетные индикаторы по приоритетному проекту выполняются с запасом, однако имеются существенные резервы повышения эффективности. Во-первых, неэффективно планируется и исполняется бюджет финансового обеспечения реализации проекта. Вовторых, товарная структура экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия явно нуждается в оптимизации с точки зрения доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Сегодня превалирует низкотехнологичная продукция, сырье, в частности, зерно. Готовые продукты составляют всего 17,8% от общего аграрного экспорта. В-третьих, в разрезе стран-покупателей российской продукции недостаточную долю занимает торговля с крупными стратегически важными партнерами нашей страны в рамках БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балеевских А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE SUBPROGRAMME OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL EXPORT

In the context of a changing global world, volatility in international commodity markets, and the anti-sanction war, the role of non-oil and gas exports is growing to improve the balance of payments and develop the economy of the Russian Federation. In this regard, the growing role of food exports and export of agricultural raw materials is evident. The importance of this issue is reflected in the instructions of the President and the Government of the Russian Federation, and also beginning from the year 2017 in the State Program for the Development of the Agricultural Sector as a priority national project. The study confirms the hypothesis that a priority project, intended for promoting exports, is necessary and generally effective. In recent years, due to the development of the agro-industrial sector, in particular, success in the crop production, the export potential for agricultural products has increased, the volume of export earnings for food supplies has increased also. Given multidirectional trends to reducing the share of energy carriers in foreign trade, the share of food and agricultural raw materials in total exports is growing. The objectives of the priority project for accounting period have been effected in full, but there are significant reserves for improving efficiency. Firstly, the budget for financial support for the project implementation has been planned and executed ineffectively. Secondly, the commodity structure of exports of agricultural products and food needs optimization evidently in terms of the share of high value-added products. Today low-tech products, raw materials, in particular, grain prevail. Finished products amount only to 17.8% of total agricultural exports. Thirdly, in the context of countries-buyers of Russian products, trade with large strategically important partners of our country in the framework of BRICS takes an insufficient share.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной подпрограммы развития экспорта продукции агропромышленного комплекса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ECONOMIC SCIENCES

УДК 338.43 DOI: 10.24411/1999-6837-2018-14117

ГРНТИ 06.71.07

Балеевских А.С., канд.экон.наук, доцент,

Пермский государственный аграрно-технологический университет, г. Пермь, Пермский край, Россия, E-mail: katol81@narod.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

© Балеевских А.С., 2018

В условиях меняющегося глобального мира, волатильности на международных товарных рынках, санкционно-антисанкционной войны растет роль не нефтегазового экспорта для улучшения платежного баланса и развития экономики Российской Федерации. В этой связи растет роль экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Важность данного вопроса отражена в поручениях Президента и Правительства Российской Федерации, а также с 2017 года в Госпрограмме развития отрасли агропромышленного комплекса в виде приоритетного национального проекта. В исследовании подтверждается поставленная гипотеза о том, что приоритетный проект по продвижению экспорта необходим и в целом эффективен. За последние годы, в силу развития отрасли АПК, в частности, успехов в отрасли растениеводства, растет экспортный потенциал по сельскохозяйственной продукции, увеличиваются объемы экспортных поступлений за поставки продовольствия. При разнонаправленных тенденциях по снижению доли энергоносителей во внешнеэкономической деятельности, растет доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме экспорта. Отчетные индикаторы по приоритетному проекту выполняются с запасом, однако имеются существенные резервы повышения эффективности. Во-первых, неэффективно планируется и исполняется бюджет финансового обеспечения реализации проекта. Во- вторых, товарная структура экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия явно нуждается в оптимизации с точки зрения доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Сегодня превалирует низкотехнологичная продукция, сырье, в частности, зерно. Готовые продукты составляют всего 17,8% от общего аграрного экспорта. В-третьих, в разрезе стран-покупателей российской продукции недостаточную долю занимает торговля с крупными стратегически важными партнерами нашей страны в рамках БРИКС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ АПК, СТРУКТУРА ЭКСПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА.

UDC 338.43(571.63)

Baleevskikh A.S., Cand. Econ. Sci., Associate Professor, Perm State Agrarian and Technological University, Perm, Permsky Kray, Russia, E-mail: kato181@narod.ru 1

IMPLEMENTATION OF THE STATE SUBPROGRAMME OF THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL EXPORT

In the context of a changing global world, volatility in international commodity markets, and the anti-sanction war, the role of non-oil and gas exports is growing to improve the balance of payments and develop the economy of the Russian Federation. In this regard, the growing role offood exports and export of agricultural raw materials is evident. The importance of this issue is reflected in the instructions of the President and the Government of the Russian Federation, and also beginning from

the year 2017 in the State Program for the Development of the Agricultural Sector as a priority national project. The study confirms the hypothesis that a priority project, intended for promoting exports, is necessary and generally effective. In recent years, due to the development of the agro-industrial sector, in particular, success in the crop production, the export potential for agricultural products has increased, the volume of export earnings for food supplies has increased also. Given multidirectional trends to reducing the share of energy carriers in foreign trade, the share of food and agricultural raw materials in total exports is growing. The objectives of the priority project for accounting period have been effected in full, but there are significant reserves for improving efficiency. Firstly, the budget for financial support for the project implementation has been planned and executed ineffectively. Secondly, the commodity structure of exports of agricultural products and food needs optimization evidently in terms of the share of high value-added products. Today low-tech products, raw materials, in particular, grain prevail. Finished products amount only to 17.8% of total agricultural exports. Thirdly, in the context of countries-buyers of Russian products, trade with large strategically important partners of our country in the framework of BRICS takes an insufficient share.

KEY WORDS: AGRICULTURAL EXPORT, STRUCTURE OF FOOD EXPORTS, BUDGET SUPPORT FOR EXPORTS.

Уже более шести лет как наша страна официально вступила в ВТО, что предполагало не только риски увеличения импорта сельскохозяйственной продукции, но и расширение возможностей по росту объемов экспорта продовольствия. Но, как показала практика, после вступления в ВТО объемы экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия практически не изменились. В дальнейшем, в связи с изменением условий ведения внешнеэкономической деятельности, вызванным поэтапным введением внешнеполитических санкционных и контрсанкционных ограничений, наиболее остро встал вопрос не только импортозаме-щения в сельском хозяйстве и продовольственном подкомплексе, но и роста объемов экспорта агропродовольственной продукции. Повышение эффективности продвижения отечественных аграриев на международные рынки нашло свое отражение в поручениях Президента [1] и Правительства [2] Российской Федерации, согласно которых в Государственную программу был включен раздел по поддержке экспорта продукции АПК, в рамках которого осуществляется реализация приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» [3].

Необходимо добавить, что в настоящее время тема статьи как никогда актуальна, справедливость данного тезиса подтверждается свежей новостью об объявлении Мин-сельхозом РФ конкурса на разработку концепции развития экспорта сельхозпродукции, продуктов питания и напитков на китайский рынок. На разработку концепции

планируется потратить 20 млн. рублей (а ведь это даже не Программа развития экспорта продовольствия в КНР, а всего лишь её концепция) [4].

Методика. Данное исследование подготовлено для целей оценки эффективности реализации подпрограммы содействия экспорту сельскохозяйственной продукции и возможной последующей разработки мероприятий по совершенствованию данной работы ответственных исполнительных органов государственной власти. В статье применены практически все общеэкономические научные методы, в рамках научной гипотезы использовано предположение о росте эффективности деятельности по продвижению сельскохозяйственного экспорта в связи с выделением финансовых ресурсов по данному направлению.

Результаты. Главным направлением стратегического развития нашей страны в современном глобальном и меняющемся мире является развитие транснациональной кооперации и экспорта. При этом основная доля экспортных поступлений в стране традиционно зависит от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары [5]. В существующих кризисных условиях, обусловленных санкционными воздействиями и волатильностью цен на нефтяные углеводороды, остро встает вопрос не только им-портозамещения, но и диверсификации экспорта, в том числе за счет роста внешних отгрузок сельскохозяйственного сырья и продуктов питания (табл. 1). Поэтому, в целях

поддержки экспорта сельхозпродукции согласно поручений Президента и Председателя Правительства РФ в состав Госпрограммы развития аграрной сферы был включен приоритетный национальный проект «Экспорт продукции АПК». Реализация данного проекта осуществляется с 2017 года в рамках проведения трех основных мероприятий:

1) Формирование системы продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции за рубежом.

2) Финансирование мероприятий ветеринарного и фитосанитарного надзора по расширению доступа на продовольственные

рынки других государств отечественных продовольственных товаров.

3) Создание специальной структуры по анализу экспорта товаров агропромышленного комплекса и исследованию зарубежных рынков сбыта.

Как показывает элементарный анализ динамики экспорта сельскохозяйственной продукции, новые методы госрегулирования экспорта дали свои плоды: темп прироста реализации за рубеж продовольствия и сельскохозяйственного сырья составил к докризисному 2013 году 27%, выросла и доля данной товарной группы в общем товарообороте (табл. 1).

Таблица1

Динамика объема и удельного веса экспорта продовольствия в общем объеме экспорта товаров РФ,

млн. долл., %

Наименование товарной группы 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017г/ 2013г

стоимость в% к итогу стоимость стоимость стоимость стоимость в% к итогу

Всего экспорт 527266,4 100,0 497833,7 343542,8 283652,0 357766 ,5 100,0 67,9

В т.ч. продовольствие и сельскохозяйственное сырье 16227,5 3,1 18981,0 16 209,3 17075,0 20 699,0 5,8 127,6

На сегодня доля продовольствия в экспорте нашей страны уже сопоставима с долей экспорта продукции такого значимого сектора экономики как оборонно-промышленный комплекс, и это не предел [6]. Так

Анализ выполнения целевых кри

как проект развития экспортного потенциала отечественного сельского хозяйства реально существует с 2017 года, на сегодня можно подвести итоги только по одному году его реализации (табл. 2).

Таблица 2

■■ Программы развития экспорта

Целевой индикатор План Факт Выполнение

Темп роста экспорта продовольствия и сельхозсырья,% 106 121,1 114%

Объем экспорта продовольствия и сель-хозсырья, млрд. долл. 17,9 20,7 116%

Организация инспекционных визитов аудиторов стран-импортеров, раз 5 24 480%

Необходимо констатировать, что планируемые индикаторы Программы развития экспорта были с блеском перевыполнены по всем трем оценочным индикаторам. Годовой прирост экспорта составил 21,1%, что более чем на 14% превышает плановое значение. Объем экспорта по данной группе номенклатуры товаров в рамках Программы планировался на уровне 17900 млн. долл. долл. США, по факту 2017 года суммарная

стоимость отгруженных за границу товаров составила 20699 млн. долл. долл.

Количество инспекционных визитов квалифицированных аудиторов стран-импортеров, а также экспертов Международного эпизоотического бюро и других международных организаций, посещающих места производства продукции в Российской Федерации с целью одобрения или подтвержде-

ния экспорта вместо плановых пяти составило 24 выезда, то есть в среднем по 2 приема иностранных делегатов в месяц [7].

Основной прирост абсолютных значений продовольственного экспорта (табл. 3.) обеспечен за счет поставок за рубеж зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности (1,9 млрд. долл. США к уровню 2016 года) и экспорт продукции масложиро-вой промышленности (0,5 млрд. долл. США к уровню 2016 года). В относительных величинах максимальный прирост за год получен

по экспорту сахарной продукции - рост более чем в 2,3 раза и по мясопродукции, экспортные отгрузки которой увеличились практически в 1,5 раза.

В общей структуре экспорта основными товарными группами являются зерно и продукция мукомольно-крупяной промышленности, готовая к употреблению продукция, рыба и гидробионты, продукция масложиро-вой пищевой промышленности, мясо и мясопродукты (рис.1).

Таблица 3

Динамика экспорта продукции АПК за 2016 - 2017 гг., млрд. долл. США

Вид продукции 2016 год 2017 год Динамика Темп роста, %

Всего продовольствие, в том числе 17,1 20,71 3,61 121%

зерно, мука, крупы 5,86 7,76 1,90 132%

готовая продукция 3,21 3,68 0,47 115%

рыба и гидробионты 3,02 3,48 0,46 115%

масложировая продукция 2,21 2,71 0,50 123%

свеклосахарная продукция 0,18 0,42 0,24 233%

мясо и мясопродукция 0,22 0,32 0,10 145%

прочая продукция 2,4 2,34 -0,06 98%

Рис. 1. Структура экспорта Как видно из рисунка, экспортируемая продукция в целом не отличается высоким уровнем добавленной стоимости и технологичности. Примерно треть экспорта - это зерно, являющееся, по сути, сырьевым товаром. Готовая к употреблению продовольственная продукция, обладающая наибольшей в данной товарной группе добавленной стоимостью, занимает в общей структуре менее одной пятой части (всего 17,8%).

продукции АПК за 2017 год

Не менее интересной является страно-вая структура экспорта продовольствия. Основными покупателями продукции российского АПК являются страны дальнего зарубежья, на которые в 2017 году пришлось 76,7% всей стоимости экспорта российских продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, или 15,9 млрд. долл. (рис. 2).

Лидерами среди всех стран - импортеров данной укрупненной группы товаров в

2017 году стали Египет с объемом экспорта 1,79 млрд. долл., на втором месте (после улаживания дипломатических разногласий с этой страной товарооборот вырос) идет Турция (1,78 млрд.), на третьем месте находится

Представляется нелогичным, что Китай потребляет меньше продовольствия из Российской Федерации, чем Египет и Турция. Ведь КНР - это наш стратегический партнер, географически удобно расположенный, при этом имеющий колоссальный объем потребительского рынка. По ключевой позиции отечественного товарного экспорта - зерну, даже Вьетнам является более ёмким потребителем. Такой же вопрос и по другому важ-

Китай (1,77 млрд.), далее идут Южная Корея (1,46 млрд.), Казахстан (1,45 млрд.) и Республика Беларусь (1,01 млрд. долл. США) [8].

'СЬ

нейшему партнеру по БРИКС - Индии, экспортное сотрудничество с данной традиционно дружественной страной необходимо развивать сообразно росту роли экономики данной страны в мировом ВВП и росту уровня жизни её населения.

В целом положительных текущих результатов по развитию агропродовольствен-ного экспорта невозможно было бы добиться без соответствующего финансового обеспечения (табл.4).

Рис. 2. Структура экспорта продукции агропромышленного комплекса в разрезе стран-импортеров, 2017 год

Таблица 4

Финансирование мероприятий по проекту «Экспорт продукции АПК» за 2017 год, млн. руб.

Вид продукции План Факт Исполнение,%

Всего 845,8 694,3 82%

Формирование системы продвижения экспорта продукции АПК 109,7 49,3 45%

Содействие деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору 550,9 550,3 100%

Создание центра анализа экспорта продукции агропромышленного комплекса и изучение потенциальных зарубежных рынков сбыта 185,2 94,70 51%

Несмотря на удовлетворительные в целом результаты, анализируя кассовое исполнение бюджета на реализацию обеспечивающих мероприятий по приоритетному национальному проекту «Экспорт продукции АПК», сложно сделать вывод о том, что бюджетные средства по финансированию

данной программы расходуются эффективно. Например, средства по основному мероприятию по прямой поддержке экспорта в виде предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным транспортом

были освоены менее чем на половину. Практически такая же ситуация и по маркетинговому сопровождению проекта.

Выводы и рекомендации.

1. В результате проведенного исследования подтверждена гипотеза о том, что в целом результаты реализации приоритетного проекта по продвижению экспорта аг-ропродовольствия можно признать как удовлетворительные. За первый год реализации проекта достигнут рост объема экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 21,1%, достигнут рекордный суммарный денежный объем экспортной выручки по стране в размере 20,7 млрд. долл. Также можно констатировать незначительный рост удельного веса этой товарной группы в общем объеме экспорта страны.

2. Структура экспорта агропродоволь-ствия далека от совершенства как в разрезе товаров, так и в разрезе стран-контрагентов. Львиную долю поставок занимает продукция сырьевого характера, готовая продукция составляет менее пятой части от общего объема экспорта. Неоправданно мал экспорт продовольствия нашим стратегическим политическим партнерам, например, Китаю и Индии.

3. Финансирование проекта по общему объему запланированных в федеральном

Список литературы

1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию// Режим доступа: http://base.garant.ru/12172719/#friends. (дата обращения 12.08.2018).

2. Об обеспечении выполнения поручений Президента России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года// Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/404/21089/. (дата обращения 12.08.2018).

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы// Режим доступа: http://mcx.ru/documents/document/v7_show/36971..htm (дата обращения 09.01.2018).

4. Минсельхоз может потратить 20 млн рублей на создание концепции развития экспорта в Китай// Режим доступа: https://agrovesti.net/news/indst/miffielkhoz-mozhet-potratit-20-mln-rublej-na-sozdame-kontseptsii-razvitiya-eksporta-v-kitaj.html (дата обращения 15.10.2018).

5. Балеевских, А.С. Современные тенденции формирования экспортно-импортных потоков продовольствия в России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - №4 (2). - 2018. - С.149-152.

6. Катлишин, О.И. Экспорт и импорт Российской Федерации в современных внешнеэкономических условиях. Сборник: Сфера обращения: проблемы и перспективы развития. Коллективная монография. Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». Пермь, 2016. C. 4-13.

7. Российский статистический ежегодник // Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения 04.07.2018).

8. Агропромышленный комплекс России в 2016 году.// Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/a1f/a1f35fa1cdfae9cf21c8a85333c73632.pdf (дата обращения 07.03.2018).

Reference

1. Perechen' poruchenij po realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu (List of Instructions on the Implementation of the President's Message to the Federal Assembly), URL: http://base.gar-ant.ru/12172719/#friends. (data obrashcheniya 12.08.2018).

бюджете средств по плану представляет собой очень серьёзные суммы, однако средства расходуются недостаточно эффективно.

Предложения.

1. Необходимо повысить результативность продвижения экспорта проекта за счет роста эффективности использования бюджетных средств. Для этой цели можно разработать методику оценки результатов реализации проекта, в том числе, через призму эффективности расходования федеральных субсидий. Также следует повысить оперативность ведомственных и межведомственных бюрократических процедур по реализации проекта, в частности, в части его финансирования.

2. В рамках работы по продвижению экспорта необходимо сделать акцент на приоритетное стимулирование совершенствования его товарной структуры и наращиванию объемов отгрузок продукции в такие перспективные растущие рынки как Китай, Индия и т.д. Кроме того, при выстраивании внешнеэкономической деятельности, необходимо обращать пристальное внимание на сальдо торгового баланса данной товарной группы по странам-партнерам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ob obespechenii vypolneniya poruchenij Prezidenta Rossii po realizacii Poslaniya Prezidenta Feder-al'nomu Sobraniyu ot 3 dekabrya 2015 goda (Re: Ensuring Accomplishment of the Instructions of the President of Russia on Implementation of the President's Message to the Federal Assembly of December 3, 2015), URL: http://government.ru/orders/selection/404/21089/. (data obrashcheniya 12.08.2018).

3. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva i reguliro-vaniya rynkov sel'skohozyajstven-noj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody (State Program for Development of Agriculture and Regulation of the Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food for Years 2013-2020), URL:http://mcx.ru/documents/document/v7_show/36971..htm (data obrashcheniya 09.01.2018).

4. Minsel'hoz mozhet potratit' 20 mln rublej na sozdanie koncepcii razvitiya ehksporta v Kitaj (The Ministry of Agriculture Can Spend 20 Million Rubles to Create a Concept for the Development of Exports to China), URL: https://agrovesti.net/news/indst/minselkhoz-mozhet-potratit-20-mln-rublej-na-sozdanie-kontseptsii-razvitiya-ek-sporta-v-kitaj.html (data obrashcheniya 15.10.2018).

5. Baleevskih, A.S. Sovremennye tendencii formirovaniya ehksportno-importnyh potokov prodovol'stviya v Rossii (Current Trends in the Formation of Export-Import Food Flows in Russia), Konkurentosposobnost' v glob-al'nom mire: ehkonomika, nauka, tekhnologii, No 4 (2), 2018, PP. 149-152.

6. Katlishin, O.I. Ehksport i import Rossijskoj Federacii v sovremennyh vneshneehkonomicheskih usloviyah. Sbornik: Sfera obrashcheniya: problemy i perspektivy razvitiya. Kollektivnaya monografiya (Export and Import of the Russian Federation under Present-day Foreign Economic Conditions. Collection: Sphere of Appeal: Problems and Prospects. Collective Monograph), Permskij institut (filial) FGBOU VO «Rossijskij ehkonomicheskij universitet im. G.V. Plekhanova», Perm', 2016, PP. 4-13.

7. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik (Russian Statistical Yearbook), URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (data obrashcheniya 04.07.2018).

8. Agropromyshlennyj kompleks Rossii v 2016 godu (Agro-Industrial Complex of Russia in 2016), URL: http://mcx.ru/upload/iblock/a1f/a1f35fa1cdfae9cf21c8a85333c73632.pdf (data obrashcheniya 07.03.2018).

УДК 338.431.7+316.35 DOI: 10.24411/1999-6837-2018-14118

ГРНТИ 68.75.01; 04.41.31

Гусманов Р.У., док. экон. наук, профессор,

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия; Стовба Е.В., канд. экон. наук, доцент, Стовба А.В., канд. филос. наук, доцент,

Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Респулика Башкортостан, Россия; E-mail: stovba2005@rambler.ru

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

© Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В., 2018

В статье обосновывается необходимость изучения современного социально-экономического положения сельской молодежи регионов Российской Федерации. Молодежь сельских территорий рассматривается как точный индикатор социальных проблем в общественной жизни. В статье представлены результаты исследования актуальных социальных и экономических проблем молодежи сельских территорий на примере Республики Башкортостан в условиях модернизации аграрного сектора региона. Дана оценка современного состояния демографической ситуации, трудоустройства и занятости, оплаты труда сельскохозяйственных работников региона. Определены ключевые условия социальной адаптации молодежи к условиям жизни в сельской местности. Исследуется роль и значение социальных факторов в повышении уровня экономической эффективности сельскохозяйственного производства. По результатам социологического мониторинга определены основные жизненные интересы сельской молодежи исследуемого региона. Показаны особенности трудовой мотивации и выделены возможности ее повышения в сельскохозяйственном труде для мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.